Конспект урока по продуктивному чтению 2 класс

Обновлено: 03.07.2024

Вашему вниманию предложена разработка урока чтения "Н.Носов " на горке", где за счет овладения приемами на этапах чтения до чтения, во время чтения и после чтения обеспечивается понимание текста.

Оценить 2055 1

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Урок литературного чтения, проведённый во 2 классе

Учитель начальных классов

Яловая Татьяна Николаевна

2017-2018 учебный год

Слайд 1

Тип урока: изучение нового материала.

Организационный момент.

Молодцы! Если вы будите соблюдать эти правила на уроке, у нас всё получится.

Мотивация учебной деятельности.

- Кого можно назвать настоящим другом? (того, кто в беде не бросит, лишнего не спросит, друг всегда придёт на помощь).

- Зачем нужны друзья? (играть, общаться, помогать друг другу).

Речевая разминка.

Прочитайте стихотворение, выбрав подходящий способ чтения, необходимую интонацию:

Слайд 2

Коля Кнопкин проживает

В нашем доме пятый год.

Не скандалит, не хворает,

Не дерётся, не ревёт…

Подрастает этот мальчик

Не по дням, а по часам…

Не умеет этот мальчик

Ничего на свете сам:

Ни убрать свою кровать,

Ни башмак зашнуровать.

- Почему вы решили читать так?

- Нужно ли читать с осуждением?

- Какие качества ценятся в людях больше всего?

- А что вы умеете делать лучше всего?

- Прочитайте стихотворение выразительно.

Актуализация знаний.

Слайд 3

- Внимательно прочитайте слова в каждом столбике.

- В 1 столбике герои, во 2 – название произведения.

- Установите соответствие между словами первого и второго столбиков.

Слайд 4

- Что вы знаете о Николае Николаевиче Носове? (Он сочинял весёлые рассказы о детях).

Слайд 5,6

- Какие произведения этого писателя вы читали?

Работа с текстом до чтения

- О чём рассказ? Ваши предположения?

- О какой горке предлагает нам узнать Николай Носов? (О снежной горке).

- А какие ещё зимние развлечения вы знаете? (Катание на санках, коньках, лыжах).

Работа над материалом урока. Работа с текстом во время чтения.

Чтение рассказа учащимися.

Физкультминутка

Беседа по содержанию текста.

- Кто вам понравился из героев? (Ребята).

- Что именно понравилось в ребятах? (Они трудолюбивые, дружные).

- А все ли ребята были такие? (Нет).

- Кого вы имеете в виду? (Котьку).

- Каким словом характеризует автор Котьку в начале рассказа? (Хитрый).

- А в конце рассказа Котька изменился? (Да).

- Кто ему помог измениться? (Ребята).

Работа с текстом после чтения.

Смысловая беседа по тексту.

- Ребята, скажите, кто из героев совершил ошибку? (Котька).

- Какую ошибку он совершил? (Испортил горку).

- Исправил ли он свою ошибку?

- А вы бы смогли признать свою ошибку?

- Чему учит это произведение?

Словарная работа.

Слайд 7

Дворницкая – помещение для дворника, поддерживающего порядок и чистоту на улице.

Четвереньки – поза, в которой человек стоит, одновременно опираясь на обе руки и ноги.

- Найдите в тексте предложения, где говорится о дворницкой.

- Найдите предложение, где говорится о том, как Котька слезал с горки на четвереньках.

Беседа по содержанию текста.

- А сейчас проверим, как вы внимательно слушали рассказ. Поработаем в парах.

У вас на партах лежат листочки с вопросами, выберите правильные ответы.

Что ребята построили во дворе?

Чем занимался Котька во время строительства горки?

работал вместе с ребятами

сидел дома и смотрел, как другие трудятся

Что сделал Котька, когда ребята ушли?

быстро нацепил коньки и выскочил во двор

продолжал смотреть телевизор

стал строить свою горку

Почему Котька не смог взобраться на горку?

не пустили ребята

горка была высокой

горка была скользкой

Что придумал Котька для того, чтобы взобраться на горку?

посыпал песком и взобрался

решил гулять в другом месте

Как ребята отнеслись к поступку Котьки?

похвалили и стали кататься вместе

побили и не стали разговаривать

посыпал горку снегом и сделал ступеньки

принёс конфеты и раздал ребятам

не стал ничего исправлять

Повторное чтение.

Физкультминутка

Самостоятельная работа (в группах). Слайд 8,9,10,11

- Сейчас вы будете работать в группах, каждой группе предстоит исследовать текст по своему заданию.

- По рисункам учебника восстановите порядок событий рассказа. Подумайте, каких рисунков не хватает (Котька засыпает горку снегом и делает ступеньки).

- Выберите и подчеркните слова, которые характеризуют главного героя:

- Найдите ошибки в предложениях:

А Котьке работать не понравилось.

А когда ребята ушли, он медленно оделся, взял лыжи и выскочил во двор.

Ребята посыпали горку снегом, а Котька снова водой полил.

- Выберите пословицы, которые подходят к тексту:

Друзья познаются в беде.

Делу время – потехе час.

Поспешишь – людей насмешишь.

Любишь кататься – люби и саночки возить.

Проверка выполненного задания, приглашается 1 учащийся от группы.

Слайд 12

(Уважать труд других людей)

-Ребята, в начале урока вы прочитали название рассказа, рассмотрели рисунки, скажите подтвердились ваши предположения?

Домашнее задание. Слайд 13

Подведение итогов урока. Рефлексия.

(Организовывается самооценка деятельности на уроке) Слайд 14

- Мы узнали сегодня, что совместный труд приносит радость. Проверим это.

- У вас на партах лежат снежинки. Оцените свою работу на уроке. Тот, кто считает, что справился со всеми заданиями очень-очень хорошо, активно работал на уроке, возьмите в руки самую большую снежинку.

- Кто считает, что справился с заданиями хорошо, но нужна была помощь, возьмите среднюю снежинку.

- А кто думает, что ему ещё надо потрудиться – маленькую снежинку.

- А теперь мы построим свою горку. Выйдите к доске и прикрепите свои снежинки.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи урока:

Совершенствовать навыки правильного слогового чтения и умения работать над содержанием произведения.

Продолжать учить пересказывать рассказ с опорой на картинный план.

Способствовать развитию связной устной речи, через умение правильно отвечать на вопросы по прочитанному тексту.

Развивать произвольное внимание, зрительное восприятие.

Способствовать формированию адекватной самооценки своей деятельности на уроке.

Воспитывать интерес к чтению, усидчивость.

1.Организационный момент. (Дети разделены на 5 подгрупп по 6 человек)

2.Введение в тему.

- Прочитайте пословицу и объясните её.

-- Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке?

*** Эта пословица будет темой нашего урока.

-- Какие цели урока поставим ?

-- Мы познакомимся с новым писателем и его произведением.

-- Отгадывание фамилии, имени, отчества.

С т п н в ч е а о и


Борис Степанович Житков.

Рассказ учителя.

Борис Степанович Житков родился 11 сентября 1882 года в Новгороде, в семье математика и пианистки. Получил начальное домашнее образование и прекрасное семейное воспитание.

По образованию химик и биолог, инженер-кораблестроитель и штурман дальнего плавания. Работал юнгой, штурманом научно-исследовательского судна, ихтиологом, служил морским офицером.

Б.С.Житков объездил полсвета – Россию, Европу, Азию, Японские острова. Он свободно объяснялся на многих языках, превосходно играл на скрипке, был искусным дрессировщиком.

- Рассмотрите животных. Назовите лишнее. Докажите, почему лишний утёнок.






-- Кто догадался, кем же будет герой сказки, с которым мы будем знакомиться сегодня?

- Предположите о ком, и чём пойдёт речь?

- Рассмотрите рисунок , какие герои появятся в тексте?

- Предположите, с помощью иллюстрации, о чём будем читать?

- На какие вопросы вы хотели бы получить ответы, после прочтения текста?

Храбрый утёнок

Каждое утро хозяйка выносила утятам полную тарелку рубленых (не целое, а порезанные) яиц. Она ставила тарелку возле куста, а сама уходила.

Как только утята подбегали к тарелке (Что могло произойти? Ученики высказывают свои предположения. Давайте узнаем, что происходило.), вдруг из сада вылетала большая стрекоза и начинала кружиться над ними.

Она так страшно стрекотала (издавать резкие короткие звуки, напоминающие треск), что перепуганные утята убегали и прятались в траве. Они боялись, что стрекоза их всех перекусает.

А злая стрекоза садилась на тарелку, пробовала еду и потом улетала. После этого утята уже целый день не подходили к тарелке. (Какой вопрос вы хотите задать автору? Почему утята не подходили к тарелке? Как вы сами думаете? Отвечают на вопрос.) Они боялись, что стрекоза прилетит опять. (Вот, оказывается, почему они больше к тарелке не подходили.) Вечером хозяйка убирала тарелку и говорила: "Должно быть, наши утята заболели, что-то они ничего не едят". Она и не знала, что утята каждый вечер голодные ложились спать.

Однажды к утятам пришёл в гости их сосед, маленький утёнок Алёша. Когда утята рассказали ему про стрекозу, он стал смеяться. (Какой вопрос вы хотите задать автору? Почему утёнок Алёша стал смеяться? Как вы сами ответите на вопрос? Отвечают на вопрос.)

- Ну и храбрецы! - сказал он. - Я один прогоню эту стрекозу. Вот вы увидите завтра. (Как вы думаете, поверили ему утята? Отвечают на вопрос. А вы сами поверили бы? Отвечают на вопрос.)

- Ты хвастаешь, - сказали утята, - завтра ты первый испугаешься и побежишь.

На другое утро хозяйка, как всегда, поставила на землю тарелку с рублеными яйцами и ушла.

- Ну, смотрите, - сказал смелый Алёша, - сейчас я буду драться с вашей стрекозой.

Только он сказал это, как вдруг зажужжала стрекоза. Прямо сверху она полетела на тарелку. (Как вы думаете, Алёша убежал или остался? Отвечают на вопрос. Давайте проверим.)

Утята хотели убежать, но Алёша не испугался. Не успела стрекоза сесть на тарелку, как Алёша схватил её клювом за крыло. Насилу (еле-еле, с большим трудом) она вырвалась и с поломанным крылом улетела.

С тех пор она никогда не прилетала в сад, и утята каждый день наедались досыта. Они не только ели сами, но и угощали храброго Алёшу за то, что он спас их от стрекозы.

4. Проверка первичного восприятия

- Что вы представляли себе, когда слушали данный рассказ?

- Какие чувства вызвало у вас произведение?

- Получили вы ответы на свои вопросы после прочтения текста?

5. Подготовительная работа.

-Отработаем чтение трудных слов, которые нам встретятся в тексте:

- В тексте встретились непонятные слова. Давайте дадим им пояснения.

Стрекотала – издавать резкие короткие звуки, напоминающие треск.
Насилу – с большим трудом, преодолевая трудности.
Наелась досыта – вдоволь, до полного насыщения.

6. Перечитывание рассказа учащимися.

7. Проверка понимания содержания и смысла рассказа.

Понравился рассказ? Почему?

Назовите главных героев сказки.

Как хозяйка кормила утят?

Почему утята не ели? Кого они боялись?

Почему утята боялись стрекозу?

О чем думала хозяйка, когда убирала пустую тарелку?

Кто пришел в гости к утятам?

Что он им пообещал? Сдержал ли он свое обещание?

Как ему это удалось?

Прилетала ли стрекоза еще раз?

8.Групповая работа.

А) - Рассмотрите иллюстрацию в учебнике и опишите её.

- Найдите и прочитайте отрывок, который подходит к этой иллюстрации.

Б) - Составьте картинный план. (Картинки лежат не попорядку.)








В) - Озаглавьте каждую картинку.

1.Хозяйка кормила утят.

2. Утята боялись стрекозу.

3. Хозяйка не понимает, почему утята не едят

4. Алёша прогоняет стрекозу.

5. Довольные утята едят и угощают Алёшу.

Г) – Какого эпизода не хватает в нашем картинном плане ?

Алёша узнаёт про беду утят.

Д) – Подготовьте пересказ с помощью картинного плана.

Е) – Найдите в тексте отрывок для каждого эпизода картинного плана.

Ж) – Задание по группам.( Все определения в одном конверте) Составить синквейн.

1 группа – выбирает слова и выражения для характеристики утёнка Алёши.

2 группа – выбирает слова и выражения для характеристики стрекозы.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ВО 2 КЛАССЕ

ПО ТЕХНОЛОГИИ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ

учитель начальных классов

Конспект урока литературного чтения во 2 классе

Создавать условия для совершенствования навыка чтения, умения работать с текстом (прогнозировать имя автора произведения по выставке книг и содержания произведения по ряду картин и иллюстраций , отвечать на вопросы по содержанию).

Создавать условия для развития связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления.

Содействовать формированию культуры поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, воспитанию интереса к чтению.

Формировать УУД:

Личностные: способность к самоанализу, самонаблюдению, самооценке.

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме;

Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ содержания, находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Планируемые результаты

Предметные:

Уметь выразительно читать произведение, отражая его настроение;

высказывать своё мнение о прочитанном;

определять главную мысль текста;

соотносить содержание произведения с пословицами;

уметь работать с текстом (прогнозировать содержание по выставке книг и иллюстрациям, отвечать на вопросы по содержанию).

Личностные:

уметь проводить самоанализ, самонаблюдение, самооценку.

Метапредметные:

уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей ; (Регулятивные УУД).

уметь слушать и понимать речь других;

оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ содержания;

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

преобразовывать информацию из одной формы в другую;

составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).

I . Мотивация (самоопределение к учебной деятельности)

– Здравствуйте! Ребята, какое сегодня прекрасное утро. Я рада вас всех видеть.

Посмотрите на слайд и скажите - О чём говорит это солнышко?

– Ребята! Посмотрите на Солнышко. Улыбнитесь ему. Солнышко дарит нам свои теплые добрые лучи. Протяните руки, возьмите один маленький лучик в свое сердце. Закройте глазки, мысленно пожелайте своим одноклассникам, и нашим гостям хорошего настроения, радости, и удачи!

– Садитесь! Мы начинаем наш урок.

ІІ. Постановка учебной задачи

Работа с плакатом

– О чем мы с вами будем читать, о ком говорить на уроке, вы скажете сами, посмотрев на плакат.

hello_html_m3bd06a09.jpg

– Кого вы видите на плакате?

– Чьи это бабушки и дедушки?

Вы приносили фотографии самых близких вам людей, и у нас получился вот такой красивый позитивный коллаж.

– Как вы думаете, кому будет посвящен наш урок?

– Какие общие дела у вас с вашими бабушками и дедушками?

– Кем они являются для вас? (родные и близкие люди).

– Можно ли сказать, что они члены вашей семьи?

– Какие чувства вы испытываете к ним?

– У вас на партах лежат сердца. Напишите, что вы желаете вашим бабушкам и дедушкам (дети пишут, прикрепляем сердца на плакат).

hello_html_6a05cb20.jpg

– За что мы благодарны бабушкам и дедушкам?

2. Прогнозирование

– Как вы думаете, о ком будет наш урок? (о близких и родных людях).

– Чему научит нас рассказ? (уважению к старшим людям).

– О чем будет наш рассказ?

3. Работа со словами

– Прочитайте слова (про себя, вслух)

– Найдите среди этих слов антонимы. Давайте вспомним, какие слова называются антонимами?

– Уберите слова, которые не соответствуют пожилым людям.

– Прочитайте слова, которые характеризуют пожилых людей.

4. Работа с таблицей

– Посмотрите на таблицу. Соберите слова из букв.

– Какой темой объединены все эти слова? (семья)

– Сбываются ли ваши прогнозы?

hello_html_10bf4a67.jpg

5. Работа над скороговоркой

– Прочитайте предложение (шепотом, вслух)

– Как называется такое предложение? (скороговорка, учит нас правильно и красиво говорить).

– О ком эта скороговорка? Кем являются Даня и Дина деду Даниле?

– Судя по содержанию скороговорки, какой дед Данила?

Чтение с удивлением

6. Работа над пословицей

– Прочитайте предложение шепотом

Кто родителей почитает, тот вовек не погибает

– Как называется такое предложение?

– Что такое пословица?

– Чему учит эта пословица?

ІІІ. Изучение нового материала

Работа над загадкой

Работа с иллюстрацией учебника

– Тема взаимоотношений взрослых и детей волновала писателей всех времен. Как об этом написал Л.Н.Толстой, мы узнаем из его рассказа.

– Посмотрите на иллюстрацию, прочитайте, как называется рассказ, с которым мы познакомимся.

hello_html_m5b68ea7.jpg

– Кого вы видите на иллюстрации?

– Как вы думаете, кем они приходятся друг другу?

– Как вы считаете, эта семья живет в наше время?

– Почему вы так решили?

– По иллюстрации определите, кто главные герои рассказа.

– Предположите, о чем пойдет речь в произведении Л.Н.Толстого?

Слушание аудиозаписи.

– Я предлагаю вам прослушать рассказ и подумать, совпали ли ваши предположения.

– Совпали ли ваши прогнозы?

Словарная работа

– Какие слова вам были непонятны?

– Как вы думаете, где можно найти информацию об этих словах?

– Найдите определение слов в толковом словаре (самостоятельно)

– А теперь посмотрите, какие объяснения нашла я.

– Чьи поступки вам не понравились?

– Продолжите предложение: Я почувствовал…

– Какой вопрос вы задали бы автору произведения?

– Понравилась ли вам эта семья?

– Хотели бы вы быть членом такой семьи и почему?

IV. Закрепление

Выборочное чтение с элементами беседы

– Найдите в тексте и прочитайте, почему деда не сажали за стол?

– Что случилось во время обеда за печкой?

– Почему дед уронил чашку?

– А как вы думаете, всегда ли дед был таким беспомощным?

– Прочитайте, что сделала невестка, когда дед разбил чашку с едой?

– Прочитайте, что ответил на брань невестки старик?

– Почему он вздохнул и ничего не сказал?

Работа в группах (составление кластера)

– Почему родители Миши заплакали?

– Как изменилась жизнь дедушки после этого случая?

– Что заставило невестку и сына измениться по отношению к деду?

– Получается, что сынишка преподнес им урок. Как вы охарактеризуете Мишу?

– Какие советы вы можете дать этой семье?

V . Рефлексия

– Чему научил нас рассказ Л.Н.Толстого? Как вы думаете, с какой целью он его написал?

Издревле символом семьи являлось дерево, как показатель силы и мощи семьи. И как вы догадались это дерево в нашем классе не случайно. Это дерево станет деревом мудрости и обретёт совершенно другой вид, а какой это зависит от вас. Листочки этого дерева необычные, в виде ладошек. Ладошка – это символ заботы согласия доброты

Возьмите ладошки, соответствующие вашему настроению, и напишите на них, что вы пообещаете самому себе по отношению к вашим близким. Начать можно со слов обещаю, постараюсь, я хочу, буду…

Урок литературного чтения с использованием технологии продуктивного чтения

· Формировать умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

· Формировать умение выражать своё отношение к героям, событиям произведения. Развивать умение аргументировать свою точку зрения;

· Учить самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения.

· Развивать умение самостоятельно обобщить изучаемый материал и определить направления в дальнейшем его изучении.

· Воспитывать гуманное отношения к животным, к родной природе.

· Продолжить формирование типа правильной читательской деятельности;

· Совершенствовать умения осознанно, правильно читать вслух;

· Совершенствовать приемы выразительного чтения;

Тип урока: изучение нового материала

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный момент/Самоопределение к деятельности

-Что ж ты еж такой колючий?

-Это я на всякий случай. Знаешь, кто мои соседи? Лисы, волки и медведи.

-Прочитайте стихотворение медленно.

-Прочитайте с сердитой интонацией (весело, с удивлением, сожалением).

-Какой раздел мы изучаем?

- Мы уже читали некоторые произведения этого раздела. О ком они?

– В этот раздел включено и произведение Е. Чарушина. Как вы думаете, почему? О ком он писал?

О братьях наших меньших

Работа с текстом до начала чтения

-Можете определить жанр произведения?

-Рассмотрите иллюстрацию. Как вы думаете, о ком будет текст?

-Что вы знаете о ежах?

-Прочитайте название. Можно по нему определить, какие события будут происходить в рассказе?

-Прочитайте опорные слова (дача, вечер, шаги, ёжик). Предположим, о чем мог написать автор?

Сказка, рассказ?

Работа с текстом во время чтения

После прочтения каждого абзаца, задаю вопросы по содержанию текста и на прогноз дальнейших событий.

- Почему мальчики остались одни?

- Для чего автор описывает место, где происходило событие?

- Сколько лет было мальчикам?

-Большие они или маленькие? Какие слова это подтверждают?

-Кто по стене может ползать?

- Как вы думаете, дети сразу уснули?

- Представьте, что ваши родители ушли, и вы легли спать со своим братишкой или сестрёнкой, и вам не спится, что бы вы стали делать?

Прочитайте разговор мальчиков.

- О чём говорили дети?

- На самом деле им было страшно?

- Какой вопрос хочется задать автору?

Словарная работа (по ходу чтения):

- Что такое сени? (Показываю изображение сеней. СЕНИ – помещение между жилой частью дома и крыльцом в деревенских избах

- Как бы вы повели себя на месте мальчиков?

- Как повели себя мальчики? Прочитайте.

- Почему мальчики спрятались?

-Почему же детям было страшно?

- И вам, наверное, тоже было страшно. Ведь автор не сообщает нам, кто шлепает по комнате. И все мы ожидаем что-то страшное, ужасное. Какой вопрос хочется задать автору?

Прочитайте про себя дальше, найдите ответ на поставленный вопрос.

- Кто испугал ребят?

- Кто из вас видел ежа? (Показываю изображение ежа)

- Что вы знаете о ежах?

- Чем полезны ежи?

- Перечитайте момент, когда пришли папа с мамой.

Прочитаем вслух цепочкой . Чтение двух абзацев цепочкой с остановками.

Да это ёжик!

Как мы будем читать это предложение?

Радость , грусть, испуг, удивление, злость, облегчение

- Для чего ёжик забрался в дом? Где настоящий дом ежа? Будет ли ежу удобно жить в городской квартире? Почему?

- Почему ёж навестил ребят ночью?

-Как папа с мамой отнеслись к испугу мальчиков? Стали ли они смеяться над ними? Почему?

- Как бы вы поступили с ежом?

Прочитаем, как же поступили с ежом мальчики.

- Какие непонятные слова встретились?

Словарная работа ЧУЛАН – помещение в доме, служащее кладовой. Показываю картинку чулана

Чтение текста вслух с остановками до конца

- Как вёл себя ёжик, когда его искали? Почему?

Предмет: Литературное чтение

Дидактическая цель: формировать представление о нравственных качествах человека на основе анализа авторской сказки.

развивающие: развивать умение понимать художественную идею произведения и раскрывать основную мысль текста, умение работать в группах, сформировать умение правильно выражать свои мысли;

воспитывающие: довести до сознания детей значение доброжелательных отношений на основе проблемно – поисковой работы, формировать личностное восприятие окружающего мира.

Форма проведения: урок - исследование.

Межпредметная связь: литературное чтение + русский язык + окружающий мир + изобразительное искусство

Мотивация урока: нестандартный урок

Технология: технология формирования типа правильной читательской деятельности

Методы и приемы обучения:

технология продуктивного чтения;

проблемно - диалогический метод;

метод групповой работы;

метод моделирования отношений героев произведения; (кластер)

диалогический, эвристический, наглядный методы;

прием антиципации умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации и группе ключевых слов, прием предположения;

прием чтения с остановками.

памятка доброжелательного человека;

модели характеров героев

проектор, экран, компьютер;

маленькое зеркало у каждого ученика и большое;

Создание эмоционального настроя. Артикуляционная гимнастика.

Антиципация. Определение темы урока. Знакомство с автором.

Изучение нового материала.

1. Первичное чтение сказки. Чтение с остановками.

2. Словарная работа.

3. Работа в группах.

-Творческая работа (деление текста на части)

- Работа по кластеру.

4. Динамическая пауза.

5. Чтение по ролям. Озвучивание мультфильма.

6. Вывод по решению проблемы

7. Работа в группах. Моделирование характеров героев сказки.

Организационный момент. Слайд 1. (Зеркало, анимация)

Друг на друга посмотрели, а теперь посмотрели в зеркало.

- Вы себе нравитесь?

- Как вы думаете, а зеркалу вы нравитесь?

- Нужно спросить у зеркала, а это можно сделать только в зазеркалье. Как попасть в зазеркалье сейчас узнаем.

- Для начала улыбнулись,

Повернулись друг другу,

И на место тихо сели.

II.Создание эмоционального настроя

- Меня зовут Нурия Фаритовна. Я очень рада нашей встрече. И рада тому , что вместе будем путешествовать в зазеркалье.

- Чтобы попасть в этот сказочный мир нам нужно произнести волшебные слова. Прочитайте их сначала про себя.

- Готовы? Слайд 2. (Сусака, масака, лэма, рэма, гэма ! Снип, снап, снурэ, бурэ, базелюрэ!

III. Постановка проблемы.

- Посмотрите , Зеркало вам улыбается, значит вы ему понравились.

- Скажите, а может ли человек жить без улыбки?

- У каких людей чаще улыбка на лице?

- Когда человек улыбается? (Когда ему хорошо, когда он видит прекрасное, когда он делает хорошее, доброе)

-Подумайте как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе, что на улице первый весенний месяц, что скоро праздник 8 марта.

- Какие праздники вы особенно любите?

- Кого вы приглашаете на праздники? (Друзей)

- А много ли у вас друзей?

- А кто знает, как найти друга? Трудный вопрос?

- Вы хотите найти ответ на этот вопрос? (Да)

- Посмотрите, чтобы исполнилось наше желание нам придется ….Слайд (Хочу: читать, исследовать, отвечать на вопросы, сравнивать, знать, слушать, искать, разгадывать)

- А Зеркало будет подсказывать.

V. Антиципация. Определение темы урока. Знакомство с автором.

- Ой, кто это? Слайд 5 (Портрет Л. Муур)

- Это, ребята, наша проводница, американская писательница Лилиан Муур.

Она выросла в Нью-Йорке, получила педагогическое образование. Очень любила детей. Помогала детям, которые не могут читать. Для них создавала интересные красочные книги. Слайд 6. (Енот. Улыбка, дружба, день рождения )

- Как вы думаете, какая связь между Л. Муур и крошкой Енотом? (Автор данного произведения) Слайд

- Любит ли она героя своего произведения? Какое слово вам подсказало? (Крошка)

- Как она его называет? (Ласково)

Слайд 7. (Обложки книг)

- Вы, наверное , догадались какая тема сегодняшнего урока? Вот и зеркало вам подсказывает.

- Все ли слова вам понятны?

- Кто знает, что такое этика? Где можно узнать значение этого слова? ( В словаре)

- По другому можно сказать , что этика…

Слайд 10 (Этика — это наука о правильном отношении человека: к другим людям, ко всем …)

- Кто догадался, какой теме будет посвящено это произведение? ( Тема дружбы)

- Про кого будет идти речь в произведении? (Про енота)

- Можете сказать, каким представляется вам главный герой? (Маленький, добрый, ласковый)

- Как вы думаете, к какому жанру относится это произведение? (Сказка)

VI. Изучение нового материала.

- А чтобы убедиться, правы ли мы в своих предположениях, познакомимся с произведением.

- Р., у вас в учебнике только отрывок произведения, а полностью вы можете прочитать в книге. (Покажи)

Прочитайте. Слайд 11 (Стих.)

Маленький храбрый Крошка Енот

Осоки на ужин нарвать идёт.

Но не пускает его, на беду,

Тот, кто сидит в пруду.

-А кто сидит в пруду, мы сейчас узнаем, прочитав сказку.

- Откройте учебники и следите внимательно вы продолжите.

1. Первичное чтение сказки. Чтение с остановками.

(читают заранее подготовленные дети)

- Вам страшно? Кто на него может смотреть?

- Предположите, как дальше будут развиваться события?

- Оправдались ваши предположения?

- Как вы считаете, что ему скажет мама?

- Оправдались ваши предположения?

- Почему Крошка Енот в этот раз быстро нарвал целую корзину осоки и вернулся домой веселый и счастливый? (Потому что он подружился с тем, кто сидел в пруду)

2. Словарная работа

- Какое событие произошло в жизни Крошки Енота? (День рождения)

- Какое угощение приготовил Крошка Енот для своих друзей? (Сладкую осоку)

- Вы ничего не хотите спросить у нашего проводника? Что вы сами готовите на день рождения? (Почему именно осока?)

-Кто из вас знает, что такое осока? Слайд 12 (Осока)

– В энциклопедии “Я познаю мир” дается такое определение этого слова:

ОСОКА – это трава, которая растет по берегам пресных водоемов, болот. У нее гладкий стебель; листья длинные, узкие. Цветки мелкие и невзрачные. Цветет весной и летом. Осока – это травянистое растение с режущими листьями, но корень у него очень сладкий.

– Кто такой Енот, который любит сладкую осоку? Прочитайте. Слайд.

– Еноты – очень смешные и легко приспосабливающиеся животные. Они предпочитают селиться в дуплистых деревьях поблизости от пресных водоемов. Едят они практически все и прекрасно знают, что возле человека всегда найдется какая-нибудь пища. Но особое лакомство для енотов – осока.

3. Работа в группах.

- Сейчас поработаем исследователями, будем искать решение нашей проблемы.

Для этого, что нам необходимо сделать? Поработать с текстом.

-Если мы будем работать в группах, то у нас это получится быстрее. Вспомните правила работы в группах. Слайд 13. (Правила)1. Понять задание и подумать о решении самостоятельно.2. Выслушать мнение каждого.3. Найти общее решение.4. Выбрать выступающего.

Первая группа. Выборочное чтение.

На карточках задания, выполните их .

-Какая страшная тайна, по-мнению Обезьянки, поджидала Крошку Енота в пруду? Прочитайте.

-Какой совет дала Обезьянка Крошку Еноту? Прочитайте.

-Кто же дал Крошке Еноту правильный совет?

- Что посоветовала мама? Найдите и прочитайте.

4. Динамическая пауза. Слайд.

- А вы умеете улыбаться?

Посмотрите на своё отражение в зеркале. Выразите это чувство. Улыбнитесь!

- Когда вы себе понравились? Когда на вас было приятно смотреть, а значит и общаться с вами?

Улыбнитесь себе ещё раз, подружились со своим отражением? Сохраните эту улыбку и подарите её друг – другу. Слайд

- А теперь крепко потрите свои ладошки так, чтобы жарко стало. Быстро передайте свое тепло своим соседям, соединив свои ладошки с ладошками соседа. Пусть тепло души ваших друзей согревает вас. Передадим это тепло нашему герою.

- Прочитайте, помог ли совет мамы Еноту?

- Наши предположения по произведению подтверждаются? (Да)

Вторая группа.Творческая работа (На карточках разные части текста с тремя заглавиями.) Слайд

- Скажите, на сколько частей можно разделить этот текст? (На 3 части )

- Перед вами разные части текста, расставьте их по порядку и озаглавьте эти части.

1. День рождения Енота. А про что там говорится?

2. Страшный зверь в пруду.

3. Находит друзей тот, кто сам встречает их улыбкой.

– Молодцы, ребята, вы действительно хорошие исследователи.

Третья группа. Работа по кластеру: сказка это или рассказ?

- А вы будете искать ответ на вопрос: сказка это или рассказ?

Определить жанр произведения нам поможет подсказка.

- Скажите, что такое сказка? (Сказка это произведение о вымышленных событиях и лицах)

- Какие приметы сказки вы знаете?

Слайд 14 Приметы сказки:

Главный герой – храбрый, смелый

Препятствия на пути героя –

Добро побеждает зло

- Какие бывают сказки?

Волшебные Бытовые О животных

- Р.. что мы с вами составили? Сделайте вывод.

Четвертая группа. Творческое задание. Чтение по ролям. Озвучивание мультфильма.

- А по этой сказке есть мультфильм. Кто – то может смотрел?

- Попробуем восстановить эпизод встречи Крошки Енота и Обезьянки. Текст перед вами. Подготовьтесь. Слайд шоу

Автор: По дороге домой снова встретились Крошка Енот и Обезьянка.

Обезьянка: - Как?! Ты не побоялся ТОГО, КТО сидит в пруду?

Крошка Енот: - Не побоялся! Он совсем не злой и не страшный ! Хочешь с ним подружиться?

Обезьянка: - Очень хочу!

Крошка Енот: - Тогда улыбнись ему. И он тоже улыбнется тебе. Вот увидишь.

Автор: Так все и случилось.

- Дома потренируйтесь и на следующем уроке попробуете все озвучить мультфильм.

5. Вывод по решению проблемы

-Вроде бы все понятно и просто в этой сказке. Но на самом деле не так.

- Подумайте и ответьте на вопрос - о чем эта сказка? Какая главная мысль сказки?

- Скажите, ребята, мы нашли решение поставленной проблемы?

- С чего начинается Дружба? (Дружба начинается с улыбки.) Слайд 18. (Находит друзей тот, кто сам встречает их улыбкой)

7.Моделирование характеров героев сказки.

- А только ли улыбка помогает найти друзей? (Нет. Надо быть ….)

- Закончилось ли наше исследование? (Нет.)

-Какие черты характера должны иметь друзья?

- Для этого составим модели характеров героев сказки. Используя текст и слова - помощники.

1-я гр.- Крошка Енот (маленький, самостоятельный, добрый, смелый, храбрый, доброжелательный, отзывчивый )

2-гр.- Мама Енотиха (мудрая, добрая, ласковая, умная, нежная).

3-гр.- Обезьянка (трусливая, несмышленая, глупая, предупредительная, недружелюбная)

4-гр.- Составить модель отношений героев к тому кто сидит в пруду.

(Каждая группа показывает свою работу) Слайд

- Какое отношение этих героев с тем, кто сидит в пруду?

- А кто же сидит в пруду? (Их отражение)

- С кем бы, из этих героев, вы подружились?

Покажите, какое выражение лица хотели бы увидеть в нашем пруду?

- Вспомните, с чего начиналась наша с вами дружба в начале урока?

- Скажите, какой вывод можно сделать? С чего начинается дружба?

VIII. Оценка знаний

Отвечал на вопросы

- У кого больше улыбок? Поднимите руки.

- Выберите себе задание по своему желанию. Слайд 20.

2. Подготовиться к чтению сказки по ролям;

3.Сделать иллюстрацию к сказке;

4.Найти полную версию сказки и прочитать.

- Смотрите, Зеркало вам улыбается. А как поступите вы? Вот видите у вас еще появились друзья . А у меня вы. В заключение нашей встречи я хочу поблагодарить Вас за ваши улыбки, за активное участие в нашем уроке, за творчество. А пожелать я вам хочу, чтобы вы выросли добрыми и надежными людьми.

- Будем же чаще улыбаться, делиться добротой и заботой, вниманием к окружающим.

-С каким настроением вы уходите с урока?

- Сохранить его на весь день поможет песня.

Самоанализ урока литературного чтения

Я учитель начальных классов. У меня есть возможность выбора предмета. Почему именно урок литературного чтения выбрала? Образование – это обучение и воспитание вместе взятые. Литературное чтение – один из основных предметов в системе начального образования. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребёнка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.

Во-первых, на уроке ученики получили роль – исследователей, они открывали для себя новые знания. Во-вторых, процесс учения становился не репродуктивным, а поисковым и творческим.

Форма урока нетрадиционная: урок –исследование, которая позволила созданию мотивации урока

В своей работе использую интегрированные уроки. (Учебная программа каждого предмета базируется на интегрированной основе, отражающей единство и целостность картины мира.) И поэтому на уроке присутствуют элементы интеграции предметов: литературное чтение + окружающий мир + изобразительное искусство, русский язык

Этап рефлексии связала с изобразительным искусством. Это позволило активизировать познавательную деятельность и поддерживать внимание учащихся на высоком уровне.

Решение образовательных задач урока соответствует требованиям программы по литературному чтению для 2 класса начальной школы.

Дидактическая цель: формировать представление о нравственных качествах человека на основе анализа текста авторской сказки.

Задачи: (формирование у учащихся универсальных учебных действий)

общеучебные УУД: развивать умение понимать художественную идею произведения и раскрывать основную мысль текста,развивать умение работать с источниками ;

коммуникативные: сформировать умение правильно выражать свои мысли; умение работать в группах

личностные (воспитывающие): воспитывать внимательное отношение к слову, доброжелательное отношение между учащимися при работе в группе; довести до сознания детей значение доброжелательных отношений на основе проблемно – диалогической работы, формировать личностное восприятие окружающего мира.

регулятивные: умение самостоятельно оценивать свою деятельность на уроке, целеполагание и прогнозирование

Структура урока полностью соответствует логике проведения заявленного типа урока и форме урока. В уроке имеют место логические переходы от одного этапа к другому.

Приоритетной целью обучения литературного чтения в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника.

Основным приёмом, обеспечивающим развитие читательской компетентности, является многократное обращение к тексту, перечитывание его каждый раз с новым заданием. Вот тогда-то ребёнок откроет в нём что-то новое, чего не заметил при первом чтении. Моя цель заключалась в создании благоприятных условий для работы над содержанием, разбором и усвоением прочитанного на основе разнообразия форм, методов и видов работы для реализации цели использовала технологию продуктивного чтения.

В отличии от традиционного урока чтения, в продуктивном чтении этапы работы над текстом отличаются.

Нетрадиционное начало урока, проблемные ситуации, моменты удивления формировали положительную мотивацию к учебной деятельности, еще больше активизировали работу каждого ученика.

(Проблемные ситуации разрешались путём подводящего диалога.)

Здесь же ведется методический прием -диалог с автором. Позволяет глубже осмыслить текст, понять позицию автора.

Далее дети выступают в роли исследователей, одновременно повторно перечитывают текст. Для этого выбрала групповую форму организации учебной деятельности на уроке, что позволило мне сэкономить время, включить детей в разные виды творческой деятельности , заставляя их неоднократно возвращаться к тексту.

Здесь использовались прием выборочного чтения, работа с кластером, деление текста на части и творческие задания.

Перед этим вспоминают правила работы в группах , что позволяет включить всех в работу и развивает умение работать в группах.

В соответствии с здоровьесберегающими технологиями была проведена тематическая динамическая пауза, для создания психологического комфорта, которая органично связала предыдущие и последующие этапы урока.

В процессе работы над текстом идет опора на знания детей. (т.е. связь с пройденным материалом).Дети вспоминают что такое сказка, какие бываю сказки. Здесь удачно использовался кластер, который позволяет детям самостоятельно выстроить свое доказательство, систематизировать знания.

Для окончательного осмысления текста , подтверждения догадок детей , выявления позиции автора, использовала прием моделирования характеров и отношений героев, Все это дети проделывают в группах.

Работоспособность на протяжении всего урока обеспечивалась за счёт реализации приемов и методов развивающего обучение, подобранных заданий и частой сменой деятельности.

Обеспечение самоконтроля и анализа своей деятельности, а также рефлексии на протяжении всего урока, повышает ответственность учащихся за результат своего труда, снимает страх перед цифровой отметкой.

Получив разноуровневое домашнее задание на выбор, ученики ушли с урока озадаченные новой проблемой, что ведёт к поиску решений и повышению качества знаний.

Использование компьютерных технологий и разных видов источников знаний (энциклопедия, толковый словарь, полная версия произведения) на уроке дало возможность для целостного восприятия детьми нового материала, для построения визуального ряда воспринимаемого.

Учащиеся на уроке были активны, внимательны, работоспособны. Я считаю, что выбранная форма организации учебной деятельности школьников была достаточно эффективной.

Все содержание урока полностью соответсвовало заявленной теме и современным дидактическим требованиям. Заявленные в начале урока цель и задачи реализованы в полном обьеме.

Читайте также: