Конспект урока по природоведению 5 класс школа 8 вида

Обновлено: 04.07.2024

Цель: сформировать представление учащихся о лесе, как природном сообществе.

Задачи:

  • Познакомить с разнообразием растительного мира леса.
  • Научить распознавать виды деревьев.
  • Умение использовать в работе раннее полученные знания на основе личных наблюдений.
  • Развитие познавательной и творческой активности, умение наблюдать
  • Развитие умения выражать свои мысли, работать с дополнительной литературой.
  • Коррекция зрительного, слухового восприятия.

Воспитательные: воспитание мотивации к учению.

Учебно-наглядное пособие:

  • картинки предметов, картинки листьев, картинки климатических зон.
  • индивидуальные карточки- задания.

Ход урока

I. Организационный момент.

1. Упражнение с опорой на несколько анализаторов.

Подберите ключ к загадке и разгадайте её. Если правильно воспользуетесь ключом, то прочитаете зашифрованное слово. (природа )

II. Актуализация опорных знаний.

- Как назвать одним словом остальные предметы? (Природа)

  • это все то, что окружает человека
  • это все то, что сделано руками человека
  • это все то, что окружает человека и не сделано его руками

- Назовите предметы живой и неживой природы.

Рост - один из признаков живой природы. Живые существа дышат, питаются, растут, размножаются и умирают.

3. Работа по карточкам. (Приложение 1).

- Почему эти объекты относим к живой природе?

4. Уточнение и систематизация знаний учащихся о природных климатических зонах.

– Представьте, что вас попросили рассказать о природе нашей страны. О чем бы вы рассказали в первую очередь?

Природа России разнообразна. (Карта РФ)

Это обусловлено огромными размерами территории и многообразием форм поверхности.

- Давайте вспомним какие климатические зоны расположены на территории нашей страны.

(Картинка Арктических пустынь)

Это царство снега и льда. Средняя температура самого теплого месяца около 0 С. Животные с белой окраской, с густым мехом и оперением.

Это холодная, безлесная природная зона с многолетней мерзлотой, низкорослыми растениями, стелющимися по земле.

Эта природная зона в России занимает небольшую площадь, отличается очень жарким летом и малым количеством осадков. Растения здесь имеют длинные корни, а животные часто ведут ночной образ жизни.

В этой природной зоне достаточно тепла и влаги для роста деревьев. Она занимает большую часть территории нашей страны.

III. Изучение нового материала.

1. Введение в тему.

- Ребята! Есть у нас с вами хороший друг, отгадайте загадку и поймёте, кого я имею в виду. Это и будет тема сегодняшнего урока.

Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт .
Заходи в зеленый дом,
Чудеса увидишь в нем.
(Лес)

2.Объяснительная беседа + информация на компьютере.

- Какие условия необходимы для произрастания леса? (Достаточно тепла и влаги.)

- Мы отправимся в мир леса по страницам учебной книги, а помогать нам в этом будет большой знаток лесных тайн старичок-Лесовичок. (Картинка первой страницы книги)

- Как вы думаете, нужен ли человеку лес?

- Что дает лес человеку?

- Какое значение имеет лес для природы?

3. Физминутка.

Если показываю картинку с предметом неживой природы – хлопаем в ладоши, если живой – шагаем.

4. Рассказы учащихся.

5. Упражнение по коррекции внимания.

- Чтобы узнать о чем пойдет речь на следующей страничке нашей учебной книги, необходимо выполнить задание. (Приложение 2)

- В образовании леса участвуют разные растения. Это деревья, кустарники, мхи и травы.

Однако подлинными хозяевами леса являются деревья. (Картинка деревьев)

6. Работа со словарем.

7. Задание на коррекцию слухового восприятия.

- О каком дереве пойдет речь на страничке книги?

Я из крошки бочки вылез,
Корешки пустил и вырос.
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок,
Ничего что плод мой мелок.
(Дуб)

8. Программированное задание. (Приложение 3)

- Чтобы перейти на следующую страничку нашей учебной книги и узнать название дерева, выполните задание.

- Березу называют русской красавицей лесов. Стройная, белокорая, с тонкими поникшими ветвями и говорливой нарядной листвой, она всегда вызывает восхищение и радость.

9. Разгадывание кроссворда.

- Старичок-лесовичок приготовил вам кроссворд

- Листья деревьев (рябины, берёзы, ели, клёна) вписать в кроссворд.

- Какое растение в кроссворде лишнее? (Ель)

- Почему лишнее? (Хвойное)

- Какие деревья мы относим к хвойным?

- Почему они относятся к хвойным? (Имеют плотные, похожие на иголки листья – хвоинки).

В густом еловом лесу всегда сумрачно, прохладно. Крона ели почти не пропускает света. Обычно в ельнике влажно. Каждая хвоинка у ели живет долго – от пяти до семи лет, а потом сухая падает на землю. Ежегодно на дереве появляется новая хвоя. Замена хвои на дереве происходит постепенно. Поэтому мы видим ель всегда зеленой.

В сосновом лесу светло и сухо. Высота ствола сосны достигает 30 метров и более, наверху дерева расположена пирамидальная крона.

Лес можно сравнить с пирамидой. На верхушке пирамиды растут деревья. Им для жизни нужно много света и тепла.

Следующий ярус – это кустарники.

Последний нижний ярус – кустарнички и травы.

IV. Обобщающая беседа.

1. Охрана природы.

- Лес для человека служит местом отдыха.

- Как мы должны вести себя в лесу?

- Выберите из предложенных вариантов правильные:

V. Итог урока.

1. Оценка работ учащихся.

2.Чтение учащимся стихотворения:

Мы речь свою ведем о том,
Что вся земля – наш общий дом.
Наш добрый дом, просторный дом.
Мы все с рожденья в нем живем.

Еще о том ведем мы речь,
Что мы наш дом должны беречь.
Давай докажем, что не зря
На нас надеется земля.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

сформировать представление о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни;

выделить компоненты здорового состояния человека;

познакомить детей с правилами, помогающими сохранить собственное здоровье на долгие годы;

уточнение и расширение представлений о здоровом образе жизни;

развитие связной и фразовой речи;

коррекция внимания и памяти, речи, мышления;

воспитание потребности в здоровом образе жизни.

Оборудование:

предметы и средства личной гигиены,

рисунки с изображением продуктов,

Организационный момент

Ребята, какой сейчас у нас будет урок? (природоведение)

На нашем уроке присутствуют гости, поприветствуйте их.

Улыбнитесь, ведь хорошее настроение – залог успеха.

Актуализация знаний

Кто относится к живой природе? Почему?

Назовите группы животных

Почему зверей называют млекопитающими?

Кто еще кормит детей молоком?

Чем человек отличается от зверя?

Что такое внешнее строение?

Назовите части тела и покажите их на себе.

Что такое внутреннее строение?

Какой орган управляет всем организмом, заведует нашими мыслями и чувствами?

Орган, с помощью которого человек дышит

Этот орган размером чуть больше кулака непрерывно сжимается и разжимается, гонит кровь в сосуды

12. Этот орган называют главным отделением внутренней кухни

В начале урока мы поприветствовали друг друга и наших гостей.

Здоровье дороже богатства.

Здоровье нужно беречь, укреплять, охранять, избавляться от вредных привычек, потому что здоровье не купишь ни за какие деньги.

Сегодня на уроке вы узнаете, как надо беречь свое здоровье, и от чего оно зависит.

Градусник, таблетка, врач, хоккей, болезнь

Лекарство, прогулка, высокая температура, ангина, компресс

Усталость, катание на санках, головная боль

К чему относятся эти слова после исключения лишнего? (болезнь)

Что такое болезнь? Это хорошее самочувствие, веселье?

Здоровый - веселый, улыбается, занимается спортом.

Больной - лежит, плохое самочувствие, вялый, нет настроения. Сравните.

Сегодня мы составим схему:

Очень часто взрослые говорят вам, что надо что-то делать или наоборот, не делать для того, чтобы не заболеть.

Вспомните, с чего начинается ваш день, что вы делали сегодня утром, когда встали?

Каждый день мы выполняем одни и те же действия в определенном порядке.

Этот распорядок дел называется режимом дня. Слайд 2.

Как вы думаете, можно ли поменять их местами?

У всех вас режим дня чем-то похож, а чем-то различается (кто- то занимается спортом в определенные дни), но посещение школы, прогулки, прием пищи, отдых, сон есть у каждого из вас. Слайд 3.

Очень важно вовремя ложится спать: если ложиться и вставать в разное время, то организм не сможет полноценно отдохнуть. Каждый день надо спать не меньше 9 часов.

Следующий помощник - личная гигиена.

Гигиена - это те действия, выполняя которые человек поддерживает свое тело и жилище в чистоте.

Личная – то есть каждый человек выполняет эти правила.

Соблюдать гигиену нам помогают предметы и средства гигиены.

У каждого человека некоторые вещи должны быть личными, т.е. пользоваться ими должен только он, другими же предметами могут пользоваться все члены семьи.

На столе предметы:

полотенце, зубная щетка, зубная паста, шампунь, мыло, мочалка, расческа, ложка, тарелка, туалетная бумага.

Какие предметы должны быть личными?

Самый симпатичный человек в чумазом виде покажется нам некрасивым. Но главное, что грязь не только некрасива, но и опасна.

Вместе с частицами земли и пыли на нашей коже скапливаются болезнетворные микробы. Победить их может только вода и мыло!

Существуют общепринятые основные правила гигиены:

Перед едой нужно обязательно ……(мыть руки)

Овощи и фрукты перед едой………..(мыть)

Во время еды нельзя ………………. (разговаривать с набитым ртом)

Вовремя стричь ногти, мыть руки с мылом

Чистить зубы надо …………………(2 раза в день утром и вечером)

А что будет, если не чистить зубы?

На зубах постоянно образуется налет, в котором живут разные бактерии. Они вырабатывают кислоту, которая разрушает зубы.

От состояния зубов зависит наше здоровье: здоровые зубы прекрасно измельчают пищу во рту, больные делают это гораздо хуже.

Какой врач лечит зубы? Каких еще врачей вы знаете? Врачи помогают сохранить нам здоровье. Слайд 7.

Не забывайте посещать стоматолога, не грызите зубами орехи, после горячей пищи не пейте сразу холодную воду.

Еще один помощник в сохранении здоровья - это движение, физкультура, спорт.

Мне бы очень хотелось, чтобы вы все каждый день делали зарядку, много ходили пешком, играли в подвижные игры, не пропускали без причины уроки физкультуры.

Все эти занятия укрепляют здоровье человека, делают его ловким, сильным, быстрым, выносливым.

Скажите, а кого вы считаете самым ловким и сильным в своем классе?

В жизни каждого человека большую роль играет пища.

Сколько может прожить человек без еды?

Многие болезни возникают из- за неправильного питания.

Питание должно быть разнообразным.

Все продукты делятся на две группы: растительного и животного происхождения. Слайд 10.

Где должны храниться продукты?

Ем всегда и что хочу:

Чипсы, вафли, чупа чупс!

Каши вашей мне не надо

Лучше тортик с лимонадом,

Не хочу супов, борщей,

Не люблю я овощей.

Чтоб с обедом не возиться

И колбаска мне сгодится.

Всухомятку- ну и что ж!

Чем обед мой не хорош?

И последний мой каприз-

Скажите, правильно ли питается герой стихотворения?

К сожалению, не все продукты приносят пользу.

У вас на столах лежат кружки. В нашем светофоре два сигнала: красный и зеленый (какого не хватает?)

Если вы увидите картинку с полезным продуктом - поднимите зеленый кружок, если продукт не полезен - красный.

Хлеб, молоко, рыба, колбаса, кефир, творог, яйца, лук, ягоды, фанта, гамбургер, чупа чупс, сухарики, мед, каша, овощи, фрукты.

Молодцы! Запомните правило:

Прежде чем за стол мне сесть, я подумаю, что съесть.

Сегодня я бы хотела поговорить о вредных привычках. Как правило, у человека бывает много различных привычек. Привычки могут приносить человеку пользу, сохраняют его здоровье, поэтому их называют полезными.

Но бывают и такие, которые наносят вред здоровью,- это вредные привычки. Слайд 11.

Некоторые неразумные школьники пробуют курить, не отказываются от пива, и даже употребляют наркотики.

Пока у вас не появились такие привычки, давайте выясним, почему они вредны для здоровья.

Курение разрушает зубы, курение вызывает раннее старение, лицо покрывается морщинами. Слайд 12.

Чем отличаются легкие здорового человека от легких курильщика?

Желание пить спиртное - особенно вредная привычка.

Алкоголь - это особо опасный яд, он не только изменяет внешность человека, но и поражает все внутренние органы, особенно печень. Слайд 14.

Воспитайте в себе полезные привычки:

чаще бывать на свежем воздухе, отдыхать на природе, не забывать о работе, труде. Слайды 15, 16, 17.

Задание: выберите характеристики здорового и больного человека.

Каждый ученик выполняет задание индивидуально.

Курит, много гуляет, плохо питается, бледный, сутулый, румяный, занимается спортом, мало спит, ест фрукты и овощи, работает без отдыха, хорошо работает, проветривает комнату, делает зарядку, правильно отдыхает, сильный, веселый.

Назовите, что помогает нам сохранить здоровье?

Какие привычки наносят вред здоровью?

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 611 062 материала в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 02.11.2020 241
  • DOCX 20.8 кбайт
  • 21 скачивание
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Нагиева Гюльнара Сафтаровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок природоведения в 5 классе, школы VIII вида. Урок представлен с приложениями.

Эрудицию свою проявлять,

Если хочешь ум свой развивать

Или память потренировать,

Если нравится тебе в игры умные играть –

Значит, запросто ты сможешь все заданья разгадать!


ОГРАН ОРГАНИЗМ

СИСТЕМА ОРГАНОВ, ВЗАИМОСВЯЗАННЫХ МЕЖДУ СОБОЙ И ОБРАЗУЮЩИХ ЕДИНОЕ ЦЕЛОЕ

ЧАСТЬ ТЕЛА, КОТОРАЯ ИМЕЕТ ОПРЕДЕЛЁННОЕ СТРОЕНИЕ И РАСПОЛОЖЕНИЕ, ВЫПОЛНЯЕТ ОДНУ ИЛИ НЕСКОЛЬКО ФУНКЦИЙ

Урок по природоведению в 5 классе

Познакомить учащихся с строением тела человека,

Развивать речь, мышление, воображение, внимание,

Воспитывать интерес к предмету.

Наглядность и оборудование:

Тип урока – урок изучения нового материала

Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Ваши ушки на макушке,
Глазки широко раскрыты.
Слушайте, запоминайте,
Ни минуты не теряйте!

Повторение ранее изученного материала

Повторение ранее изученного материала. Введение в тему.

Живая и неживая природа. Отличительные особенности.

Работа с презентацией. беседа

Изучение нового материала

Чтобы тему урока узнать,
Надо ребус разгадать


Вводное слово учителя

Каждый человек неповторим по своему характеру, своим взглядам на жизнь, но все люди похожи строением своего тела. Но почему – то одни люди часто болеют, а другие всегда бодрые и здоровые, одни люди все время чем- то недовольны, а другие веселы и жизнерадостны, одни любят только себя, а другие, чем могут, помогают другим людям. Как вы думаете, почему так бывает?

Обо всем этом мы узнаем на уроках, когда изучим эту тему.

Как вы думаете, что для человека самое главное?

Интересно? Тогда начнем

знакомство со строением нашего организма.Сегодня к нам в гости пришел добрый волшебник Познай-ка, который поможет вам узнать много интересного.

Видео – объяснение (Приложение к уроку)

Работа с ребусом, беседа, просмотр Видео - объяснения

Закрепление изученного материала

Задание 1
Подписать части тела человека на схеме

В конвертах даны названия частей тела и внутренних органов. Разделите их на группы:
ЧАСТИ ТЕЛА ВНУТРЕННИЕ ОРГАНЫ

В каждом конверте лишнее слово, объяснить почему

Эрудицию свою проявлять,

Если хочешь ум свой развивать

Или память потренировать,

Если нравится тебе в игры умные играть –

Значит, запросто ты сможешь все заданья разгадать!

1.Переварит вмиг котлету, и конфеты, и рулеты.

Сок особый у него, только мы не пьём его. Желудок.

2. День и ночь стучит оно,
Словно бы заведено.
Будет плохо, если вдруг
Прекратится этот стук. ( Сердце )

3.Два воздушных лепестка,

Важную работу выполняют,

Дышать нам помогают. (Легкие).

4.Брат с братом через дорожку живут,
А друг друга не видят. ( Глаза )

5.Она нам верная подруга, следит, чтоб не было недуга.

Усвоить пищу помогает, гостей всех вредных выгоняет. Печень.

6. фасолины висят,

Ненужные вещества пропускают

И удалять их помогают (Почки).

7.32 собаки в пещере сидят,
Кто зайдёт — того съедят. Зубы

8.Он все запоминает,

Смотреть, слушать, говорить,

Работой всего нашего организма управляет. (Мозг).

Задание 4
Покажите, что могут наши руки и ноги?

Физминутка – приседания наклоны и – танец (Яблочко)

Задание 5
Как много умеет человек, но есть многое, что человек в прошлом не умел. Он наблюдал за природой, многое примечал, учился.
Вопрос?
Чему человек научился у
ПТИЦ,
РЫБ,
КРОТА,
МУХИ,
СТРАНСТВУЮЩЕГО ГОЛУБЯ?

Задание 6
Сказка ложь, а в ней намёк
Вопрос?
Чему намекает сказка, где есть

КОВЕР- САМОЛЁТ
КЛУБОЧЕК, УКАЗЫВАЮЩИЙ ДОРОГУ
ЯБЛОЧКО, КАТАЮЩЕЕСЯ НА БЛЮДЦЕ
САПОГИ- СКОРОХОДЫ

Вывод какой умный человек, т. К он удивительно устроен

Одна голова хорошо, а две лучше – как вы понимаете?

Видео фильм о прогрессе

А в нашем классе есть какие либо достижения человека?

Орган, организм – словарные слова

СОПОСТАВЬ ОПРЕДЕЛЕНИЕ И СЛОВАРНОЕ СЛОВО, поставь стрелку

СИСТЕМА ОРГАНОВ, ВЗАИМОСВЯЗАННЫХ МЕЖДУ СОБОЙ И ОБРАЗУЮЩИХ ЕДИНОЕ ЦЕЛОЕ

ЧАСТЬ ТЕЛА, КОТОРАЯ ИМЕЕТ ОПРЕДЕЛЁННОЕ СТРОЕНИЕ И РАСПОЛОЖЕНИЕ, ВЫПОЛНЯЕТ ОДНУ ИЛИ НЕСКОЛЬКО ФУНКЦИЙ

Цель урока: познакомить учащихся с разнообразием животных морей и океанов и их способностью к жизни в различных условиях.

учить устанавливать причинно – следственную связь между внешним видом и средой обитания морских животных;

развивать целенаправленное внимание при выполнении нового материала; умение группировать морских животных при выполнении самостоятельной работы;

воспитывать самостоятельность и самоконтроль при выполнении письменной работы.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, ноутбук.

- Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня на уроке мы узнаем много нового и интересного. К концу урока я попрошу каждого из вас оценить свою работу.

Проверка домашнего задания

Повторение ранее изученного материала

Работа в рабочей тетради

Итоговая оценка за урок

II. Актуализация знаний учащихся.

- Ребята, предлагаю вам отгадать несколько загадок, которые подскажут тему сегодняшнего урока.

1.Вроде рыба, вроде нет- 2. У родителей и деток

Шлёт фонтаном всем привет. Вся одежда из монеток. (Рыба)

На волнах весь день лежит

Чудо – юдо, рыба – кит.

- Ребята, про кого эти загадки? Правильно – про животных.

- А где эти животные обитают?

- Верно - эти животные обитают в морях и океанах.

- Каких ещё обитателей морских глубин вы знаете?

- Каких размеров бывают эти животные?

- В каких слоях воды они обитают?

- Чем питаются морские животные?

- Ответы на эти вопросы вы получите к концу урока.

III. Изучение нового материала.

- Подумайте и назовите тему нашего урока.

- Давайте её запишем в тетрадях: Животные морей и океанов. (слайд 1)

- Сегодня на уроке вы познакомитесь с разнообразием животных морей и океанов и их способностью к жизни в различных условиях. Будем учиться устанавливать причинно – следственную связь между внешним видом и глубиной обитания морских животных; распределять их на группы; отвечать на вопросы полными правильными ответами.

- Почему в верхних слоях воды сосредоточено большинство морских обитателей?

- Весь Мировой океан населён большим разнообразием живых существ. Размеры этих существ от самых мелких, которые невидимы глазу человека, до гиганта океана кита – весит он как 25 слонов. (слайд 2)

Большинство морских обитателей сосредоточено вблизи берега и в верхних слоях воды, но и в его глубинах можно встретить разных животных. Воды тёплых морей заселены большим разнообразием, но и холодные моря населены многими животными и растениями. Каждый обитатель океана занимает в нём особое место и выполняет свою роль в природном сообществе.

Основу жизни многих обитателей морей составляют мельчайшие существа, обитающие в поверхностной толще океанских вод. К ним относят водоросли, простейших животных, мелких рачков, дафний, медуз, червей, мальков рыб. Они малоподвижны, поэтому переносятся морскими течениями и ветром. Для их развития необходимы тепло и солнечный свет. Они быстро размножаются и поэтому количество их огромно. Они являются главным источником питания разных животных – от небольших креветок до огромных китов.

- Почему в верхних слоях воды сосредоточено большинство морских обитателей?

- Правильно, потому что здесь вода тёплая и много солнечного света, а это необходимо для быстрого развития мельчайших существ, которые являются основным источником питания большинства морских обитателей.

- Почему Мировой океан называют царством рыб? (слайд 3)

На этот вопрос вы ответите, прослушав Сашу - с. 138.

Мировой океан можно назвать царством рыб. Они живут практически всюду, но большинство их держится в верхних слоях воды. Здесь больше всего корма, состоящего из мельчайших животных и растений. Рыбы, обитающие у поверхности, обычно имеют серебристую окраску тела и обтекаемую форму, помогающую им быстро передвигаться в воде как, например, океаническая сельдь. Некоторые из них, например, летучие рыбы, на большой скорости выскакивают из воды и пролетают над нею несколько сотен метров. Они имеют развитые плавники, похожие на крылья птиц.

- Почему Мировой океан называют царством рыб? (слайд 4)

- Почему глубинные рыбы имеют уплощённую форму тела? (читает Даша – с.139)

Глубинные рыбы менее подвижны и имеют особый облик. Они приспособлены к жизни в условиях постоянного мрака, холода и огромного давления водных масс. Многие из них имеют уплощённую форму тела, например, скат манта, светящиеся органы и огромные глаза. Некоторые рыбы совсем слепые. Особенно поражает величина пасти и количество зубов у глубоководных хищных рыб. Широко раздвинув челюсти, они набрасываются на жертву большего размера, чем они сами.

- Почему глубинные рыбы имеют уплощённую форму тела? (слайд 5, показ иллюстраций из книг)

Среди обитателей Мирового океана особую группу составляют животные, попавшие сюда сравнительно недавно. Это киты, дельфины, тюлени, моржи. Их предки обитали на суше. Попав в водную среду, они приобрели признаки, обеспечивающие им быстрое передвижение в воде – обтекаемую форму тела и конечности, напоминающие плавники рыб. Но по - прежнему они дышат с помощью лёгких и выкармливают своё потомство молоком.

Рыбы, креветки, крабы и многие другие животные Мирового океана издавна являются важным объектом промысла, так как составляют существенную часть нашей пищи. Морские млекопитающие служат источником ценного меха, мяса и жира. Однако в последнее столетие их количество заметно сократилось. Поэтому многие обитатели океана сейчас находятся под угрозой исчезновения и требуют особой охраны.

Опережающее задание – морская черепаха – Алексей С. (слайд 6)

Рыбки плавали, ныряли,

В чистой светленькой воде.

То сойдутся – разойдутся,

То зароются в песке.

IV.Закрепление изученного материала.

1.Первичное закрепление изученного материала:

- назовите жителей морей и океанов, которых вы запомнили?

- назовите обитателей морского дна; верхних слоёв.

- почему большее количество корма, состоящего из мельчайших животных и растений, находится в верхнем слое воды?

- почему в верхних слоях воды обитает больше всего животных?

3.Самостоятельная работа в тетрадях: записать названия морских обитателей:

I группа – записать в первый столбик названия животных, обитающих на дне, а во второй столбик – в верхних слоях воды;

II группа – заполнить таблицу;

III группа – записать в тетрадь названия 3 – 6 обитателей морей и океанов.

V. Дополнительный материал: визуальное и тактильное знакомство с морским песком, ракушками и кораллами.

I группа - страницы 138 – 139, читать, отвечать на 1 и 2 вопросы;

II группа – страница 140, читать, ответить на 3 вопрос;

III группа – страницы 138 – 139 (прочитать о рыбах).

2. Итог урока: - назовите тему сегодняшнего урока.

- каких обитателей морских глубин вы знаете?

- каких размеров бывают эти животные?

- в каких слоях воды они обитают?

- чем питаются морские животные?

- что особенно понравилось на уроке?

- какой материал вызвал затруднение?

- как вы оцениваете свою работу на уроке? Поднимите руку те, кто оценивает свою работу на оценку 5; 4.

Читайте также: