Конспект урока по окружающему миру на тему водоемы

Обновлено: 03.07.2024

Существуют два вида водоемов: естественные и искусственные. Естественные, в свою очередь, делятся на пресные и солёные.

Какова роль водоемов в жизни человека

Прежде всего, водоемы являются домом для множества растений и животных, местом для отдыха людей и ценным ресурсом в хозяйстве. Но, безусловно, самая важная роль воды – обеспечение благоприятными условиями жизнедеятельности живых организмов. Благодаря ей они утоляют жажду, получают витамины и минералы, необходимые для существования.

Очевидна роль водоёмов в жизни человека. Благодаря им люди получают:

  • Орошение полей и урожай;
  • Морепродукты;
  • Чистоту дома;
  • Качественную гигиену;
  • Многочисленные блюда с водой в составе;
  • Отдых и оздоровление;
  • Гидроэлектростанции;
  • Водные виды транспортировки.

Искусственный водоем

Искусственный водоём – созданное руками человека углубление в земной поверхности, наполненное пресной водой.

Искусственные водоёмы строятся для использования запасенной воды, судоходства, а также при недостатке источников пресной воды в той или иной стране.

Основные виды искусственного водоема:

  • Водохранилище;
  • Пруд;
  • Канал;
  • Искусственное озёро.

Один из самых известных искусственных водоемов в мире – крупный пруд в городе Ижевск. Его площадь достигает двадцать четыре квадратных километра.

Естественный водоем

Естественным является водоём, который возник в природе самостоятельно, без участия человека.

Примеры естественных водоёмов:

Существуют пресный и соленый естественные водоемы.

Пресный водоем

Пресной называется вода, которая не имеет солей в составе. Она способна самостоятельно очищаться: рекам нужно для этого около десяти суток, а полярным льдам – восемь тысяч лет.

Несмотря на то, что наибольшую площадь территории Земли занимают солёные водоёмы, количества пресной воды (около трёх процентов) достаточно для поддержания благоприятной жизнедеятельности населения планеты.

Самый большой запас пресной воды (примерно девяносто процентов) содержится в полярных льдах, а малая часть (десять процентов) – в реках, озёрах, ручьях и прудах.

Соленый водоем

Соленым называется водоём, который содержит минеральные соли в составе и чаще всего является бессточным.

Самый крупный соленый водоём – это Мировой океан. Его площадь достигает 361 миллионов квадратных километров.

Самыми солеными водоемами мира считаются:

Это – самое большое соленое озеро в мире. Оно наполняется водой только в дождливые сезоны, а на его дне находится толстый слой соли, который достигает восьми метров в высоту.

Солёность этого водоема объясняется тем, что он является бессточным. В озере не обитают растения и живые организмы, за исключением бактерий-экстремофилов, которые способны выживать в малопригодных для жизни условиях.

В его воде содержится большое количество солей, за счёт чего практически все объекты на поверхности воды не тонут. Местные курорты используют минералы, содержащиеся в Мертвом море, в косметических целях: для производства кремов, мыла, лосьонов и других уходовых средств.

Более того, берег Мёртвого моря находится на 400 метров ниже уровня моря, что делает его самым пониженным участком планеты.

Этот водоём находится в Антарктиде, но не замерзает даже в экстремально низкие температуры. Дело в том, что содержание солей этого водоема достигает отметки в сорок процентов, из-за чего оно никогда не покрывается льдом.

Распространенные растения водоемов

Водные растения играют важную роль в природе, образуя кислород и поглощая углекислый газ за счёт хлорофилла и служа источником пищи для многих живых организмов (моллюсков, ракообразных, рыб). Также некоторые виды водорослей используются в качестве пищи, так как содержат в составе йод, стимулирующий работу иммунной системы.

Водные растения могут:

  • Свободно плавать (водоросли);
  • Укореняться (кувшинка, камыш);

Водоросли

Это – распространённые растения, обитающие в воде и отличающиеся от других простым строением, так как не имеют корневой системы и листьев. Питательные вещества водоросли впитывают всей поверхностью тела.

Водоросли имеют различные размеры: самые большие из них могут достигать до сорока метров в длину, а мельчайшие экземпляры видны только под микроскопом.

Эти растения также бывают различных оттенков. В природе встречаются водоросли бурых, желтых, красных, зелёных и других цветов.

Кувшинки

Это – распространённое растение с плавающими круглыми листьями и крупными цветами розовых оттенков. Кувшинка имеет пригодную в пищу корневую систему, которую используют для приготовления муки и крахмала.

Камыш

Камыш – растение, обитающее в болотистой местности. Его корневая система находится под землей, а стебель – частично под водой. Камыш используется для плетения корзин, а в древности из его корневища делали муку.

Животные, обитающие в водоемах

Животный мир водоёмов, как и растительный, разнообразен. Среда морей, океанов, озёр и рек является важнейшим условием существования множества живых организмов, так как именно в воде содержится все необходимое для их жизнедеятельности:

  • Минеральные вещества (например, фосфор и азот стимулирует рост водорослей, которыми питаются некоторые виды рыб);
  • Питательные элементы (планктон дафнии, фитопланктон и другие мельчайшие растительные и животные организмы);
  • Комфортная температура (киты, тюлени, морские львы и дельфины, в отличие от рыб, земноводных и пресмыкающихся, являются теплокровными. Однако температура воды в среде, в которой они обитают, имеет комфортные для них показатели. Так, например, дельфины обитают умеренном, тропическом и субтропическом поясе, в котором температура воды летом составляет 20-30 градусов.)

Именно поэтому в водоемах содержится множество видов живых существ, которые обитают как в воде, так и на берегах. Среди них:

  • Рыбы;
  • Пресмыкающиеся;
  • Земноводные;
  • Млекопитающие.

Рыбы, обитающие в водоемах

Рыбы – постоянные жители пресных и солёных водоемов, большая часть из которых обитает в Байкале. Самыми распространёнными видами являются:

  • Окунь (обитает исключительно в чистой пресной воде и представляет интерес для рыболовов, так как не боится удочки и шума);
  • Судак (обитает в пресных водоёмах с высоким содержанием кислорода. Взрослые особи могут достигать веса до пятнадцати килограммов);
  • Ёрш (отличается от других рыб наличием колючих плавников, защищающих его от хищников. Также окрас ерша зависит от условий обитания: температуры, света);
  • Щука (обитает в пресных водоемах, насыщенных кислородом, а при снижении его концентрации – умирает. Весит около 30-40 килограммов и достигает до двух метров в длину);
  • Акула (один из самых опасных видов рыб. Самой крупной особью является китовая акула, взрослая особь которой весит около двадцати тонн);

Пресмыкающиеся, частично обитающие в водоёмах:

  • Змеи;
  • Крокодилы;
  • Черепахи;
  • Ящерицы.
  • Тюлени;
  • Кашалоты;
  • Киты;
  • Дельфины;
  • Касатки;
  • Белухи.

Цепь питания животных водоёмов

Цепь питания – это связи живых организмов по питанию. Они встречаются во всех природных зонах и сообществах, в том числе и в водоемах.

Цепь питания состоит из нескольких звеньев, которые связаны между собой. Примером, иллюстрирующим этот процесс, может послужить пресный водоём:

  • 1-е звено: водорослями и червями питаются мелкие рыбы (например, Окунь или Карась);
  • 2-е звено: мелкими рыбами питаются более крупные особи (например, Щука);
  • 3-е звено: крупные особи рыбы вылавливаются человеком или животными и используются ими в качестве пищи. Одними из них являются пеликаны – птицы, добывающие рыбу сообща. Они находят наиболее мелководный залив, окружают добычу и хлопают крыльями, чтобы сгонять её в центр круга.

Названия самых известных пресноводных и соленых водоемов в мире

В мире существует множество необычных водоёмов, которые вызывают неподдельный интерес у туристов и путешественников:

  • Самым большим естественным водоемом в мире является Тихий океан;

Он имеет размеры больше, чем площадь суши планеты, а также более двадцати пяти тысяч островов (больше, чем сумма участков земли, находящихся в остальных морях и океанах).

Он также является самым тёплым и наиболее глубоким океаном в мире, поскольку в нем расположена Марианская впадина – жёлоб, имеющий глубину примерно в одиннадцать километров.

  • Самый длинный в мире водоём – Нил;

Это – река протяженностью около 6650 километров. Исток водоема – Восточно-Африканское плоскогорье. Впадает Нил в Средиземное море.

  • Самое глубокое озеро в мире – Байкал;

Этот водоем расположен в Восточной Сибири и достигает глубины 1642 метра. Байкал содержит пятую часть от общего количества пресной воды, что делает его природным достоянием.

  • Самый холодный водоём в мире – Северный Ледовитый;

Океан имеет небольшую площадь и глубину, однако именно его освоение потребовало наибольших усилий со стороны исследователей. Так, мелководье и ледоход и по сей день становятся главным препятствием для экспедиционных кораблей.

Водоемы России

Россия – одна из стран, которые богаты водными ресурсами. Она обладает запасами пресной воды, а моря, реки, болота и озёра занимают около двенадцати процентов от всей территории страны.

Одни из самых известных российских водоемов, посещаемых туристами чаще всего:

  • водоёмы Санкт-Петербурга (реки Нева, Крестовка, Смоленка);
  • Новосибирские водоёмы (реки Обь, Зырянка, Ельцовка);

Озеро Байкал в Восточной Сибири

Вода – важный природный ресурс, который следует беречь. Чтобы сохранить атмосферу и жизнь многим животным и растениям, важно не выбрасывать мусор в водоемы, не оставлять его на берегу, следить за чистотой пляжей, а также сообщать в общество охраны природы в случае их загрязнения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Составила учитель начальных классов СОШ №1 г.Избербаш Рашидова И.М.

Конспект урока по теме "Водоёмы" во 2 классе по программе "Школа России", автор учебника А.А. Плешаков

Цели урока:
1. - познакомить детей с видами водоёмов;
- учить различать части реки (исток, устье, русло, берега);
- сравнить реку и озеро;
- познакомить с водоёмами нашего края;
2. развивать у детей умение сопоставлять, сравнивать, анализировать различные явления, делать выводы через практическую работу по ознакомлению с видами водоемов;
3. воспитывать чувство сотрудничества, при выполнении групповых заданий, воспитывать сознательное, бережное отношение к природе.

Создание эмоционального настроения.

Ребята, посмотрите пожалуйста за окно. Какая сегодня погода на дворе? Какое у неё настроение? Пусть хорошая погода заиграет в душе каждого из нас и согреет своим теплом.

Вдохните глубоко и когда будете выдыхать, постарайтесь улыбнуться.

Вдохните ещё раз и снова улыбнитесь, почувствуйте , как ваша улыбка согревает вас изнутри.

Проверка домашнего задания.

- О чём мы говорили на прошлом уроке?

- Какая бывает земная поверхность? ( равнинной и гористой)

- Что такое равнины? ( равнины бывают плоские и холмистые)

- Почему равнины получили такие названия? ( плоская равнина имеет ровную поверхность, на холмистой равнине есть возвышения)

- Как называют возвышения на равнине? ( Возвышения на равнине называются – холмы).

- Что такое овраги? ( Углубления с крутыми склонами ).

- Что такое горы? ( Горы – это очень неровные участки земной поверхности, которые сильно возвышаются над земной поверхностью).

- Как расположены горы? ( Одиночную гору встретить редко, чаще всего горы расположены рядами- горными хребтами).

- Чем отличаются холм и гора? ( Горы выше- холмы имеют высоту до 200 м , горы – более 200 м. В горах есть скальные породы, на которых ничего не растёт, а холмы всегда имеют почву и покрыты растительностью. Высота гор бывает разной. Одни из них возвышаются на несколько сотен метров, другие на несколько км.

- Какая форма земной поверхности в нашем крае- равнинная или гористая?

- Есть ли в нашем крае холмы , овраги?

Работа по теме урока.

Сегодня мы отправимся туда

Где пресная плещется вода

Чтоб тему урока узнать

Загадки нам надо отгадать.

( К доске выходят дети)

Не проедешь , не пройдёшь-

И водицы не попьёшь

С синеватой плёнкой. ( БОЛОТО)

День и ночь о берег бьётся

Из него воды не пьётся

Потому что не вкусна-

И горька , и солона. ( Море)

Чуть дрожит на ветерке

Лента на просторе,

Узкий кончик в роднике

А широкий- в море. ( Река)

И месяц и звёзды

В нём всё отражается

Как это зеркало называется? ( Пруд)

К маме речке бегу

И молчать не могу

Я её сын родной-

А родился весной. ( Ручей)

Учитель вывешивает картинки с отгадками.

Река, море, пруд. ручей, болото – что это такое? Назовите одним словом.

Карточка на доске

- Какие ещё бывают водоёмы?

Океан, озеро, канал, водохранилище.

- На какие две группы можно разделить перечисленные водоёмы?

Те , которые созданы природой, называются естественными. К ним относятся: ручей, река, озеро, море.

Искусственные- они созданы людьми. Это водохранилища, пруды.

- А о чём сегодня будем говорить на уроке? , нам подскажет загадка

На свете нет её сильней-

На свете нет её вольней

В руках её не удержать

.И на коне не обогнать. ( РЕКА ).

Речка –реченька река

Ты пришла из далека

Что ты делала в пути

Прежде чем сюда прийти?.

- В роднике с одной синицей

Поделилась я водицей,

А потом с цветущим садом

А потом с огромным стадом.

Целый город вечерком

Напоила я чайком

А потом у берегов

Повстречала я плотину

Покрутила я турбину

Это мой речной поток

Вам даёт электроток.

- Для чего нужна река?

Пить , поливать, обеспечить жизнь рыбам, вырабатывать электроэнергию.

- А почему человек использует воду именно из реки?

СТРОЕНИЕ РЕКИ.

- Река , кА человек или растение имеет своё строение , свои части.

А как называются эти части, узнайте из учебника.

( Дети читают текст на странице 78 ).

- С чего начинается река? Как называется место , откуда она начинается?

- А место впадения реки в другую большую реку или море, озеро ?

- Углубление по которому течёт река называется

Река течёт по руслу, у неё есть правый и левый берег.

-Надо встать лицом по течению реки.

-Что ещё имеет река?

- Реки поменьше, которые вливаются в другую реку.

И притоки тоже бывают левыми и правыми.

- Какие реки есть в нашем крае?

В республике Дагестан насчитывается свыше 6255 рек. К наиболее крупным относятся реки Самур, Сулак, Терек.

СУЛАК-берёт начало на Восточном склоне главного Кавказского хребта. Имеет два крупных притока : Аварское и Андийское Койсу.

ТЕРЕК- она берёт своё начало на леднике горы Казбек. Подразделяется на Старый Терек и Новый Терек и впадает в Каспийское море.

САМУР- берёт начало на Восточном склоне главного Кавказского хребта на леднике горы Гутона. Река протекает вдоль Бокового хребта и круто сворачивает на юго- восток к морю. Наиболее крупные притоки Кара-Самур и Ахтычай.

Работа по карте; цвет на карте водоёмов.

Закрепление изученного

Работа в парах.

Дополни схему


Схема на ватмане, на доске и на каждой парте

Двое учеников дополняют схему на доске.

Мы немного отдохнем,

Встанем, глубоко вздохнем,

Руки в стороны, вперед

Мы на пляже, солнце жжет.

Побежим скорее в реку,

Ах, какая благодать?

Но и меру надо знать.

Побежим скорее в класс

Там послушаем рассказ.

- О какой роли водоёма была наша физминутка? Что мы делали?

Мы отдыхали значит водоём- это место отдыха людей.

- А ещё , что вы знаете о значении водоёмов?

Люди берут из водоёмов воду для питья и приготовления пищи.

Водоёмы – это дом для растений и животных

Из водоёмов берут воду для хозяйственных нужд.

По воде перевозят грузы.

Как взрослые и дети должны охранять водоёмы?

Нельзя допускать что бы в водоёмах мыли транспорт.

Нельзя в воду бросать мусор, оставлять мусор на берегу.

Надо следить за чистотой воды, расчищать родники и ручьи.

- Чтобы узнать о каком водоёме будем говорить , нужно разгадать ребус .

На доске картинки. Составить из первых букв слово

Много на земле озер.

Одни озера большие, другие маленькие . Есть озера глубиной больше км,

есть и по колено.

В некоторых озерах вода чистейщая и вкусная, в других соленая.

В нашей стране много замечательных озер. Сейчас о двух из них расскажут ребята.

Озеро – это углубление на земной поверхности, заполненное водой

Образование озер – в места углубления стекается вода ( речки и ручьи)

Оборудование: презентация Power Point, гербарий растений пресного водоёма; раковины улиток, клей, ножницы.

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель:

Прозвенел весёлый звонок.
Мы начинаем наш урок.
Любознательные в классе дети
Обо всём хотят знать на свете.

– Тему нашего урока вы сейчас назовёте сами, если правильно решите шараду.

Возьмите корень из слова подводный, корень из слова подъём, соединительную гласную из слова паровоз и окончание из слова слоны .Какое слово у вас получилось? (Вод-о-ём-ы.)

– По ходу нашего урока вы должны будете ответить на вопросы:

– Что растёт и кто живёт в пресном водоёме?

– Можно ли назвать пресный водоём сообществом?

– Что произойдёт, если в жизнь пресного водоёма вмешается человек?

(Вопросы записаны на доске, читают ученики).

3. Проверка домашнего задания

(Устные ответы учеников на вопросы)

Какие животные обитают в смешанном лесу? Как обитатели леса приспособились к условиям жизни? Какие связи существуют между обитателями леса? Как охраняют леса? Какие правила поведения нужно выполнять в лесу?

4. Изучение нового материала.

– На какие группы делятся по происхождению? (Водоёмы бывают естественные и искусственные)

– А еще, на какие группы можно разделить водоёмы? (На пресные и солёные)

– Какие водоёмы мы относим к пресноводным? Отгадайте загадки.

Посреди поля
Лежит зеркало,
Стекло голубое,
Рама зелёная. (Озеро).

Не конь, а бежит
Не лес, а шумит. (Река).

Какой водоём с пресной водой ещё не назвали? (Пруд).

– И так, представьте, что вы находитесь на берегу пресного водоёма. На что вы сразу обратите внимание? (На растительность).

– На низких берегах водоёмов почва очень сырая, т.к. во время дождей и таяния снега здесь долгое время стоит вода. Поэтому здесь растут высокие травянистые растения - рогоз, камыш, тростник, осока.

Очень часто путают растения рогоз и камыш. У рогоза к осени образуется коричневый “початок”, в котором созревают семена. У камыша образуется раскидистая метёлка фиолетового цвета. У тростника - крупная, отогнутая в сторону метёлка.

– На поверхности воды на огромных зелёных листьях можно увидеть кубышку и кувшинку.

Корни этих растений находятся на илистом дне, мощный стебель выносит на поверхность воды прекрасные цветы, которые ещё называют купавами, или водяными лилиями

Вот как описывает эти цветы писатель М.М. Пришвин: “Жёлтые лилии раскрыты с самого восхода солнца, белые раскрываются часов в 10. Когда все белые раскроются, на реке начинается бал”. (Читает ученик)

– Среди кувшинок видны плавающие мелкие зелёные листочки ряски. Ряска - это самое маленькое цветковое растение.

– Среди растений пресного водоёма можно встретить рдест, элодею, телорез.

– Название растения телорез говорит само за себя. Твёрдые зубчики по краю листа могут поранить тело человека.

– Как вы думаете, какую роль выполняют растения в водоёме?

( Эти растения дают приют и пищу насекомым, жучкам, паучкам, рачкам, малькам рыб.)

5. Физкультминутка

Утром стрекоза проснулась,
Улыбнулась, потянулась.
Ра з – водой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – улетела.

– Продолжим разговор об обитателях пресного водоёма.

Богат животный мир водоёмов. В пресных водах обитает много разнообразных насекомых - различные жуки и клопы, а ещё больше личинок тех самых насекомых, которые во взрослом состоянии живут в воздушной среде: стрекоз, ручейников, комаров.

С пресноводным водоёмом связана жизнь стрекоз. Одна из самых крупных стрекоз в нашей стране - большое коромысло. У неё голубое с коричневыми пятнами брюшко и большие прозрачные крылья. По бокам её головы большие выпуклые глаза, каждый из которых состоит и нескольких тысяч отдельных глазков. Это позволяет стрекозе одновременно видеть в разных направлениях, замечать добычу и хорошо ориентироваться при быстром полёте. Свою добычу стрекоза схватывает и пожирает на лету. Стрекозы и их личинки принося пользу: Они истребляют личинки комаров и жуков -плавунцов. Взрослые стрекозы уничтожают мух и комаров.

– Немало в наших пресных водах различных жуков. Самый большой из них – жук- плавунец. Длина его тела больше 3 см. Плавунец –хищник. Основная его добыча- головастики личинки насекомых и улитки. Деятельность плавунца не прекращается и зимой.

– По поверхности водоёмов скользят клопы- водомеры. Эти насекомые очень проворны.

– Из ракообразных животных ,обитающих в наших пресных водах, самое крупное – речной рак. Его длина достигает 20 см. Рак очень чувствителен к чистоте воды и количеству растворённого в ней кислорода. Он устраивает себе на дне под камнем или корягой норку и весь день проводит в ней. К вечеру он выползает из своего убежища на поиски пищи. Питается рак мелкими малоподвижными животными, водорослями, падалью рыб, улиток и червей.

– В прудах, озёрах и реках можно увидеть различных лягушек, жаб. Весной лягушки и жабы устраивают концерты у воды и откладывают в воду икру. Постоянно живут у водоёмов жерлянка, лягушки прудовая и озёрная.

На стеблях и листьях растений пресноводных растений можно встретить моллюсков- улиток и ракушек. Раковина улитки цельная, с одним отверстием внизу. Обычно она закручена на 5-7 оборотов спиралью. Внизу раковины- мягкое, слизистое тело моллюска.

– Постоянными обитателями пресных водоёмов являются рыбы, например карась, щука, сом, карп.

– Пресноводные водоёмы это место обитания некоторых птиц-уток, гусей ,цапель.

– Среди обитателей пресноводных водоёмов мы встречаем зверей с ценным мехом - бобра, нутрию, ондатру и выдру.

– У животные пресных водоёмов в процессе эволюции сформировались приспособления к среде обитания - обтекаемая форма тела у рыб и млекопитающих; густой, смазанный жиром мех у зверей; наличие плавников у рыб, перепонок между пальцами задних ног лягушек, водоплавающих птиц и млекопитающих; длинный голый хвост млекопитающих, выполняющий роль руля.

– Какое значение имеют пресные водоёмы для человека и природы?

– сосредоточение запаса воды;
– рыбная ловля и охота;
– источник энергии;
– место для отдыха и занятий спортом;
– источник эстетического наслаждения.

6. Закрепление

– Вернёмся к вопросам, которые вы прочитали в начале урока.

Для ответа на 1-й вопрос выполните задания 64 и 65 в “Рабочей тетради” на стр. 29–30. (Ученики выполняют задания самостоятельно с последующей коллективной проверкой).

Является ли пресный водоём - сообществом?

(Растения выделяют в воду кислород, которым дышат животные .Караси питаются растениями и личинками насекомых, а щука – карасями).

Значит, мы можем сделать вывод, что водоём- сообщество.

(Ученики выполняют задание 68 на странице 31 в “Рабочей тетради”).

– Что может произойти, если человек вмешается в жизнь пресного водоёма, например выловит всех раков?

(Раки водятся только в водоёмах с чистой водой. Они поедают останки погибших животных, тем самым очищая дно водоёмов. А если человек выловит всех раков, то этот водоём постепенно загрязнится)

– Что нужно делать, чтобы экологическое равновесии в сообществе не нарушилось?

(Надо охранять редкие растения, не ловить в огромных количествах раков и моллюсков-чистильщиков воды, не губить лягушек и головастиков, т.к. будет много мошек и комаров).

Цель : формирование представления об обитателях пресных водоёмов, их разнообразии; с оздание условий для развития УУД:

личностных : мотивация учения, нравственно-этического оценивания (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей);

познавательных: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, знаково-символические, моделирование, классификации объектов, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование; умение сравнивать предметы, анализировать и обобщать информацию; расширять кругозор учащихся, развивать наблюдательность, критическое мышление.

коммуникативных : инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, оценка действий партнера;

регулятивных : формирование умения ставить учебную задачу, планировать пути её решения; оценивать и контролировать свои действия;

Оборудование : компьютер, проектор, экран, презентация, дополнительная литература (энциклопедия, атлас), макет, аквариум с рыбками.

Сценарий урока.

I . Организационно-мотивационный этап.

Сегодня мы вместе снова создадим необычный урок.
Мне трудно предположить чего вы ожидаете от нашего урока:
- хотите продемонстрировать свои знания или научиться чему-то новому;
- порадоваться успехам друзей;
- обменяться впечатлениями, информацией.
Пожалуйста, закройте глаза и проговорите свою цель, постарайтесь ее запомнить.
- Я знаю, что вы умеете внимательно и активно работать, пользоваться полученными знаниями, собирать информацию. Надеюсь, на сегодняшнем уроке вы поделитесь занимательными фактами и интересными выводами.

Итак, мы начинаем.
II .Этап целеполагания.

- Для того чтобы узнать о чём пойдёт речь на уроке, я предлагаю послушать стихотворение:

Посмотрите вот сюда

Тихо плещется вода.

Ряска, лилии, рогоз,

И кубышка, и тростник.

Есть беззубка, прудовик;

Водомерка вот бежит,

Всюду бурно жизнь кипит.

- Подумайте, опираясь на свой жизненный опыт, можно ли утверждать, что речь идёт о пресном водоёме?

- Что хотели бы узнать нового?

- Послушайте разговор ребят и попробуйте определить тему урока.

( Проблемно – диалогическая технология)

Васятка спросил сестру:

- Кто живёт в пруду, в реке, в озере?

- Все кто живёт в воде, называются рыбами. Они не могут долго находиться на суше, потому что дышат жабрами.

Егор возразил Даше:

- В воде живут не только рыбы, но и другие животные. В воде живут жуки, раки. Лягушки и жабы тоже не могут жить без воды.

- Кто из детей ответил правильно на вопрос:

- Предположите, какой будет тема нашего урока.

- Исходя из темы, давайте сформулируем цель урока.

( Узнать, кто живёт в пресном водоёме, выяснить, как животные приспосабливаются к жизни в этой среде обитания )

III . Этап создания образовательной напряженности (постановка проблемы)

Послушайте такую историю:

Однажды папа показал детям ри­сунок, на котором было изображено странное животное. Папа уверял, что встретил это сущест­во в пруду. Мне-то кажется, что папа захотел просто подшутить над детьми. А вы как ду­маете?

t1629049486aa.jpg

- Части тела каких животных объединил папа на этом рисунке?

- К каким из известных нам групп относят­ся эти животные?

Создание кластера (работа в парах, самопроверка по слайду)

Млекопитающие Птицы Насекомые Рыбы

- Кого из животных папа мог увидеть в водоёме?

( В водоёмах обитают рыбы)

Таким образом, мы определили первое мнение:

- Все кто живёт в воде, называются рыбами .

- Есть ли другое мнение?

- В воде живут не только рыбы, но и другие животные

Давайте объединим два мнения в единую проблему:

Эту проблему мы будем решать на протяжении четырёх уроков.

А сегодня нам предстоит выяснить, как приспосабливаются к жизни в воде самые распространённые обитатели водоёмов.

Предположить, о чем пойдет разговор, поможет загадка.

У родителей и деток
Вся одежда из монеток.
Плавают под мостиком
И виляют хвостиком.

-Что в загадке указывает на ответ? (плавает, одежда из монеток)

- Что вам уже известно об этой группе животных?

- Перед вами таблица .

Хочу узнать

- Зачитайте, что у вас получилось.

(Дети предлагают свои варианты)

- Я рада, что вас многое интересует.

- Таким образом, в ходе урока мы получим ответы на следующие вопросы:

- Как рыбы приспосабливаются к жизни в воде ?

- Чем рыбы отличаются от других животных?

- Какие рыбы обитают в пресных водоёмах?

- Посмотрите, как много надо узнать. А времени на это у нас немного.

Как поступить? (работать в группах)

IV . Этап работы над открытым заданием, создание собственного продукта

Помните, хороших результатов добиваются только те, кто умеет работать сообща. Возьмитесь за руки, вспомните правила работы в группе.

Работа по плану с.90 учебника.

Наблюдение за жизнью рыб в аквариуме.

План наблюдения.

1.Каков внешний вид рыбы (форма и тела, его части, чем покрыто тело рыбы)? Как рыба двигается? Что помогает ей двигаться в воде? Как рыба отыскивает корм? Зачем рыбе жабры и где они расположены

2. Чем рыба отличается от других животных? Чем похожа на других животных?

Используя разные источники информации (учебник. атлас – определитель, энциклопедию, презентацию), выберите изображения только тех рыб, которые обитают в пресных водоёмах

t1629049486af.jpg

V . Демонстрация образовательной продукции

Ребята, слушайте внимательно и добавляйте те сведения, о которых вы узнали в таблицу ( заполнение 3столбика таблицы)

Лист наблюдений

Мы понаблюдали и увидели , что рыбы приспособились жить в воде, а что помогает им в этом?

Форма тела- ______________, цвет- _____________;

части тела - _____________________________________;

тело покрыто ___________________;

рыба в воде ______________, в этом ей помогают ___________ и __________;

рыбы дышат _______________, которые расположены на ________________;

как любые живые существа, рыбы ________________________________________________________________,

но в отличие от других живых существ рыбы живут _______________, дышат ___________, питаются __________________________.

- О чём не смогла узнать 1 группа с помощью наблюдений?

- Дополните их отчёт.

2 группа представляет:

-Рассказ об особенностях внешнего вида и жизни рыб.

1.Мы прочитали рассказ о том _________________________________________________________

2.Нам удалось выяснить, что ________________________________________________________________________________________________________________________.

3. Оказывается, ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

4. Самым интересным в поведении рыб является, то, что ________________________________________________________________________________________________________________________.

5. Мы сделали заключение, что ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

(- Используя разные источники информации мы выяснили, что в пресных водоёмах обитают следующие виды рыб: ____________________________)

- Можем ли мы утверждать, что водоём является домом лишь для рыб?

VI . Этап подведения итогов учебного занятия

Какие цели мы ставили на сегодняшнем уроке? Достигли ли мы их?

Вспомните вопросы, возникшие в начале урока:

- Как рыбы приспосабливаются к жизни в воде ?

- Чем рыбы отличается от других животных?

-Какие рыбы обитают в пресных водоёмах?

Мы нашли ответы на эти вопросы?
Кто не согласен? У кого есть вопросы?
Где могут пригодиться сегодняшние знания?
VII . Этап информации о домашнем задании

Мне бы хотелось предложить вам домашнее задание на выбор:

Пользуясь материалом учебника с. 93-94, дополнительными источниками информации, создать паспорт рыб

Читайте также: