Советское общество времен оттепели и развитого социализма конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Тема урока: “Духовная жизнь страны: “Период оттепели”.

развитие познавательного интереса, культуры речи, эмоциональной сферы, умения сравнивать и классифицировать, находить общее и различное, сопоставлять и обобщать, умение конспектировать.

Тип урока: изучение нового материала.

  • проблемное изложение, наглядно-иллюстративный, дискуссионный.
  • фронтальная работа с классом,
  • индивидуальный опрос учащихся,
  • работа с историческим материалом,
  • индивидуальная работа в тетрадях.

ХОД УРОКА

I. Постановка целей урока

  1. Какое значение для жизни советского общества имела смерть И.В. Сталина?
  2. Обозначьте возможные пути развития советского общества после смерти “вождя” всех времен и народов?
  3. Какое влияние на жизнь страны оказал XX съезд КПСС?

III. Изложение нового материала

1. Развитие художественной литературы и культуры

Итак, первое послесталинское десятилетие было ознаменовано серьезными переменами в духовной жизни.

Илья Эренбург назвал это время “оттепелью”: - это была не весна с ее полноводными разливами чувств и мыслей, именно оттепель, за которой мог последовать легкий морозец…

Оттепель – утвердившееся в общественном сознании наименование периода истории Советского государства 1954 – 1964 гг.

Для периода “оттепели” характерно оживление культурной и общественной жизни страны, определенный рост свободы, распространение в СССР западной литературы, музыки, изобразительного искусства.

На перемены, последовавшие в обществе, первыми откликнулись представители литературы. Многозначной по степени воздействия общество была деятельность Александра Трифоновича Твардовского на посту главного редактора журнала “Новый мир”. Еще до XX съезда в этом журнале появилось новое направление в литературе – обновленческое. Одной из первых таких работ, появившихся в литературе, была статья В.Померанцева “Об искренности в литературе”, где он впервые поставил вопрос о том, что честно писать – это, значит, не думать о высоких и не высоких читателях. В этом же журнале появились статьи Овечкина, Абрамова.

Появляются произведения Ильи Эренбурга, Веры Пановой, Федора Панферова и других. Ими был поставлен вопрос о губительности той атмосферы, которая сложилась в стране. Но власть сочла эти работы вредными и отстранила от руководства журналом А. Твардовского.

Были возвращены читателю книги Ивана Кольцова, Исаака Бабеля, Артема Веселого, Ивана Катаева и других. Жизнь ставила вопрос об изменении отношения власти к Союзу писателей. Попытки Александра Фадеева изъять у министерства культуры функции руководства культурой привели его к опале, а затем и гибели.

Работа с историческим документом: “Из предсмертного письма А.А. Фадеева в ЦК КПСС (13 мая 1956)”.

О вполне очевидном трагическом исходе массы благих начинаний говорили в своих произведениях Д.А. Гранин, В.Д. Дудинцев и другие.

Но невозможность и нежелание действовать репрессивными методами в отношении деятелей культуры заставили руководство страны искать другие пути воздействия на деятелей культуры. С 1957 года регулярными стали встречи членов ЦК с деятелями литературы и искусства. Личные вкусы Хрущева приобретали характер официальных оценок.

  • “Речь Н.С. Хрущева на встрече с деятелями культуры” (Об изобразительном искусстве);
  • “Речь Н.С. Хрущева на встрече с деятелями культуры” (О музыке);
  • “Речь Н.С. Хрущева на встрече с деятелями культуры” (О театральном искусстве);
  • “Речь Н.С. Хрущева на встрече с деятелями культуры” (О литературе).

В это время появились произведения признанных мастеров: “Костер” К. Федина, “Судьба человека” М. Шолохова, “За далью даль” А. Твардовского. Авторами поднималась проблема революции и нравственности, цены победы в войне. Публиковались запрещенные стихи С.А.Есенина, Д.А. Ахматовой, М.И. Цветаевой, рассказы М.М. Зощенко и многие другие. В период “оттепели” впервые заявили о себе Ф.А. Абрамов, В.П. Астафьев, Е.А. Евтушенко, Р.И. Рождественский, А.А. Вознесенский, Б.А. Ахмадулина, В.П. Аксенов. Однако противоречивость культурной политики давала себя знать.

После XX съезда был ослаблен пресс власти в отношении кинематографии, живописи, музыки. Выдающимися достижениями отмечен советский кинематограф. В кинематографе появляются новые типы героев, близкие и понятные зрителю. Триумфальным стал показ в Каннах картины Калатозова “Летят журавли”. Явлениями мирового уровня стали: “Иваново детство” Тарковского, “Чистое небо” Чухрая, “Судьба человека” Бондарчука.

Видеофрагмент: фрагмент из фильма “Летят журавли”.

В советской живописи было реабилитировано искусство авангарда 20-х годов. Наряду с жизнелюбивыми картинами появляются и другие направления деятельности – появляется так называемый “суровый стиль” - с подчеркнутым драматизмом в оценке жизненных явлений.

В то же время осуждению подвергались абстракционизм и формализм, ставшие непонятными, а значит “чужими”, вредными и тлетворными для руководства партии и страны.

Больших успехов в рассматриваемый период достигла музыка. Были возращены слушателю произведения А. Шнитке, А.П. Петрова, А.Я. Эшпая, Э.В. Денисова, Р.К. Щедрина, Г.В. Свиридова. С них было снято клеймо антинародного формального направления.

Однако во времена оттепели присутствовали и гонения на деятелей искусства. Ярким примером стало гонение на Бориса Пастернака, получившее название “дело Пастернака”. Роман Б.Л. Пастернака “Доктор Живаго”, посвященный судьбам русской интеллигенции в годы революции и гражданской войны был отвергнут “Новым миром”, и Гослитиздатом по идеологическим соображениям. Отдел культуры ЦК КПСС расценил книгу Пастернака как “произведение, проникнутое ненавистью к советскому строю”.

Вопрос: ребята, если вы уже читали роман “Доктор Живаго”, то насколько обоснованной считаете такую его оценку?

Автор смог передать рукопись романа итальянскому издательству. В ноябре 1957 г. “Доктор Живаго” был издан в Италии. В течение года он выдержал еще восемь изданий в разных странах. В октябре 1958 г. Пастернаку была присуждена Нобелевская премия в области литературы. Сразу после присуждения Пастернаку премии Президиум ЦК КПСС принял секретное постановление, предписав организовать проработку поэта в печати и писательских организациях. Руководство Союза писателей единогласно осудило Пастернака и исключило его из членов СП СССР. Затем последовало общее собрание писателей Москвы, гневно осудившее поведение Б. Пастернака. Авторство идеи о высылке Пастернака из страны принадлежало самому Хрущеву. Под угрозой высылки из СССР Б.Л. Пастернак обратился в Шведскую Академию: “В связи со значением, которое придает Вашей награде то общество, к которому я принадлежу, я должен отказаться от присужденного мне незаслуженного отличия. Прошу Вас не принять с обидой мой добровольный отказ…”. О том, что на самом деле отказ был отнюдь не добровольным, свидетельствует стихотворение Б. Пастернака “Нобелевская премия”:

Я пропал, как зверь в загоне.
Где-то люди, воля, свет,
А за мною шум погони,
Мне наружу хода нет.

Темный лес и берег пруда,
Ели сваленной бревно —
Путь отрезан отовсюду.
Будь что будет, всё равно.

Что же сделал я за пакость,
Я — убийца и злодей?
Я весь мир заставил плакать
Над судьбой страны моей.

Но и так, почти у гроба,
Верю я, придет пора —
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра.

Травля и угрозы подорвали здоровье Пастернака – в 1960 году он скончался.

Вопрос: Травля Б.Пастернака в 1958 г. по своей грубости не уступала кампании против А.Ахматовой и М.Зощенко в 1946 г. И всё же между этими двумя циклами “проработок” имелась существенная разница. В чем она состояла? Чем объяснялась?

Дело Пастернака четко обозначило допустимые для власти пределы “оттепели”.

Настоящим потрясением для советского общества стал выход в свет произведений Александра Исаевича Солженицына “Один день Ивана Денисовича” и “Матренин двор”, остро поставивших проблемы преодоления сталинского наследия в повседневной жизни. В то же время скульпторы, художники и другого рода творческие люди подвергались критике за все тот же формализм, безыдейность, недооценку роли коммунистической партии. Все это показывало пределы “оттепели” в духовной жизни.

2. Наука и образование

За все годы существования СССР большое внимание руководство страны уделяло развитию науки. Наука добивается больших успехов, ряд современных физиков были удостоены нобелевской премии: Прохоров и Боссов – за формулирование основ квантовой электроники; Ландау – за работы по сверхтекучести и сверхпроводимости. В Дубне в 1956 году по инициативе Курчатова был создан международный исследовательский центр, который занимается ядерными исследованиями. В 1949 году СССР стал обладателем ядерной бомбы, а в 53 году, благодаря изысканиям Сахарова и других ученых – водородной бомбы.

В 1957 году было образовано Сибирское отделение академии наук СССР с широкой сетью институтов и лабораторий. В системе академии наук СССР за 1956 – 1958 гг. было создано 48 новых НИИ. Расширилась их география: Урал, Кольский полуостров, Карелия, Якутия. К 1959 году в стране имелось около 3200 научных учреждений, численность научных сотрудников приближалась к 300000.

В 1957 году был создан самый мощный в мире синхрофазотрон. Был спущен на воду атомный ледокол “Ленин”. Туполёв создаёт сверхзвуковой самолёт ТУ 144. Практическую космонавтику создаёт Королёв. 4 октября 1957 года был осуществлен запуск в космос первого искусственного спутника Земли. 12 апреля 1961 года Ю.А. Гагарин совершил полёт в космос, в 63 г. – Терешкова. А в 65 г. Леонов впервые в мире совершил выход в космос. Были созданы быстроходные пассажирские суда на подводных крыльях, ракетах.

Возобновились исследования в области генетики. Однако приоритет научных разработок, как и раньше, отдавался интересам военно-промышленного комплекса. Даже космическая программа была программой средств доставки ядерного оружия.

Таким образом, достижения науки “хрущевской эпохи” закладывали основу для достижения в перспективе военно-стратегического паритета с США.

Большое внимание уделялось среднему и высшему образованию: была отменена плата за обучение в вузах, техникумах и старших классах средней школы; вместо семилетнего вводилось всеобщее обязательное восьмилетнее образование. Увеличилось число вузов и научных учреждений. Начавшаяся в 1958 г. реформа общеобразовательной школы (одиннадцатилетка вместо десятилетки) с акцентом на производственное обучение и профессиональную подготовку учащихся не была научно обоснована. В 1964 г. от нее отказались. В целом же духовное раскрепощение советских людей в рассматриваемый период не было и не могло быть полным.

3. Власть и Церковь

Вопрос: вспомним, каковы были взаимоотношения Церкви и государства, начиная с момента прихода большевиков к власти?

Какой отпечаток на все это наложила ВОВ?

После войны, принесшей неисчислимые страдания и жертвы, усилилась тяга людей к вере. В условиях сравнительно мягкого отношения властей к Церкви и верующим значительно возросло число венчаний и крестин. Однако господствующая идеология оставалась атеистической. Признаки новых гонений на религию появились в 1954 году, когда было принято постановление ЦК “О крупных недостатках в научно-атеистической пропаганде и мерах ее улучшения”.

  • Почему изменилась политика власти по отношению к Церкви?
  • Какую цель преследовали гонения на духовенство и верующих?
  • Почему потерпела неудачу попытка окончательно уничтожить религию в СССР?

4. Неофициальная культура движения инакомыслящих

Явная двойственность идеологического курса Хрущева, метания от одобрения взрывоопасной повести Солженицына до нападок на осторожные мемуары Эренбурга вызывали растущее раздражение в среде либеральной интеллигенции, избавившейся от удушающего страха сталинских времен. Общество, пережившее ХХ съезд, настойчиво хотело правды. Это желание укреплялось благодаря частичному преодолению “железного занавеса”. Советские люди, пусть и в весьма ограниченных пределах, стали выезжать за границу.

Вопросы:

Какие опасения могли внушать руководству КПСС иностранные туристы?

Почему, если международный туризм так беспокоил советских лидеров, он все же допускался?

Вопреки недовольству властей всё большую популярность, особенно в среде столичной интеллигенции, приобретало творчество художников-авангардистов.

Возникло новое направление поэтического и музыкального творчества — авторская песня. Произведения “поющих поэтов” (бардов) — Б. Окуджавы, Ю. Визбора, А. Городницкого, Ю. Кима и многих других — отличались искренностью, недостижимой для официального искусства. С 1960-х гг. начала расти популярность В. Высоцкого. Особое место среди бардов занял А. Галич, творчество которого носило ярко выраженный социально-политический характер. Песни бардов звучали под гитару в походах и экспедициях, у костра и за дружеским столом. Простота интонации и музыки делала авторскую песню доступной самому широкому кругу непрофессиональных исполнителей, а появление бытовых магнитофонов способствовало ее массовому распространению.

Почему власти, несмотря на наступившую “оттепель”, продолжали расправы с инакомыслящими, не предпринимавшими никаких насильственных действий?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Изменения в структуре населения

Изменения в структуре населения

Урбанизация - Рост городов и городского населения В 1962 г впервые доля горо.

Урбанизация -
Рост городов и городского населения
В 1962 г впервые доля городского населения стала больше доли сельского населения
Количество городов – миллионеров возросло с 3 до 23 (Москва, Ленинград, Киев, Ташкент, Баку, Горький, Новосибирск, Свердловск, Куйбышев, Харьков, Тбилиси, Минск, Алама-Ата, Челябинск, Ереван, Уфа, Казань, Одесса, Донецк, Днепропетровск, Пермь, Омск)

Изменения в социальной структуре населения

Изменения в социальной структуре населения

Советское общество потребленияХрущев сменил сталинскую политику снижения цен.

Советское общество потребления
Хрущев сменил сталинскую политику снижения цен на политику повышения зарплат и пенсий.
Сокращение рабочей недели до 40 часов
Отменена уголовная ответственность за опоздания и прогулы
1956г – смена пенсионного законодательства ( муж – с 60 лет, жен – с 55 лет)
1964г – пенсионное обеспечение для колхозников (муж – 65лет, жен – 60лет)

В сер 80х гг СССР находился в первой десятке стран с наилучшей системой питания

В сер 80х гг СССР находился в первой десятке стран с наилучшей системой питания

Стиляги – субкультура 40-60х гг молодых людей, стремившихся выделиться своей.

Стиляги – субкультура 40-60х гг молодых людей, стремившихся выделиться своей манерой одеваться

Партия и комсомол боролись со стиляжничеством как с проявлением бескультурья и низкопоклонством перед Западом

Хиппи – движение конца 60х гг, проявлявшееся в свободе: свободный крой джинс.

Хиппи – движение конца 60х гг, проявлявшееся в свободе: свободный крой джинс, длинные волосы у парней, натуральные ткани

В сер 80х уже 90% семей имели черно-белые телевизоры

В сер 80х уже 90% семей имели черно-белые телевизоры

Отечественный автопром1960-е годы были наиболее плодотворной эпохой в истории.

Отечественный автопром
1960-е годы были наиболее плодотворной эпохой в истории советского автопрома. Без преувеличения можно сказать, что модели, созданные в эти годы, стали ориентиром для отечественных производителей на много лет вперед.
В 1964 году появился Москвич-408
В 1967 году увидел свет Москвич-412
В 1969 году вышли новые ЛуАЗы 969 - первые советские вездеходы и единственные на тот момент в СССР серийные автомобили с передним приводом.


Общественные фонды потребленияГосударственные средства, обеспечивающие социал.

Общественные фонды потребления
Государственные средства, обеспечивающие социальную сферу


Досуг и повседневна жизньВ 1963г появилась телепрограмма «Спокойной ночи, мал.

Спорт – здоровье миллионов!

Спорт – здоровье миллионов!

Очереди – примета эпохи

Очереди – примета эпохи

Теневой сектор экономикиВ основном – сфера услуг

Теневой сектор экономики
В основном – сфера услуг

Домашнее задание

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов


Курс повышения квалификации

Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 252 материала в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 18.10.2021 868
  • PPTX 43.8 мбайт
  • 149 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Малюкова Анастасия Олеговна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

2. Развивающие: формирование компетенций: информационной (поиск нужной информации в источниках различного типа, отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно); ценностно-смысловой (способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем); коммуникативной (способы взаимодействия в группе, умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства, владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика).

3.Воспитательные: воспитание толерантности.

Планируемые результаты урока:

Учащиеся продемонстрируют свои знания дат, терминов, исторических личностей и умение работать с историческим документом.

Оборудование и материалы.

Компьютер, проектор, интерактивная доска, элементы презентации по теме, раздаточный материал.

Методы: словесные, наглядные, репродуктивный, частично-поисковый

Тип урока: актуализации знаний и умений (урок повторения)

Организационный момент.

Класс делится на две группы по 8 человек (группы должны быть одинаковые по силе обучаемости). В конце урока каждый капитан группы оценивает своих членов группы. Капитана оценивает учитель, по тому, как сработала его группа.

Основная часть.

На уроке будут использованы задания, которые дают возможность обучающимся поработать с хронологией, фактами, объяснить понятия, термины, а также задания связанные с картой и с источниками.

Слово учителя:

Мы с вами на прошлых уроках постарались дать характеристику двум периодам, которые серьёзно отличаются друг от друга.

Сегодня на уроке актуализации знаний и умений, т.е. уроке повторения мы обобщим и систематизируем изученную тему

1. Задание: определите о каких исторических периодах будет идти разговор на уроке, назовите годы, правителей этих периодов.

……… () - советский государственный и партийный деятель, член КПСС с 1918 г. Участник гражданской и Великой Отечественной войн. С сентября 1953 г. - Первый секретарь ЦК КПСС, одновременно с 1958 по 1964 г. г. - председатель Совета Министров СССР. С деятельностью …,.… связано развенчание культа личности Сталина и период оттепели в СССР. В 1964 г. он был освобождён от всех постов и находился на пенсии. (оттепель 1953-1964гг. Хрущёв)

……. () - с 1966 по 1982 г. - ген. сек. ЦК КПСС. Участник Великой Отечественной войны, где вёл политическую работу. С 1950 г. ….. — первый секретарь ЦК КП Молдавии. С июня 1957 - член Президиума ЦК КПСС. В мае 1960 г. …… избран председателем Президиума Верховного Совета СССР, находился на этом посту до июня 1964, одновременно с июня 1963 - секретарь ЦК КПСС.

Задание на карточке. Группа отвечает и передаёт свою карточку другой группе для проверки. Проверяющие комментируют проверку устно. (Оценка - 5 бал.)

Работа с хронологией

1. Какое из названных событий произошло раньше других?

А) начало реабилитации жертв политических репрессий

Б) отмена карточной системы

В) запуск первого искусственного спутника Земли

Г) ХХ съезд КПСС

2. Какое из названных событий произошло раньше других?

1) начало освоения целинных земель

3) избрание Н.С. Хрущева Первым секретарем ЦК КПСС

4) создание Совета Экономической Взаимопомощи

3. Когда состоялся XX съезд КПСС?

4. Афганская война

5. Установите соответствие между датами и событиями, процессами:

А) 1957 г., 1961 г. 1) участие советских войск в афганской войне

Б) 1953 г., 1957 г. 2)принятие Конституции СССР, внесение в нее поправок

В) 1977 г., 1990 г. 3)борьба за власть после смерти Сталина

Г) 1979 г., 1989 г. 4)достижения в освоении космоса

5)освоение целинных земель, кукурузная эпопея

Ответ: А Б В Г

6. Расположите в хронологическом порядке следующие события:

А) ввод советских войск в Афганистан (1979-1989гг.)

Б) Карибский кризис (1962г.)

В) создание Организации Варшавского Договора (1955г.)

Г) подписание советской делегацией Хельсинкских соглашений (1975г.)

II. Работа с фактами.

1. Первым секретарем ЦК КПСС после смерти И.В. Сталина был избран:

1) Л.П. Берия 2) Г.М. Маленков

3) В.М. Молотов 4) Н.С. Хрущев

2. Проведение экономической реформы в 1965 г. возглавил:

2) Н.А. Вознесенский

3. Кто из названных ученых, конструкторов руководил созданием первых советских космических кораблей?

1) И.В. Курчатов, Л.Д. Ландау

2) С.П. Королев, В.Н. Челомей

3) С.И. Вавилов, Н.Н. Семенов

4) А.С. Яковлев, А.Н. Туполев

4. Установите соответствие между фамилиями писателей и названиями их произведений:

Ответ: А Б В Г

III. Объяснение понятий, терминов, характерных признаков явлений

1. Установите соответствие между терминами, понятиями и их объяснением:

А) конверсия 1) принятие решения на основе

Б) депортация общего согласия

В) консенсус 2) перевод военных предприятий на

Г) приватизация выпуск мирной продукции

3) перевод государственной

собственности в частную

4) насильственное переселение

5) обесценивание денег

Ответ: А Б В Г

2. Возмещение военных потерь и убытков, получаемое Советским Союзом от Германии в послевоенные годы, называлось:

1) во второй половине 1940-х гг.

2) в середине 1950-х гг.

3) в конце 1960-х гг.

4) во второй половине 1980-х гг.

4. Как называли в конце 1960-х – середине 1980-х людей, не разделявших господствовавшую в СССР идеологию?

IV . Крылатые высказывания

1.Кому принадлежит высказывание:

Ответ: (Н.С.Хрущёв)

Ответ: (Л.И.Брежнев)

Ответить на вопрос и на основании ответа создать схему.

1 группа: Кто принимал участие в борьбе за власть после смерти И.В.Сталина?

Ответ – Берия, Маленков, Хрущёв.

2группа: Какие формы протеста появлялись в СССР не согласных с советской политикой.

Возникновение форм протеста и несогласия в обществе – движение диссидентов

4 Заполнить картосхему

- историческая личность и человек культуры


Брежнев Л.И. Генеральный секретарь ЦК КПСС с 1966 по 1982 год.


Хрущёв Первый секретарь ЦК КПСС с 1953 по 1964 годы ,


Высоцкий советский актёр , поэт и автор-исполнитель песен [3] , автор прозаических произведений. Лауреат Государственной премии СССР (1987, посмертно ).


Эрнст Неизвестный советский и американскийскульптор . Участник Великой Отечественной войны .

- Дать определение:

Определить даты –

1955 – 1965года - освоение целинных земель,

1—2 июня 1962 года - массовое выступление рабочих в г.Новочеркаске и их расстрел,

12 апреля 1961 года - полет в космос человека.

5. Работа с документом

- на основании документа учащиеся должны проанализировать эпоху:

1953-1964 гг., 1964-1982

Из доклада Хрущёва

- глава государства - Н.С.Хрущёв - о каком событии идет речь – выступление Хрущёва на 20 съезде ЦК КПСС в 1956году.

Из доклада Л.И.Брежнего

6. Работа с фото

Подписать фотографии и ответить на поставленные вопросы:

1. Что вы знаете об изображённых людях на иллюстрации?


- Алекса́ндр Иса́евич (Исаакиевич) Солжени́цын

— русский писатель, драматург, публицист , поэт, общественный и политический деятель, живший и работавший в СССР, Лауреат Нобелевской премии по литературе ( 1970 ). Диссидент , в течение нескольких десятилетий (1960—1980-е годы) активно выступавший против коммунистических идей, политического строя СССР и политики его властей.


Андре́й Дми́триевич Са́харов - советский физик -теоретик, академик АН СССР , один из создателей первой советской водородной бомбы . Общественный деятель, диссидент и правозащитник ; народный депутат СССР . Лауреат Нобелевской премии мира за 1975 год . За свою правозащитную деятельность был лишён всех советских наград и премий и

Что их объединяло?

Выступали в защиту прав человека.

О чём писал Солженицын?

Правдиво описывал положение русского народа. Критиковал политику партии

В чём была принципиальная разница в их мировоззрении политических подходах?

Сахаров – лидер правозащитного движения, которое спонсировалось западом.

Солженицын – был всецело за русский народ.

Дальнейшая судьба Сахарова и Солженицына?

Сахаров в 1980 году был выслан с женой Еленой Боннэр из Москвы.

Солженицын был выдворен из страны.

7. Работа с картой


Ответ: США, СССР. Куба и Турция.


Отметить на карте страны, которые принимали участие в Афганской войне.

Что получили советские люди в период правления Н. С. Хрущева. Какие ожидания оправдались в послевоенный период?

Ответ: Плюсы:

1. Разоблачение культа личности Сталина. Реабилитация сотен тысяч незаконно репрессированных. Относительная демократизация общества.

3. Заключение Договора о запрете ядерных испытаний в трёх сферах: атмосфере, космосе и под водой.

4. Сокращение Вооружённых сил СССР на одну треть (1,2 млн человек) и уменьшение непомерных военных расходов.

5. Пенсионная реформа, коснувшаяся десятков миллионов граждан. При Хрущёве впервые на пенсию можно стало жить.

6. Реформа сельского хозяйства: колхозники, находившиеся практически на положении крепостных, стали получать гарантированную денежную оплату за труд. Им выдали паспорта, разрешили переходить в другие колхозы и уезжать в город.

7. Массовое жилищное строительство. Например, в 1956 г. Темпы строительства в Москве обогнали темпы прироста населения.

8. СССР добился крупнейших достижений в области науки и техники. Первая в мире атомная электростанция (1954), первый спутник (1957), первый космонавт (1961).

9. Освоено 30 млн га целинных земель.

Ответ: Минусы:

1. Расстрел рабочей демонстрации в Новочеркасске (1962). Считается, что погибли 26 человек, 58 ранены, 7 приговорены к высшей мере.

2. Хрущёв не противился возвеличиванию собственной личности. Если в 1963 г. Его портрет в центральных газетах был напечатан 120 раз, то за неполный 1964-й – более 140!

4. В результате непродуманной военной реформы огромное количество офицеров остались без работы, жилья и гражданской специальности.

6. С 1963 г. начались регулярные закупки зерна за рубежом.

7. Хрущёв проводил политику воспрепятствования содержанию скота в личной собственности граждан, из-за чего погибли миллионы голов скота.

8. При нём была построена Берлинская стена (1961), ставшая символом противостояния социализма и капитализма.

Учитель задает вопросы

На экране памятник Хрущёву.

Вопрос: Кто является скульптором этого монумента

Ответ: Эрнст Неизвестный

Вопрос: Вспомнить, что сказал о Хрущёве Эрнст Неизвестный.

Ответ: Я и сам до конца не понял, что в нем больше хорошего или плохого.

9. Вопросы для дискуссии:

- Что получили советские люди в период правления Н. С. Хрущева. Какие ожидания оправдались в послевоенный период?

- Что принесло разочарование?

- Период правления Л. И. Брежнева, почему ваши родители, бабушки, дедушки считают этот период наиболее благополучным для себя и до сегодняшнего дня сожалеют о его утрате?

- В какой из исторических периодов хотели бы жить вы? Обоснуйте свой выбор.

Слово учителя: подвести итог.

Каждый капитан группы оценивает своих членов группы. Капитана оценивает учитель, по тому как сработала его группа.

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ УРОКА:

Повторительно-обобщающий урок по теме: « СССР в 1953-1980годах.

Карточка - тест № 1

1). Задание на карточке.

Группа отвечает и передаёт свою карточку другой группе для проверки.

Проверяющие комментируют проверку устно. (Оценка - 5 бал.)

Работа с хронологией

1. Какое из названных событий произошло раньше других?

А) начало реабилитации жертв политических репрессий

Б) отмена карточной системы

В) запуск первого искусственного спутника Земли

Г) ХХ съезд КПСС

2. Когда состоялся XX съезд КПСС?

1)1945г. 2) 1947г. 3) 1953г. 4) 1956г.

3. Установите соответствие между датами и событиями, процессами:

А) 1957 г., 1961 г. 1) участие советских войск в афганской войне

Б) 1953 г., 1957 г. 2)принятие Конституции СССР, внесение в нее поправок

В) 1977 г., 1990 г. 3)борьба за власть после смерти Сталина

Г) 1979 г., 1989 г. 4)достижения в освоении космоса

5)освоение целинных земель, кукурузная эпопея

II. Работа с фактами.

1. Первым секретарем ЦК КПСС после смерти И.В. Сталина был избран:

1)Л.П. Берия 2)Г.М. Маленков 3)В.М. Молотов 4)Н.С. Хрущев

2. Кто из названных ученых, конструкторов руководил созданием первых советских космических кораблей?

1) И.В. Курчатов, Л.Д. Ландау

2) С.П. Королев, В.Н. Челомей

3) С.И. Вавилов, Н.Н. Семенов

4) А.С. Яковлев, А.Н. Туполев

III. Объяснение понятий, терминов, характерных признаков явлений

1. Установите соответствие между терминами, понятиями и их объяснением:

А) конверсия 1) принятие решения на основе

Б) депортация общего согласия

В) консенсус 2) перевод военных предприятий на

Г) приватизация выпуск мирной продукции

3) перевод государственной

собственности в частную

4) насильственное переселение

5) обесценивание денег

1) во второй половине 1940-х гг.

2) в середине 1950-х гг.

3) в конце 1960-х гг.

4) во второй половине 1980-х гг

IV. Крылатые высказывания

1. Кому принадлежит высказывание:

Карточка - тест № 2

1). Задание на карточке.

Группа отвечает и передаёт свою карточку другой группе для проверки.

Проверяющие комментируют проверку устно. (Оценка - 5 бал.)

Работа с хронологией

1. Какое из названных событий произошло раньше других?

1) начало освоения целинных земель

3) избрание Н.С. Хрущева Первым секретарем ЦК КПСС

4) создание Совета Экономической Взаимопомощи

2. Афганская война

А) 1969 - 1979гг. Б) 1979—1989гг. В) 1982 – 1989гг. Г) 1985 – 1985гг.

3. Расположите в хронологическом порядке следующие события:

А) ввод советских войск в Афганистан

Б) Карибский кризис

В) создание Организации Варшавского

Г) подписание советской делегацией Хельсинкских соглашений

II. Работа с фактами.

1. Проведение экономической реформы в 1965 г. возглавил:

2) Н.А. Вознесенский

2. Установите соответствие между фамилиями писателей и названиями их произведений:

III. Объяснение понятий, терминов, характерных признаков явлений

1. Возмещение военных потерь и убытков, получаемое Советским Союзом от Германии в послевоенные годы, называлось:

2. Как называли в конце 1960-х – середине 1980-х людей, не разделявших господствовавшую в СССР идеологию?

IV. Крылатые высказывания

1. Кому принадлежит высказывание:

Ответить на вопрос и на основании ответа создать схему.

Кто принимал участие в борьбе за власть после смерти И.В.Сталина?

Ответить на вопрос и на основании ответа создать схему.

Какие формы протеста появлялись в СССР не согласных с советской политикой.


Смерть И. Сталина 5 марта 1953 г. обострила борьбу за власть в партийной верхушке. Соратники умершего вождя были обеспокоены возможностью сохранения существовавшей системы. Однако все понимали, что оставить её в неизменном виде нельзя. Осознание этого пришло даже к ортодоксальным сталинистам.

На следующий день на объединённом заседании ЦК КПСС, Совета Министров и Президиума Верховного Совета СССР состоялось распределение полномочий в руководстве страны. Совет министров возглавил Г. Маленков, МВД — Л. Берия, Н. Булганин получил пост министра обороны, Н. Хрущёву было поручено руководить секретариатом ЦК КПСС.

Стремясь получить поддержку народа, Г.М.Маленков выдвинул программу преобразования народного хозяйства. Л.П.Берия стремился получить чрезвычайные полномочия. С этой целью в марте 1953 г. была проведена амнистия всех заключенных, чей срок заключения не превышал 5 лет. Однако Л.П.Берия и Г.М.Маленков не пользовались популярностью среди своих соратников в высших органах власти. Этим обстоятельством сумел воспользоваться Н.С.Хрущев, который взял ситуацию в свои руки.

В июле 1953 г. Н.С. Хрущев выступил с обвинениями в национализме и связях с английской разведкой в адрес Л.П.Берии. В декабре 1953 г. суд вынес Берии смертный приговор.

После ликвидации Л. Берии начался новый виток борьбы за власть, на этот раз между Н. Хрущёвым и Г. Маленковым, которого поддерживали В. Молотов и Л. Каганович. На сентябрьском пленуме ЦК КПСС 1953 г. первым секретарём ЦК был избран всё же Н. Хрущёв. Решающую роль в этом сыграли его связи в верхушке партаппарата и влияние на новое руководство МВД и КГБ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: обобщить и конкретизировать знания учащихся о развитии страны в так называемый застойный период; сформировать у учащихся знания о том, как жили люди в тот период; систематизация и контроль качества знаний учащихся по изучаемому разделу.

повторительно-обобщающий урок в 11 классе

Провела : Хомякова Т.А.

Цели урока: обобщить и конкретизировать знания учащихся о развитии страны в так называемый застойный период; сформировать у учащихся знания о том, как жили люди в тот период; систематизация и контроль качества знаний учащихся по изучаемому разделу.

Оборудование урока: мультимедийная презентация, раздаточный материал

Оформление доски: тема урока

Форма проведения урока: урок-презентация

Урок начинается со вступительного слова учителя.

Во внешней политике нашей страны в этот период отчетливо прослеживаются две линии: борьба за мир, за стабилизацию международных отношений, разрядку и сотрудничество – и участие в развязывании международных конфликтов, стремлению к доминированию в международных отношениях.

Вспомним основные этапы развития СССР в период с середины 60-х до середины 80-х г.г.

(повторим правило составления.) т .о.

Застой – всякая продолжительная или вредная остановка в движении чего-либо” (Толковый словарь живого великорусского языка В. Даля. Т.1, СПб, М, 1912г.).

Хрущёвская оттепель; оттепель — неофициальное обозначение периода в истории СССР после смерти И. В. Сталина (конец 1950-х — начало 1960-х годов). Характеризовался во внутриполитической жизни СССР ослаблением тоталитарной власти, появлением некоторой свободы слова, относительной демократизацией политической и общественной жизни, большей свободой творческой деятельности.

Учащимся выдается таблица, на основе которой они должны представить к концу урока сравнительную характеристику двух исторических периодов.

4. представления ребят в группах:

Мультимидийные презентации подготовленные учащимися.

5.вопросы для дискуссии

- Что получили советские люди в период правления Н. С. Хрущева. Какие ожидания оправдались в послевоенный период?

- Что принесло разочарование?

- Период правления Л. И. Брежнева, почему ваши родители, бабушки, дедушки считают этот период наиболее благополучным для себя и до сегодняшнего дня сожалеют о его утрате?

- В какой из исторических периодов хотели бы жить вы? Обоснуйте свой выбор.

6.работа с историческими документами:

Рабочий лист урока.

Прочитайте выдержки из документов. Выделите характерные черты политического режима 1953 – 1964 гг., выпишите их в таблицу.

Прочитайте из стенографического отчета Пленума ЦК КПСС (14 октября 1964 г.) Какие обвинения были предъявлены Н.С.Хрущеву? Подчеркните.

Строго секретно.

Члены президиума, кандидаты в члены Президиума и Секретари ЦК за последнее время были весьма озабочены ненормальным положением, которое сложилось в связи с неправильными методами руководства партией и государством со стороны т. Хрущева.

Известно, что за последние годы наша партия добилась значительных успехов в хозяйственном и культурном строительстве. Т. Хрущев внес свой определенный вклад. Следует отметить его положительную роль в разоблачении культа личности Сталина, в проведении ленинской политики мирного сосуществования государств с различным общественным строем, в борьбе за мир и дружбу между народами.

Однако наши успехи были бы более значительными при иной обстановке в Президиуме ЦК. Ненормальность ее, созданная в последние годы т. Хрущевым, нанесла и наносит серьезный ущерб практической работе не только Президиума ЦК, но и работе всего ЦК, да и работе всей нашей партии. В чем состоит эта ненормальность?

Тов. Хрущев, сосредоточив в своих руках посты Первого секретаря ЦК и Председателя Совета Министров, начал стремиться к единоличному решению важнейших вопросов партийной и государственной работы … Он возомнил себя непогрешимым, присвоил себя монопольное право на истину.

… Увлекшись кукурузой, он стал навязывать посевы этой культуры всюду, вплоть до районов Архангельской области, не считаясь ни с чем и ни с кем. Лишь после горьких уроков начал делать исключения для отдельных районов.

Особо следует остановиться на проведенной под нажимом т. Хрущева реорганизации областных и краевых партийных и государственных органов по так называемому производственному принципу.

Произошло невероятное переплетение, смешение функций, прав и обязанностей партийных, государственных и хозяйственных органов…

Учитывая также поданное т. Хрущевым заявление, Пленум ЦК КПСС постановляет:

Удовлетворить просьбу т Хрущева б освобождении его от обязанностей Первого секретаря, члена Президиума ЦК и Председателя Совета Министров СССР в связи с преклонным возрастом и ухудшением состояния здоровья.

Признать нецелесообразным в дальнейшем объединять в одном лице обязанности Первого секретаря ЦК и председателя Совета Министров СССР.

Исторический портрет. На основе приведенных материалов и собственных знаний дайте краткий политический портрет Л.И.Брежнева.

Прочитайте документы выпишите черты политического режима в таблицу №1

Из доклада Л.И.Брежнева на XXIII съезде КПСС (1966 г.)

«… Что касается ныне действующих норм регламентирования этого процесса (введенных XXII съездом в 1961 году), то жизнь показала, что они себя не оправдали. При выборах коммунистов в руководящие органы принципы подбора кадров по деловым и политически качествам кое-где стали подменяться формальными соображениями. В результате с работы в выборных органах зачастую вынуждены уходить хорошие работники, которые могли еще активно работать в партийных комитетах.

Из постановления XXIV съезда КПСС о частичных изменениях в уставе КПСС (1971 г.)

«В целях дальнейшего повышения ответственности и активности первичных парторганизаций в осуществлении политики партии, усиления их организаторской и воспитательной работы в коллективах трудящихся:

А) распространить положение Устава КПСС о праве контроля деятельности администрации на первичные парторганизации всех проектных организаций, конструкторских бюро, научно-исследовательских институтов, учебных заведений, культурно-просветительных, лечебных и других учреждений и организаций, функции администрации которых не выходят за рамки своих коллективов.

КОНСТИТУЦИЯ СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК

( 7 октября 1977 г).

Глава 1. Политическая система

Статья 2. Вся власть в СССР принадлежит народу. Народ осуществляет государственную власть через Советы народных депутатов, составляющие политическую основу СССР. Все другие государственные органы подконтрольны и подотчетны Советам народных депутатов.

Статья 6. Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза. КПСС существует для народа и служит народу. Вооруженная марксистско-ленинским учением, Коммунистическая партия определяет генеральную перспективу развития общества, линию внутренней и внешней политики СССР, руководит великой созидательной деятельностью советского народа, придает планомерный научно обоснованный характер его борьбе за победу коммунизма. Все партийные организации действуют в рамках Конституции СССР.

Глава 7. Основные права, свободы и обязанности граждан СССР

Статья 39. Граждане СССР обладают всей полнотой социально-экономических, политических и личных прав и свобод, провозглашенных и гарантируемых Конституцией СССР и советскими законами. Социалистический строй обеспечивает расширение прав и свобод, непрерывное улучшение условий жизни граждан по мере выполнения программ социально-экономического и культурного развития.

Статья 49. Каждый гражданин СССР имеет право вносить в государственные органы и общественные организации предложения об улучшении их деятельности, критиковать недостатки в работе. Преследование за критику запрещается. Лица, преследующие за критику, привлекаются к ответственности.

Статья 50. В соответствии с интересами народа и в целях укрепления и развития социалистического строя гражданам СССР гарантируются свободы: слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций. Осуществление этих политических свобод обеспечивается предоставлением трудящимся и их организациям общественных зданий, улиц и площадей, широким распространением информации, возможностью использования печати, телевидения и радио.

Статья 51. В соответствии с целями коммунистического строительства граждане СССР имеют право объединяться в общественные организации, способствующие развитию политической активности и самодеятельности, удовлетворению их многообразных интересов. Общественным организациям гарантируются условия для успешного выполнения ими своих уставных задач.

Статья 52. Гражданам СССР гарантируется свобода совести, то есть право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, отправлять религиозные культы или вести атеистическую пропаганду. Возбуждение вражды и ненависти в связи с религиозными верованиями запрещается.

Составьте исторический портрет-Хрущев-Брежнев на основе увиденного услышанного. Составьте таблицу.

Читайте также: