Орнамент как основа декоративного украшения изо 5 класс презентация и конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Дать понятие орнамента. Рассказать об истории возникновения и особенностях осетинского национального орнамента. Закрепить пройденный материал.

Тип урока

Урок закрепления полученных знаний

Планируемые

образовательные

результаты

Предметные: научить ориентироваться в особенностях осетинского национального орнамента, уметь различать и охарактеризовывать любой из этапов развития осетинского орнаментального искусства, уметь применить полученные знания в практической работе.

Метапредметные: научить определять цель, проблему в учебной деятельности, излагать свое мнение в диалоге.

Личностные: проявлять интерес к изучению нового материала, познавательную активность; воспитывать эстетическую отзывчивость, понимание прекрасного в процессе знакомства национальным орнаментальным искусством.

Методы и формы

обучения

Беседа, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый; индивидуальная, фронтальная

Оборудование

Ноутбук, проектор, интерактивная доска, демонстрационный материал; лист формата А4, карандаш, фломастеры, цветные карандаши.

Наглядно –

демонстрационный материал

Репродукции: с образцами Греческого и древнего Египта орнамента, со сферой применения орнамента, рисунки.

Основные понятия

и термины

Орнамент, стилизация, меандр, кимы, пальметта, бордюр, раппорт, симметрия, ритм.

ВложениеРазмер
Орнамент 1.77 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Орнамент - украшение, узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов для украшения предметов или архитектурных сооружений

Древнегреческие орнаменты кривой или ломаной под прямым углом линии. Меандр — распространенный тип геометрического орнамента в виде ломаной линии, в котором используется переплетение непрерывной

Кимы -набегающая волна Пальметта — форма орнамента, заимствованная у стручков цератонии. Есть формы пальметты, заимствованные у различных растений: алоэ, вьюнка, плюща.

Бордюр . Это замкнутая композиция, имеющая ритмический повтор элементов в две противоположные стороны и образующая орнаментальную полосу.. Раппорт . В построении орнамента обычно используют принцип симметрии и приемы ритмических повторов одного или нескольких элементов

Схемы ленточных орнаментов Повторение элемента вдоль оси переноса. Расположение равномерное. Вид характеризуется присутствием плоскости скользящего отражения. Движение основной фигуры вдоль оси переносов с изменением их направления по другую сторону оси переносов. Симметричная основа каждой фигуры: весь орнамент располагается с одной стороны оси переносов. Движение основной фигуры вдоль оси переносов; расположение зеркальное. Попеременное чередование симметричных фигур относительно оси переносов. Чередование симметричных элементов; по другую сторону оси переносов – зеркальное изображение. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7.

Задание для самостоятельной работы : 1. Создать орнамент в стиле Древнего Египта или Древней Греции.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Презентация к уроку по Основам Безопасности Жизнедеятельности по теме: "Международное гумманитарное право".

Данная презентация может быть использована как на уроке при объяснении темы "Международное гумманитарное право", так и при подготовке урока.

Презентация к уроку изобразительного искусства по теме: "Выражение намерений через украшение"

Презентация помогает расскрыть тему урока.


Презентация к уроку информатики в 9 классе по теме "Логика и логические основы компьютера"

Данная презентация будет полезна учителям, работающим в 9 классе по учебнику Угриновича Н.Д.


Презентация к уроку алгебры в 10 класссе по теме "Четные и нечетные функции"

Презентация к уроку алгебры в 10 класссе по теме "Четные и нечетные функции".


Презентация к уроку геометрии в 11 класссе по теме "Многогранники"

Презентация к уроку геометрии в 11 класссе по теме "Многогранники", идет совместно с конспектом одноименного урока.


Презентация к уроку "Решение задач по теме Основы МКТ"

Повторительно-обобщающий урок по теме "Основы МКТ".

Презентация к уроку ИЗО в 5 классе по теме "Орнамент"

Данная презентация предназначена в помощь учителю ИЗО для проведения урока в 5 классе по теме "Орнамент". Раскрывается понятие "орнамент". Приводятся виды орнамента: в полосе, в кр.

Цель: Познакомить учащихся с основными видами орнамента, его символами и принципами композиционного построения.

Задание: Выполнить орнаментальную композицию.

Материалы: Бумага, гуашь, кисти.

Зрительный ряд: Виды орнаментов (Рис. 1, 2, 3, 4); образцы русской народной одежды, предметы крестьянского быта.

Музыкальный ряд: Русская народная музыка.

Звучит русская народная мелодия. Учитель открывает занавес, на доске возникает зрительный ряд: образцы русской народной одежды, предметы крестьянского быта, украшенные вышивкой.

Учитель: Ребята, вы услышали русскую народную музыку, увидели одежду и предметы быта, украшавшие жизнь крестьянина.

Мы сегодня попробуем с вами разобраться, в чем же здесь секрет.

Вопрос: Как вы думаете, почему эти простые по форме предметы украшали русского человека, его быт?

Ответ: Они красивые, одежда и полотенца украшены вышивкой, а посуда – росписью.

Вопрос: Если внимательно рассмотреть вышивку и роспись, что интересного можно увидеть?

Ответ: В тех узорах, которыми украшены вещи, мы можем увидеть солярные знаки. Они служили определенными символами и не случайно появились в этих узорах.

Учитель: Правильно. А вы знаете, что украшение, представляющее собой узор, называется орнамент.

1. История развития орнамента.

Слово “орнамент” в переводе с латинского (ornamentum) означает “украшение”. Орнаментом называют узор, построенный на повторе и чередовании составляющих его элементов. Орнамент может быть живописным или скульптурным. Он имеет обобщенные декоративные формы, заимствованные от внешних форм животных, растений путем упрощения и обобщения. Орнамент служит украшением предметов декоративно-прикладного искусства, широко применяется в архитектуре и книжной графике.

Орнамент появился еще в глубокой древности – несколько тысячелетий назад. Древние люди задолго до появления гончарного круга пробовали украшать свои глиняные сосуды рядами вмятин. Таким способом делались первые украшения на предметах.

Источником для создания оригинальных композиций для орнамента стала для человека природа. Любуясь природой, человек заметил в ней множество необычных форм и интересных цветовых оттенков, например: плоды и листочки различных растений, узоры на крыльях бабочек и птиц.

На Руси орнамент служил не только украшением, но и защитой от недобрых, злых духов. На рукавах и воротниках рубашек делались вышивки, которые “охраняли” от всякой нечисти.

2. Виды орнамента.

Орнамент имеет несколько разновидностей. По закономерностям построения выделяют три разновидности: ленточный (Рис. 1), замкнутый (Рис. 2), сетчатый (Рис. 3).




Ленточным орнаментом называется украшение, декоративные элементы которого создают ритмический ряд с открытым двусторонним движением, вписывающимся в ленту. Ленточный орнамент обычно располагают в полосе с вертикальным или с горизонтальным чередованием мотива. К этому типу орнамента относятся бордюры, каймы, обои, а также декоративная полоса под названием “меандр” (Рис. 4). “Меандр” - знаменитый греческий орнамент, имеющий геометрический характер ломанной линии под прямым углом.


Замкнутым орнаментом называют узор, декоративные элементы которого сгруппированы так, что создают замкнутое движение. Замкнутый орнамент чаще всего используется для украшения салфеток, скатертей, тарелок и т.д.

Одной из разновидностей орнамента является сетчатый орнамент. Сетчатым его называют потому, что его композиция строится при помощи сетки. Сетчатый орнамент применяется для оформления пола, потолка, стен помещения и т.д. Сетчатый орнамент строится на ритмическом чередовании одного или нескольких мотивов.

Кроме того, орнаменты делятся на плоскостные и рельефные. Плоскостной орнамент представляет украшение, выполненное на плоскости с помощью линий. Плоскостные орнаменты применяются при украшении одежды, росписи стен зданий в виде бордюров.

Рельефные или выпуклые орнаменты представляют собой украшение, выполненное на дереве, камне, металле, кости при помощи специальных инструментов. Рельефные орнаменты применяют для украшений зданий.

Орнамент строится из многократно повторяющегося рисунка или мотива.

Мотивом в орнаменте называют декоративный элемент, положенный в основу орнаментальной композиции.

В зависимости от мотива, используемого в орнаментальной композиции, орнамент может быть геометрический, растительный и зооморфный.

В геометрическом орнаменте в качестве мотива выступают геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник и т.д. В растительном – формы заимствованы из мира природы, например: листья растений, плоды, цветы, веточки и т.д. А в зооморфном – силуэты животных.

3. Русский орнамент.

Орнаментальные композиции, как украшения предметов быта, на Руси существовали очень давно. Крестьянские избы украшались резным узором. На окнах висели занавески, вышитые причудливым орнаментом и весь дом был наполнен расписной посудой, вышивкой и кружевами.

Русский орнамент очень разнообразен. Декоративные элементы составлялись из символов и отражали чувства и интересы крестьянина. Например, фигурка птицы означала тепло и сулила богатый урожай.

Цвет в узоре имел особое значение. Красный цвет выражал восторг, радость. Это цвет солнца, огня, жизни. Красный цвет олицетворял мужское начало. Белый цвет связывался со светом, чистотой и олицетворял женское начало.

Итак, мы с вами познакомились с историей развития орнамента, узнали, какие бывают виды орнамента.

После беседы учащимся предлагается для закрепления материала ответить на следующие вопросы:

1. Какие основные виды орнаментов бывают?

2. Каковы характерные особенности каждого вида орнамента?

Учитель предлагает ребятам выполнить орнаментальную композицию, используя тот вид орнамента, который им больше всего понравился. Во время работы звучит русская народная мелодия. Учитель предоставляет детям полную творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. Подводятся итоги работ. Учитель благодарит ребят за урок.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ОРНАМЕНТ как основа декоративного украшения

Описание презентации по отдельным слайдам:

ОРНАМЕНТ как основа декоративного украшения

ОРНАМЕНТ
как основа декоративного украшения

узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предна.

узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов;
предназначается для украшения различных предметов (оружие, текстильные изделия, мебель, книги и так далее),
архитектурных сооружений (как извне, так и в интерьере), произведений пластических искусств (главным образом прикладных), у первобытных народов также самого человеческого тела
(раскраска, татуировка).
ОРНАМЕНТ

ВИДЫ ОРНАМЕНТАЛЕНТОЧНЫЙЗАМКНУТЫЙСЕТЧАТЫЙ

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ ОРНАМЕНТ

РАСТИТЕЛЬНЫЙ ОРНАМЕНТ

ЗООМОРФНЫЙ ОРНАМЕНТ

АНТРОПОМОРФНЫЙ ОРНАМЕНТ

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:2_________1_________3_________4_________ОПРЕДЕЛИТЕ ВИД ОРНАМ.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
2_________
1_________
3_________
4_________
ОПРЕДЕЛИТЕ ВИД ОРНАМЕНТА

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:НА СЛАЙДЕ 8 РАССМОТРЕТЬ РИСУНКИ, ОПРЕДЕЛИТЬ ВИД ОРНАМЕНТА.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
НА СЛАЙДЕ 8 РАССМОТРЕТЬ РИСУНКИ, ОПРЕДЕЛИТЬ ВИД ОРНАМЕНТА,
ВЫБРАТЬ ОДИН ИЗ ЧЕТЫРЕХ СРИСОВАТЬ ИЛИ РАСПЕЧАТАТЬ – ЗАПОЛНИТЬ
ЦВЕТОМ И ВНИЗУ ВЫПОЛНЕННОГО РИСУНКА ПРОПИСАТЬ
ВИДЫ ОРНАМЕНТА, КОТОРЫЕ ВЫ ОПРЕДЕЛИЛИ
1__________
2__________
3__________
4__________

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Изобразительное искусство: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 611 062 материала в базе

Материал подходит для УМК

Русская народная вышивка

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 28.03.2021 1366
  • PPTX 6 мбайт
  • 199 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Шамина Вера Валерьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка содержит в себе наглядный материал, позволяющий сформировать понятие о видах орнамента и применять его.

ИЗО 5 класс

План работы: 1. Проверка готовности к уроку. 2. Постановка цели, определение темы. 3. Изучение новой темы. 4. Выполнение творческой работы. 5. Самооценивание. 6.Сдача работ (ФИО, на сколько баллов себя оцениваете?)

узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов ;

предназначается для украшения различных предметов (оружие, текстильные изделия, мебель, книги и так далее), архитектурных сооружений (как извне, так и в интерьере), произведений пластических искусств (главным образом прикладных), у первобытных народов также самого человеческого тела

ВИДЫ ОРНАМЕНТА ЛЕНТОЧНЫЙ ЗАМКНУТЫЙ СЕТЧАТЫЙ

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ ОРНАМЕНТ

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ ОРНАМЕНТ

РАСТИТЕЛЬНЫЙ ОРНАМЕНТ

ЗООМОРФНЫЙ ОРНАМЕНТ

ОПРЕДЕЛИТЕ ВИД ОРНАМЕНТА

ОПРЕДЕЛИТЕ ВИД ОРНАМЕНТА

ОПРЕДЕЛИТЕ ВИД ОРНАМЕНТА

ОПРЕДЕЛИТЕ ВИД ОРНАМЕНТА

ОПРЕДЕЛИТЕ ВИД ОРНАМЕНТА

ОПРЕДЕЛИТЕ ВИД ОРНАМЕНТА

ОПРЕДЕЛИТЕ ВИД ОРНАМЕНТА

ОПРЕДЕЛИТЕ ВИД ОРНАМЕНТА

ОПРЕДЕЛИТЕ ВИД ОРНАМЕНТА

ОПРЕДЕЛИТЕ ВИД ОРНАМЕНТА

ОПРЕДЕЛИТЕ ВИД ОРНАМЕНТА

ОПРЕДЕЛИТЕ ВИД ОРНАМЕНТА

ОПРЕДЕЛИТЕ ВИД ОРНАМЕНТА

ОПРЕДЕЛИТЕ ВИД ОРНАМЕНТА

Создать орнаментальную композицию

Создать орнаментальную композицию

Критерии оценки: 1. Композиционное решение орнамента (узора) – 1 балл. 2.Пропорции – 1 балл. 3.Цвет – 1 балл. 4.Умение стилизовать растительные и животные формы – 1 балл. 5.Умение использовать симметрию и ритм – 1 балл.

  • 1. Композиционное решение орнамента (узора) – 1 балл.
  • 2.Пропорции – 1 балл.
  • 3.Цвет – 1 балл.
  • 4.Умение стилизовать растительные и животные формы – 1 балл.
  • 5.Умение использовать симметрию и ритм – 1 балл.


-75%

Читайте также: