Конспект логопедического занятия 5 класс предложение

Обновлено: 03.07.2024

Конспект группового логопедического занятия в 5 классе на закрепление понятия предложения как группы слов, выражающих законченную мысль.

ВложениеРазмер
predlozhenie_kak_gruppa_slov_vyrazhayushchaya_.doc 726 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль.

Цель. Развивать навык выделения предложения как смысловой единицы речи.

- учить различать набор слов, словосочетание и предложение;

- упражнять в дополнении предложений подходящими по смыслу словами,

выделять предложение, как смысловую единицу из сплошного текста;

- развивать слуховое и зрительное внимание, память на линейный ряд,

- развивать мелкую моторику и пространственную ориентировку;

- проводить коррекцию аграмматизмов согласования и предложно-падежного

- расширять словарь антонимов, синонимов;

- воспитывать любовь к родному языку, осознание его богатства и

регулятивные: понимать учебную задачу, оценивать результаты выполненного задания;

познавательные: проводить анализ предъявленного материала;

коммуникативные : сотрудничать с одноклассниками и учителем-логопедом при выполнении задания;

личностные: понимать значимость приобретенных знаний и уметь использовать их при решении учебной задачи на занятиях по предметам.

Упражнение на положительный психо-эмоциональный настрой (коснуться ладошек друг друга, почувствовать тепло и поддержку).

Проверка логопедом готовности к занятию.

  1. Самоопределение к теме, актуализация знаний предыдущего занятия

1. Актуализация знаний предыдущего занятия

Вопросы: Как строится наша речь?

Какая самая маленькая единица нашей речи?

2. Самоопределение к теме

Вопрос: Почему мы оставили эту часть? (На занятии будем работать с предложением.)

Задание №1. Прочитать запись на доске. Определить, что это (набор слов).

Составить и записать предложение.

Березки, платья, золотые, надеть. (Березки надели золотые платья.)

Рассуждение: это предложение, потому что слова стоят по порядку, связаны

по смыслу, мысль закончена.

Вывод (проговаривают по очереди) : предложение выражает законченную мысль, слова в предложении связаны друг с другом.

Задание №2. (работа на карточках) Найти и подчеркнуть зеленой ручкой предложения.

Ранней осенью. Цветы увяли. Кудрявая травка. Наступила осень. Пожелтела трава. Гнёзда птиц. Промочило дождём. Замолкли птицы. Идут дожди.

Задание №3. (работа на карточках) Дописать в предложения подходящие по смыслу слова.

1. Жёлтые листья падают на влажную __________________________.

2. Солнце закрыла тёмная _______________________.

3. Капли дождя застучали по _____________________.

4. Сильный _____________________ гнул деревья к земле.

(Проверка по цепочке.)

Физкультминутка (гимнастика для глаз)

На доске большой лист картона, расчерченный на квадраты. В центральном квадрате на магните – птичка. На каждую команду логопеда (вверх-вниз-вправо-влево) дети глазами передвигают птичку на один квадрат, а затем выходят к доске и передвигают в тот квадрат, где она должна оказаться после того, как логопед остановится.

Игра на развитие слухового внимания и словесно-логического мышления

Инструкция. Послушайте внимательно предложения. Если есть ошибка, исправьте ее и скажите предложение правильно.

Осенью шубка меняет белку.

Ноги шуршат под мокрой листвой.

Птицы собираются в стаи.

Пища ищет на ветвях рябины птичек.

Гнездо устроило под кустом ежиху.

Задание №5. Работа с текстом: чтение, деление на предложения.

Инструкция: Посмотрите внимательно на текст. Какую особенность вы заметили? (Он не разделен на предложения.).

Объясните порядок работы над текстом:

- читать, отделяя предложения точками и выделяя начало предложения большой буквой (работают зеленой ручкой).

Наступила осень поредела на берёзах листва сиротливо качается на голом стволе скворечник вдруг прилетели два скворца скворчиха скользнула в скворечник скворец сел на веточку и тихонько запел песня кончилась скворчиха вылетела из скворечника

Птицы прощались с домиком весной они опять прилетят сюда а теперь им пора в далёкий путь

Задания по тексту (работа с лексикой).

  1. Подобрать к данным словам противоположные по смыслу:

- Сегодня на занятии мы работали с … (предложением).

- Предложение выражает … (законченную мысль).

- Слова в предложении связаны по … (смыслу).

- В предложениях мы повторяли приметы … (осени).

Использованная литература и Интернет-ресурс

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Конспект подгруппового логопедического занятия с учащимися, имеющими интеллектуальные нарушения, 5 класс

Цель занятия: закреплять умение правильно строить предложения.

Задачи занятия :

Обучающие:

Закреплять навык составления предложений по вопросам с опорой на картинку;

Закреплять навык составления предложений путем перестановки слов;

Закреплять умение правильно записывать предложение.

Коррекционно-развивающие:

Развивать грамматически правильную речь детей (умение согласовывать слова разных частей речи);

Формировать навыки языкового анализа и синтеза;

Развивать умение анализировать предложение (определять количество слов в предложении, определять последовательность слов);

Развивать навык чтения;

Развивать логическое мышление;

Развивать слуховое восприятие;

Развивать мелкую моторику.

Воспитательные:

Воспитывать умение слушать учителя-логопеда и действовать в соответствии с инструкцией;

Воспитывать умение действовать в группе;

Воспитывать интерес к занятию;

Воспитывать доброжелательные отношения между учениками во время урока.

Формируемые базовые учебные действия:

Познавательные:

- делать простейшие обобщения, сравнивать на наглядном материале;

- работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, предъявленных на бумажных носителях).

- вступать в контакт и работать в коллективе;

- обращаться за помощью и принимать помощь;

- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности.

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

- адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

- осознание себя как ученика, одноклассника, друга;

- положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;

- самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;

- понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах на уроке.

Добрый день! Садитесь на места. Скажите, какое сейчас время года? Давайте еще раз вспомним и назовем признаки прихода весны. Какие изменения произошли в природе?

Дети называют признаки весны, изменения в природе.

А теперь вспомним, о чем мы говорили на предыдущих занятиях? Что делали?

Что такое предложение? Из чего оно состоит? Вспомним правило написания предложения.

Дети отвечают (составляли предложения, определяли количество слов).

Отвечают на вопросы. Вспоминают правило написания предложения ( Первое слово пишется с большой буквы, в конце предложения ставится точка)

3. Постановка цели и задач урока.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект открытого группового логопедического занятия в 5 классе

Образовательные:

Коррекционные:

- корригировать переключение внимания путем выполнения различных заданий;

- корригировать и развивать мыслительную деятельность;

- корригировать и развивать мелкую моторику.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к занятиям;

Оборудование:

Предметные картинки: Ручка и пенал. Листок и береза. Кошка и шкаф. Мальчик и автобус.

Виды работы

Деятельность

I. Оргмомент

Установка на занятие.

Здравствуйте, ребята. Садитесь ровно, спинки выпрямили. Ручки положили перед собой. Отвечаем громко, четко и выразительно.

II. Основной

- Ребята, перед вами лежат листы с изображениями. Ваша задача - увидеть. Сколько предметов изображено на картинке и карандашом написать их количество.

II.1 Актуализация знаний

Ребята, посмотрите на эти картинки и составьте предложения.

Ночь. Все спят. Где спит белочка? (В дупле). Где спит медведь? (В берлоге). Орел? (В гнезде). Лиса? (В норе).

Наступило утро. Звери стали выходить из своих домиков. Откуда вылез медведь? Лиса? Белочка? Орел?

Какие предлоги помогли нам понять, откуда вышли животные?

Посмотрите внимательно на доску. (Схемы предлогов)

Правильно. Ребята, как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?

Развитие мелкой моторики

1.Скрещивание указательных и средних пальцев.

2. Раздвигать и соединять указательные и средние пальцы.

3. Щелканье пальцами. Движения пальцами сопровождаются цоканьем языка.

4. Средний палец накладывается на указательный и зажимает его, безымянный кладется на средний, мизинец на безымянный. Затем соединить большой палец со скрещенной комбинацией из пальцев, и получается клешня краба.

Упражнения выполняются сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками одновременно.

II.2 Изучение нового материала

- Открываем тетради, записываем сегодняшнее число, тему нашего занятия.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект логопедического занятия Тема. Предложение. Слово.

III. Работа над темой.
- Ребята, нам прислал письмо Дракончик! А в конверте письмо с заданиями.
- Скажите, для чего нужна речь? (Чтобы общаться, говорить.)
- Какая бывает речь? (Устная и письменная.)
- Как мы используем устную речь? (Устную речь мы слышим и произносим.)
- Какой письменной или устной речью является письмо, которое написал Дракончик? (Письменной речью.)
- Да, если бы не письменная речь Дракончик смог бы с нами общаться? (Нет, не смог.)
- Чтобы узнать, что написано или напечатано, надо учиться читать.
Рассмотрите рисунки. Кто на рисунках пользуется устной речью, а кто письменной?

? Составьте слово из букв.
М,И,Р
К,о,т
- Если переставить буквы, какое новое слово получится?

Составление предложений по картинке:

- Ребята, посмотрите на картинки и составьте к ним предложения.
Листья опадают.
Часто идут дожди.
Птицы улетают на юг.
Люди загорают на пляже.
Дети пошли в школу.
- Скажите, какое из составленных предложений лишнее? (Люди загорают на пляже.)

- Давайте, вспомним, как можно записать предложение не зная букв. Каждое предложение можно записать, обозначить его с помощью схемы. Так легче определить, сколько слов в предложении и сколько мы сказали предложений.
Начало предложения показано черточкой, выступающей над полоской слева, а конец предложения – точкой справа от полосы.

- Ребята, Дракончик приготовил для вас еще задание! Составьте графические схемы этих предложений.
- Проверим, кто правильно составил графические схемы предложений.

VI. Физминутка
Дракоша. (презентация)

VII. Определение границ предложений в тексте.
- Ребята, выполним ещё одно задание! Прочитайте текст. Определите, сколько в нём предложений. Обозначьте начало и конец каждого предложения.

Осенью в лесу стоит тишина только под ногами шуршат листья вдруг треснула ветка сосны это белочки затеяли игру.

VI I. Определение частей тела у Буратины.
- Сегодня мы узнаем, какие части тела есть у человека, для чего они нужны человеку. Знать строение своего тела, значит, знать самих себя.

- Какие части тела человека вы можете ещё назвать и показать?

Есть на пальцах наших ногти, На руках — запястья, локти.
Темя, плечи, лоб и грудь И лопатки не забудь.
Бедра, пятки, двое стоп, Голень и голеностоп.
Есть колени и спина, Но она всего одна.
Есть у нас на голове Уха два и мочки две.
Брови, скулы, и виски, И глаза, что так близки.
Щеки, нос и две ноздри, Губы, зубы – посмотри!
Подбородок под губой. Это человек такой.

- Назовите одним словом: голова, спина, нос, рот – это что? (Части тела).
- Туловище имеет руки и ноги.

- Ребята, назовите мне части руки /плечо, локоть, ладонь, пальцы, ногти/.

- А какие части ноги вы знаете? /бедро, колено, голень, ступня, пальцы, ногти, подошва, пятки/.

- А, чего нет у животных – лица.

- А вы знаете, каких еще частей тела нет у домашних животных, но есть у человека? /ладонь, пальцы, ногти, локти, руки/.

- Покажите правую руку, топните левой ногой, поверните голову вправо.

не нос – а … /носище/, а у другого /носик/.
не рот – а … /ротище/, а у другого /ротик/.
руки, ноги, лоб, глаз, волосы)

Читайте также: