Как питаются паразиты 5 класс конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Цель: Изучение многообразия паразитических организмов, их приспособление к паразитическому образу жизни, значение в природе.

  1. Формирование умений решать проблемно-поисковые задачи, развивающие системное мышление, умение работать с рисунками, живыми и фиксированными объектами.
  2. Формирование экологических понятий: пищевая связь – “паразит-хозяин”, и его роли в регулировании численности других живых организмов, паразитизм как способ питания, организм как среда обитания.
  3. Знакомство с общебиологическим понятием борьба за существование.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: Работа в группах.

Основные методы: объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый, фронтальная беседа, работа с учебником, рисунками, живыми и фиксированными объектами, использование ИКТ и рисуночное письмо (пиктограммы).

Материалы учеников: оценочный лист, маски, розовые и чёрные очки, ручка, тетрадь, учебник Т.С.Сухова, В.И.Строганов “Природа. Введение в биологию и экологию”, 5 класс.

Зрительный ряд: таблицы: “Грибы-паразиты”, “Плоские и круглые черви”, “Бактерии”, рисунки растений и животных паразитов, вырезка из газеты “Жизнь” №46// 2005. “Чужой”.

Раздаточный материал:

  • Фиалка в горшке;
  • Рисунки: Повилика, Петров крест, Раффлезия Арнольда, Фикус – душитель.(см. приложение 1)
  • гриб-трутовик на спиле дерева.
  • Рисунки: опята летние, ржавчинные и головневые грибы спорынья (см. приложение 2)
  • Кальмар(влажный препарат)
  • Рисунки: вши, блохи, плоские и круглые черви.(см. приложение 3)

Оборудование: компьютер, СD-RОМ “Живая природа. Центр”, Презентация “Паразиты”

  1. Домашнее задание (на доске),
  2. Фронтальный опрос по предыдущей теме.
  3. Проверка домашнего задания (работа в группах).
  4. Мотивация (зачитать отрывок из “Книга для чтения по ботанике” Трайтак).
  5. Актуализация знаний. Целеполагание.
  6. Изучение нового материала: работа в группах с рисунками и объектами, как с источником новой информации по вопросам.
  7. Отчетное задание: общие признаки паразитов (решение поисковых задач, развивающих системное мышление).
  8. Физкультминутка.
  9. Рассказ о бактериях-паразитах, “человеке”-паразите.
  10. Роль паразитов.
  11. Опорный конспект.
  12. Закрепление и обобщение знаний (с использованием ИКТ).
  13. Подведение итогов.
  14. Д\з дополнение (рассказы о паразитах)
  15. Спасибо за урок, до свидания!

Введение

Ход урока: Тема урока закрыта на доске.

Приветствие. Рефлексия готовности к уроку с помощью ладошек.( Тыльная сторона кисти – не готов к уроку, ладонь – готов к уроку, ладонь горизантально – готов, но не совсем)

1. Домашнее задание: параграф 20.

2. Сегодня мне помогают консультанты 3-х групп.

3. Что мы с вами изучали на предыдущих уроках?

Давайте повторим пройденный материал, так как тема сегодняшнего урока связана с ним. Проверка домашнего задания по группам. Учащиеся группы задают по 2 вопроса другим группам.

4. Мотивация (отрывок из книги).

Прослушайте отрывок и определите, о каком организме идет речь.

“Раффлезия Арнольда” многолетнее бесхлорофильное растение, растущее на острове Суматра. Неподалеку от него трудно пройти, не заметив ее. Она дает о себе знать. отвратительным зловонием. Ее запах привлекает мух к жуков для опыления. Огромные цветки Раффлезии (иногда более 1 метра в диаметре) имеют 5 толстых лепестков красного цвета, с пятнами более светлого оттенка. У Раффлезии нет ни корней, ни хлорофилла, и ее существование полностью зависит от других растений”.

Определите, какая существует связь с предыдущими темами?

Ребята выдвигают предположения. Затем открывается на доске тема сегодняшнего урока: “Как питаются паразиты”.

5. Актуализация знаний. Целеполагание.

Как вы думаете, что мы должны рассмотреть и узнать на уроке.

Учащиеся высказывают свое мнение,

Мы будем продолжать учиться решать проблемно-поисковые задачи с использованием рисунков, живых и фиксированных объектов. Будем учиться определять пищевую связь паразит – хозяин и ее значение в борьбе за существование. А в конце урока мы должны будем ответить на вопрос “Нужны ли паразиты на Земле?”.

6. Изучение нового материала.

Кто такие паразиты? На доске вывешиваются термины: Паразит (“пара” – от греческого слова около, “ситос” – пища) – это живой организм, который обитает внутри тела хозяина или на теле и питается за счет хозяина.

А что за явление паразитизм? Это способ питания. (Просмотр презентации. См. Приложение).

  • О каких паразитах идет речь?
  • Какой организм лишний?
  • Признаки паразита?
  • Где или на чем паразитирует?
  • Нужны ли паразиты на Земле?

7. Отчет групп.

I группа – растения (показ фрагмента на СО-RОМ: повилика, петров крест и рисунки)

II группа – грибы (показ фрагмента на СО-RОМ: гриб чага и трутовик, таблица).

III группа – животные (таблица).

8. Физкультминутка.

9. Послушайте рассказ учителя и подумайте о каких бактериях идет речь. Еще в середине 19 в. врачи отрицали, что туберкулез легких или иначе – чахотка, вызывается бактериями, В 1882 г. немецкий ученый Кох сделал великое открытие – впервые выделил и описал возбудителя туберкулеза, их позже стали называть бациллой или палочкой Коха (бактерии – палочки).

Очень многие болезни человека и животных вызывают бактерии. Болезнетворные бактерии приспособились к жизни в живом организме. В благоприятных условиях они размножаются каждые 20 минут, т.е. через 5 часов из 1 бактерии будет 32768 бактерий.

Бактерии выделяют ядовитые вещества, отравляющие организм. Заражение исходит при контактах с больными или при употреблении зараженной пищи или воды.

Скорость распространения повышается в местах скопления людей.

Болезнь “Чума” – одна из самых быстро распространенных болезней. Например: в 6 веке в Римской империи за 50 лет умерло 100 мил. Человек.

В результате регулярных предохранительных мер в нашей стране Чумы не наблюдалось уже давно.

Зато есть: дифтерия, столбняк, корь, ветрянка, ангина и т.д. Что бы вы не болели, следует ставить прививки.

А еще в природе очень редко встречается “человек”-паразит. Хотя так называют людей, которые хотят “прожить за счет других ничего не делая”.

В животе 5 летней девочки жил близнец-вампир. Долгое время врачи были уверены, что у малышки рак, который не оперируется, и она обречена. Семья все – таки решилась на операцию. Когда врачи стали оперировать, они испытали ужас. Внутри девочки жило существо похожее на человеческое. Его длинными жесткими, черными волосами было пронзена вся брюшная полость, а ножка этого существа пробила дыру в кишечнике, У прятавшегося внутри существа были: нога, желудок, голова, имевшая глаз, ухо, волосы, пуповина, через которую это существо питалась кровью девочки.

Такие явления редко, но встречаются, когда два зародыша развиваются на одном участке. Один растет, а другой превращается в паразита. Это существо нельзя назвать человеком, у него нет мозга, но оно растет, убивая своего хозяина.

Удивительно, что девочка проходила с этим чудовищем внутри больше 5 лет. Освободившись от своего мучителя, девочка быстро пошла на поправку . Этот случай произошел в результате того, что семья девочки жила рядом с Семипалатинским ядерным полигоном в Казахстане.(см. приложение 4).

10. Итак попробуем ответить на вопрос: “Нужны ли паразиты на Земле?” Дети высказывают свое мнение. Открываем учебник стр. 100-101 и читаем отрывок.

11. Опорный конспект, пиктограммы.

  1. Организм как среда обитания для паразитов.
  2. Паразиты имеют органы прикрепления: крючки и присоски.
  3. Растения – паразиты лишены хлорофилла.
  4. Паразиты ограничивают численность других организмов.
  5. Паразиты приносят вред растениям (в том числе сельскохозяйственным), человеку и животным.

12. Закрепление и обобщение знаний с помощью ИКТ, презентация. Вывод: в природе нет полезных и вредных организмов, каждый выполняет свою роль, регулируя численность других организмов. Благодаря этому сохраняется биоразнообразие на Земле (стр. 73 учебника).

13. Подведение итогов. Консультанты выставляют оценки в оценочный лист, а учащиеся в тетрадь самооценки. Рефлексия, ребята одевают розовые или черные очки или маски. (см.приложение 6)

14. Домашнее задание (дополнение): Найти рассказы о паразитах.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МБОУ СОШ №4 г. Ардона РСО-Алания

Дзитоева Людмила Темирикоевна

Способствовать формированию представлений о видах паразитов, об особенностях строения паразитических форм организмов, их приспособительных чертах к паразитизму, о навыках профилактики глистных заболеваний, умения поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию исследовательской активности

и зучение нового материала

Планируемые
образовательные
результаты

Метапредметные : овладеть способностями понимать учебную задачу урока, организовывать работу в группах, оценивать свои достижения на уроке, вступать в речевое общение, пользоваться учебником и др. источниками информации, делать выводы, вести наблюдения и объяснять, описывать увиденное.

Личностные: осознавать целостность мира, значимость профилактики глистных заболеваний; иметь навыки исследовательской деятельности.

м етоды и формы
обучения

о бъяснительно-иллюстративный, частично-поисковый; индивидуальная, групповая, фронтальная

Оборудование

Наглядно-
демонстрационный
материал

Основные понятия
и термины

Виды паразитов.

Организм как среда обитания

Технологическая карта урока урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Формы
организации
взаимодействия на уроке

Формируемые
умения
(универсальные
учебные
действия)

I. Организация начала урока

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка обучающихся к усвоению изучаемого мате-риала

– Сегодня вы будете работать в группах, находить ответы на вопросы, делиться с одноклассниками полученной информацией. Какие же эти вопросы? Давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлых уроках.

– Верно, о питании растений и животных.

– Прослушайте отрывок и определите, о каком организме идет речь (при этом демонстрируется на слайде его фотография).

- Определите, какая существует связь с предыдущими темами?

– Какая же тема сегодняшнего урока?

– Что мы должны на этом уроке узнать? (целеполагание) Мы будем продолжать учиться решать проблемно-поисковые задачи с использованием рисунков, живых и фиксированных объектов. Будем учиться определять пищевую связь паразит – хозяин и ее значение в борьбе за существование. А в конце урока мы должны будем ответить на вопрос “Нужны ли паразиты на Земле?”.

Познавательная: слушают учителя, объясняют свойства живых организмов, анализируют, строят логические рассуждения.

Регулятивная: демонстрируют готовность к уроку, выдвигают версии.

Коммуникативная: принимают участие в диалоге с учителем

Учащиеся высказывают свое мнение,

Регулятивные:

оценивают знаниевые границы.

Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями.

Личностные: проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность

II. Изучение нового материала

Работа в группах по ин-структивной карте.

– Кто такие паразиты? (На доске вывешивает термины.)

-А что за явление паразитизм? Это способ питания. (Просмотр презентации. ).

Далее у нас работа в группах.

На партах у обучающихся в группах лежат картинки с изображением организмов-паразитов
и вопросы, на которые данная группа должна ответить и рассказать остальным группам.

• Пеларгония в горшке.

• Рисунки: Повилика, Петров крест, Раффлезия Арнольда, Фикус-душитель.

• Гриб-трутовик на спиле дерева.

• Рисунки: опята летние, ржавчинные и головневые грибы, спорынья.

• Окунь (влажный препарат).

• Рисунки: вши, блохи, плоские и круглые черви.

Вопросы , на которые должны ответить
группы:

1. О каких паразитах идет речь?

2. Какой организм лишний?

3. Признаки паразита.

4. Где или на чем паразитирует?

5. Нужны ли паразиты на Земле?

Правильные ответы можно вывести на экран проектора, чтобы обучающиеся могли оценить работу групп.

Познавательная: отвечают на вопросы инструктивной карты, делают предположения, выполняют
записи.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: создать условия для расширения знаний о многообразии грибов-паразитов, значении их в природе и жизни человека, методах борьбы с ними и профилактике грибковых заболеваний, учить анализировать информацию, извлекать информацию из разных источников, преобразовывать её из одной формы в другую.

Изучаемые на уроке понятия: грибы - паразиты, головня, спорынья, гриб-трутовик.

Планируемые результаты

Предметные знания, предметные действия

регулятивные

познавательные

коммуникативные

Познакомиться с особенностями строения и размножения грибов – паразитов, условиями их жизни, питанием и мерами борьбы с ними. Научиться различать грибы – паразиты от других видов грибов.

структурировать знания; анализировать текст и рисунки учебника; объектов живой природы, сравнения роли грибов; создавать модель грибной клетки; представлять информацию в виде схем, таблиц;

формулировать собственные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; организовывать учебное взаимодействие в группе.

формируется познавательная самостоятельность и мотивация на изучение объектов природы; понимать: учебные задачи и стремиться их выполнить, свою успешность при изучении темы.

Содержательная часть урока

1. Организационный момент (1мин)

Учитель создаёт благоприятный психологический настрой на работу.

- Встаньте ровно и красиво.

Прозвенел уже звонок.

Сядьте тихо и неслышно,

И скорей начнём урок.

- Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.

Встают, приветствуют учителя

Личностные УУД: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность.

ПознавательныеУУД: слушают учителя.

Регулятивные УУД: демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку.

2. Проверка домашнего задания

Проблемная ситуация и актуализация знаний

Ваша задача, выполнить важные государственные задания.

Создаются 3 следственные группы(1, 2, 3 на столах таблички с номерами)

Задание первое: к нам поступило заявление с просьбой найти преступников.
Из заявления следует, что местонахождение одного из них и его особые приметы известны:
Под сосною у дорожки
Он стоит среди травы.
Ножка есть, но нет сапожка,
Шляпка есть, нет головы.
Состав преступления:
Носит шляпку на ноге
Что-то прячет он в земле.
Что выясняется из заявления:
Если что-то прячет, значит краденное. Из отдельных частей тела, вам необходимо составить фоторобот преступника и подписать эти части.

Прошу следственные группы приступить к заданию. Собрать как можно больше информации об этом подозреваемом.

Каковы особые приметы шляпки гриба (пластинчатые или трубчатые).

Чем гриб питается? (Готовыми органическими веществами)
В каких отношениях находится с деревьями? (вступает в симбиоз)

Что такое симбиоз? (сожительство двух организмов с пользой для обоих организмов)


Один преступник найден, первое дело раскрыто, здесь состав преступления отсутствует. Слайд 2


2 задание: а вот с остальными правонарушителями дело обстоит сложнее. Нам известно только, что там работает организованная группа. Чтобы раскрыть дело, необходимо будет определить не только их основные приметы, составить фоторобот и местонахождение, но и выяснить какова роль каждого в группировке. В ходе следствия нужно будет изучить (видеоматериал) и заполнить необходимые документы (таблица).
Информация для изучения предоставлена камерами наружного наблюдения. Следственным группам необходимо отметить, к какой группе грибов относятся представители, изображённые на слайде

1 группа собирает информацию о плесневых грибах; (5, 11)

2 группа собирает информацию о шляпочных грибах; (12467810 12)

3 группа собирает информацию о съедобных и ядовитых грибах.

(съедобные- 1 2 4 6 6 8 12; ядовитые – 9 10)

Проблемный вопрос: На слайде присутствуют грибы, не изучаемые до сегодняшнего дня. Под какими номерами они находятся? (3, 13)
К какому типу питания можно отнести данные грибы?

(сапротрофы или паразиты). Кто такие сапротрофы?

Кто такие паразиты?

Определите цель урока с помощью вопросов:

с чем? (познакомиться с грибами-паразитами),

что? (выяснить условия их жизни, питание, значение в природе и для человека),

как? (как происходит заражение),

какие? (какие меры борьбы с ними нужно использовать) (слайд 2).

выполняют задание в рабочих листах

Отвечают на вопросы

Смотрят на слайд

Участвуют в определении темы и цели урока

Коммуникативные УУД: работают в группах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей), высказывают свою точку зрения, вступают в диалог,

ЛичностныеУУД: Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию.

Регулятивные УУД: Умение ставить цель, планировать деятельность.

3. Изучение новой темы (10 – 12 мин)

А кто такие паразиты? Итак, грибы-паразиты – это грибы, питающиеся органическими веществами живого организма. Они тоже вступают в симбиоз с другими организмами, но только пользу получают сами, а другому организму приносят вред.

Грибы-паразиты могут поражать разные организмы, вызывая заболевания, большинство из них поселяется на различных растениях.

Наше следствие продолжается…

Сейчас поработаем в группах. Изучить информацию о грибе. Используя дополнительный материал, который находится у вас на столах, мы должны поближе познакомиться и как можно больше узнать о преступниках. Как они называются, какие органы организма они поражают, и какие меры борьбы с ними существуют. Информацию о них вы будите фиксировать в таблицу, которая есть в ваших листах. (4 мин. на каждого представителя)

Названия грибов -паразитов

На ком паразитирует, особенности

Методы борьбы и профилактики

Овёс, пшеница и другие злаковые культуры

обработка зёрен до посева специальным препаратом, например, раствором формальдегида. Это протравливание зерна.

Злаки и поражает завязь цветущих растении. Черно-фиолетовые рожки

очистка зерна от рожков спорыньи, уничтожение сорняков (сортировка)

Сбивать и сжигать

Отвечают на вопрос

Работают с информацией в группах. Заполняют таблицу.

Общаются с соседом по парте

Личностные УУД:

Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

Познавательные УУД:

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

Коммуникативные УУД:

Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

Регулятивные УУД:

Формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

Супер физкультминутка (видео)

5. Продолжение новой темы –

6. Обобщение полученных на уроке сведений

Учитель предлагает ученикам рассмотреть гриб спорынью и познакомиться с её внешним строением, используя лупу.

1. Какая проблема стояла перед вами в начале урока?

-Какие меры необходимо принимать, для предотвращения заражения грибковыми заболеваниями?

Работа с классом:

2. У меня на доске нарисовано дерево.

- Что можно сказать о его состоянии?

- Как вы это определили.

Помочь дереву освободиться от паразита могут ваши знания, полученные на сегодняшнем уроке. С обратной стороны каждого трутовика записаны вопросы, правильно ответив на которые, вы освободите дерево.

Пока мы занимались изучением грибов паразитов, к нам в отдел поступили жалобы от населения. Давайте, разберёмся с этими жалобами и выясним, какие это вредители?

Показания №1 фермера: все было прекрасно, и воды и солнца вдоволь. Зерно наливалось и поспевало на поле у меня. Да только однажды поехал я по делам и проезжая мимо своего пшеничного поля, увидел, что почернели колоски пшеницы, стоят в поле, как обугленные головешки. Пришла беда, погибла большая часть урожая. Как вы думайте, как назвали этот гриб?

Черные, созревшие споры гриба во время уборки урожая попадают на здоровое зерно и сохраняются на нем до посева. Вместе с зерном споры попадают в землю и прорастают в нити грибницы. Грибница проникает в проростки злаков и растет внутри стебля, питаясь его соком. Ко времени цветения пшеницы грибница головни достигает колоса. Разрастаясь, образуя массу спор разрушая зерновки.

Показания № 2 фермера: мало собрал я урожая пшеницы в тот год, но выручила рожь. Но когда в пищу жители моего села стали использовать ржаной хлеб, то у многих людей начались судороги, а иногда и наступала смерть.

Данный объект легко обнаруживается в период цветения: на колосьях среди зерновок хорошо заметны черно-фиолетовые рожки, выступающие из колоса. Объяснение: давайте обратимся к учебнику стр.82 учебника, 2 обзац. Какие выводы вы сделали, какое название носит этот гриб-паразит? -Почему заболели жители села?
-Что за черные рожки появились на колосках ржи?
-Как происходит заражение спорыньей?
-Докажите, что спорынья –гриб паразит.

Они состоят из плотно переплетенных гифов. Это стадия покоя гриба. В период созревания ржи они опадают на землю и зимуют под снегом. Весной на них образуются шаровидные головки красноватого цвета на длинных ножках. Созревание спор происходит во время цветения ржи. Попадая в муку, гриб способен вызывать сужение кровеносных сосудов и судороги мышц, а иногда и гибель.

Учитель: Выяснив причины заболеваний злаков и отравлений у людей, зная о размножении, развитии и условиях произрастания спорыньи и головни сформулируйте ответ на такой вопрос: как можно их уничтожить и не допустить заражения?

И наконец, показания 3 свидетеля: лесника.
Показания №3 лесника:
Спора данного гриба-паразита, попав на ранку в дереве, прорастает в грибницу и разрушает древесину. Через несколько лет образуются многолетние копытообразные плодовые тела. Они выделяют ферменты, разрушающие древесину и превращающие ее в труху.

Даже после гибели дерева гриб продолжает жить на мертвом субстрате (как сапротроф), ежегодно производя большое количество спор и заражая здоровые деревья. Поэтому погибшие деревья и плодовые тела таких грибов рекомендуется удалять из леса. Его название?

Урок биологии в 5 классе

Провела: Мугутдинова М.Н

.

14мая 2018г.

проведенный Мугутдиновой М.Н.


Тема. Как питаются паразиты?

Вид урока : комбинированный

Тип урока : урок изучение и первичное закрепление новых знаний.

Технология обучения : деятельностного подхода, ИК-технология.

Методы обучения :


1) по степени взаимодействия учителя и ученика (беседа, самостоятельная работа, работа в парах, работа в группах, самоконтроль, взаимоконтроль).

2) по характеру познавательной деятельности (частично-поисковый, репродуктивный)

Средства обучения : мультимедийное оборудование, презентация, дидактические карточки с заданиями, листы контроля.

1.
Личностные: формирование ответственного отношения к своему здоровью; понимание и соблюдение правил гигиены; понимание целостности и значимости всех компонентов живой природы.

2.
Метапредметные: самостоятельно обнаружить и сформулировать проблему, определить цель учебной деятельности; выдвинуть версии решения проблемы, осознавать конечный результат, анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений, определять возможные источники необходимых сведений; производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

3.
Предметные: давать характеристику организменной среде обитания; определять роль хищников и паразитов в природе и жизни человека; объяснять механизмы регуляции численности популяций; понимать смысл биологических терминов и понятий; объяснять механизм заражения паразитами; соблюдать и объяснять правила здорового образа жизни.


Задачи урока:

1.
Определить группы паразитов и виды.

2.
Выявить черты паразитизма у червей-паразитов

3.
Выяснить, какое значение имеют паразиты в природе и жизни человека.

1. Оргмомент.

2. Актуализация знаний.

3. Целеполагание.

4. Работа с учебником.

5. Динамическая пауза. Физминутка.

7. Первичное закрепление новых знаний.

8. Правила здорового образа жизни.

9. Рефлексия (итог урока).

10. Домашнее задание.

1.Оргмомент. Приветствие учащихся, гостей. Добрые пожелания успеха в работе.
2.Актуализация знаний. Учитель читает отрывок из стихотворения.


У осла и соловья,
У лисы и журавля,
У стрекоз и муравья
Жизнь у каждого своя.
Каждый соблюдает точно.
Свой режим и дня, и ночи,
И у каждого свое
Облюбовано жилье.
Выбирает привереда
Лишь свое меню обеда,
А в дороге изберут
Каждый собственный маршрут —
Тем-то каждый и хорош,
Что на прочих не похож.
— Ребята, о чем это стихотворение? ( О среде обитания. )
— Да, это стихотворение об условиях, месте, или — по-другому — о среде обитания.
- Перечислите среды обитания живых организмов?

(Почвенная, водная, наземно-воздушная)
- Назовите представителей каждой среды обитания?
- Как вы думаете, а может ли сам живой организм быть средой обитания для других организмов? Приведите примеры?
- Вспомните, какое название носят организмы живущие на другом организме и питающиеся за счет него? (паразиты)
Учащиеся на основе жизненного опыта отвечают на поставленный вопрос и перечисляют представителей группы паразитических организмов?

1.
Ребята посмотрите на изображения животных и распределите их на группы в зависимости от среды обитания: водная, наземно-воздушная, почвенная, организменная. (Задание 1. Работа на индивидуальных листах контроля. Самоконтроль и взаимоконтроль.)


Слайд 3. Проверка задания.

2.
Обратите внимание на живых существ, обитающих в одной среде. Что их объединяет? Работа в группах: каждая из трех групп выявляет черты сходства живых организмов, обитающих в одной среде. (Задание 2. Работа на индивидуальных листах контроля. Заполнить только первые три столбика. Самоконтроль и взаимоконтроль.)

1.
Водная - плавники, перепонки, ласты, жабры, чешуя.

2.
Почвенная – роющие конечности, недоразвитые глаза

3.
Наземно-воздушная – шерсть, ходильные конечности, легкие, крылья и т.д.


IV. Целеполагание.

- А нужны ли приспособления паразитам? Или может все-таки жизнь внутри другого живого существа легка и комфортна настолько, что можно обойтись без специальных приспособлений? И как себя чувствует организм – хозяин в такой ситуации? Учащиеся затрудняются в ответе. Учитель помогает ученикам формулировать цель урока. Учащиеся с помощью учителя формулируют цель урока:

- расширить знания о способах питания паразитов, познакомиться с приспособлениями к паразитическому образу жизни, раскрыть роль паразитов в природе.

V. Работа с учебником.

Прочитать текст в учебнике на с. 80. Рассматривание рис. 74, знакомство с различными организмами - паразитами.

Слайды 4-6 . Растения – паразиты.

Затем он распускается. Тут-то и появляется возможность наблюдать огромный красный цветок с тяжелым запахом. Но неэстетичный по человеческим меркам дух не смущает навозных мух, которые являются основными опылителями раффлезии. Если цветок никто не опылил, то он превращается в зловонную темную массу. Опыленное же растение образовывает плод, в котором вызревает непомерное множество семян.

Основными разносчиками семян раффлезии выступают слоны и… муравьи! Серые гиганты просто-напросто растаптывают плоды (других возможностей выпустить семена на свет у раффлезии нет) и разносят на своих ногах по лесу, а трудолюбивых малюток привлекает в семенах раффлезии особый придаток-приманка.

Динамическая пауза. Физминутка

Демонстрация слайдов с комментариями учителя.

Слайды 7-10. Грибы – паразиты. Болезнетворные грибы вызывают грибковые заболевания, которые относят к группе инфекционных заболеваний. Они поражают организм человека, могут поселиться как на поверхности кожи, так и на слизистой внутренних органов. Грибы – это белый налет на языке, облысение и перхоть. Если белые налеты на миндалинах – то это грибковая ангина. Грибы не болят, они зудят. Грибы это всё что отшелушивается, слоится, отпадает, трескается, приподнимается над кожей, покрывается пятнами, покрывает волосистую часть головы.

Слайды 11-14. Бактерии – паразиты , животные – паразиты.

1.
Рассмотрите рис. 75 в учебнике. Демонстрация слайда. Слайд 15. Органы крепления червей – паразитов. Какие органы прикрепления имеются у паразитических червей? Для чего они им нужны?

2.
Работа в парах, с помощью материала учебника учащиеся находят ответы на поставленные вопросы. (Задание 2. Заполнить 4 столбик. Работа на индивидуальных листах контроля)

3.
Учитель проверяет результаты работы в группах.

4.
Демонстрация слайдов. Слайд 16. Пути заражения печеночным сосальщиком (анимация). Слайд 17. Пути заражения бычьим цепнем (анимация).


VII. Первичное закрепление новых знаний. Прочитать текст в учебнике с.82-83. Ответить на вопросы устно.

1.
Среди каких групп живых организмов встречаются паразиты? Паразиты встречаются среди грибов, растений, животных, бактерий.

2.
Какое влияние они оказывают на организм хозяина? Паразит ослабляет организм хозяина приводя иногда к его гибели.

3.
Как паразиты приспосабливаются к паразитическому образу жизни? У паразитических червей есть крючки и присоски необходимые для прикрепления.

4.
Что общего между паразитом и хищником? Питаются готовыми органическими веществами. Хищники и паразиты регулируют численность популяций своих жертв.

5.
В чем различие в особенностях питания паразитов и хищников? Хищники питаются плотью, а паразиты соками .

6.
Представьте, что на планете исчезли все хищники и паразиты, что в таком случае произойдет? Если не будет хищников и паразитов, численность их жертв резко возрастет, а это может привести к нехватке корма и гибели организмов.

7.
Демонстрация слайда. Слайд 18. Из представленных организмов составьте пары: 1 вариант – Хищник - жертва, 2 вариант - Паразит - хозяин. (Задание 3 на листах контроля. Самопроверка, взаимопроверка)

8.
Демонстрация слайда. Слайд 19. Проверь себя.


VIII. Правила здорового образа жизни.

- Как человек может заразиться червями?

- А как можно предотвратить заражение червями? Демонстрация слайдов. Слайды 20-22.

IX. Рефлексия (итог урока).

- Обратитесь к поставленной Вами цели урока? Была ли достигнута цель?

- Пригодятся ли вам полученные знания?

- Где Вы их можете применять?

- Оцените урок, в зависимости от усвоения Вами нового материала: нарисовать смайликам улыбки на листах контроля. Покажите свои смайлики.

X. Домашнее задание.

Фамилия__________________________________________

Имя __________________________________________

Из представленных организмов составьте пары
1 вар. Хищник-жертва
2 вар. Паразит-хозяин

Кошка, заяц, береза, мышь, свинья, блоха, бычий цепень, волк, лиса, печеночный сосальщик, корова, трутовик, медведь, щука, человек, клещ, карась, кишечная палочка, сова, свиной цепень, петров крест.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Обратитесь к поставленной Вами цели урока? Была ли достигнута цель?

- Пригодятся ли вам полученные знания? - Где Вы их можете применять?

Как вы оцениваете урок? Нарисуйте смайлику улыбку.

1. Урок отличный, интересный, всё понял (а)
(уголки рта подняты вверх ).
2. Нормальный, обычный урок, всё понял (а), но остались

вопросы (ровная полоска).
3.Неинтересно, ничего не понятно (уголки губ опущены вниз).

Читайте также: