Музыку трудно объяснить словами конспект урока 7 класс

Обновлено: 06.07.2024

Цель : формировать у учащихся эмоциональное отношение к музыкальному образу.

- развивать образное восприятие, самостоятельность мышления. Умения слышать и выделять -главное. Через песенный материал развивать вокально-хоровые навыки выразительного исполнения;

- воспитывать чувство прекрасного через произведения искусства.

Тип урока: урок углубления и расширения темы.

Форма обучения: фронтальная.

Оборудование: мультимедиапроэктор, проигрыватель, грамзаписи, CD – записи.

Организационный момент . Со звонком дети входят в класс под музыку.

На экране проектора приветствие (слайд №1)

-Ребята, нет, наверное, более точного высказывания об очаровании музыки, чем эти стихи Новеллы Матвеевой. Сегодня на уроке мы с вами попробуем ответить на вопрос, Когда музыка не нуждается в словах?

- Вы знаете, что любое музыкальное произведение имеет свое содержание. Оно может рассказывать нам о чудесных странах и о вечной поэзии природы, оно погружает нас в далекое историческое прошлое и дарит мечту о будущем, оно заново создает характеры героев – даже тех. Что уже известны нам по произведениям литературы. Такое содержание воплощается в музыкальных произведениях и называется программностью.

-Что вы почувствовали ребята?

-Какая по характеру музыка? (ответы учеников)

Вывод. Мы погрузились в атмосферу звучания восточной музыки, с ее характерными изгибами, с инструментальными тембрами, создающих сказочный, почти фантастический колорит. В этом произведении есть замысел – литературный первоисточник.

Значительно сложнее объяснить музыкальное содержание в произведениях, никакой программы не содержащих. А ведь их в музыке великое множество: почти все симфонии. Концерты, пьесы, сонаты. Несмотря на отсутствие литературной программы. Такие сочинения имеют не менее богатое музыкальное содержание , чем произведения с программной музыкой.

Вслушайтесь в звучание симфонии №9 Л.Бетховена.

Всегда ли нам необходимо знать программное содержание в музыке?

Распевка. Дыхательная гимнастика. Речевая гимнастика.

Работа над совершенствованием вокально - хоровых навыков.

Итог урока. Домашнее задание (индивидуальные карточки с заданиями)

Л.В.Золина Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. М.: Глобус, 2008

Н.Н.Рябенко. Уроки музыки в 1-7 классах: книга для учителя. М.:Айрис – пресс, 2006

Самигулина В.М. Музыка 7 класс: поурочные планы по учебгнику В.В.Алеева., Т.И.Науменко.- Волгоград: Учитель, 2007

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Музыку трудно объяснить словами.

Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека.

Развивать внимательное и доброжелательное отношение к окружающему миру.

Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.

Развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве.

Формирование слушательской культуры на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства.

Осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание взаимосвязи между содержанием и формой в музыке).

Музыкальный материал урока:

И. Брамс. Симфония № 3. III часть. Фрагмент (слушание).

М. Таривердиев, стихи Н. Добронравова. Маленький принц (слушание).

Ю. Шевчук. Что такое осень (пение).

Дополнительный материал:

Организационный момент.

Тема урока: Музыку трудно объяснить словами.

Работа по теме урока.

Запись на доске:

Один лишь Дух, коснувшись глины, творит из нее Человека.

А. де Сент-Экзюпери

О музыкальном содержании говорить намного труднее, чем о содержании других видов искусства.

В музыке часто отсутствует сюжет, в отличие от произведений литературы или живописи, поэтому музыку не перескажешь словами. В ней редко встречаются конкретные образы, которым можно дать словесную характеристику.

Лишь о небольшой части музыки – музыки программной – мы имеем возможность рассуждать примерно так, как рассуждают о литературном произведении, т. е касаясь тех словесных описаний, которые даёт нам композитор. Но как только начинается собственно музыкальное звучание, программная музыка становится столь же недоступной нашим определениям, подобно любой другой.

Всё это делает музыку особым искусством среди других искусств.

Вероятно, потому, что только музыка умеет выразить невыразимое.

Мы уже говорили о музыкальности мира, о том, что эта музыкальность присутствует в явлениях природы, в других видах искусства, в многообразии человеческих настроений и состояний души.

Любой знает, в жизни не всё и не всегда протекает гладко и безоблачно. Даже каждодневные радости, волнения, тревоги оставляют в душе глубокий след. Ещё более глубоко воздействуют на нас сильные эмоциональные потрясения: открытия, потери, разочарования и новые надежды.

Все эти впечатления составляют огромный пласт человеческой жизни – невидимый, но порой самый важный и значительный. Это то, с чем человек пребывает постоянно, что лишь в малой своей части может быть открыто окружающему миру – ведь средства самовыражения у человека так ограничены. Как вырваться из самого себя, хотя бы ненадолго преодолеть это вечное одиночество собственных желаний, стремлений, снов, радостей и страданий? Одним из путей преодоления самого себя является творчество. Ведь в нём находят выражения чувства и мысли, пережитые автором, его личный опыт поражений и побед, вся его богатая внутренняя жизнь.

Однако не каждый человек способен выражать себя в художественной деятельности. Среди многих ценностей, каким обладает искусство, есть и такая, которая обращена к человеческой душе, которая приобщает к безграничному миру фантазии, возвышает её, помогает преодолеть замкнутость одиночного существования.

Среди этих животворящих родников, с давних времён поддерживающих и укрепляющих человека, находится и музыка – музыка с её зажигательными ритмами и убаюкивающими интонациями, музыка, понимающая и утешающая нас.

Бывают минуты, когда нам не нужны слова, когда они даже мешают: вслушаться в себя, глубже понять свои чувства. Не всегда человек может объяснить самого себя.

Вот почему мы говорим о том, что только музыка способна выразить невыразимое.

Вот почему её саму так трудно объяснить словами.

И в этом – главная особенность её содержания.

М. Таривердиев, стихи Н. Добронравова. Маленький принц (слушание).

И. Брамс. Симфония № 3. III часть. Фрагмент (слушание).

Иоганнес Брамс (1833 – 1897) – выдающийся немецкий композитор, создатель философски углубленных произведений для симфонического оркестра, в которых он выражал самые разные чувства и настроения. Он даёт нам возможность ощутить неповторимую атмосферу времени, создаёт музыкально обобщённый образ эпохи.

Вокально-хоровая работа.

Ю. Шевчук. Что такое осень.

Мы говорили о том, что только музыка способна выразить невыразимое.

Домашнее задание.

Выучить песню. Ответьте письменно на вопрос: почему художественное произведение можно уподобить загадке?

Музыку трудно объяснить словами

Характеристика видов деятельности:

  1. Рассуждать о значении искусства в жизни современного человека (с учётом критериев, представленных в учебнике).
  2. Изучать специфику современной популярной зарубежной музыки, высказывать собственное мнение о её художественной ценности.

Музыка во многом отличается от других искусств - её выразительные средства и образы не столь наглядны, как образы живописи, театра, кино. Язык точных понятий ей чужд. Музыка оперирует средствами чисто эмоционального воздействия, обращается преимущественно к чувствам и настроениям людей.

О музыкальном содержании говорить намного труднее, чем о содержании других видов искусства. В музыке часто отсутствует сюжет, в отличие от произведений литературы или живописи, поэтому музыку не перескажешь словами. В ней редко встречаются конкретные образы, которым можно дать словесную характеристику. Лишь о небольшой части музыки - музыке программной - мы имеем возможность рассуждать примерно так, как рассуждают о литературном произведении, то есть касаясь тех словесных описаний, которые даёт сам композитор.

Наиболее трудной для восприятия многие считают непрограммную инструментальную музыку. Как определить содержание музыки в тех случаях, когда композитор не предпослал ей какого-либо конкретного заглавия или литературного предисловия? Как, например, понять, что именно хотел передать Шопен в своём этюде или прелюдии для фортепиано? Музыка эта несомненно мелодична, глубоко приятна для слуха, ну а о чём она говорит?

Действительно, как уяснить себе содержание такой музыки, где нет не только поэтического текста, как в песне, но даже скупого программного названия?

Некоторые слушатели порой слишком прямолинейно подходят к содержанию инструментальной музыки. Они полагают, что во всякой непрограммной музыке нужно непременно разгадать конкретно выраженный сюжет во всех его картинных подробностях. Но это далеко не всегда возможно. Ибо язык музыки, вовсе не тождествен языку словесному с его точностью и определённостью понятий.

Что изображено в этой музыке? Картина мирной, безмятежной природы? Или светлые мечты человека, погружённого в свой внутренний мир? И если это картина природы, то что это - лето или зима, простор степей или благоухающая зелень лесов? Подобная точная расшифровка сюжета здесь невозможна, да она, собственно, и не нужна. Слушатель воспринимает думы и настроения, переданные великим Бетховеном, в их обобщённом выражении, но притом достаточно конкретно, ибо эта музыка, обращённая к глубинам человеческого сердца, неизменно будит в нас ответные переживания.

Отказываясь от вульгарного, упрощённого объяснения программной музыки, мы тем не менее считаем, что её содержание познаваемо. Вся совокупность музыкально-выразительных средств, сочетание мелодии, гармонии, ритма, оркестровых красок создают у слушателей определённые образные представления. В каждом содержательном произведении мы улавливаем некий музыкальный образ или сумму образов. Композитор концентрирует в своей музыке то или иное жизненное содержание - будь то победное ликование или тяжкая народная скорбь, пламенные порывы любви или пафос коллективного труда. Если эти явления реальной жизни воплощены в музыке правдиво и талантливо, с помощью ярких и общезначимых выразительных средств, то и слушатель непременно воспримет их эмоционально-идейный смысл.

Послушайте небольшой фрагмент из Симфонии № 3 (III часть) немецкого композитора Иоганнеса Брамса. Эту музыку трудно описывать словами: в ней нет литературной программы, нет изобразительности. Зато с уверенностью можно сказать: как сильно она воздействует на нас своим благородным звучанием, проникновенной мелодией, пробуждая в душе светлые и возвышенные чувства.

Слушая симфонии Моцарта, Бетховена, Чайковского, Бородина, мы нередко узнаем в них отголоски массовой музыки - мелодии и ритмы народных песен, маршей, танцев. Интонации, заимствованные из музыкального быта и отшлифованные рукою композитора-мастера, переплавляются в обобщённые темы-образы. Эти образы вызывают в нашем сознании достаточно конкретные жизненные представления.

Сергей Васильевич Рахманинов не оставил никаких пояснений к своей фортепианной прелюдии до-диез минор. Но набатные аккорды, открывающие эту пьесу, напоминают о суровой скорби. В середине пьесы тяжёлые звучания сменяются подвижной, беспокойной музыкой, выражающей смятение, романтический порыв. И потом снова - тревожные удары огромного колокола. Перед нами будто развёртывается некая драматическая сцена. Можно было бы подставить под эту музыку какой-либо конкретный сюжет. Но нужно ли это? Не лучше ли отдать себя во власть волнующей музыки: пусть она расскажет о силе страстей, о мужественном человеке - мятущемся, борющемся, протестующем, неудержимо стремящемся к счастью.

А вот музыкальный образ совершенно иного характера - Ми-мажорный этюд Шопена. Это образ юношеской мечты, лёгкой грусти, местами прерываемый вспышками драматизма. Тема этюда, которую Шопен считал своей лучшей мелодией, сочетает широкую песенность с чертами живого человеческого говора. Никакой конкретной программы эта музыка не имеет. Но опять-таки, как много говорит она нашему сердцу!

Образы неудержимой энергии, воли, порывы взволнованного человеческого сердца захватывают нас в музыке Двенадцатого этюда Скрябина. Порывистые ритмы, выпуклая мелодия, изобилующая широкими скачками, выразительно скорбная гармония - всё вместе взятое создаёт единый образ огромной трагической мощи.

Ни одно из названных произведений не опирается на литературную программу, не носит узко изобразительного характера. Но идейно-эмоциональный смысл их, реальное образное содержание доходит до сердца слушателя, захватывая и волнуя его.

Не следует, слушая музыку, непременно искать в ней прямую звуковую копию каких-либо реальных жизненных явлений. Неверно также ставить знак равенства между языком музыки и привычным литературным языком. Инструментальная музыка - в противоположность разговорному языку - не способна столь же конкретно выражать точные понятия.

Музыка умеет выразить невыразимое.

Вспомните: мы не раз говорили о музыкальности мира, о том, что эта музыкальность присутствует в явлениях природы, в других видах искусства, в многообразии человеческих настроений и состояний души.

Теперь настало время поставить вопрос о содержательной сущности музыкального искусства в центр нашего обсуждения. Настало время понять, в чём заключается особая роль музыки - искусства, столь не похожего на остальные. Наконец настало время определить её место в нашей жизни: ведь только то, что нам действительно нужно, имеет ценность и достойно изучения.

Давайте попробуем разобраться в себе самих - в сложностях и хитросплетениях нашей натуры, в многообразии её запросов и в том, что в окружающей жизни соответствует этим запросам.

Любой знает, в жизни не всё и не всегда протекает гладко и безоблачно. Даже каждодневные радости, волнения, тревоги порой оставляют в душе глубокий след. Ещё более глубоко воздействуют на нас сильные эмоциональные потрясения: открытия, потери, разочарования и новые надежды.

Все эти впечатления составляют огромный пласт человеческой жизни - невидимый, но порой самый важный и значительный. Это то, с чем человек пребывает постоянно, что лишь в малой своей части может быть открыто окружающему миру - ведь средства самовыражения у человека так ограничены. Как вырваться из самого себя, хотя бы ненадолго преодолеть это вечное одиночество собственных желаний, стремлений, снов, радостей и страданий? Одним из путей преодоления самого себя является творчество. Ведь в нём находят выражения чувства и мысли, пережитые автором, его личный опыт поражений и побед, вся его богатая внутренняя жизнь.

Однако не каждый человек способен выражать себя в художественной деятельности. К счастью, среди многих ценностей, какими обладает искусство, есть и такая, может быть, главная, которая обращена к человеческой душе, которая приобщает её к безграничному миру фантазии, возвышает её, помогает преодолеть замкнутость одиночного существования.

Эту мысль, пришедшую к лётчику, терпящему бедствие в пустыне, едва ли следует понимать только в самом прямом смысле. Мы действительно находимся в вечном плену у источников. Как телу нужна вода, пища и одежда, точно так же человеческая душа ищет свои родники, откуда она черпает силу.

Среди этих животворящих родников, с давних времён, поддерживающих и укрепляющих человека, находится и музыка - музыка с её торжественной приподнятостью и тихой нежностью, с её зажигательными ритмами и убаюкивающими интонациями, музыка, понимающая и утешающая нас.

Ведь бывают минуты, когда нам не нужны слова, когда они даже мешают: вслушаться в себя, глубже понять свои чувства. Не всегда человек может объяснить самого себя. Вот почему мы говорим о том, что только музыка способна выразить невыразимое.

Вот почему её саму так трудно объяснить словами.

Презентация

В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
Брамс. Симфония № 3 in F-dur, Op.90, III ч. Allegretto ( фрагмент );
Бетховен. Симфония № 5 in c-moll, Op.67, II ч. Andante ( фрагмент );
Бетховен. Симфония № 5 in c-moll, Op.67, IV ч. Allegro ( фрагмент );
Рахманинов. Прелюдия in cis-moll, Op.3 № 2;
Скрябин. Этюд № 12 in dis-moll, Patetico;
Чайковский. Сентиментальный вальс;
Шопен. Этюд № 3 in E-dur, Op.10;
Шостакович. Симфония № 5 in d-moll, Op. 47, III ч. Largo (фрагмент);
3. Сопровождающая статья, docx.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Музыкальное содержание проявляет себя по - разному. Оно может рассказать нам о чудесных странах и о вечной прелести природы, оно погружает нас в далекое историческое прошлое и дарит мечту о прекрасном будущем, оно заново создает характеры героев - даже тех, что уже известны нам по произведениям литературы или изобразительного искусства.

Музыка, которую можно объяснить словами

Музыка, которую можно объяснить словами

Программная музыка –

инструментальная музыка, имеющая словесную программу, раскрывающую её содержание.

Программой могут служить:

3) стихи - эпиграф



Сонет: Дрожишь, замерзая, в холодном снегу, И севера ветра волна накатила. От стужи зубами стучишь на бегу, Колотишь ногами, согреться не в силах. Как сладко в уюте, тепле и тиши От злой непогоды укрыться зимою. Камина огонь, полусна миражи. И души замёрзшие полны покоя. На зимнем просторе ликует народ. Упал, поскользнувшись, и катится снова. И радостно слышать, как режется лёд Под острым коньком, что железом окован. А в небе Сирокко с Бореем сошлись, Идёт не на шутку меж ними сраженье. Хоть стужа и вьюга пока не сдались, Дарит нам зима и свои наслажденья.

Дрожишь, замерзая, в холодном снегу, И севера ветра волна накатила. От стужи зубами стучишь на бегу, Колотишь ногами, согреться не в силах.

Как сладко в уюте, тепле и тиши От злой непогоды укрыться зимою. Камина огонь, полусна миражи. И души замёрзшие полны покоя.

На зимнем просторе ликует народ. Упал, поскользнувшись, и катится снова. И радостно слышать, как режется лёд Под острым коньком, что железом окован.

А в небе Сирокко с Бореем сошлись, Идёт не на шутку меж ними сраженье. Хоть стужа и вьюга пока не сдались, Дарит нам зима и свои наслажденья.

Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844 - 1908)

-Многочастное музыкальное произведение для симфонического оркестра, состоящее из

нескольких самостоятельных, контрастирующих частей, объединённых общим замыслом.

Состоит из 4 частей:

1. Море и корабль Синдбада.

2. Рассказ царевича Календера.

3. Царевич и царевна.

4. Праздник в Багдаде.

Сказки Тысячи и Одной Ночи (перс. هزار و يك شب Hazār-o Yak shab , араб. الف ليلة وليلة ‎‎ alf laila wa-laila ) — памятник средневековой арабской литературы, собрание рассказов, объединённое историей о царе Шахрияре и его жене по имени Шахразада (Шахерезада, Шехерезада).

Сказки Тысячи и Одной Ночи (перс. هزار و يك شب Hazār-o Yak shab , араб. الف ليلة وليلة ‎‎ alf laila wa-laila ) — памятник средневековой арабской литературы, собрание рассказов, объединённое историей о царе Шахрияре и его жене по имени Шахразада (Шахерезада, Шехерезада).

Читайте также: