Конспект урока по окружающему миру 2 класс перспектива праздник землевладельцев

Обновлено: 06.07.2024

Давайте, мы с вам и вспомн им правила п оведения во врем я урока.

А сейчас, мы с вами вспомним мате риал прошлого урока. И так, о чем

вы говорили на прошлом ур оке? (Зима в мире растений) У вас на ст олах

лежат тесты, в ы самостоятельн о поработаете. Врем я для решен ия теста 5

1. Как зимой в л есу или в парке лег ко узнать берёзу или ос ину?

4. Там, где растёт можжевельн ик, зимой д ержатся …., они ко рмятся его

5. На дубе зимой сохран яются … По ним ег о легко узна ть.

Молодцы ре бята, вы очень х орошо освоил и прошлый урок.

На доске дан ы буквы и из эт их слов вы долж ны составить одно слово.

- И так, как вы д умаете о чем мы сего дня будем гов орить? О каки х

- Значит, цель наше го урока…? (познак омиться с зимни ми

Просмотр, ви деоролика п ро Рождество Хр истово в стра нах Запада.

Давайте, откро ем учебники на стр анице 24, и п рочитаем.

И так, какое слов о из текста вам не з накомо? (вертеп)

Рождественск ий вертеп - это кук ольный театр, н а Руси е го

показывали на Рождество Христово. В эти дни группа люд ей ходили по

После праздн ичного ужина дети идут кол ядовать. Они ч итают

специальные песенки - колядки и рассы пают в домах р одственник ов и друзей

пшеницу и ячм ень. Считается, что тако й обряд принесет хозяевам жилища

счастье и достат ок. За это они обязатель но благодарят детишек и дают им

- Кто хочет отмет ить на календа ре? Обводим круж очком.

С древних време н на Рождеств о такой звездой у крашали верхушк у

праздничн ой елки, а мал енькие рождественск ие звездочки дарили др уг другу.

В советские го ды восьмиконе чная звезда была зам енена на пятиконечн ую,

поэтому сег одня найти в магазинах Р ождественскую з везду не та к - то легко .

А сейчас, дава йте откроем рабочие тетради ст раницы 1 4 и выполним

второе задание. Чт о нам н адо сделать? Д а, правильно на до раскрасить

- Кто из вас может н азвать о каком п разднике гово рится в

- А кто готов п оказать и отметить этот день на календаре?

- Давайте узнаем и сторию о т ом, с какого времен и в России нач али

праздновать Новый год. Откройте уче бник на стр. 26. Читаем.

- Кто установил празднование Нов ого года в Росс ии в зимнее в ремя?

Праздник Новый Г од нам хорошо з наком, потому чт о его отмеч ают в

На снежинке запишите одн о слово или словосоче тание, что для в ас

- Перед вами к артина Бор иса Михайлов ича Кустодиев а « Ёлочны й

- Что помогло художнику пере дать в картине ожидание п раздника?

- Попробуйте представить себя п окупателями н а этом торге . Какую

- Верите ли вы, чт о с1700 г ода праздную т Новый год? +

- Верите ли, что в каждом д оме стали украшать з елёную к расавицу? +

- Хорошо, дава йте пойдем даль ше открываем ст раницу 27 и чита ем.

- Открываем раб очие тетради, с делаем 2 з адание. Что над о сделать?

Коляда – это ста ринный рождестве нский обряд с пес нями, а также сам а

Основная цель колядования – пожела ния счастья, богатств а и хороше го

- 23 февраля – какой это день? (день з ащитника отечества)

23 февраля н аша страна от мечает Де нь защитника Отечества.

Этот праздн ик возник в 1 918 году, как день рождения К расной Армии. Э то

праздник дедушек и пап, к оторые служ или в армии, всех мальчишек,

которые скоро вы растут, ст анут силь ными и смелыми и будут гот овы

защищать сво ю Родину. Это п раздник выр ажает наше уважение к ге роям

- В странах За пада Рождеств о Христово отмечают…( 25.декабря,

- В России Рож дественский празд ник отмечают…( 07января, 1 января,

- Старый Новы й год отмечают …(19 января, 14 января,1я нваря)

- Что показалось н а уроке важным, и нтересным, чт о удивило,

Понравился ли в ам урок? У вас н а партах лежат ёл очки. Ес ли вам урок

понравился дава йте, закрасим ёл очку в зелёны й цвет, а если не понравился

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

г. Бавлы, Республика Татарстан

Урок окружающего мира

Калимуллина Назия Габдуловна,

учитель начальных классов

Республика Татарстан

Учитель: Калимуллина Назия Габдуловна

Класс: 2 класс

Технологическая карта урока

Планируемые результаты :

Личностные : формировать умение определять общие для всех правила поведения на уроке. Способствовать воспитанию положительной мотивации к учению. - осознавать необходимость проявлять благодарность природе в условиях современной жизни;понимать важность чувства благодарности к природе за её дары людям.

- Метапредметные:

- Регулятивные УУД : содействовать формированию умения принимать и сохранять учебную задачу. Формировать умения высказывать свои предположения на основе изученного материала.

- Коммуникативные УУД : : принимать активное участие в ходе урока, уметь договариваться, принимать общее решение при работе в группе.

- Познавательные УУД : научить различать общее и особенное в этих праздниках, соотносить особенности праздничных обычаев и обрядов с особенностями природы и хозяйственной жизни этих народов; воспитывать в детях чувство благодарности к природе за её дары людям.

Предметные:

- различать особенности, характерные для быта и хозяйственной жизни земледельцев, охотников, скотоводов в обрядах и обычаях осеннего равноденствия;

- называть общее свойство праздников осеннего равноденствия у разных народов, определяя их главный нравственный смысл — благодарность природе

-дополнительные

1.Карточки для работы в паре ;

3.Проектор, ноутбук, экран,

4.Презентация к уроку.

Межпредметные связи

Окружающий мир+ Литературное чтение+ Музыка

Здоровьесберегающие ; личностно – ориентированная ; проблемное обучение; игровые

Методы и

формы работы

Фронтальная беседа, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Фронтальная , индивидуальная, групповая, парная.

I . Орг. момент. Мотивация к учебной деятельности.

- активизация внимания и организация работы класса;

создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности

включения в учебную деятельность; подготовка к восприятию темы.

Здравствуйте ребята! Меня зовут Назия Габдуловна. Сегодня урок окружающего мира буду вести у вас я. Поздороваемся с гостями.

ЛУУД: концентрация внимания учащихся

Способствовать воспитанию положительной мотивации к учению.

планирование учебного сотрудничества с

учителем и сверстниками.

II . Актуализация знаний. Самоопределение к деятельности.

Задачи этапа: а ктивизировать знания, умения и навыки по теме урока.

Какое время года пришла к нам? ( осень)

-А как вы догадались?

Блиц турнир.

-Давайте вспомним признаки осени.

а) - Закончи предложение.

1.Явление природы, при котором водоемы покрываются льдом, это – …(ледостав).

2. Теплая солнечная погода, установившаяся в середине сентября - … (бабье лето.)

3. Легкий мороз – (заморозки)

4. 23 сентября – ( день осеннего равноденствия )

-А главный признак осени? (похолодание)

С похолоданием связаны все остальные признаки осени…….(отлёт птиц, увядание трав,…..)

-А как вы думаете, почему у меня сегодня такое изобилие на столе? (говорим об осени, а осенью собирают урожай)

-Чем богат мой стол? (овощи , фрукты, грибы, хлеб )

- Как назвать одним словом? (Урожай)

- А как вы думаете, почему мы урок начали с этого представления?

(Вот так отмечали на Руси праздники с песнями , танцами)

-А сегодня что за праздник был? (праздник урожая)

-Откуда же берется урожай? Кто нам его дарит? (земля-матушка, природа)

ПУУД : ф ормулируют выводы по результатам наблюдений, группируют объекты.

КУУД: формируют умение слушать и понимать других, участвуют в диалоге.

III . Работа по теме урока. Целеполагание.

Задачи этапа: формирование навыков целеполагания, мотивация учащихся к изучению нового материала

1.Беседа

- Значит, о чём сегодня мы будем говорить на уроке? (О народных праздниках в пору осеннего равноденствия) (Читают тему урока по слайду)

Что такое равноденствие? (день равен ночи)

-А когда по календарю начинается осень? (1 сентября)

Календарь, составленный людьми не всегда совпадает с календарём природы.

-Когда в природе начинается осень?

(В природе осень начинается после наступления осеннего равноденствия.) (СЛАЙД)

- Что происходит после этого дня в природе ?

(После этого день начал постепенно уменьшаться, а ночь – увеличиваться).

Так будет происходить до 21 декабря.

В этот день уже можно будет наблюдать самую длинную ночь и самый короткий день (показываю календарь )

- Равноденствия случаются два раза в году и делятся они на: Осеннее равноденствие (примерно 22 -23сентября); Весеннее равноденствие приходится на 21марта

-В Руси к этому дню уделяли особое значение.

И в этот день устраивали праздники.

Ко дню осеннего равноденствия люди в старину делали вот такие вот куклы.

Кукла “День-Ночь” – это кукла-оберег жилища.

Это две одинаковые куклы, но одна сделана из белой ткани , а другая - из черной или синей .

-Почему они сделаны из контрастных цветов? (из белой ткани -день, а другая - из черной или синей –ночь).

Куклы связаны между собой одной верёвочкой и составляют единую композицию. Люди верили, что кукла оберегает смену дня и ночи.

Возникли народные праздники не случайно.

-А как вы думаете, в честь чего люди в день равноденствия устраивали праздники ? ( К этому времени весь урожай был уже убран .Этим крестьяне благодарили матушку-землю за урожай)

Этот праздник называли Осенины. (Слайд)

И обязательно праздник сопровождался песнями и танцами.

- Соберите пословицу: делу, час, потеха, время (Делу – время, потехе – час ).(Слайд)

-Объясните, почему так говорят?

(Работай, чтобы потом отдохнуть)

- Верно замечено, чтобы достойно встретить праздник, надо хорошо потрудиться.

Жизнь людей в далеком прошлом очень зависела от природы. И люди наделяли природу великой силой, обожествляли ее, пытались расположить к себе, задобрить. Вот таким богатым столом из собранного урожая накрывали столы в честь, устраивали праздники.

(Учитель делает вид, что прислушивается) и говорит

- Что это там у нас на столе происходит? Уж не мышь ли забежала? (Подходит к столу, разглядывает его, достает куклу-зернушку.)

- Нет, не мышь. А очень славная гостья.

Рассмотрите её, как бы вам хотелось её назвать?

Как вы думаете, что внутри этой куклы? (Слайд)

-А вам интересно, как зовут эту куклу? Имя куклы мы узнаем по учебнику.

Уметь определять и формулировать тему и цель на уроке с помощью учителя

умение выражать свои мысли.

IV . Открытие нового знания.

Задача этапа: вовлечение учеников в процесс самостоятельного решения вопросов.

Р абота с учебником. Осознание и осмысление учебной информации .

1.Работа по учебнику.

-Прочитайте первый абзац на с. 62-63учебника и найдите имя нашей гостьи.

(Читают по цепочке по одному предложению. Очередность определяет учитель, передавая куклу)

-Как вы думаете, какое занятие изображено здесь? ( добывание огня)

-Посмотрим слова лучинка, свитец (Слайд)

- Читаем следующий абзац. (Чтение цепочкой)

-О каком ещё обычае крестьян узнали?

У нас тоже есть прекрасная возможность „зажечь новый огонь“ в лампаде и в светце и украсить последний сноп в честь окончания жатвы.

2.Работа в тетради.

Для этого откройте свои рабочие тетради на с. 40 и выполните задание № 1.

Мальчики с помощью цветных карандашей пусть „зажгут“ огонь , а девочки украсят сноп в честь окончания жатвы.

-Какой праздник отмечали крестьяне? (окончание жатвы) Жа́тва — процесс уборки злаковых культур

Какой тяжёлый труд был у людей раньше, всё поле жали руками, помогали и дети.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока окружающий мир во 2 классе в рамках УМК "Перспектива".

Цели: сформировать представление о народном календаре.

Планируемые достижения учащихся:

Предметные результаты:

знать некоторые народные приметы на погоду;

определять, наблюдения за какими именно явлениями природы служат основой для народных примет на погоду;

Метапредметные результаты:

соотносить народные приметы с ощущениями;

проверять народный прогноз на погоду по ближайшему дню-погодоуказателю;

сопоставлять реальные наблюдения и данные народных примет своего края.

Личностные результаты:

понимать важность народного календаря как сокровищницы опыта общения народа с природой и сотрудничества с ней.

Урок окружающего мира, 2 класс

Цели: сформировать представление о народном календаре.

Планируемые достижения учащихся:

Предметные результаты:

знать некоторые народные приметы на погоду;

определять, наблюдения за какими именно явлениями природы служат основой для народных примет на погоду;

Метапредметные результаты:

соотносить народные приметы с ощущениями;

проверять народный прогноз на погоду по ближайшему дню-погодоуказателю;

сопоставлять реальные наблюдения и данные народных примет своего края.

Личностные результаты:

понимать важность народного календаря как сокровищницы опыта общения народа с природой и сотрудничества с ней.

Формируемые УУД:

Познавательные: ориентироваться в учебном материале; извлекать информацию, представленную в разных формах;

Коммуникативные: строить правильное речевое высказывание;

Регулятивные: проявлять инициативность и самостоятельность.

Личностные : положительное отношение к учению, познавательной деятельности посредством вовлечения в творческую деятельность.

1. Организационный момент.

Как огромен мир вокруг –

Чудеса и там, и тут!

Не хотим ни есть, ни спать,

А про всё хотим узнать.

Настроились на работу? К очередному путешествию в окружающий мир готовы?

2. Актуализация знаний.

Есть в квартире молодец,
Математик и мудрец.
Постоянно, круглый год
Точный счет он дням ведет.
(календарь)

Как вы узнаёте из календаря, какой сегодня месяц, число, день?

Что ещё можно узнать из календаря?

Перед вами на выставке представлено множество календарей. Давайте ещё раз поближе их рассмотрим. Как они называются?

Настенный, перекидной, отрывной, лунный календарь., календарь знаменательных дат и событий, православный календарь и др.

Какой календарь, по-вашему, более удобный? Почему?

Как вы думаете, каким был календарь наших предков? ( Календарь наших предков был похож на современный?)

Испокон века на Руси пользовались особым календарём, народным.

3. Работа над темой урока.

Мой друг, заглянем в старь,

Откроем народный календарь!

А польза несомненна.

Все праздники он знает,

И нам напоминает!

Далее обратимся к форме календаря (месяцеслова). Оказывается, она была круглой. Отсюда в русском языке выражение круглый год.


В таком календаре осень – зима сравнивались с засыпанием и заколдованным сном - смертью, а весна – лето – с возрождением и пробуждением. Это напоминает человеческую жизнь, где весна – это молодость, лето – расцвет, осень – время сбора плодов (хорошо, если они есть, а то можно жизнь прожить, а плодов не собрать), зима – время мудрости и покоя.
Народный календарь родился много веков назад. Он существовал и развивался, в основном, в устной форме: от отца к сыну, от бабушки к внучке.

В календаре многие объекты природы наделялись свойствами живых существ, точно в сказках. Например, солнце-батюшка, земля-мать, месяц-молодец, весна-молодица, зима-белолица, осень-водяница. Также дни имели особые названия: они могли быть мужскими и женскими, молодыми и старыми, мертвыми и веселыми, толстыми и голодными, теплыми и холодными.

Народный календарь отмечал праздничное и будничное время, начало и конец важнейших работ. Все эти знания находили свое выражение в притчах.

Слово “примета” происходит от слова “примечать”, т.е. наблюдать. В результате наблюдений за тем, что происходит вокруг человека, у него накапливается жизненный опыт. Эти знания передавались из поколения в поколение, бережно хранились, и им народ доверял, как священной книге.
Множество примет дошло до нас из глубины веков. В приметах сохранилось очень много того, что было в старых народных праздниках и обычаях, они помогают предвидеть погоду, вырастить урожай.

Соотнесение народных примет на погоду с наблюдениями за живой и неживой природой

Вокруг вас в классе размещены осенние приметы. Я прошу выбрать только те из них, которые касаются месяца октября.

В октябре с солнцем распрощайся, ближе к печке подбирайся.

Холоден октябрь-батюшка, а ноябрь и его перехолодил.

К октябрю берёзы оголяются.

В октябре - семь погод на дворе.

Октябрь и плачет, и смеется.

Октябрь завершает сборы к зиме.

Октябрь - месяц полных кладовых (норы, дупла, гнезда).

Плачет октябрь холодными слезами.
После октября летом не пахнет.
Сентябрь пахнет яблоком, октябрь - капустой.

* Гром в сентябре - тёплая и долгая осень.
* Появились опята – лето отошло.
* Низко улетают перелётные птицы – короткая осень.
* Чем суше и теплее сентябрь, тем позднее наступит зима.
* Появление поздней осенью комаров – признак тёплой зимы.

Прочитайте выбранные вами приметы. Давайте попытаемся оценить, соответствует ли наш октябрь описанию предков. (обсуждение, сопоставление с погодой за окном).

Народные праздники

Кроме погодных сюрпризов, в народном календаре расписаны все народные праздники с их традициями и обычаями. Подробнее обо всех этих днях поможет узнать православный календарь. Я же хочу показать вам только одну октябрьскую неделю.

А какое сегодня число? 18 октября.

Может быть, заглянем и узнаем, чем знаменателен сегодняшний день?

18 октября – Харитинин день.

В этот день отмечается память святой мученицы Харитины. Однажды молодую христианку оклеветали, и ей пришлось предстать перед судом. Несмотря на все пытки и унижения, Харитина держалась стойко и умерла не издав ни звука.

На Руси к этому времени полевые и огородные работы в деревнях заканчивались, и крестьяне приступали к делам домашним. На Харитину женщины садились за ткацкие станки и начинали ткать холсты.

Что касается мужчин, то они на Харитину приступали к изготовлению валенок.

Девушки же собирались на вечерки, где также занимались рукоделием — пряли, вышивали, вязали. Такая работа по обыкновению сопровождалась пением.

Наши девочки хоть пока и не ткачихи, а петь горазды. И они приготовили для вас частушки.

Частушки

С этим днём также связаны свои приметы. Попробуем проверить их точность?

Если вороны и галки вились в воздухе, а облака шли против ветра, это предвещало снег, а безветренная погода сулила похолодание.

Именины

А ещё народный календарь интересен тем, что в нём мы можем узнать о своих именинах или Дне ангела.

Перед вами листочки с небольшой информацией об этих словах. Прочитайте её, пожалуйста, а потом мы побеседуем.

День Ангела, или именины — это день, посвященный какому-либо святому, и праздновать его обязан человек, названный именем этого святого при крещении. Именины у христиан считаются гораздо более значимым праздником, чем день рождения человека. Человек, тем самым, приобретает Ангела-хранителя в лице святого, чьё имя он носит. А значит, обязан один раз в году чтить его и праздновать именины.

Беседа по вопросам:

Что такое именины?

Кто обязан праздновать именины?

Что считалось важнее: день рождения или именины?

Что приобретает человек после крещения?

На Руси принято было именины отмечать особо — эта традиция известна еще с XVII века. В семье выпекали по специальному рецепту именинные пироги, караваи и калачи. Праздничная выпечка раздавались в качестве угощения родственникам, друзьям и близким. В этом был особый смысл! Даже начинка пирогов подбиралась не случайная, а обозначающая черты характера самого именинника и его родственников.

Каравай именинник должен был испечь сам. Каравай должен быть большим. Тесто для него замешивают сдобное пресное. Начинкой для именинного каравая могут стать мясо, ягоды, грибы, а лучше всего - рыба.

А ведь я не зря завела разговор об именинах! Наверное, вам не терпится узнать, кто же именинники сегодняшнего дня?

Именины в этот день отмечают Алексей, Гавриил, Григорий, Денис, Евдоким, Кузьма, Пётр, Матвей.
Очень хочется поздравить сегодня с именинами нашего Матвея.

Иди, Матвей, к нам, а мы тем временем посмотрим, что же народный календарь говорит о тебе.

Вручение подарка Матвею.

Кстати, каравай в старину было принято не резать, а ломать над головой именинника. Считалось, что чем больше крошек и начинки упадет ему на голову – тем удачнее будет следующий год. Сейчас проверим, каким удачным будет год для нашего Матвея.

И, конечно, водили именинный хоровод.

Рефлексия

Вот так необычно, весело и самобытно жили в старину на Руси наши предки. Вам понравилось?

Мне бы очень хотелось выслушать каждого из вас, но это сегодня не получится. Но я всё же предлагаю вам выразить свои ощущения и впечатления.

Перед вами в нижней части экрана размещены знакомые вам значки: дождик, пасмурно и солнечно.

Если на уроке вам было интересно, комфортно, вы узнали новое и полезное для себя, прикрепите на осеннюю картину (прямо на экране) солнышко.

Если на уроке было интересно, весело, но ничего нового вы не узнали, прикрепите солнышко с тучкой.

Если урок был для вас скучен, не интересен и бесполезен, пусть на картину прольётся дождик.

Спасибо за работу.

А сюрпризы ещё не кончились! Мы с Матвеем приготовили для вас угощение пирог. И сейчас наш именинник угостит им каждого из вас.

толерантность , способн ость к самостоят ельному у своению новых з наний и у мений.

 Дать представлен ия о правилах и за кономерностя х окру жающего мира ;

 Развивать осн овы логическог о мышления и пространстве нного воо бражения,

использование п олученного зн ания проду ктивной и прео бразующей

 Развивать у мения сотру дничать с това рищами при решен ии у чебных п роблем;

 Учить учиться пла нировать с обственную учебную деятель ность.

Дети входят в клас с под зву ки колокольного зво на; встают у своих мест ; приветствие ;

Учитель: когда в ы заход или в класс, что вы слышали? (К олокольный звон) Как по -

другому называю т? (благ овест) Ребята, а когда звонят в к олокола, где вы могли

слышать колок ольный звон? (в праздники, в храмах, церкв ях)

Какой недавн о был самый боль шой, великий весе нний ста ринный праз дник? (Пасха -

Ребята, а что в ы знаете об этом празднике ? (рассказы дете й)

Давайте вспомн им, что пр оисходило в этот день (х одили в ц ерковь . )

Учи тель: А сейч ас я прошу вас вниматель но прослу шать стихи, подготовл енные

О каких фенол огических приз наках весн ы вы услышал и в стихах ?

(снят покров сн егов, зеленее ближни й лес, прос ыпается земл я, одеваются поля)

Почему так происх одит в прир оде? (температу ра воздуха п овышается, п отепление)

3. Дорогие ребят а! 20 апреля м ы отметили де нь Светлого Христ ова Воскре сения. Пасха

считается глав ным весенним христианским праз дником. В старину на Пасху люди

устраивали нар одные гу лянья, игры, вод или хороводы. И вот сейчас я п редлагаю

сыграть в игру , а называется она "Прятки", н о это необ ычные прятки. Раньше на П асху

играли в эту игру. Кто - нибу дь из взрослых вых одил в сад с у тра с подарками и прятал

их. Просну вшись, дети бежали искать. Я спрятала п одарки со зна чением, кто из ва с

Сейчас прочит айте на бумажках пу нкты пла на нашего урока.

Наша задача п остроить ход у рока, и не забыва йте тру дные моменты черед овать с

Какой труд бу дет достаточно сл ожным? (этно календарь, ра бота с у чебником)

Читайте также: