Конспект урока по музыке моцарт 2 класс

Обновлено: 02.07.2024

Вундеркинд – ребенок, по уровню своего развития (интеллектуального, художественного, физического и др.) превосходящий своих сверстников.

Соната – (итал. sonare - звучать) – многочастное инструментальное произведение.

Опера – род музыкально-драматического произведения, основанный на синтезе музыки, слова и сценического действия.

Реприза (знак) – в музыке, повтор материала, а также знак для такого повтора.

Менуэт – старинный народный французский грациозный танец, названный так вследствие своих мелких шажков на низких полупальцах.

Попурри (фр. pot-pourri - мешанина) – музыкальная инструментальная пьеса, составленная из популярных мотивов других сочинений.

Реквием – начиная с эпохи барокко, композиторский реквием – высокий жанр концертной духовной музыки, род траурного произведения.

Клавир – это общее название клавишных инструментов, таких как фортепьяно, клавесин.

Ключевые слова

Моцарт, ансамбль, опера, рондо

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Основное содержание урока

Знаменитый австрийский композитор Вольфганг Амадей Моцарт родился в 1756 году в городе Зальцбурге. До сих пор там сохранился дом, где жила семья Моцартов.

Первые уроки музыки маленький Амадей получил от отца – скрипача, дирижера и композитора Леопольда Моцарта. Вольфганг Амадей и его старшая сестра Наннерль часто играли различные произведения в ансамбле с отцом.

В детстве современники называли Моцарта вундеркиндом – уникальным ребенком, который обладал абсолютным музыкальным слухом и феноменальной памятью.

Первые сочинения Моцарт написал в пять лет, а с шести с успехом гастролировал в разных странах мира и играл даже для королей и принцесс.

Первое сочинение В.А. Моцарт – это Менуэт до мажор. Он написан в 1761 году. С этим старинным французским танцем ты уже знаком (вспомни менуэт И.С. Баха)

Ты послушал менуэт до мажор Моцарта. Его можно охарактеризовать словами изящный, радостный.

Ты обратил внимание, что первая строчка, а затем и вторая повторяются по два раза. Это происходит потому что в конце строчки стоит знак репризы – музыкального повторения. Посмотри на него внимательно и постарайся запомнить.

Моцарт писал сочинения для разных инструментов, в том числе много сочинений для клавира – это общее название клавишных инструментов, таких как фортепьяно, клавесин.

Послушай это произведение Моцарта.

В.А. Моцарт также написал больше 20ти опер – произведений, которые исполняются в театре с участием певцов-актеров и оркестра.

Моцарт написал так много музыки, а его сочинения настолько популярны во всем мире, что нередко на концертах они исполняются в форме попурри. То есть в одну пьесу собираются фрагменты разных его сочинений. Таким образом за пять минут можно послушать несколько разных произведений. Послушай попурри из сочинений Моцарта.

Разбор типового тренировочного задания

В каком возрасте В.А. Моцарт начал сочинять музыку?

Разбор типового контрольного задания

Подставь нужное слово в пропуски

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: Знакомство учащихся с творчеством В.А. Моцарта.

Образовательные: сформировать представления детей о жизни и творчестве В.А.Моцарта.

Развивающие: развивать вокально-хоровых навыков, творческих способностей, умения выражать собственные мысли и впечатления, полученные в ходе анализа музыкальных и художественных произведений. развитие ассоциативного образного мышления и художественного воображения детей,

Воспитательные: приобщение к ценностям мировой музыкальной культуры.

Задачи этапа урока

Деятельность учителя

Задания для учащихся

Деятельность

Мотивировать, заинтересовать учащихся предстоящей работой на уроке.

Создать комфортную, эмоциональную обстановку на уроке.

Организация класса на работу

Пение с движением "Утром рано"  (приветствие)

Утром рано мы проснулись (потягиваются)

Солнышко! Солнышко ! (фонарики вверху)

Выпиваю чаю я (одна ладошка - блюдце, другая - чашка, подносим ко рту, как - будто пьём)

До донышка, донышка (стучим кулачком по ладошке)

Ем на завтрак бутерброд (кладём одну ладошку на другую)

С маслицем, с маслицем (гладим одну ладошку другой)

Ну-ка вместе, ну-ка дружно:

Здравствуйте!

- Здравствуйте!

-Добрый день, ребята! Садитесь, сегодня на уроке нас ждет много нового и интересного, все готовы?

Проверяют свою готовность к уроку, настраиваются на урок.

Слушают учителя. Отвечают на вопросы учителя.

Создать условия для яркого, эмоционального восприятия нового материала; сообщить новые сведения, чтобы содействовать сознательному восприятию материала урока.

Изучение нового материала

-Ребята, я подумала, что остальные два слова допишу позже с вашей помощью. А пока пусть звучит музыка!

-В чьем исполнении прозвучала музыка? ( В исполнение оркестра)

А какие инструменты главные, солирующие? ( Струнные)

- Да, это произведение для струнных инструментов. Это произведение написано в музыкальной форме рондо, кто-нибудь знает, как оно переводится? ( Круг)

-Ребята, если произведение написано в такой форме, то главная часть этого произведения повторяется несколько раз без изменений, а между главной частью звучат эпизоды, они никогда не повторяются, всегда звучат по-разному.

- А какие чувства вызвала у вас только что прослушанная музыка? Что вы можете о ней сказать? ( Радостная, легкая, воздушная, веселая, светлая)

- Хорошо. А танцевать можно под эту музыку? (да)

- А как вы думаете, мы попали на концерт современной танцевальной музыки? ( Нет, это музыка старинная)

В Вене, столице Австрии, в 18 веке было принято устраивать небольшие ночные концерты под окнами того человека, которому хотели оказать внимание. Смысл музыки, исполнявшейся в честь, был вовсе не лирическим, как в любовной серенаде, а скорее забавным и даже озорным. Поэтому в таком ночном концерте участвовало несколько человек - ведь вы мне сказали, что музыка по звучанию была радостной, а радость всегда объединяет людей! У меня есть небольшая картинка, на ней можно увидеть музыкантов, исполняющих под окнами – ночную музыку.

- А кто может назвать имя композитора? С его музыкой вы встречались на уроках. Отмечали, что музыка этого композитора : легка, воздушна, дарит людям радость, приносит успокоение (А. Моцарт)

– Это, действительно, музыка Моцарта. Вы поняли, что попали на концерт, на котором звучит музыка Моцарта! (Пишу на афише – Моцарт)

– Правильно. Ведь веселым человек может быть в какой – то определенной момент жизни. Всю жизнь веселым прожить нельзя, а чувство радости может жить в человеке всегда.

-Подумайте, революционер 20 века называет композитора 18 века – будущим!

- Давайте попробуем найти третье слово для нашей афиши. Музыка, которая приносила людям радость, счастье, успокоение и в 18, и в 19, и в 20 веках, и я уверена будет звучать и в 21 веке.

- Как мы назовем музыку, которая жила и продолжает жить?

- Мы всегда узнаем музыку Моцарта по ее какой-то особенной чистоте, ясности, прозрачности. Обычно говорят, что в его произведениях преобладает солнечность. Это верно. Но музыка Моцарта может вызвать не только радостную улыбку, но и горькую, печальную слезу.

Произведение, которое мы сейчас услышим необычное, как необычна и история его создания…

Мы сегодня услышали одну часть из этого произведения.

Не закончив эту часть – Моцарт умер. Было ему всего 35 лет. Ранняя смерть композитора до сих пор остается загадкой.

Вывод: Трудно говорить после такой музыки, да, наверное, и не нужно. А это, ребята, не просто три слова на афише, это строка из стихотворения советского поэта Виктора Бокова, начинается оно со слова – Счастье!

Звучит нестареющий Моцарт

Музыкой я несказанно обласкан

Сердце в порыве высоких эмоций.

Каждому хочется добра и согласья

А часы идут, идут

В доме кто умеет так?

Это маятник в часах,

Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.)

А в часах сидит кукушка,

У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)

Прокукует птичка время,

Снова спрячется за дверью, (Приседания.)

Стрелки движутся по кругу.

Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)

Повернёмся мы с тобой

Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)

А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)

Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)

А бывает, что спешат,

Словно убежать хотят! (Бег на месте.)

Если их не заведут,

То они совсем встают. (Дети останавливаются.)

-Мы хорошо поработали, теперь можно немного отдохнуть, встаньте, пожалуйста, из-за парт.

- Сейчас мы с вами прослушаем песню и ответим на вопросы:

· Знакома ли вам песня, которая сейчас прозвучит?

· Как бы вы назвали песню?

- Знакома ли песня, которая сейчас прозвучала?

- Как бы вы назвали эту песню? Вы были очень близки к ответу.

-В каком темпе написала эта песня? (подвижно танцевальный темп)

- О чем рассказывает песня?

-Сейчас мы с вами разучим эту песню. Для того чтобы ваши голоса звучали красиво, свободно я вам напомню основные правила пения: сидеть нужно прямо, не облокачиваться на парту, не поддерживать голову руками, нельзя держать жевательную резинку во рту, ноги должны стоять устойчиво.

-Я проговариваю две строчки, а вы повторяете.

-Попробуем спеть первый куплет и припев. Молодцы.

-Споем второй куплет и припев. У вас очень хорошо получается.

-Теперь соединяем все слова, поем всю песню целиком.

-Первый куплет поют девочки, припев поем все вместе, второй куплет будут петь мальчики.

-Несмотря на то, что песня для многих была новая, вы постарались спеть чисто, многие из вас обратили внимание на мой дирижёрский жест и вовремя вступили, а самое главное вы постарались петь выразительно, мелодично, мягко, по-доброму.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКА


Предмет: Музыка,2 класс

Урок № 28

Тип урока: вводный

1. Познакомиться с жизнью В.А. Моцарта

2. Познакомиться с музыкальным наследием В.А. Моцарта

1. воспитание музыкально – эстетического вкуса и потребности в общении с музыкальными и литературными шедеврами; воспитание доброты, взаимопомощи, отзывчивости, чуткого отношения друг к другу;

2. формирование у учащихся представления о В.А.Моцарте не только как о композиторе и музыканте, но и как о человеке; углубление восприятия знакомых музыкальных терминов и понятий;

3. развитие ассоциативно – образного мышления, чувств и эмоций, познавательного интереса.

Организационный момент. Приветствие.

Актуализация знаний. Моделирование проблемной ситуации.

В солнечный ноябрьский день 1763 года в Версальском дворце - резиденции французских королей - царило необычайное оживление. Повсюду только и слышались разговоры о чудо - детях, недавно приехавших из маленького австрийского городка Зальцбурга и уже успевших покорить парижан. Сегодня дети должны предстать перед королевской фамилией. И вот в дворцовую гостиную вошли в сопровождении отца тоненькая девочка двенадцати лет и хрупкий мальчик, из-за маленького роста казавшийся ещё младше своих лет. Одетые согласно дворцовому этикету - девочка в длинном парадном платье, а малыш в атласном камзоле с крохотной шпагой на боку, в напудренных париках, - брат и сестра вызывали умилительный восторг присутствующих. Но настоящие чудеса были впереди. Дети сели за клавесин и исполнили в четыре руки несколько труднейших пьес. Затем мальчик с большим чувством и безукоризненной чистотой играл на скрипке - сестра ему аккомпанировала, потом он увлеченно импровизировал за клавесином на заданную тему, блестяще играл "с листа" (без подготовки) новые пьесы. Со всех сторон сыпались все новые и новые задания: исполнить трудную пьесу только одним пальцем, играть на закрытой платком клавиатуре, определить точную высоту звуков, издаваемых звоном хрустальных бокалов. И со всеми заданиями мальчик справлялся легко, непринужденно и с удовольствием.

Имя этого "маленького чародея" было Вольфганг Моцарт.

- Ребята, исходя из всего мной вышесказанного, как вы думаете, какова будет цель нашего сегодняшнего урока (познакомиться с жизнью композитора и его музыкой)?

Изучение нового материала. Организация слушательской деятельности.

Сегодня нас ждет удивительная встреча с австрийским композитором Вольфгангом Амадеем Моцартом. И я открываю для вас музыкальный занавес.

А тему нашего урока вы видите на экране.

Заметив яркое музыкальное дарование трёхлетнего ребёнка, Леопольд Моцарт отнесся к таланту сына очень бережно. Он боялся за хрупкий организм мальчика и всячески откладывал начало серьёзных занятий. Но Вольфганг часами не отходил от клавесина. К шести годам Вольфганг уже прекрасно играл на клавесине и сочинял небольшие пьесы. Леопольд Моцарт решил, что пришло время познакомить Европу со своими необычайно одарёнными детьми.

Несколько лет проходят в непрерывных концертных поездках. Особый успех выпадает на долю Вольфганга. Мальчику порой приходится играть несколько часов подряд. Такой напряженный труд и бесконечные переезды с места на место плохо сказываются на здоровье ребёнка. Отец старается всячески развивать изумительный талант сына. В Париже издаются первые сочинения восьмилетнего автора, а двенадцатилетний Моцарт пишет свою первую оперу. Леопольд Моцарт заботится о и том, чтобы мальчик получил разностороннее обще образование: занимается с ним иностранными языками, историей, географией, арифметикой. В Париже и Лондоне отец водит детей в оперные театры и на симфонические концерты, и яркие музыкальные впечатления очень обогащают юного композитора.

В возрасте 14 лет Моцарт - уже автор нескольких десятков сочинений, многие из которых изданы и широко известны в разных странах. Кончилось детство, Вольфганг стоял на пороге юности. Он перестал быть чудо - ребенком, теперь его ждала трудная, полная невзгод жизнь придворного музыканта.

Одно из наиболее популярных произведений композитора Вольфганга Амадея Моцарта – это Симфония под номером 40. Произведение завершено 31 июля 1788 года, три недели спустя после симфонии № 39. В 1791, незадолго до своей смерти, композитор создал её вторую редакцию, добавив в музыку кларнет.

- Ребята, сейчас мы с вами познакомимся с 1 частью этой симфонии, а ваша задача – определить, в исполнении какого оркестра прозвучит эта симфония?

Слушание 1 часть симфонии 40

- А какие инструменты входят в симфонический оркестр? ( симфонический оркестр включает 3 группы инструментов: духовые деревянные - флейты, гобои, кларнеты, фаготы и медные - валторны, трубы, тромбоны, тубы , ударные – большой и малый барабаны, треугольник, литавры, тарелки, струнные смычковые - скрипки, альты, виолончели, контрабасы ).

- А вы помните кто руководит симфоническим оркестром? (дирижер)

- А для чего необходим дирижер? (дирижер с помощью рук передает настроение, характер, громкость темп произведения).

Т. к. в симфоническом оркестре большое количество музыкантов (до 100 человек), то композитор для каждого инструмента пишет свою ПАРТИЮ. Поэтому ноты для симфонического оркестра называются ПАРТИТУРОЙ.

После прослушивания я прошу вас ответить на следующие вопросы:

- на каком инструменте исполнялось данное произведение?

- какие чувства эта музыка у вас вызывает (радость, веселье, восторг, легкость) и почему (музыка легкая, подвижная, стремительная) ?

К сожалению, в возрасте 34 лет Моцарт умирает. Он создал много замечательных сочинений: опер, симфоний, концертов, сонат, песен. Его лучезарная, полная сердечной теплоты, по - весеннему прекрасная музыка до сих пор приносит радость людям.

После такого насыщенного музыкального путешествия я предлагаю вам немного передохнуть. Физ. минутка.

Организация вокально-хоровой работы.

- Итак, ребята, пришло время подвести итог нашего урока. С жизнью и творчеством какого композитора мы сегодня познакомились?

- С какими музыкальными произведениями мы сегодня познакомились на уроке?

- Какие новые термины вы сегодня узнали на уроке?

В таком случае, я полагаю, что мы достигли цели сегодняшнего урока. Мне остается только пожелать вам хорошего дня и до новых встреч на уроках музыки!

Нажмите, чтобы узнать подробности

На данном уроке представлены разнообразные виды деятельности, урок составлен в соответствии с ФГОС. На уроке можно познакомиться с биографией Моцарта, прослушают увертерю к симфонии 40, разгадают кроссворд, разучат песню о дружбе.

Учитель: Шапошникова М. М.

Методист: Маркеева М. И.

Тема: Звучит нестареющий Моцарт. Симфония 40 (Увертюра).

Цель: познакомить учащихся с биографией В. А. Моцарта; развитие музыкального слуха учащихся.

Личностные результаты: формируем умение проявлять интерес к новому; формируем умение выражать свое отношение к произведениям искусства;

Регулятивные УУД: формируем умение осуществлять личностную и познавательную рефлексию; формируем умение ставить цель урока;

Познавательные УУД: формируем умение находить и выделять необходимую информацию; формируем умение на основе анализа делать вывод;

Коммуникативные УУД: формируем умение слушать и понимать речь других; формируем умение отвечать на вопрос учителя; формируем умение правильно формулировать свою речь.

Основные понятия: симфония, увертюра.

Меж предметные связи: ИЗО

Ресурсы: мультимедийный проектор, колонки.

Здравствуйте, сегодня урок у вас проведу я. Меня зовут Ольга Ивановна. Садитесь. С каким настроением вы пришли на урок? Какое по цвету ваше настроение?

Представьте, что вы пришли на концерт- беседу в филармонию, где вы будете не только слушать, но и узнаете много нового и интересного, а также примете участье в беседе. Для начала нужно вспомнить правила поведения в филармонии. Как вы будете себя вести? Что делать можно? Чего делать нельзя?

Приветствуют учителя, садятся на свои места

Повторяют правила повидения

Формулирование темы, постановка цели

Чтобы узнать тему концерта и тему урока вы должны разгадать кроссворд. (Слайд 1)

Струны гитары, терпенье, талант

Всё это вместе равно…

Он красив и голосист

У красок он бывает

У глаз и у волос

Он все вокруг меняет

И в шутку и в серьез

Под эту музыку проводят парад

Чтобы в ногу шагал генерал и солдат

В нем 4музыканта

Виртуоза и таланта

Пропоют любой мотив

Как зовется коллектив?

На листочке на страничке

То ли точки, то ли птички

Все сидят на месте

И щебечут песни.

Прочитайте, какое слово получилось в желтом столбике? Кем был Моцарт? На беседу концерт к какому композитору мы сегодня отправимся?

Изучение нового материала

Мы познакомимся с биографией Вольфганга Амадея Моцарта. Но мне бы хотелось, чтобы вы не просто слушали мой рассказ и музыку, а активно работали на уроке, запоминали и творили. В этом нам поможет цвет. Как нам может помочь цвет? После того как мы познакомимся с биографией В. А. Моцарта, прослушаем увертюру к симфонии 40, нам необходимо будет показать в цвете какое у вас настроение от музыки.

Моцарт родился в австралийском городе Зальцбурге. В этом году исполнилось бы 200 лет со дня его рождения, музыка его до сих пор живет. Вы знакомы с музыкальными произведениями Моцарта?

Музыку Моцарта сравнивают с яркими солнечными лучами. Как вы думаете почему? Она полна жизнелюбия и света.

Музыкальные способности Вольфганга появились рано, в 4года он научился играть на разных музыкальных инструментах, в 5лет уже сочинял, а в 6лет, давал собственные концерты. Первым учителем Моцарта был его отец. (Слайд3)

К 8 годам Моцарт виртуозно научился играть на клавесине. Знаете ли вы что такое клавесин? (Слайд 4) Клавесин- музыкальный инструмент со щипковым способом звук извлечения. Запишите определение в тетрадь. Отец возит Моцарта в гастрольную поездку по городам Европы: Вена, Париж, Лондон.

Его концерты проходят с успехом.

Но в дальнейшем несмотря на раннее признание таланта, его жизнь, полна невзгод. Но он не унывал. Музыка помогает преодолеть ему все трудности. Он создал около 50 симфоний, сонаты, вариации, концерты для разных инструментов, 19 опер.

Увертюра- инструментальное вступление к опере, балету. Запишите определение в тетрадь.

Читайте также: