Спряжение глаголов 4 класс конспект урока планета знаний

Обновлено: 04.07.2024

Конспект урока русского языка в 4 классе "Спряжение глаголов" с подробным самоанализом.

Тип урока: Постановка и решение учебной задачи.

Цели урока:

Образовательная:

- Знакомство со спряжением глаголов.

- Развитие орфографической зоркости.

- Расширение словарного запаса детей.

Развивающая:

- Развитие умений сравнивать, наблюдать, делать выводы, оценивать работу.

- Развитие психических качеств учащихся: интеллекта, мышления, памяти, внимания, развитие познавательных умений.

Воспитательная:

- Воспитание навыков культурного общения, аккуратности, толерантности.

- Осуществление профилактики утомления через выбор разнообразных форм работы, эмоциональное удовлетворение детей своими ЗУН.

Задачи:

1. Обнаружить изменение окончаний глаголов по лицам и числам.

2. Познакомить с понятием спряжение.

3. Выявить особенности глаголов каждого спряжения.

4. Ввести в отличительные признаки при определении спряжений глаголов.

5. Зафиксировать результат своей работы.

6. Выполнить тренировочные упражнения по этой теме.

Этапы урока:

1. Приветствие. (Организационный момент - положительный настрой, рефлексия своего настроения).

2. Создание ситуации успеха (демонстрация детьми ранее полученных знаний).

3. Постановка проблемы перед учащимися.

4. Учебная деятельность. Открытие нового.

5. Учебно- практическая деятельность.

6. Итоговая рефлексия.

7. Домашнее задание.

Ход урока

1. Приветствие.

Долгожданный дан звонок.

- За окном прекрасная погода. В нашем классе тепло и уютно. У всех я вижу прекрасное настроение. Я надеюсь, что оно сохранится до конца урока. А мы начинаем урок русского языка.

- Откройте тетради. Запишите число, вид работы.

- Догадайтесь, о какой части речи едёт речь:

Что без меня предметы?

Все в действие придёт.

Люди строят здания.

И хлеб в полях растёт.

- Кто догадался, о какой части речи идёт речь? (о глаголе)

- Может вы уже догадались, о какой части речи мы поведём разговор на уроке?

- Что вы знаете о глаголе? Какая часть речи так называется? Что обозначает?

Петь, директор, читать, двадцать, говорить, беседа, закончить, фойе, шептать, ураган, решить, серебряный.

- Почему некоторые буквы пропущены?

- Вставьте буквы и докажите написание этих букв.

- Назовите отрицание, использую эти глаголы. Какое служебное слово нам поможет?

- Как напишите частицу не с этими глаголами.

Дополнительно: - Раскройте скобки:

(Не) клади волку пальца в рот.

(Не) спросив броду, (не) суйся в воду.

(Не) слушал начала, так жди конца.

- Раз вы так быстро справились с этим заданием, то вы без труда сможете отгадать слова – исключения, которые здесь зашифрованы: наденетьви , вотьнели (ненавидеть, неволить).

- Запишите их в тетрадь.

3. Постановка проблемы.

- Прочитайте получившиеся глаголы. У нас несколько слов глаголов, а написание окончаний разные. Может это и есть особенность глаголов. Давайте понаблюдаем за глаголами и попробуем найти отличия или закономерности в написании. Это и есть задача нашего урока.

4. Учебная деятельность. Открытие нового знания.

- Попробуйте разделить эти глаголы на две группы:

- По какому признаку вы их разделили?

(Впервой группе глаголы имеют окончание – ешь, во второй - -ишь).

- Что общего в первой группе слов? Во второй?

- Вывод: Глаголы в зависимости от окончаний можно разделить на две группы. Глаголы, имеющие окончание – ешь относятся к 1 спряжению, имеющие – ишь – ко второму спряжению.

5. Учебно- практическая деятельность. (Направлена на закрепление нового знания.)

А) Грамматическая сказка.

О спряжении глаголов.

(смотри в сборнике)

Б)- (Работа в паре.) Сравнение окончаний глаголов.

- Что общего между глаголами каждого столбика?

- Подпишите спряжение каждого глагола.

7. Итоговая рефлексия.

(на листочках) Ответьте на вопрос.

- На сколько групп можно разделить глаголы? (Две).

- Какое окончание имеют глаголы 1 спряжения? (- ешь).

- Какое окончании имеют окончания 2 спряжения? ( - ишь)

- Как называется изменение окончаний? ( спряжением)

- Разделите предложенные слова на две группы: летаешь, сторожишь, висишь,упадёшь, молчишь, живёшь.

(Озвучить количество справившихся.)

- Выберите лишнее слово: говоришь, поешь, решишь, упадёшь, летают.

- Это и есть задача нашего следующего урока: узнать к какому спряжению относятся слова с такими окончаниями.

8. Домашнее задание.

Упр. 129, правило стр 87.

9. Итог урока.

Я сегодня узнал…

Я сегодня научился…

Особо интересным было…

Я открыл для себя ….

Меня очень удивило…

Больше всего мне понравилось…

10. Оценивание.

- Кто на уроке был самым активным? Встаньте те, кто считает, что он работал вот так:

Тема урока: Спряжение глаголов. Глаголы 1 и 2 спряжения.

Цель урока : Знакомство с новой категорией глагола – спряжением.

1. Содействовать овладению учащимися системой знаний о новой категории глагола – спряжении.

2. Содействовать овладению учащимися практическими умениями и навыками в распознавании первого и второго спряжения глаголов настоящего и будущего времени.

1. Содействовать формированию общеучебных и предметных компетенций.

2. Способствовать развитию коммуникативной культуры, осуществлению самоконтроля и самооценки.

1. Продолжить воспитание положительного отношения к процессу овладения новыми знаниями, интереса к предмету.

Оборудование: план урока, интерактивное оборудование, презентация, карточки, учебные принадлежности, радуга – рефлексия.

Структура и содержательный аспект урока способствовали формированию у учащихся следующих УУД:

- положительное отношение и интерес к предмету;

-понимание важности изучения русского языка;

-способность оценивать трудность предлагаемого задания;

-чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в паре и группе.

- умение корректно и аргументированно строить высказывания.

- умение понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы;

- умение выделять существенную информацию из источников знаний.

- умение использовать знаково-символические средства для решения языковых задач;

-умение анализировать и классифицировать языковой материал;

-умение определять грамматические признаки глаголов.

-сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре, группе;

-строить монологические и диалогические высказывания;

-обосновывать свою позицию, аргументировать выбор действий.

-распределять обязанности при работе в группе, паре;

-учитывать мнение партнера, аргументировано анализировать допущенные ошибки, обосновывать свое решение.

I. Самоопределение к деятельности.

Цель: Включение учащихся в деятельность на личностно значимом уровне.

Представьте, что солнышко посылает на вас свои теплые лучики. Подарите их друг другу и пожелайте мысленно любви и добра.

- Посылают лучики друг другу.

II. Минутка чистописания

Цель: Коррекция написания буквы Ю,ю.

-Начнем урок с минутки чистописания.

Сверьте написание с эталоном и оцените свою работу на данном этапе.

III. Актуализация знаний.

Цель:Повторение материала, необходимого для открытия нового знания, выявление затруднений.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема учебного занятия: Спряжение глаголов. Глаголы 1 и 2 спряжения.

Тип урока : открытие новых знаний

Цель и ожидаемый результат: формировать понятие о спряжении глаголов, умения различать личные окончания глаголов 1-го и 2-го спряжения.

Задачи урока ( деятельность учителя ):

1. Актуализировать знания о глаголе, как части речи

2.Создать условия для наблюдения, анализа, сравнения при формировании у обучающихся понятия о спряжении глагола.

3.Способствовать определению обучающимися вывода, организуя работу в паре, в группе.

4.Организовать самооценивание обучающимися работы на уроке.

Содержание и технология урока:

задачи деятельности обучающихся

1.Актуализация знаний учащихся

Вспомнить известные знания о глаголе.

Улыбнулись друг другу.

Тихо и правильно сели.

Что нам сегодня делать предстоит?

Вот вопрос какой стоит.

Чтоб ответ вам получить,

Надо эту задачу решить.

Узнайте для начала,

О чём я прочитала.

« Интересная часть речи

В русском языке живёт.

Кто что делает расскажет,

Чертит, пишет иль поёт,

Вышивает или пашет,

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит,-

Всё расскажет нам …

которая обозначает … , отвечает на вопросы…

в прошедшем времени… глагол имеет начальную форму, иначе…

частица не с глаголами… в предложении чаще всего бывает…

спряжение глагола это… Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?

что делает? что сделает? что будет делать?

настоящего, прошедшего, будущего времени

по лицам и числам

Личностные (мотивация к изучению нового учебного материала)

Коммуникативные (монологические высказывания детей)

Познавательные (формирование проблемы)

2.Целеполагание

Определить тему урока, поставить цель, учебные задачи, наметить план действий

Откройте в учебнике стр.58

Дополните тему урока .

Поставьте цель нашего урока

Какие задачи поставите перед собой?

1 и 2 спряжение глаголов

узнать, что такое спряжение глаголов, как отличить глагол 1-го спряжения от глагола 2-го спряжения

1.Проведём работу по чистописанию.

2.Познакомимся с понятием спряжение.

3.Поработаем с таблицей;

4.Упражняемся в определении спряжения у глаголов.

5. Оцениваем свою работу на уроке.

(постановка цели и задач урока)

Коммуникативные (высказывания детей)

Регулятивные (прогнозирование, планирование действий)

3.Чистописание

Организация работы по совершенствованию техники письма

гр . бут ж . лтеют сп. . шат ст . ят

Запишите слова, решите орфографическую задачу.

Что общего вы заметили?

На осенних берёзках желтеют последние листочки.

Реши орфографическую задачу.

Произведи синтаксический анализ предложения.

Какую задачу выполнили? Оцените себя на этапе чистописания.

Найдите в предложении глагол, определите спряжение.

Сможем ли мы с вами это сделать?

Давайте обратимся к учебнику стр.58.

гр е бут ж е лтеют сп е шат ст о ят

Это глаголы настоящего времени, мн.числа

На осенних берёзках желтеют последние листочки.

Познавательные (структурирование знаний)

Познавательные (формирование проблемы)

4. Открытие нового знания.

Развивать умения наблюдать, сравнивать, обобщать

наблюдения, делать выводы

1.Что такое спряжение глаголов?

2.От чего зависит к 1-му или 2-му спряжению относятся глаголы?

Попробуйте самостоятельно найти ответ на эти вопросы из правила на с.58

Какую задачу выполнили? Сделаем вывод

Работа в группе. Работа с таблицей как поиск ответа на вопрос-

Как отличить глагол 1-го спряжения от глагола 2-го спряжения?

Найди ответы на вопросы:

- Глаголы какого времени представлены в таблице?

- Как изменяются глаголы настоящего времени?

- Почему в каждом столбике спрягаются по 2 глагола?

- Какая часть слова меняется при изменении глагола по лицам и числам?

- Что общего в ударных и безударных окончаниях глаголов одного и того же спряжения?

-Какой вывод вы можете сделать?

Какая задача нами только что выполнена?

Составим схему к нашему правилу.

Давайте проверим, помогут ли наши схемы определять спряжение глаголов.

Физкультминутка.

Я буду называть вам глаголы, а вы должны определить спряжение, если глагол 1 спряжения вы 2 раза хлопаете в ладоши, если глагол 2 спряжения – приседаете.

Прыгает, бежит, стучит, играет, качает, свистит, молчит, решает, смешит, ворчит, думает.

1.Изменение по лицам и числам – спряжение.

2.От окончания зависит, к какому спряжению относится глагол.

Изменение по лицам и числам называется спряжением. От окончания зависит, к какому спряжению относится глагол.

Глаголы настоящего времени.

По лицам и числам.

В каждом столбике ударные и безударные окончания.

Глаголы 1 спряжения имеют окончания с гласной е(ё), а глаголы 2 спряжения – с гласной и.

Как отличить глагол 1-го спряжения от глагола 2-го спряжения?

(удержание цели и задач урока)

Познавательные (информационные: извлечение информации)

Познавательные (логические: наблюдение, сравнение, умозаключение)

Коммуникативные (работа в группе, монологические высказывания детей, инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации)

Познавательные (анализ объектов с целью выделения признаков)

Познавательные (логические: наблюдение, сравнение)

Познавательные (логические: сравнение,

фиксация результатов вывод)

5 . Практикум по самостоятель-ному применению и использованию новых знаний

Учиться определять спряжение и применять полученные знания

Диагностика

- Какая следующая учебная задача?

- Выполним Упр.120 стр.59

2 человека работают у доски, остальные на местах. 1 вариант выписывает глаголы 1 спряжения, 2 вариант 2 спряжения.

Ответьте, пожалуйста, на вопрос: от чего зависит выбор гласных –е или –и при написании личных окончаний глаголов – от формы лица, от формы времени, от типа спряжения?

Упражняемся в определении спряжения у глаголов.

1 спряжение – считает, играем, пишем, дремлет, прыгаем, думаешь, ищете, плывём.

2 спряжение – смотришь, стоишь, строите, спит, светит, чистите.

Выбор гласных –е или –и при написании личных окончаний глаголов зависит от типа спряжения.

Регулятивные (удержание цели и задач урока)

6. Рефлексия

Формировать умения оценивать себя

Обратимся к плану, составленному в начале урока. Какую тему изучали на уроке? Какая цель урока? Добились ли результата?

Что помогла вам понять работа на уроке?

Чему научились? Как работали?

- Что на уроке вызвало у вас затруднения?

- Пригодятся ли нам эти знания на последующих уроках русского языка?

Оцените свою деятельность на уроке по следующим критериям:

1. Знаю и могу определять спряжение глагола.

2. Знаю, но не умею определять спряжение глагола.

3. Знаю и могу научить другого ученика определять спряжение глагола.

Регулятивные (удержание цели и задач урока)

Регулятивные (внесение коррективов)

Личностные (компетентности в поступках и деятельности)

Личностные (способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности)

7.Домашнее задание

Предложите варианты домашнего задания по теме нашего урока.

Выучить правило стр.58

Упражняться в определении спряжений глаголов.

Придумайте по 5 глаголов, для работы в паре на следующем уроке.

Дети осуществляют выбор задания.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

  • Курс добавлен 24.12.2021
  • Сейчас обучается 203 человека из 54 регионов


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 606 034 материала в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 19.11.2016 4073
  • DOCX 68.5 кбайт
  • 167 скачиваний
  • Рейтинг: 3 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Бессмертная Раиса Вениаминовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


Цель: создать условия для первичного знакомства со спряжением глаголов.

Задачи: 1) на основе сравнения окончаний глаголов во 2-м и 3-м лице дать понятие о спряжении глаголов; формировать умение различать ударные личные окончания глаголов I и II спряжения; 2) развивать речь учащихся; их внимание, логическое мышление. 3) привитие любви к русской литературе на образцах произведений А. С. Пушкина и И.А. Крылова.

Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление

Я торопилась, волновалась, готовилась, думала, фантазировала, создала, верю, надеюсь, жду.
- В чём необычность моего обращения к вам, ребята?
Да, я описала свое эмоциональное состояние словами – действиями.
- А с каким настроением пришли на урок вы?
- Чего ждёте от сегодняшней встречи? Какие чувства сейчас испытываете?
- Попробуйте, пожалуйста, по аналогии описать своё настроение (хочется гулять; ожидаем чего интересного; рады встрече с вами) Пожелаем друг другу успехов, удачи.

Положите ладошки на парту и двигайтесь навстречу друг другу, а при встрече произнесите добрые слова.

- Я предлагаю начать урок с афоризма:

От незнания к знанию.

Объясните его смысл.

Спишите его в тетрадь красивым, каллиграфическим почерком.

- Поставьте отметку на полях своему соседу. Подчеркните недочёты.

-Писатель К. Г. Паустовский как-то сказал:

Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. К. Г. Паустовский

-Чем же интересен русский язык? Какое богатство скрыто в нем?

-Каждый урок мы в этом с вами убеждаемся, что не слово, то тайна, новый секрет

Настраиваю на работу, использую словесно-наглядный метод; создание атмосферы для активного включения в работу всех учащихся.

а) Актуализация опорных знаний.

- О какой части речи идёт речь?

Интересная часть речи

В русском языке живёт.

Кто что делает расскажет:

Чертит, пишет, иль поёт,

Вышивает, или пашет,

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит.

Всё расскажет нам…

- Что вы знаете о глаголе?

Выделим пошагово – что знаем и что умеем.

-Кто сможет сформулировать, какую цель вы поставите перед собой на данный этап урока? (обобщение)

Тема учебного занятия: Спряжение глаголов. Глаголы 1 и 2 спряжения.

Тип урока: открытие новых знаний

Цель и ожидаемый результат: формировать понятие о спряжении глаголов, умения различать личные окончания глаголов 1-го и 2-го спряжения.

1. Актуализировать знания о глаголе, как части речи

2.Создать условия для наблюдения, анализа, сравнения при формировании у обучающихся понятия о спряжении глагола.

3.Способствовать определению обучающимися вывода, организуя работу в паре, в группе.

4.Организовать самооценивание обучающимися работы на уроке.

Читайте также: