Образование древнерусского государства конспект спо
Обновлено: 07.07.2024
Тема урока: Образование Древнерусского государства у Восточных славян.
Дать понять учащимся о предпосылках образования Древнерусского государства.
Объяснить, смысл норманнской и антинорманской теории, образования Древнерусского государства, особенности образования государства у восточных славян.
Межпредметные связи: Литература, обществознание, всеобщая история.
Вид урока: Комбинированный.
1. Организационный момент:
2. Опрос домашнего задания.
Работа с группой:
- кто такие индоевропейцы?
- почему Русский, Украинский и Белорусский народы мы называем братскими народами?
- кто такие славяне?
- покажите на карте места расселения восточнославянских племенных союзов.
- назовите основные занятия восточных славян.
- расскажите о социальном строе восточных славян.
- назовите соседей восточных славян.
а) жилище славян:
Славяне еще не умели строить надежные жилища – сплетали себе жалкие лачуги из хвороста, покрывали соломой, лишь бы укрыться от дождя и непогоды. Печей и дымовых труб совсем не умели делать в древности – устраивали среди жилища очаги, где и разводили огонь, а дым уходил в отверстие в крыше или стене.
Жилища свои славяне устраивали иногда со многими выходами. Пожитки и запасы обычно закрывали в землю.
Вопрос. Предположите, зачем славяне устраивали в жилище много выходов и прятали пожитки?
Над селениями славян, прижавшимся к берегу реки, с ночи висели тяжелые тучи. Жители, укрывшиеся в жилищах, казалось, предавались своим занятиям: женщины хлопотали у очагов, мужчины кто чинил, а кто мастерил что-либо из хозяйственного или военного снаряжения. И вдруг, раздался условный крик. Одно мгновение – и землянки опустели. Славяне поспешно садились в долбленки (лодки, сделанные из ствола толстого дерева) и устремлялись на противоположный берег, некоторые входили в реку и словно растворялись в ее серых водах.
Что же случилось? На землю славян напали византийцы. Всадники ворвались в селение на полном скаку, но было уже поздно – в селение никого не осталось. Разъяренные неудачей, византийцы принялись искать добычу.
Обшарив все углы и ничего не найдя, отряд византийцев покинул безлюдное селение. Через некоторое время стали возвращаться с противоположного берега долбленки и, СЛОВНО В СКАЗКЕ, ПОЯВИЛИСЬ ИЗ ВОДЫ ЖЕНЩИНЫ, ПОДРОСТКИ, СТАРИКИ.
Оказывается, как свидетельствует византийский историк, славяне пережили беду на дне реки.
Вопрос. Предположите, как им это удавалось?
В бой славяне шли каждый с двумя небольшими копьями, а некоторые имели прочные и тяжелые щиты. Вооружение их составляли также лук и стрелы.
В сражении славяне избегали открытых местностей, предпочитая встречать врага в лесах, теснинах или у обрывов; при этом они хорошо пользовались искусством засады, прибегали к различного рода военным хитростям, были чрезвычайно искусны в переправах через реки..
Научились славяне хорошо прятаться и в высокой степной траве. Они ловко умели притворным бегством заманить неприятеля в лесную чащу и там, скрываясь за деревьями, поражали врагов стрелами, концы которых иной раз намазывали ядом.
Вопрос. Предположите , почему славяне предпочитали сражаться в лесу, избегали открытых местностей и старались заманить противника в лес, овраги?
Для того чтобы успешно воевать со славянами, византийский автор советует заготовить против них конницу и пехоту, главным образом легковооруженную, и приготовить большое количество метательного оружия – не только стрел, но и различных видов копий. Советует византиец также по возможности заготовлять материалы для постройки так называемых плавучих мостов, чтобы переход через реки был за ранее подготовлен. Ведь в стране славян много труднопроходимых рек.
Вопрос. Предположите, что имеет в виду автор источника, говоря о сооружении плавучих мостов?
д) в зимнее время.
Византийский автор советует нападать на славян главным образом в зимнее время. Почему? Во-первых, у славян мало запасов пищи; во-вторых, у них плохая зимняя одежда, в-третьих зимой на снегу остаются следы. Реки зимой замерзают, деревья стоят без листьев, трудно прятаться.
Вопрос: назовите еще два довода в пользу ведения войны зимой.
Вопрос: предположите, что придумали славяне для предохранения этих щитов от огня.
3. Объяснение нового материала.
Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну,
Чтобы люди знать могли о делах родной страны…
В монастырской келье узкой,
В четырех глухих стенах
О земле о древнерусской
Быль записывал монах.
Он писал зимой и летом,
Озаренный тусклым светом.
Он писал из года в год
Про великий наш народ.
Объяснение нового материала.
В ходе повторения пройденного материала мы с вами изучили, что IX веке в восточнославянских землях появились племенные союзы славян и предпосылки к образованию государства.
Что такое государство?
Предпосылки к образованию государства?
Таких районов где сформировались предгосударственные образования было два: район Киева и район Новгорода. Этому способствовала борьба ильменских словений с варягами, и полян с хазарами. Сбросив власть варягов, и прогнав их за море, местные племена начали междоусобные войны, и эту междоусобицу решили прекратить традиционным способом – пригласить правителя со стороны. Выбор пал на варяжских князей.
Кто такие варяги? Что вам о них известно из курса всеобщей истории?
- призвание варягов привело к норманнской теории и антинорманской.
- своеобразие в образовании древнерусского государства объясняется наличием двух центров: Киева и Новгорода.
4. Закрепление изученного материала.
- Когда и пори каких обстоятельствах на Руси получила начало династия Рюриковичей?
- Почему 882 год считается точкой отчета Древнерусского государства?
- Какие теории возникновения государства вы изучили?
5. Подведение итогов, выставление оценок.
6. Домашнее задание.
Полезно? Поделись с другими:
Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.
Посмотрите также:
Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2022
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Министерство сельского хозяйства РФ
Илекский зоотехнический техникум – филиал
федерального государственного бюджетного образовательного
учреждения высшего образования
Оренбургский государственный аграрный университет
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
открытого урока
Образование Древнерусского государства
Подготовила: преподаватель истории
Воеводина Олеся Сергеевна
Тема урока: Образование Древнерусского государства у Восточных славян.
Дать понять учащимся о предпосылках образования Древнерусского государства.
Объяснить, смысл норманнской и антинорманской теории, образования Древнерусского государства, особенности образования государства у восточных славян.
Оборудование:
Межпредметные связи: Литература, обществознание, всеобщая история.
Вид урока: Комбинированный.
1. Организационный момент:
2. Опрос домашнего задания.
Работа с группой:
- кто такие индоевропейцы?
- почему Русский, Украинский и Белорусский народы мы называем братскими народами?
- кто такие славяне?
- покажите на карте места расселения восточнославянских племенных союзов.
- назовите основные занятия восточных славян.
- расскажите о социальном строе восточных славян.
- назовите соседей восточных славян.
а) жилище славян:
Славяне еще не умели строить надежные жилища – сплетали себе жалкие лачуги из хвороста, покрывали соломой, лишь бы укрыться от дождя и непогоды. Печей и дымовых труб совсем не умели делать в древности – устраивали среди жилища очаги, где и разводили огонь, а дым уходил в отверстие в крыше или стене.
Жилища свои славяне устраивали иногда со многими выходами. Пожитки и запасы обычно закрывали в землю.
Вопрос. Предположите, зачем славяне устраивали в жилище много выходов и прятали пожитки?
Над селениями славян, прижавшимся к берегу реки, с ночи висели тяжелые тучи. Жители, укрывшиеся в жилищах, казалось, предавались своим занятиям: женщины хлопотали у очагов, мужчины кто чинил, а кто мастерил что-либо из хозяйственного или военного снаряжения. И вдруг, раздался условный крик. Одно мгновение – и землянки опустели. Славяне поспешно садились в долбленки (лодки, сделанные из ствола толстого дерева) и устремлялись на противоположный берег, некоторые входили в реку и словно растворялись в ее серых водах.
Что же случилось? На землю славян напали византийцы. Всадники ворвались в селение на полном скаку, но было уже поздно – в селение никого не осталось. Разъяренные неудачей, византийцы принялись искать добычу.
Обшарив все углы и ничего не найдя, отряд византийцев покинул безлюдное селение. Через некоторое время стали возвращаться с противоположного берега долбленки и, СЛОВНО В СКАЗКЕ, ПОЯВИЛИСЬ ИЗ ВОДЫ ЖЕНЩИНЫ, ПОДРОСТКИ, СТАРИКИ.
Оказывается, как свидетельствует византийский историк, славяне пережили беду на дне реки.
Вопрос. Предположите, как им это удавалось?
В бой славяне шли каждый с двумя небольшими копьями, а некоторые имели прочные и тяжелые щиты. Вооружение их составляли также лук и стрелы.
В сражении славяне избегали открытых местностей, предпочитая встречать врага в лесах, теснинах или у обрывов; при этом они хорошо пользовались искусством засады, прибегали к различного рода военным хитростям, были чрезвычайно искусны в переправах через реки..
Научились славяне хорошо прятаться и в высокой степной траве. Они ловко умели притворным бегством заманить неприятеля в лесную чащу и там, скрываясь за деревьями, поражали врагов стрелами, концы которых иной раз намазывали ядом.
Вопрос. Предположите , почему славяне предпочитали сражаться в лесу, избегали открытых местностей и старались заманить противника в лес, овраги?
Для того чтобы успешно воевать со славянами, византийский автор советует заготовить против них конницу и пехоту, главным образом легковооруженную, и приготовить большое количество метательного оружия – не только стрел, но и различных видов копий. Советует византиец также по возможности заготовлять материалы для постройки так называемых плавучих мостов, чтобы переход через реки был за ранее подготовлен. Ведь в стране славян много труднопроходимых рек.
Вопрос. Предположите, что имеет в виду автор источника, говоря о сооружении плавучих мостов?
д) в зимнее время.
Византийский автор советует нападать на славян главным образом в зимнее время. Почему? Во-первых, у славян мало запасов пищи; во-вторых, у них плохая зимняя одежда, в-третьих зимой на снегу остаются следы. Реки зимой замерзают, деревья стоят без листьев, трудно прятаться.
Вопрос: назовите еще два довода в пользу ведения войны зимой.
Вопрос: предположите, что придумали славяне для предохранения этих щитов от огня.
3. Объяснение нового материала.
Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну,
Чтобы люди знать могли о делах родной страны…
В монастырской келье узкой,
В четырех глухих стенах
О земле о древнерусской
Быль записывал монах.
Он писал зимой и летом,
Озаренный тусклым светом.
Он писал из года в год
Про великий наш народ.
Объяснение нового материала.
В ходе повторения пройденного материала мы с вами изучили, что IX веке в восточнославянских землях появились племенные союзы славян и предпосылки к образованию государства.
Что такое государство?
Предпосылки к образованию государства?
Таких районов где сформировались предгосударственные образования было два: район Киева и район Новгорода. Этому способствовала борьба ильменских словений с варягами, и полян с хазарами. Сбросив власть варягов, и прогнав их за море, местные племена начали междоусобные войны, и эту междоусобицу решили прекратить традиционным способом – пригласить правителя со стороны. Выбор пал на варяжских князей.
Кто такие варяги? Что вам о них известно из курса всеобщей истории?
- призвание варягов привело к норманнской теории и антинорманской.
- своеобразие в образовании древнерусского государства объясняется наличием двух центров: Киева и Новгорода.
4. Закрепление изученного материала.
- Когда и пори каких обстоятельствах на Руси получила начало династия Рюриковичей?
Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку
Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.
Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.
Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.
Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы
Конспект урока по истории "Образование Древнерусского государства у Восточных славян"
Министерство образования и науки Краснодарского края
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Среднего профессионального образования
Образование Древнерусского государства
Подготовила: преподаватель истории
Крапивина Ирина Павловна
Тема урока: Образование Древнерусского государства у Восточных славян.
Дать понять учащимся о предпосылках образования Древнерусского государства.
Объяснить, смысл норманнской и антинорманской теории, образования Древнерусского государства, особенности образования государства у восточных славян.
Межпредметные связи: Литература, обществознание, всеобщая история.
Вид урока: Комбинированный.
Педагогическая технология: кейс технология.
1. Организационный момент:
2. Опрос домашнего задания.
Работа с группой:
- кто такие индоевропейцы?
- почему Русский, Украинский и Белорусский народы мы называем братскими народами?
- кто такие славяне?
- покажите на карте места расселения восточнославянских племенных союзов.
- назовите основные занятия восточных славян.
- расскажите о социальном строе восточных славян.
- назовите соседей восточных славян.
а) жилище славян:
Славяне еще не умели строить надежные жилища – сплетали себе жалкие лачуги из хвороста, покрывали соломой, лишь бы укрыться от дождя и непогоды. Печей и дымовых труб совсем не умели делать в древности – устраивали среди жилища очаги, где и разводили огонь, а дым уходил в отверстие в крыше или стене.
Жилища свои славяне устраивали иногда со многими выходами. Пожитки и запасы обычно закрывали в землю.
Вопрос. Предположите, зачем славяне устраивали в жилище много выходов и прятали пожитки?
Над селениями славян, прижавшимся к берегу реки, с ночи висели тяжелые тучи. Жители, укрывшиеся в жилищах, казалось, предавались своим занятиям: женщины хлопотали у очагов, мужчины кто чинил, а кто мастерил что-либо из хозяйственного или военного снаряжения. И вдруг, раздался условный крик. Одно мгновение – и землянки опустели. Славяне поспешно садились в долбленки (лодки, сделанные из ствола толстого дерева) и устремлялись на противоположный берег, некоторые входили в реку и словно растворялись в ее серых водах.
Что же случилось? На землю славян напали византийцы. Всадники ворвались в селение на полном скаку, но было уже поздно – в селение никого не осталось. Разъяренные неудачей, византийцы принялись искать добычу.
Обшарив все углы и ничего не найдя, отряд византийцев покинул безлюдное селение. Через некоторое время стали возвращаться с противоположного берега долбленки и, СЛОВНО В СКАЗКЕ, ПОЯВИЛИСЬ ИЗ ВОДЫ ЖЕНЩИНЫ, ПОДРОСТКИ, СТАРИКИ .
Оказывается, как свидетельствует византийский историк, славяне пережили беду на дне реки.
Вопрос. Предположите, как им это удавалось?
В бой славяне шли каждый с двумя небольшими копьями, а некоторые имели прочные и тяжелые щиты. Вооружение их составляли также лук и стрелы.
В сражении славяне избегали открытых местностей, предпочитая встречать врага в лесах, теснинах или у обрывов; при этом они хорошо пользовались искусством засады, прибегали к различного рода военным хитростям, были чрезвычайно искусны в переправах через реки..
Научились славяне хорошо прятаться и в высокой степной траве. Они ловко умели притворным бегством заманить неприятеля в лесную чащу и там, скрываясь за деревьями, поражали врагов стрелами, концы которых иной раз намазывали ядом.
Вопрос. Предположите , почему славяне предпочитали сражаться в лесу, избегали открытых местностей и старались заманить противника в лес, овраги?
Для того чтобы успешно воевать со славянами, византийский автор советует заготовить против них конницу и пехоту, главным образом легковооруженную, и приготовить большое количество метательного оружия – не только стрел, но и различных видов копий. Советует византиец также по возможности заготовлять материалы для постройки так называемых плавучих мостов, чтобы переход через реки был за ранее подготовлен. Ведь в стране славян много труднопроходимых рек.
Вопрос. Предположите, что имеет в виду автор источника, говоря о сооружении плавучих мостов?
д) в зимнее время.
Византийский автор советует нападать на славян главным образом в зимнее время. Почему? Во-первых, у славян мало запасов пищи; во-вторых, у них плохая зимняя одежда, в-третьих зимой на снегу остаются следы. Реки зимой замерзают, деревья стоят без листьев, трудно прятаться.
Вопрос: назовите еще два довода в пользу ведения войны зимой.
Вопрос: предположите, что придумали славяне для предохранения этих щитов от огня.
3. Объяснение нового материала.
Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну,
Чтобы люди знать могли о делах родной страны…
В монастырской келье узкой,
В четырех глухих стенах
О земле о древнерусской
Быль записывал монах.
Он писал зимой и летом,
Озаренный тусклым светом.
Он писал из года в год
Про великий наш народ.
Объяснение нового материала.
В ходе повторения пройденного материала мы с вами изучили, что IX веке в восточнославянских землях появились племенные союзы славян и предпосылки к образованию государства.
Что такое государство?
Предпосылки к образованию государства?
Таких районов где сформировались предгосударственные образования было два: район Киева и район Новгорода. Этому способствовала борьба ильменских словений с варягами, и полян с хазарами. Сбросив власть варягов, и прогнав их за море, местные племена начали междоусобные войны, и эту междоусобицу решили прекратить традиционным способом – пригласить правителя со стороны. Выбор пал на варяжских князей.
Кто такие варяги? Что вам о них известно из курса всеобщей истории?
- призвание варягов привело к норманнской теории и антинорманской.
- своеобразие в образовании древнерусского государства объясняется наличием двух центров: Киева и Новгорода.
4. Закрепление изученного материала.
- Когда и пори каких обстоятельствах на Руси получила начало династия Рюриковичей?
Читайте также: