Конспект урока по математике с использованием дидактических игр 2 класс

Обновлено: 03.07.2024

Цели:
1) Совершенствовать вычислительные навыки и умения решать обратные задачи.
2). Развивать сообразительность, логическое мышление, внимание, память, самостоятельность;
3) Способствовать коммуникативному развитию младших школьников, формировать навыки и интерес к предмету через астрономию.
6). Воспитывать чувство взаимопомощи, трудолюбия, патриотизма.

Оценить 822 4

Урок – игра по математике во 2 классе

1) Совершенствовать вычислительные навыки и умения решать обратные задачи.

2). Развивать сообразительность, логическое мышление, внимание, память, самостоятельность;

3) Способствовать коммуникативному развитию младших школьников, формировать навыки и интерес к предмету через астрономию.

6). Воспитывать чувство взаимопомощи, трудолюбия, патриотизма.

Оборудование:

Актуализация знаний

-Ребята, сегодня у нас урок-игра. Мы отправимся с вами в путешествие. У вас на столах путевые листы. Запишите число.

Вам конечно хочется знать чем мы будем сегодня заниматься? Вот ключ к первому заданию.

Первое задание математический диктант..

Выполнив его, вы узнаете на каком транспорте, мы отправимся в путь .Займите свои места , вы пассажиры.

(Слайд 1)

Математический диктант (Слайд 1а)

-Я читаю задание, а вы находите нужное число в таблице и закрашиваете его.

2. Уменьшите 30 на 10. (20)

3. Чему равна сумма чисел 60 и 30?(90)

4. Разность чисел 68 и 8 равна …(60)

5. На сколько 60 больше 20? (на 40)

6. Какое число следует за числом 49?

7. Какое число стоит перед числом 70?

8. В каком числе 7 дес.4 ед.? (74)

9. Наибольшее двузначное число? (99)

10. На сколько 20 меньше 30? (на 10)

11. 38 и 40 соседи какого числа? (39)

Формулировка целей урока

-Что у вас получилось? (Ракета) (Слайд-2)

-Значит, какое у нас будет путешествие? ( Космическое) (Слайд -3)

Какой номер у неё? Что вы можете сказать о числе?( двузначное,9 ед.,6 дес.)Отметьте его в бортовом журнале.

А вот и радиошифровка.

-Сформулируйтезадачи нашего занятия (Слайд-4)

Повторим …. обратных …. (Повторим решение обратных задач).

Закрепим умения определять … фигуры, решать35+25, 50-15.

(Закрепим умения определять Р фигуры, решать выражения).

-Человек всегда стремился взором, мыслями в небо, пытался постичь мир Вселенной. Давайте вспомним знаменитых людей России, которые имеют отношение к космосу. Ими гордится наша страна! (Слайд-5)

Константин Эдуардович Циолковский

Первый предположил возможность полётов в космос и даже изобрёл ракету.

Сергей Павлович Королёв (Слайд6)

Главный конструктор ракет.

Юрий АлексеевичГагарин (Слайд7)

Русский летчик-космонавт, первый в мире человек, совершивший полёт в космос 12 апреля 1961 года.

(Слайд-8)

-Сели поудобнее! Пристегните ремни. Начинаем обратный отсчёт!

5,4,3,2,1! Поехали!(на ин. языке)

(Слайд-9,10)Назовите самую огненную планету?

-Вот и планета МАРС! Выполнив задание, мы узнаем интересные факты об этой планете. (Слайд 11)

Задача(один ученик решает у доски)

(Слайд-12) В Галактике находилось 26 космических кораблей. 20 из них прилунились на планету Марс. Сколько кораблей вернулись на планету Земля?

Работа в парах.

Составьтеобратные задачи.

1 ряд - ? число – 20

2 ряд - ? число – 26

(Слайд-13) -Проверьте решение задачи.

(Слайд-15) ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ. Закрасьте звёздочку на полях.

-Марсу дали такое название в честь древнеримского бога войны.

Физминутка(Слайд-16)

- Космонавты всегда занимаются спортом и делают зарядку. Даже в полете они находят время на спортивные упражнения.

- Проведут спортивную паузу наши давние знакомые Чударики.

- Наше путешествие продолжается. Назовите самую большую планету? И вот уже самая большая планета Юпитер!(Слайд17-)

Работа в группах Сценка.

-У вас на столах геометрические фигуры. Измерьте длины сторон и определите периметр. Выразите результат в дм.

Проверим задание (Слайд-18)

(Слайд-20) ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ. Закрасьте звёздочку на полях.

Открытие новых знаний.

(Слайд-21) -Следующая точка нашего путешествия планета Венера.

-Венеру считают женской планетой. А вы знаете кто был первой женщиной-космонавтом? (В. Терешкова)В. Терешкова была в космосе настоящим исследователем.

(Слайд-22)

-Найдите значение выражений.

Объект исследования_ звездные выражения. Вам встретятся знакомые выражения и неизведанные. Когда возникнет проблема – будем работать сообща, рассуждая над каждым шагом своих действий.

Отработка нового навыка

Работа в тетрадях с. 34( Петерсон)

Проанализируйте примеры на вычитание. Вычисли, используя математические модели.Сделайте вывод.

(Слайд-24) -ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ. Закрасьте звёздочку на полях.

Работа в группах

-Наше время вышло. Пора возвращаться на нашу родную планету Земля.

Код нашего обратного приземления на с. 34 №2( с учетом времени)

(Слайд-25)

-Мы совершили воображаемое путешествие, как настоящие исследователи. Возможно, когда-нибудь вы станете героями космоса. Помните, что наша родная планета Земля, будет надеяться на вас и гордиться вами!

(Слайд 28)-Оцените свою работу на уроке. Закрасьте звездочку, как вы считаете правильно.

Рефлексия(Слайд-26)

Я запомнил

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.


Отличная альтернатива стандартному уроку! Материал в игровой форме усваивается гораздо легче. И детям нравятся такие изменения. Я бы сама с удовольствием поучаствовала :) Спасибо!

При подборе учебного материала учитывались психологические особенности детей и результатов психологических исследований, проводимых в классе.
Дидактическим стержнем данного урока является преобразующая деятельность детей. Дети осуществляют умственную деятельность – наблюдение, сравнение, обобщение, делают выводы, умозаключения. Урок проводится с использованием ИКТ. Урок сопровождается презентацией , что способствует развитию зрительного восприятия, зрительной памяти, поддерживается интерес к изучаемому материалу, развиваются такие процессы как анализ, синтез, наблюдение, воображение.
Урок будет полезен всем педагогам работающим в начальной школе. Спасибо

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь

Пройдите курс дополнительного образования по теме: Оказание первой помощи в образовательных учреждениях

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.


Открытый урок в форме дидактической игры по теме: " Табличные случаи умножения и деления".

Содержимое разработки

Сюжетный урок по математике в форме дидактической игры.

Мотивация обучения.

- Здравствуйте, меня зовут Елена Николаевна, сегодня урок математики у вас проведу я.

- Ребята, как вы думаете, а можно ли на уроке математики побывать в сказке? (Ответы учащихся.) Сегодня мы проведём необычный урок: мы отправимся в путешествие по сказке. Путешествуя, мы продолжим работать над темой предыдущих уроков и усовершенствуем наши умения решать выражения.

(Кто мне подскажет, как звучит тема нашего урока?)

Будем тренироваться в вычислениях.

Чтобы путешествие было успешным и мы достигли своей цели, нам необходимо вычислять без ошибок, знать таблицу умножения и взаимосвязь действий умножения и деления, работать оперативно, чётко, дружно. Итак, в путь!

II.Повторение и закрепление пройденного материала. ВКЛЮЧИТЬ ПРОЕКТОР СЛАЙД №1

1. Устный счёт.

- В некотором царстве, в тридевятом государстве жили-были Иван-царевич и Василиса Прекрасная. Однажды Василиса исчезла. Иван-царевич потужил, погоревал и отправился на поиски. Но куда идти? Кто похитил Василису?

Мы узнаем это, выполнив следующие задания. СЛАЙД №2

ВСЕ ВАРИАНТЫ ПОЛУЧЕНИЯ.

- При умножении каких чисел, получаются данные значения?

Поставьте числа в порядке возрастания и прочитаем, кто похитил Василису. СЛАЙД № 3.

2. Тренируемся в вычислениях.

1. Теперь мы знаем, к кому нам отправляться в путь. А найти самую короткую дорогу, мы сможем выполнив задание Кощея.

- Откройте учебники на стр. 116 найдите задание №2.

(Задание №2: Вычислить – а/ первый столбик выполняют девочки.

б/ второй столбик выполняют мальчики.

Какой же самый короткий путь?

(Итак, самый короткий путь 7 + 8 + 6 = 21.) Как называется запись? ( выражение, равенства).

Как называются при сложении числа 7,8,6? 21?

б/ Анализируем и сравниваем.

Поможем Ивану-царевичу победить Змея и выполнить задания, а так, как у Змея 3 головы, то и заданий столько же. А у нас и рядов 3. Сокращаем время, каждый ряд выполняет по заданию.

СЛАЙД № 2 Вставьте пропущенные цифры, чтобы равенства были верными и запишите в тетрадь, каждый ряд свои примеры.

Проверка СЛАЙД №3.

Ребята, есть такие, кто не справился с заданием?(поднимите руку) Ребята, сосредоточьтесь, нам же в путь надо отправляться. (Никого нет – Молодцы! Мы отправимся без задержек)

А теперь поднимите руку те, у кого только один из примеров верный.

А теперь встаньте, кто не сделал ни одной ошибки. Молодцы. Расскажите Змею Горынычу, как вы это сделали. (можешь поставить 2-3 оценки)

Задание №3. Решить задачу. (Рисунок задачи: избушка на курьих ножках и две бочки.) СЛАЙД №4 ( условие задачи).

О чём говориться в задаче? ( о вёдрах,)

Что нужно узнать в задаче? ( сколько вёдер воды осталось)

Где были вёдра с водой? ( в бочках)

Что ещё известно о бочках? ( в одной 20, в другой 15 вёдер воды)

Что дальше происходило? ( Баба-яга взяла 5 вёдер воды)

Сколько ведер осталось? (неизвестно)

Какие главные слова задачи? (было, взяли. Осталось)

Прикрепляешь и записываешь по ходу вопросы – помогите Ивану-царевичу правильно расставить данные (числа)

(разбор решения синтезом) Зная, сколько ведер в первой бочке и зная сколько во второй бочке, что можем найти? (сколько было)

Каким действием? (сложением)

Узнав, сколько было и зная сколько взяла. Что можем узнать? (сколько осталось)

Каким действием? (вычитанием)

Внимание! Выйти к доске и записать решение с помощью выражения на переносной доске. А остальные на местах самостоятельно. (Один ученик записывает решение на обратной стороне доски.)

А теперь проверим, как вы записали решение? (20+15)-5= 30

У всех, так получилось? А) А у кого другая запись решения?

Б) А Баба-Яга решила по-другому.

Мы знаем из какой бочки взяла? ( нет)

Так как же можно решить задачу иначе? Запишите выражение.

( 20-5)+15=30 (если нет рук на 3 вариант, то – Ребята! Решение-то верное. Но опять не то. У Бабы-яги другое) (15-5)=20=30

Верно, что пишем в ответе? (30 ведер осталось)

И опять мы справились с заданием. С нами этому радуется и лес вокруг нас, и все еого жители. Готовьтесь на физминутку.

За наши старания, Баба- Яга дала волшебный клубочек. Клубочек дала, а дорогу не показала. Чтобы не терять времени, и быстрее найти Василису три человека будут искать дорогу, а мы с вами расколдуем клубок.

- Дальше Ивана-царевича поведёт волшебный клубочек. Поможем пройти по лабиринту чисел. ( Устно считают, и записывают ответы на слайде).

Карточки для трёх учащихся: ЗАДАНИЕ (Верная дорога та, где ответ самый маленький).

6 х 2 + 7 х 1 =19

9 х 0 + 3 х 5 =15

4 х 3 + 3 х 4 =24

Какой ответ у вас получился? ( 15) Верно.

4. - Ребята, давайте решим задачи и освободим Василису. Определить высоту башен помогут нам задачи. Не самый большой ответ и не самый маленький будет ключом к освобождению Василисы. СЛАЙД № 6.

Но будет одно условие, решать нужно быстро и молча, называть только число ответа.

Кто готов отвечать, поднимает руку.

Обрадовался Иван-царевич встрече, Взял Василису Прекрасную и вернулся домой. А мне строго настрого наказал, чтобы я вас отблагодарила за него и раздала каждому по заслугам.. Сегодня на уроке получили оценки….

Встаньте те, кто получил 5 поаплодируем им, кто получил 4 – молодцы. А 3 сегодня нет . а Почему? Чему учились на уроке? (подойди к теме) Какие задания выполняли?

Что больше всего вам удалось или понравилось на уроке?

IV. Итог урока. Домашнее задание. Составить задачу о любом сказочном герое сегодняшнего урока, но так, чтобы её можно было решить разными способами.

Сборник дидактических игр как средство развития логического мышления учащихся 2 класса на уроках математики

В основе предлагаемых материалов лежит идея использования дидактических игр, для развития логического мышления учащихся 2 классов на уроках математики. В подобранных дидактических играх для учащихся появляется уникальная возможность усваивать учебный материал за счет игровой деятельности. Данный сборник дидактических игр предназначен для учителей начальных классов и классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования, при проведении уроков, во внеурочной деятельности, при проведении индивидуальных занятий с обучающихся, для студентов педагогических специальностей при подготовке и проведении занятий.В основе предлагаемых материалов лежит идея использования дидактических игр, для развития логического мышления учащихся 2 классов на уроках математики. В подобранных дидактических играх для учащихся появляется уникальная возможность усваивать учебный материал за счет игровой деятельности. Данный сборник дидактических игр предназначен для учителей начальных классов и классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования, при проведении уроков, во внеурочной деятельности, при проведении индивидуальных занятий с обучающихся, для студентов педагогических специальностей при подготовке и проведении занятий.

В основе предлагаемых материалов лежит идея использования дидактических игр, для развития логического мышления учащихся 2 классов на уроках математики. В подобранных дидактических играх для учащихся появляется уникальная возможность усваивать учебный материал за счет игровой деятельности. Данный сборник дидактических игр предназначен для учителей начальных классов и классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования, при проведении уроков, во внеурочной деятельности, при проведении индивидуальных занятий с обучающихся, для студентов педагогических специальностей при подготовке и проведении занятий.

©Камышловский педагогический колледж, 2017

Содержание

Пояснительная записка…………………………………………….4

Дидактические игры, направленные на формирование умения сравнивать………………………………………………………………….….7

Величины и их измерения……………………………………………7

Текстовые, занимательные и нестандартные задачи…………….….9

Геометрические игры…………………………………………….……9 Арифметические игры . …………………………………………. 12 Дидактические игры, направленные на формирование умений анализировать и синтезировать…………….……………………………..14

Величины и их измерения………………………………………..…14

Текстовые, занимательные и нестандартные задачи………..…….15

Арифметические игры ……………………………………………. 19

Дидактические игры, направленные на формирование умения

Величины и их измерения . …………………………………..……21

Текстовые, занимательные и нестандартные задачи………. …….21

Геометрические игры………………………………..………….……25 Арифметические игры . …………………………………………. 25 Дидактические игры, направленные на формирование умения

Величины и их измерения ……………………………………..……29

Текстовые, занимательные и нестандартные задачи .. …………….29

Список источников и литературы …………………. …………..37

В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности, без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.

Реализация этих задач требует эффективного и нового подхода к обучению детей. Обучение должно быть направлено на развитие логического мышления учащихся. Общеизвестно, что эффективное обучение находится в прямой зависимости от уровня активности учеников в этом процессе. В связи с этим, особое значение приобретают игровые формы обучения, в частности, дидактические игры.

Дидактическая игра – это активная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов. Главное отличие игры от другой деятельности заключается в том, что ее предмет – сама человеческая деятельность. В дидактической игре основным типом деятельности является учебная деятельность, которая вплетается в игровую и приобретает черты совместной игровой учебной деятельности.

Но не стоит забывать о том, какие интересы у младших школьников в настоящее время. В обществе протекает процесс информатизации, соответственно детей интересуют компьютеры. Значит, привлекать внимание детей к обучению следует не только через обычную игровую деятельность, но и через компьютерную реализацию дидактических игр.

Цель сборника: подбор и систематизация дидактических игр по математике для 2 класса, направленных на развитие логического мышления. Задачи:

v подобрать дидактические игры по математике для 2 класса, направленные на развитие логического мышления;

v систематизировать дидактические игры по приемам развития логического мышления;

v оформить сборник дидактических игр, направленных на развитие логического мышления учащихся 2 класса на уроках математики, в соответствии с предъявленными требованиями.

Разработанный сборник дидактических игры, а также компьютерных дидактических игр-тренажеров, опираются на подборе игр по математике в соответствии с возрастными особенностями второклассников.

Электронное приложение. На электронном носителе – диске, представлены дополнительно 13 дидактических игр-тренажеров по математике, направленных на развитие логического мышления.

Данный сборник позволит развить у учащихся 2 класса логическое мышление посредством дидактических игр, направленных на развитие логического мышления.

Таким образом, при организации учебных занятий по математике, направленных на развитие логического мышления, сборник дидактических игр, а также электронные игры будут оказывать действенное влияние на развитие логического мышления и запоминания материала с помощью игровой деятельности учащихся 2 класса.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В классе 15 человек. Из них 5 девочек, 10 мальчиков. В классе ученики трех национальностей: русские, чеченцы и даргинцы. Уровень развития у всех разный. Один мальчик не усваивает программный материал. Родителям предлагали подготовить документы на ПМПК, но родители отказались.

2. Место урока в изучаемой теме.

3.Характеристика общей цели урока.

Общая цель урока полностью раскрывала тему урока и конкретизировалась в дидактических целях: образовательной, развивающей и воспитывающей.

4. Характеристика плана урока.

На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока я включила элементы обучения школьников УУД. Цель урока определяли сами учащиеся, исходя из темы урока, которую выявили сами в результате работы по нахождению закономерности. Для того чтобы ученик был не только слушателем, но и активным участником учебной деятельности, на своем уроке применяла деятельностный подход в обучении. В связи с этим на уроке работала над мотивацией, вовлекала детей в поиски способов действий и самостоятельным их выполнением, самоконтролем и самооценкой. На данном уроке использовались следующие методы обучения:

- методы словесной передачи и слухового восприятия (объяснение, фронтальный опрос, беседа, рассказ)

- методы наглядной передачи и зрительного восприятия (иллюстрации, презентация, показ образца выполнения, демонстрация)

- практические методы ( выполнение практических заданий с помощью учителя, самостоятельно, в группе)

- методы совместной организации проведения урока (учитель-ученики, ученик-ученик)

- методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности

- методы контроля и самоконтроля

- индуктивные и дедуктивные методы.

На уроке применялись следующие приемы обучения: фронтальный опрос, уточнение терминов, анализ возможных путей решения проблемы; выделение первого шага по пути решения проблемы; подведение учащихся к формулированию вывода по решению проблемы.

На уроке использовались следующие формы организации познавательной деятельности: работа в парах, работа в группе, самостоятельная работа, работа с учебником, учитель-ученик, проговаривание алгоритма вычитания по цепочке.

5. Как был построен урок в соответствии с планом.

6.Структурный аспект самоанализа урока.

Я тщательно продумала каждый этап урока, задания, вопросы. В результате этого на всех этапах урока учащиеся были включены в активную мыслительную деятельность, способствующую активизации познавательных процессов, обеспечивающих осознанное овладение способа действия. Этапы урока были тесно связаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что служила ему мотивацией при выполнении самостоятельной работы и поддержки познавательного интереса к учению. Структура урока соответствует его целевому назначению.

7. Функциональный аспект.

На уроке я учитывала индивидуальные особенности детей и давала только положительную оценку их деятельности, что тоже стимулировало и повышало их интерес и активность на уроке. Учебный материал соответствовал программному материалу и был доступен и посилен учащимся. Учебная информация была привлекательна для детей за счет разнообразных заданий и подаче учебного материала, что привело к достижению поставленной цели на уроке. В результате этого с самостоятельной работой справились все учащиеся. Запланированный мною объем урока выполнен.

8. Аспект конечного результата урока.

В результате у обучающихся были сформированы УУД:

- личностные (внутренняя позиции школьника на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов; устойчивый познавательный интерес к новым общим способам решения задач; способность осознавать и оценивать свои мысли, действия и выражать их в речи; соотносить результат действия с поставленной целью; способность к организации самостоятельной учебной деятельности);

а) регулятивные (принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на её решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; различать способ и результат действия; контролировать процесс и результаты деятельности; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления;

б) познавательные (осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; владеть общим приемом решения задач; использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте; обобщать; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;)

в)коммуникативные(выполнять устно сложение, вычитание однозначных, двузначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение; проводить проверку правильности вычислений; выражать в речи свои мысли и действия; выполнять письменно действия с многозначными числами (вычитание двузначного числа из двузначного с переходом в другой разряд) с использованием таблиц сложения, алгоритмов письменных арифметических действий;).

Поставленные мною цели урока, считаю, были достигнуты в ходе проведенного мною урока. Дидактическая задача урока решена.

Читайте также: