Конспект урока по математике 3 класс деление с остатком школа россии закрепление

Обновлено: 27.06.2024

Конспект урока математики на тему :

Цели: закрепление умений выполнять деление с остатком; закрепление умений выполнять внетабличное умножение и деление.

Планируемые результаты

закрепление умений выполнять деление с остатком;

закрепление умения выполнять внетабличное умножение и деление.

закрепление умения решать задачи

Метапредметные:

- Учить самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

- Выделять необходимую информацию, при работе с учебником.

-уметь применять правила и пользоваться алгоритмом.

- Развитие познавательных интересов, учебных мотивов.

- Уметь оценивать свою работу и работу одноклассников.

- Контроль способа выполнения действия.

- Внесение необходимых дополнений и коррективов в план выполнения действия (в случае необходимости).

- Выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

- Планирование, сотрудничество с учителем и сверстниками.

- Умение в рамках совместной учебной деятельности слушать других.

осуществлять контроль и результат деятельности,

Технологии используемые на уроке:

-технология смыслового чтения;

-здоровье сберегающая технология.

Оборудование:

презентация к уроку, компьютер, мультимедийная установка

карточки с тестом, алгоритм деления с остатком.

2.Актуализация знаний.

- Ребята, с какой темой мы познакомились на прошлом уроке? (Деление с остатком.)

- Сегодня мы с вами продолжим работать над этой темой и откроем много нового.

-Поспорь с Незнайкой, который рассказал о себе следующее: (2 слайд)

-Найдите ошибки в его фразах - на интерактивной доске ученик подчёркивает ошибки.

-Помогите Незнайке решить задачи: (3 слайд)

1. Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы, 2 стрижа и 5 угрей.
Сколько птиц? Ответь скорей.
2. На дорожке сидели 6 воробьев, к ним прилетели еще 5 воробьев, а
потом еще 11. Кот подкрался и
схватил 1 воробья.
Сколько воробьев осталось на дорожке?

Методы и приемы

Этап самоопределения к деятельно-сти

- Здравствуйте ребята, меня зовут Кристина Сергеевна, сегодня я проведу у вас урок математики. Садитесь.

Великая радость – работа.
В полях, за станком, за столом!
Работай до жаркого пота,
Работай без лишнего счёта-
Всё счастье земли – за трудом!

Готовят рабочее место. Настраиваются на работу.

Р: Выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план

К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса

Актуализация знаний и мотивация

- Образцом трудолюбия, взаимовыручки нам будет служить маленькое существо, которое является одним из величайших тружеников во всем мире. А кто это, вы узнаете, разгадав русскую народную загадку.

Чтобы узнать, кто же это, вы решите устно примеры, а затем запишите ответы в порядке возрастания и соотнесёте их с буквами, записанными около каждого примера, то получите ответ на загадку. Работать вы будите в парах. ( Примеры записаны на доске)

Ё 4 х 8 – 30 : 5 =26
Ч 6 х (32 – 30) =12
Ы 6 х 7 +30 =72
П 30 – 3х 9 =3
Л 90 – (3х6 +30) =42
/пчёлы/

- Молодцы, ребята, это пчелы – неутомимые труженики. Сегодня одна из них будет сопровождать нас на уроке. Нам придется выполнить задания, мы узнаем много интересного. Итак, в путь за пчелой.

Давайте решим задачку.

В поле пчелки летали,
Лепестки цветов считали.
На одном цветке их пять.
Сможете вы сосчитать,
Сколько будет лепестков,
Если шесть всего цветков? (5 х 6 = 30)

Цели: Обобщить знания и умения выполнения алгоритма деления числа с остатком.

Задачи урока:

Образовательные:

  • Проверить знания и умения учащихся применения алгоритма деления числа с остатком;
  • Продолжить работу по совершенствованию техники устного счёта;
  • Формировать навыки умений решать логические задания

Развивающие:

  • Развитие логического мышления, внимания, памяти,
  • Развитие творческих умений и навыков по теме для успешного выполнения заданий;
  • Развитие культуры речи и эмоций учащихся.

Воспитательные:

  • В целях решения задач нравственного воспитания содействовать воспитанию гуманности и коллективизма,
  • наблюдательности и любознательности,
  • развитию познавательной активности, формированию навыков работы в группах.

Формируемые в рамках урока универсальные учебные действия

  • Регулятивные: формировать умение учиться и способность к организации своей деятельности; способность принимать сохранять цели и следовать ей в учебной деятельности; умение планировать свою деятельности и сложность; умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности; целеустремленность и настойчивость в достижении цели; готовность к преодолению трудностей;
  • Коммуникативные: развитие умения конструктивного взаимодействия, обучая правилам взаимодействия в группе: говорить по очереди, не перебивать, слушать собеседника; учить понимать возможности различных позиций и точек зрения;
  • Познавательные: развитие познавательных интересов; готовности к принятию и решению учебных и познавательных задач; умения выделять главное; учить сравнивать данные; определять общие признаки, классифицировать решать задачи моделированием; соотносить результаты, полученных на модели, с реальностью (с текстами).
  • Личностные: формирование понимания основных моральных норм: взаимопомощи, ответственности; развитие познавательных интересов, учебной мотивации;

ТИП УРОКА: Закрепление изученного.

1. Организационный момент.

2. Актуализация опорных знаний.

3. Целеполагание и мотивация.

4. Первичное усвоение новых знаний.

5. Осознание и осмысление учебного материала.

6. Первичное закрепление.

7. Контроль и самопроверка.

8. Подведение итогов, рефлексия.

Ход урока

1. Организационный момент

Начнем наш урок с традиционного диалога.

- Поговорим. О разном и о главном.

- Ведь что-то знаем мы.

- А что-то мне известно. Поговорим?

- Поговорим. Нам будет интересно.

- Дайте себе установку.

- Поднимите картинку, которая соответствует вашему настроению в начале урока.

2. Актуализация опорных знаний

Делим солнце! Чур на всех!
Делим дождик! чур на всех!
Иногда так получается, что не делится на всех
Разделим то. Что делится
А частичка пусть останется
Ведь ничего не сделаешь
Так в жизни получается!

- Скажите, можно разделить солнце или дождик? Нет

- Но на уроке математики вы умеете вычислять с помощью действия деления? Да

- Давайте вспомним, как называются компоненты при делении?

- Как найти неизвестное делимое?

+ Надо делитель умножить на частное.

- А как найти неизвестный делитель?

+ Надо делимое разделить на частное.

- Правильно. Как вы считаете, зачем мы это повторяли?

+ Наверно эти знания нам сегодня пригодятся на уроке.

Для чего мы вспомнили это? Значит пригодится!

Итак, начнем наш урок с устного счета.

1. Задача на смекалку:

- Утка на 2 кг легче, чем гусь, но на 4 кг тяжелее, чем курица. На сколько кг курица легче, чем гусь?

2. Математическая цепочка.

3. Разделите выражения на группы.

- Что значит, нельзя разделить?

Задача. Можно ли разделить 13 яблок поровну между 4 ребятами?

- Девочка считает, что разделить нельзя, а как вы считаете? (можно разделить, разделится с остатком)

- Как решить? Решаем задачу.

3. Целеполагание и мотивация

- Скажите, какая тема нашего урока? (деление с остатком - на доске или в презентации)

Это новая тема? Нет а как называется такой урок? ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

- Какие цели поставим перед собой? (на доске)

  • ХОЧУ
  • НАДО
  • МОГУ (хором – я хочу все знать

Мне надо научиться считать примеры и задачи на деление с остатком. Я могу получить эти знания)

4. Мозговой штурм. Работа в группах

- Вы сейчас будете проводить мини-исследование. Выберете свой способ решения и сделайте вывод. Потом мы заслушаем ваши выводы. На столе у каждой группы эталон.


(У каждой группы инструкция и лист для доказательства) например 13:4=

1) остаток должен быть равен делителю.

2) остаток должен быть больше делителя.

3) остаток должен быть меньше делителя.

Выбрать правильный ответ и доказать.

2 группа: Проведите мини-исследование:

1) остаток равен делимому

2) остаток равен делителю

3) остаток меньше делимого

3 группа: Проведите мини-исследование и составьте алгоритм нахождения делимого: … : 8=7 (ост.3)

5. Мозговая гимнастика

а) Ленивые восьмерки (Упражнения активизируют структуру головного мозга, повышают устойчивость внимания).

б) Уронить голову, дышать глубоко. Расслабить плечи.

Голова медленно качается. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию

(Упражнения стимулируют мыслительные процессы)

6. Первичное усвоение новых знаний

Дети обосновывают свои выводы поочерёдно. Приводят доказательства.

На доске вывод 1 группы.

1. Остаток должен быть меньше делителя

2. Если делимое меньше делителя, то частное =0, а остаток =делителю

Алгоритм:

Вывешивается на доске:


7. Физминутка

- Ребята, я для вас приготовила примеры на листочках, но на перемене когда мы проветривали класс, подул ветерок и все листочки разлетелись у вас под партами. Так что, попрошу вас, их найти.

Ищут листочки с заданием: под партой, под стулом и т.д.

А) Работа в парах самостоятельно.

- Молодцы. А теперь я вас попрошу объединиться в пары по цвету карточек и решить вместе свои примеры

(Дети объединяются в пары сильный - слабый ученик).

- Как пишем в тетради?

+ Красиво и аккуратно.

- Сядьте за парты правильно, спину держите прямо. Расположите тетрадь на столе так, чтобы руки при письме не свешивались.

- При необходимости, обращаемся к алгоритму вычисления.

- Подойдите к демонстрационному столу, возьмите карточку с примером и готовым ответом и проверьте себя.

Решим задачу, откройте учебник.

Записывают в тетради и на доске частично.

8. Осознанное осмысление учебного материала

Работа в группах.

- Выберите задание по силам. 1 карточка (зелёная)

Выполните деление с остатком.

2 карточка (голубая)

Выпиши и реши только те выражения, в которых деление выполняется с остатком.

3 карточка (розовая)

Вставить пропущенные цифры, чтобы запись была верной.

2 * : 3 = 7 ( ост. *) 4* : 7 = * (ост. 5)

*9 : 7 =* (ост. 3) *9 : 7 = 9 (ост. *)

каждая группа выбирает

Дети самостоятельно работают в группах. Учитель координирует и организует работу группы.

Подведение итога.

Учитель комментирует оценки.

9. Первичное закрепление

Задания в группах. Перед вами оценочный лист. Выполнив 1 задание, вы оцениваете работу группы. Если вы уверены, то ставите зелёный кружок. Если нет - красный.

Закрепление у доски кол-но.

1) Творческое задание.

37 : = (ост. 1)

52 : = 7 (ост….)

Выполните задание.

№ 2. Проанализируйте и найдите ошибки. Обоснуйте.

29 : 4 = 7 (ост.1)

13 : 4 = 2 (ост.5)

26 : 5 = 5 (ост.1)

№ 3. Классификация
Реши только те выражения, в которых деление выполняется с остатком.
56 : 8 = 45 : 8 =
39 : 5 = 35 : 5=
65 : 7= 9 : 4=
27 : 6 = 48 : 7 =
15 : 3 = 81 : 9 =

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развернутый конспект урока по математике на тему " Деление с остатком. Закрепление" 3 класс. Урок содержит цель, задачи, поэтапный ход урока, карточки для самостоятельной работы. Урок соответствует ФГОС. Урок проходит в игровой форме, используются все виды работ на уроке: индивидуальная, групповая, фронтальная, самостоятельная. Кроме того, на уроке дети закреляют знания, полученные на предыдущих уроках ( решение уравнений, задачи на сравнение)

Тема: Деление с остатком. Закрепление.

закрепление приема деления чисел в случаях, когда получается остаток.

1) Закреплять умения решать задачи изученных видов. Совершенствовать вычислительные навыки (табличное, внетабличное умножение и деление, деление с остатком).
2) Развивать познавательный интерес, логическое мышление, внимание, память, стимулировать интерес к предмету.
3) Воспитывать культуру поведения на уроке, взаимоотношений, самоконтроль, самооценку.

Форма организации:

1) Урок в игровой форме.

2) Индивидуальная, фронтальная работа детей, работа в парах.

Оборудование:

Мультимедийное оборудование (Microsoft Power Point);

Карточки с заданием

ХОД УРОКА.

1. Организационный момент.

– Здравствуйте, ребята, у нас сегодня гости давайте поприветствуем их, улыбнёмся друг другу и тихонько сели.

Великая радость – работа.
В полях, за станком, за столом!
Работай до жаркого пота,
Работай без лишнего счёта-
Всё счастье земли – за трудом! (слайд 1)

2. Устный счет.

– Образцом трудолюбия, взаимовыручки нам будет служить маленькое существо, которое является одним из величайших тружеников во всем мире. А кто это, вы узнаете, разгадав русскую народную загадку

“Лежит кучка поросят, кто ни тронет – завизжат” (слайд 2)

Сомневаетесь в ответе? А если вы решите устно примеры, а затем запишите ответы в порядке возрастания и соотнесёте их с буквами, записанными около каждого примера, то получите ответ на загадку. ( Примеры записаны на доске)(слайд 3 примеры, щелчок ответ на каждый пример)

Ё 4 х 8 – 30 : 5 26
Ч 6 х (32 – 30) 12
Ы 6 х 7 +30 72
П 30 – 3х 9 3
Л 90 – (3х6 +30) 42
/пчёлы/ (слайд 3)(после результатов)

– Да, ребята, это пчелы – неутомимые труженики. Сегодня одна из них будет сопровождать нас на уроке. Нам придется выполнить задания, мы узнаем много интересного. Итак, в путь за пчелой.

Давайте решим задачку.

В поле пчелки летали,
Лепестки цветов считали.
На одном цветке их пять.
Сможете вы сосчитать,
Сколько будет лепестков,
Если шесть всего цветков? (5 х 6 = 30)

Зайцы по лесу бежали,

Волчьи следы по дороге считали.

Стая большая волков здесь прошла.

Каждая лапа в снегу их видна.

Оставили волки 40 следов.

Сколько, скажите, здесь было волков? ( 40:4=10)

- Чтобы решить задачу какие знания вы применили? (таблицу умножения)

– Пчелу почитали во все времена. Мед считали пищей богов. На Руси 30 апреля, отмечали праздник пчелы.

- Какое сегодня число? Охарактеризуйте это число. Давайте откроем тетради и запишем число и классная работа.

Разделите число 26 на 5(в тетради).( один ребёнок у доски) Какой результат у вас получился? Как называются компоненты при делении? (делимое, делитель, частное)

Каким должен быть остаток? (при делении остаток всегда должен быть меньше делителя)

- Как вы думаете, над чем мы с вами будем сегодня работать?

-Сегодня мы продолжим работу над делением с остатком.(слайд 4 )

– Если заглянуть в улей, то можно увидеть, на первый взгляд, беспорядочно снующих пчёл. Но это не так. Всё в их жизни подчинено определённым законам, всё находится в строгом порядке. Каждая пчела занимается своим делом, выполняя его на отлично.

4. Актуализация знаний.

– Её дорога начинается от улья. На пасеке обычно находится много ульев. ( слайд5 )

Вот и мы у себя в классе построим ульи для пчёл, решив примеры на деление с остатком.

8:7 56:9 61:7 46:9 39:10 21:5

8:6 48:9 84:9 46:8 48:10 12:7

- Ребята, а вы знаете, что в Калмыкии тоже разводят пчел, в Яшалтинском и Городовиковском районах.

Проверка (слайд 6) Итак, давайте ещё раз повторим правило деления с остатком .если останется время до физминутки написать уравнение

5. Физкультминутка

Пчелка трудится весь день (Руками рисовать перед собой круг)

И работать ей не лень. (Покачивание указательными пальцами в знак отрицания.)

От цветка летит к цветку, (Ритмичные взмахи руками.)

Клеит на брюшко пыльцу. (Круговые движения ладонью по животу.)

Хоботком нектар сосет, (Вытянуть руку вперед, затем вниз, наклониться.)

Унесет нектар тот в улей (Изображают полет.)

И назад вернется пулей. (Резко выбросит руку с вытянутым указательным пальцем вперед.)

В сотах утрамбует мед, (Топанье ногами.)

Скоро ведь зима придет. (Поеживание.)

Будет пчелкам чем питаться. (Имитация движения ложкой.)

Надо летом им стараться. (Имитация накладывания меда в соты.)

–– Пчеле пора на работу, да и нам тоже. Во сколько начинается наш рабочий день? (В 8 часов.)
– Пчела очень хорошо ориентируется во времени. Для этого ей не нужны ни часы, ни солнце. Ей необходимы цветы. Она вылетает тогда, когда начинают работать цветочные часы.
– Вот и мы поработаем группами с цветочными часами и решим примеры. Первое число в математическом выражении показывает время, когда цветок “просыпается”, найденный вами ответ – когда “засыпает”.( слайд 8)

“Шиповник” (4часа) 4 х 8 – 12 = (20 часов)

“Мак” (5часов) 5 + 18 – 8 = (15 часов)

“Одуванчик” (6 часов) 6 х 11 – 51 = (15 часов)

“Картофель” (7 часов) 7 + (87 – 80) = (14 часов)

“Кувшинка белая” (8 часов) 8 + 42 – 31 = (19 часов)

“Мать-и-мачеха” (10 часов) 10 + 38 – 30 = (18 часов)

-Первые парты в каждом ряду расставляют порядок действий в выражениях, вторые парты решают первые действия, а третьи парты решают вторые действия и записывают ответ .

-Ребята ,а что вам помогло в выполнении этого задания?( таблица умножения, порядок выполнения действий).

7. Решение задачи на сравнение (текст задачи у каждого на столе).

“Рабочий день пчелы начинается с первым открывающимся цветком в 4 часа утра и заканчивается в 20 часов. Рабочий день ученика длится с 8 до 12 часов. Во сколько раз больше работает пчела?

Ребята,а что я прочитала?

Один ученик решает на доске.

– Для удобства решения составим краткую запись. Выделим главные слова: о ком говорится в задаче?

Пчела- с 4 ч. до 20ч.
В ? раз больше.
Ученик- с 8ч. до 12ч.

– Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? (Нет.)
– Что нам нужно знать, чтобы ответить на него? (Нужно знать продолжительность рабочего дня пчелы и ученика.)
– Можем мы узнать продолжительность рабочего дня пчелы, ученика? (Да.) Как? Записываем 1 действие.( 20 – 4 = 16(ч.) – рабочий день пчелы.) Записываем 2 действие. (12 – 8 = 4(ч.) – рабочий день ученика.)
– Теперь мы можем ответить на вопросы задачи? (Да.) Решаем дальше. Во сколько раз пчела трудится больше ученика ?”

Гимнастика для глаз (слайд 10)

8. Решение уравнений.

– Молодцы, ребята. Как вы думаете, в каком возрасте пчела начинает заниматься сбором нектара и пыльцы? Решив уравнения, вы узнаете еще одну тайну пчелы. ( На доске работают по одному представителю от каждого ряда, остальные в тетради)

Х х 3 = 57
59 – у = 33
36 :а = 3 (приложение 4)

После решения уравнений учитель рассказывает о пчелах, выполняющие разные функции в улье.

От рождения до 6 дней – пчела убирает в улье.
От 6 до 12 – дней кормит личинок и матку.
От 12 до 19 дней – строит из воска соты.
От 19 до 26 дней – охраняет улей, принимает нектар и пыльцу.
В возрасте 26 дней пчела вылетает на сбор нектара и пыльцы.
В почтенном пенсионном возрасте, около 40 дней, пчела приносит в улей воду. Далеко от улья она уже не улетает.

Молодцы и с этим заданием вы справились и вот вам заветный цветочек.

9. Нахождение периметра шестиугольника.

– Собрав нектар, пчела спешит в улей. Там она сливает его в соты, которые имеют форму шестиугольника. Наша пчелка больше настоящих пчел, поэтому и “соты” наши большие. Длина стороны нашего шестиугольника равна 8 см. Давайте узнаем его периметр. Что называется периметром? Как его найти? Записывают решение в тетради, один у доски.

10. Самостоятельная работа.

- Ребята, вы сами выберите себе карточку для самостоятельной работы

Зеленая карточка- легкие задания

1.Частное чисел 8:3 равно:

а) 2 ( ост.2) б) 2 (ост.0) в) 2 ( ост.3)

2. Какой из этих примеров решен верно?

а) 15:7=2 ( ост.2) б) 15:7=2 (ост.1) в) 15:7=3 ( ост.1)

Желтая карточка- средний уровень

1.Частное чисел 8:3 равно:

а) 2 ( ост.2) б) 2 (ост.0) в) 2 ( ост.3)

2. Какой из этих примеров решен верно?

а) 15:7=2 ( ост.2) б) 1567=2 (ост.1) в) 15:7=3 ( ост.1)

3. При делении на 2 могут получаться остатки:

а) 1,3,5. б) 2.3,4. в) 0,1,2.

Красная карточка- задания повышенной сложности

1.Частное чисел 8:3 равно:

а) 2 ( ост.2) б) 2 (ост.0) в) 2 ( ост.3)

2. Какой из этих примеров решен верно?

а) 15:7=2 ( ост.2) б) 15:7=2 (ост.1) в) 15:7=3 ( ост.1)

3. При делении на 2 могут получаться остатки:

а) 1,3,5. б) 2.3,4. в) 0,1,2.

4. Чтобы сшить костюм, нужно 3 метра ткани. Сколько таких костюмов можно сшить из 17 метров ткани?

а) 4 костюма б) 5 костюмов в) 6 костюмов

10. Подведение итога урока.

– Наш необычный урок подходит к концу.

Ничего кроме пользы мы от пчелы не получаем. Помните об этом и уважайте ее.

-А теперь ребята давайте посчитаем сколько цветочков мы получили от нашей пчёлки и составим из них прекрасный букет.

- что мы сегодня повторили на уроке?

- Какое правило должны помнить, решая примеры на деление с остатком?

- Какое задание понравилось особенно?

- Ребята, на доске три солнышка. Каждый подойдите и нарисуйте лучик вокруг того солнышка, который соответствует вашему настроению.

- Пчелы настоящие труженики. Также как пчелы в годы ВОВ женщины и дети сутками работали в тылу.

Читайте также: