Конспект факультативного занятия по информатике
Обновлено: 29.06.2024
В результате изучения темы учащийся сможет закрепить умения о разных источниках информации и работать с ними (при изготовлении Буклета по профессиям.)
Образовательная: повторить программы Microsoft Office;
повторить источники информации;
закрепить умения удерживать учебную задачу использовать
алгоритм при работе в программе Publisher;
применение компьютерных технологий для подготовки
информации в электронном виде;
коррекционная: коррекция и развитие личностных качеств учащихся,
эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля,
усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства);
способствовать развитию интереса к поисковой работе;
воспитательная: формировать информационно - коммуникативные
компетенции при работе в группах и самостоятельно.
Организационный момент (2 мин)
Проверка и актуализация знаний (5 мин)
Изучение нового материала(5 мин)
Самостоятельная работа (20 мин)
Итоги обобщение знаний (5 мин)
Коррекционно - развивающие вопросы по восприятию
В каком классе вы находитесь? Почему?
Какие программы вы знаете?
Где их можно найти?
Экспресс - мониторинг эмоционального состояния учащихся.
А ваше настроение можно сравнить с разными состояниями компьютера?
Выберите свое настроение (смайлики)
Вы заканчиваете 9 класс, пойдете в училище. И наверное вы уже определились с выбором профессии?
Сегодня я вам предлагаю поделиться своими знаниями и выразить это на бумаге. Как можно это сделать? Что у меня в руках? (показать буклет) - ответы учащихся
Занятие наше состоит из 2 частей (2 занятия). Сегодня мы познакомимся с новой программой и начнем выполнять практическую работу. А на следующем занятии мы будем редактировать и форматировать наш печатный документ.
Давайте подумаем, что обозначает слово Буклет ( это русское слово? ….) Где мы можем посмотреть значение этого слова? У вас на столах лежат словари. Можем мы с помощью их найти значение нового слова? Где еще мы можем найти значение новых слов? (интернет)
Работа со словарями.
Разделение на группы учащихся
Разделение профессий каждой группе
Я желаю вам, чтобы вы выполнили все задания без ошибок. Пусть вам поможет закон Трех -У (Уверенность- упорство- успех)
Давайте наш сегодняшней урок начнем с разминки на внимание и сообразительность.
Какие программы вы знаете? С помощью каких программ можно печатать?
Где вам может это пригодиться? Можем ли мы сразу же написать все о наших профессиях.
Постановка познавательных задач урока.
Открыть программу Publisher
Нахождение данных в интернете или в компьютере
Вставка текста или картинок в буклет
Гимнастика для глаз 1мин
Контрольные вопросы на проверку теоретических знаний:
Практическая работа в группах: ( за компьютерами)
Выполнение задания по группам
-Что сегодня делали на уроке?
- Что узнали нового?
- Как будете использовать алгоритм?
- Какое сейчас настроение?
- Что понравилось на уроке?
. Что такое буклет ?
2 . Что такое статьи для печати ?
3 . Какие вы знаете шаблоны ?
4 . Что такое область задач?
5 . Этапы создания буклета ?
Цель урока: знакомство со способами кодирования текстовой информации.
- сформировать понятие о кодовой таблице символов и принципе кодирования текстовой информации;
- развивать логическое мышление, познавательный интерес;
- воспитывать информационную культуру учащихся, внимательность, аккуратность, дисциплинированность, усидчивость.
Предмет: информатика и ИКТ
Тема урока: Кодирование текстовой информации
Тип урока: изучение нового материала
Цель урока: знакомство со способами кодирования текстовой информации.
Методы обучения:
образовательная:
сформировать понятие о кодовой таблице символов и принципе кодирования текстовой информации;
развивающая:
развивать логическое мышление, познавательный интерес;
воспитательная:
воспитывать информационную культуру учащихся, внимательность, аккуратность, дисциплинированность, усидчивость.
Предметные результаты:
формирование представления о кодировании текстовой информации;
формирование умения выполнять основные операции при кодировании с помощью кодовых таблиц.
Знать:
что такое кодирование информации;
способ кодирования текстовой информации.
Уметь:
применять на практике кодирование текстовой информации.
Метапредметные:
Личностные УУД:
устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;
Регулятивные УУД:
самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще не известно
соотносить способ действия и его результат с заданным эталоном
выделять и понимать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознавать качество и уровень усвоения
самостоятельно организовывать поиск информации, сопоставлять полученную информацию с имеющимся жизненным опытом
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
умение осознанно строить речевое высказывание в письменной форме.
самостоятельно создает алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера
моделирует преобразование объекта (пространственно-графическое или знаково-символическое)
самостоятельно осуществляет поиск и выделяет необходимую информацию
устанавливает причинно-следственные связи, самостоятельно классифицирует объекты, строит логические цепи рассуждений
чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и применение в практической деятельности (комбинированный урок)
Формы работы учащихся: индивидуальная, коллективная.
Необходимое техническое оборудование: мультимедиа проектор, компьютеры, экран, программное обеспечение.
Ресурсное обеспечение урока:
Раздаточный материал: тексты компьютерного практикума.
Постановка цели и задач урока.
Усвоение новых знаний.
Первичная проверка понимания
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Рефлексия (подведение итогов занятия).
Конспект занятия
Постановка целей занятия
- Добрый день, ребята! Сегодня у нас не совсем обычное занятие, потому что мы будем работать в парах с блогом занятия! В этом блоге есть вкладки и страницы, которыми мы будем пользоваться во время всего занятия!
Это и будет девизом нашего урока.
- Но что за недоумение на ваших лицах? Неужели вы не поняли девиз урока? А все по тому, что я использовала секретный язык, непривычный для повседневной жизни.
Сейчас вам предстоит разгадать девиз нашего урока. И так, кто догадался, какой секрет я использовала при записи этого девиза?!
- Как называется этот процесс, которым мы сейчас занимались, пытаясь определить девиз занятия? (Кодирование, раскодирование, расшифровка)
- Молодцы! И как же тогда можно назвать тему нашего занятия? – (Кодирование)
-А кодирование какой информации? – (текстовой)
-Правильно, тема нашего занятия – КОДИРОВАНИЕ ТЕКСТОВОЙ ИНФОРМАЦИИ.
- И сейчас я предлагаю поработать вам с нашей стеной целей!
Зайдите в блог-урока и определите цели, с которыми вы пришли на урок. И на стене Padlet напишите их.
Актуализация знаний
Отлично, мы все пришли, чтобы получить новые знания! Так начнем!
Давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом занятии. Для этого я предлагаю выполнить задания:
Соответствие основных понятий и их определений. (проверьте себя).
А какие виды информации по представлению вы можете назвать?
Классификация форм представления информации.
Усвоение новых знаний
А как же хранится информация в компьютере? На этот вопрос мы должны сегодня ответить.
В начале занятия мы с вами раскодировали девиз, Ребят, а вы знаете, что понятие кода произошло задолго до появления компьютеров. И об этом нам расскажет Брагилева Мария:
- криптография – это тайнопись, система изменения письма с целью сделать текст непонятным для непосвященных лиц;
- азбука Морзе или неравномерный телеграфный код, в котором каждая буква или знак представлены своей комбинацией коротких элементарных посылок электрического тока (точек) и элементарных посылок утроенной продолжительности (тире);
- сурдожесты – язык жестов, используемый людьми с нарушениями слуха.
Подумайте и скажите, как вы думаете, в каком из перечисленных приёмов кодирования используется двоичный принцип кодирования информации?
Ответ: В азбуке Морзе.
- А что значит двоичный принцип кодирования? – ( это когда в коде используется только два символа)
Совершенно верно! В компьютере также используют принцип двоичного кодирования информации. Только вместо точки и тире используют 0 и 1. Традиционно для кодирования одного символа используется 1 байт информации.
И я предлагаю вам поработать с материалом нашего блога, в котором описывается как происходит процесс кодирования и декодирования символьной, текстовой информации. И с помощью нашей доски построить схему кодирования символа при нажатии клавиатуры в компьютере.
Текст: Процесс кодирования символьной информации при вводе в ПК очень упрощённо можно представить следующим образом - пользователь нажимает на клавиатуре клавишу с символом, устройство кодирования информации переводит этот сигнал в код и в память ПК поступает последовательность из 8 электрических импульсов (двоичный код символа). Код символа хранится в памяти ПК, где занимает одну ячейку памяти. В процессе вывода символа на экран компьютера производится обратный процесс – декодирование, т.е. преобразование кода символа в его изображение.
The encoding process of symbol information when you enter into the PC very simplistically can be represented in the following way: the user presses the keyboard key with a symbol, the information coding translates this signal into code and into the PC memory receives a sequence of 8 electric pulses (binary symbol). The character code is stored in the PC memory, where it occupies one memory cell. In the process of derivation of the symbol on a computer screen is a reverse process of decoding, i.e., converting the code symbol in the image.
Давайте вместе построим схему кодирования / декодирования символа при нажатии клавиатуры и вывода его на экран. Для этого обратимся к нашему блогу.
И так как же происходит кодирование и декодирование символьной информации мы выяснили. Теперь осталось определить какой код – какому символу соответствует. В компьютере каждый символ кодируется уникальным кодом. Принято интернациональное соглашение о присвоении каждому символу своего уникального кода. В качестве международного стандарта принята кодовая таблица ASCII (American Standard Code for Information Interchange)
В этой таблице представлены коды от 0 до 127 (буквы английского алфавита, знаки математических операций, служебные символы и т.д.), причем коды от 0 до 32 отведены не символам, а функциональным клавишам.
Коды с 128 по 255 выделены для национальных стандартов каждой страны. Этого достаточно для большинства развитых стран.
Для России были введены несколько различных стандартов кодовой таблицы (коды с 128 по 255), использование которых зависит от операционной системы. Первая половина всех кодировок базируется на международной части кодовой таблицы ASCII.
Вот некоторые из них. КОИ-8, СР1251, СР866, ISO.
СР866 (Сode Page 866) – используется в компьютерах сеанса работы MS-DOS.
CP1251 – кодировка, которая используется в операционной системе Windows.
КОИ-8 – использовался в России, в русском секторе Internet;
ISO – International Standart Organization – Международный институт стандартизации (используется редко);
В настоящее время используется новый международный стандарт – Unicode, который отводит на каждый символ не один, а два байта, и поэтому с его помощью можно закодировать не 256 символов, а 2 16 = 65536 символов. Эту кодировку поддерживают последние версии Microsoft Office (начиная с 1997 года).
Недостатком данного кодирования является увеличение объёма памяти, которая требуется для хранения текста (в 2 раза).
А чтобы поближе познакомиться с этими кодировками я предлагаю выполнить практическое задание и раскодировать основные понятия нашего занятия. Каждая группа получает свое задание. Причем описать раскодированное понятие вам поможет словарь терминов занятия в нашем блоге.
Молодцы, вы прекрасно поработали. Как многого мы с вами сегодня узнали. И сейчас я предлагаю продолжить вам следующие предложения:
Сегодня на уроке я узнал …
Я доволен (не довольн) своей работой на уроке, потому что…
Мне необходимо повторить…
Мне было интересно…
У меня получилось…
И давайте вернемся к нашей доске и поставим плюсик возле цели занятия, если мы ее достигли, и минус, если не достигли.
А домашним заданием будет следующее: я предлагаю закодировать фразу любимого стихотворения, а мы на следующем уроке попробуем раскодировать его и узнать!
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Тема занятия: Работаем в графическом редакторе Paint .
Цель занятия: сформировать у учащихся умения работать в графическом редакторе Paint , научить создавать сложные графические изображения, научить планировать работу в графическом редакторе.
Задачи занятия: ученик научится строить алгоритм своей работы в графическом редакторе; ученик научится выполнять простейшие операции в графическом редакторе Paint .
Факультатив: информатика
Ключевые понятия: графическая информация, план действия, инструменты графического редактора
Тип занятия: урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Формы работы учащихся: фронтальная, самостоятельная работа, индивидуальная
Методы урока: частично-поисковый
Возрастная категория: 5 класс
Оборудование: мультимедийный проектор; презентация Power Point , компьютеры учеников; слайд с кроссвордом, слайды с историей новогодней открытки, flash -анимация для физкультминутки.
Технология: технология развивающего обучения, технология личностно-ориентированного обучения
УМК: Информатика : учебник для 5 класса / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний;
План урока :
организационный момент – 1-2 мин.
актуализация знаний Повторение пройденного материала: кроссворд “Инструменты ГР Paint ”– 7 мин.
первичное усвоение новых знаний- 10 мин.
физкультминутка – 3 минуты
практическое работа – 15-17 минут
домашнее задание – 1 минута.
подведение итогов 3 – 4 минуты.
Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, рада вас видеть, садитесь. Кто сегодня отсутствует?
Сдаем рабочие тетради на проверку. Запишите ваше следующее домашнее задание. Сегодня на уроке мы будем повторять и закреплять, полученные знания с прошлых уроков Ваша задача сегодня: выполнить минипроект – создать компьютерную открытку "Новогодняя" Оцениваться будет как ваш проект, так и активность на уроке.
2) Актуализация знаний.
Повторение пройденного материала: кроссворд “Инструменты ГР Paint ”
Учитель: Давайте мы с вами вспомним, при помощи каких инструментов мы может с вами создавать графические рисунке в Paint , отгадав кроссворд. Демонстрация кроссворда (3 минуты).
3) Первичное усвоение новых знаний.
Учитель: Ребята, сейчас мы с вами посмотрим презентацию "История новогодней открытки"
4) Физкультминутка
5) Практическое задание.
Не забывайте о правилах техники безопасности при работе за компьютерами.
А сейчас садимся за компьютеры и в Paint сделаем художественную зарисовку, а я прочитаю вам стихотворение:
На свете так бывает,
Что только раз в году
На елке зажигают
Прекрасную звезду.
Звезда горит, не тает,
Блестит прекрасный лед.
И сразу наступает
Счастливый Новый год!
Учитель: красивые у вас получились рисунки, молодцы.
6) Домашнее задание. Нарисовать рисунки "Зимние забавы".
7) Подведение итогов.
Вы отлично справились с заданием, а теперь садимся за парты.
Учитель: у вас на партах лежат фигурки (рожицы): желтая – занятие понравилось, было интересно, голубая – занятие не очень понравилось, было неинтересно.
Сегодня вы все хорошо поработали! А сейчас занятие закончено, до свидания.
Занятие познакомит учащихся с особенностями использования оператора цикла с предусловием, поможет приобрести опыт составления программ, где требуется организовать повторение действий.
Описание разработки
Цель – познакомить учащихся с особенностями использования оператора цикла с предусловием, приобрести опыт составления программ, где требуется организовать повторение действий.
Основные понятия темы:
Оператор цикла с предусловием.
Условие выхода из цикла.
Типы задач темы:
Вычисление значений сумм конечных рядов.
Вычисление значений произведений конечных рядов.
Ход занятия:
Пример из жизни, когда какая - либо последовательность команд выполняется многократно.
Читайте также: