Конспект урока изо 8 класс портрет

Обновлено: 01.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

( Искусство, 8 класс)

Цель урока: Формирование представления учащихся о портретном жанре как красоте, гармонии во внутреннем и внешнем облике человека.

Задачи:расширить знания об истории возникновения портрета, формировать умение находить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека; активизировать познавательный интерес к окружающему миру и интерес к процессу обучения.;развивать художественно – аналитические способности, внимание, культурную зоркость, повышать уровень образовательной мотивации и познавательный интерес; Развивать умение вести диалог с произведениями искусства.воспитывать интерес к человеку, умение находить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека; активизировать познавательный интерес к творчеству и созиданию.

Планируемые результаты изучения материала: обучающиеся знакомятся с образцами произведений портретного жанра в соответствии с исторической хронологией его становления и развития, особенностями средств художественной выразительности, языком разных видов искусства, совершенствуют свои способности к восприятию и осмыслению портретной живописи.

Оборудование: мультимедийная система: компьютер, проектор.

"В хорошем портрете, написанном

1.Организационный момент

2.Повторение изученного материала

Б) Теоретическая разминка. (Для 3 ряда)

Вы рассказывали об особом жанре живописи. Как он называется? (пейзаж). Дайте своё определение жанру. (Пейзаж – картина, главным героем которой является природа) Какие выды пейзажа вам известны? (городской, деревеский, марина, пейзаж-картина и т.д.) Приведите примеры пейзажей.

Продолжим повтерение пройденного, вспомним темы, изученные ранее.

1 Верно ли определение, что искусство – это любая форма человеческой деятельности, совершаемая умело, мастерски, искусно. ( Согласен)

2 Художественный образ – это конкретное представление о действительности, выраженное языком искусства отношение к человеку. ( Не согласен: обобщенное – жизни)

3 Стиль – характерные черты, почерк, особенность творчества автора. (Согласен)

4 Язык произведения – речь героев. (Не согласен: образность, выразительность, эмоциональность)

5 Знание научное и знание художественное взаимосвязаны, чтобы человек постигал добро. ( Не совсем верно, необходимо добавить истину и красоту).

3.Целеполагание и мотивация .

- Как вы понимаете следующие высказывания :

- Как вы думаете о каком виде жанра пойдёт речь? (ответы учащихся)

- Какая тема нашего урока и его цели ?

4. Формирование новых знаний .

Портрет ныне является прекрасным источником знаний о человеке, живущем в разное время, так же, как письма, дневники или записки историков. Но только ли исторические сведения нам важны и интересны, только ли портретное сходство с изображенным человеком нас привлекает? Каждый портрет хранит свою тайну о внутреннем мире человека.

Сегодня на уроке мы с вами попытаемся ответить на вопрос: почему искусство портрета привлекает и художника, и зрителя? (Постановка проблемного вопроса урока, вопрос записывается в тетрадь.)

Вместе с внешним сходством портрет запечатлевает духовный мир изображаемого человека (модели), создает типичный образ представителя народа, класса, эпохи. Скульптор В.И. Мухина считала , что лицо человека есть лицо истории.

Искусство портрета уходит корнями в глубокую древность.

Самый древний портрет

Первые образцы портрета являются скульптурными и относятся к Древнему Египту. За этим следовал расцвет портрета в период античности, упадок жанра в Средневековье, новые открытия, взлет и переход к технике станковой живописи в эпоху Возрождения, а затем дальнейшее развитие в последующие века.

Первые портреты был созданы египтянами. Они выполняли религиозно-магическую функцию: душа умершего должна была покинуть тело, а затем вернуться после судилища богов к мумии своего владельца и поселиться в нем навечно. Необходимо было соблюдать портретное сходство, чтобы душа могла отыскать то тело, из которого она вылетела. Конечно, огромные величественные изваяния создавались для увековечивания облика не простых людей, а правителей - фараонов, наместников бога на земле.

Одним из известных портретов того времени является

- портрет Нефертити

В начале XX в. археологи открыли всему миру замечательное портретное изображение царицы Нефертити , созданное в IV в. до н. э. Она была царицей Древнего Египта, скульптура имеет портретное сходство.Этот образ поражает плавностью линий профиля, изяществом гибкой шеи, воздушной легкостью и текучими переходами неправильных, но прелестных черт женского лица. Многие столетия Нефертити была эталоном женской красоты.

Первые живописные портреты были написаны египтянами на деревянных досках восковыми красками, затем появились росписи на стенах гробниц и жилищ.

Традиция возвеличивания выдающихся людей была распространена и в Древней Греции, где в период классики создавались идеализированные скульптурные портреты поэтов, философов, общественных деятелей. Древние греки писали портреты, но изображенные на них люди напоминали богов и героев из мифов . Авторы стремились подчеркнуть круг занятий портретируемого, его общественную функцию, но не заботились о сохранении индивидуальных черт изображаемого человека.

Художники считали красивым образ, в котором гармонично сливалось духовное и физическое совершенство человека. Примером этого может служить :

Мирон жил и творил в 5 веке до нашей эры. Посмотрите, как мастерски ему удалось передать ощущение движения, физическое совершенство своего героя, не заостряя внимания зрителей на особенностях лица.

Особой теплотой и нежностью веет от статуи Афродиты, богини любви и красоты, изваянной в 4 в. до н.э. для храма на острове Крит. В этом изображении нет божественного величия, образ дышит удивительным покоем и целомудрием.

Римский портрет связан с культом предков, со стремлением сохранить их

облик для потомков. Это способствовало развитию реалистического портрета. Древнеримский портрет отмечен четкой передачей индивидуальных черт человека , психологической достоверностью характеристик :

- величие, сдержанность (потрет Юлия Цезаря)

- жестокость и деспотизм (портрет Каракаллы).

В Средние века художники стремились передать божественный дух на картинах, которые ограничивались строгими религиозными рамками , но всё чаще они наполняются человеческими чувствами, ошеломляя и потрясая своих зрителей…

Но настоящий расцвет портретное искусство пережило в эпоху Возрождения (15-16в.в.), когда главной ценностью в мире стал человек . Принципы ренессансного портрета, прочно утвердились в XVв .

- Антанелло де Мессина.и др .

Мастера высокого Возрождения :

- Леонардо да Винчи "Мона Лиза"("Джоконда") 1503-1505 гг.

Лиза Герардини - жена Франческо дель Джокондо , торговца шёлком из Флоренции.

Они не просто создали образы современников, но отразили целый мир чувств, переживаний, настроений , наделяя их силой интеллекта, сознанием личной свободы, душевной гармонией, драматизмом . Тогда же впервые появляется автопортрет.

Нидерландские художники вписали человека не только в конкретно – бытовую среду, но и в систему мироздания. Они использовали мифологические сюжеты, вводили в свои произведения аллегорические фигуры и наделяли портретируемых условными чертами древних героев.

В конце 16 в. возникает новый тип портрета, в котором передаётся необычная внутренняя сосредоточенность человека, погружённость в собственный мир . Это мы можем видеть на картинах испанского художника Эль Греко . Резкие контрасты освещения, оригинальный колорит, бледные лица, огромные бездонные глаза.

Яркие, полнокровные натуры привлекают фламандского художника Рубенса .

Джузеппе Арчимбольдо ( 1527-1593 ) Этот итальянский художник прославился своими экстравагантными картинами с изображениями человеческих лиц в виде композиций из овощей и фруктов, часто с портретным сходством.

В 17 в . главным критерием художественности становится материальный мир, воспринимаемый через чувства. Подражание действительности заменило в портрете непонятность и необъяснимость психических проявлений человека, его многообразных душевных порывов. Очарование мягкого бархата и воздушного шелка, пушистого меха и хрупкого стекла, нежной, матовой кожи и сверкающего жесткого металла передается в это время с высочайшим мастерством.

На рубеже 17 и 18 веков на портретах мы видим другую породу людей - придворно-аристократических. На первый план выходит стиль рококо с его утонченными, задумчиво-томными, мечтательными образами.

Портреты художников Антуана Ватто (1684—1721), Франсуа Буше (1703—1770) и др. легкие , подвижные , их колорит полон изящных переливов, для них характерно сочетание изысканных полутонов.

Поиски героического, значительного, монументального в искусстве связаны в 18 в . со временем революционных перемен . Одним из гениальных скульптурных портретов мирового искусства является памятник Петру I французского скульптора Этьенна Мориса Фальконе (1716—1791), воздвигнутый в Петербурге в 1765 - 1782 гг. Он задуман как образ гения и созидателя . Неукротимая энергия, подчеркнутая стремительным движением коня и всадника, выражается во властном жесте вытянутой руки, в мужественном открытом лице, на котором бесстрашие, воля , ясность духа.

Глядя на эти полотна, мы видим императоров и императриц, полководцев и светских красавиц, но пока это лишь изображение важных персон. В это время появляются парадные и камерные портреты . На парадном портрете человек изображается в полный рост на архитектурном или пейзажном фоне, камерный портрет – это поясное, погрудное изображение человека на обычном фоне

Постепенно пышность изображения сменяется ощущением добра, благородства, душевности. И в 18 веке появляется совсем другие портреты – это портреты-образы , на которых люди смеются, грустят, мечтают, раздумывают

В 19 в. развивается психологический портрет- работы передвижников И.Н.Крамского , И.Е.Репина, воплотился интерес к социально значимым, полным духовного благородства личностям.

Рубеж 19- начала 20 века - внимание сосредоточивалось на раскрытии сложной гаммы человеческих переживаний, поэтому внешнее подобие оказывалось вторичным (творчество импрессионистов, кубистов, авангардистов и т. п.). Среди выдающихся мастеров этого периода - Э. Дега, М. Шагал, П. Пикассо

В 20 веке русский портрет отличается жанровым и стилевым разнообразием . Среди его авторов - живописцы М. Нестеров, И. Бродский и др . Глядя на эти картины понимаешь, что на портрете человек со своими мыслями, чувствами, характером.

Мы, зрители, пытаемся увидеть человека глазами художника, почувствовать его настроение, найти в нем те черты, которые привлекли автора, и тогда между художником и зрителем происходит самый настоящий разговор через века. Это ли не настоящая тайна?

Давайте попробуем совершить такое путешествие во времени вместе с художником Федором Рокотовым

Вот как выразил свои чувства об этом портрете поэт Н. Заболоцкий :

Ты помнишь, как из тьмы былого,

Едва закутана в атлас,

С портрета Рокотова снова

Глядела Струйская на нас?

Ее глаза – как два тумана,

Ее глаза, как два обмана,

Прикрытых мглою неудач.

- Внимательно рассмотрите картину , какой представляется вам эта женщина?

Есть в русской живописи еще один женский портрет, который окутан дымкой таинственности и красоты

Поэт Я. Полонский был очарован образом молодой женщины и воспел ее в своих стихах:

Она давно прошла, и нет уже тех глаз

И той улыбки нет, что молча выражали

Страданье – тень любви. И мысли – тень печали…

Но красоту ее Боровиковский спас.

- А какие чувства вызывает у вас этот образ? (ответы детей)

Запишите эти несколько слов в тетрадь (удивление, восхищение, тишина, изящество, мечтательность, задумчивость и т.д.)

- Ребята, прочитайте, пожалуйста, еще раз эпиграф нашего урока.

- По каким же признакам мы можем сказать, что картина относится к той или иной эпохе? (Ответы учащихся)

5. Физкультминутка.

Упражнения для улучшения мозгового кровообращения:

1. Исходное положение – сидя на стуле. И раз, и два – голову плавно наклонить назад. И три, и четыре – голову наклонить вперед плечи не поднимать.

Повторить 4 раза.

2. Исходное положение – сидя, руки на поясе. Раз – поворот головы направо. Два – исходное положение. Три – поворот головы налево. Четыре –

Повторить 6 раз в медленном темпе.

Гимнастические упражнения и массаж для улучшения зрения

1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. Повторить 4 раза.

2. В среднем темпе проделать 3 – 4 круговых движений глазами в правую

сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счёт 1 – 2. Повторить 1 – 2 раз.

3. Учитель называет предметы. Если эти предметы находятся в классной

комнате, дети встают, а если этого предмета нет в комнате, дети сидят.

5. Творческая практическая деятельность

1.Проведите сравнительный анализ двух картин :

Используйте при сравнении следующие признаки эпохи: обстановка, интерьер, одежда, прическа, род занятий, техника исполнения, цвет и т.д.

Проводится игра, по ходу игры учитель еще раз проговаривает технику создания портретного изображения.

6. Заключительная часть урока

Сегодня мы совершили с вами путешествие в удивительный мир человеческих образов. Было интересно? Так почему же искусство портрета привлекает и художника, и зрителя? (Ответы учащихся.) Итак , мы определили с вами один из главных секретов художников-портретистов – передача образа человека и времени, в котором он живет, - мы можем с вами поговорить о том, как же достигается художником этот эффект.

- Что должен учитывать художник, создающий портрет?

- выбор характерной позы; - четкость рук и жестов

- выражение лица и особенно глаз (глаза – зеркало души);

- выбор фона и композиции;

Цвет в живописном портрете играет основную роль. Он придает картине настроение – жизнерадостное или лирическое, грустное или романтическое.

Вывод урока: В портрете художником передается не только сходство с человеком, но и его богатый духовный мир и признаки эпохи, а внимательному зрителю удается разгадать эту загадку (запись в тетрадь).

7. Рефлексия .

Понравился вам урок?

Что больше всего вас заинтересовало?

Что нового вы узнали?

Отметьте значком в тетради, какие ощущения, эмоции у вас вызвал урок.

8. Домашнее задание :

1. Знать записи в тетради.

2. Подобрать репродукцию понравившегося портрета и придумать свою историю об изображенном человеке.

3. Творческое задание: нарисовать , выполнить коллаж , характерное фото -- портрет вашего героя (родители , друзья , кумиры , т.д. )

  • подвести учащихся к пониманию того, что жанр портрета – это не только передача индивидуального сходства, но и создание духовного образа человека, отражение его мыслей и чувств;
  • познакомить с изображением человека в искусстве разных эпох, с историей возникновения портрета;
  • развивать пони­мание того, что в портретном изображении должен выражаться ха­рактер человека, его внутренний мир;
  • формировать умение нахо­дить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем об­лике человека;
  • активизировать познавательный интерес к окружающему миру и интерес к процессу обучения.
  • Образовательная:
    • закрепить знания о жанре, разновидностях портрета;
    • закрепить навыки изображения головы человека, соблюдая пропорции;
    • знакомство с историей развития портретного жанра.
    • развивать графические навыки (распределение светотени на поверхности форм);
    • развивать творческое воображение, память умение анализировать пропорциональные отношения.

    Оформление доски:


    Форма организации учебной деятельности: индивидуальная.

    Тип урока: комбинированный.

    План урока:

    1. Вводная часть (притча).
    2. Повторение :
    – Определение жанра портрет.
    – Закрепление знаний о разновидностях портрета.
    3. Из истории развития портретного жанра. (Презентация)
    4. Практическая работа:
    – Средства художественной выразительности.
    – Последовательность работы над изображением головы человека (закрепление)
    – Техника пастели. Мастер класс.
    5. Подведение итогов урока.

    Притча о художнике

    Жил на свете художник, который имел дар видеть и запечатлевать прекрасное.
    Его умение видеть красоту – удивляло людей! Люди, которые жили рядом, смотрели на то же – и не замечали, что это – ПРЕКРАСНО. До тех пор они этого не замечали, пока не превращал художник то, что видел и он, и они, – в совершенную картину!

    Художник этот был Великим Мастером КРАСОТЫ! Он прикасался взглядом души к тому, что видел, – и изображал прекрасный миг Вечного Бытия на своих полотнах. И тогда – происходило чудо: незаметная прежде КРАСОТА – становилась явной для каждого, кто смотрел на картину художника!

    И женщину он старую увидел – и её портрет стал он рисовать. И удивлялись люди: что в такой старухе он нашёл?
    А художник – он каждую морщинку на руках её – как летопись писал. И были в летописи той слова о жизни долгой и непростой, о доброте, и о любви, о детях, вскормленных душевною заботой, о внуках, мудростью питаемых глубокой… И засияли лучики из глаз – в них свет струился – к тем людям, которые вокруг сейчас, и к тем, что ныне вдалеке, их свет подобен был реке, которая имеет свой исток в сердечной доброте.
    И на портрете том – любовь, и мудрость, и покой – вещали людям о жизни доброй, о душе
    Большой! И в восхищенье – замирало множество людей перед картиной той! И обнимала их любовь души прекрасной – как нежная вечерняя заря…
    Художник так всё то отобразил , что в почтенье перед старой женщиной склонились люди…

    – Сегодня на уроке мы продолжим разговор о портрете.

    Разновидности портрета:

    Исторический портрет – изображает какого-либо деятеля прошлого и создаваемого по воспоминаниям или воображению мастера, на основе вспомогательного (литературно-художественного, документального и т. п.) материала. В сочетании портрета с бытовым или историческим жанром модель часто вступает во взаимодействие с вымышленными персонажами.

    Портрет-картина, жанровый портрет – портретируемый представлен в смысловой и сюжетной взаимосвязи с окружающими его миром вещей, природой, архитектурными мотивами и другими людьми (последнее – групповой портрет-картина).

    Портрет-тип – собирательный образ, структурно близкий портрету.

    Автопортрет – принято выделять в отдельный поджанр.

    • Коронационный (реже встречается тронный)
    • Конный
    • В образе полководца (военный)
    • Интимный портрет – является редкой разновидностью камерного с нейтральным фоном. Выражает доверительные отношения между художником и портретируемой особой.
    • Малоформатный и миниатюрный портреты, выполненные акварелью и тушью

    Портрет ныне является прекрасным источником знаний о человеке, живущем в разное время, так же, как письма, дневники или записки историков. Но только ли исторические сведения нам важны и интересны, только ли портретное сходство с изображенным человеком нас привлекает? Каждый портрет хранит свою тайну о внутреннем мире человека.

    Из истории портрета

    Первые портреты были созданы египтянами. Они выполняли религиозно-магическую функцию: душа умершего должна была покинуть тело, а затем вернуться после судилища богов к мумии своего владельца и поселиться в нём навечно. Необходимо было соблюдать и портретное сходство, чтобы душа могла отыскать то тело, из которого она вылетела. Одним из известных портретов того времени является портрет Нефертити (около 1360 года до н.э.).
    Первые живописные портреты были написаны египтянами на деревянных досках восковыми красками.

    Древние греки тоже писали, но больше любили лепить портреты, но изображенные на них люди напоминали богов и героев из мифов. В Древней Греции создавались идеализированные скульптурные портреты поэтов, философов, общественных деятелей. Авторы стремились подчеркнуть круг занятий портретируемого, его общественную функцию, но не заботились о сохранении индивидуальных чёрт изображаемого человека (Гомер как поэт, Перикл как стратег).

    Древний РИМ подарил нам первые психологические портреты.

    Эстетика Возрождения определила специфику портрета: человек являлся высшим началом и центром земного бытия. При этом реальные персонажи приравнивались к вымышленным(мифологическим). Примеры тому – живопись С.Боттичелли, Дюрера.
    Мастера Высокого Возрождения – Леонардо да Винчи, Рафаэль, Джорджоне, Тициан, Тинторетто – не просто создали образы современников, но отразили целый мир чувств, переживаний, настроений.
    Тогда же впервые появляется автопортрет.

    Учитель. Только из всего огромного количества портретов в мире есть один, о котором знает практически каждый человек на земле, но хранящий даже по прошествии многих лет, свою загадку. Как вы думаете, что это за портрет? (Ответы учащuхся.)

    Средневековье стало периодом унификации личности, подчинения её определённым правилам и нормам, что нашло отражение в создании портретов прежде всего людей общественно значимых (правителей, приближенных).Они смогли проникнуть и во внутренний мир своих героев, сделав их олицетворением определённых нравственных черт – чванства, тщеславия, гордыни.

    Величайший расцвет портретной живописи приходится на XVII век, подаривший миру таких великих мастеров, как голландцы Рембрандт Харменс ван Рейн и Франс Гальс, фламандец Антонис ван Дейк или испанский художник Диего де Сильва Веласкес.
    – А какое чувство вызывает у вас этот портрет? (Портрет старушки).

    И вот здесь мы с вами впервые начинаем понимать, что на портрете человек со своими мыслями, чувствами, характером. Между художником и зрителем происходит самый настоящий разговор через века. Это ли не настоящая тайна?

    Любите живопись, поэты!
    Лишь ей единственной, дано
    Души изменчивой приметы
    Переносить на полотно.
    Ты помнишь, как из тьмы былого,
    Едва закутана в атлас,
    С портрета Рокотова снова
    Смотрела Струйская на нас?
    Её глаза – как два тумана,
    Полуулыбка, полуплач,
    Её глаза – как два обмана,
    Покрытых мглою неудач.
    Соединенье двух загадок,
    Полувосторг, полуиспуг,
    Безумной нежности припадок,
    Предвосхищенье смертных мук.
    Когда потемки наступают
    И приближается гроза,
    Со дна души моей мерцают
    Её прекрасные глаза.

    Она давно прошла, и нет уже тех глаз
    И той улыбки нет, что молча выражали
    Страданье – тень любви. И мысли – тень печали…
    Но красоту ее Боровиковский спас.

    Вывод: Художник не только передаёт внешний облик человека, но и его индивидуальность, он проникает внутрь души человека, раскрывает его характер, чувства, и взгляды на мир.

    – Что должен учитывать художник, создающий портрет, который действительно бы отображал внутренний мир человека?

    Техника исполнения:

    – выбор характерной позы;
    – четкость рук и жестов
    – выражение лица и особенно глаз (глаза – зеркало души);
    – выбор фона и композиции;
    – выбор цвета.

    Основными средствами художественной выразительности ста­новятся: деталь, цвет, колорит, композиция, линия, штрих, тон, фон на котором располагается фигура порт­ретируемого.

    – А сейчас я предлагаю вам попытаться самим создать образ и настроение.

    Есть лица, подобные пышным порталам,
    Где всюду великое чудится в малом.
    Есть лица – подобие жалких лачуг,
    Где варится печень и мокнет сычуг.
    Иные холодные мертвые лица
    Закрыты решетками, словно темницы.
    Иные, как башни, в которых давно
    Никто не живет и не смотрит в окно.
    Но малую хижину знал я когда-то,
    Была неказиста она, небогата,
    Зато из окошек ее на меня
    Струилось дыханье весеннего дня.
    Поистине мир и велик и чудесен!
    Есть лица – подобья ликующих песен,
    Из этих, как солнце, сияющих нот
    Составлена песня небесных высот!

    Повторение пропорций частей лица при рисовании портрета при помощи учебной таблицы.

    Техника пастели. Мастер класс

    Поэтапный показ учителем на доске выполнение рисунка портрета в технике пастель.

    Практическая работа учащихся

    Заключительная часть урока

    Мини-выставка работ учащихся, обсуждение.

    – Сегодня мы совершили с вами путешествие в удивительный мир человеческих образов. Было интересно? Так почему же портрет называют зеркалом души? (Ответы учащихся.)

    Вывод урока: в портрете художником передается не только сходство с человеком, но и его богатый духовный мир и признаки эпохи, а внимательному зрителю удается разгадать эту загадку (запись).

    Домашнее задание (слайд, запись в тетрадь):

    – Наш урок окончен. Спасибо.
    В лучших своих работах вы сумели выразить свое личное отношение к изображенному. Выразительные композиции, оригинальные колористические находки придали неповторимость вашим произведениям. Какие у вас остались впечатления от сегодняшнего урока?

    • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
    • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

    Конспект урока ИЗО, 8 класс

    Тема. Стиль в искусстве.

    Развивать умение учащихся понимать разновидности искусства и находить отличия между видами искусства, узнавать вид искусства по иллюстрацией, предоставлять характеристику художественному образу произведения живописи, выражать свои собственные суждения от просмотра произведения, развивать умение находить общие черты между видами искусства.

    Воспитывать интерес к различным видам искусства, творчества известных художников, к истории развития видов искусства и индивидуального стиля художника.

    Тип урока: комбинированный, интегрированный, урок ввода в тему.

    Основные понятия для усвоения: искусство, стиль, индивидуальный стиль художника. Теория искусства для усвоения: этапы развития искусства, названия стилей искусства прошлого. Повторение понятий: виды искусства, художественный образ.

    Произведения, изучаемые на уроке: картина Л. да Винчи «Дама с горностаем

    1. Организационный момент. Мотивация к обучению.

    2. Новый материал для усвоения. Беседа с учениками об истории развития искусства.

    - Искусство как особый вид человеческой деятельности зародилось еще в эпоху палеолита. Наши пещерные предки, несмотря на ежедневную суровую борьбу за выживание , восхищались красотой окружающей среды, богатством и разнообразием природных форм и пытались воспроизвести их в рисунках доступными средствами. Древние художники использовали острые камешки для процарапывание на скалах или угольки от костра, природные минеральные краски для контурных или силуэтных изображений животных на стенах пещер. Краску наносили пальцами или примитивными кистями (клок шерсти, пучок травы). Позже в наскальных рисунках начали появляться изображения людей, многофигурные композиции — в частности, сцены охоты. Из глубины веков до нас дошли и высеченные из камня скульптуры животных, рельефы, гравюры на костях и рогах упольованих зверей.

    Просмотр иллюстраций . Наскальный рисунок в пещере Шове;. Наскальный рельеф "ритуальный танец" в Тануме.

    — С течением времени вслед за социальными изменениями менялись предметы и способы изображения, характер и стиль искусства, однако на всех этапах истории человечества искусство всегда играло чрезвычайно важную роль.

    Запомните искусство-это эстетическое познание мира в процессе художественного творчества как

    особого вида человеческой деятельности, отражающего действительность в конкретно-чувственных образах в соответствии с определенными идеалами прекрасного.

    3. Практическое задание № 1.

    - Вспомните, что вам известно о художественных стилях и направлениях из уроков

    музыкального и изобразительного искусства.

    - Всю историю искусства распределяют на большие временные периоды-эпохи, в каждой из которых сложился определенный художественный стиль или направление.

    Рассмотрите схему, иллюстрирующую этапы развития искусства в культуре прошлого.

    — Сколько стилей искусства в культуре прошлого вы насчитали?

    - Названия каких стилей вам известны?

    - Сколько стилей насчитывает искусство Средневековья?

    - Об искусстве какой эпохи вам известно больше всего?

    4. Рассказ учителя о стиле на направления в искусстве, виды искусства.

    - Термин "стиль" относится к наиболее дискуссионным вопросам в искусствоведении. Это понятие является центральным в истории искусства и распространяется на другие виды человеческой деятельности, превращаясь в одну из важнейших категорий культуры в целом. В наше время стилем называют

    также образ жизни, манеру вести себя, одеваться, методы и приемы работы, например: стиль общения, стиль одежды, стиль руководства и тому подобное.

    Стиль в искусстве — это форма художественного самоопределения эпохи, региона,нации, социальной или творческой группы либо отдельной личности.

    Помните Стиль в искусстве-это язык искусства: совокупность художественных принципов, приемов и средств, характерных для искусства определенных стран определенного исторического периода, направления или индивидуальной манеры художника.

    — В основе любого стиля лежит исторически и социально обусловленная общность идейно-художественных принципов, что объединяет произведения мастеров, работавших в разных видах и жанрах искусства. Поэтому наше знакомство с художественными стилями будет происходить через изучение особенностей основных видов искусства, произведения которых составляют мировое культурное наследие.

    По способу воплощения художественного образа различают пространственные искусства (архитектура, скульптура, живопись, графика, фотоискусство, декоративно-прикладное искусство, дизайн); временные искусства (музыка, литература); пространственно-временные, или синтетические (киноискусство, театральное искусство, хореография, цирковое искусство и тому подобное).

    Запомните виды искусства-это формы творческой деятельности, сложившиеся исторически как отражение многогранности реального мира и проявляющиеся в разнообразии способов и средств художественно-образного воспроизведения и эстетического восприятия.

    — Рассмотрите схему, изображающую виды искусства.

    - С какими видами искусства вы знакомы?

    - Какие виды искусства вам нравятся больше всего и почему?

    - Каждый вид искусства раскрывает сущность жизни, высокие этические идеалы с помощью определенных художественных средств. Вы уже знаете , что эстетическое воспроизведение мира в литературе происходит через слово; в музыке — через звуки и интонации;

    в живописи — через цвета и их оттенки; в скульптуре и архитектуре — через пластические материалы , объемно-пространственные формы; в графике — через линии, штрихи, пятна, тон; в театре и кино — через слово, мимику, жесты актеров; в хореографии — через движения, пластику танцоров и тому подобное.

    - Рассмотрите иллюстрации (стр. 9). Какие виды искусства на них изображены? Обоснуйте свое мнение.

    Работа с учебником в парах или просмотр иллюстраций онлайн с помощью электронного приложения.

    Иллюстрации для просмотра: Вестминстерское аббатство, М. Пимоненко. "Вечереет", М. Манизер. Памятник Т. Шевченко в Киеве, Лондонский симфонический оркестр, Версальский парк.

    7. Рассказ учителя о художественный образ.

    — Предметами изображения в искусстве являются природные объекты, внутренний мир человека, его чувства, важные для нее события личной или общественной жизни, быт, традиции и тому подобное , а специфической формой отражения действительности — художественный образ, который выявляет общее через конкретное, индивидуальное. То есть, художник творчески переосмысливает действительность и, используя художественный язык, способы изображения и средства выразительности того или иного вида искусства, передает свои мысли, впечатления и переживания в художественном произведении.

    Художественный образ — это присущая искусству форма отражения реальности сквозь призму мировосприятия художника, его эстетических взглядов и отношения к жизни. Именно поэтому художественный образ всегда конкретен, субъективен, уникален и эмоционален.

    — В каждом виде искусства среди представителей творческого сообщества есть настоящие мастера, творчество которых отличается яркими, самобытными чертами. В таком случае говорят об индивидуальном стиле художника.

    Запомните индивидульный стиль художника отражает его характерную авторскую манеру,в основе которой — особенности восприятия окружающего мира, творческая фантазия, талант и мастерство.

    — В истории искусства есть множество примеров индивидуальных авторских стилей. По нескольким мотивам мы распознаем музыку В. А. Моцарта или М. Скорика;

    достаточно небольших фрагментов живописных произведений, чтобы определить стиль Р. Рембрандта, Л. да Винчи, И. Репина и другие.

    8. Практическое задание № 4.

    9. Это интересно знать.

    — Многие искусствоведы считают, что на картине изображена Чечилия Галлерани, с которой художник познакомился в доме своего покровителя-миланского герцога Людовико Сфорца. Вероятно, портрет был написан в 1489-1490 годах. На нем изображена хрупкая девушка, на руках которой покорно сидит маленький пушистый зверек. Этой картиной, по мнению исследователя К. Педретти, Леонардо да Винчи начал традицию пор-третей пятнадцатого века. Художник нарисовал не профиль модели, а изображение в три четверти поворота влево, что помогло ему достичь эффекта естественности, фиксации одного мгновения. В общем, работа вызывает возвышенные чувства. Нежный овал лица, проницательный взгляд больших, красивых глаз, едва заметная улыбка в уголках губ — все это подчеркивает не только внешнюю привлекательность, но и красоту души юной модели.

    10. Анализ произведения живописи.

    1. Опишите цветовую гамму картины. Какие цвета на ней преобладают:

    теплые или холодные? родственные или контрастные?

    2. Удалось ли художнику передать характер и настроение своей модели?

    3. Какими средствами он смог достичь этого?

    4. Какие особенности индивидуального стиля художника ощущаются в портрете?


    На уроке дети повторят свои первоначальные знания о понятии "портрет", а также сами в ходе работы в парах попытаются создать портрет человека, стилизованный под фоторобот.

    Описание разработки

    Цели:

    формировать представление о жанре изобразительного искусства - портрет;

    способствовать развитию наглядно-образного мышления;

    воспитывать культуру поведения при работе в парах;

    Планируемые результаты:

    различать портрет, как жанр изобразительного искусства среди других произведений изобразительно искусства;

    понимать понятие: пропорции лица;

    различать виды портретов;

    уметь составлять портрет из предложенных частей.

    уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;

    уметь планировать свою деятельность на основе с поставленной задачей;

    осуществлять синтез как составление целого из частей;

    строить простые рассуждения в форме связи простых суждений о строении объектов;

    договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

    контролировать действия партнёра;

    адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

    Этапы урока.

    1. Мотивация к учебной деятельности.

    Начался наш урок. Давайте проверим готовность к нему.

    Все вы любите рисовать. А что Вы любите рисовать больше всего?

    Портрет. Пропорции лица (конспект урока)

    Да. Вы настоящие юные художники.

    - Давайте вспомним, какие жанры живописи нам известны? (слайд №2)

    - Что такое пейзаж? (слайд №3)

    - Что такое натюрморт? (слайд №4)

    - Что такое портрет? (слайд №5).

    2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.

    Во все времена художников интересовал внутренний мир человека, его душа, характер, жизнь. Поэтому художников и возникла потребностей писать портреты.

    Портреты можно разделить на такие виды: (просмотр слайда № 6)

    Попробуйте сами догадаться, какой из предложенных портретов относится к той или иной группе и почему.

    (Просмотр слайдов № 7, 8, 9, 10, 11).

    На групповом портрете изображены несколько человек, на автопортрете художник изобразил сам себя, на парадном портрете

    изображён человек в торжественный момент своей жизни (с наградами, украшениями), размеры его как правило значительны; на камерном портрете (провести аналогию с камерным театром) человек изображен в обычной обстановке, так как он выглядит в обычной жизни, как правило эти портреты небольших размеров.

    Два человека высказали свои точки зрения, я сейчас вам их приведу, а вы мне скажите, с кем Вы согласны:

    Вы решили, что не только наблюдательность должна быть у художника, но и определённые знания.

    Тогда скажите мне, что он должен знать?

    Весь материал - в документе.

    Содержимое разработки

    Автор: Варанкина Татьяна Владимировна, учитель начальных классов МАОУ СОШ №147 г. Челябинска

    Предмет: Изобразительное искусство

    формировать представление о жанре изобразительного искусства - портрет;

    способствовать развитию наглядно-образного мышления;

    воспитывать культуру поведения при работе в парах;

    различать портрет, как жанр изобразительного искусства среди других произведений изобразительно искусства;

    понимать понятие: пропорции лица;

    различать виды портретов;

    уметь составлять портрет из предложенных частей.

    уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;

    уметь планировать свою деятельность на основе с поставленной задачей;

    осуществлять синтез как составление целого из частей;

    строить простые рассуждения в форме связи простых суждений о строении объектов;

    договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

    контролировать действия партнёра;

    адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

    Мотивация к учебной деятельности.

    Начался наш урок. Давайте проверим готовность к нему.

    Все вы любите рисовать. А что Вы любите рисовать больше всего?

    Да. Вы настоящие юные художники.

    - Давайте вспомним, какие жанры живописи нам известны? (слайд №2)

    - Что такое пейзаж? (слайд №3)

    - Что такое натюрморт? (слайд №4)

    - Что такое портрет? (слайд №5).

    Создаёт доброжелательный настрой на урок.

    Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.

    Проверяют готовность к уроку, отвечают на вопрос учителя.

    Смотрят отрывок из мультфильма, вспоминают основные жанры картин.

    Высказывают свои предположения.

    Делают общий вывод.

    Регулятивные: волевая саморегуляция.

    Строить речевое высказывание в устной форме.

    Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.

    Во все времена художников интересовал внутренний мир человека, его душа, характер, жизнь. Поэтому художников и возникла потребностей писать портреты.

    Портреты можно разделить на такие виды: (просмотр слайда № 6)

    Автопортрет

    Парадный портрет

    Камерный портрет

    Попробуйте сами догадаться, какой из предложенных портретов относится к той или иной группе и почему.

    (Просмотр слайдов № 7, 8, 9, 10, 11).

    На групповом портрете изображены несколько человек, на автопортрете художник изобразил сам себя, на парадном портрете

    изображён человек в торжественный момент своей жизни (с наградами, украшениями), размеры его как правило значительны; на камерном портрете (провести аналогию с камерным театром) человек изображен в обычной обстановке, так как он выглядит в обычной жизни, как правило эти портреты небольших размеров.

    Два человека высказали свои точки зрения, я сейчас вам их приведу, а вы мне скажите, с кем Вы согласны:

    Вы решили, что не только наблюдательность должна быть у художника, но и определённые знания.

    Читайте также: