Конспект нод старшая группа будь осторожен

Обновлено: 03.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Непосредственной образовательной деятельности по безопасности детей старшего дошкольного возраста в форме комплексного игрового занятия

Цель: закрепить правила безопасного поведения в быту и на улице.

Образовательная область «Безопасность":

Предостеречь от неприятностей, связанных с контактами с незнакомыми людьми, продолжать обучать детей правилам безопасности и умения ориентироваться в чрезвычайных ситуациях.

Закрепить представления детей об опасных для жизни и здоровья предметах, которые встречаются в быту и на улице.

Дать знания о значении этих предметов для людей. О правилах пользования этими предметами.

Закрепить правила противопожарной безопасности.

Задачи интегрируемых образовательных областей:

Развивать связную речь детей, расширять словарный запас.

Развивать внимание, мышление при решении проблемных ситуаций.

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.

Воспитывать бережное отношение к себе и окружающим людям, взаимовыручку и взаимопомощь.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская.

Планируемые результаты :

Умеет вести себя с незнакомыми людьми.

Умеет называть свою фамилию ,имя ,имя и отчество родителей, домашний адрес и телефон.

Знает правила обращения с опасными предметами.

Знает правила противопожарной безопасности.

Умеет работать коллективно.

Активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.

Проявляет сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу.

Активно участвует в подвижных играх.

Предварительная работа:

Рассматривание альбомов по безопасности.

Беседы по безопасности в быту, в детском саду, на улице.

Заучивание домашнего адреса, телефона, Ф.И.О. родителей.

Содержание организованной деятельности

Вводная часть:

Организационный момент

Воспитатель: Ребята! Мы живем в мире, где много разных людей, хороших и плохих. Хорошие люди заботятся о детях, любят, оберегают их, хотят, чтобы вы выросли здоровыми, умными. Но, к сожалению, есть и люди, которые творят зло. Это опасные люди.

Сегодня мы будем учиться узнавать таких людей, и вести себя с ними.

Основная часть:

Бывает, что ребенок остался один в квартире. Родители на работе или ушли по делам. Узнав, что в квартире ребенок один преступники могут попытаться проникнуть в квартиру. С такими людьми нужно быть осторожными

Вопросы:

- Как могут такие люди узнать, что вы одни дома?

- Если неизвестный человек по телефону спрашивает тебя о том, кто в доме, как тебя звать и когда вернуться родители, можно ли отвечать?

- Для чего незнакомец может все это узнавать?

- Что нужно отвечать по телефону?(ответы детей: я вам ничего не скажу, сообщите свой номер телефона, родители вам перезвонят)

Вопросы:

- Можно ли детям открывать дверь, если дома нет взрослых?

-А если человек за дверью говорит, что он почтальон? Полицейский? Воспитатель вместе с детьми делает вывод: дверь никому открывать нельзя!!

Правило: нужно вставить в стихотворение недостающие слова.

Не пускайте дядю в дом,

Если дядя не знаком,

И не открывайте тете,

Если мама на работе.

Ведь преступник, он хитер,

Притворится, что…( монтер)

Или даже скажет он,

Что пришел к вам… (почтальон)

Он покажет вам пакет,

А под мышкой… (пистолет).

Или он надел халат,

А под ним штук пять… (гранат)

А за ним спешит старушка,

У нее в авоське… (пушка)

В жизни всякое бывает

С тем, кто двери… (открывает)

Чтоб тебя не обокрали,

Не схватили, не украли!

Незнакомке ты не верь,

Закрывай покрепче… (дверь)

Вопросы:

- Если к вам подошел незнакомый человек и предлагает конфету. Как нужно поступить?

- А если человек говорит, что у него в машине котенок и зовет посмотреть, что нужно сделать?

- Кататься с незнакомцем поедите?

Правильно, некогда ничего не берите у незнакомцев ничего, а тем более не садитесь в машину. А если преступник попытается увезти вас силой, нужно громко просить о помощи, чтобы окружающим было понятно, что вас пытаюся увезти незнакомые люди.

Вопрос: А что будете делать вы, если потеряетесь на улице? ( Ответы детей: не плакать не убегать, обратиться к охраннику или милиционеру, назвать телефон родителей и домашний адрес).

3. Физминутка

Буратино потянулся, (Руки вверх, вдох – потянулись)

Три – нагнулся. (наклоны – раз, два, три)

Руки в сторону развел, (развели руки в стороны)

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать. (встали на носочки)

4. Рассматривание иллюстраций к сказкам

Воспитатель: Давайте вспомним слишком доверчивых сказочных героев, которые в опасных ситуациях повели себя не правильно.

- Кто в этой сказке вел себя не правильно? (Буратино показал золотые монеты и согласился идти с незнакомцами)

- Как нужно было поступить?

- Что не правильно сделали герои этой сказки? (Козлята поддались на уговоры волка и открыли дверь злодею)

- Какая опасная ситуация произошла в этой сказке? (Колобок никого не послушал, убежал из дома, разговаривал с незнакомыми животными)

- Что произошло в этой сказке? (Красная шапочка разговаривала с незнакомцем и рассказала все о себе и бабушке. Этого делать нельзя)

5. Рассматривание опасных предметов

Воспитатель: Давайте посмотрим, что лежит в моем сундучке. (Воспитатель достает разные предметы: машинку, мяч, куклу, спички, булавки, нож, ножницы, таблетки, нитки, бенгальские огни).

Вопрос:

- Как вы думаете, с чем можно играть, а с чем нет?

-Можно ли брать опасные предметы без присмотра взрослых?

Дети разбирают предметы на опасные и неопасные, объясняя свой выбор.

Дети объясняют, где хранить опасные и безопасные предметы (например: иголки - в игольнице, ножи - в ящике и т. д).

Дети совместно с воспитателем делают вывод: пользоваться опасными предметами только под присмотром взрослых.

6. Воспитатель :

- Я вижу в сундучке спички, Зачем нужны спички?

(Дети отвечают, что спичками разжигают огонь.)

- Какую пользу приносит огонь? (Дети отвечают: дает тепло, с помощью огня можно приготовить еду и т.д.)

- Какой вред приносит огонь? (Ответы детей: может возникнуть пожар.)

- Что нужно делать, если возник пожар? (Ответы детей: вызвать пожарных, не прятаться, звать на помощь, не открывать окна и т.д.)

Правила игры: если дети поступают правильно - хлопают, если нет - топают:

Знаю я теперь, друзья, что с огнем играть нельзя! (хлопают)

Спички весело горят, буду с ними я играть! (топают)

Коля убежал за дом, там играет от с костром. (топают)

Он опасен, Лена знает, утюг больше не включает. (хлопают)

Таня с Ниною играют зажигалку зажигают. (топают)

Воспитатель: Молодцы! Правила пожарной безопасности знаете!

Заключительная часть:

Сегодня мы разговаривали о том, как вести себя с незнакомыми людьми и в опасной ситуации. Что нового вы узнали? (Ответы детей)

А еще я вам скажу, что нельзя грубить незнакомцу. Он может быть не злым человеком, но ответить грубостью, если ты покажешься ему грубияном.

Задачи: создавать условия для формирования у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности. Дать понятие детям, что огонь бывает другом, а бывает и врагом. Помочь детям запомнить правила пожарной безопасности в игровой форме. Прививать интерес к работе пожарных. Способствовать развитию памяти, внимания, мышления, связной речи. Воспитывать чувство осторожности и самосохранения.

Ход НОД:

Воспитатель: ребята вспомните, пожалуйста, из каких книг эти строки:

Что за дым за головой, Что за гром на мостовой? Дом пылает за углом, Сто зевак стоит кругом. Ставит лестницу команда, От огня спасает дом.

Море пламенем горит. Выбежал из моря кит. Эй, пожарные бегите! Помогите! Помогите!

Воспитатель: Молодцы ребята! Вы правильно назвали все произведения о пожарах.

Ребята, сила огня очень велика. Огонь сгорает. Заставляет работать машины, запускает ракеты и даже космические корабли. На огне готовят пищу. Но огонь, ребята, может быть очень страшным и злым, вызывающим пожар, который может принести значительный ущерб и вызвать гибель людей. В пламени горит все: жилища, посевы, скот, лес, целые деревни и даже города. Когда люди забывают об осторожном обращении с огнем, он становится смертельно опасным! Пожар – не случайность, а результат неправильного обращения с огнем. Огонь из доброго слуги человека, может превратиться в огнедышащего дракона. Поэтому необходимо, чтобы каждый человек был внимательным при обращении с огнем, соблюдал осторожность возле электроприборов и печей.

Человеку друг огонь, Только зря его не тронь! Если будешь баловать, То беды не миновать. От огня не сдобровать. Знайте, в гневе он сердит, Ничего не пощадит. Уничтожить может школу, Поле хлебное, твой дом, И у дома все кругом. И, взметнувшись до небес, Перекинуться на лес. Гибнут в пламени пожара, Даже люди иногда: Это помните всегда!

Воспитатель: Тогда начинаем!

- Кто почуяв запах гари,

Сообщает о пожаре? (Ответы детей).

- Кто из вас, заметив дым,

Говорит: «Пожар! Горим! (Ответы детей).

- Кто из вас шалит с огнем

Утром, вечером и днем? (Ответы детей).

- Кто, почуяв газ в квартире,

- Кто костров не разжигает

И другим не разрешает? (Ответы детей).

Воспитатель: Молодцы ребята! Ни разу не ошиблись! Беда может нагрянуть внезапно, когда ее совсем не ждешь. Каждый из нас может оказаться в такую минуту один. Что же делать в такой ситуации? Запомните:

Давайте попробуем проиграть такую ситуацию.

Воспитатель: Молодцы ребята! Вы все очень хорошо и быстро справились с заданием.

Скажите мне, пожалуйста, вы видели пожарных? А что они делали? Где вы их видели? А какими должны быть пожарные?

Дети: пожарные должны быть : сильными, смелыми, находчивыми, мужественными, решительными).

Воспитатель: Совершенно верно, ребята! А вы хотите стать пожарными?

(Дети делятся на две команды, выстраиваются друг за другом, игра проводится в форме эстафеты).

Воспитатель: Молодцы ребята! Победила дружба! Все ребята у нас сильные, смелые, ловкие, быстрые. А умеете ли вы отгадывать загадки?

Воспитатель: Сейчас мы это проверим. Слушайте внимательно!

Шипит и злится, Воды не боится. С языком, а не лает. Без зубов, а кусает?

Спешит, гудит - дорогу дай! Моргает глазом синим. Примчится вовремя всегда, Беда детей и взрослых минет.

(Пожарная машина)

Если младшая сестричка, Зажигает дома спички, Что ты должен предпринять? Сразу спички те ….

Вот так мошка – осиная ножка, На стог села – все сено съела?

Без рук, без ног, а на гору быстро ползет?

Воспитатель: Молодцы! Все загадки отгадали. Ребята, а какие пословицы об огне вы знаете?

- Огонь – не вода, охватит, не выплывешь.

- Огонь – не вода, пожитки не всплывают.

Не шути с огнем – обожжешься!

(Дети становятся в круг. У воспитателя в руках красный воздушный шар. Воспитатель говорит стихотворение не называя последнее слово, а играющий должен быстро сказать последнее слово стихотворной строки и передать шар другому).

Раньше, если был пожар, Ввысь взымал сигнальный шар. Этот красный шар недаром, Звал пожарных в бой с ….(пожаром).

(Ребенок, передает шар рядом стоящему).

Где с огнем беспечны люди, Там взовьется в небо шар, Там всегда грозить нам будет Злой огонь - …. (пожар).

(Ребенок, передает шар рядом стоящему).

Раз, два, три, четыре, У кого пожар в ….(квартире).

Дым столбом поднялся вдруг, Кто не выключил (утюг?

Красный отблеск побежал. Кто со спичками (играл?

Стол и шкаф сгорели разом. Кто сушил белье над (газом?

Пламя прыгнуло в траву, Кто у дома жег … (листву?

Кто бросал в огонь при этом Незнакомые … (предметы?

Дым увидел – не зевай, И пожарных (вызывай!

Воспитатель: Молодцы дети! Ребята, давайте еще раз повторим, какие же правила мы с вами должны знать, чтобы не случился пожар.

Для забавы, для игры Спичек в руки не бери! Не шути, дружок, с огнем, Чтобы не жалеть потом! Сам огня не разжигай, И другим не позволяй! Даже крошка – огонек, От пожара недалек! Газ на кухне, пылесос ли, Телевизор ли, утюг, Пусть включает только взрослый, Наш надежный старый друг!

Воспитатель: А если случится пожар, то следует выполнять следующие правила:

• Сообщить соседям о пожаре и немедленно покинуть квартиру, выключив газ и электричество.

• Ни в коем случае не прятаться под мебель, или в другой комнате.

• В задымленном помещении дышать через влажную ткань и передвигаться по низу, максимально пригнувшись к полу.

Воспитатель: Молодцы ребята! Мне очень понравилось, как вы сегодня играли, отвечали на мои вопросы, выполняли задания. Я очень надеюсь, что беда не застанет вас врасплох. Вы вспомните все эти правила и обязательно ими воспользуетесь.

Автор: Мельникова Дарья Игоревна

Населенный пункт: Тульская область, город Тула

1. Учить принимать верное решение в опасных ситуациях. Дать представление детям о личной безопасности, добиться усвоения знаний о том, что приятная внешность не всегда означает добрые намерения человека.

2. Закреплять навыки безопасного пользования бытовыми предметами – электроприборы, спички, зажигалки, формировать знания о свойствах огня, о правильном обращении с огнем. Знакомить с правилами его тушения в чрезвычайных ситуациях.

3. Расширять знания об источниках опасности в окружающей среде.

3.Развивать образное мышление, воображение и речь.

1.Воспитывать стремление самостоятельно использовать полученные знания в повседневной жизни.

ХОД НОД:

I ЧАСТЬ:

1. 1. Беседа: опасность и безопасность

Воспитатель: Дети, сейчас я произнесу слова арбуз, школа, карандаш, опасность. Какое слово вызывает тревожность, страх? Почему?

Дети: Опасность – это угроза здоровью и жизни.

Воспитатель: Что предупреждает опасность?

Дети: Безопасность.

Воспитатель: Безопасности формула есть:

Надо видеть, предвидеть, учесть.

По возможности – все избежать,

А где надо – на помощь позвать.

Воспитатель: Где могут подстерегать опасности, мы сейчас узнаем.

Воспитатель: Послушайте звуковые сигналы (Детям предлагается прослушать звуковые сигналы опасных ситуаций, - раскат грома, лай собаки, движение транспорта).

Воспитатель: Какая опасность нас подстерегает?

Дети: Раскат грома, лай собаки, движение транспорта.

Воспитатель: Правильно. Какую опасность они представляют?

Дети: Ответы детей: (Гром, молния несут опасность для человека. Собака может укусить. Если не соблюдать правила дорожного движения, можно попасть под машину).

Воспитатель: Вывод: Опасности могут подстерегать нас на каждом шагу.

II ЧАСТЬ:

Воспитатель: Теперь давайте закроем глаза и очутимся с вами в одном интересном месте. Куда же мы с вами попали?

Презентация

Дети: В дом. (1 слайд).

Воспитатель: Правильно. А дома могут нас подстерегать опасности?

Дети: Да.

Воспитатель: Каждый человек любит свой дом. Дома мы отдыхаем, занимаемся любимыми делами. (2 слайд).

Дома мы стараемся окружить себя удобствами, полезными предметами – электроприборами, которые придумал человек. Перечислите некоторые из них (3 слайд).

Дети: Газовая плита, стиральная машина, утюг, фен, телевизор (4 слайд).

Воспитатель: Как работают эти электроприборы?

Дети: Электроприборы работают от электричества (5 слайд).

Воспитатель: Мы с вами говорили о пользе электроэнергии, что она дает тепло, свет, пищу, но, оказывается при неумелом обращении с ней, электроэнергия может принести и вред. Какой?

Дети: Может ударить током и даже убить человека (6 слайд).

Воспитатель: Обращаться с электричеством надо уметь! Чего ни в коем случае нельзя делать?

Дети:

- Нельзя пользоваться неисправными электроприборами (7 слайд).

-Нельзя самим чинить, разбирать электроприборы.

-Нельзя ковыряться в розетке ни пальцем, ни другими предметами (8 слайд). - Электричество не терпит соседства с водой.

Воспитатель: Мы с вами пришли к выводу, что оставлять без присмотра электроприборы нельзя. Может возникнуть пожар (9 слайд).

Воспитатель: Что еще является причиной пожара?

Дети: Причиной пожара является - спички, зажигалки, зажигание свечей на елке, разведение костров без взрослых (11 слайд).

Воспитатель: Правильно. Никогда не балуйтесь дома со спичками и зажигалками. Это одна из причин пожаров. Пожары очень опасны. При пожаре могут сгоретьвещи, квартира и даже целый дом. Но главное, что при пожаре могут погибнуть люди (12 слайд).

Воспитатель: Сейчас, чтобы нам з акрепить навыки безопасного пользования огнем и выявить свойства огня, мы с вами отправимся в научную лабораторию, но сначала я вам напомню правила безопасности во время проведения опытов:
• Нужно вести себя спокойно, не толкаться;
• Не трогать, предметы до начала опыта;
• Запрещается пробовать вещества на вкус.
Согласны выполнять эти правила, ну тогда приглашаю вас в научную лабораторию? Устраивайтесь поудобнее, будьте внимательны.

2.2. Научная лаборатория

Воспитатель: Значит можно сделать вывод, что при сгорании выделяется копоть, дым, значит, огонь загрязняет воздух.

Воспитатель: Значит, огонь гаснет, если нет воздуха. Удивительно, но огонь дышит! Не удивляйтесь, он такой же живой, как и мы с вами.В банке остался газ, непригодный для дыхания ни человека, ни огня.

Воспитатель: Чем дышит человек?

Дети: Огонь погас, потому что боится воды.

(Аналогичные опыты проводятся с другими материалами: песком, землей, снегом).

Воспитатель: Вывод этого эксперимента, в том, что огонь боится воды, снега, засыпается землей, песком и другими негорючими средствами. На этом наша работа в лаборатории закончена. И сейчас мы с вами разомнемся и проведем физкультминутку.

2.3. Физкультминутка:

Мы устали, засиделись, нам размяться захотелось.

То на стенку посмотрели, то в окошко поглядели.

Вправо, влево поворот, а потом наоборот.

Приседанья начинаем, ноги до конца сгибаем.

Вверх и вниз, вверх и вниз. Приседать не торопись!

Мы в последний раз присели, а теперь на место сели.

Воспитатель: Вот мы с вами размялись и отдохнули.Что бы нам закрепить знания о предметах, которые могут быть источником опасности, поиграем в одну интересную игру.

Воспитатель: Понравилась игра?

Дети: Да. (дети проходят садятся за стол)

2.5.Незнакомец звонит в дверь.

Воспитатель: В жизни встречаются не только опасные предметы, ситуации, но и опасные люди. Мы живем в огромноммноголиком мире людей, хорошо знаем своих друзей, знакомых по соседней улице, соседей. Но мы не можем знать всех, кто живет в нашем городе, кого мы встречаем на улице. В мире есть люди добрые, умные, которые никому не делают зла. А есть люди, которые грабят квартиры, убивают людей, воруют детей. Как называют таких людей?

Дети: Преступники. (Слайд 2).

Воспитатель: Правильно, преступники , поэтому надо научиться разбираться в людях, быть внимательными и осторожными . Если вы дома одни, запомните следующие правила безопасности.

Правило 1: Ни в коем случае не открывай дверь, если звонит незнакомый человек.Если в дверь звонит почтальон, монтер, врач или даже милиционер, все равно не открывай, если ты не знаешь этих людей. Часто преступники, чтобы их не узнали, меняют свой внешний облик и голос, опасно впускать в дом незнакомых людей.(Слайд 3).

Правило 2:Не вступай в телефонный разговор с незнакомым человеком, не говори, что родители на работе.Не отвечая на вопросы, положи трубку.О любом звонке сообщи родителям (Слайд 4).

Правило 3: Не садись в чужую машину. Если рядом с тобой притормаживает машина, не вступай в разговор с водителем, даже если за рулём сидит женщина или приветливая девушка.(Слайд 5).

Правило 4: Не уходи без взрослых далеко от дома, в лес, на реку.Не ходи по пустырям и новостройкам, в таких местах могут поджидать хулиганы, агрессивные люди.(Слайд 6).

Правило 5: Не принимай гостинцы, или подарки от случайных людей, не позволяй кому – либо прикасаться к тебе. (Слайд 7).

Воспитатель: В наше время есть специальные службы, которые приходят на помощь людям, попавшим в беду. Какие?

Дети: Полиция; Скорая помощь; Пожарные.

Воспитатель: По каким телефонам надо звонить в экстренных случаях?

Дети: В экстренных случаях надо звонить 01; 02; 03.

Перед детьми стоят телефоны, и им предлагается игровая ситуация,(пожар, дорожно-транспортное происшествие, отравление и т.д.). Дети звонят по нужному телефону, объясняют ситуацию, называют свои данные, адрес.

III ЧАСТЬ:

Итог НОД.

Воспитатель: Сегодня мы с вами рассмотрели ситуации, при которых может возникнуть опасность в повседневной жизни. А также повторили правила обращения с электроприборами, общения с незнакомцами, повторили правила пожарной безопасности. А что вам сегодня запомнилось и понравилось?

Воспитатель: Нарушение правил безопасности может привести к непоправимым последствиям. Самым страшным является то, что незнание или неумение правильно действовать в тех или иных ситуациях могут создать угрозу жизни и здоровью человека. Я желаю всем вам здоровья и надеюсь, что вы всегда будите соблюдать правила безопасности.

Воспитатель вносит игрушку Незнайка, в руках у которого находится упаковка с таблетками. Воспитатель (обращаясь к Незнайке): - Незнайка, почему ты держишь в руках лекарство? Ты заболел?! Воспитатель (от лица Незнайки): - А что такое лекарство? Я думал, что это конфеты! А как вы определили, что это лекарство, а не конфеты? Дети высказывают предложения, как можно отличить конфеты от лекарства. На экране демонстрируются изображения различных лекарств.

Содержимое публикации

Цель: продолжить обучение старших дошкольников основам безопасного поведения в быту.
Задачи:
1. закрепить знания детей о том, какие окружающие предметы могут представлять опасность для человека и как действовать в опасных ситуациях;
2. закрепить умение отвечать на вопросы;
3. воспитывать усидчивость, внимание.

Предварительная работа: беседа об опасных предметах в окружении человека, рассматривание иллюстраций.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Читайте также: