Обществознание тема мораль конспект вопроса донравственные формы социальной регуляции

Обновлено: 03.07.2024

Организация начала урока

Здравствуйте, мы сегодня встретились на этом уроке для того чтобы добывать знания находимся в мастерской, где все участники будут познавать себя и добывать знания.

Представьте ситуацию: вы едете в своём автомобиле в ненастную, темную ночь и вдруг видите трёх людей, ждущих на остановке автобус. Эти люди:

1. Старушка, которая выглядит так, будто вот-вот уйдёт в мир иной;

2. Давний приятель, который когда-то спас вам жизнь;

3. Парень/девушка вашей мечты.

Кого из них вы возьмёте в попутчики, если ваш автомобиль двухместный? Подумайте и дайте свой ответ, прежде чем прочесть далее.

Эта ситуация, на самом деле, была предложена в качестве теста при приёме на работу в одной компании. Вы можете подвезти плохо чувствующую себя старушку, ведь в первую очередь вы обязаны спасти её жизнь. А может, вы выберете старого друга, потому что однажды он спас вам жизнь, и это будет отличным шансом отблагодарить его? Однако когда ещё вам подвернётся случай встретить свою вторую половинку?

Таким образом, мы поступим правильно по отношению к каждому участнику данной задачи. Наше поведение в обществе происходит на основе установленных социальных норм и, в первую очередь, моральных (студенты). И так тема нашего урока подскажите мне.

Обведите на листах свою руку, в центре слово мораль . Напишите на каждом пальце какие слова, выражения, ассоциации вызывает у вас это слово.

Давайте сравним ваши предположения с определениями слова Мораль из разных источников. (в парах) (мораль карточка 1)

- Похожи? Какие выводы мы можем сделать?

- Что можно добавить к вашим ассоциациям? С какими понятиями чаще всего связывают мораль? (нравственность, этика)

Каково назначение морали? (она регулирует отношения, позволяет оценивать, познавать, выполняет воспитательную и контрольную функции)

На слайде несколько высказываний о моральных нормах.

Рассуждаем, одинакова ли мораль? Какая она бывает? Где она может проявляться? (она многообразна, моральные нормы могут отличаться друг от друга заметными расхождениями в масштабах применения (любовь к Родине, аккуратность в исполнении обязанностей)

Просмотр ролика о нравственности

- Какие эмоции у вас вызывает данной видео (по одному два сказать)

- О чем это видео? (о нравственности, ценностях, нормах)

- Как вы думаете, связаны ли понятия мораль и нравственность? ( Мораль и нравственность – фундаментальные философские категории, которые взаимодополняют друг друга.. Но смысл, который они несут, различен. Сущность морали состоит в том, что она предписывает или запрещает конкретные людские действия или поступки. Мораль формируется социумом, а потому она всегда отвечает интересам определенной группы (национальной, религиозной и т.д.), т.е. мораль более общее масштабное понятие. . Нравственность же неизменна по содержанию и крайне проста по форме. Она абсолютна и выражает интересы человека. Одними из главных нравственных ориентиров считаются отношение к другому, как к самому себе, и любовь к ближнему, а значит, нравственность изначально не приемлет насилия, презрения, унижения, ущемления чьих-либо прав.

У каждого из вас есть конверты, в них определенный набор слов, а именно моральные и нравственные категории (в парах)

- выберите те, которые соответствуют данному видеофрагменту. (соответствуют ли они вашему представлению о жизни, нормах, ценностях)

- Теперь выберите те, которые должны присутствовать в обществе по вашему мнению. Выбранное вами должно присутствовать только в обществе, или в человеке?

- Как вы думаете, уровень нравственности, его формирование от чего-то зависит ? (от моральных качеств личности)(ответы студентов)

А где мы получаем информацию о морали и нравственности? (семья, сми, образовательные учреждения)

Мораль с ее нормами и категориями дает нам нравственные ценности, а именно духовные ориентиры в жизни человека.

Далее группам (в парах) раздаются листы , на которых ребята в течение 2х минут должны зарисовать портрет высоконравственного человека (в центре рисуется человечек, а вокруг пишутся положительные качества).

А какие моральные требования предъявляет современное общество к профессии автомеханик? Объединяются в группы и формируют портрет автомеханика.

Защита творческих работ.

Сегодня общество свободно, человек волен сам выбирать свой путь, действия, друзей. Нужна ли на самом деле мораль и нравственность современному человеку?

1. Молодой парень не уступает место пожилой женщине в автобусе.

2. На перемене старшеклассник отнимает деньги у ученика начальной школы.

3. У девушки украли на глазах сумку, и никто не хочет ей помочь.

4. Мама сделала замечание сыну, а он ей грубо ответил.

5. Брат, который много раз помогал, попросил помощи у своей сестры и он отказала.

Давайте обсудим, как необходимо поступать по нормам морали.

Вспомните золотое правило нравственности и запишите к себе в тетрадь?

Не поступай с другими так, как не хочешь, чтоб поступали с тобой!

Давайте вернемся к нашей руке. Переверните ее и на обратной стороне напишите, что сейчас, после нашего разговора, для вас мораль.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Лекция № 45 Мораль.

Мораль (в переводе с лат.) – нравственный, относящийся к характеру.

Мораль- совокупность нравственных норм, регулирующих поведение людей.

Моральные отношения связаны с представлениями о добре и зле.

Этика- наука о морали.

Признаки морали:

Функции морали:

аксиологическая (формирует ценности)

Моральная система включает в себя:

моральные нормы - должные образцы поведения, соответствующие ценностям общества

Ценность - положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом.

Существует 7 фундаментальных ценностей:

справедливость - социальная сфера

истина – духовная сфера

красота – духовная сфера

добро- духовная сфера

свобода- все сферы

Основные категории морали:

Добро - положительные качества, которых придерживается общество в целом или отдельный человек. Антоним-зло.

Добродетель - совокупность положительных качеств и поступков. Антоним- порок.

Долг - осознание личностью безусловной необходимости исполнения того, что заповедуется моральными идеалами.

Стыд - осознание личностью своего несоответствия принятым нормам или ожиданиям окружающих.

Совесть - способность человека, критически оценивая свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать несоответствие должному.

Милосердие - сострадательное, доброжелательное отношение.

Честь - внутреннее достоинство человека, благородство души.

Счастье - эмоциональное состояние, при котором человек испытывает удовлетворённость условиями своего существования.

Золотое правило морали Канта (категорический императив) — поступай с другими так же, как ты хочешь, чтобы они поступили с тобой.

Нравственность - степень усвоения личностью моральных ценностей общества и практическое следование им в повседневной жизни.

Этапы нравственного поведения:

человек не совершает дурных поступков, так как боится наказания

человек не совершает дурных поступков, так как дорожит мнением других людей

человек не совершает дурных поступков, так как его поведение определяется определёнными принципами.

Духовность-обращённость человека к высшим ценностям, идеалу, стремление усовершенствовать себя, приблизить свою жизнь к этому идеалу.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 610 125 материалов в базе

Материал подходит для УМК

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 20.04.2018 19705
  • DOCX 16.6 кбайт
  • 63 скачивания
  • Рейтинг: 3 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Хизриев Махач Магомедрашадович. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

образовательные: рассмотреть содержание понятия “мораль”, “моральный поступок”, “золотое правило нравственности”; подвести учащихся к осознанию важности соблюдения моральных норм, правил и последствий их нарушения; выяснить сходство и отличие морали и права.

развивающие: развивать свои умения анализировать конкретные ситуации с позиций норм морали, продолжить развивать умение анализировать, сравнивать, участвовать в беседе, рассуждать и делать выводы, работать с текстом учебника, актуализировать ранее изученное, составлять таблицу; умение анализировать свои поступки, поведение, события своей жизни; формировать у учащихся умение приводить примеры различных жизненных ситуаций.

воспитывающие: воспитывать в учащихся нравственные качества, потребность в хороших поступках, содействовать воспитанию уважения к моральным нормам.

ВложениеРазмер
презентация 1.15 МБ
test_moral_i_nravstvennost_zakreplenie.pptx 62.22 КБ
otkrytyy_urok_moral.docx 27.04 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Мораль и нравственность Преподаватель : Лавренюк Н.П.

Право- система общеобязательных правил поведения, установленных государством.

Знаете ли вы? 1. Что такое мораль? 2. Признаки задачи морали. 3. Нравственные (моральные) ценности. 4. Золотое правило нравственности. 5 Отличие морали от права. цель нашего урока .Узнаем что такое мораль, для чего она существует, каковы ее признаки, что представляет собой нравственный человек.

Мораль - Правила поведения людей и принятие в обществе взгляды на добро и зло , честь и совесть , долг и справедливость .

ЧТО ТАКОЕ ДОБРО . ДОБРО ПОНЯТИЕ ДОБРА- ФИЛОСОФЫ ОПРЕДЕЛЯЮТ КАК СТРЕМЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА К ЧЕЛОВЕЧНОСТИ, К ГУМАНИЗМУ. ДОБРО- ЭТО СПРАВЕДЛИВОСТЬ, МИЛОСЕРДИЕ, ЛЮБОВЬ К БЛИЖНЕМУ . НО ЧТО ОПРЕДЕЛЯЕТ ЧЕЛОВЕКА КАК ДОБРОГО? ВАШИ ПРИМЕРЫ.

Мораль - совокупность одобренных общественным мнением норм, определяющих отношения людей в социуме, их обязанности друг перед другом и перед обществом

МЫ УЖЕ ЗНАЕМ СЛОВА: ДОБРО И ЗЛО.. ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО МОРАЛИ НО КАКУЮ ВЛАСТЬ ИМЕЮТ ЭТИ ПОНЯТИЯ НАД ЛЮДЬМИ? … ЭТО И ЕСТЬ ГЛАВНАЯ ПРОБЛЕМА УРОКА.

КРИТЕРИЙ МОРАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ КАК ЖЕ РАЗЛИЧИТЬ ДОБРО И ЗЛО ? НАЛИЧИЕ УВАЖЕНИЯ К ЧЕЛОВЕЧЕСКОМУ ДОСТОИНСТВУ В РЕАЛЬНЫХ ДЕЛАХ И ПОСТУПКАХ – ОСНОВНОЙ КРИТЕРИЙ МОРАЛИ, ПО КОТОРОМУ МОЖНО РАЗЛИЧАТЬ ДОБРО И ЗЛО. ЭТО ГЛАВНЫЙ ПРИНЦИП МОРАЛИ ГУМАНИЗМ .

? ? ? Когда мальчик был маленький, люди говорили: – У этого ребёнка жадная мать: она никогда не даст ему даже конфетки, не разделив её пополам. Когда мальчик вырос, люди говорили: – У этого парня счастливая мать: он никогда не съест куска, не разделив его с ней пополам. Лежало на пути бревно. Мешало путникам оно. Один сказал: — Нехорошо! — Сказал И знай себе пошёл. Второй взглянул, Потом вздохнул И то бревно Перешагнул. А третий путник промолчал. Он с виду был И хил и мал. Он молча Скинул полушубок И в сторону Бревно убрал. Зайчиха, сидя у пенька, Учила шустрого сынка: — Будь смел, Не хвастай и не ври! Чужой капусты не бери! Не жми при встрече Волчьих лап! Не обижай того, кто слаб! Не смейся над чужой бедой! С голодным поделись едой!

ОЦЕНИВАТЬ РЕГУЛИРОВАТЬ ВОСПИТЫВАТЬ право мораль

Добро и зло Долг и справедливость Честь и достоинство личности Счастье, совесть, стыд Моральный идеал Достоинство, добродетель . Нравственность- практическая мораль. Критерии морали

Чем отличается нравственность от морали?

Мир сущего Мир должного ЭТО ЧАСТЬ ЖИЗНИ,ТЕСНО СВЯЗАННОЙ С ОБЫЧАЯМИ, ПРАКТИКОЙ ПОВЕДЕНИЯ ЛЮДЕЙ. поступки ЭТО РАЗМЫШЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА. ФОРМУЛИРУЮТСЯ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ. К МОРАЛИ ОТНОСЯТСЯ - ПРИНЦИПЫ – ИДЕАЛЫ – НОРМЫ Нравственность Мораль

НРАВСТВЕННОСТЬ. МОРАЛЬ. НРАВСТВЕННОСТЬ МОЖЕТ БЫТЬ ДОБРОЙ И ЗЛОЙ. ( С ВОЛКАМИ ЖИТЬ, ПО ВОЛЧЬИ ВЫТЬ) ЗЛОЙ НРАВСТВЕННОСТИ ПРОТИВОСТОИТ - МОРАЛЬ. МОРАЛЬ НАЧИНАЕТСЯ ТАМ, ГДЕ ОДИН ЧЕЛОВЕК ПОЗАБОТИЛСЯ О ДРУГОМ. Это суть нравственного человека. ЧЕЛОВЕК ОБЛАДАЕТ СВОБОДОЙ ВЫБОРА: УМЕНИЕ ПОСТУПАТЬ В СООТВЕТСТВИИ С ДОБРОЙ НРАВСТВЕННОСТЬЮ МНОГИЕ УЧЕНЫЕ СЧИТАЮТ СМЫСЛОМ ЖИЗНИ. ДРУГАЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ- ЧТО НЕТ ДЕЛЕНИЯ НРАВСТВЕННОСТИ НА ДОБРУЮ И ЗЛУЮ,А НРАВСТВЕННОСТЬ ТОЛЬКО ДОБРАЯ. ТРЕТЬЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ- ЧТО НЕТ ЧЕТКО ВЫРАЖЕННЫХ МОРАЛЬНЫХ НОРМ. ОНИ МЕНЯЮТСЯ

Злая и добрая нравственность

МОРАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ- ЭТО СПОСОБНОСТЬ ПРЕДВИДЕТЬ ПОСЛЕДСТВИЯ ПОСТУПКОВ

Крестики-нолики 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Вопросы 1. Выбирая между добром и злом человек делает моральный выбор 2. Быть моральным это значит отвечать за свои поступки, совершать добрые делам 3. Мораль представляет собой нормы, установленные государством 4. Высоконравственным считают человека честного, воспитанного, почтительного к старшим, ответственного за свои поступки и т.д. 5. Нравственные поступки требуют наград, слова благодарности 6. Золотое правило нравственности учит нас относиться к людям так, как хотим мы, что бы относились к нам 7. Мораль и право регулируют поведение человека в обществе 8. Нарушение моральных норм наказывается общественным мнением 9. Выполнение норм морали обязательно

проверка о о х о х о о о х

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ. НРАВСТВЕННОСТЬ – ЭТО САМА ЖИЗНЬ. ИЗ НРАВСТВЕННОСТИ ПОСТЕПЕННО ВЫРАСТАЕТ МОРАЛЬ СУЩЕСТВУЮТ САМЫЕ РАЗЛИЧНЫЕ ВЗГЛЯДЫ НА НРАВСТВЕННОСТЬ МОРАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ- ЭТО СПОСОБНОСТЬ ПРЕДВИДЕТЬ ПОСЛЕДСТВИЯ ПОСТУПКОВ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ВЫРАБОТАЛО ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ И ИДЕАЛЫ. КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН ПОСТУПАТЬ ТАК,ЧТОБЫ ТВОИ ДЕЙСТВИЯ МОГЛИ СТАТЬ ОБРАЗЦЕМ ДЛЯ ВСЕХ

Литература: Обществознание: учебник для 11 кл. общеобразовательных учреждений: профильный уровень / под ред. Л.Н.Боголюбова. – М.: Просвещение, 2010 Обществознание. Практикум. 11 класс: пособие для общеобразовательных учреждений: профильный уровень/ под ред. Л.Н.Боголюбова. – М.: Просвещение, 2008 Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень: 11 класс. - М.: ВАКО, 2009

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развивать у учащихся умения анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами;

Формировать у учащихся отношение к моральным и нравственным ориентирам в жизни человека.

Оборудование урока: схемы, документы, презентация.

Тип урока: урок-проблема.

Организационный момент.

Объявляются цели и задачи уроков.

План уроков

Мораль в жизни людей

Мир моральных категорий

Объявляется и записывается домашнее задание: выучить § 30, подготовить наглядный ответ по творческому заданию группы.

( на оргмомент отводится 3 минуты).

Изучение нового материала.

Мораль в жизни людей.

Стержнем человека, который помогает ему встретить радость и выдержать невзгоды, является мораль. Что же это такое? Какова ее природа и сущность? Каковы ее функции?

Посмотрите на схему и ответьте на вопросы.

Мораль и ее функции

Мораль – специфическая сфера культуры, в которой концентрируются и обобщаются высокие идеалы и строгие нормы поведения, регулирующие поведение и сознание человека в различных областях общественной жизни – труде, быте, политике, науке, семейных, личных, государственных и межгосударственных отношениях.

Моральные требования и представления

Функции морали

Этические категории

Нормы поведения: не лги, не укради, не убей, почитай старших и т.д.

Регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни, поддерживая и санкционируя определенные общественные устои, строй жизни, общение людей.

Фундаментальные понятия морали, отражающие события жизни с точки зрения самых общих моральных оценок.

Моральные качества: доброжелательность, справедливость, мудрость и т.д.

Утверждает человеческое в человеке

Нравственные принципы: коллективизм - индивидуализм, эгоизм – альтруизм и т.д.

Морально-психологические механизмы: долг, совесть

Высшие моральные ценности: смысл жизни, свобода, счастье

(Схема на доске и каждому ученику на парте, на изучение схемы отводится 10 минут)

Вопросы

Что такое мораль?

Назовите основные моральные требования и нормы. Какая из них вам кажется самой важной? Почему?

Назовите и охарактеризуйте функции морали.

Охарактеризуйте нравственные принципы.

Как вы думаете, когда мораль эффективна?

А что такое нравственность и чем она отличается от морали?

Нравственность – это степень усвоения личностью моральных ценностей общества и практическое следование им в повседневной жизни, т.е. выражение человеческого в человеке.

Это уровень реального морального поведения людей. Ведь недостаточно просто знать нормы и принципы морали. Важно руководствоваться ими в повседневной жизни.

Мир моральных категорий.

Обсудим в группах вопрос о способах и механизмах формирования нравственности. Работу представить наглядно. Класс делится на 6 групп. Каждая группа получает дополнительный рабочий материал, изучает пункт 2 § 30 и определяет анализ и характеристику моральных категорий:

Первая группа – добра и зла;

Вторая группа – долга;

Третья группа – чести и достоинства личности;

Четвертая группа – счастья;

Пятая группа – совести;

Шестая группа – морального идеала.

(Данная работа в группах занимает 15 минут)

Подведение итогов первого урока по теме.

Таким образом, мы познакомились с сущностью морали и нравственности, выяснили причины изменения содержания нравственных категорий в общественном развитии, проанализировали художественный текст о нравственной культуре. На уроке развивали умения анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами. Считаю, что на этом и следующем уроке по этой теме вы сформируете свое отношение к моральным и нравственным ориентирам в жизни человека.

Второй урок.

Организационный момент.

Учитель предлагает учащимся определиться по тем группам, которые работали на предыдущем уроке. Учащиеся должны наглядно оформить свое исследование, выступить с доказательствами своей проблемы.

Изучение нового материала.

Изучение нового материала начинается со второго вопроса.

2. Мир моральных категорий.

Каждая группа выступает по той проблеме, с которой работали на первом уроке.

Первая группа – добра и зла;

Вторая группа – долга;

Третья группа – чести и достоинства личности;

Четвертая группа – счастья;

Пятая группа – совести;

Шестая группа – морального идеала.

Вывод: если у человека есть совесть, тогда исчезнут все неправды, коварства, насилия. Потому что совесть будет не робкая и захочет распоряжаться жизнью человека.

Нравственная культура.

Учитель резюмирует. Понятно, нравственная культура личности будет различна у разных людей. Как вы думаете, почему?

Учащиеся выводят факторы, определяющие уровень нравственной культуры.

Низкая общая культура людей

Принадлежность к разным социальным группам и слоям

Различные интересы и цели своей жизни и деятельности

Различия в степени нравственных переживаний и сопереживаний.

Итог уроков

Учитель проводит обсуждение проблемы.

- Какие качества представляют для вас наибольшую ценность – качества гражданина или человека?

- Что, по вашему мнению, для этого надо делать?

- Часто ли вы ведете такой внутренний диалог, в какой роли в нем чаще всего выступаете?

- Согласны ли вы с этим мнением?

Домашнее задание: выучить § 30, выполните задания.

Самоанализ урока.

открытого урока по обществознанию в 11 классе

Цели и задачи урока:

Познакомить с сущностью морали и нравственности, показать причины изменения содержания нравственных категорий в общественном развитии, проанализировать нравственную культуру;

Развивать у учащихся умения анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами;

Формировать у учащихся отношение к моральным и нравственным ориентирам в жизни человека.

Оборудование урока: схемы, документы, презентация.

Тип урока: урок-проблема.

Все этапы урока были продуманы по минутам, выстроены в логическую цепочку. На уроке учащиеся не были просто пассивными слушателями, а активными участниками познавательного процесса. Такие вопросы, как понятие морали, ее природу и сущность, ее функции учащиеся рассматривали в практической работе. Обсуждали в группах вопрос о способах и механизмах формирования нравственности, используя дополнительный рабочий материал, изучая пункт 2 § 30, определили характеристику моральных категорий. Работу представили наглядно. Активно участвовали в беседе по новому материалу - учащиеся выводят факторы, определяющие уровень нравственной культуры.

На уроке учащиеся получили знания о сущности морали и нравственности, о причинах изменения содержания нравственных категорий в общественном развитии, проанализировали нравственную культуру. Развивали умения анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами. На уроке у учащихся сформировалось отношение к моральным и нравственным ориентирам в жизни человека.

Уместна была наглядность в форме презентации, где обозначены основные этапы урока.

Читайте также: