Русская народная сказка самое дорогое конспект урока 2 класс гармония

Обновлено: 06.07.2024

Оборудование: выставка книг русских народных сказок, предметы быта, плакаты: “Сказка мудростью богата…”; “Сказка – вид устных повествований с фантастическим вымыслом”; “Особенности сказки”.

На столах лежат карточки для работы в группе и раздаточный материал для каждого ученика (текст сказки).

Цветные (синий, зеленый) карандаши, простой карандаш.

I. Организационный момент.

а) На уроке вы будем работать в группах.

Определите ответственного, в группе. Напомните правила работы в группе.

б) Дыхательная гимнастика (упражнение “Задуй свечу”).

в) Речевая разминка.

Работа со скороговоркой.

Произносим с разным темпом, и разной силой голоса.

II. Актуализация опорных знаний.

Ориентируясь на оформление класса, подумайте, с каким жанром литературы мы сегодня будем работать на уроке?

1. Что такое сказка?

2. Какие виды сказок вы знаете?

3. Какие особенности сказок вы помните?

4. С каким видом сказок мы еще не знакомились?

(Обратить внимание на плакаты)

III. Постановка учебной задачи.

Сформулируйте тему урока, ориентируясь на опорные фразы.

Сформулируйте цели урока.

IV. Решение учебных задач

а) Формирование правильного осознанного чтения.

Сегодня, мы знакомимся со сказкой, которая называется “Самое дорогое”.

А как вы считаете, что может быть самым дорогим? (Ответы учеников)

Подготовительная работа перед чтением текста с.52 учебника. (Чтение хором)

А) Читай целыми словами.

Мах – махнул – замахнулся

Рад – радовался – обрадовался

Совет – советовал – посоветовался

Работа – работать – заработать

Б) Читай внимательно.:

В) Читай правильно.

б) Первичное восприятие текста.

Организация работы по группам.

Самостоятельно прочитайте сказку жужжащим чтением.

Выясните для себя значения всех непонятных слов.

1. Словарная работа. Фронтально.

Глухая – скрытая, тихая, без явных появлений жизни;

Совет – указание, как поступать.

Прут – тонкая ветка без листьев;

Ивовый – сделанный из прутьев, ветвей ивы;

Прялка – приспособление для ручного скручивания льняной или шерстяной нити;

Быт - жизненный уклад, повседневная жизнь;

Лен – травянистое растение, из которого получают прядильное волокно.

2. Работа в группах.

Работа с карточкой №1. Определите, кто написал эту сказку?

Выбери правильный ответ. Отметь его знаком “+”.

Назовите героев сказки.

в) Проверка первичного восприятия.

Обсудите в группах и выполните задание.

Какие герои сказки могут быть правдивы, как в жизни? Обведите эти персонажи, синим карандашом в прямоугольник.

А какой герой сказки выдуман? Этот персонаж, обведите зеленым карандашом в овал.

Физкульт минутка (упражнения для дыхания)

г) Анализ и оценивание прочитанного.

Чтение стопами, по абзацам учениками из каждой группы.

Инструкция по составлению модели сказки. (Приложение 1)

Возьмите листы с текстом сказки. Приготовьте простой карандаш.

Каждый работает с текстом, подчеркивает в тексте ответ на мой вопрос (ключевые, главные слова). Затем один человек из группы записывает в модель сказки (после обсуждения) ключевые слова.

Начинайте заполнять модель с первого прямоугольника.

Я буду вам помогать у доски.

Вопросы к группам.

Читаем первый абзац.

- В каком месте жили герои сказки?

- Назовите персонажи, которые мы можем встретить в жизни.

- Чем занимался старик?

- Чем занималась старушка?

- Скажите такая ситуация может ли быть в жизни?

- Что произошло как-то раз?

- Куда пошел старик? (В лес)

- Может ли быть в жизни такая ситуация? Такая ситуация называется житейская (бытовая).

- Кого он там встретил?

- Какой это герой сказки правдивый или выдуманный?

- Что не позволил старику сделать Лесной Дед? А что предложил старику?

Вот это уже появляется сказочный элемент, где нужно герою – старику проявить ум, смекалку, найти выход из создавшейся ситуации.

- Как повел себя старик?

- Сразу старик со старухой нашли выход? (Троекратное повторение действий)

- Перечислите, что предлагал старик попросить у Лесного Деда?

- Прочитайте, на чем они остановились?

Теперь дочитайте сказку в группах до конца и самостоятельно найдите в тексте и подчеркните главную мысль сказки.

Отвечайте по группам.

- Можно ли, по мнению старика, считать это главным в жизни?

- Совпали ли ваши высказывания о том, что для вас самое дорогое, с тем, что мы узнали для себя нового?

V. Выразительное чтение сказки

Кто хочет прочитать эпизод сказки?

VI. Рефлексия. Оценка деятельности ребят на уроке по группам.

Где живут наши герои? Что можно сказать о главных персонажах сказки? Какими качествами они наделены? Что говорит о доброте персонажей?

Сказки, в которых рассказывается о жизни простых людей, описывается житейская ситуация, быт называются бытовыми.

Вывод. Можем ли мы отнести эту сказку “Самое дорогое” к бытовым сказкам?

Верите ли вы тому, что старуха и старик счастливы? Почему?

Подсчитайте количество баллов в каждой группе?

  1. Умение правильно безошибочно читать.
  2. Правильно выполнены задания по карточкам № 1, № 2.
  3. Умение работать с текстом (находить в тексте ответы на поставленные вопросы).
  4. Правильно составлена модель сказки.

VII. Домашнее задание. Подготовить пересказ текста сказки, используя составленную модель сказки.

Название вариативного учебника, автора учебника – Кубасова О.В. Литературное чтение. Любимые страницы.

Класс, в котором проводился урок - 2 класс

Цель урока:
Создавать условия для овладения навыками и умениями понимания и анализа текста.
Формировать коммуникативную компетентность через использование ЦОР.

ВложениеРазмер
Конспект урока 21.09 КБ
Презентация 1 часть 2.97 МБ
Презентация 2 часть 2.54 МБ

Предварительный просмотр:

Название вариативного учебника, автора учебника – Кубасова О.В. Литературное чтение. Любимые страницы.

Класс, в котором проводился урок - 2 класс


Цель урока:
Создавать условия для овладения навыками и умениями понимания и анализа текста.
Формировать коммуникативную компетентность через использование ЦОР.

Оборудование: простой карандаш, 28 листочков, компьютер, презентация к уроку с использованием ЦОР с визуальной информацией, ЦОР с аудио информацией, звоночек.

Форма работы: фронтальная, парная, индивидуальная.

Технологии: работа с ЦОР, со словарями, технология критического мышления через чтение.

3. Постановка задач урока.
-Откройте, пожалуйста, учебник на странице 156. Найдите в содержании это произведение. В какой раздел автор учебника его поместил? (Учимся читать. Читая – думаем.) Слайд № 2
-Как вы думаете, чему же мы будем учиться на уроке? (учиться читать правильно (без ошибок), выразительно)
-А что значит, читая - думаем? (Будем размышлять о поступках героев, о том, чему учит эта сказка).
Переверните учебник.

5. Проверка первичного восприятия.
-Понравилась ли вам сказка?
-Чем?
-Кто герои этой сказки? Слайд № 3
-Какой момент запомнился или понравился больше всего?

Хотелось бы вам еще раз, но самим прочитать эту сказку?

Упражнение в чтении трудных слов.
-В тексте встречаются трудные для прочтения слова, давайте потренируемся их читать правильно. Они находятся на странице 52 учебника в рамочке. Чтение трудных слов (из учебника).

6. Вторичное чтение с постановкой проблемной ситуации.
-Давайте прочитаем эту сказку про себя и отметим карандашом те слова, значение которых будет непонятно
и подумаем, почему старик изменил свое решение?

Физминутка для глаз.
Долго тянется урок.

7.Словарная работа.
-Встретились ли вам слова, значение которых вы не знаете?
-Какие слова вы подчеркнули?
-Кто знает, что обозначает это слово? Слайд №4, 5
-В классе есть группа ребят, которые готовились к словарной работе в классной библиотеке, работая со словарём.
-Ребята, вы согласны с данным объяснением или что-то можете добавить?
(дополнения подготовленных учащихся).

Кормиться – добывать средства к жизни, к пропитанию.
Прут – тонкая ветка без листьев.
Ивовый – сделанный из ветвей ивы.
Прялка – приспособление для ручного скручивания шерстяной нити.
Лён - известное волокнистое растение, из которого выделывают нитки и ткут полотна.
Прясть - крутить нить из волокон.
Ткать - Изготовлять ткань путём плотного перекрестного переплетения продольных и поперечных нитей.
Чаща - густой, частый, труднопроходимый лес, заросль.

-Если у вас возникают трудности в толковании слов вы всегда можете обратиться к словарю.

8.Решение проблемной ситуации через анализ произведения.
Итак, главный вопрос, на который мы должны ответить:
-Почему старик изменил свое решение?
Давайте вместе попытаемся ответить на этот вопрос.
-Чем занимался старик и старуха? (объяснить и показать)
-Как вы думаете, а для чего они этим занимались? Найдите и прочитайте (Тем и кормились.)
-Зачем старик пошел в лес? Слайд №6.
-Кого встретил старик в лесу?
-Что Лесной Дед предложил старику? Найдите и ответьте словами из текста.

Работа в парах постоянного состава.
Чтобы ответить на главный вопрос, нам необходимо выполнить задание в парах. Каждая пара получает свое задание.

Каждая пара первого ряда получает карточку №1.

Задание карточки №1.
1. Ответьте на вопросы.
-Найдите и прочитайте, о чем хотел попросить старик Лесного Деда в первый раз?
-Подумайте, с какой интонацией нужно читать его слова?
-Найдите и прочитайте, что на это ответила старуха?
-С какой интонацией вы прочтете ее слова?
2. Подготовьтесь к выразительному чтению данного отрывка.

Каждая пара второго ряда получает карточку №2.

Задание карточки №2.
1. Ответьте на вопросы.
-Найдите и прочитайте, о чем хотел попросить старик Лесного Деда во второй раз?
-Подумайте, с какой интонацией нужно читать его слова?
-Найдите и прочитайте, что на это ответила старуха?
-С какой интонацией вы прочтете ее слова?
2. Подготовьтесь к выразительному чтению данного отрывка.

Каждая пара третьего ряда получает карточку №3.

Задание карточки №3.
1. Ответьте на вопросы.
-Найдите и прочитайте, о чем хотел попросить старик Лесного Деда в третий раз?
-Подумайте, с какой интонацией нужно читать его слова?
-Найдите и прочитайте, что на это ответила старуха?
-С какой интонацией вы прочтете ее слова?
2. Подготовьтесь к выразительному чтению данного отрывка.

Отчет пар о выполненной работе.
Какая пара готова представить выполненное задание?
Какое задание было у пар первого ряда?
Отвечают пары 1 ряда, потом появляется слайд. Учитель обобщает. Слайд №8.
Переходим ко 2 ряду: Как звучало ваше задание?
Отвечают пары 2 ряда, потом появляется слайд. Учитель обобщает. Слайд №9.
Переходим к 3 ряду: Как звучало ваше задание?
Отвечают пары 3 ряда, потом появляется слайд. Учитель обобщает. Слайд №10.

-Что общего вы заметили в просьбах старика? Чем они все похожи? (везде акцент сделан на количество: много-много, большое-пребольшое, тысяча).

-Что же все-таки попросил старик у Лесного Деда?
Найдите и прочитайте. Слайд №11.

-А почему он это выбрал? Докажите словами из текста. (Было бы здоровье, и они сами все себе заработают).
-Почему он изменил свои взгляды? (Он понял, что сегодня этого всего много, а завтра этого может не быть).
-Подумайте, кто помог ему это понять? (Старуха).

9.Обобщающая беседа.
-Найдите и прочитайте, как же живут теперь старик со старухой. (Живут-поживают. И хорошо живут, счастливо!)
-А как жили? (Жили-были)
-Что же человеку нужно, чтобы жить счастливо? (Не много денег, богатства, а здоровье).
-Деньги сегодня есть, богатство есть, а завтра их может и не быть. А здоровье и умение работать помогут вам жить хорошо, счастливо.
-Так что же самое дорогое в жизни? (здоровье, умение трудиться, выполнять работу, владеть каким-либо ремеслом).

-А теперь прочитайте записи на листочках, сделанные в начале урока?
Каждый из вас написал что-то свое. И это тоже правильно.
Но кто знает, может быть, сегодня кто-нибудь изменит свое мнение о самом дорогом.

-Чему учит сказка? Найдите и прочитайте главную мысль произведения.
Самое дорогое – здоровье, его нужно беречь, заботиться и о себе и о своих близких; трудом создавать необходимое для себя, тогда и счастливым станешь.

Работа над пословицами. Работа в паре.
Как вы думаете, какая из этих пословиц подходит к прочитанной сказке: Слайд №12.
1.Где труд, там и счастье.
2. Скучен день до вечера, коли делать нечего.
3. Деньги потерял - ничего не потерял, время потерял - многое потерял, здоровье потерял - все потерял.
Обсудите в парах и поднимите карточку с правильным ответом.
Почему вы так решили?

10.Подведение итога урока.
-С какой сказкой познакомились?
-Вспомните, какие задачи мы ставили в начале урока?
-Смогли ли мы их решить и ответить на главный вопрос урока?

11. Рефлексия.
Перед вами несколько фраз. Слайд №13
.Прочитайте их про себя и подумайте, какой из них вам бы хотелось закончить наш урок? Поднимите карточку, с соответствующей ей цветом и закончите это предложение.
Я сегодня узнал …
Я научился …
Мне было …
Я рад …
Дети заканчивают предложения в зависимости от своего состояния, впечатления от урока.

12. Домашнее задание.
1. Подготовьте выразительное чтение сказки.
2. Нарисуйте Лесного деда. ТПО с. …
3. -Представьте, что, гуляя по лесу, вы тоже встретили Лесного деда. О чём бы вы его попросили? Слайд №14
-Напишите мини-сочинение на эту тему.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Название вариативного учебника, автора учебника – Кубасова О.В. Литературное чтение. Любимые страницы.

Класс, в котором проводился урок - 2 класс

Цель урока:
Создавать условия для овладения навыками и умениями понимания и анализа текста.
Формировать коммуникативную компетентность через использование ЦОР.

Оборудование: простой карандаш, 28 листочков, компьютер, презентация к уроку с использованием ЦОР с визуальной информацией, ЦОР с аудио информацией, звоночек.

Форма работы: фронтальная, парная, индивидуальная.

Технологии: работа с ЦОР, со словарями, технология критического мышления через чтение.

3. Постановка задач урока.
-Откройте, пожалуйста, учебник на странице 173. Найдите в содержании это произведение. В какой раздел автор учебника его поместил? (Учимся читать. Читая – думаем.) Слайд № 2
-Как вы думаете, чему же мы будем учиться на уроке? (учиться читать правильно (без ошибок), выразительно)
-А что значит, читая - думаем? (Будем размышлять о поступках героев, о том, чему учит эта сказка).
Переверните учебник.

5. Проверка первичного восприятия.
-Понравилась ли вам сказка?
-Чем?
-Кто герои этой сказки? Слайд № 3
-Какой момент запомнился или понравился больше всего?

Хотелось бы вам еще раз, но самим прочитать эту сказку?

Упражнение в чтении трудных слов.
-В тексте встречаются трудные для прочтения слова, давайте потренируемся их читать правильно. Они находятся на странице 71 учебника в рамочке. Чтение трудных слов (из учебника).

6. Вторичное чтение с постановкой проблемной ситуации.
-Давайте прочитаем эту сказку про себя и отметим карандашом те слова, значение которых будет непонятно
и подумаем, почему старик изменил свое решение?

Физминутка для глаз.
Долго тянется урок.

7.Словарная работа.
-Встретились ли вам слова, значение которых вы не знаете?
-Какие слова вы подчеркнули?
-Кто знает, что обозначает это слово? Слайд №4, 5
-В классе есть группа ребят, которые готовились к словарной работе в классной библиотеке, работая со словарём.
-Ребята, вы согласны с данным объяснением или что-то можете добавить?
(дополнения подготовленных учащихся).

Кормиться – добывать средства к жизни, к пропитанию.
Прут – тонкая ветка без листьев.
Ивовый – сделанный из ветвей ивы.
Прялка – приспособление для ручного скручивания шерстяной нити.
Лён - известное волокнистое растение, из которого выделывают нитки и ткут полотна.
Прясть - крутить нить из волокон.
Ткать - Изготовлять ткань путём плотного перекрестного переплетения продольных и поперечных нитей.
Чаща - густой, частый, труднопроходимый лес, заросль.

-Если у вас возникают трудности в толковании слов вы всегда можете обратиться к словарю.

8.Решение проблемной ситуации через анализ произведения.
Итак, главный вопрос, на который мы должны ответить:
-Почему старик изменил свое решение?
Давайте вместе попытаемся ответить на этот вопрос.
-Чем занимался старик и старуха? (объяснить и показать)
-Как вы думаете, а для чего они этим занимались? Найдите и прочитайте (Тем и кормились.)
-Зачем старик пошел в лес? Слайд №6.
-Кого встретил старик в лесу?
-Что Лесной Дед предложил старику? Найдите и ответьте словами из текста.

Работа в парах постоянного состава.
Чтобы ответить на главный вопрос, нам необходимо выполнить задание в парах. Каждая пара получает свое задание.

Каждая пара первого ряда получает карточку №1.

Задание карточки №1.
1. Ответьте на вопросы.
-Найдите и прочитайте, о чем хотел попросить старик Лесного Деда в первый раз?
-Подумайте, с какой интонацией нужно читать его слова?
-Найдите и прочитайте, что на это ответила старуха?
-С какой интонацией вы прочтете ее слова?
2. Подготовьтесь к выразительному чтению данного отрывка.

Каждая пара второго ряда получает карточку №2.

Задание карточки №2.
1. Ответьте на вопросы.
-Найдите и прочитайте, о чем хотел попросить старик Лесного Деда во второй раз?
-Подумайте, с какой интонацией нужно читать его слова?
-Найдите и прочитайте, что на это ответила старуха?
-С какой интонацией вы прочтете ее слова?
2. Подготовьтесь к выразительному чтению данного отрывка.

Каждая пара третьего ряда получает карточку №3.

Задание карточки №3.
1. Ответьте на вопросы.
-Найдите и прочитайте, о чем хотел попросить старик Лесного Деда в третий раз?
-Подумайте, с какой интонацией нужно читать его слова?
-Найдите и прочитайте, что на это ответила старуха?
-С какой интонацией вы прочтете ее слова?
2. Подготовьтесь к выразительному чтению данного отрывка.

Отчет пар о выполненной работе.
Какая пара готова представить выполненное задание?
Какое задание было у пар первого ряда?
Отвечают пары 1 ряда, потом появляется слайд. Учитель обобщает. Слайд №8.
Переходим ко 2 ряду: Как звучало ваше задание?
Отвечают пары 2 ряда, потом появляется слайд. Учитель обобщает. Слайд №9.
Переходим к 3 ряду: Как звучало ваше задание?
Отвечают пары 3 ряда, потом появляется слайд. Учитель обобщает. Слайд №10.

-Что общего вы заметили в просьбах старика? Чем они все похожи? (везде акцент сделан на количество: много-много, большое-пребольшое, тысяча).

-Что же все-таки попросил старик у Лесного Деда?
Найдите и прочитайте. Слайд №11.

-А почему он это выбрал? Докажите словами из текста. (Было бы здоровье, и они сами все себе заработают).
-Почему он изменил свои взгляды? (Он понял, что сегодня этого всего много, а завтра этого может не быть).
-Подумайте, кто помог ему это понять? (Старуха).

9.Обобщающая беседа.
-Найдите и прочитайте, как же живут теперь старик со старухой. (Живут-поживают. И хорошо живут, счастливо!)
-А как жили? (Жили-были)
-Что же человеку нужно, чтобы жить счастливо? (Не много денег, богатства, а здоровье).
-Деньги сегодня есть, богатство есть, а завтра их может и не быть. А здоровье и умение работать помогут вам жить хорошо, счастливо.
-Так что же самое дорогое в жизни? (здоровье, умение трудиться, выполнять работу, владеть каким-либо ремеслом).

-А теперь прочитайте записи на листочках, сделанные в начале урока?
Каждый из вас написал что-то свое. И это тоже правильно.
Но кто знает, может быть, сегодня кто-нибудь изменит свое мнение о самом дорогом.

-Чему учит сказка? Найдите и прочитайте главную мысль произведения.
Самое дорогое – здоровье, его нужно беречь, заботиться и о себе и о своих близких; трудом создавать необходимое для себя, тогда и счастливым станешь.

Работа над пословицами. Работа в паре.
Как вы думаете, какая из этих пословиц подходит к прочитанной сказке: Слайд №12.
1.Где труд, там и счастье.
2. Скучен день до вечера, коли делать нечего.
3. Деньги потерял - ничего не потерял, время потерял - многое потерял, здоровье потерял - все потерял.
Обсудите в парах и поднимите карточку с правильным ответом.
Почему вы так решили?

10.Подведение итога урока.
-С какой сказкой познакомились?
-Вспомните, какие задачи мы ставили в начале урока?
-Смогли ли мы их решить и ответить на главный вопрос урока?

11. Рефлексия.
Перед вами несколько фраз. Слайд №13
.Прочитайте их про себя и подумайте, какой из них вам бы хотелось закончить наш урок? Поднимите карточку, с соответствующей ей цветом и закончите это предложение.
Я сегодня узнал …
Я научился …
Мне было …
Я рад …
Дети заканчивают предложения в зависимости от своего состояния, впечатления от урока.

12. Домашнее задание.
1. Подготовьте выразительное чтение сказки.
2. Нарисуйте Лесного деда. ТПО с. …
3. -Представьте, что, гуляя по лесу, вы тоже встретили Лесного деда. О чём бы вы его попросили? Слайд №14
-Напишите мини-сочинение на эту тему.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Там три стула и три кружки, три кровати, три подушки.

Угадайте без подсказки, кто герои этой сказки?

(Три медведя)

  1. Продукт, на котором бабка замесила тесто? (Сметана)
  2. А вот и рыба, и оторванный волчий хвост.

Как называется эта русская народная сказка? (Лиса и волк)

  1. По отдельности птицы, как птицы. Но сбившись в стаю,

Вдруг становятся верными помощниками Бабы-Яги, похищая для нее детей. (Гуси - лебеди)

Перья светятся огнем и светло в ночи, как днем. (Жар-птица)

Петляет меж сосенок ушастый… (Зайчонок)

  1. Какой овощ тянули дедка, бабка, внучка, Жучка, Мурка, мышка? (Репку)

Конспект урока чтения во 2 классе.

Дата: 18.03.2011 г.

1) закрепить знания учащихся о русских народных сказках;

2) вызвать интерес к русским народным сказкам;

3) приобщать детей к народному творчеству;

4) развивать память, мышление.

1. Организационный момент.

На доске эпиграф: Верить в сказку – это счастье.

И тому, кто верит

Отворит все двери.

Учитель читает эпиграф.

Учитель: Ребята, как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

Дети: О сказках.

- Вы любите сказки?

Дети: отвечают.

3. Работа над новым материалом.

Учитель: А что же такое сказка? Вот послушайте, что написано в энциклопедии для детей: сказка – это устный рассказ о вымышленных событиях, придумка о том, чего не бывает. Существует три основных вида русских народных сказок: волшебные, бытовые и сказки о животных. В волшебных сказках человек общается с существами, которых не встретишь в жизни: Кощей Бессмертный, Баба-Яга, Змей Горыныч. Нередко в руки героя попадают чудесные предметы: клубочек, который указывает дорогу, скатерть-самобранка. А какие волшебные сказки вы знаете?

Дети: отвечают.

Дети: отвечают.

Учитель: Мы с вами поговорили о волшебных и бытовых сказках. А о каком виде русской народной сказки мы еще не сказали?

Дети: отвечают.

Учитель: Правильно, сказки о животных. В этих сказках говорится о повадках о проделках, приключениях обыкновенных, всем знакомых диких и домашних животных, о птицах и рыбах, отношения между которыми очень похожи на отношения между людьми. Да и характеры зверей похожи на характеры людей: медведь глуповат, заяц трус, лиса хитрая, волк жаден. Какие сказки о животных вы знаете?

Дети: отвечают.

Учитель: Молодцы, вы какие. А теперь проверим ваши знания русских народных сказок в викторине. Для этого вы поделитесь на 2 команды. Каждый ученик выходит к доске и выбирает жетон: красный жетон – 1 команда; синий – вторая. (Дети делятся на команды).

- Придумайте название команды, связанное с русскими народными сказками. (Учитель записывает название команд на доске).

- Слушайте внимательно вопросы: (учитель задает по очереди вопросы каждой команде, за правильный ответ 1 балл, если одна команда не знает ответа, ответить может вторая).

1. Викторина.

Был похож на мяч немножко и катился по дорожкам.

Красна девица грустна, ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко, слезы льет бедняжка. (Снегурочка)

Как иногда называют в сказках лису? (Патрикеевна)

В небесах и на земле скачет баба на метле,

Страшная и злая, кто она такая? (Баба-Яга)

Летела стрела и попала в болото,

А в этом болоте поймал ее кто-то.

Кто распростившись с зеленою кожей,

Сделался мигом красивой, пригожей? (Царевна Лягушка)

Гуси - лебеди летят, унести детей хотят.

Кто помог сестрице с братцем от Яги домой добраться?

(Печка, кисельные берега, яблоня)

Какое мужское имя чаще всего дают героям русских народных

сказок? (Иван)

Какая цифра чаще всего встречается в сказках? (Три)

Кто жил в теремке? (Мышка, лягушка, зайчик, лисичка, волк, медведь)

Во всех русских народных сказках она всегда прекрасная? (Василиса)

Кто пришел на помощь внучке, чтобы вытащить репку? (Жучка)

Какая рыба способна выполнять человеческие желания, кроме золотой? (Щука)

Смерть какого сказочного героя находится в яйце? (Кощея Бессмертного)

Возле леса на опушке, трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки, три кровати, три подушки.

Угадайте без подсказки, кто герои этой сказки?

(Три медведя)

Продукт, на котором бабка замесила тесто? (Сметана)

А вот и рыба, и оторванный волчий хвост.

Как называется эта русская народная сказка? (Лиса и волк)

По отдельности птицы, как птицы. Но сбившись в стаю,

Вдруг становятся верными помощниками Бабы-Яги, похищая для нее детей. (Гуси - лебеди)

Сладких яблок аромат заманил ту птицу в сад.

Перья светятся огнем и светло в ночи, как днем. (Жар-птица)

Напуганный лисой пустился вскачь косой.

Петляет меж сосенок ушастый… (Зайчонок)

Какой овощ тянули дедка, бабка, внучка, Жучка, Мурка, мышка? (Репку)

Учитель: Какие вы хорошие знатоки русских народных сказок. Видно, что вы любите читать сказки и знаете их. Просто, молодцы. Следующее наше задание такое: я загадываю загадку про сказку, а вы должны назвать эту сказку.

2. Загадки.

1. Маша в коробе сидит,

Далеко она глядит.

Кто несет ее, ответь,

А несет ее медведь

Вместе с пирогами.

Путь не близкий,

Хочет Миша отдохнуть.

Только Маша не дает

На пенек присесть.

По дороге съесть.

Провела его малышка,

Будет он умнее впредь.

Вот у нас какая книжка,

2. Чашки три, и три постели.

Стульев тоже три, смотри,

И жильцов здесь в самом деле

Проживают ровно три.

Как увидишь, сразу ясно:

В гости к ним ходить опасно.

Убегай скорей, сестричка,

Из окна лети, как птичка.

Значит сказке всей конец!

По слогам читает Федя:

3. Как-то раз в лесу густом

Вырос домик под кустом.

И зеленая лягушка.

Рад и побегайчик –

Ничего, что ростом мал

И кабан туда попал,

Всем хватило места в нем.

Вот такой чудесный дом.

4. Жили-были семь ребят -

Белых маленьких козлят.

Мама очень их любила,

Молочком детей поила.

Тут зубами щелк да щелк,

Появился серый волк.

Шкуру белую надел,

Нежным голосом запел.

Как коза запел тот зверь:

«Отоприте, детки, дверь.

Ваша матушка пришла,

Мы ответим без подсказки,

Кто сумел спасти ребят.

Это знаем мы из сказки…

3 задание – исправь ошибки.

Учитель: В названиях следующих сказок есть ошибки. Найди их. (Вопросы задаются командам по очереди.


4 задание – продолжи сказку.

Учитель: Внимательно послушай отрывок из сказки и продолжи её (по командам).

1. …Бежит лиса, а навстречу ей волк.

– Так-то, – кричит, – ты меня научила в проруби рыбу ловить? Избили меня, исколотили, хвост мне оторвали!

2. …Бежит Машенька, несет братца, ног под собой не чует, Оглянулась назад – увидела гусей – лебедей. Что делать?

Побежала она к молочной реке – кисельным берегам.

3. …Подошли к избушке – петух и запел: – Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи. Ступай, лиса, вон!

4. …А лиса опять тут как тут. Сидит под окошком песенку поет. А Петя – петушок не выглядывает. Лиса и говорит:

– А что говорит? (– Ах, Петя-петушок, что сказать тебе хочу. Бежала я по дороге и видела: мужики ехали, пшено везли, один мешок худой был, все пшено рассыпалось, а подобрать некому.)

Учитель: Какие вы, ребята, молодцы. Все хорошо знаете русские народные сказки и героев. А теперь перечислите, пожалуйста, виды русских народных сказок, в начале нашего урока уже говорилось об этом.

Дети: волшебные, бытовые и сказки о животных.

Учитель: Вот какие вы молодцы. Все хорошо запомнили. Эти знания вам пригодятся. Вы ещё будите очень много читать. А наша с вами игра подошла к концу.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: изучение русской народной сказки “Самое дорогое”, определение ее вида.

развивающие: содействовать формированию учебно-информационных умений и навыков младших школьников: бегло, сознательно и правильно читать, оценивать прочитанное, развивать речь, пополнять словарный запас учащихся;

воспитывающие: способствовать нравственному воспитанию учащихся, прививать интерес к устному народному творчеству, способствовать сплочению классного коллектива, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.

Тип урока: изучение нового материала и первичного закрепления изученного.

Формы организации обучения на уроке: фронтальная, групповая.

Оборудование: мультимедиапроектор, экран, ноутбук, карточки для групповой работы, учебник, выставка книг, рисунки детей.

Мотивационно-ориентировочный этап: орг.момент, психологический настрой, обобщение и систематизация имеющихся знаний, определение и формулирование познавательной цели на урок.

Операционно-исполнительский этап: изучение нового материала (словарная работа, комбинированное чтение, чтение по цепочке); закрепление знаний.

Рефлексивно-оценочный этап: итог урока, дом.задание, рефлексия.

УУД, формируемые на уроке:

Личностные УУД – учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Регулятивные УУД – принимать и сохранять учебную задачу с помощью учителя.

Коммуникативные УУД – уметь слушать и слышать учителя и речь других, формулировать собственное мнение, читать вслух и про себя текст и понимать прочитанное, выполняя различные роли в группе сотрудничать в совместном решении проблемы.

Средства активизации на уроке:

поддерживать, укреплять и развивать положительную мотивацию

предоставить возможность для коллективного делового общения

способствовать созданию внутреннего комфорта

обеспечить формирование и совершенствование учебных умений по переработке информации и самоорганизации практической деятельности и развитие волевой сферы по достижению учебно-познавательных целей

Читайте также: