Конспект урока миллиметр 2 класс школа россии

Обновлено: 06.07.2024

Однозначное число - это число, состоящее из одной цифры.

Двузначное число - это число, состоящее из двух цифр.

Миллиметр - эта единица измерения длины

Именованные числа - это числа, полученные при измерении величин и сопровождающиеся названием единицы измерения (н-р: 5см, 8дм)

Основная и дополнительная литература по теме урока (точные библиографические данные с указанием страниц):

2.. Математика. Проверочные работы. 2 кл: учебное пособие для общеобразовательных организаций/ Волкова А.Д.-М.: Просвещение, 2017, с.8, 21, 41

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Рассмотрим два числовых ряда и назовем в каждом лишнее число:

В первой ряду лишнее число три, потому что для записи этого числа потребовался один знак.

Во второй ряду чисел лишнее число шестнадцать, потому что в его записи два знака.

Числа, которые записываются двумя цифрами и обязательно содержат десятки, называются в математике двузначными. Числа, которые записываются одной цифрой, содержат только единицы, называются однозначными.

Мы уже знакомы с такими единицами длины как сантиметр и дециметр.

Более мелкая единица длины — это миллиметр.

Самое маленькое деление на линейке - это миллиметр.


Краткое обозначение миллиметра, принятое в математике, - это мм.

6 мм, 6см, 6дм- это именованные числа: мм, см, дм показывают единицу измерения, а "6" показывает, сколько раз единица измерения содержится в числе.

Именованные числа можно преобразовывать - сантиметры переводить в миллиметры и наоборот.

Необходимо перевести в мм:

6 см 3 мм в мм

Мы знаем, что в 1 см - 10 мм, значит в 6 см - 60 мм. Если добавить еще 3, то получится 63 мм.

6 см 3 мм = 63 мм

Перевести 88 мм в см и мм

88 мм нужно представить в сантиметрах и миллиметрах. В числе 88 мм содержится полных 8 сантиметров. Значит: 88 мм = 8 см 8 мм

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема урока : Миллиметр.

Цель урока: Формирование представления о единице измерения длины – миллиметр.

Задачи урока:

Образовательные:

- повторить изученное о единицах измерения длины – сантиметре и дециметре;

- познакомить с единицей измерения длины – миллиметром;

- показать соотношение между миллиметром и сантиметром;

- совершенствовать умение преобразовывать одни единицы измерения в другие;

- продолжать формировать умение сравнивать именованные числа,

- совершенствовать вычислительные навыки и умения решать простые задачи;

- научитесь измерять предметы и чертить отрезки, используя новую единицу измерения длины.

Развивающие :

- развивать умение работать с линейкой;

- развивать познавательную активность, внимание, мышление;

Воспитательные:

- Воспитывать аккуратность работы в тетради.

- Воспитывать интерес к предмету через наглядность и современные виды заданий

Планируемые результаты:

Предметные: знают единицы измерения длины – миллиметр, сантиметр, дециметр ; умеют преобразовывать величины, сравнивать числа и именованные числа, решать задачи и выражения изученных видов.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов УУД): познавательные: способны понимать учебную задачу урока, выделять и формулировать познавательные цели, строить логическую цепочку рассуждений, устанавливать причинно-следственные связи, работать с учебником; регулятивные: могут контролировать и оценивать собственную деятельность и деятельность партнеров, корректировать свою деятельность; коммуникативные: умеют достаточно полно и четко выражать свои мысли, слушать собеседника и вести диалог.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности; принимают и осваивают социальную роль обучающегося, овладевают начальными навыками адаптации в обществе; используют приобретенные навыки учебного сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях; знают, как важны в учебной деятельности мышление, внимание, наблюдательность, аккуратность, личная ответственность

Материально – техническое обеспечение: учебник, проектор.

Осуществляемая деятельность учащихся

Формируемые умения (универсальные учебные действия

Приветствует учащихся, эмоционально настраивает на урок. Проверяет готовность класса.

- Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

- Можете тихо сесть. Раз, два, три.

- Посмотрите, ребята, на своё рабочее место. Всё ли у вас готово к нашему уроку: учебник, тетрадь, ручка, простой карандаш и линейка.

Приветствуют учителя, эмоционально настраиваются на урок. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе.

Личностные : самоопределение;

Регулятивные: умеют организовывать своё рабочее место.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Актуализация опорных знаний

- Начнём наш урок с устного счёта. Не забываем поднимать руку. Внимание на доску.

- В каком числе цифра 7 обозначает единицы?

- В каком числе отсутствует разряд единиц?

- В каком числе цифра 9 обозначает десятки?

- В каком числе 8 десятков и 6 единиц?

- В каком числе 3 десятка и 4 единицы?

- Сколько в числе 25 десятков и единиц?

- Сколько в числе 13 десятков и единиц?

- Назовите однозначные числа.

- Назовите двузначные числа.

- Назовите числа в порядке убывания.

- Сравните свои ответы с ключом на слайде.

- Поднимите руки та пара, у которой всё правильно.

- Поднимите руки та пара, у которой были ошибки.

- Как вы считаете, почему в вашей паре были ошибки?

- Откройте тетради, положите тетрадь под наклоном, запишите число, классная работа. Кто записал, положите ручки на край парты.

-Сейчас я прочитаю вам стихотворение, а вы должны меня внимательно слушать, чтобы потом ответить на вопросы.
Раз арбуз и два арбуз.
Как сложить их знает… (плюс)!
Всё объединить он может,
И в одну корзину сложит
Грушу и гранат Наташи,
Пару апельсинов Маши
И в добавок манго Пети,
А потом он нам ответит,
Сколько фруктов здесь всего!
Ну а ты проверь его!
-Кто слушал внимательно, может ответить, сколько же фруктов в корзинке у ребят? (7)
-Какое арифметическое действие показывает, что предметы объединили?(сложение)

А с собачкой та же дама
Весит сорок килограммов.

За неё реши задачку –

-Как записать этот знак? (прописываю на доске: > > >).

Слушают учителя; считают устно, выполняя арифметические действия сложения и вычитания, анализируют, сравнивают, доказывают; в ходе логических рассуждений делают выводы

Регулятивные: осуществляют контроль и корректировку своей деятельности и деятельности партнеров.

Предметные: владеют математическими терминами: уменьшить, увеличить, прибавить, вычесть; знают таблицу сложения в пределах 20, как получить последующее и предыдущее число.

Коммуникативные: умеют слушать и слышать; обосновывать свою точку зрения, доносить её до всех участников процесса

3. Подготовка к восприятию учебного материала

Создаёт ситуацию для определения темы, цели урока.

- Ребята, у каждого из вас на парте лежат карточки. Положите их перед собой. Что вы на них видите?

- Каким измерительным прибором мы можем измерить длину отрезков?

- Измерьте длину первого и второго отрезков.

- Чему равна длина 1 отрезка?

- Какими единицами измерения длины вы пользовались?

- Измерьте длину третьего отрезка. В чём сложность при измерении длины третьего отрезка?

- Как вы думаете, существует ли такая единица измерения длины, которая меньше сантиметра?

Может кто-то знает, как она называется?

- Она называется – миллиметр.

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Измеряют длины различных предметов при помощи линейки, отвечают на вопросы учителя, рассуждают.

- Мы не умеем измерять длину таких маленьких отрезков, мы не знаем такую единицу измерения

- Мы думаем что существует

- Познакомиться с новой единицей измерения дины – миллиметр.

Регулятивные: контролируют и оценивают собственную деятельность и деятельность партнеров по образовательному процессу. Познавательные: осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме; структурируют знания.
Предметные: знают единицы измерения длины – сантиметр, дециметр; что в 1 дециметре содержится 10 сантиметров; умеют измерять предметы с помощью линейки.

Коммуникативные: вступают в речевое общение со всеми участниками образовательного процесса. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности; осваивают социальную роль обучающегося

5. Открытие новых знаний

- Положите линейки перед собой и скажите, что на линейке вам знакомо? (дм и см)

- Что на линейке вам неизвестно, но вы хотели бы узнать? Обратите внимание на деления м/у см, видите маленькие чёрточки.

-Оказывается, это тоже единицы измерения длины. Они называются…. (миллиметры)
– Расстояние от одного такого деления до другого составляет 1 миллиметр. Покажите друг другу в парах 1 мм.

- Значит, как называется единица измерения длины, которая меньше сантиметра?
– Посчитайте, сколько таких делений (миллиметров) содержится в одном сантиметре.

- Значит, чему равен 1 см?

- Давайте запишем это в тетради. Но слово миллиметр очень длинное, и математики-учёные, договорились обозначать эту запись кратко, двумя буквами. Догадайтесь, какими, если

Сделаем запись в тетрадь

Слушают учителя, выполняют необходимые действия; рассуждают, измеряют длины отрезков, чертят отрезки заданной длины; переводят сантиметры в миллиметры и наоборот; осуществляют взаимо- проверку

- В 1 сантиметре содержится 10 миллиметров

Регулятивные: формулируют учебную задачу; осознают, что уже усвоено и что предстоит узнать и усвоить; контролируют и оценивают свою деятельность и деятельность партнеров по образовательному процессу. Познавательные: анализируют, сравнивают, логически рассуждают, делают выводы. Предметные: знают единицу измерения длины – миллиметр; знают, что 10 миллиметров составляют 1 сантиметр; умеют преобразовывать единицы измерения длины как большую в меньшую, так и наоборот, правильно измеряют отрезки и чертят отрезки заданной длины. Коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать партнера, управлять поведением партнера, приходить к общему мнению. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности; осваивают социальную роль обучающегося.

Регулятивные: контролируют свои действия, соотнося их с действиями учителя и одноклассников. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, развиваются навыки сотрудничества

6. Физкультминутка

Нам пора передохнуть,
Потянуться и вздохнуть.
Покрутили головой, –
И усталость вся долой!
Раз-два-три-четыре-пять,
Шею надо разминать.
Встали ровно. Наклонились.
Раз – вперед, а два – назад.
Потянулись. Распрямились.
Повторяем все подряд.
А потом мы приседаем.
Это важно, сами знаем.
Мы колени разминаем,
Наши ноги упражняем.
А теперь на место сели,
Принимаемся за дело

Выполняют элементарные физические упражнения (в соответствии с текстом стихотворения), повторяя их за учителем: потягивания, вдох и выдох, вращения головой, наклоны вперед и назад, приседания, ходьба на месте

7. Осознание и осмысление учебной информации

- Ребята, как вы думаете, зачем нужны миллиметры?

- Не зная миллиметров вы, например, могли бы мне точно сказать толщину вашего учебника по математике?

- А теперь можете? Измерьте и скажите.

- Определите, в каких единицах длины удобнее измерять ширину стола? А толщину оконного стекла?

Измеряют толщину учебника, отвечают на вопросы

- измерять маленькие предметы, измерять предметы для точности.

Регулятивные: контролируют и корректируют собственную деятельность, выделяют и осознают, что уже усвоено и что предстоит усвоить. Познавательные: строят логическую цепочку рассуждений, анализируют, сравнивают, делают выводы; аргументируют выбор знака действия

8.Первичное закрепление учебного материала.

- Знаете ли вы название самой маленькой птицы?

- Самая маленькая птица– колибри, птичка, уступающая размерами многим насекомым. Ее длина всего 5 см 7 мм. Начертите в тетрадях такой отрезок.

- Длина тела комнатной мухи 6—8 мм . Начертите отрезок, равный размеру мухи.

- Комары – летающие насекомые небольшого размера (длиной 4 – 14 мм) Начертите отрезок равный 14 мм.

а) работа с учебником

-А сейчас поработаем в учебнике. Откройте учебники на странице 10, выполним задание 2.
-Как называются линии, изображённые в задании?

-Измерьте длину данных отрезков.

-Чему равна длина голубого отрезка?

-Сколько это составляет миллиметров?

-Какова длина розового отрезка?

-Выразите её в миллиметрах?

б) работа в парах

-Молодцы. Выполните задание в парах. Начертите отрезок длиной 30 миллиметров.

-Проверьте работу друг друга и выразите длину данного отрезка в сантиметрах (3 см).

В)Выполним задание 3. Вы должны сравнить числа и поставить знаки =, >,

-Теперь сравните 10 мм и 9 мм. Что больше?

2) 20 мм … 2 см.
-Объясняй, как ты будешь выполнять

3) 1 см 8 мм … 18 мм.

4) 2 см 1 мм … 3 см.

-Выполним задание 5. Вам нужно выполнить действия (у доски, по цепочке).

- проявлять доброжелательность, уважительное отношение к иному мнению, осознавать ответственность за общее дело.

Метапредметные:

Регулятивные

-уметь контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

-осуществлять контроль и оценку процесса и результата деятельности, волевую саморегуляцию в ситуации затруднения;

-выполнять действия по намеченному плану;

-ориентироваться в учебнике;

-создавать алгоритм деятельности для решения учебной задачи.

Познавательные

-самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

-формировать умение осуществлять сравнение и выделять общее и различное;

-ориентироваться в своей системе знаний - отличать новое от уже известного;

Коммуникативные

-участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и высказывать свою позицию;

- обмениваться мнениями, уметь слушать друг друга, строить понятные для партнёра по коммуникации речевые высказывания;

- выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;

-пользоваться новой единицей измерения;

-преобразовывать более мелкие единицы измерения в более крупные;

-сравнивать именованные числа;

-работать с материалом учебника.

Организация пространства: фронтальная работа, работа в парах, индивидуальная работа.

Самоопределение к учебной деятельности

Запись на интерактивной доске (слайд 2):

-Как вы понимаете эти слова? (Учимся чему-то новому, становимся умнее, грамотнее.)

- Сегодняшний день не станет исключением, потому что мы пополним наш багаж знаний, станем умнее.

Актуализация знаний

-Работая в парах, выполните вычисления и расшифруйте ключевые слова нашего урока. ( Дети выполняют вычисления и вписывают в окошечки буквы (ленты с ответами, куда надо вписать буквы, на столах) .

1 слово 2 слово

18 – 8 =…(е) 17 – 10 =…(н)

19 – 10 =…(в) 14 – 4 =…(л)

13 – 13 =…(а) 16 – 0 =…(а)

-Какие единицы измерения длины вы уже знаете? (Сантиметр, дециметр)

2) -Выразите в сантиметрах заданные меры длины:

1 дм; 1 дм 2 см; 2 дм; 1 дм 5 см; 1 дм 9 см.

3)- Сравните заданные меры длины:

14 см * 1 дм 2 см

16 см * 1 дм 6 см

(Коллективное выполнение заданий №2, №3 с комментированием (устно); на слайде 4 после каждого объяснения открываем ответ)

Постановка учебной проблемы

У учащихся на партах три полоски из цветной бумаги: красная – 3см, зелёная – 12 см, жёлтая – 7 мм.

-Возьмите линейки, измерьте длину красной полоски. Чему она равна? (Длина красной полоски 3см)

-Чему равна длина зелёной полоски? (Длина зелёной полоски равна 12 см)

-Выразите 12 см в дециметрах и сантиметрах (12 см - это 1 дм и 2 см)

-Измерьте длину жёлтой полоски. (Её нельзя измерить сантиметрами)

-Каков был ваш1 шаг? (Прикладывали линейку к полоске)

1) Прикладываем линейку к полоске (Открыть шаг алгоритма на слайде 5)

- Что делали дальше? (Прикладывали полоску так, чтобы её начало совпало с отметкой 0

2) Совмещаем 0 на линейке с началом полоски (Кликая на слайде 5, открываем следующий шаг)

-Каков был следующий ваш шаг? (Смотрели, с какой отметкой совпадает её конец. Число, соответствующее этой отметке и есть длина полоски

3)Определяем число, соответствующее концу полоски. Это длина полоски. (Кликая на слайде 5, открываем следующий шаг)

-В чём возникло затруднение? (Конец полоски не совпал с отметкой (большой чёрной чёрточкой), обозначающей сантиметры. Длина полоски меньше 1 см, не знаем единиц измерения более мелких, чем сантиметр)

-Что нам предстоит сегодня выяснить? (Существуют ли более мелкие единицы измерения длины, чем сантиметр? )

На доске фиксируется вопрос (Слайд 6):

Существуют ли более мелкие единицы измерения длины?

- Это задача нашего урока.

Поиск решения учебной проблемы (открытие нового знания)

-Каким инструментом мы пользовались для измерения длины полосок? (Мы пользовались линейкой)

-Этот инструмент позволит вам самим найти способ решения проблемы.

-Положите перед собой линейку. Рассмотрите её.

(Кликаем, на слайде 6 появляется 1 гипотеза)

-Как проверить эту гипотезу? (Воспользуемся нашим алгоритмом измерения)

-Узнайте длину жёлтой полоски, используя этот отрезок за единицу измерения. (Не получается, конец полоски не совмещается с первой средней чёрточкой и не доходит до следующей)

-Значит? (Этот отрезок неудобно использовать как более мелкую единицу измерения)

(Кликаем, на слайде 6 перечёркивается 1 гипотеза)

-Какие ещё есть гипотезы? (На линейке между большими чёрточками, обозначающими сантиметры, есть ещё самые маленькие чёрточки, отрезок между этими чёрточками может быть единицей измерения.

(Кликаем, на слайде 6 появляется 2(решающая) гипотеза)

- Работая по алгоритму и используя отрезок между маленькими чёрточками за единицу измерения, узнайте длину жёлтой полоски.

Один из учащихся проговаривает свои действия вслух:

1)Прикладываем линейку к полоске;

2)Совмещаем 0 на линейке с началом полоски;

3)Определим число отрезков между маленькими чёрточками от о на линейки до чёрточки, с которой совпал конец жёлтой полоски. Их семь.

-Вы смогли сосчитать, значит, можно использовать отрезок между двумя маленькими чёрточками за более мелкую, чем сантиметр, единицу измерения? (Можно)

- Мы устранили затруднение полностью? (Нет, мы ещё не знаем, как называется эта единица измерения)

-Где мы это можем узнать? (В учебнике)

-Откройте учебник на с.10 и прочитайте сведения рядом с красной чертой.

-Как называется новая единица измерения? (Миллиметр)

Сформулируйте определение. (Миллиметр- более мелкая единица измерения длины)

-Теперь проверим по учебнику, правильно ли мы сформулировали определение.

(Один из учащихся зачитывает вслух определение с.10)

Встанем, надо отдохнуть,

Наши пальчики встряхнуть.

Поднимайтесь, ручки, вверх,

Так шевелят ушками

Крадемся тихо на носочках,

Как лисы бродят по лесочку.

Волк озирается кругом,

И мы головки повернем.

Теперь садимся тише, тише –

Притихнем, словно в норках мыши.

Воспроизведение нового

Сформулируйте тему урока. (Миллиметр)

(На слайде 7 открывается тема урока)

- Вернёмся к заданию, которое мы не смогли полностью выполнить в начале урока. Чему равна длина жёлтой полоски? (7 мм)

- Сосчитайте, сколько миллиметров в 1 см (Дети считают по линейке)

-Запишем в тетрадях (учитель записывает на доске)

1 см = 10 мм (Кликом открываем запись на слайде 7)

- Какие вопросы вы можете задать друг другу по сегодняшней теме ?

- А сколько миллиметров в: 5 см;7 см;10 см?

-Что удобно измерять в миллиметрах? Приведите примеры таких предметов)

Первичное закрепление

Работа по учебнику:

-Выполните задание в парах, по очереди показывая друг другу заданную величину.

Самостоятельная работа с самопроверкой

Работа по учебнику: №2 (с.10)

-Выполните самостоятельно №2 на с.10 (Кликая на слайде 8, открываем задание самостоятельной работы)

3 см 5 мм = 35 мм

Включение нового в систему знаний

№ 3 (с.10) – коллективное выполнение с комментированием:

-Как сравнить первые два числа?

(1 см – это 10 мм. 10 мм больше, чем 9 мм. Значит, 1 см > 9 мм)

Остальные выражения разбираются аналогично.

1) Работа по учебнику: №4 (с.10)

-Прочитайте задачу. Назовите условие задачи. ( Высота ёлочки весной была 7 дм, за лето она выросла на 20 см)

- Какое несоответствие вы заметили? (Разные единицы измерения)

-В каких единицах нужно выразить длину, чтобы было удобнее решать? ( В сантиметрах, так как однозначные числа проще вычислять)

-Что будете узнавать в задаче? (Высоту ёлочки к осени)

Коллективное выполнение с комментированием (устно) №5 (с.10)

-Что будем выполнять? (Вычисления с именованными числами)

- Когда нам придётся преобразовывать единицы измерения? ( Когда действие выполняется с разноименными единицами измерения)

Рефлексия деятельности

-С какой единицей длины познакомились сегодня на уроке? (Слайд 10)

-Какие задания вы выполняли с удовольствием?

-А есть ли задания, при выполнении которых вы испытывали трудности?

-Мы с вами хорошо потрудились.

Молодцы, спасибо за урок! (Слайд 11)

Список использованной литературы

Математика. 2 класс. Учебн. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1/ М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др.- М. : Просвещение, 2017;

Поурочные разработки по математике. 2 класс./ Т.Н. Ситникова, И.Ф. Яценко. – М.: ВАКО, 2018;

Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, методика/ Е.Л. Мельникова. – М.: Баласс, 2015

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по ФГОС, прописаны элементы урока с УУД. Есть задания практического характера, материал на закрепления знаний у обучающихся в соотношениях между единицами длины, упражнения на снятия напряжённости, а так же задания со слабоуспевающими детьми. Так же на уроке предлагается определить степень успешности и выполнения своей и чужой работы, предлагается оценить свою деятельность на уроке.

Читайте также: