Тематическое богатство поэзии пушкина 8 класс конспект урока

Обновлено: 29.06.2024

1.Прочитайте статью учебника, посвящённую А.С. Пушкину. Составьте вопросы к статье.

3.Выпишите примеры средств художественной выразительности, подчёркивающие состояние природы и человека.

Корсаков Николай Александрович (1800 – 1920) __________________________

Матюшкин Фёдор Фёдорович (1799 – 1872) ______________________________

Пущин Иван Иванович (1798 – 1859) ____________________________________

Горчаков Александр Михайлович (1798 – 1883)

5.Из седьмой строфы выпишите эпитеты и сравнения. Какова их функция?

8.Чем объясняется соединение признаков различных жанров (элегии, оды, послания) в стихотворении?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Пушкин.ppt

Тематическое богатство поэзии А.С. Пушкина

Описание презентации по отдельным слайдам:

Тематическое богатство поэзии А.С. Пушкина

Тематическое богатство поэзии А.С. Пушкина

Поэзия Пушкина — как пение птиц в роще, как песни ветра, как шум волн. Это го.

Поэзия Пушкина — как пение птиц в роще, как песни ветра, как шум волн. Это голоса любви, печали, это ясные слезы и беззлобное лукавство. А.Н.Толстой

А. Дельвиг А. Горчаков В. Кюхельбекер И. Пущин Ф. Матюшкин Н. Корсаков

А. Дельвиг А. Горчаков В. Кюхельбекер И. Пущин Ф. Матюшкин Н. Корсаков

«Пушкин – сегодняшний, современный. Это не столько можно объяснить, сколько п.

Краткое описание документа:

Урок по литературе для 8 класса "Тематическое богатство поэзии Пушкина". Включает в себя мультимедийную презентацию и подробный конспект урока. Используются междпредметные связи с историей (восстание декабристов) и русским языком (словарная работа).

Урок знакомит с биографией поэта, литературоведческими терминами (дружеское послание). Используется эвристический метод при анализе стихотворения "19 октября".

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 609 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 04.05.2015 6365
  • RAR 1.3 мбайт
  • 93 скачивания
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Лебедева Татьяна Федоровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

ВложениеРазмер
urok_literatury_v_8_klasse.rar 29.22 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 8 классе

Поэты пушкинской плеяды.

Тип урока : урок внеклассного чтения.

Форма урока : урок - устный журнал

  • Развивать у подростков художественный вкус, память, познавательные способности, эстетические эмоции.
  • Развивать творческую активность, формировать творческий подход к изучению литературы.
  • Развивать коммуникативные качества учащихся, умение работать в творческой группе в поисковом режиме.
  • Воспитывать интерес и уважение к классическому наследию русской литературы
  • Воспитывать этические и эстетические основы взаимоотношений (умение слушать, сопереживать).
  • В течение урока проводить профилактику умственного перенапряжения путём смены видов деятельности.

Методы и приёмы работы на уроке.

Хотя биографические сведения и важны для учащихся, но здесь они даются фрагментарно, тщательно отбираются, причём критерием отбора информации становится то, объясняют ли эти факты биографии сущность процесса творчества поэта.

Интерпретация текста позволяет развивать воображение уч-ся, ведущее к творчеству. Такая деятельность является лучшей подготовкой к написанию сочинения по анализу стихотворения.

Коллектив класса неоднороден по уровню развития и обученности. При подготовке к уроку учитывался этот факт, а также интересы и склонности учащихся (актёрское перевоплощение, поисковая, аналитическая деятельность).

  • Работа в творческих группах на этапе подготовки к уроку.

Проведению урока предшествовала подготовительная работа: ученики были разделены на 6 группы, каждая получила творческое задание – создать страничку устного журнала по темам:

1 группа – Е. А. Баратынский в пушкинском круге поэтов

2 группа – Жизнь и творчество Д. В. Веневитинова

Цель: проследить основные вехи творческого пути Д. В. Веневитинова; изучить общие закономерности поэзии и художественное своеобразие современника А.С.Пушкина.

3 группа Жизнь и творчество П. А. Вяземского.

Цель: проследить основные вехи творческого пути П.А. Вяземского; изучить общие закономерности поэзии и художественное своеобразие старшего современника А.С.Пушкина.

4 группа – Жизнь и творчество поэта Д. В. Давыдова

Цель: выявить влияние особой судьбы Давыдова на его поэзию: показать основные черты характера героя лирики поэта

5 группа А. А. Дельвиг – поэт пушкинской поры.

6 группа – Н. М. Языков в пушкинском круге поэтов

В процессе подготовки к уроку участники групп занимались исследовательской деятельностью: работали с дополнительной литературой, энциклопедиями, осуществляли контекстный поиск фактологической информации, связанной с жизнью и творчеством поэтов, используя доступ в Интернет; подбирали биографический материал о поэтах пушкинского круга, самостоятельно анализировали предложенные стихотворения. Учитель консультировал учащихся и оказывал помощь в написании анализа стихотворения, а также в отборе материала для художественного оформления.

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово учителя. (слайды №1,№2)

Но логика подсказывает, что период следует ограничивать тем временем, когда пушкинская поэзия стала известна читателям. Литературный дебют Пушкина состоялся в 1814 году. Стихи до последних дней жизни поэта были неотъемлемой частью его творчества. Таким образом, границы поэзии пушкинской поры определяются 1814 -1837 годами. Старшие современники - В.А. Жуковский, К.Н. Батюшков, Д. В. Давыдов, - сформировавшиеся как поэты в более раннюю эпоху, оказывали влияние на молодого Пушкина. Ровесники и младшее поколение современников, напротив, усваивали пушкинский поэтический опыт, развивая его в своем творчестве.

Е. А. Баратынский (1800-1844) Д. В. Веневитинов (1805-1827) П. А. Вяземский (1792-1878)

1. Итак, открываем первую страничку . (слайды №3-4)

Баратынский Евгений Абрамович (1800 - 1844)

Евгений Абрамович появился на свет 19 февраля 1800 г. в семье дворянского сословия. Имение Мара, где жили Баратынские, находилось в Тамбовской губернии. Дав мальчику традиционное в дворянских семьях домашнее воспитание и образование, в 1812 г. ему пришлось ехать в Петербург , т.к. родители отдали его в Пажеский корпус – элитное военное училище. Преподавали в Пажеском корпусе не особенно старательно, да и с нравственным воспитанием дело обстояло слабовато. В 1816 г. Евгений попал под влияние дурной компании и стал участником серьезного преступления – кражи. В результате его исключили из корпуса, лишив права поступать на службу, за исключением простой солдатской. Эти события надломили Баратынского и сильно повлияли на формирование его характера. Три года родные хлопотали о прощении в то время, как сам он бездействовал. Но был один вариант – начать с нуля, став рядовым военным, и продвигаться по службе к офицерскому чину. И вот в 1818 г. он приехал в Петербург, и его зачислили в царскую гвардию.

В середине 20-ых Баратынский находился в поиске новых творческих путей. Он пытался по-новому представить романтическую поэму при помощи реалистической манеры изложения. А. С. Пушкин одобрительно отозвался о его творчестве.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи деятельности учителя: создать условия для ознакомления с творчеством поэтов: А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Майкова ,организации и проведения работы над проектом и его защитой; способствовать формированию представления о поэзии XIX века.

Р.Р. ( 2 ч.) Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века: А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Майкова

Задачи деятельности учителя: создать условия для ознакомления с творчеством поэтов: А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Майкова ,организации и проведения работы над проектом и его защитой; способствовать формированию представления о поэзии XIX века.

Тип урока: урок развития речи.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: познавательная сфера: владеть знаниями о творчестве русских поэтов

XIX века: А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Майкова ; выявлять в поэтическом тексте художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка; уметь различать образ лирического героя и автора в лирике; создавать словесный портрет на основе полученных знаний и представлений; делать устный и письменный анализ стихотворения; видеть разнообразие и выразительность образов родной природы в пейзажной лирике; понимать настроения, чувства поэтов; определять способы создания образов;

ценностно-ориентационная сфера: формулировать собственное отношение к стихотворениям русских поэтов XIX века: А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Майкова ;приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы; оценивать выразительное чтение одноклассников; закрепить навыки выразительного чтения; анализировать формы выражения авторской позиции в стихотворении;

коммуникативная сфера: осмысленно читать и адекватно воспринимать литературные произведения; выполнять творческие работы;

эстетическая сфера: определять художественную функцию изобразительно-выразительных средств языка в произведении.

Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.

Метапредметные: познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета;

регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока ,оценивать свои достижения на уроке;

коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение; проявлять уважительное отношение к другому человеку, его

мнению, гражданской позиции.

I. Организационный этап

Создание психологической атмосферы урока, включение учащихся в деловой ритм урока.

II. Мотивация учебной деятельности. Целеполагание

Есть просто храм,

Есть храм науки.

А есть еще природы храм-

С лесами тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь.

Не оскверняй его святынь. С.Смирнов

- Эпиграф урока я выбрала неслучайно. Что вы видите общего между эпиграфом и нашим уроком?

- Как вы понимаете эти строки?

19 век – золотой век русской литературы. Именно тогда творили А.Пушкин, М.Лермонтов, Ф.Тютчев, А. Фет, Я.Полонский, И.Никитин, А.Майков, И.Суриков, и др. Именно в это время были написаны непревзойденные шедевры поэтического слова. Родная природа всегда вдохновляла поэтов. Неяркий русский пейзаж преображается под их пером и, являясь, всякий раз по – новому, волнует и удивляет нас.

- Но только ли о природе говорят их стихи, может быть через описание пейзажа, леса, луга поэт передает настроение, чувства, мысли человека? Как вы думаете?

Русских поэтов всегда привлекала родная природа, лишенная ярких, броских, экзотических красок. Со стихами о природе поэтов первой половины XIX века А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова вы хорошо знакомы, а вот стихи Ф. И. Тютчева, А.А.Фета и А. Н. Майкова (поэтов второй половины XIX венка) вы только начинаете узнавать.

У каждого из нас есть свое любимое время года. Хотя в каждой поре есть своя неповторимая прелесть, свое очарование. И сегодня мы с вами перенесемся в мир звуков, красок чувств, связанных с наступлением того или иного времени года.

III. Актуализация знаний

- Как вы думаете, какой вид искусства может передать динамику чувств?

(Музыка, литература, живопись)

- Что объединяет эти картины?

- Как называется описание природы?

Пейзаж- жанр или отдельное произведение искусства, предметом которого является изображение природы.

-Посмотрите, как не похожи эти картины одна на другую, хотя каждый художник изображал разные времена года – зиму, весну, лето, осень. Следовательно, у каждого человека свое видение окружающей его природы.

-Художники изображают пейзаж с помощью красок, а поэты рисуют словами

- Что привлекало поэтов в русской природе? (Милая прелесть и скромная простота, внутренняя красота, спокойствие, величие, степенность).

- Какую еще роль играет природа в жизни человека?

IV. Усвоение новых знаний. ( В ходе работы заполняется таблица )

Автор и стихотворение

Год создания

Изобразительно-выразительные средства языка

Рассказ о лирике Пушкина.

3Работа с вопросами:

- С какой порой связано это стихотворения? (Осень)

- Каким чувством пронизаны строки? (Грусть, уныние, предчувствие зимы, холодов, бурь).

- Какие выразительные средства использует Пушкин? (Эпитеты)

Обратимся к словарю литературоведческих терминов.

- Как вы думаете, почему последние цветы кажутся поэту милей?

- Какая мысль поэта воплощена в стихотворении? (Мнение каждого)

Мы провели исследование узнали, что происходило в судьбе поэта в эти осенние дни.

Рассказ о лирике М.Ю. Лермонтова

3. Работа с вопросами:

- Как ритм, рифмы стихотворения помогают нам передать настроения поэта?

- Какие выразительные средства использует Лермонтов? (эпитеты)

- Как ведут себя люди и звери? Передает ли все это вместе настроение поэта?

- Какое же оно? Угадывается ли оно в связи с тем, как М.Ю. Лермонтов описывает окружающий мир природы?

- Какая мысль поэта воплощена в стихотворении? (Мнение каждого)

Рассказ о лирике Ф.И. Тютчева

3. Работа с вопросами:

- Какие чувства передает Ф.И.Тютчев, описывая осенний вечер (умиления, грусти, радости)?

- Как вы объясните слова: умильная, таинственная, ущерб, изнеможение, кроткая? подберите однокоренные слова – умиляться, милый. То есть любимый. То, что вызывает восторг, восхищение.

- Какие выразительные средства использует Тютчев? (эпитеты, олицетворение).

— метафоры томный шелест, сиротеющая земля – что они означают?

ТОМНЫЙ – взгляд, голос. Подберём синонимы – волнующий, нежный, ласкающий. У Тютчева -томный шелест листьев. Почему земля СИРОТЕЮЩАЯ? ( всё кругом пустеет, деревья сбрасывают свой летний убор, трава увядает, сохнет, поля тоже пустеют). Всё кругом умирает, земля сиротеет.

— Почему ТАИНСТВЕННАЯ прелесть? Потому что картина вызывает противоречивые чувства. С одной стороны, тихий, прелестный осенний вечер и вдруг…

- Найдите в стихотворении место, где настроение меняется. С чем это связано? Что происходит вдруг? – порывистый ветер. Который привносит тревогу, настроение безысходности, усталости… Недаром говорят, ветер перемен. Ветер – всегда к изменению погоды. Погода осенью очень переменчивая – то солнце, то дождь, то ветер… Осень – промежуточное время года между ярким, пёстрым, шумным летом и суровой зимой. Природа осенью готовится к долгой зиме. Это как затишье перед бурей. Вот откуда эта тайна – неизвестно, что будет завтра.

- Найдите ещё одну метафору, в которой ясно выражено это противоречие. Зловещий блеск – эпитет ЗЛОВЕЩИЙ предвещает что-то злое, страшное. Этот приём называется оксиморон – стилистическая фигура, сочетание контрастных по значению слов, создающих новое понятие. Например, живой труп, жестокий ангел, честный вор и т.д. Определение нового слова ученики записывают в тетради.

— УВЯДАНЬЕ – подберите синонимы: угасание, старение, исчезновение, умирание. Природа осенью умирает, краски блекнут, всё становится бледным, зыбким, ненадёжным.

Природа у Тютчева живёт, страдает, как и человек. Это стихотворение о природе, но не только. Подумайте, о чём ещё? О человеческой жизни. О старости. О стыдливом, божественном страдании. Так мог писать очень мудрый человек. Говорят, осень жизни наступила. Это когда человек прожил жизнь, всё позади, впереди только смерть. И тогда становится понятно, откуда эта щемящая грусть, откуда это страдание.

- Как вы думаете, от чего страдают старые люди? ( от одиночества, от непонимания, от немощи, от того, что не хватает внимания, заботы…) Но страдают они молча. Они как бы стыдятся своей старости. Вот откуда это стыдливое, божественное страдание.

- В чём же особенность тютчевского изображения природы? Как он её показывает? (Он показывает её как живое существо, он пытается понять её душу, услышать её голос. Природа у Тютчева – живое существо). В этом мы видим философский характер стихотворения. Оно о природе, и в то же время о человеческой жизни.

- Можно ли сказать, что, рисуя, осенний вечер, поэт открывает нам собственные переживания тихой радости, грусти, умиления, спокойствия, умиротворения перед тем, что он видит вокруг?

- Что, по мнению Тютчева, происходит с приходом осени?

Рассказ о лирике А.А.Фета.

3. Работа с вопросами:

- Как оживает природа весной? Как это отражается на настроении человека?

- Какие сравнения использует А.Фет при описании первого ландыша?

- Какие интонации сопровождают слова и словосочетания: девственная нега, первый луч, воспламеняющей весны, избыток жизни молодой?

Рассказ о лирике А.Н. Майкова .

3. Работа с вопросами:

- С какой порой связано это стихотворения? (Весна)

- Каким чувством пронизаны строки?

- Как оживает природа весной у Майкова? Как это отражается на настроении человека?

- Какие выразительные средства использует Майков?(метафоры, эпитеты)


- Какая мысль поэта воплощена в стихотворении? (Мнение каждого)

- Какой можно сделать вывод? Что объединяет все эти стихи? Как называется описание природы?

Описание природы и чувства, вызванные описанием таких разных времен года.

Пейзаж- (франц. paysage, от pays — "местность, страна"; лат. pagus — "село, деревня") — жанр или отдельное произведение искусства, предметом которого является изображение природы, ее преображение и выражение отношения художника к окружающей его среде.

Вывод: художники изображают пейзаж с помощью красок, а поэты рисуют словами.

Работа с таблицей. Сравнительный анализ стихотворений.

Какие выразительные средства использованы в текстах?

Сравнить выразительные средства языка во всех стихотворениях и сделать вывод, что же хотели показать авторы этих стихотворений, когда писали данные стихи.

Читайте также: