Конспект урока по литературному чтению на родном русском языке 3 класс

Обновлено: 03.07.2024

Представляю урок по литературному чтению на родном языке в 3 классе по теме "По произведениям Н.Носова".
На данном уроке ребята продолжают знакомство с творчеством детского писателя Н.Носова и его замечательными произведениями, а также знакомятся с новым рассказом "Леденец".

Оценить 1062 0

Урок литературного чтения на родном языке

Учитель: Деменюк О.М.

Цель: создание устойчивой положительной мотивации к чтению

книг на примере жизни, творчества и произведений Н.Н.Носова.

Задачи: 1) учить работать в коллективе, самостоятельно;

2) развивать интерес к чтению, расширять кругозор;

3) развивать мышление и речь детей;

4) воспитывать наблюдательность, трудолюбие, стремление к получению знаний;

Методы: работа в группах, в парах;

Оборудование:

-выставка книг писателя;

-конверты с заданиями;

Организационный момент.

Класс заранее делится на 4 команды. Команды рассадить за четыре отдельных стола.

- Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Посмотрите на меня. Я желаю вам хорошего настроения и интересной работы на уроке. Пожелайте друг другу удачи

II .О жизни и творчестве Н.Н.Носова.

- А из какого произведения этот герой?

2. Презентация о Н.Носове

3. Кроссворд по произведениям Н.Носова

4. Работа в группах:

- необходимо расшифровать запись

- Каждая группа получит конверт с карточками, где зашифрована фраза из рассказа Н. Н. Носова. Ваша задача – взять свою карточку, расшифровать её, собрать из карточек всю фразу целиком и назвать произведение.

- Ключ к шифру - алфавит.

Леденец – это сорт фруктовой карамели без начинки, либо тягучая, либо твердая стеклянная масса.

Первые леденцы на палочке появились очень давно. Историки утверждают, что некие аналоги леденцов были еще у древних египтян, китайцев и арабов. Чтобы получить ореховые и фруктовые конфеты, они окунали цукаты в мед. Далее лакомства насаживали на маленькие палочки. Такие конфеты не пачкали рук. В Европе леденцы появились в XVII веке. Сначала их активно использовали лекари. В целебные леденцы также вставляли палочки для удобства. Американцы утверждают, что леденцы были изобретены в США во время гражданской войны.

Леденцовая карамель на палочке чаще всего имеет фруктовый вкус, лишь в некоторых странах Европы (Голландия и Германия) налажен выпуск леденцов с соленым вкусом.

Прослушайте этот рассказ и скажите, Чему учит нас этот рассказ?

Рассказ учит быть послушными, вести себя хорошо. Учит не брать ничего без спросу. Учит критически относиться к своим поступкам. Учит тому, что нельзя быть хорошим заранее.

- Похож ли этот рассказ на многие другие рассказы Н.Носова?

- Кто главные герои рассказа "Леденец" ?

- Миша – мальчик, любитель сладкого, непослушный обманщик.

Мама - справедливая, требовательная.

IY . Чтение частями с обсуждением по вопросам.

-Какой наказ дала мама Мишеньке?

-Какую награду обещала мама?

2.Каждый работает по карточке, затем взаимопроверка

-Как вёл себя Миша сначала?

-Что произошло потом?

-Прочитайте как оправдывал себя мальчик?

-Что увидел в буфете мальчик?

-Что нашёл в сахарнице Миша?
-Прочитайте каким был леденец.

-Какое желание возникло у Мишеньки?

-К чему привело желание попробовать леденец?На что стал похож леденец?

-Почему мальчик решил доесть леденец? Прочитайте.

5. Чтение по цепочке

-Почему разбилась сахарница?

-Что испытал мальчик в тот момент?

-Как Миша решил скрыть свой поступок? Почему?

-В чём сознался мальчик, а в чём нет?

-Почему автор в конце произведения поставил многоточие?

Y . Итог урока

- Не слушаться плохо, обманывать еще хуже.

- Выберите пословицы к рассказу "Леденец":

Доброго держись, а от худого удались.

Не умеешь сделать хорошее, старайся не делать плохого.

Хорошо худо не бывает.

Слушай ухом, а не брюхом.

Где обман, там правды нет.


YII . Домашнее задание:

Составить план пересказа рассказа

План пересказа рассказа "Леденец"

Леденец в сахарнице

Носов Николай Николаевич родился 23 ноября 1908 года в г. Киеве. Отец Николай Петрович был актёром эстрады, певец. Мама Варвара Петровна – рукодельница и певунья, тонкая, чуткая натура - воспитали четверых детей: сыновей Петра, Николая, Бориса и дочь Ларису.

Николай подрос и стал учиться в киевской гимназии.

Носов - участник Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. В годы войны ставил для армии военно-технические фильмы. Награждён орденом Красной звезды.

Первые леденцы на палочке появились очень давно. Историки утверждают, что некие аналоги леденцов были еще у древних египтян, китайцев и арабов. Чтобы получить ореховые и фруктовые конфеты, они окунали цукаты в мед. Далее лакомства насаживали на маленькие палочки. Такие конфеты не пачкали рук. В Европе леденцы появились в XVII веке. Сначала их активно использовали лекари. В целебные леденцы также вставляли палочки для удобства. Американцы утверждают, что леденцы были изобретены в США во время гражданской войны.

Леденцовая карамель на палочке чаще всего имеет фруктовый вкус, лишь в некоторых странах Европы (Голландия и Германия) налажен выпуск леденцов с соленым вкусом.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока по литературному чтению на родном ( русском) языке.

2. Введение в тему урока ( демонстр презентациии)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

5.Беседа по прочитанному( составление вопросов к тексту)

- Как в семье появился сорочонок?
- Чем его кормили? - Каким он стал, когда подрос?
- Какая беда была с сорочонком, даже, когда он вырос?
- Как он просил есть? - Кто назвал сорочонка сироткой?
- С кем во дворе была знакома сиротка?- Как к ней относился петух Петрович?
-Как Петрович кричал ку-ка-ре-ку?- Почему однажды сороку некому было накормить?
- Откуда взялись черви во дворе?- Кто первым приметил добычу?
- Как он поступил?- Почему куры не сбежались на зов петуха?
- Как он научил Сиротку есть самостоятельно?- Чему удивлялся автор?

Рассказ Скребицкого "Сиротка" повествует нам о птичке, которая не могла питаться самостоятельно. Она попала в дом к своим хозяевам маленьким сорочонком, поэтому всему училась самостоятельно. Не было у неё родителей, которые показали бы как нужно летать и клевать. Летать сороке Сиротке удалось научиться самостоятельно, а вот ела она только из рук хозяев.

И все-таки клевать пищу она научилась - у неё был хороший учитель, петух Петрович. Он показал ей на личном примере, как правильно хватать клювом червячка, и сорока тут же повторила за ним все действия.


6.Составление синквейнов


Сорочонок

· знакомится, осваивается, дружит

· вырос большой, самостоятельности не приобрел

· навык (инстинкт, рефлекс)

петух Петрович

· бормочет, щиплется, зовет

· помогает молодым, делится опытом

7. Определение темы и основной мысли рассказа

Основная тема рассказа - это взросление птенца по имени Сиротка, его общение с людьми, другими обитателями двора, приобретение жизненно важных навыков.

червячков, сорока научилась есть самостоятельно.

Итог урока - Чему учит нас этот рассказ?

Рассказ учит нас тому, что делать что-то самостоятельно гораздо эффективнее и интереснее, чем принимать готовое. Конечно, детям очень важна помощь родителей, но и ребенок должен присматриваться к действиям близких и стараться их повторить. Скребицкий в своем рассказе призывает нас не только быть наблюдательными, но и стремиться понять живых существ. Животные и птицы делают нашу жизнь более наполненной и интересной, особенно если присматриваться к ним и изучать их повадки. природы много загадок и тайн. Сегодня мы разгадали одну из них. Но природа будет приоткрывать свои тайны в том случае, если мы будем бережно относиться к ней.
Оценки за урок.


Первый сборник стихов С.Есенина, 1916 год 1918 год

Первый сборник стихов С.Есенина,

1916 год 1918 год

Сергей Есенин прежде всего – певец Руси, и в его стихах, по-русски искренних и откровенных, мы ощущаем биение беспокойного нежного сердца. Они впитали в себя великие традиции национальной поэзии. Как поэт, Есенин отличался величайшим даром и ярчайшим талантом.

Сергей Есенин прежде всего – певец Руси, и в его стихах, по-русски искренних и откровенных, мы ощущаем биение беспокойного нежного сердца. Они впитали в себя великие традиции национальной поэзии.

Как поэт, Есенин отличался величайшим даром и ярчайшим талантом.

Памятник Есенину на Тверском бульваре в Москве

Памятник Есенину на Тверском бульваре в Москве

ПОЭЗИЯ 1) стихи, произведения, написанные стихами; 2) красота и прелесть чего-либо

1) стихи, произведения, написанные стихами;

2) красота и прелесть чего-либо

Что такое рифма? нет, привет, ответ, обед, первоцвет, букет, балет … СВЕТ –

Что такое рифма?

нет, привет, ответ,

обед, первоцвет, букет,

СВЕТ –

Сейчас мы вместе с Есениным отправимся встречать восход солнца.

Но сначала представьте себе, что утром вы вышли на улицу. Какие образы возникают в памяти, что вы себе представляете?

Чтение стихотворения


Словарная работа Затон - это непроточный водоем. Брезжит свет - рассветает, слабо светится. Заводи - мелкий речной залив. Перламутр - переливчатая радужная окраска.

Словарная работа

это непроточный водоем.

Брезжит свет -

рассветает, слабо светится.

мелкий речной залив.

Перламутр -

переливчатая радужная окраска.

Работа над поэтичными образами Поясните, почему Есенин так описал звезды, затон, небосклон? Задремали звезды золотые , Задрожало зеркало затона , Брезжит свет на заводи речные И румянит сетку небосклона .

Работа над поэтичными образами

Поясните, почему Есенин так описал звезды, затон, небосклон?

Задремали звезды золотые , Задрожало зеркало затона , Брезжит свет на заводи речные И румянит сетку небосклона .

Работа над поэтичными образами Улыбнулись сонные березки, Растрепали шелковые косы. Шелестят зеленые сережки, И горят серебряные росы.

Работа над поэтичными образами

Улыбнулись сонные березки, Растрепали шелковые косы. Шелестят зеленые сережки, И горят серебряные росы.

Работа над поэтичными образами У плетня заросшая крапива Обрядилась ярким перламутром И, качаясь, шепчет шаловливо:

Работа над поэтичными образами

У плетня заросшая крапива Обрядилась ярким перламутром И, качаясь, шепчет шаловливо: "С добрым утром!"

Работа над выразительным чтением Вспомни правила выразительного чтения стихотворения и поработай над выразительностью!

Работа над выразительным чтением

Вспомни правила выразительного чтения стихотворения и поработай над выразительностью!


-75%

Поурочные разработки по литературному чтению на родном русском языке. 3 класс (к УМК О. М. Александровой и др. (М.: Просвещение) 2019–2021 гг. выпуска)

В пособии представлены поурочные разработки по литературному чтению на родном русском языке для 3 класса, составленные c учетом требований ФГОС. Порядок тем соответствует учебнику О.М. Александровой и др. (М.: Просвещение), входящему в действующий федеральный перечень учебников. Помимо подробного плана работы над произведениями, включенными в программу, сценарий каждого урока содержит физкультминутки, игровые и нестандартные задания, дополнительный материал для учителя.

Издание адресовано учителям начальной школы, студентам педагогических вузов и колледжей.

Читайте также: