Конспект занятия по экологии в подготовительной группе на тему осень

Обновлено: 06.07.2024

- Углубить и конкретизировать представление об условиях жизни растений и животных осенью. Расширить знания детей о состоянии растений осенью. Вызвать интерес детей к лесу как к дому для животных и растений.

- Формировать умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи, раскрывающие необходимость совместного проживания животных и растений.

- Закрепить умения устанавливать связь между признаками в природе и умения делать выводы. Закрепить правила поведения в лесу.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект занятия по экологии в подготовительной группе

Цель : закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях. Расширять знания детей о явлениях живой и неживой природы: почему листья желтеют и опадают и как они опадают. Учить устанавливать причинно-следственные связи.

- развивать умение детей называть приметы осени используя образные слова и выражения, внимание, связную речь;

- совершенствовать интонационную выразительность речи, диалогическую и монологическую речь. Формировать умение сочетать движение и речь;

- расширять представления детей о жизни диких животных осенью;

- закреплять умение устанавливать связь между признаками в природе, делать выводы;

- продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения;

Для вас - викторина. Кто быстрее ответит на мои вопросы?

- Кто собирает яблоки спиной? (Еж.)

- У кого щеки вместо мешка? (У бурундука.)

- А бывают ли перелетные животные? (Да, летучие мыши.)

- С каких деревьев зелеными опадают осенью листья? (С ольхи, сирени.)

- Какой лесной житель сушит на деревьях грибы? (Белка.)

- Листья каких деревьев осенью краснеют? (Листья осины, рябины, черемухи.)

- Куда на зиму исчезают лягушки? (В тину, в мох.)

Воспитатель называет птиц. Если они осенью улетают, то дети машут руками, как крылышками, если нет – не машут.
Воспитатель: - Проходила я мимо нашего участка, там так красиво, деревья в разных красках
- Не вы их раскрашивали?
-А вы задумывались, почему эта красота не сохраняется? Почему листья желтеют и опадают? И как они опадают?
Ответ детей: Листья плохо переносят холод и ветер, поэтому и опадают.
Остановка №4 (на карте гриб, дети находят, берут и решают что бы они хотели выяснить
Исследование №1( нарисована лупа и лист), Исследование№2 (? Зеленый лист), Исследование №3.( большой и маленький листик), Исследование №4(две коробки )
Воспитатель: Что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос?
_- нужно провести опыты и эксперименты.
Воспитатель-А как вы ребята думаете, зачем дереву нужны листья?
Дети: Листья не только украшают дерево, благодаря листьям дерево дышит.
Воспитатель- А вам интересно узнать, как устроен лист? (Интересно)
А для того, чтобы получше рассмотреть, чем надо пользоваться?
-воспользуемся увеличительным прибором — лупой.

- Оранжевые, красные, коричневые.
Исследование №3 . Возьмите лупу и рассмотрите основание черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке.
Осенью в основании черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке, появляется пробковый слой. Он, как перегородка, отделяет черешок от ветки. Подует лёгкий ветерок – и листья опадают.
Вывод детей: Осенью листья легко опадают потому, что у основания черешка появляется пробковый слой, который отделяет черешок от ветки.

А сейчас давайте вместе с вами превратимся в осенние листочки. Мы листики осенние,

На ветках мы сидим,

Дунул ветер – полетели,

Мы летели и летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял,

И на землю тихо сели.

Программное содержание: Обобщить и систематизировать знания детей об осени как о времени года. Учить устанавливать связи между продолжительностью дня, температурой воздуха и состоянием растений, наличием пищи для зверей, птиц, насекомых и приспособлением их к зиме. Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; поощрять выдвижение гипотез; подвести к планированию своей деятельности; способствовать развитию умения делать выводы . Воспитывать бережное отношение к природе.

Материал: карточки с явлениями природы по временам года, картины осенних пейзажей русских художников, иллюстрации с изображением птиц, фото птиц, летящих на юг, емкости с водой, гусиные перья, растительное масло, кисточки, салфетки.

Ход занятия:

Воспитатель: А.С.Пушкин написал много стихотворений об осени. Я прочту вам одно из них:

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день.

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман.

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

В.: Дети, какое это стихотворение? Веселое, грустное, печальное или торжественное? (Это красивое, немного грустное стихотворение об осени.)

Почему это стихотворение грустное (Солнышко реже светит, день становится короче, листья с деревьев опадают, часто бывает туман, улетают птицы в дальние края).

Осень - красивое время года и вдохновляет людей писать стихи, музыку, картины на осеннюю тему. Некоторые из них вы можете сегодня увидеть на нашей выставке. Дети рассматривают, воспитатель называет имена художников и названия картин.

Посмотрите на карточки и расскажите, какие явления природы нарисованы? Отберите карточки, на которых нарисованы осенние явления природы (весенние, зимние, летние).

Сколько месяцев в году? (12). Все они живут дружно и приходят каждый в свое время. Какие осенние месяцы приходят к нам в гости? (Сентябрь, октябрь, ноябрь)

Сентябрь - это первый осенний месяц. Это бархатный месяц, румянец осени. Как его еще называют в народе? (Златоцветом, птичьей стайкой.) Дети объясняют почему.

А еще в сентябре бывает время очень теплых деньков. Как оно называется? (Бабье лето) Да, бабье лето -это как бы последняя прощальная улыбка лета.

Как готовятся к зиме звери? (Звери строят норы, делают запасы. Белки и зайцы начинают менять шубки с летних на зимние. У зимних шуб и мех погуще, попышней, и цвет подходит к зимней природе. Медведь по лесу бродит, ест спелые ягоды, орехи и желуди, нагуливает на зиму жирок. Кроты и мыши запасаются колосками. Барсуки собирают коренья и грибы. Белочка делает запасы в дуплах. Волк и лиса зимой не спят и запасов осенью не делают. Беззаботно проводят время до тех пор пока мороз не заставит их искать себе не только пропитание, но и жилище.)

Какие работы у людей в сентябре в саду, в поле? (С полей и огородов убирают урожай овощей: картофель, морковь, свеклу. Когда урожай убран, поле вспахивают. Еще в сентябре на полях сажают озимые хлеба - рожь пшеницу.)

Осень, осень, трем ладошки друг о друга

Приходи! зажимаем кулаки по очереди

Листья желтые кружатся. плавные движения ладонями

Тихо на землю садятся, ладони гладят колени

Солнце нас уже не греет, сжимаем и разжимаем кулаки по очереди

Ветер дует все сильнее, синхронно наклоняем руки в разные стороны

Дождик к нам в окно стучится. Барабанить пальцами то по одной, то по другой ладони

Шапки, куртки надеваем имитируем

И ботинки обуваем. Топаем ногами

Знаем месяцы: ладони стучат по коленям

Сентябрь, и октябрь, и ноябрь! кулак, ребро, ладонь.

Воспитатель: Ушел сентябрь, а вслед за ним пришел ….? (октябрь) - это месяц хмурый ,мокрый. Как его называют? (Грязник, Листопадом) Дети объясняют почему.

А какие вы еще знаете поговорки и пословицы? Дети называют.

В.: Все приметы осени были когда-то подмечены народом на основе постоянных наблюдений за жизнью природы. Давайте с вами вспомним народные приметы.

Паутина стелется по растениям – к теплу.

Появление комаров поздней осенью - к мягкой зиме.

Холодные ночи с ясными звездами – к теплому дню.

Поздний листопад – к суровой продолжительной зиме.

В.: Если в сентябре птицы готовятся к отлету, то в октябре они начинают улетать. Какие птицы улетают первыми? (Стрижи, ласточки, т.к. они питаются насекомыми, а с наступлением холодов их становится все меньше и меньше, потому что они прячутся от холодов в кору деревьев и засыпают.)

В.: Какие улетают чуть попозже? (Журавли, грачи и кукушки, потому что они могут охотно поменять себе корм на ягоды, плоды, зерна, семена.)

В.: Какие птицы улетают последними? (Водоплавающие: гуси, утки и лебеди. Пока водоемы не замерзали им хватает корма)

В.: Какие птицы летят в одиночку? (Кукушка, сокол.) Как летят журавли? (Клином.). Утки (прямым фронтом). Гуси (косяком). Смотрят иллюстрации.

Почему перья у гуся не намокают? Предложить узнать намокают или не намокают. Проводит опыты:

Взять перья, опустить их в воду.

Выводы: - перо сухое, оно покрылось капельками; - если встряхнуть, капельки упадут, перо становится сухим. Если опустить руки в воду. Какими они станут? (Мокрыми.)

Как сделать так, чтобы руки в воде тоже не намокли?

Версии: завернуть в ткань, надеть резиновые перчатки. Предложить смазать кремом, а потом намочить.

Выводы: - руки, смазанные кремом, не намокают.

Результат: Гусиные перья не намокают в воде потому, что гусь постоянно смазывает свои перья жиром. Знаешь ли ты? А кто еще смазывает свое тело жиром? (Водоплавающие птицы и белый медведь). Человек узнал про эту хитрость и металлические предметы, детали машин, чтобы они не промокали и не ржавели, смазывает жиром.

Птиц, которые улетают в теплые края, как мы называем? (Перелетными). А птиц которые остаются? (Зимующими.) А тех, которые прилетают к нам зимовать? (Кочующими.)

А как мы можем помочь птицам зимой? В чем заключается наша забота? (Мы можем сделать для них кормушки и подкармливать их).

Чем занимаются в октябре люди? (Собирают грибы, Собирают оставшийся урожай с полей и огородов(капусту).

Физкультминутка

В огород пойдем,
Маршировать на месте.
Урожай соберем.
Идти по кругу, взявшись за руки.
Мы морковки натаскаем.
И картошки накопаем.
Срежем мы кочан капусты.
Имитировать, как срезают, таскают, копают.
Круглый, сочный, очень вкусный.
Показать руками.
Щавеля нарвем немножко
" Рвут".
И вернемся по дорожке.
Идти по кругу, взявшись за руки.

Чем занимаются лесные жители а ноябре? (Лесные животные спрятались в своих домиках и кушают запасы, а зайка дрожит от страха, так как шубу он поменял на белую, а снег еще не выпал)

Какие работы у людей в ноябре? (Работы на огородах, в полях и садах закончились, люди собираются на посиделки ,пьют чай с вареньем, женщины вяжут теплые носочки, варежки).

Дети в спортивной форме заходят в зал и строятся в шеренгу.

Воспитатель начинает занятие словами:

“В лес осенний на прогулку приглашаю вас пойти.
Интересней приключенья нам, ребята, не найти!
Друг за другом становитесь, крепко за руки держитесь.
По дорожкам, по тропинкам, по лесу гулять пойдём.
Может быть, в лесу осеннем мы кого-нибудь найдём”.

Давайте выберем считалкой того, кто пойдёт первым.

Считалка:

“Журавли летят на юг
Засыпает майский жук.
Каждый день идут дожди.
Ты тепла уже не жди.”

Скажите, ребята, как ведут себя в лесу? (В лесу нельзя шуметь, нужно быть осторожным и внимательным)

Дорога в лес нам предстоит трудной, будет много препятствий. Посмотрите, путь преграждают пеньки, их нужно обходить. (Движение змейкой между конусами)

Затем я вижу канатный мост без поручней, нам придётся по нему ползти на животе. (Движение по гимнастической скамейке ползком на животе, подтягиваясь руками)

Дальше я вижу широкий ручей, его нужно перепрыгнуть, не замочив ноги. (Прыжок с места на двух ногах через макет ручья)

Дальше нас ждёт пещера с низким лазом, её нам придётся проползти на низких четвереньках. (Движение на четвереньках в туннеле)

Затем я вижу дерево, перекинутое через глубокий овраг, по нему пойдём осторожно, удерживая равновесие, чтобы не упасть вниз. (Движение по гимнастической скамейке, удерживая равновесие)

Дети выполняют задания, воспитатель осуществляет контроль за выполнением движений.

Вот мы в лесу, полюбуйтесь красотой осеннего леса.

Выходит воспитатель в костюме осени. Воспитатель надевает на голову шапочку “осени”.

“Здравствуйте, ребята! Я осень бываю разной. Бываю тёплой и щедрой, холодной и красивой, дождливой и серой. Назовите осенние месяцы. Послушайте загадку”

Ребёнок читает стихотворение:

“Люблю осенний ясный день с живительной прохладой.
Когда вокруг всех деревень стоят скирды-громады.
В садах повсюду тут и там краснеется рябина.
И лёгкой дымкой к небесам несётся паутина”.

Осень: “В каком осеннем месяце такая осень?”. Дети: “Такая осень бывает в сентябре”.

Осень: “Давайте сядем на лесной полянке и посмотрим на деревья в сентябре. Что вы видите? Какого цвета стали листья? Почему листья изменяют свой цвет осенью?”. Дети: “Листья становятся жёлтыми, красными, увядают, потому что им не хватает тепла”.

Осень: “Правильно, становится холоднее, и деревья изменяют окраску листвы, готовятся к зиме. А как готовятся к зиме белки? Зайцы? Медведи?”. Рассказы детей об изменениях в окраске меха зверей, о запасах на зиму.

Осень: “Скажите, какие запасы делают люди? Для чего люди заготавливают овощи, фрукты, ягоды?”. Ответы детей.

Осень: “Я принесла вам волшебный сундучок с разными заготовками. Хочу вас спросить, знаете ли что это, и для чего?”. Осень достаёт малиновое варенье, ягоды калины, ягоды рябины, чеснок, чёрную редьку.

Ответы детей о полезных, лечебных свойствах ягод и овощей. Воспитатель подводит итог беседе, дарит сундучок детям.

Осень: “Как, ребята, вы помогаете взрослым делать заготовки?”.

Ответы детей.

Осень: “Давайте проверим, какие вы умелые помощники, проведем эстафету – кто быстрее соберёт урожай” (Переносим клубни картофеля по одной в деревянной ложке, не придерживая другой рукой, из ведёрка в корзину).

Проводится эстафета. Воспитатель делит детей на две команды, объясняет правила проведения эстафеты.

В это время воспитатель снимает часть листьев с деревьев и бросает их около деревьев.

Осень: “Пока вы соревновались, в лесу что-то изменилось. Вы заметили ?”

Дети: “Листья опали”.

Осень: “Правильно, ребята. Отгадайте загадку, в каком месяце это бывает?”

Ребёнок: “Падают с ветки золотые монетки,

Землю покрывают, когда это бывает?”.

Дети: “Это бывает осенью, в октябре”.

Осень: “Какие вы знаете стихи, поговорки, приметы октября?”.

Дети: “Плачет октябрь холодными слезами; Сентябрь пахнет яблоками, а октябрь капустой; в октябре одна ягода – горькая рябина; октябрь холоден, да сыт”. Ребенок читает стихотворение

К. Бальмонта “Осень”.

Включается запись звука улетающих журавлей, уток.

Осень: “Чьи это голоса?”

Дети: “Мы слышим голоса улетающих журавлей, уток”.

Осень: “Почему птицы улетают на юг?”.

Дети: “Многим птицам здесь зимой не хватает корма”.

Осень: “Каких перелётных птиц вы знаете? Какие птицы остаются зимовать с нами?”.

Давайте поиграем в игру “Перелётные и зимующие птицы”. Детям раздаются картинки перелётных и зимующих птиц, по одной картинке каждому ребёнку. “Осень” приносит два знака – “Солнце” (обозначает юг), “Снежинка” (обозначает место зимования). Детям предлагается вспомнить какая у них птица – перелётная или зимующая – и по сигналам – “Лето”, “Весна”, “Осень” двигаться в соответствующее место. Игра проводится два раза, “Осень” проверяет правильность перелёта птиц.

Включается звуковое сопровождение – звук ветра, дождя.

Осень: “Ребята, что-то холодно и дождливо стало в лесу. И обитателям леса тоже трудно в такую погоду. Давайте послушаем стихотворение об этом”. Ребёнок читает стихотворение.

А.А. Блок “Зайчик”

Хмурая дождливая наступила осень,
Всю капусту сняли, нечего украсть.
Бедный зайчик прыгает возле мокрых сосен,
Страшно в лапы волку серому попасть…
Думает о лете, прижимает уши,
На небо косится – неба не видать…
Только б потеплее, только бы посуше…
Очень неприятно по воде ступать!

Осень: “Ребята, могут ли люди помочь животным в это время года? Как это можно сделать?”

Ответы детей.

Осень: “В каком осеннем месяце часто идут дожди, дует холодный ветер, даже снег может пойти?”.

Дети: “Такая погода бывает в ноябре”.

Осень: “Ребята, куда исчезли насекомые?”

Дети: “Насекомые спрятались под кору деревьев, в пни, под камни”.

Осень: “Ребята, покажите, какой бывает ветер и дождь в ноябре”.

Проводится логоритмическое упражнение.

Ветерок листвой шуршит
Шу-шу-шу, шу-шу-шу.
В трубах громко он гудит
У-у-у, у-у-у.
Поднимает пыль столбом
Бом-бом-бом.
Дует он везде кругом
Гом-гом, гом-гом.
Рассердилась туча злая,
И закапал мелкий дождь.
Капля падает за каплей
набежало много слёз.
Дождь сильнее стал
И ветер сделал вдруг его косым.
Капли вправо, капли влево,
Словно всех косой косил.
Ливень туча посылает,
И стеной вода течёт.
Где бы спрятаться от ливня?
Зонтик нас раскрытый ждёт.

(Потирают ладони)

(Делают хлопки ладонями над головой)

(Топают ногами)

(Хлопают по коленям)
(Постукивают кулаком о кулак)
(Постукивают пальцем одной руки о ладонь другой руки)

(Показывают ладонями чашу слёз)

(Показывают ребром ладони дождь сверху вниз)

(Показывают по диагонали сверху вниз влево и вправо)
(Ладони двигаются от себя)
(Ладони двигаются вниз)

(Показывают зонт руками).

Осень: “Зима в окно стучится, пора мне уходить, и вам пора в детский сад возвращаться, до свидания”. Воспитатель снимает шапочку осени.

Дети под руководством воспитателя проходят все препятствия в обратном порядке, и выстраиваются в шеренгу.

Воспитатель встречает их, спрашивает где они были, кого видели, какая бывает осень, какие препятствия им встретились на пути, и передает подарок осени – витаминный чай.

Читайте также: