Конспект урока по литературному чтению 2 класс сказка о рыбаке и рыбке школа россии

Обновлено: 03.07.2024

Цель: Ввести алгоритм составления словесного портрета литературного героя.

- читать осознанно, выразительно и без ошибок

- работать с текстом: описывать героя, его характер, поступки

- составлять словесный портрет литературного героя

- определять тему, главную мысль сказки и обосновывать свое мнение

- описывать героя, его характер и обосновывать свое мнение

- анализировать содержание сказки

- выполянть задание по алгоритму

- учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству

- адекватно взаимодействовать в паре, группе

-использовать речевые средства для предмставления результата деятельности

- проявлять интерес к изучению темы

- интерес к чтению литератрных сказок

- желание составлять словесный портрет литературного героя.

Проверка домашенго задания

Выставка обложек к сказке А.С. Пушкина.

Можно ли на этой выставке представить книгу с русскими народными сказами? Почему?

Сегодня мы продолжаем работать с этой сказкой.

Можно ли сказать, то это тема нашего урока?

Откройте последнюю страницу учебника и в списке людей, работавших над учебником, найдите как называется профессия человека, который отвечает за оформление обложки?

Значит, вы выступали в роли дизайнера.

Постановка целей и задач урока

Сколько герове мы выделили на прошлом уроке? Назовите их.

Аня составила описание литературного героя. Послушайте: этот герой сказки А.С. Пушкина, он живет землянке.

Можно ли по такому портрету догадаться о каком герое идет речь? Почему?

Не хватает информации.

Есть ли у вас желание научиться составлять портрет героя и помочь Ане?

Поставим цель урока.

Научиться составлять словесный портрет литературного героя.

Какие задачи нужно выполнить:

Выполнять задание по плану

Учиться работать с текстом

Учиться работать в паре, группе.

Работа по теме урока

Вспомним содержание сказки. Блиц опрос:

С каких строк начинается сказка? (Жил старик со своей старухой…)

Как называется такое начала сказок? (Зачин)

Какое магическое число встречается в сказке? (33 года)

Где жил старик со старухой? (У синего моря в ветхой землянке)

Какой рыболовной снастью рыбачил старик? (Неводом)

Какая волшебная помощница есть в сказке? (Золотая рыбка)

О чем она попросила старика? (Отпустить в море)

Что сказала старуха, когда старик рассказал ей об этом? (Что он простофиля и должен вернуться и попросить у рыбки исполнить его желание)

Что попросил первый раз старик у рыбки? (Корыто)

Недовольная старуха снова заставила старика идти к рыбке и просить у нее. (Новую избу)

Кем затем ей захотелось стать? (Столбовой дворянкой)

А потом? (Царицею)

Что еще захотела старуха? (Стать владычецей морской)

Определите героя по его словам: Дурачина ты, простофиля! Выпросил, дурачина, корыто …

Добро! Будет старуха царицей.

Ни ступить, ни молвить не умеешь! Насмешишь ты целое царство…

Есть ли повторения в сюжете сказки?

Что общего в повторениях сюжета сказки? Идет разговор старика и рыбки.

Чем отличаются? Разные желания старухи.

Найдем слова в тексте, как обращается с просьбой старуха к старику.

Меняется ли ее манера при обращении к мужу?

Найдем слова, с которыми обращается старик к рыбке?

Меняется ли манера у старика?

Почему старик не отказывался ходить к морю с просьбами?

Работа по учебнику над вопросами и заданиями.

К 1 вопросу. Работа в паре.

Выберите характеристики, которые бы подошли к старику: скромность, послушание, жестокость, смиренность, ворчаливость, бескорыстность, жадность, скупость, вежливость, безвольность, настойчивость, мягкость, податливость, сварливость.

Старик: скромность, послушание, смиренность, бескорыстность, вежливость, безвольность, мягкость, податливость.

Старуха: жестокость, ворчаливость, жадность, скупость, настойчивость, сварливость.

Сварливость свары - ссоры, склонность к конфликтам.

Кого бы из героев вы выделили положительным, а кого отрицательным?

А почему старик тоже был наказан?

Являются ли такие качества, как смиренность, безвольность, податливость положительными? Какой вред они могут принести человеку?

Чего не хватило старику, чтобы противостоять старухе? Смелости.

Достаточно ли описание харктера для составления портрета героя?

Нужно ли указать какие поступки он совершает?

Составим алгоритм словесного портрета литературного героя:

Назватья яркие черты характера

Кратко рассказать о главных поступках

Можно ли сказать, что в нем описана только внешность?

Описание золотой рыбки:

Золотая рыбка – волшебный персонаж.

Справедливая, честная, терпеливая.

Помогала старику, выполняла желания старухи

Составим описание героев по алгоритму. Работа в паре. Проверка.

Домашнее задание с. 17 № 3.

Актуализация знаний

Постановка целей и задач урока

Проверка домашнего задания

Расскажите о жизни старика и старухи.

Как изменилась их жизнь после того, как старик поймал золотую рыбку?

Восстановите порядок желаний старухи.

Назовите значение слов: алчность, покорность, смирение, податливость, сварливость.

Можно ли сказать, что старик смелый?

Какие черты характера старика могут быть отрицательными?

Кого из геровев вам бы хотелось пожалеть?

Кого вы считаете справедливым героем?

Работа по теме

Вопрос 4, 5 с 17. Работа в паре, группе.

Соотнеси пословицу и героя.

Век живи, век учись Рыбка

Не в свои сани, не садись

Долг платежом красен Старик

Сделав худо, не жди добра

За большим погонишься, малого не увидишь

Заячья душа Старуха

Петя васин на все согласен

За худым пойдешь-худое найдешь

Соотнеси пословицу и героя.

Век живи, век учись Рыбка

Не в свои сани, не садись

Долг платежом красен Старик

Сделав худо, не жди добра

За большим погонишься, малого не увидишь

Заячья душа Старуха

Петя васин на все согласен

За худым пойдешь-худое найдешь

Мастер-класс для родителей.

Задаем детям вопросы по содержанию сказки:

Как А.С. Пушкин назвал сказку, которую я вам прочла?

Можно ли по названию сказки догадаться о ком будет идти речь?

Какое чувство вызвало у вас это произведение? Грусть? Радость?

Что вызвало у вас грусть? Что вызвало вашу радость?

Кто главный герой на ваш взгляд в этой сказке? (рыбка) Почему? ( на месте старика и старухи мог бы быть другой герой?)

Как автор изображает главного героя? Какими словами он о ней говорит? (золотая рыбка, государыня рыбка)

Сколько лет рыбачил старик в сказке?

Каким изобразил автор старика?

Какими словами говорил он о нем? (старче, дурачина, простофиля, старик, прямой простофиля, мужик, старичок, старый невежа)

Какой мы видим старуху в сказке?

Вспомни слова, которыми автор полно и метко передает характер старухи? (еще пуще старуха бранится…, старика старуха забранила…, на чем свет стоит мужа ругает…)

Подбор определений
Какими словами можно охарактеризовать рыбку? (добрая, честная, бескорыстная, воспитанная, справедливая, порядочная, вежливая, примерная, терпеливая, сдержанная).
Старика? (несчастный, добрый, безотказный, трудолюбивый, бесхарактерный, доверчивый, ведомый, бедный, замученный).
Старуху? (сварливая, жестокая, безжалостная, злая, жадная, грубая, надменная, неблагодарная, глупая, ненасытная, беспощадная).

Интонационные упражнения, игры.

Цель: формировать выразительность, точность речи.
Давайте попробуем обратиться к старику от имени рыбки так, чтобы по нашему голосу было ясно, что это действительно старый, уставший от жизненных проблем, от сварливой старухи, человек. (Дети интонируют точно и выразительно, передавая точно голосом состояние героев).
Кто запомнил, как менялось море при каждой просьбе старика? Слова у поэта подобраны так, что мы чувствуем приближение беды. Попробуйте голосом передать это состояние моря.

Море слегка разыгралось.

Помутилось синее море.

Неспокойно синее море.

Почернело синее море.

На море черная буря: так и вздулись сердитые волны, так и ходят, так воем и воют.

Как вы думаете, для чего поэт разными словами говорит об одном и том же? (А.С. Пушкин описанием состояния моря, показал, как менялось настроение у рыбки при каждой просьбе старика)

Старик доверчив как…

Подбор антонимов к заданному слову.
Цель: упражнять детей в подборе антонимов, помочь запомнить старославянские слова, понять смысл трудных слов.
СТАРЧЕ – МОЛОДЕЦ
ВЕТХАЯ – НОВАЯ
КЛИКАТЬ – МОЛЧАТЬ
ЧУДО – ОБЫДЕННОСТЬ
ЗАБРАНИЛА – ЗАХВАЛИЛА
ДУРАЧИНА – УМНИЦА
ПРОСТОФИЛЯ – СКРЯГА
ПУЩЕ – МЕНЬШЕ, СЛАБЕЕ
БРАНИТЬСЯ – МИРИТЬСЯ, ВЫРАЖАТЬ СВОЕ НЕДОВОЛЬСТВО
СВАРЛИВАЯ – НЕЖНАЯ, ЛАСКОВАЯ
СВЕТЕЛКА – ПОДВАЛ, ПОДЗЕМЕЛЬЕ, ПОГРЕБ
ПОМУТИЛОСЬ МОРЕ – ПРОСВЕТЛЕЛО МОРЕ
КИЧКА – ПЛАТОК
ЧУПРУН – ЛЫСИНА
БЕЛЕНЫ ОБЪЕЛАСЬ – ПОУМНЕЛА
НЕВЕЖА- УЧЕНЫЙ, ГЕНИЙ
ПОДЕЛОМ – НЕСПРАВЕДЛИВО, НЕЗАСЛУЖЕННО
ЗЕМЛЯНКА – ДОМ, ДВОРЕЦ

Подбор однокоренных слов к заданным словам
Старик, море, рыбка

Расскажите, как получилось, что рыбка стала служить старику?

Кого вам больше всего жалко в сказке?

Как бы вы помогли старику и рыбке?

Как вы думаете, эта история о рыбаке и рыбке могла бы случиться на самом деле, или это выдумка автора? Почему вы так думаете?

Чему нас хотел научить А.С. Пушкин в своей сказке?

Каких людей высмеивает А.С. Пушкин в своей сказке?

Какую плату понесла старуха?

Как вы думаете, почему рыбка ничего не сказала старику в последний раз? Что автор хотел сказать этим молчанием рыбки?

Что могла бы рыбка сказать старику?

Какие слова народ сказал старику? ( Поделом тебе, старый невежа! Впредь тебе, невежа, наука: не садись не в свои сани.)

Что автор хотел сказать герою словами народа?

Творческое задание

Творческие задания даются детям на материале хорошо им известных сказок, например:

Придумать новое название сказки

Придумать разные новые варианты эпизодов, отрывков сказки

Придумать новое начало (окончание) сказки

Сказка продолжается: старуха пришла к синему морю, а золотая рыбка ей сказала…

Какие три телеграммы вы бы послали старику, старухе, рыбке?

Нарисовать сказочные дома, встречающиеся в сказке (землянка, изба, терем, светелка)

Придумайте похожую историю про жадных людей

В сказку попала волшебная палочка. Кому она помогла, и что она изменила?

С помощью пантомимы, мимики, жестов изобразите диалоги старика и старухи, финальную сцену сказки.

Придумайте шуточные вопросы любому из героев сказки.

Нарисуйте сказку, эпизод сказки при помощи схем.

Придумайте смешную дразнилку для старухи (жадина- говядина соленый огурец)

Придумайте новую просьбу рыбке, которую она исполнит в большим желанием или сожалением.

Минибеседа об особенностях жанра сюжета сказки

Цель: уточнить представления детей о жанровых особенностях сказки.

Дети старшего возраста должны знать, что х/произведение имеет родовую принадлежность и жанровые особенности.
Вопросы:
- Что за х/ произведение я вам прочла, стихотворение, сказку или рассказ?
- Почему вы так думаете?
- Чем отличается рассказ, стихотворение от сказки?
- Эта сказка народная или авторская? Почему?
- Чем отличаются сказки А.С. Пушкина от других сказок? (Пушкин писал свои сказки в стихах).
Из чего состоит сказка? (элементы сказки)

- присказка (нет в этой сказке)

- повторы (Дети могут передать интонацией характер героев (не дает старику мне покоя; смилуйся, государыня рыбка; не печалься, ступай себе с Богом; Дурачина ты простофиля; чего тебе надобно, старче; Еще пуще старуха вздурилась) Одинаковы ли повторы по своему напряжению? – нет, они с каждым разом все больше усиливаются.

- победа добра над злом

- волшебные предметы помощники (нет)

- волшебные герои (рыбка)

- сказочные красивые слова (зачитать сказочные слова, эпитеты, метафору)

- сказочные дразнилки (Дурачина, ты простофиля)

- концовка – можно предложить детям рассказать, чем закончилась сказка, выделив интонацией голоса настроение этой части

Композиция (структура) сказки
Цель закрепить знания детей о композиции сказки (можно использовать модели)
Вопросы:
- Из скольких частей состоит любая сказка? (из трех)
- назовите эти части ( начало или завязка – развитие событий; середина или кульминация – момент наивысшего напряжения; концовка – окончание сказки.
Модели
Посмотрите на эти модели, как вы думаете, что они обозначают? (начало, середину и конец сказки)
- О чем говорится в начале сказки?
- Расскажите самые интересные на ваш взгляд эпизоды, отрывки из середины сказки.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

1. Познакомить учащихся с биографией А.С. Пушкина, способствовать обогащению словарного запаса детей.

2. Развитие умения выразительного чтения, передавая интонацией настроение.

3. Воспитывать доброту, милосердие.

- Ребята, отгадайте загадку.

Есть у радости подруга

В виде полукруга

На лице она живет.

То куда-то вдруг уйдет

То внезапно возвратиться

Грусть-тоска ее боится.

- Речевая разминка

И пятёрку получу.

- А сейчас проведем небольшую разминку. Я читаю слова, по которым вы должны узнать сказку.

- Молодцы, ребята!

- Ребята, мы вспомнили сказки. На какие две группы делятся сказки ? (народные, авторские)

- Чем авторская сказка отличается от народной ? (Авторскую написал автор, народную – народ)

Авторы народных сказок неизвестны, сказки передаются из поколения в поколения с возможными изменениями. У авторской сказки есть свой сочинитель, автор, который раскрывает свой замысел, делает сказку неповторимой.

- Среди авторов, писавших сказки есть особенный. Догадайтесь, о ком идёт речь:

Дуб зелёный, цепь, кот, песнь, сказка, чудеса, леший, русалка.

- Сможете ли вы восстановить строки? Какому автору они принадлежат? (Конечно же, это знаменитый на весь мир поэт и писатель, гордость нашей русской литературы - Александр Сергеевич Пушкин.)

- Давайте вспомним творчество А.С.Пушкина.

А.С. Пушкин в детстве. Родился поэт 6 июня 1799 г. В городе Москва.

Родители поэта. Его родители: отец Пушкин Сергей Львович, мама Надежда Осиповна были дворяне, но не богатые.

Бабушка поэта. Грамоте Пушкина обучала его бабушка Мария Алексеевна. Затем его учили русские и иностранные гувернеры.

Няня Арина Родионовна. Воспитывала будущего поэта и прививала любовь к сказкам няня Арина Родионовна.

Царскосельский лицей. В 12 лет Александра Пушкина увезли на обучение в Царскосельский лицей.

Пушкин читает стихи. Там он написал первые стихи.

Изучение нового материала.

– Знакома вам эта сказка?

- Назовите главных героев. (Старик, старуха.)

- Какое чудо великое произошло? (Рыбка заговорила)

Физкультминутка.

Рыбки весело резвятся

В чисто тепленькой воде

То сожмутся, разожмутся

То зароются в песке.

2 . Первичное чтение. Учитель включает аудиозапись сказки. Внимательно слушаем и ищем непонятные слова.

3. Чтение с комментированием . Читают учащиеся по цепочке. По ходу чтения идет словарная работа. Объясняются слова и выражения:

Ветхая землянка - старый дом, вырытый в земле;

Невод - большая рыболовная сеть

Пряла пряжу – крутить нить из волокон

Тина – скопление живущих в воде растений, в основном водорослей.

Взмолится – просить, умолять

Молвит – говорит

Старче – старик

Откуп - плата;

- Где жили старик со старухой?

- Сколько лет они жили?

- Какое чудо произошло?

Простофиля - глупый, несообразительный человек.

Корыто - большой открытый сосуд, предназначенный для стирки белья, кормления скота и для других домашних дел.

- Как отнеслась старуха к рассказу старика?

- Какой вам представляется старуха?

- Каким вам представляется старик?

Кликать - звать

Разбранила – разругать

- Что попросил старик у рыбки? (Новое корыто)

Воротился – вернулся

Пуще – больше

Бранится – ругается

В корыте много ль корысти – в корыте много ль выгоды, пользы.

- Что теперь захотелось старухе? (Избу)

Сварливая баба – ворчливая, склонная к ссорам

Землянка – углубленное в землю жилище

Изба со светёлкой – светлая комната, отделённая сенями от кухни.

Тесовые ворота – сделанные из теса, из тонких досок.

Черная крестьянка – простая крестьянка

Столбовая дворянка – дворянка старинного и знатного рода.

- Была ли рада старуха избе? (Нет)

- Кем захотела быть старуха? (Столбовою дворянкой)

Вздурилась – без толку рассердиться

Физкультминутка.

- Я назову слова, если это слова положительно характеризует человека – приседание, если отрицательно – хлопок над головой.

Душегрейка - верхняя женская одежда для праздников наподобие кофты

Парчовая – плотная узорчатая шелковая ткань

Кичка – старинный женский головной убор

Перстень – кольцо, надеваемое на безымянный палец

Чупрун – прядь волос, спадающая на лоб

- Отблагодарила старуха старика?

- Куда, отправила его старуха? (Служить на конюшне)

- Во что была одета старуха? (Душегрейка, кичка, жемчуга на шее, золотые перстни, красные сапожки.)

Белены объелась – обезумел, одурел

Осердилась – рассердилась

Поведут поневоле – вопреки желанию

- Кем теперь хочет быть старуха? (Вольною царицей)

Бунтует – возмущается

Царские палаты – большая красивая комната в них жили бояре и цари царевны.

Заморские вина – привезен ные из-за границы

Пряник печатный – пряник с оттиснутым (отпечатанным) рисунком или буквами.

Вкруг – вокруг

Очи – глаза

Поделом тебе старый – справедливо, заслуженно

Невежа – грубый, невоспитанный человек

- Кем теперь захотела стать старуха?

- Почему это желание испугало старика?

- Выполнил ли он приказ старухи?

- Как изменилась старуха?

Царедворцы – л ицо, занимающее должность при царском дворе, придворный

Морская владычица – морская царица

Была на посылках – служить кому-н., исполняя мелкие и простые поручения.

Перечить – возражать кому-нибудь, говорить (или делать) наперекор.

Глядь - смотреть

- Почему рыбка ничего не сказав, ушла в глубокое море?

- Посмотрите, как постепенно меняется море. Проследим за изменениями и свяжем с тем, что требовала старуха. (Написать на доске)

Море слегка разыгралось Корыто

Помутилось синее море Изба

Не спокойно синее море Дворянка

Почернело синее море Царица

- Почему так происходит?

- Как заканчивается сказка?

Работа в парах.

- Кто является главными героями сказки ? Давайте выясним, какой характер у каждого героя. Слова, которые характеризуют старуху, подчеркните красным цветом . Слова, которые характеризуют старика, зеленым цветом . Попробуйте доказать характер каждого героя, примером из текста. (На доске разбросаны карточки .)

- Помогите мне подобрать к каждому герою свою характеристику.

Характер старика : мягкий, добрый, податливый, безответный, безвольный, смиренный.

Характер старухи : властный, злобный, жадный, грубый, неуживчивый, требовательный, неблагодарный.

-Кто из героев вам больше нравится? Почему вам не нравится характер старухи? (Все черты её характера - отрицательные. Жадных, грубых, злобных людей не любят в обществе, их поступки осуждаются.)

- Как была наказана старуха за свою жадность и неблагодарность ? (Она опять осталась у разбитого корыта, в своей ветхой землянке. Кстати сказать, выражение "остаться у разбитого корыта" до сих пор употребляется в речи.)

- Что оно означает? (Остаться ни с чем, потерять всё, что имел.)

- Почему же был наказан и старик , ведь он обладал мягким, добрым характером?

- Являются ли положительными такие качества, как безвольность, смиренность, безответность? ( Дети приходят к выводу, что безвольность (отсутствие воли) - отрицательная черта. Смиренность, безответность, податливость - положительные черты только в том случае, если они оправданы. Но в сказке Пушкина у старика не хватило смелости противостоять жадной старухе, возразить ей, указать на её неправоту, остановить её жадность. Он "..не смел ей перечить..", слепо подчинялся, выполняя все её прихоти.)

- Случается ли такое в жизни? ( В жизни бывают моменты, когда просто необходимо проявить свой характер, настойчивость, твёрдо сказать - нет. Например, если окружающие или знакомые просят тебя сделать то, что, по твоему мнению, является плохим поступком.)

- Приведите примеры. ( Обидеть кого-то, отобрать или украсть чужую вещь, курить, обмануть, обозвать кого-то и т.д.)

- А какой урок мы возьмем из этой сказки? (А еще, ребята, когда человек жадничает, он добра не видит, становится злобным. Жадный человек ничего не достигнет, он останется у разбитого корыта.)

- Ребята, а чтобы вы попросили у золотой рыбки ?

Если ты успешно справлялся со всеми заданиями, нарисуй человечка на самой верхней ступеньке.

Если тебе на уроке было трудно, но ты смог прийти к верному ответу – нарисуй человечка на средней ступеньке.

Если тебе было трудно на уроке справляться с заданиями и тебе требуется помощь учителя – нарисуй человечка на нижней ступеньке.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Задачи урока: формирование умения анализировать характер героев, доказывать свой ответ, основываясь на тексте произведения% способствовать формированию потребности вырабатывать положительные качества характера для успешного существования в социуме; способствовать развитию речи и словарного запаса учащихся, совершенствование навыков правильного выразительного и осознанного чтения.

1. Организационный момент.

2.Проверка домашнего задания.

-Подберите к каждой иллюстрации соответствующие строки из сказки Пушкина и обоснуйте свое мнение.

3. Активизация на познавательную деятельность.

А любите ли вы читать сказки? Почему? (Рассуждение детей).

4. Подготовка к разбору сказки.

- Вы дома работали со сказкой.

Что понравилось в сказке? Что не понравилось? Почему?

_ Чтобы проверить, как внимательно вы прочитали сказку, проведем игру. Все ученики делятся на 3 команды по рядам. Каждая команда по очереди отвечает на вопросы золотой рыбки.

1. Где жили старик и старуха? (у самого синего моря).

2. С чем первый раз пришел невод? (с тиной).

3. С чем второй раз пришел невод? (с травой морской).

4. Какая труба была на новой избе старика старухи? (кирпичная, беленная.

5. Какие ворота были в новой избе? (дубовые, тесовые).

6. В чем стояла старуха дворянка на крыльце? (соболья душегрейка, парчовая корона).

7.Что сделала старуха в гневе, когда пожелала стать царицей? (ударила по щеке).

8. Что держит стража царицы на плечах? (топорики).

9. Что ела за столом старуха-царица? (пряник).

10. Куда отправила старуха-дворянка старика работать? (на конюшню).

11. как встретила старика старуха-царица? (выгнала).

5.Анализ героев литературного произведения.

- Кто в сказке Пушкина волшебный помощник? (золотая рыбка).

- В чем необычность рыбки? ( Рыбка золотая, умеет говорить человечьем голосом, исполняет желания).

-Есть ли повторение сюжет в сказке Пушкина? Прочитайте.

- Чем они похожи? (во всех идет разговор старика и рыбки).

-- Чем они отличаются? (Меняются желания старухи и ее обращение к старику, меняется состояние моря).

- Как просит старуха?

- Меняется ли поведение старика возле моря? (молвит ласково, с поклоном).

- Почему старик не отказывается ходить с просьбами к морю?

_ попробуем выяснить какой характер у каждого героя. Свои ответы нужно доказать словами из текста.

- На доске характеристики героев. Какие черты характера относятся к старику, старухе? Характеристики: добрый, податливый, безвольный, смиренный, властный. Злобный, жадный, грубый, неуживчивый, требовательный, неблагодарный.

- Кто из героев вам больше нравится? Почему?

-Почему автор наделил одного героя только отрицательными качествами, а другого положительными?

- Можно ли назвать старика из сказки Пушкина смелым и щедрым? (работа в паре)

- Можно ли утверждать, что старуха изображена ненасытной и властной? (работа в паре)

- Почему старик бал наказан. Ведь он обладает мягким податливым характером? ( Дети приходят к выводу, что безвольность - отрицательная черта характера. Смиренность, безответность, податливость – положительные черты. Если они оправданы. В сказке старику не хватило смелости противостоять старухе. Возразить ей и указать на ее неправоту. Остановит ее жадность. Он слепо подчинялся старухи.

- Случается ли такое в жизни?

- Какой урок преподал нам А.С.Пушкин?

_ Работа с учебником. Выберите пословицу в которой заключена главная мысль сказки.

- Бывают ли ситуации когда необходимо проявить твердость характера.

5. Составление словесного портрета литературного героя. (Работа в паре)

Алгоритм составление словесного портрета литературного героя.

Для того чтобы представить героя литературного произведения надо

А) назвать кто герой (зверь, человек, сказочное существо)

Б) описать внешность

В) назвать (перечислить) самые яркие черты характера

Г) кратко рассказать о главных поступках героя

- Можно ли считать удачно составленным словесный портрет, если в нем описан только внешний вид героя? Обоснуй свое мнение.

7. Дом. Задание. Перечитайте сказку и подумайте, кто еще является действующим лицом в сказке.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка может быть использован к любому УМК.

Конспект урока по литературному чтению 2 класс

Цель урока: - знакомство учащихся с творчеством А.С. Пушкина;

- обобщение знаний о сказках А.С. Пушкина;

- формирование у детей умение выразительно и вдумчиво читать сказки;

Задачи: формирование умения к подробному анализу сказки через раскрытие особенностей композиции, языка, характеристику образов героев литературного произведения, формирование умения подкреплять цитатами из текста нарисованную иллюстрацию, формирование навыка выразительного чтения.

О чем-то скрипит половица,

И спице опять не спится,

Присев на кровати, подушки

Уже навострили ушки.

И сразу меняются лица,

Меняются звуки и краски…

Тихонько скрипит половица,

К нам снова приходит сказка.

3. Рассказ учителя об авторе.

Александр Сергеевич Пушкин входит в нашу жизнь в самом начале и уже не покидает до конца. Трудно найти человека, который не знал бы и не любил этого замечательного поэта. Родился он 6 июня 1799 года в городе Москве. С раннего детства был окружён заботой и вниманием своих родителей. Отец его, Сергей Львович, был потомком знатного дворянского рода. Он любил литературу, был знаком со многими литераторами, собрал большую библиотеку. Отец разрешал пользоваться своей библиотекой. И маленький Саша пристрастился к чтению книг и перечитал их великое множество. Он любил книги. Они были его верными друзьями.

Русскому языку мальчика учили бабушка Мария Алексеевна и няня Арина Родионовна. Эти две замечательные сказочницы подарили мудрость, заключённую в волшебных образах. Образы перешли в сказки.

Няня знала много песен, сказок, замечательно их рассказывала. Маленький Саша очень любил слушать.

ученик: Арина Родионовна ласково пела Пушкину народные песни. Саша легко запоминал сказки и песни, а позднее использовал их, сочиняя свои стихи и сказки. А сочинять стихи он начал, когда ему было 3 года. Его сказки - это тайна, где каждая строчка хранит частицу души поэта. Читая его произведения, мы с вами становимся богаче душой, щедрее, счастливее.

-А.С. Пушкин не писал эту сказку для детей, но она оказалась такой интересной и поучительной , что её с удовольствием читают и дети. В своих сказках поэт показал борьбу тёмных и светлых сил, борьбу добра и зла.

- Чему научит нас сказка, узнаем, прочитав её.

4. Работа по учебнику.

- Можно ли по названию определить о каких главных героях пойдёт речь в сказке?

- Где будут происходить события?

- Перелистайте страницы, посмотрите какая большая сказка. Она не написана сплошным текстом, а поделена на части.

Каждая часть – это новая картина или рассказ о новых событиях.

Первая часть (читает учитель).

Словарная работа до чтения.

Ветхая землянка – дом, вырытый в земле, очень старый.

Невод – рыболовная сеть.

Откуп – плата.

Простофиля – глупый, несообразительный человек.

Вторая часть (читают хорошо читающие дети).

Словарная работа до чтения.

Кликать – звать.

Пуще – больше.

Корысть – выгода.

( Работа со словарем в учебнике. Объяснение слов выделенных в тексте сказки).

Дворянка - женщина, у которой много богатства, денег, много слуг.

Работа над текстом.

- Расскажите о жизни старика и старуху в начале сказке.

- Расскажите как изменилась их жизнь после того как старик поймал золотую рыбку.

-Почему старухе не понравилось, что старик отпустил рыбку.

- Как вы думаете, хорошо быть жадной?

- К чему приводит жадность.

-Обрадовалась ли старуха новому корыту? Что она сказала?

- Можно ли сказать, что старуха корыстолюбива. Обоснуйте свое мнение.

- Старуха получила корыто. Какое желание исполнила рыбка после этого.

- Объясните, кто такая дворянка.

5. Работа в паре.

- Как выглядела старуха, после того как стала дворянка. Докажите словами из текста.

- Вы сделали вывод, что старуха красиво одета. Она в самой дорогой одежде. В народе говорят: одежда красит человек. Всегда ли так?

- Красит ли старуху ее одежда? Обоснуйте свое мнение.

- Пушкин называет ее старухой. Почему старуха. А не старушка.

Чупрун – чуб.

Е) Чтение детьми вполголоса.

Работа над текстом.

Кем теперь захотела быть старуха?

- Как старик пытался усовестить, успокоить свою старуху. Докажите словами из текста. ( Работа в паре).

- Как старуха относилась к старику и слугам, когда стала богатой?

- О каких качествах личности старухи говорит ее отношение к старику и слугам?

- Кто такая царица?

- Какой должна быть царица?

- Может ли старуха стать царицей? Обоснуйте свое мнение.

- Почему рыбка не выполнила последнее желание старухи?

- Почему народ над старичком насмеялся?

- Когда так говорят? ( Когда человек не соответствует месту, которое занимает).

- Как вы думаете, за что золотая рыбка наказала старуху?

- Если сходство у сказки Пушкина с народными сказками.

- Кем захотела теперь быть старуха?

- Как старик пытался усовестить, урезонить свою старуху?

Найдите и прочитайте в тексте.

Чтение вполголоса. Анализ содержания.

- Как встретило море?

-Но старику пришлось отправляться к золотой рыбке просить царский сан для своей старухи. Почему?

- Все беспокойнее становится море, но сама золотая рыбка, с неизменным радушием встречая старика, успокаивает. Прочтите слова рыбки.

Громкое чтение. Обмен впечатлениями.

-И вот старуха уже хочет быть вольною царицей. Описание самой царицы нет. Она просто “сидит царицей” - уселась на трон в роли царицы. На время.

-А почему народ над старичком насмеялся и говорил

“Не садися не в свои сани!”

-Когда так говорят?

Словарь. Невежа

Начало читают дети по учебнику

Далее просмотр фрагмента из мультфильма или чтение учителем.

- Что увидел старик на море в последний раз, когда старуха пожелала стать владычицей морскою, а сама Золотая рыбка была бы у нее на посылках?

-Спокойное синее море превратилось в грозную стихию, от которой не будет пощады никому.

-Как повела себя сдержанная спокойная рыбка в последний раз? Прочитайте.
- Почему?

-Ушла. Тем самым она положила конец желанию и стремлению старухи властвовать не только на земле, но и на море.

Чтение сказки завершено.

- Как вы думаете, за что золотая рыбка

- А за что рыбка наказала старика?

- Как вы думаете, какая основная мысль

-Ребята, как вы думаете, почему в названии сказки нет старухи, хотя сюжетная линия сказки строится вокруг нее?

5. Работа над образом моря.

- Перед вами весь ряд рисунков моря. Соберите в нужной последовательности.

6. Итог урок.
-Понравилась ли вам сказка? Что понравилось?

-Оцените свою работу на уроке

- Действительно, все ребята сегодня хорошо трудились, за работу вам - золотые рыбки.

- Если бы вы вдруг оказались в этой сказке, о чем бы вы попросили Золотую рыбку?

-Если вам сегодня понравился урок, понравилось как вы работали, прикрепите свою рыбку на море, которое спокойное и красивое.

Если вам не очень понравилось на уроке, вам что-то было не понятно, прикрепите рыбку на море , которое неспокойно, а если вам совсем было не интересно, вы плохо оцениваете свою работу, прикрепите рыбку на море, на котором чёрная буря.

Читайте также: