Эра пацифизма в 1920 е годы конспект

Обновлено: 06.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока: изучение международного положения после Первой мировой войны.

а) выяснить этапы развития международных отношений в 20-е – 30-е годы;

б) познакомить учащихся с проявлениями милитаризма и пацифизма в международной политике в 20-е – 30-е годы;

в) узнать о нерешенных противоречиях, которые впоследствии привели ко Второй мировой войне.

а) развивать критическое мышление у старшеклассников;

б) развивать умение анализировать и делать выводы;

в) развивать картографические умения старшеклассников.

Воспитывать чувство патриотизма.

Содержательный минимум:

Основные понятия: милитаризм, пацифизм, Версальско-Вашингтонская система, изоляционизм.

Основные даты: 1919 г. – образование Лиги Наций; 1919 г. – Парижская конференция; 1921-1922 гг. – Вашингтонская конференция; 1924 г. – план Дауэса; 1928 г. – пакт Бриана – Келлога; 1924 – 1925 гг.- полоса дипломатического признания Советской России другими странами.

задание для ребят, (на которое старшеклассники должны подготовить ответ в конце урока): Назовите нерешенные противоречия, которые впоследствии привели ко Второй мировой войне.

1.Организационный момент (1 минута):

- Здравствуйте, ребята, присаживайтесь. Попрошу старосту класса назвать отсутствующих.

2. Актуализация знаний (5 минут):

- На прошлом уроке мы с вами изучили Первую мировую войну, а сейчас, назовите годы Первой мировой войны.

- Покажите на карте страны, которые участвовали в Первой мировой войне.

- Каковы результаты Первой мировой войны?

3.Переход к изучению нового материала (4 минуты):

-Ребята, как вы думаете, о чем у нас с вами на уроке будет идти речь?

4.Изучение нового материала (в общем объеме 27 минут):

1) Версальско – Вашингтонская система

- После Первой мировой войны международные отношения развивались поэтапно – их было три ( второй слайд презентации). Первый этап – это послевоенное регулирование и создание Версальско – Вашингтонской системы.

- В 1919 году состоялась Парижская конференция, которая проходила в Парижском дворце – Версале.

Работа с учебником ( 3 минуты):

- Откройте в учебнике пункт третий параграфа 13, прочитайте и назовите условия Парижской конференции.

Учитель, согласно высказыванию учащихся, показывает ученикам географические объекты на карте.

- Ребята, а что значит

- Обратите внимание на слайд презентации, на котором вы увидите представителей стран участниц Парижской конференции ( третий слайд презентации).

Мирный план Вильсона

Работа с учебником (3 минуты):

- Откройте второй пункт параграфа и выпишите эти принципы.

Проверка работы учащихся(2 минуты):

- А сейчас, обратите внимание на слайд презентации и сравните: правильно ли вы выписали основные принципы (четвертый слайд презентации).

Образование Лиги Наций

- Делегация США настаивала на создании новой международной организации – Лиги Наций. Ее главной целью должно было стать обеспечение прочного мира в будущем. Она образовалась в 1919 году.

Работа с учебником (5 минут):

- На странице 121 представлен документ – это устав Лиги Наций. Его нужно прочитать и перечислить обязательства членов Лиги Наций.

- Какая организация, существующая в настоящее время, выполняет такие же функции, как и Лига Наций.

Вашингтонская конференция(1921-1922 гг.).

- Назовите страны, которые оказались недовольны условиями Версальского договора.

Работа с учебником (2 минуты):

- Откройте страницу 123, прочитайте и выясните самостоятельно условия Вашингтонской конференции.

- Назовите условия Вашингтонской конференции.

-Была ли Япония довольна этими условиями и почему?

-Была ли устойчива Версальско – Вашингтонская система и почему?

2) Пацифизм

- Как вы понимаете значение термина - пацифизм?

- А теперь прочитайте на слайде обозначение термина пацифизм и проверьте себя: правильно ли вы ответили ( пятый слайд презентации).

- А почему это явление возникло именно после войны?

-Мы с вами перешли ко второму этапу развития международных отношений. Посмотрите на слайде, как назывался этот этап ( возврат ко второму слайду презентации).

- А сейчас, ребята, внимательно послушайте, что предлагал Чарлз Дауэс, так как этой информации в учебнике нет, но этот вопрос есть в ЕГЭ.

- Во время Первой мировой войны американцы давали в долг своим союзникам, то есть странам Антанты. Германия по условиям мирного договора должна была выплачивать репарации странам – победительницам, но денег не имела, так как экономика страны была разрушена войной. США давала в долг Германии, якобы для улучшения экономического положения страны, Германия в это время выплачивала репарации Англии и Франции. А Англия и Франция между тем выплачивала долг США. В результате получается, что США оказывалась в выгодном положении.

- Ребята, у вас есть вопросы по данному факту?

Если учащиеся задают вопросы, то учитель на них отвечает.

- Как вы оцениваете действия США в данной ситуации?

Работа с учебником (3 минуты):

-На странице 124 выдержка документа по данному пакту. Прочитайте этот документ и ответьте на вопрос после документа.

3) Советский союз на международной арене

- С 1924 -1925 годы началась полоса дипломатического признания Советской России другими странами.

- Скажите, ребята, а почему до этого времени, после Первой мировой войны, Россию не принимали на международной арене?

- На странице 125 проработайте материал и выпишите в тетради основные даты и события по дипломатическому признанию Советской России.

Разбирает с учащимися их самостоятельную работу, вносит определенные коррективы.

-Ребята, у вас есть вопросы по изученной теме?

Если учащиеся задают вопросы, то учитель на них отвечает.

5. Закрепление нового материала (1 минута):

- Покажите на карте Эльзас и Лотарингию.

А сейчас покажите Рейнскую область.

6. Итог урока(1 минута):

- Спасибо, ребята, за урок, вы молодцы, хорошо сегодня работали.

За активную работу на уроке учитель ставит оценки ученикам.

7. Домашнее задание(1 минута):

- Ребята, откройте дневники и запишите домашнее задание: параграф 13, пункт первый прочитать, второй, третий, четвертый пересказ, пятый прочитать. Записи в тетради знать. Это задание обязательно. Это базовый уровень на оценку три .

- Кто желает получить оценку четыре , то помимо задания базового уровня еще нужно ответить на пятый вопрос на страничке 129.

-Кто желает получить оценку пять , то помимо задания для базового уровня и ответа на вопрос на страничке 129 нужно проанализировать документ на страничке 128 и ответить на вопрос после этого документа.


В международных отношениях пацифизм выражался в стремлении решать любые конфликтные ситуации мирными дипломатическими способами. США и европейские страны максимально старались выполнять Версального и Вашингтонского соглашений.

  • План Дауэса, заключавшийся в ослаблении репараций Германии, предоставления ей масштабной экономической помощи и займов;
  • План Юнга, направленный на вывод иностранных оккупационных войск с территории Германии и снижения ежегодных выплат по репарациям;
  • План Бриана-Келлога. Это соглашение, заключенное по инициативе американского и французского дипломата, предполагало отказ от военных действий, как способа решения конфликтов.

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

Создание Лиги Наций

На Версальской конференции в 1919 году было принято решение о создании международного надгосударственного института под названием Лига Наций.

Лига Наций – международное объединение, целью которого являлось недопущение новых мировых конфликтов.

Некоторые государства Восточной Европы, такие как Румыния, Югославия и Чехословакия, объединились в союз под названием Малая Антанта, который был распущен только в 1938 году после Мюнхенского соглашения по разделу Чехословакии.

Усиление напряженности и предпосылки ко Второй Мировой войне

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Вторым очагом напряженности стала Германия, где в 1933 году к власти пришло правительство нацистов во главе с Адольфом Гитлером. Сразу после прихода к власти Гитлер приступил к наращиванию военной силы, нарушив тем самым Версальско-Вашингтонскую систему.

Третий очаг назревал в Италии. Недовольная результатами Версальско-Вашингтонских соглашений, Италия во главе с Бенито Муссолини активно пыталась усилить свое влияние на юге Европы и в Северной Африке. В конце 1920-х годов Италия практически силой навязала Албании несколько договоров, фактически превратив страну в свой протекторат. В 1935-1936 году итальянские войска захватывают Эфиопию, где начинается масштабная партизанская война.

В 1938 году Гитлер объявляет об аншлюсе Австрии, а также требует от Чехословакии Судетскую область, населенную этническими немцами, которая отошла к Германии по условиям Мюнхенского соглашения.

В 1939 году СССР вторгается на территорию Финляндии с целью оккупации Карельского перешейка. Новая мировая война становится неизбежной.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В материале имеются задачи урока(обучающие, развивающие и воспитывающие), расписаны этапы урока. В ходе урока просматриваются необходимые этапы урока, которые помогают обучающимся вспомнить прошедший материал (актуализация знаний), который необходим для перехода к новой теме. А так же на уроке используется самостоятельная работа учащихся(работа с учебником, работа с документами), фронтальная работа. Работа на уроке проходит в форме диалога учителя и обучающихся.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока: изучение международного положения после Первой мировой войны.

а) выяснить этапы развития международных отношений в 20-е – 30-е годы;

б) познакомить учащихся с проявлениями милитаризма и пацифизма в международной политике в 20-е – 30-е годы;

в) узнать о нерешенных противоречиях, которые впоследствии привели ко Второй мировой войне.

а) развивать критическое мышление у старшеклассников;

б) развивать умение анализировать и делать выводы;

в) развивать картографические умения старшеклассников.

Воспитывать чувство патриотизма.

Содержательный минимум:

Основные понятия: милитаризм, пацифизм, Версальско-Вашингтонская система, изоляционизм.

Основные даты: 1919 г. – образование Лиги Наций; 1919 г. – Парижская конференция; 1921-1922 гг. – Вашингтонская конференция; 1924 г. – план Дауэса; 1928 г. – пакт Бриана – Келлога; 1924 – 1925 гг.- полоса дипломатического признания Советской России другими странами.

задание для ребят, (на которое старшеклассники должны подготовить ответ в конце урока): Назовите нерешенные противоречия, которые впоследствии привели ко Второй мировой войне.

1.Организационный момент (1 минута):

- Здравствуйте, ребята, присаживайтесь. Попрошу старосту класса назвать отсутствующих.

2. Актуализация знаний (5 минут):

- На прошлом уроке мы с вами изучили Первую мировую войну, а сейчас, назовите годы Первой мировой войны.

- Покажите на карте страны, которые участвовали в Первой мировой войне.

- Каковы результаты Первой мировой войны?

3.Переход к изучению нового материала (4 минуты):

-Ребята, как вы думаете, о чем у нас с вами на уроке будет идти речь?

4.Изучение нового материала (в общем объеме 27 минут):

1) Версальско – Вашингтонская система

- После Первой мировой войны международные отношения развивались поэтапно – их было три (второй слайд презентации). Первый этап – это послевоенное регулирование и создание Версальско – Вашингтонской системы.

- В 1919 году состоялась Парижская конференция, которая проходила в Парижском дворце – Версале.

Работа с учебником ( 3 минуты):

- Откройте в учебнике пункт третий параграфа 13, прочитайте и назовите условия Парижской конференции.

Учитель, согласно высказыванию учащихся, показывает ученикам географические объекты на карте.

-Ребята, а что значит

- Обратите внимание на слайд презентации, на котором вы увидите представителей стран участниц Парижской конференции (третий слайд презентации).

Мирный план Вильсона

Работа с учебником (3 минуты):

- Откройте второй пункт параграфа и выпишите эти принципы.

Проверка работы учащихся(2 минуты):

- А сейчас, обратите внимание на слайд презентации и сравните: правильно ли вы выписали основные принципы (четвертый слайд презентации).

Образование Лиги Наций

- Делегация США настаивала на создании новой международной организации – Лиги Наций. Ее главной целью должно было стать обеспечение прочного мира в будущем. Она образовалась в 1919 году.

Работа с учебником (5 минут):

- На странице 121 представлен документ – это устав Лиги Наций. Его нужно прочитать и перечислить обязательства членов Лиги Наций.

- Какая организация, существующая в настоящее время, выполняет такие же функции, как и Лига Наций.

Вашингтонская конференция(1921-1922 гг.).

- Назовите страны, которые оказались недовольны условиями Версальского договора.

Работа с учебником (2 минуты):

- Откройте страницу 123, прочитайте и выясните самостоятельно условия Вашингтонской конференции.

- Назовите условия Вашингтонской конференции.

-Была ли Япония довольна этими условиями и почему?

-Была ли устойчива Версальско – Вашингтонская система и почему?

2) Пацифизм

- Как вы понимаете значение термина - пацифизм?

- А теперь прочитайте на слайде обозначение термина пацифизм и проверьте себя: правильно ли вы ответили (пятый слайд презентации).

- А почему это явление возникло именно после войны?

-Мы с вами перешли ко второму этапу развития международных отношений. Посмотрите на слайде, как назывался этот этап (возврат ко второму слайду презентации).

- А сейчас, ребята, внимательно послушайте, что предлагал Чарлз Дауэс, так как этой информации в учебнике нет, но этот вопрос есть в ЕГЭ.

- Во время Первой мировой войны американцы давали в долг своим союзникам, то есть странам Антанты. Германия по условиям мирного договора должна была выплачивать репарации странам – победительницам, но денег не имела, так как экономика страны была разрушена войной. США давала в долг Германии, якобы для улучшения экономического положения страны, Германия в это время выплачивала репарации Англии и Франции. А Англия и Франция между тем выплачивала долг США. В результате получается, что США оказывалась в выгодном положении.

- Ребята, у вас есть вопросы по данному факту?

Если учащиеся задают вопросы, то учитель на них отвечает.

- Как вы оцениваете действия США в данной ситуации?

Работа с учебником (3 минуты):

-На странице 124 выдержка документа по данному пакту. Прочитайте этот документ и ответьте на вопрос после документа.

3) Советский союз на международной арене

- С 1924 -1925 годы началась полоса дипломатического признания Советской России другими странами.

- Скажите, ребята, а почему до этого времени, после Первой мировой войны, Россию не принимали на международной арене?

- На странице 125 проработайте материал и выпишите в тетради основные даты и события по дипломатическому признанию Советской России.

Разбирает с учащимися их самостоятельную работу, вносит определенные коррективы.

-Ребята, у вас есть вопросы по изученной теме?

Если учащиеся задают вопросы, то учитель на них отвечает.

5. Закрепление нового материала (1 минута):

- Покажите на карте Эльзас и Лотарингию.

А сейчас покажите Рейнскую область.

6. Итог урока(1 минута):

- Спасибо, ребята, за урок, вы молодцы, хорошо сегодня работали.

За активную работу на уроке учитель ставит оценки ученикам.

7. Домашнее задание(1 минута):

- Ребята, откройте дневники и запишите домашнее задание: параграф 13, пункт первый прочитать, второй, третий, четвертый пересказ, пятый прочитать. Записи в тетради знать. Это задание обязательно. Это базовый уровень на оценку три.

- Кто желает получить оценку четыре, то помимо задания базового уровня еще нужно ответить на пятый вопрос на страничке 129.

-Кто желает получить оценку пять, то помимо задания для базового уровня и ответа на вопрос на страничке 129 нужно проанализировать документ на страничке 128 и ответить на вопрос после этого документа.


Охарактеризуем основные противоречия Версальско-Вашингтонской системы международных отношений. Объясним, как план Дауэса и Локарнские соглашения способствовали урегулированию германского вопроса. Расскажем о предпосылках создания и содержании пакта Бриана-Келлога


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Международные отношения в 1920-е гг."

Решения Парижской и Вашингтонской конференций имели очень большое значение. Были подписаны мирные договоры, определены границы новых государств.


Удалось урегулировать китайский вопрос, достичь соглашения о размерах военных флотов ведущих держав. Была создана организация, члены которой брали на себя обязательство мирным путём решать возникающие между ними конфликты. Основной задачей Лиги Наций было предотвращение новой войны, противодействие агрессии. В том числе способствуя всеобщему разоружению.

Но Версальско-Вашингтонская система не была устойчивой. Сохранялся целый ряд противоречий, которые могли пошатнуть сложившееся равновесие.


В 1924 году началась полоса дипломатического признания СССР. Но об этом вы более подробно поговорите на уроках отечественной истории.

Другой серьёзной проблемой, от решения которой зависела прочность Версальско-Вашингтонской системы, было положение Германии. Она была объявлена главной виновницей войны и вынуждена была подписать тяжёлые и унизительные условия мира. То, что эта проблема должна была каким-то образом решиться, показал Рурский конфликт. Вспомним, что произошло в 1922–1923 годах. Экономика Германии находилась в глубочайшем кризисе. Денежная система фактически рухнула, инфляция била один рекорд за другим. И в таких условиях комиссия по репарациям требовала безоговорочного выполнения графика их выплаты. Франция и Бельгия осуществили интервенцию: в Рурскую область были введены их войска.


Продолжение конфликта не отвечало интересам ни одной из сторон. Германия была не в состоянии силовыми, военными методами отстаивать свои интересы. Ей необходимы были средства для восстановления хозяйства. Но и её противники были заинтересованы в стабильном развитии немецкой экономики. Кроме того, опасно загонять раненого зверя в угол. Если ему уже нечего терять, он может и наброситься на охотников.

Государства-победители решили пойти на ряд уступок Германии, чтобы сделать её более толерантной.


В качестве инициатора урегулирования выступили Соединённые Штаты Америки. Они не претендовали на получение репараций, но от их выплаты зависело возвращение Англией и Францией военных долгов. Так что серьёзные американские финансовые интересы здесь присутствовали.

Международный комитет экспертов во главе с Чарльзом Дауэсом разработал план восстановления экономики Германии. Он предусматривал значительное снижение размера репараций, удлинение срока их выплаты.


Кроме того, США и Великобритания предоставили Германии кредиты. С их помощью немецкая экономика уже в 1927 году превзошла довоенный уровень производства. И Германия вновь вошла в число мощных индустриальных держав.

Продолжением плана Дауэса в политической сфере стали Локарнские соглашения. В 1925 году на конференции в этом швейцарском городе был подписан Рейнский гарантийный пакт.


Германия признавала неприкосновенность границ с Францией и Бельгией, отказывалась претендовать на отторгнутые у неё территории. А также подтверждала статус демилитаризованной Рейнской зоны. Аналогичные обещания дали и западные соседки Германии. В конференции участвовали также Великобритания и Италия. Они выступили в качестве гарантов договора, то есть в случае нарушения его условий могли применить санкции, в том числе военные.

Подписание Локарнских соглашений означало признание Германии равноправным участником международных отношений. В 1926 году она была принята в Лигу Наций и получила место постоянного члена Совета Лиги.


В 1929 году был приняты новые условия выплаты репараций – план Юнга. Их сумма была снижена до 113 миллиардов 900 миллионов марок.


До 1989 года Германия должна была ежегодно выплачивать по 2 миллиарда. Подписывавшие это соглашение люди были, вероятно, большими оптимистами.

Стремление правительств европейских держав создать такую систему международных отношений, которая бы предотвращала возможность возникновения войны, опиралась на пацифистские настроения населения.

Пацифизм – это идеология и общественное движение, которое осуждает всякую войну. Отрицает, что какая-либо война может считаться справедливой, правомерной, священной.


Как жизненная позиция пацифизм предполагает отказ от какого-либо участия в любых войнах. Пожалуй, наиболее ярко пацифизм того времени проявился в пакте Бриана-Келлога.


В августе 1928 года в Париже 15 государств подписали пакт Бриана-Келлога. К концу года к нему присоединились ещё 63 государства. Среди них был и Советский Союз. Фрэнк Келлог получил Нобелевскую премию мира за подготовку этого договора. Аристид Бриан стал нобелевским лауреатом не несколько лет раньше, как инициатор Локарнских соглашений.


Интересный факт: пакт Бриана-Келлога стал одним из юридических оснований для обвинения нацистского руководства в преступлениях против человечества на Нюрнбергском процессе.

Достигнутые соглашения привели к ослаблению противоречий между западными державами. Таким образом, стабилизация западного общества во второй половине двадцатых годов проявлялась не только в экономике и внутриполитических отношениях, но и во внешней политике. Но и в этой сфере стабилизация оказалась лишь временной.

Выделим ещё раз важнейшие события в международных отношениях этого периода.

Читайте также: