Содержание воинской обязанности граждан республики казахстан конспект

Обновлено: 07.07.2024

Конституция Республики Казахстан (Раздел II) содержит основополагающие принципы, права и обязанности граждан, в число которых входит такая обязанность как, несение гражданами Республики Казахстан воинской службы в порядке и видах, установленных законодательство Республики, поскольку защита Республики Казахстан является священным долгом каждого ее гражданина.

Что такое воинская обязанность?

Воинская обязанность - это конституционная обязанность граждан Республики Казахстан по защите Республики Казахстан.

Воинский учет и приписка граждан к призывным участкам

Согласно пункту 11 Постановления Правительства Республики Казахстан от 27 июня 2012 года №859 "Об утверждении Правил ведения воинского учета военнообязанных и призывников", граждане Республики Казахстан, которым в год приписки исполняется 17 лет, ежегодно с января по март приписываются к призывным участкам.

Проводится это с целью принятия граждан на воинский учет, определения их количества, степени годности к воинской службе, установления общеобразовательного уровня, полученной специальности и уровня физической подготовленности. Все перечисленные действия, по приписки граждан Республики Казахстан к призывным участкам, проводятся по их постоянному месту жительства либо временного пребывания (на срок свыше 3 месяцев).

Способы оповещения граждан о необходимости прохождения приписки

В соответствии с пунктом 14 Постановления Правительства "Об утверждении Правил о порядке ведения воинского учета военнообязанных и призывников", оповещение граждан об их явке на приписку производится на основании повестки, вручение которой производится местными исполнительными органами и юридическими лицами за пять рабочих дней до назначенного срока явки на приписку. В указанных повестках устанавливаются конкретные сроки явки граждан на призывные участки для прохождения приписки.

Все граждане, вызываемые для прохождения приписки, обязаны явиться на призывные участки в сроки и с соответствующими документами, указанными в повестке.

Законодательством установлены уважительные причины неявки граждан на призывные участки в сроки указанные в повестках. К таковым относятся:

  1. Заболевание (травма), связанное с утратой трудоспособности.
  2. Смерть или тяжелая болезнь близкого родственника.
  3. Препятствие стихийного характера лишившие гражданина возможности лично прибыть.

По всем причинам неявки гражданина на призывной участок должны быть представлены соответствующие документы подтверждающие уважительность неявки в установленные сроки.

Решения принимаемые комиссией по приписке граждан

Всем гражданам, подлежащих приписке к призывным участкам, проводится медицинское освидетельствование в соответствии с Правилами проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных силах, других войсках и воинских формированиях утвержденных Постановлением правительства Республики Казахстан от 30 января 2010 года №44.

В соответствии в пунктом 22 Правил ведения воинского учета военнообязанных и призывников, комиссия по приписке на основании изучения документов и личной беседы с призывником, с учетом рода его занятий, специальности, образования, общего развития и результатов медицинского освидетельствования принимает одно из следующих решений, которое заносится в книгу протоколов комиссии по приписке:

  1. "Годен к воинской службе".
  2. "Годен к воинской службе, но нуждается в дополнительном лечении".
  3. "Нуждается в лечении (медицинском наблюдении)".
  4. "Негоден к воинской службе в мирное время, ограниченно годен в военное время". Лицам, признанным при приписке "негодными к воинской службе с исключением с воинского учета" и "негодными к воинской службе в мирное время, ограниченно годными в военное время", после прохождения медицинского освидетельствования при очередном призыве на основании решения областной призывной комиссии области в установленном порядке выписывается военный билет, в котором производятся соответствующие записи.
  5. "Негоден к воинской службе с исключением с воинского учета".

Комиссия по приписке также принимает соответствующие решения:

  1. об организации розыска граждан, не явившихся на приписку;
  2. об отложении сроков приписки лицам, отбывающим наказание по приговору суда.

Согласно пункту 25 Правил ведения воинского учета военнообязанных и призывников, гражданам, являющимся инвалидами I и II группы, при прохождении приписки к призывным участкам на основании решения областной призывной комиссии и представленных нотариально заверенных копий документов, подтверждающих инвалидность, военкоматом области (города республиканского значения и столицы) в установленном порядке выписывается военный билет с отметкой "невоеннообязанный". Выписанный военный билет направляется в военкомат района (города областного значения) для выдачи владельцу или близким родственникам через центр обслуживания населения при поступлении заявления о его выдачи.

Документ, подтверждающий приписку к призывному участку

В соответствии с пунктом 29 Правил ведения воинского учета военнообязанных и призывников, гражданам, приписанным к призывным участкам, военкоматами (МОВУ) района (города областного значения) выписывается удостоверение о приписке к призывному участку, которое выдается владельцу. В удостоверении о приписке к призывному участку проставляется отметка штампом о приеме на воинский учет.

При вручении удостоверения о приписке призывникам разъясняются их обязанности по соблюдению правил воинского учета, а лицам, в отношении которых принято решение о направлении на лечение (медицинское наблюдение) - о необходимости регулярного посещения соответствующих лечебно-профилактических организаций.

Призывникам, в соответствии с пунктом 57 Правил ведения воинского учета военнообязанных и призывников, подлежащим воинскому учету, необходимо:

  1. явиться в установленное время и место по вызову (повестке) в МОВУ района (города областного значения) или иной орган, осуществляющий воинский учет по местожительству, имея при себе удостоверение о приписке, а также удостоверение личности гражданина Республики Казахстан и водительское удостоверение (при его наличии);
  2. сообщить в течение 7 рабочих дней в МОВУ района (города областного значения) или иной орган, осуществляющий воинский учет, об изменении фамилии, имени, отчества (при его наличии), семейного положения, состояния здоровья (признания инвалидом первой или второй группы), места проживания, образования, места работы и должности;
  3. при прибытии в населенный пункт (административный район) на новое местожительство или место временного пребывания (на срок свыше 3 месяцев), а также в служебные командировки, на учебу, в отпуск или на лечение (на срок свыше 3 месяцев) в течение 7 рабочих дней обратиться в центр обслуживания населения по месту прибытия с заявлением о постановке на воинский учет. При отсутствии в населенном пункте военкомата, встать на воинский учет в акимате поселка, аула (села), аульного (сельского) округа;
  4. в случае утраты удостоверения о приписке в течение 7 рабочих дней обратиться в центр обслуживания населения по местожительству с заявлением о выписке дубликата удостоверения о приписке.

Порядок снятия с воинского учета

Для снятия с воинского учета призывник должен лично явиться в МОВУ и подать письменное заявление с указанием причины снятия с воинского учета и точного адреса нового места жительства.

Согласно пункту 46 Правил ведения воинского учета военнообязанных и призывников, п еремена призывного участка допускается в период с января по март и с июля по сентябрь месяцы. В другое время перемена призывного участка может быть допущена только в случае, если призывник:

  1. переведен администрацией на работу в другую местность;
  2. поменял место жительства;
  3. поступил в учебное заведение и выбывает для продолжения образования.

В соответствии с пунктом 48 Правил ведения воинского учета военнообязанных и призывников, при убытии призывников с прежнего места жительства и неявки их для постановки на воинский учет по новому месту жительства, начальники МОВУ (города областного значения) принимают меры к розыску таких призывников через родителей, органы внутренних дел, учебные заведения, организации образования, здравоохранения и другие организации, а также путем запроса данных из Государственной базы данных физических лиц.

Ответственность граждан за неисполнение обязанностей по воинскому учету

Законодательством Республики Казахстан предусматривается ответственность граждан за нарушение правил в области всеобщей воинской обязанности, воинской службы и обороны.

Административная ответственность

Статья 647 Кодекса Республики Казахстан "Об административных правонарушениях", устанавливает ответственность за неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету, которая заключается в неявке гражданина состоящего или обязанного состоять на воинском учете, по вызову местного органа военного управления в указанный срок без уважительной причины. За подобное правонарушение предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере пяти месячных расчетных показателей.

Также статьей 648 Кодекса "Об административных правонарушениях", предусмотрена ответственность за уклонение от медицинского освидетельствования либо обследования по направлению комиссии по постановке граждан на воинский учет или призывной комиссии. В указанном случае предусмотрена административная ответственность в виде наложения штрафа на военнообязанных в размере пяти месячных расчетных показателей, а на призывников - предупреждение либо штраф в размере трех месячных расчетных показателей.

Уголовная ответственность

Статьей 387 Уголовного кодекса Республики Казахстан предусмотрена уголовная ответственность за уклонение от воинской службы.

Так частью 1 вышеназванной статьи предусмотрена ответственность за уклонение от призыва на воинскую службу при отсутствии законных оснований для освобождения от этой службы - наказывается штрафом в размере до одной тысячи месячных расчетных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо ограничением свободы до одного года, либо лишением свободы на тот же срок.

Часть 2 статьи 387 Уголовного кодекса содержит отягчающие признаки состава преступления и предусматривает ответственность в виде штрафа в размере до трех тысяч МРП либо исправительными работами в том же размере, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок, если деяние совершено путем:

  • причинения себе вреда здоровью;
  • симуляции болезни;
  • подлога документов или иного обмана.

Данная статья также содержит примечание, согласно которому призывник освобождается от уголовной ответственности, если до передачи органом расследования дела в суд он добровольно явился на призывной пункт.

проведения урока по начальной военной подготовке по разделу:

ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ НА СТРАЖЕ СУВЕРЕНИТЕТА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН с учащимися 11 класса.

Тема: О воинской обязанности и воинской службе.

Учебная цель: Конституции Республики Казахстан, военной доктрины, требований общевоинских уставов Вооруженных Сил, законов “Об обороне и вооруженных силах Республики Казахстан”, ” О воинской обязанности и воинской службе “.

Воспитательная цель: Воспитать в них патриотизм, желание служить в Вооружённых Силах Республики Казахстан.

Метод. Рассказ. Лекция.

Место проведения занятий. Кабинет НВП.

О воинской обязанности и воинской службе.

Вводная часть 15 мин.

А) Построение взвода и проверка внешнего вида 5 мин.

Б) Проверка домашнего задания 10 мин.

Основная часть 30 мин.

Вступление 5 мин.

В кратком вступлении необходимо отметить, что в соответствии с указом Президента Республики Казахстан и приказом министра обороны дважды в год большой отряд воинов, отслуживших установленный срок, прощается со своими частями, сослуживцами, а на их место приходит новое пополнение.

Под боевые знамена частей и соединений становится молодое поколение казахстанцев, чтобы, овладев воинским мастерством, быть надежными защитниками мирного труда людей. Молодое пополнение призвано принять и нести боевую эстафету старших поколений, всемерно умножать боевые традиции, дорожить боевой славой защитников Отечества, своего воинского звания и предназначения.

Изложение основного материала 20 мин.

Руководство страны и Министерство обороны Респуб­лики Казахстан в целях развития военного строительства с учетом новых исторических условий делают все возможное, чтобы поддерживать обороноспособность государства на уровне, необходимом для защиты суверенитета страны, территориальной целостности и неприкосновенности ее границ.

При рассмотрении темы необходимо привлечь внимание учащихся к Конституции Республики Казахстан, где сказано:

1. Защита Республики Казахстан является священным долгом и обязанностью каждого ее гражданина.

2. Граждане республики несут военную службу в порядке и видах, установленных законом.

Затем необходимо перейти к рассмотрению требований закона Республики Казахстан “О всеобщей воинской обязанности и военной службе”, состоящего из разделов, раскрывающих основные положения военной службы, подготовки граждан к службе в Вооруженных Силах, вопросы организации призыва и увольнения с действи­тельной военной службы, службы в запасе, об ответ­ственности граждан и должностных лиц за нарушение законодательства о всеобщей воинской обязанности.

Закон “О всеобщей воинской обязанности и военной службе” утвержден 19 января 1993 г. Однако естественный процесс развития общества и Вооруженных Сил остро поставил вопрос о необходимости пересмотра целого ряда статей в связи с принятой в 1995 г. Конституцией Республики Казахстан, приведения их в соответствие с действующим законодательством и заключенными международными договорами, повышения уровня и качества организации и проведения работы с гражданами республики по подготовке их к несению срочной службы и ее прохождению.

Всеобщая воинская обязанность устанавливается Конституцией Республики Казахстан в целях обеспечения комплектования Вооруженных Сил и других воинских формирований Республики Казахстан.

Всеобщая воинская обязанность не распространяется на граждан других государств, кроме случаев, предусмот­ренных международными договорами, а также на лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Казахстана. Вместе с тем в законе отмечается, что граждане других государств и лица без гражданства, проживающие в Казахстане, могут нести военную службу в интересах Республики Казахстан.

Закон “О всеобщей воинской обязанности и военной службе” определяет военную службу как особый вид государственной службы граждан Республики Казахстан. Время прохождения военной службы засчитывается в общий непрерывный стаж работы.

Видами военной службы являются:

1) Срочная служба солдат, сержантов и старшин.

2) Военная служба по контракту на должностях солдат, сержантов, старшин.

3) Военная служба курсантов военно-учебных заведений.

4) Военная служба прапорщиков по контракту.

5) Военная служба офицерского состава.

Новым положением в законе является то, что военно­служащим Республики Казахстан разрешено проходить военную службу в составе объединенных (коалиционных) вооруженных сил (группировки войск) в соответствии с международными договорами и запрещается проходить службу в вооруженных силах других государств, если это не предусмотрено международными договорами.

В законе конкретизированы и установлены воинские звания. При проведении урока следует обратить внимание учащихся на градацию воинских званий.

Учащимся надо напомнить, что со дня их прибытия в воинскую часть необходимо:

• добросовестно (сознательно) выполнять воинский долг;

• развивать в себе чувство гордости за принадлежность к вооруженным защитникам своей Родины;

• знать и выполнять правила ношения военной формы одежды.

Закон “О всеобщей воинской обязанности и военной службе” определяет подготовку граждан к военной службе.

В законе определен порядок организации приписки к призывным участкам. Следует обратить внимание учащихся на положение о том, что допризывники, не вставшие на воинский учет без уважительных причин до 1 апреля года, в котором им исполняется 17 лет, считаются уклонившимися от постановки на воинский учет и несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.

Местные правительственные и исполнительные органы, предприятия, учреждения и организации, домовладельцы ведут первичный учет военнообязанных, призывников, а также допризывной молодежи и ежегодно в сроки, установ­ленные Министерством обороны Республики Казахстан, представляют в соответствующие военкоматы списки юношей, подлежащих приписке к призывным участкам. За нарушение правил первичного воинского учета должностные лица этих органов несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.

Далее надо сказать, что законом определен порядок призыва граждан на срочную военную службу. Призыв производится на основании Указа Президента Республики Казахстан и приказа министра обороны два раза в год. Призыву подлежат граждане от 18 до 27 лет, не имеющие права на отсрочку или освобождение от призыва.

Законом определены сроки военной службы военно­служащим срочной службы. Военнослужащие срочной службы, выслужившие установленные сроки, могут быть задержаны на военной службе сроком до двух месяцев по решению Президента Республики Казахстан при введении чрезвычайного положения.

Закон определяет порядок воинского учета военно­обязанных и призывников. В нем подробно сказано об общих правилах воинского учета и обязанностях государственных органов, предприятий, организаций, должностных лиц и военнообязанных по выполнению этих правил.

Следует акцентировать внимание учащихся на сле­дующих положениях:

1. Местные представительные и исполнительные органы внутренних дел в пределах своей компетенции производят розыск, задержание лиц, уклоняющихся от выполнения всеобщей воинской обязанности. Оплата расходов по розыску и доставка задержанных производятся за счет этих лиц.

2. Военнообязанные и призывники в случае изменения их семейного положения, адреса, места работы и должности обязаны лично в 7-дневный срок известить об этом орган, где они находятся на воинском учете.

Законом определяется призыв на военную службу по мобилизации, т.е. в военное время.

При разъяснении данных положений следует обратить внимание учащихся на то, что:

1. Призыв по мобилизации производится на основании Указа Президента Республики Казахстан.

2. С объявлением мобилизации ранее принятые решения о предоставлении отсрочек и освобождении от призыва отменяются.

3. В военное время может быть повышен предельный возраст состояния в запасе.

4. Граждане, не явившиеся по призыву в указанные пункты по мобилизации без уважительных причин, привлекаются к уголовной ответственности по законам военного времени.

Учителю следует сказать, что военнослужащие за нару­шение воинской дисциплины и совершение правонарушений несут дисциплинарную, материальную, административную и уголовную ответственность в соответствии с действующим законодательством и общевоинскими уставами Воору­женных Сил Республики Казахстан. А для военнослужа­щего срочной службы, самовольно оставившего часть, время нахождения вне части в срок срочной военной службы не засчитывается и продлевается на время его отсутствия в части.

Продление срока службы осуществляется командиром части после принятия решения военной прокуратурой или вынесения судом приговора, не связанного с лишением свободы. Расходы, связанные с розыском и доставкой к месту службы военнослужащих, самовольно оставивших воинские части, производятся в установленном законодательством порядке.

Обобщая изложенный материал, следует сказать о том, что реализация и точное выполнение закона Республики Казахстан “О всеобщей воинской обязанности и военной службе” создают прочную базу для дальнейшего развития и совершенствования Вооруженных Сил, укрепления безопасности нашей страны.

армия казахстана военнослужающие

Конституция Республики Казахстан (Раздел II) содержит основополагающие принципы, права и обязанности граждан, в число которых входит такая обязанность как, несение гражданами Республики Казахстан воинской службы в порядке и видах, установленных законодательство Республики, поскольку защита Республики Казахстан является священным долгом каждого ее гражданина.
Что такое воинская обязанность?

Воинская обязанность — это конституционная обязанность граждан Республики Казахстан по защите Республики Казахстан, которая устанавливается в целях подготовки граждан по воинским специальностям и обеспечения комплектования Вооруженных сил, других воинских формирований в мирное и военное время. Воинская обязанность состоит из ряда мероприятий, включающих в себя: подготовку граждан к воинской службе; воинский учет и приписку граждан к призывным участкам; призыв на воинскую службу; пребывание в запасе; прохождение военного обучения граждан в период пребывания в запасе; всеобщее военное обучение граждан в период введения военного положения.
Воинский учет и приписка граждан к призывным участкам

Все граждане, вызываемые МОВУ для прохождения приписки, обязаны явиться на призывные участки в сроки и с соответствующими документами, указанными в повестке.

Законодательством установлены уважительные причины неявки граждан на призывные участки в сроки указанные в повестках. К таковым относятся:

Заболевание (травма), связанное с утратой трудоспособности.
Смерть или тяжелая болезнь близкого родственника.
Препятствие стихийного характера или другие обстоятельства, лишившие гражданина возможности лично прибыть в установленные сроки.

По всем причинам неявки гражданина на призывной участок должны быть представлены соответствующие документы подтверждающие уважительность неявки в установленные сроки.
Решения принимаемые комиссией по приписке граждан

Всем гражданам, подлежащих приписке к призывным участкам, проводится медицинское освидетельствование в соответствии с Правилами проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных силах, других войсках и воинских формированиях утвержденных Постановлением правительства Республики Казахстан от 30 января 2010 года №44.

Комиссия по приписке на основании изучения документов и личной беседы с призывником, с учетом рода его занятий, специальности, образования, общего развития и результатов медицинского освидетельствования принимает одно из следующих решений, которое заносится в книгу протоколов комиссии по приписке:

Комиссия по приписке также принимает соответствующие решения:

по организации розыска граждан, не явившихся на приписку;
об отказе в постановке на воинский учет — гражданам иностранных государств;
об отложении сроков приписки лицам, отбывающим наказание но приговорам судов.

Порядок снятия с воинского учета

Для снятия с воинского учета призывник должен лично явиться в МОВУ и подать письменное заявление с указанием причины снятия с воинского учета и точного адреса нового места жительства. При этом перемена призывного участка допускается в период с января по март и с июля по сентябрь месяцы. В другое время перемена призывного участка может быть допущена только в случае, если призывник:

переведен администрацией на работу в другую местность;
поменял место жительства;
поступил в учебное заведение и выбывает для продолжения образования.

В случае убытия призывника без снятия с воинского учета или неявки их для постановки на воинский учет по новому месту жительства начальники МОВУ принимают незамедлительные меры к розыску таких призывников через родителей, органы внутренних дел, учебные заведения и другие организации, при этом в отношении призывника могут быть применены меры ответственности предусмотренные действующим законодательством.
Ответственность граждан за неисполнение обязанностей по воинскому учету

Законодательством Республики Казахстан предусматривается ответственность граждан за нарушение правил в области всеобщей воинской обязанности, воинской службы и обороны.
Административная ответственность

Также статьей 509 КоАП РК предусмотрена ответственность за уклонение от медицинского освидетельствования либо обследования по направлению комиссии по постановке граждан на воинский учет или призывной комиссии. В указанном случае кодексом предусмотрена административная ответственность в виде наложения штрафа на военнообязанных в размере от одной второй до пяти месячных расчетных показателей, а на призывников — предупреждение либо штраф в размере до трех месячных расчетных показателей.
Уголовная ответственность

Статьей 326 Уголовного кодекса Республики Казахстан предусмотрена уголовная ответственность за уклонение от воинской службы.

Так частью 1 вышеназванной статьи УК РК предусмотрена ответственность за уклонение от призыва на воинскую службу при отсутствии законных оснований для освобождения от этой службы — и наказывается штрафом в размере от двухсот до одной тысячи месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до десяти месяцев, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Часть 2 ст.326 УК РК содержит отягчающие признаки состава преступления и предусматривает ответственность в виде лишением свободы на срок до пяти лет за уклонение от призыва на воинскую службу, совершенное:

посредством причинения себе вреда здоровью;
путем симуляции болезни;
посредством подлога документов или иного обмана.

Данная статья также содержит примечание, согласно которому призывник освобождается от уголовной ответственности, если до передачи органом расследования дела в суд он добровольно явился на призывной пункт.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебная цель: Конституции Республики Казахстан, военной доктрины, требований общевоинских уставов Вооруженных Сил, законов "Об обороне и вооруженных силах Республики Казахстан", " О воинской обязанности и воинской службе ".

Воспитательная цель: Воспитать в них патриотизм, желание служить в Вооружённых Силах Республики Казахстан.

Директор школы: _________ Завуч по УВР: ___________

проведения урока по начальной военной подготовке по разделу:

ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ НА СТРАЖЕ СУВЕРЕНИТЕТА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН с учащимися 11 класса.

Тема: О воинской обязанности и воинской службе.

Учебная цель: Конституции Республики Казахстан, военной доктрины, требований общевоинских уставов Вооруженных Сил, законов "Об обороне и вооруженных силах Республики Казахстан", " О воинской обязанности и воинской службе ".

Воспитательная цель: Воспитать в них патриотизм, желание служить в Вооружённых Силах Республики Казахстан.

Время: _45_

Метод. Рассказ. Лекция.

Место проведения занятий. Кабинет НВП.

Учебные вопросы.

О воинской обязанности и воинской службе.

Ход занятия

Вводная часть 15 мин.

А) Построение взвода и проверка внешнего вида 5 мин.

Б) Проверка домашнего задания 10 мин.

Основная часть 30 мин.

Вступление 5 мин.

В кратком вступлении необходимо отметить, что в соответствии с указом Президента Республики Казахстан и приказом министра обороны дважды в год большой отряд воинов, отслуживших установленный срок, прощается со своими частями, сослуживцами, а на их место приходит новое пополнение.

Под боевые знамена частей и соединений становится молодое поколение казахстанцев, чтобы, овладев воинским мастерством, быть надежными защитниками мирного труда людей. Молодое пополнение призвано принять и нести боевую эстафету старших поколений, всемерно умножать боевые традиции, дорожить боевой славой защитников Отечества, своего воинского звания и предназначения.

Изложение основного материала 20 мин.

Руководство страны и Министерство обороны Респуб­лики Казахстан в целях развития военного строительства с учетом новых исторических условий делают все возможное, чтобы поддерживать обороноспособность государства на уровне, необходимом для защиты суверенитета страны, территориальной целостности и неприкосновенности ее границ.

При рассмотрении темы необходимо привлечь внимание учащихся к Конституции Республики Казахстан, где сказано:

1. Защита Республики Казахстан является священным долгом и обязанностью каждого ее гражданина.

2. Граждане республики несут военную службу в порядке и видах, установленных законом.

Затем необходимо перейти к рассмотрению требований закона Республики Казахстан "О всеобщей воинской обязанности и военной службе", состоящего из разделов, раскрывающих основные положения военной службы, подготовки граждан к службе в Вооруженных Силах, вопросы организации призыва и увольнения с действи­тельной военной службы, службы в запасе, об ответ­ственности граждан и должностных лиц за нарушение законодательства о всеобщей воинской обязанности.

Закон "О всеобщей воинской обязанности и военной службе" утвержден 19 января 1993 г. Однако естественный процесс развития общества и Вооруженных Сил остро поставил вопрос о необходимости пересмотра целого ряда статей в связи с принятой в 1995 г. Конституцией Республики Казахстан, приведения их в соответствие с действующим законодательством и заключенными международными договорами, повышения уровня и качества организации и проведения работы с гражданами республики по подготовке их к несению срочной службы и ее прохождению.

Всеобщая воинская обязанность устанавливается Конституцией Республики Казахстан в целях обеспечения комплектования Вооруженных Сил и других воинских формирований Республики Казахстан.

Всеобщая воинская обязанность не распространяется на граждан других государств, кроме случаев, предусмот­ренных международными договорами, а также на лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Казахстана. Вместе с тем в законе отмечается, что граждане других государств и лица без гражданства, проживающие в Казахстане, могут нести военную службу в интересах Республики Казахстан.

Закон "О всеобщей воинской обязанности и военной службе" определяет военную службу как особый вид государственной службы граждан Республики Казахстан. Время прохождения военной службы засчитывается в общий непрерывный стаж работы.

Видами военной службы являются:

1) Срочная служба солдат, сержантов и старшин.

2) Военная служба по контракту на должностях солдат, сержантов, старшин.

3) Военная служба курсантов военно-учебных заведений.

4) Военная служба прапорщиков по контракту.

5) Военная служба офицерского состава.

Новым положением в законе является то, что военно­служащим Республики Казахстан разрешено проходить военную службу в составе объединенных (коалиционных) вооруженных сил (группировки войск) в соответствии с международными договорами и запрещается проходить службу в вооруженных силах других государств, если это не предусмотрено международными договорами.

В законе конкретизированы и установлены воинские звания. При проведении урока следует обратить внимание учащихся на градацию воинских званий.

Учащимся надо напомнить, что со дня их прибытия в воинскую часть необходимо:

• добросовестно (сознательно) выполнять воинский долг;

• развивать в себе чувство гордости за принадлежность к вооруженным защитникам своей Родины;

• знать и выполнять правила ношения военной формы одежды.

Закон "О всеобщей воинской обязанности и военной службе" определяет подготовку граждан к военной службе.

В законе определен порядок организации приписки к призывным участкам. Следует обратить внимание учащихся на положение о том, что допризывники, не вставшие на воинский учет без уважительных причин до 1 апреля года, в котором им исполняется 17 лет, считаются уклонившимися от постановки на воинский учет и несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.

Местные правительственные и исполнительные органы, предприятия, учреждения и организации, домовладельцы ведут первичный учет военнообязанных, призывников, а также допризывной молодежи и ежегодно в сроки, установ­ленные Министерством обороны Республики Казахстан, представляют в соответствующие военкоматы списки юношей, подлежащих приписке к призывным участкам. За нарушение правил первичного воинского учета должностные лица этих органов несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.

Далее надо сказать, что законом определен порядок призыва граждан на срочную военную службу. Призыв производится на основании Указа Президента Республики Казахстан и приказа министра обороны два раза в год. Призыву подлежат граждане от 18 до 27 лет, не имеющие права на отсрочку или освобождение от призыва.

Законом определены сроки военной службы военно­служащим срочной службы. Военнослужащие срочной службы, выслужившие установленные сроки, могут быть задержаны на военной службе сроком до двух месяцев по решению Президента Республики Казахстан при введении чрезвычайного положения.

Закон определяет порядок воинского учета военно­обязанных и призывников. В нем подробно сказано об общих правилах воинского учета и обязанностях государственных органов, предприятий, организаций, должностных лиц и военнообязанных по выполнению этих правил.

Следует акцентировать внимание учащихся на сле­дующих положениях:

1. Местные представительные и исполнительные органы внутренних дел в пределах своей компетенции производят розыск, задержание лиц, уклоняющихся от выполнения всеобщей воинской обязанности. Оплата расходов по розыску и доставка задержанных производятся за счет этих лиц.

2. Военнообязанные и призывники в случае изменения их семейного положения, адреса, места работы и должности обязаны лично в 7-дневный срок известить об этом орган, где они находятся на воинском учете.

Законом определяется призыв на военную службу по мобилизации, т.е. в военное время.

При разъяснении данных положений следует обратить внимание учащихся на то, что:

1. Призыв по мобилизации производится на основании Указа Президента Республики Казахстан.

2. С объявлением мобилизации ранее принятые решения о предоставлении отсрочек и освобождении от призыва отменяются.

3. В военное время может быть повышен предельный возраст состояния в запасе.

4. Граждане, не явившиеся по призыву в указанные пункты по мобилизации без уважительных причин, привлекаются к уголовной ответственности по законам военного времени.

Учителю следует сказать, что военнослужащие за нару­шение воинской дисциплины и совершение правонарушений несут дисциплинарную, материальную, административную и уголовную ответственность в соответствии с действующим законодательством и общевоинскими уставами Воору­женных Сил Республики Казахстан. А для военнослужа­щего срочной службы, самовольно оставившего часть, время нахождения вне части в срок срочной военной службы не засчитывается и продлевается на время его отсутствия в части.

Продление срока службы осуществляется командиром части после принятия решения военной прокуратурой или вынесения судом приговора, не связанного с лишением свободы. Расходы, связанные с розыском и доставкой к месту службы военнослужащих, самовольно оставивших воинские части, производятся в установленном законодательством порядке.

Обобщая изложенный материал, следует сказать о том, что реализация и точное выполнение закона Республики Казахстан "О всеобщей воинской обязанности и военной службе" создают прочную базу для дальнейшего развития и совершенствования Вооруженных Сил, укрепления безопасности нашей страны.

Читайте также: