Виды предложений по цели высказывания восклицательные предложения конспект урока 5 класс

Обновлено: 05.07.2024

Виды предложений по эмоциональной окраске – восклицательные, невосклицательные.

Восклицательные предложения – это предложения, которые произносятся с разным выражением чувств:восторга, гнева, сожаления, радости.

Невосклицательные предложения – это предложения, которые произносятся с обычной ровной интонацией, будничным тоном. В них сообщается о чем-то или констатируется факт существования или отсутствия чего-либо.

Список литературы

Обязательная литература:

Дополнительная литература:

  1. Львова С. И., Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. Ч.1// Львова С. И., Львов В. В. – М.: МНЕМОЗИНА, 2012. – с.121.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Предложение – это наименьшая единица общения. Общаясь друг с другом, мы говорим или пишем не просто так, а с какой-то целью. Мы сообщаем о каких-либо фактах, событиях, явлениях. Мы хотим получить какую-либо информацию, спросить о чём-то. Мы хотим, чтобы окружающие нас люди что-то сделали: просим, предлагаем, советуем, требуем. Вот почему предложения, которые мы используем, бывают разные по цели высказывания: повествовательные, вопросительные или побудительные.

Стою я для того,

чтоб выделить волнение,

Восклицательными могут быть и повествовательные, и вопросительные, и побудительные предложения. Рассмотрим следующие предложения.

Он встретил смерть лицом к лицу, как в битве следует бойцу! (М. Лермонтов). (Это предложение по цели высказывания повествовательное, по эмоциональной окраске восклицательное). Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы! (А. Пушкин). (Это предложение по цели высказывания побудительное, по эмоциональной окраске восклицательное).

Предложения, не имеющие дополнительной эмоциональной интонации, называются невосклицательными. Рассмотрим следующие примеры. Хотите заглянуть в будущее? (В. Кетлинская). Это предложение по цели высказывания вопросительное, по эмоциональной окраске – невосклицательное. Выбирай жену не в хороводе, а в огороде. (Пословица).Это предложение побудительное по цели высказывания и невосклицательное по эмоциональной окраске.

Как же на письме выражается восклицательная интонация? Восклицательные предложения могут иметь следующие особенности:

1) Они произносятся более высоким тоном, с выделением слова, выражающего эмоцию. Например, Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки! (И. Крылов). В предложениях выделяются последние слова фразы. Также здесь используются слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, на которые падает акцент.

2) В восклицательных предложениях часто встречаются междометия. Например, Ай, Моська! знать, она сильна, что лает на Слона! (И. Крылов).Междометия усиливают восклицание.

3) В восклицательных предложениях часто употребляются вопросительные местоимения, которые теряют вопросительную интонацию. Например, Что сделаю я для людей?! – сильнее грома крикнул Данко. (М. Горький). В этом примере вопрос произносится с чувством восторга и решимости, поэтому предложение – вопросительное по цели высказывания и восклицательное по эмоциональной окраске.

На письме в конце восклицательных предложений ставится восклицательный знак. Если такое предложение по цели высказывания вопросительное, то ставится два знака: вопросительный и восклицательный.

Теоретический материал для углублённого изучения.

Риторическое восклицание.

Писатели и поэты, чтобы обогатить свои произведения эмоциями, идеями и смыслом, используют риторическое восклицание.

Риторическое восклицание – эмоционально окрашенное предложение с восклицательной интонацией. Основные цели использования – отображение волнения и других чувств персонажа, авторского отношения к тому, о чём идёт речь.

Зачем нужны риторические восклицания?

При помощи восклицания автор отмечает высшую точку накала страстей в произведении. Он делает акцент на том, что, на его взгляд, является наиболее важным, и таким образом высказывает наиболее яркую, осмысленную идею. Например, Какое лето, что за лето! Да это просто колдовство! (Ф. Тютчев).

Восклицания помогают усилить выразительность речи, сделать ее более необычной и запоминающейся. Авторское отношение к происходящему чаще всего выражается именно с помощью риторических восклицаний. Например, Образующийся при нуле градусов лёд легче воды и поэтому не тонет. Поистине сказочное свойство! (В. Чивилихин).

Через эмоциональные реплики автор привлекает внимание читателя. Например, Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Всмотритесь в нее. С середины неба глядит месяц. Необъятный небесный свод раздался, раздвинулся еще необъятнее. Горит и дышит он. Земля вся в серебряном свете; и чудный воздух и прохладно-душен, и полон неги, и движет океан благоуханий. Божественная ночь! Очаровательная ночь! (Н. Гоголь). Используя риторические восклицания, Н. В. Гоголь передаёт своё восхищение украинской ночью, обращает наше внимание на красоту природы.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

  1. Прочитайте предложения, определите вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске.

Хорошо в осеннем лесу! _________

Идите в лес и любуйтесь красотою природы! ______________

А вы любите осенний лес? ___________

Разбор задания: анализируем предложение: первое предложение содержит восклицание (глагола нет), так как оно произносится с чувством радости, в конце стоит восклицательный знак, то это предложение восклицательное, следовательно, по цели высказывания это повествовательное, а по эмоциональной окраске – восклицательное предложение. Идите в лес и любуйтесь красотою природы! Глагол стоит в повелительном наклонении. В конце стоит восклицательный знак. Следовательно, предложение побудительное, восклицательное. А вы любите осенний лес? В конце стоит знак вопроса, следовательно, предложение вопросительное, невосклицательное, так как вопрос не содержит восклицания, не передаёт сильных эмоций.

  1. Вычеркните неправильный ответ.По эмоциональной окраске предложения бывают:

Разбор задания: вспоминаем, что по эмоциональной окраске бывают восклицательные и невосклицательные предложения. Следовательно, ответ: побудительные – лишнее слово.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Виды предложений по цели высказывания. Восклицательные предложения.pptx

 Урок русского языка в 5 Б классе

Описание презентации по отдельным слайдам:

 Урок русского языка в 5 Б классе

Урок русского языка в 5 Б классе


 Двенадцатое октября. Классная работа.

Двенадцатое октября. Классная работа.

Предложение односоставное многозначное вопросительное восклицательное побудит.

Предложение односоставное многозначное вопросительное восклицательное побудительное сложное грамматическое лексическое переносное осложненное повествовательное

односоставное вопросительное грамматическое многозначное восклицательное поб.

односоставное вопросительное грамматическое многозначное восклицательное побудительное переносное сложное лексическое осложненное повествовательное

односоставное вопросительное восклицательное побудительное сложное осложненн.

односоставное вопросительное восклицательное побудительное сложное осложненное повествовательное грамматическое многозначное переносное лексическое Синтаксис. Характеристика предложения Понятия, относящиеся к др. разделам языкознания

Повествовательные, побудительные вопросительные предложения

Повествовательные, побудительные вопросительные предложения

Как прекрасно нынче утро. Ты пойдёшь со мной гулять? Будем мы гулять по парку.

Как прекрасно нынче утро. Ты пойдёшь со мной гулять? Будем мы гулять по парку И листочки собирать. Посмотри-ка на тропинку, Там протянулась паутинка Как прекрасно нынче утро. Ты пойдёшь со мной гулять? Будем мы гулять по парку И листочки собирать. Посмотри-ка на тропинку, Там протянуласьпаутинка.

С помощью повествовательных предложений мы … С помощью вопросительных предло.

С помощью повествовательных предложений мы … С помощью вопросительных предложений мы… С помощью побудительных предложений мы…

Если… повествовательное – хлопаем в ладоши, вопросительное – приседаем, побу.

Если… повествовательное – хлопаем в ладоши, вопросительное – приседаем, побудительное – поднимаем руки вверх

 Хорошо живет на свете Винни-Пух! Оттого поет он эти Песни вслух! (Б. Заходер.)

Хорошо живет на свете Винни-Пух! Оттого поет он эти Песни вслух! (Б. Заходер.)

Ах ты, мерзкое стекло! Это врешь ты мне назло! (А. Пушкин.) Ах ты, мерзкое с.

Ах ты, мерзкое стекло! Это врешь ты мне назло! (А. Пушкин.) Ах ты, мерзкое стекло! Это врешь ты мне назло! (А. Пушкин.)

Упражнение 1. Ребята а вы знаете историю знаков препинания 2) Ребята нашего.

Упражнение 1. Ребята а вы знаете историю знаков препинания 2) Ребята нашего класса знают историю знаков препинания Что за диво! Все так чисто и красиво. (А. Пушкин.)

Рефлексия Передайте своё настроение на уроке одним предложением. Какое предло.

Рефлексия Передайте своё настроение на уроке одним предложением. Какое предложение у вас получилось?

Укажите вид предложения по цели высказывания и интонации: Дина, иди завтракат.

Укажите вид предложения по цели высказывания и интонации: Дина, иди завтракать! (Осеева В.) 1) Побудительное, невосклицательное 2) Побудительное, восклицательное 3) Вопросительное, восклицательное 4) Повествовательное, невосклицательное

Укажите вид предложения по цели высказывания и интонации: И у великих людей б.

Укажите вид предложения по цели высказывания и интонации: И у великих людей бывают ошибки! (Коржиков В.) Повествовательное, восклицательное 2) Побудительное, восклицательное 3) Вопросительное, восклицательное 4) Повествовательное, невосклицательное

Укажите вид предложения по цели высказывания и интонации: Там, кажется, пожар.

Укажите вид предложения по цели высказывания и интонации: Там, кажется, пожар?! (Губарев В.) 1) Повествовательное, восклицательное 2) Вопросительное, невосклицательное 3) Побудительное, восклицательное 4) Вопросительное, восклицательное

Рефлексия Знаю виды предложений по цели высказывания - Умею определять пред.

Рефлексия Знаю виды предложений по цели высказывания - Умею определять предложения по цели высказывания - Могу составлять предложения по цели высказывания - Умею интонировать предложения, различные по цели высказывания -

Домашнее задание: Упр. 155 (дать характеристику каждому предложению по цели в.

Домашнее задание: Упр. 155 (дать характеристику каждому предложению по цели высказывания и по интонации)



Краткое описание документа:

Урок усвоения новых знаний

Планируемые результаты:

Предметные: уметь анализировать и характеризовать интонационные и смысловые особенности побудительных, вопросительных,восклицательных предложений, формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: составление алгоритма определения типа предложения по цели высказывания и по интонации;

Метапредметные.

Регулятивные: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Познавательные: строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Коммуникативные:строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет.

Личностные: развитие способности к саморазвитию, мотивации к познанию, учёбе; воспитание культуры речи учащихся через умение интонационно правильного воспроизведения дидактического материала, сохранять и развивать умение сотрудничать, слушать и слышать друг друга.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Давайте, улыбнёмся друг другу, ведь если день начинается с улыбки, то можно надеяться, что он пройдёт удачно, принесёт нам радость общения друг с другом. Главная задача быть активными, находчивыми, показать, что мы знаем и как умеем работать.

Актуализация

- Ребята, посмотрите на экран. Вам даны предложения. Что в них необычно? (Слайд1)

На дворе прекрасная погода

Почему вы не идёте гулять

Идите гулять

Да, не расставлены знаки завершения т.е. не расставлены знаки препинания в конце предложения. Ваша задача: 1) расставить знаки препинания (завершения), распределить предложения по видам. (Работа на доске)

2) Дать характеристику каждому виду предложений. (Работа на доске с таблицей)

3. Проверка (Слайд 2)

На дворе прекрасная погода.

Почему вы не идёте гулять?

Идите скорее.

Вы правы, ребята, мы вспомнили виды предложений по цели высказывания.

По цели высказывания предложения делятся на повествовательные, вопросительные, побудительные.

Постановка учебной цели.

- А все ли предложения мы поизносим с одинаковым настроением, интонацией? (Нет, одни из них произносятся с повышением интонации, а другие - спокойно.)

- Ребята, я предлагаю вам короткое видео. (Слайд 3) Как вы думаете, о каких предложениях сегодня мы с вами будем говорить? А может, вы уже догадались, какая будет тема сегодняшнего урока? (Восклицательные предложения). (Слайд 4) Совершенно верно, восклицательный знак скрывает в себе бурю эмоций. Он выражает наши сильные чувства: радость, восхищение, удивление, восторг, взволнованность, а также отчаяние, возмущение, негодование.

-Сформулируйте, пожалуйста, цель нашего сегодняшнего урока.

- Дать понятие о восклицательных предложениях, развивать умения распознавать предложения по интонации и правильно их читать.

4. Усвоение новых знаний. Работа по теме урока.

- Итак, вопросительные, побудительные и повествовательные предложения могут произноситься с особой интонацией, выражающей чувства (Восклицательные), а могут-со спокойной интонацией, без эмоций. (Невосклицательные)

Обратите внимание на предложения. Сделайте вывод. (Слайд 6)

- Как мы должны читать предложения справа?

Прочитайте предложения с правильной интонацией.

Невосклицательные и восклицательные предложения

Мы были в лесу. Мы были в лесу!

Кто взял в книгу? Кто взял книгу?!

Прочитай книгу. Прочитай книгу!

- Почему предложение выделено красным цветом? Обратили внимание на знаки в конце предложения.

Ах ты, мерзкое стекло!

Это врёшь ты мне на зло! (Выражение злости, зависти, раздражения)

Всё так чисто и красиво (Восхищение)

-Вы заметили, какие бывают предложения по интонации? (Восклицательные и невосклицательные)

- Какой мы можем сделать вывод? Могут ли быть восклицательными любые предложения по цели высказывания?

Запомните ребята: восклицательным и невосклицательным могут быть предложения любой цели высказывания.

-Ребята, давайте составим таблицу- помощницу, в которую включим новую информацию, полученную на уроке. На партах листочки белого цвета. Выполните задание: распределите предложения по цели высказывания и по интонации.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по теме "Виды предложений по цели высказывания". Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС ООО. В конспекте представлена тема, которая рассматривается впервые, является для учащихся новой. Данная тема очень важна, так как при синтаксическом разборе указание вида предложения по цели высказывания является первой и важной характеристикой.

Конспект урока по русскому языку в 5А классе.

Тема: Виды предложений по цели высказывания.

Цель: формировать навык распознавания предложений по цели высказывания и использовать их с учетом речевой ситуации.

Задачи урока через планируемые результаты:

Личностные:

Создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности.

Создание условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу.

формирование сознательного отношения к собственной безопасности и здоровью.

Распознавать виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске: побудительные, вопросительные и повествовательные.

Корректировать интонацию в соответствии с коммуникативной целью.

Анализировать и характеризовать интонационные и смысловые особенности повествовательных, вопросительных и побудительных предложений.

Моделировать предложения в соответствии с коммуникативной задачей высказывания. Употреблять их в речевой практике.

Метапредметные:

Регулятивные:

Формировать умение формулировать тему урока, цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные:

Развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли.

Сохранять и развивать умение сотрудничать в паре и группе. Отвечать на вопросы, слушать и слышать.

Формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Познавательные:

1.Формировать умение работать с разными видами предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске: побудительные, вопросительные и повествовательные.

2.Понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять с учётом решаемых задач.

3.Извлекать нужную информацию.

Тип урока: Урок формирования умений и навыков.

Основные методы обучения:

1 этап. Организационный.

Здравствуйте, присаживайтесь. Начинается урок,

Прозвенел уже звонок,

Будем тему изучать

И пятёрки получать!

Учитель: Сейчас, ребята, я передам вам стеклянный шар. А вы передавайте его друг другу. Будьте осторожны, шар очень хрупкий. (Дети под музыку передают шар друг другу)

Учитель: Как вы старались передавать этот шар?

Ученик: Бережно, внимательно, аккуратно.

Учитель: Вот и друг к другу мы тоже должны быть внимательны на сегодняшнем уроке, а также внимательны к словам, которые произносим.

2 этап. Мотивация к учебной деятельности.

Ребята! Мне передали телеграмму, с которой мы должны будем поработать на уроке. Но я никак не могу разобраться в этом тексте. Может быть, вы мне поможете?

3 этап. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

Не в…дал ли где на свете ты царевны м…лодой

Не кручинься, Бог с тобой

Села ждать его одна)

Учитель: Что представлено на слайде?

Ученик: На слайде представлены предложения.

Учитель: Докажите, что это предложения.

Ученик: Это предложения, потому что они содержат высказывания о ком-либо или о чём-либо.

Учитель: Верно. А из какого произведения эти предложения? Кто автор этой сказки?

Учитель: Давайте вставим пропущенные буквы и устно объясним их написание.

(Ученики выходят к доске и вставляют пропущенные буквы, с помощью карандаша)

Учитель: На какую орфограмму были пропущены буквы?

Учитель: Совершенно верно, теперь мне всё понятно, спасибо.

Учитель: Обратите внимание на следующее словосочетание, как вы его понимаете?

Ученик: Цель высказывания – это то, ради чего или зачем мы говорим то, или иное выражение.

Учитель: Верно. Попробуем определить цель высказывания предложений, с которыми мы работали. Употребляйте глаголы.

Ученик: Цели высказывания этих предложений:

Попросить о чём-либо

Учитель: Правильно, так как вы думаете, какова тема нашего урока?

4 этап. Целеполагание.

Ученик: Тема нашего урока – Виды предложений по цели высказывания.

Учитель: Верно, запишем число и тему в тетрадь. А к чему мы должны будем стремиться, что нам нужно обязательно узнать на уроке?

Ученик: Нам нужно узнать, какие виды предложений по цели высказывания бывают.

Научиться различать эти предложения.

Научиться правильно ставить знаки препинания в конце разных по цели высказывания предложений.

5 этап. Выявление места и причины затруднения.

Ученик: 1. Вопросительное

Побудительное (определить не могут)

Повествовательное (определить не могут)

6 этап. Построение проекта выхода из затруднения.

Учитель: Хорошо, т.к. возникли некоторые трудности, откроем параграф 15, прочитаем его и создадим опорные сигналы, касающиеся темы урока.

(создание и представление опорных сигналов)

Учитель: Какие прекрасные и познавательные получились у нас подсказки. Молодцы!

7 этап. Реализация построенного проекта

Снова вернёмся к отрывкам из сказки Пушкина. Определи виды 2 и 3 предложения по цели высказывания. И докажем, что первое – вопросительное.

Ученик: 1. Вопросительное, потому что в нём содержится вопрос.

Побудительное, потому что содержит в себе просьбу.

Повествовательное, потому что сообщает нам о чём – либо.

Учитель: Правильно. Рассмотрим образец рассуждения, представленный на слайде.

Образец рассуждения.

Я всегда перехожу дорогу по пешеходному переходу. Это предложение сообщает нам о чём-либо - значит оно повествовательное, в конце его ставим точку.

8 этап. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Учитель: Поработаем с учебником Практики упр. 202. Прочитаем первое задание.

Читаем предложения. Что между ними общего?

Ученик: Общее между этими предложениями то, что все они по цели высказывания вопросительные.

Ученик: Эти предложения вопросительные, потому что в них задаётся вопрос, и в конце этих предложений стоит вопросительный знак.

Учитель: Верно. Запишем одно из этих предложений вместе с полной характеристикой по цели высказывания.

(дети записывают предложения)

Физкультминутка. А сейчас я прошу вас встать со своих мест. Немного отдохнём.

Я буду читать вам предложения. Если предложение повествовательное – вы шагаете на месте. Если предложение побудительное – вы вращаете головой.

Если предложение вопросительное – вы потягиваетесь.

Суди о человеке по его труду.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Не за своё дело не берись, а за своим — не ленись.

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Как называются вышеперечисленные предложения?

Чему учат нас с вами эти предложения?

Ответим на вопросы.

Учитель: Ответим на вопросы, заданные в упражнении 202.

Учитель: Один ученик выйдет к доске и письменно ответит на вопрос 1. Определит вид предложения по цели высказывания, докажет свою точку зрения.

9 этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Учитель: Далее поработаем с упр. 204.

Прочитайте предложения, определите вид по цели высказывания. Одно из предложений запишите. Также запишите его характеристику по цели высказывания.

Таким образом, мы с вами дали примеры характеристик всех видов предложений по цели высказывания. Перескажем данный текст.

10 этап. Творческое задание. Работа в группах.

Учитель: Последним упражнением у нас с вами будет упр. 205. Прочитаем задание, которое предлагают нам авторы учебника. Выполним это задание устно.

Учитель: завершающим заданием у нас с вами будет создание посланий для учащихся начальной школы. Эти послания должны быть обязательно поучительного характера.

Итак, объединитесь в группы по 4 человека.

На столах у вас имеется некоторый материал, с помощью которого вы создадите послания.

Обязательно используйте разные по цели высказывания предложения.

(учащиеся работают над созданием посланий)

Посмотрим, что же у вас получилось.

(представление посланий)

Учитель: Очень интересные и поучительные получились у нас с вами послания. Обязательно передадим их в начальную школу.

11 этап. Домашнее задание.

Запишем домашнее задание.

Параграф 15 для всех.

Задание на выбор:

Упражнение 212 или написать письмо другу, в котором вы расскажете о том, как нужно вести себя в лесу, если ты заблудился.

12 этап. Рефлексия.

Что ж урок наш подходит к концу. И ещё об одном попрошу вас. У вас на столах лежат листы А4, напишите на них 3 слова или словосочетания, которые вы считаете главными в теме урока. (Пишут)

Повесьте, пожалуйста, ваши листы на доску. Итак, какие слова вы написали? (опрос нескольких учащихся)

А я посчитала главными вот какие слова: цель высказывания, повествовательное предложение.

Как видим, совпадений много, а значит, мы с вами поняли друг друга и достигли поставленных целей.

Читайте также: