Личностно ориентированный подход к воспитанию конспект

Обновлено: 07.07.2024

Личностно-ориентированный подход – это уход от авторитарного воспитания, где ребенок находится под жестким личностным давлением.

Сегодня воспитание ребенка обязано ставить своей целью дать обществу яркую личность, изумляющую и удивляющую красками своей натуры и характера. Этого требует динамично развивающееся общество. Основная и очень ответственная задача детского сада – раскрыть индивидуальность ребенка, помочь ей проявиться, развиться, устояться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям.

Личностно-ориентированный подход в воспитании детей предполагает обучение самостоятельности, ответственности и способствует формированию творческой личности.

Реализуя личностно-ориентированный подход, необходимо организовать педагогический процесс так, чтобы ребёнок играл, развивался и обучался одновременно. Основной формой взаимодействия детей дошкольного возраста с педагогом является их совместная деятельность.

Совместная деятельность является условием освоения ребенком позиции субъекта деятельности, в процессе которой удовлетворяются интересы, склонности, потребности, желания ребенка, развивается его творческий потенциал, формируются его личностные качества (активность, инициативность, самостоятельность, креативность).

Совместная деятельность выстраивается следующим образом:

• Совместное выявление проблемы, интересующей детей;

• Совместное определение цели деятельности детей;

• Совместное планирование деятельности детей, выдвижение гипотез, выбор путей решения задач, средств, материалов;

• Самостоятельная деятельность детей, дифференцированная помощь педагога;

В процессе взаимодействия с детьми необходимо создать ориентированные на личностное развитие ситуации : ситуации успеха, ситуации, обращенные к личному опыту ребенка, ситуации выбора задания, оборудования, партнера по деятельности и т. д., предоставлять ребенку возможность реализовать себя как личность.

Иными словами, личностно-ориентированное воспитание – это организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса.

Личностно-ориентированный подход (личностно-ориентированная технология) предполагает тесное взаимодействие педагога и ребенка, проявление уважения к личности каждого ребенка, доброжелательное внимание к нему:

- обращаться с детьми ласково, с улыбкой, поглаживать, обнимать и т. д;

- стремиться установить доверительные отношения, проявлять внимание к их настроению, желаниям, достижениям и неудачам;

- поощрять самостоятельность в выполнении режимных процедур, учитывать их индивидуальные особенности (привычки, темперамент, предпочтение к той или иной пище);

- чутко реагировать на инициативу в общении, потребность в поддержке;

- слушать детей внимательно и уважением;

- вежливо и доброжелательно отвечать на вопросы и просьбы, обсуждать проблемы;

- успокаивать и подбадривать расстроенных детей, стремиться помочь в устранении дискомфорта;

- в течение дня общаться не только с группой в целом, но и каждым ребенком индивидуально.

Находясь рядом с детьми, создавать условия для формирования положительных взаимоотношений со сверстниками:

- собственным поведением демонстрировать уважительное отношение ко всем детям;

- знакомя детей друг с другом, называть их имена, ласково поглаживать рукой ребенка руку сверстника, проявлять положительные эмоции, в то же время, не навязывая детям контакты, если они уклоняются от них;

- привлекать внимание к эмоциональным состояниям друг друга, собственным примером и предложениями побуждать детей к проявлениям сочувствия, жалости, чувства радости за другого;

- при организации совместных эмоциональных, подвижных, предметных игр помогать координировать свои действия, учитывать желания друг друга, выступать в качестве доброжелательного участника игр;

- стремиться разрешать конфликты между детьми в мягкой форме, без насилия и окриков, путем перевода их в позитивные формы взаимодействия или переключения внимания на другие виды деятельности или предметы;

- помогать овладевать речевыми способами общения: называть друг друга по имени, формулировать свои желания, просьбы, договариваться об очередности действий, благодарить за помощь и т. д.

Работая длительное время с детьми:

- не ограничивать естественный шум в группе (оживленную деятельность, игру, смех, свободный разговор);

- учить разговаривать спокойно, чтобы не мешать другим детям;

-служить примером спокойного общения: разговаривать с детьми спокойным, но не монотонным голосом.

В ходе воспитательно-образовательного процесса :

- учитывать возрастные возможности и интересы детей;

- организовывать образовательную деятельность в форме совместной игры;

- откликаться на любую просьбу ребенка о совместной деятельности и помощи;

- организуя совместные игры или организованную образовательную деятельность, не заставлять участвовать в них всех детей;

- организовывать игры детей, стремясь заинтересовать ребенка сюжетом игры, вызвать у него желание играть;

- стараться пробудить инициативу, вовлекая ребенка в игру, предлагая и обсуждая с ним разные варианты развития сюжета с учетом его желания;

- проявлять интерес к самостоятельной игре детей, выражать одобрение, радоваться находкам, оригинальным действиям и высказываниям детей;

- помогать разнообразить игру ребенка ненавязчиво, не нарушая замысла,

- чаще пользоваться поощрением, поддержкой детей, чем порицанием и запрещением;

- порицания относить только к отдельным действиям ребенка, но не адресовать их к его личности;

- порицая действия ребенка, предлагать образец желаемого действия или средства для исправления ошибок;

-отмечать новые достижения ребенка в разных видах деятельности, обращать внимание на его новые возможности и способности: достижения ребенка не сравнивать с достижениями других детей, а лишь с его собственными;

- намеренно создавать ситуацию успеха, в которой ребенок достигает успеха.

Личностно ориентированный подход в период адаптации С приходом в детский сад у ребенка начинается новый этап. Адаптация – это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский.

Особенности ведущего типа восприятия информации как критерий индивидуального подход в обучении и воспитании дошкольников Консультация на тему: "Особенности ведущего типа восприятия информации, как критерий индивидуального подхода в обучении и воспитании дошкольников".

Игры, направленные на личностно-ориентированный подход детей дошкольного возраста

Игры, направленные на личностно-ориентированный подход детей дошкольного возраста Игры, направленные на личностно-ориентированный подход детей дошкольного возраста, Водяник Татьяны Васильевны Личностно-ориентированный.

Личностно ориентированный подход к детям в процессе образовательной деятельности Личностно- ориентированный подход – это такой подход, где во главу угла ставится личность ребёнка, её самобытность, самоценность, субъектный.

Личностно ориентированный подход к воспитанию в условиях Дома ребёнка Личностно-ориентированный подход к воспитанию в условиях дома ребёнка. Проблема личностно-ориентированного подхода является одной из главных.

Личностно-ориентированный подход в дошкольном образовании Личностно- ориентированный подход в дошкольном образовании. Шесть часов утра. Начало рабочего дня. Я в ожидании своих воспитанников. В.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Личностно - ориентированный подход в воспитании

Воспитание предшествует образованию. Оно создает фундамент, на котором созидаются все последующие способности человека. Образование без воспитания — есть попытка построения дома на песке.

В моем понимании, воспитание — целенаправленное управление процессом развития личности школьника. Для того чтобы обеспечить каждому школьнику полноценное личностное развитие, я считаю наиболее актуальным личностно-ориентированный подход в воспитании.

Что представляет собой личностно-ориентированный подход в процессе воспитания? В нескольких словах, это необходимость развивать в ребенке стремление к самопознанию и самопостроению, помогать ему, постигать тайны успешной самореализации и открывать в себе неповторимую индивидуальность.

Личностно-ориентированный подход отличается от традиционного тем, что ребенок не просто "напичкивается" информацией (знаниями), но еще приобретает умения и навыки в практическом и психологическом плане, исходя из собственных личностных качеств и природных способностей.

Внедрение личностно-ориентированного подхода в воспитание позволит создать условия для самореализации учащихся, развития способности адаптироваться к условиям новой жизни.

У данной формы воспитания есть свои требования:

давать информацию ребенку в диалоге;

предоставлять выбор творческой деятельности;

помогать ребенку принимать самостоятельные решения.

Особенности личностно-ориентированного подхода

Воспитатель и педагог всегда искренни со своими воспитанниками, потому их ученики не боятся откровений.

Дети рождаются разными и личностный подход необходим, чтобы выровнять их развитие. Ребенок в будущем достигнет желаемого уровня и в работе, и в жизни.

Отношения между детьми и взрослыми основаны на любви и уважении друг к другу в отличие, например, от природосообразной педагогики, которая не считала нужным подстраиваться под ученика или быть с ним на равных.

Учитель и воспитатель постоянно изучают вкусы и взгляды, темперамент и черты характера каждого воспитанника.

Педагог следит за развитием ребенка и по мере его возможностей усложняет трудности, которые обеспечивают прогрессивное развитие маленькой личности.

При личностном подходе воспитатель вовремя выявляет причины, мешающие достижению цели, и сразу их устраняет, не давая усложниться ситуации.

Нет одинаковых детей, как и нет одинаковых подходов. Есть опыт и профессионализм в личностном подходе к каждому ребенку.

Обязательно сочетание воспитания и самовоспитания.

Ребенок имеет право находить себя в любой сфере творчества, только так он достигает успехов.

Личностно-ориентированный подход – это уход от авторитарного воспитания, где ребенок находится под жестким личностным давлением.

Сегодня воспитание ребенка обязано ставить своей целью дать обществу яркую личность, изумляющую и удивляющую красками своей натуры и характера. Этого требует динамично развивающееся общество. На жизненную арену выходят люди нового типа раскрепощенные, прагматичные в мыслях и действиях, независимые и свободные от шаблонов

Все воспитательные функции в настоящее время переложены на школу. СМИ, телевидение, интернет всеми правдами и неправдами пытаются опорочить честь школы, честь учителя. Включите телевизор, откройте газету и вы увидите, что большинство программ и статей не выполняют воспитательных функций, а решают противоположную задачу. А ведь ученик предоставлен сам себе, смотрит что придется. Родители заняты, в основном, зарабатыванием денег, детям уделяется очень мало времени. И поэтому мы остаемся, практически, единственными представителями, которые занимаются воспитанием подрастающего поколения. И в этой связи часто перед нами встает вопрос: как сделать воспитательный процесс удачнее. Одной из форм воспитательной работы является классный час.

Классный час – одна из основных форм внеклассной воспитательной работы. Каким ему быть – решают учитель и ученики, и тогда классный час превращается в час общения, доверительный разговор близких людей, когда каждая встреча становится интересной и нужной каждому.

Классный час – это форма воспитательной работы, при которой учащиеся принимают участие в специально организованной деятельности, способствующей формированию у них системы отношений к окружающему миру

Личностно-ориентированный классный час – это, прежде всего, подход к каждому ученику, позволяющий поддерживать процессы самопознания личности ребёнка, развитие его неповторимой индивидуальности.

Чтобы подготовить личностно-ориентированный классный час, нужно вместе с детьми выбрать тему (интересна ли она для них?). В подготовке классного часа должны принимать участие все учащиеся класса (групповая и индивидуальная деятельность).

Педагог старается сделать все для того, чтобы готовящееся дело было полезным и интересным для каждого.

Классный руководитель должен подумать о том что необходимо сделать для того, чтобы уже в первые минуты классного часа были обеспечены положительный эмоционально-психологический настрой и готовность учащихся к участию в коллективном разговоре; в какие моменты дети смогут проявить свою индивидуальность и творческие способности; каким образом необходимо подвести итоги классного часа, чтобы стимулировать дальнейшую деятельность.

Анализ и оценка результативности классного часа – это обогащение жизненного опыта, личностное значение, комфортность и активность детей в классном часе.

Критерии эффективности личностно-ориентированного классного часа:

- личная значимость для учащихся
-благоприятный психологический климат
-возможность для проявления и развития индивидуальных способностей школьников
-обогащённость жизненного опыта
-духовно-нравственная ценность
-вовлечённость учащихся в подготовку и проведение классного часа.

На основе этого, мной, как классным руководителем на протяжении последних двух лет решались следующие воспитательные задачи:

Воспитывать любовь к малой Родине, семье, природе родного края, народным традициям.

Учить доброте, милосердию, отзывчивости, толерантности.

Воспитывать интерес к учебе, стремление повышать качество своих знаний, способствовать развитию нравственного и духовного мира детей.

Учить самостоятельности, умению отвечать за свои поступки, нести за них ответственность.

Формировать правосознание ученика, гражданскую позицию.

Пропагандировать здоровый образ жизни, любовь к физкультуре и спорту.

Организовывать сотрудничество и взаимодействие обучающихся, учителей и родителей.

В ходе систематической совместной работы по указанным направлениям на первый план выходит приоритет личности человека — ученика, родителя, учителя. Поэтому, работая с детьми, стараюсь придерживаться определённых заповедей:

- принимать ребенка таким, какой он есть, с его слабостями и недостатками, стремлениями и темпераментом;

- увидеть, разглядеть, не пропустить в ребенке все лучшее, что в нем есть, и дать импульс к самосовершенствованию через развитие творчества;

- для воспитания детей нужен не великий ум, а большое сердце - способность к общению, к признанию равенства души;

- потихоньку, не ожидая быстрых результатов, учить маленького человека чувствовать другого человека;

- главное – идти вместе с детьми по пути их взросления: именно вместе, а не рядом, именно участвуя, а не наблюдая.


Сегодня воспитание ребенка не просто должно опираться на стандартную схему, оно обязано ставить своей целью дать обществу яркую личность, изумляющую и удивляющую красками своей натуры и характера. Этого требует динамично развивающееся общество. На жизненную арену выходят люди нового типа раскрепощенные, прагматичные в мыслях и действиях, независимые и свободные от шаблонов.

Личностно-ориентированный подход предполагает не формирование личности с заданными свойствами, а создание условий для полноценного проявления и соответственно развития личностных функций субъектов образовательного процесса. Личностный подход как направление деятельности педагога – это базовая ценностная ориентация педагога, определяющая его позицию во взаимодействии с каждым ребенком в коллективе. Личностный подход предполагает помощь педагогу и ребенку в осознании себя личностью, выявлении, раскрытии их возможностей, становлении самосознания, в осуществлении личностно-значимых и общественно приемлемых способов самоопределения, самореализации и самоутверждения.

На основании данного утверждения можно сделать актуальный вывод о необходимости реализации личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании.

Личностно-ориентированное образование есть системное построение взаимосвязи учения, обучения, воспитания и развития. Это целостный образовательный процесс, существенно отличающийся от традиционного учебно-воспитательного процесса (Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. М.: 2000 г.). Следует отметить актуальность данной тематики, поскольку личностно-ориентированное обучение используется в педагогической практике нашего времени довольно часто. Личностно-ориентированная педагогика создает образовательную среду, где реализуются индивидуальные интересы и потребности реальных детей, эффективно накапливается детьми личный опыт.

Личностно-ориентированное воспитание – это развитие и саморазвитие личностных качеств на основе общечеловеческих ценностей. Личностный подход – это важнейший принцип психологической науки, предусматривающий учет своеобразия индивидуальности личности ребенка. Именно этот подход определяет положение ребенка в воспитательном процессе.

Личностный подход является ведущим в организации учебно-воспитательного процесса. В отличие от индивидуального подхода он требует знания структуры личности и ее элементов, их связи как между собой, так и целостной личностью. В связи с этим следует выделить идею личностного подхода, суть которой в том, что в школу приходят не просто ученики, а ученики-личности со своим миром чувств и переживаний. Это и следует в первую очередь учитывать воспитателю президентского кадетского училища в своей повседневной работе. Он должен знать и использовать такие приемы, в которых каждый кадет чувствует себя личностью, ощущает внимание воспитателя только к нему, он уважаем, никто не может его оскорбить.

Вместе с тем не только теория, но и современная практика доказывают, что личностный подход реализуется при наличии гуманной системы воспитания. Только коллектив педагогов-единомышленников способен связать воедино личность, личностные качества, личностное развитие и саморазвитие ребенка. Именно личность кадета и личность педагога – главное мерило наличия и развития воспитательной системы. Воспитатель имеет дело с целостной личностью ребёнка. Каждый интересен своей уникальностью, и личностно-ориентированное воспитание позволяет сберечь эту уникальность, вырастить личность, развить склонности и таланты, расширить возможности каждого "Я" и целью нашей работы является раскрытие этой личности. Воспитание, формирование личности ребёнка осуществляется нами каждый день в будничной жизни. Поэтому очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность кадета стала разнообразной, содержательной и строилась на основе самых высоких нравственных отношений. Радостным для него является сам процесс приобретения новых знаний, познания мира с трудностями, успехами и неудачами.

Ни с чем нельзя сравнить радость, которую доставляют общение с одноклассниками, приобретение друзей, коллективные дела, игры, совместные переживания. Каждый кадет – в чём-то не хуже других, а может быть, и превосходит в чём-то: кто-то хорошо уметь писать стихи, кто-то — танцевать, кто-то знает математику лучше других, кто-то — русский язык, а кто-то читает много книг. Надо только помочь ребёнку раскрыться. При этом важно отметить старания ребёнка и усилия, прилагаемые им для достижения хороших результатов в учении, труде, творчестве. Ведь, как показывает опыт, в каждом ребёнке есть задатки таланта, но если их не развивать, то ничего и не получится. Когда наш коллектив начал работать с кадетами, то мы ориентировались на личность каждого ребёнка, на его индивидуальность.

Известно, что обучение и воспитание взаимосвязаны. И личностно- ориентированное воспитание способствует успешному обучению, служит профилактикой стрессовых психических состояний у ребёнка в процессе обучения. Каждый кадет должен в чём-то самоутвердиться. На первых порах важно оценивать успехи кадета не в сравнении с успехами других, а оценивать достигнутые им результаты, сопоставляя его нынешние успехи с прошлыми, подчёркивая его развитие и продвижение. Для большинства детей успех — сильный стимул к дальнейшему совершенствованию. Выход за рамки привычного, стандартного всегда сопутствует творчеству. В начале каждого учебного года перед педагогическим коллективом стоят задачи по дальнейшей адаптации кадет к условиям жизни и обучения в кадетском училище, формированию и укреплению классного коллектива, раскрытию талантов кадет, выработке единой системы обоснованных, последовательных требований, совершенствованию норм взаимоотношений между одноклассниками и воспитателями.

За прошедший год педагоги и воспитатели училища выявляли, кто на что способен, чтобы в дальнейшем в процессе работы по возможности развивать способности детей, чтобы каждый из них чувствовал себя на своём месте. Кадеты нашего курса являются активными участниками и победителями проводимых мероприятий в училище, доказательством является наличие грамот, наград и кубков. Множество побед завоевано кадетами в олимпиадах по учебным предметам, по итогам конкурсов проектов и исследовательских работ. Дополнительным образованием во внеурочное время охвачено 100% кадет. Они посещают кружки и секции по интересам. Проводимые репетиции по подготовке мероприятий, которые организуются в классах, на курсе имеют большое значение в воспитании кадет, так как во время их проведения они общаются и незаметно для себя показывают то, на что они способны. Распределение ролей исходя из сил, способностей и желания каждого, происходит на глазах всего коллектива. На этих мероприятиях нет деления на способных и неспособных — роли доступны всем, а не только одарённым детям. Кадеты учатся писать стихи, рассказы, сказки и параллельно этому учатся быть хорошими людьми. Встречи, организованные с неординарными личностями, как поэты, актеры, музыканты, то есть творческими людьми, оказывает положительное влияние на воспитание кадет. Для учреждения образования нового типа, которое работает в режиме развития, такому как наше Севастопольское президентское кадетское училище, очень важно, чтобы все было направлено на развитие личности ребенка, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации. Таким образом, личностно-ориентированное обучение играет важную роль в системе образования.

Основные термины (генерируются автоматически): личностный подход, кадет, воспитание кадет, личностно-ориентированное воспитание, личностно-ориентированное образование, личностно-ориентированное обучение, личностно-ориентированный подход, личность, развитие, становление самосознания.


В последние годы личностно-ориентированный подод стремительно завоевывает образовательное пространство. Большинство педагогических коллективов страны осваивают теоретические основы и технологию использования данного подхода в учебно-воспитательном процессе. Многие педагоги считают его самой современной методологической ориентацией в педогогической деятельности.

Содержимое разработки

Использование личностно - ориентированного подхода в обучении и воспитании школьников

Принципы:
• Самоактуализации
• Индивидуальности
• Субъективности
• Выбора
• Творчества и успеха
• Доверия и поддержки.

Методы и приемы:
— диалогичность;
— деятельностно - творческий характер;
— направленность на поддержку индивидуального развития ребенка;
— представление учащемуся необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения и поведения.


-75%

Читайте также: