План конспект урока по обществоведению 10 класс общество как система

Обновлено: 30.06.2024

- Обратите внимание на эпиграф. Как вы понимаете смысл изречения Карнеги?

( Человек, в отличие от животного, живёт в сознательном коллективе, в обществе)

- Что такое общество в узком смысле?

- Что такое общество в широком смысле?

- Что такое общество в философском понимании?

Итак, мы рассмотрели общество как совокупность людей, связанных социальными отношениями. Есть ещё один важный аспект, который углубляет наши знания об обществе на социально-философском уровне — анализ общества как целостной системы.

- Что такое система?

Рассмотрим системное строение общества:

Работают по учебнику, составляя схемы;

( Работа с учебником, стр.102 — выписать сферы жизни общества и их функции).

Практическая работа:

распределить перечисленные ниже характеристики в столбцы таблицы по четырём сферам жизни общества.

Приложение №1

- Какова взаимосвязь и взаимообусловленность сфер общественной жизни? Каждая из сфер охватывает свой круг общественных отношений. Можно ли выделить одну из них — приоритетную. Этот вопрос до сих пор остаётся дискуссионным.

Рассмотрим различные подходы к этой проблеме:

1- й подход (Работа со слайдами)

Данный вариант отражает определяющую роль экономических отношений.

- Как вы думаете, какие аргументы в пользу решающего значения экономики приводятся?

( материальное производство, которое составляет ядро экономических отношений, удовлетворяет самые насущные, первичные потребности человека, без чего невозможна любая иная деятельность). Иначе говоря, прежде чем начать заниматься наукой, искусством, политикой и т.д., человек должен купить еду, одеться, построить дом. И всё это ему предстоит произвести.

2- й подход (Работа со слайдом):

Мысли человека, идеи, представления предшествуют его практическим действиям. Прежде чем совершить реальный поступок, человек ставит себе цель, выбирает лучший путь её достижения, прогнозирует важный результат. В глобальном масштабе крупным общественным переменам всегда предшествуют изменения в сознании людей, переход к иным духовным ценностям. Например, идеи века Просвещения подготовили социальный переворот, вошедший в историю как Великая Французская революция. Или распространение Протестантизма сыграло роль в утверждении новых капиталистических отношений.

3- й подход (Работа со слайдом):

Это наиболее компромиссный из приведённых подходов. Его приверженцы считают, что каждая из общественных сфер может стать определяющей в различные периоды исторического развития. Так, допустим, в период революции очень много зависит от того, какие политические силы придут к власти.

Каждая из этих наук рассматривает лишь определённую область общественной жизни.

Вывод: Общество и механизм его функционирования являются предметом дискуссий.


Класс разбивается на две группы примерно одинаковые по уровню знаний, умений и навыков.

Попутно выясняем задачи урока- повторить материалы § 2, уточнить и обобщить понятия, связанные с системным характером общества, выполнить практические задания по теме. В процессе этой работы учитель обозначает границы деятельности, советует, осуществляет стилистическую коррекцию.

Предлагается следующий вариант деятельности: работаем по пунктам плана урока- к пункту плана каждая группа готовит вопросы, оценивает ответы на них, корректирует, проверяет правильность выполнения практического задания, ставит баллы.

В процессе этой работы приходим к выводу : общество сложная динамическая система, которая состоит из подсистем или сфер, представляющих собой совокупность взаимодействующих социальных отношений, элементов, институтов.

Содержимое разработки

Цель урока: повторение базовых понятий, связанных с системным характером общества.

- личностные: способствовать формированию коммуникативных навыков обучающихся в рамках внутригрупповой кооперации и межгрупповой конкуренции;

- метапредметные: создать условия для развития умений, обеспечивающих организацию, анализ собственной учебной деятельности;

1.Понятие о системе. Системный характер общества.

2.Типы социальных отношений.

3 .Общественные элементы и социальные институты

Урок повторения и обобщения полученных знаний, умений и навыков.

Формы работы обучающихся: планирование, организация, контроль, регулирование, анализ и оценка собственной учебной деятельности.

Оборудование-учебник: Боголюбов Л.Н. Обществознание(базовый уровень). 10 класс.- М.: Просвещение, 2015.

Структура и ход урока

I. Организационный момент (2минуты)

II. Объявление направления деятельности-"общество как система"(5 минут).

Класс разбивается на две группы примерно одинаковые по уровню знаний , умений и навыков.

Попутно выясняем задачи урока- повторить материалы § 2, уточнить и обобщить понятия, связанные с системным характером общества, выполнить практические задания по теме. В процессе этой работы учитель обозначает границы деятельности, советует, осуществляет стилистическую коррекцию.

III.Планирование деятельности.(3минуты)

Предлагается следующий вариант деятельности: работаем по пунктам плана урока- к пункту плана каждая группа готовит вопросы, оценивает ответы на них, корректирует, проверяет правильность выполнения практического задания, ставит баллы.

IV. Деятельность по повторению и обобщению учебного материала.(25 минут)

Первый этап- работа с пунктом плана № 1" Понятие о системе. Системный характер общества".

2.Какие системы вам известны?

3.Каковы свойства открытых систем?

4.Почему общество называют динамической системой?

5.Какие подсистемы (сферы) общественной системы вам известны?

6.Как сферы общества связаны между собой?

Выполнение практического задания.

Задание №1. Исправьте ошибки:

Общество представляет собой динамическую систему, для которой характерно: изменчивость, эмоциональность, стабильность, развитие и саморазвитие, функционирование, доминирование.

Тип урока: урок-исследование.

I. Организационный момент

Представьте себе, что вы приехали в неизвестную вам страну и хотите побольше узнать о ней. Вам интересно познакомиться прежде всего с жизнью общества. Но общество - довольно сложное понятие.

- С чего следует начать? На что обратить внимание?

В этом вам помогут наши уроки.

1. Системное строение общества.

2. Сферы общественной жизни как подсистемы общества.

3. Изменчивость и стабильность.

II. Новый материал

Итак, мы рассматриваем общество как целостную систему.

Приведите пример какого-либо объекта реального мира, который можно рассмотреть как систему. (Часы. В живой природе примером может служить экосистема (океан, лес, воздух)).

Сложной открытой системой является общество. Наша задача проанализировать его с точки зрения системного подхода.

Для успешной работы разделимся на три творческие группы, каждая из групп будет выполнять свое задание, а затем предъявит результаты своей работы.

Вопросы и задания для группы 1

1. Назовите важнейшие элементы общества.

2. Дайте характеристику одному из компонентов общества - социальному институту.

3. Докажите, что семья является социальным институтом общества. Выделите основные критерии, по которым можно определить принадлежность к социальному институту.

Вопросы и задания для группы 2

1. Есть ли единство у исследователей относительно того, какие сферы общественной жизни следует выделить?

2. Дайте им характеристику, заполнив следующую схему:

Сферы общественной жизни

Деятельность людей и отношения между ними

3. Как соотносятся между собой сферы общественной жизни? Рассмотрите схемы и выскажите свое мнение относительно того, какая из них вам представляется наиболее верной. Определите наиболее значимую сферу общественной жизни. Свой выбор объясните.




Вопросы и задания для группы 3

1. Почему ученые относят общество к саморазвивающейся системе?

2. Приведите примеры из истории, подтверждающие данное утверждение.

3. Как сторонники идеи эволюционного развития общества доказывают процесс интенсивности и глубины изменений в обществе?

4. Согласны ли вы с их выводами?

5. Применим ли к развитию общества тезис о необратимости развития общества? Приведите примеры, подтверждающие ваш вывод.

6. Как на этот вопрос отвечали последователи марксизма?

7. В чем сущность их учения? Какую роль они отводили социальным революциям?

8. Согласны ли вы с их выводами? Почему?

9. Какую особенность закономерностей общественных изменений выделяют современные исследователи? Приведите подтверждения данных выводов.

10. Какие изменения охватывают общество?

11. Что, с вашей точки зрения, остается стабильным? Ответ аргументируйте.

- Каждая из групп исследовала свои вопросы, подведем итоги. Посмотрите на схему:

Оборудование: ноутбук, презентация, видеопроектор, экран, рабочие листы.

Тип урока: урок усвоения новых знаний обучающихся.

Вид урока: изучение нового материала.

Методы и формы обучения: словесные (объяснение), наглядные, практические (задания), фронтальная работа, самостоятельная работа, беседа по вопросам, индивидуальные задания.

Цели урока реализуются следующим образом:

Развитие логического мышления, памяти, внимания, развитие самостоятельности учащихся способствует через групповую работу, работу с текстом, выполнение заданий с пропусками слов.

Пробуждается интерес, любовь к предмету. Считаю, что эффективнее это получается тогда, когда используются игровые моменты, потому что игра для ребёнка естественная потребность. Во время игры дети действуют свободно, не боятся ошибки. Участие в игре снижает психологическое напряжение, испытываемое ребёнком в процессе учебной деятельности. С этой целью учащимся предложена игра “Эстафета”, которая также используется в качестве физкультминутки.

С помощью мультимедийного проектора демонстрирую слайды, созданные в пограмме Microsoft PowerPoint, что позволяет, во-первых, сэкономить время, во-вторых, увеличить яркость восприятия материала за счёт предлагаемых словесных, наглядных образов, в-третьих, внести элементы занимательности, оживить учебный процесс.

Соблюдаются структурные компоненты урока:

  1. Организационный момент, характеризирующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку;
  2. Устный опрос (повторение теоретического материала);
  3. Изучение нового материала (самостоятельная работа в группах);
  4. Закрепление изученного материала (решение практических заданий);
  5. Дано домашнее задание;
  6. Итоги урока подведены учащимися.

Приём подведения итогов урока, рефлексия способствуют развитию мыслительных операций, таких как умение систематизировать, обобщать изученное, анализировать и оценивать свою деятельность на уроке, поскольку на настоящий момент данными умениями владеют не все учащиеся класса.

Учебная работа на уроке разнообразна: групповая работа, работа с дидактическим материалом, индивидуальная работа. Чередуются различные виды деятельности учащихся.

Ход урока

1. Организационный момент

Здравствуйте! Чем же мы с вами сегодня будем заниматься? Сначала мы вместе восхитимся глубокими знаниями – для этого проведём маленький устный опрос. Потом попробуем ответить на вопрос: почему общество сложная динамичная система? Затем потренируем мозги – порешаем задачи. И, наконец, вытащим из тайников памяти кое-что ценное об обществе.

2. Постановка целей

Сейчас выполним первое наше задание.

Задание:

Что такое общество? (слайд 3)

(Общество в узком значении это:

  • этап исторического развития человечества(тип социальной системы);
  • страна, государство,(отдельный социальный организм);
  • Объединение людей по интересам и целям;
  • Группа людей, объединённых происхождением, положением, ценностями.

Общество (в широком значении ) – это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.)

3. Формирование новых знаний

Учитель: Общество – это не просто то, что мы определили, а это система – сложная и динамичная. (слайд 4)

Система – это целое, составленное из частей совокупность.

Что значит динамичная система? (ответы детей)

Вывод: Динамичная система– система допускающая различные изменения, развитие, возникновение новых, отмирание старых частей и связей между ними.

Учитель: Общество как сложная динаическая система включает в себя элементы и подсистемы, с чем предстоит познакомиться нашим группам и рассказать об этом нам.

2. Работа в группах. (Приложение 1)

1 группа– изучает особенности социальной системы и вносит данные в таблицу

Характерные черты общества как системы.

Ряд отличий Характеристика отличий
1-е отличие
2-е отличие
3-е отличие

2 группа – изучает социальные институты и вносит данные в таблицу

Развитие социальных институтов.

социальные институты Функции
Семейно-брачный
Экономический
Политический
Религиозный
Образования

3. Выступление групп с результатами работы.

Какой вывод мы можем сделать из всего того, что услышали?

Общесво как система имеет сложный характер, так как состоит из элементов и подсистем. Состоит из четырёх подсистем, которыми являются сферы общества. В свою очередь эти подсистемы имеют ещё свои элементы (слайды 5-9)

С чем можно сравнить общество? (с колесом, с деревом, с человком, часами)

4. Физкультминутка

Игра “Эстафета”

Из каждой команды по очереди выходят по одному человеку к доске и записывают слово или словосочетание, которые помогут раскрыть тему сегодняшнего урока, кто быстрее? Начали!

5. Закрепление изученного материала

Эти слова нам помогут в дальнейшей работе. Сейчас каждый из вас берёт рабочие листы (Приложение2) и начинаем выполнять задания, таким образом, мы с вами закрепим то, что сегодня изучили.

Задание1: Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. (слайд 10)

“Система – это целостная _________(А) элементов, которые тесно связаны друг с другом. Системы могут быть _________(Б) и сложными. Сложная система – это такая, элементы которой сами рассматриваются как __________(В).
По характеру ____________(Г) частей системы делятся на три основных типа. Первый тип – неорганизованная целостность, например простое скопление предметов, подобное стаду животных.
Второй тип системы – организованная целостность, например атом, молекула, _________(Д), Солнечная система, Галактика. В организованном целом составляющие его элементы находятся в относительно устойчивой и закономерной взаимосвязи.
Третий тип системы – органическая целостность, например организм живого существа, биологический вид, ______________(Е). Это высший тип системы. Её характерные особенности – саморазвитие и ____________(Ж) частей. Части органического целого вне целого теряют ряд своих значимых свойств и вообще не могут существовать в данном качестве.” (ответ 7241685)

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано один раз.

1) связь 4) система 7) совокупность
2) простые 5) самовоспроизведение 8) общество
3) динамизм 6) кристалл 9) прогрессивные

Теперь обменялись рабочими листами. Проверяем друг у друга. Ставим оценки.

1 ошибка – “5”
2 ошибки – “4”
3-4 ошибки – “3”
5 и больше ошибок – “2”

Задание 2: Заполните пропуски в схеме “Подсистемы общества”

Приведите примеры взаимовлияния различных подсистем общества.

Проверка и самооценивание.

Задание 4. Используя текст параграфа, заполните пропуски в таблице (слайд 11)

Социальные институты Функции
Биологическое воспроизводство и первичная социализация новых поколений
Образование
Удовлетворение потребности в вере, решении проблем смысла жизни
Эффективная организация производства благ, удовлетворяющих материальные потребности человека и общества
Государство

Задание 5. Прочитайте высказывание и выполните задания.

“В природе каждое явление – запутанный клубок, в обществе каждый человек – капешек в мозаичном узоре. И в мире физическом, и в мире духовном всё переплетено, нет ничего бемпримесного, ничего обособленного” (Н. Шамфор (1741-1794), французский писатель)

Как вы понимаете смысл высказывания?

– С помощью каких обществоведческих терминов можно раскрыть смысл поднятой писателем проблемы?

– Составьте план, на основе которых вы будете раскрывть проблему, поднятую автором высказывания.

– Приведите примеры, иллюстрирующие основные идеи нескольких пунктов плана.

Читайте также: