Конспект урока жизнь организмов в морях и океанах 5 класс пономарева

Обновлено: 06.07.2024

Автор: Соколова Светлана Юрьевна

Населенный пункт: Вологодская область, д. Слобода

Технологическая карта урока

Класс: 5

Предмет: Биология

Тема: Жизнь организмов в морях и океанах

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Цель: Дать образное представление о жителях морей и океанов, заинтересовать обучающихся в изучении разнообразия подводного мира, особенностей условий обитания и приспособления животных к ним.

Задачи:

Предметные: овладение представлениями о жителях морей и океанов, об их разнообразии, особенностях условий обитания и приспособлении животных к ним.

Метапредметные: решение проблемных задач, готовность к коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в классе, способность развития умений составлять таблицу, связный рассказ о животных по плану.

Личностные: понимание многообразия животного мира.

Критерии достижения цели урока:

  • владение умениями мыслительной деятельности;
  • готовность к совместной творческой деятельности и восприятие помощи в познавательной деятельности;
  • гуманность взаимных отношений в коллективе;

Условия обеспечения учебной деятельности:

- Авторская программа И.Н.Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А.Корнилова, А.Г.Драгомилов, Т.С. Сухова ( Биология 5-9 классы: программа-М.: Вентана-Граф, 2012г)

И.Н.Пономарёва, И.В.Николаев, О.А.Корнилова Биология 5 кл Методическое пособие М.: Вентана-Граф , 2013 г

Используемая технология: технология проблемного обучения, технология группового обучения.

Метод обучения работы: частично-поисковый (эвристический)

Материально-техническое обеспечение: проекционное оборудование, слайдовая презентация , маркеры, листы ватмана, клей, методический материал для работы в группе.

Учитель проверяет готовность к уроку, психологически настраивает на работу:

+ Здравствуйте, ребята. Поприветствуем друг друга. Поделимся теплом и улыбками друг с другом и со мной.+ Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Будем вместе мы читать,

Слушать, думать, размышлять,

Цель урока постигать.

Приветствуют друг друга улыбками и делятся теплом ладоней друг с другом и учителем.

Коммуникативные: умение выражать свои чувства.

Личностные:

умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

+ Что вы видите на слайде? Правильно, это вид Земли из космоса. Какой цвет преобладает? (синий, голубой) А почему? (обозначает водоемы на планете — океаны и моря)

Правильно, ведь большую часть нашей планеты, а именно 71% занимает вода. Все моря и океаны соединены в один Мировой океан. Он настолько велик, что его можно назвать – планета Океан.

Спят четыре океана

Солона у них водица,

Не удастся ей напиться.

Тихий океан к востоку,

Самый сильный и большой.

Атлантический на Запад

С голубой бежит волной.

Океан Индийский к Югу

Занимает синий угол.

А для Северных сторон

Ледовитый шлёт поклон. (М.Погарский)

+ Посмотрите на следующий слайд и скажите, для чего нужны эти объекты. Как они используются?

+ Кто готов назвать тему нашего урока?

+ Сформулируйте цель нашего урока.

+ Какие знания, получение на прошлых уроках нам помогут? (приспособленность, среды жизни, экологические факторы и др.)

На прошлом уроке мы с вами познакомились с разными природными зонами Земли и их обитателями. Проверим ваши знания. Четыре человека на компьютере выполняют интерактивное задание. Остальные отвечают устно. Внимание на экран. Задание : назвать животное и его природную зону (презентация "Проверка знаний") - опрос индивидуальный - за правильный ответ вручать ракушку

3. Изучение нового материала

- Ребята, как вы думаете, почему я вам раздала такие необычные предметы? (ответ учащихся)

- Совершенно верно.

Тема нашего урока "Жизнь в морях и океанах" (слайд 1). И мы с вами отправляемся на виртуальную прогулку к морю. Давайте подумаем,с какой целью вы будете совершать эту прогулку, что вы хотите узнать. Зачем надо изучать жизнь в морях и океанах? (спросить несколько человек)

Вы совершенно правы. (слайд 2) Ваши цели совпадают с моими.

Земная жизнь зародилась в воде. Все что сейчас ползает, бегает и растет на земле, все, что летает над землей и все что роется под землей - все когда-то вышло из моря. Значит и мы люди, тоже начинались в море. (слайд 3)

Наше тело до сих пор наполовину состоит из воды, наши руки и ноги - это бывшие грудные и брюшные плавники рыб. Наши легкие образовались из рыбьего плавательного пузыря. Наше сердце гонит по жилам кровь (КАКУЮ НА ВКУС) соленную, как морская вода, а удары нашего пульса так же ритмичны, как приливы и отливы моря. (ГЛОБУС)

Море, а точнее Мировой океан покрывает 2/3 земного шара, содержит 97% всей воды на Земле. Для миллионов удивительных существ море - родной дом. Дом не простой- многоэтажный. (слайд 4) Давайте пройдем с вами по этажам этого дома и познакомимся с его обитателями, решим их основные, жизненные проблемы.

Для жизни должны быть определенные условия. Какие? (свет, пища, кислород) (слайд 5) Назвать,. (слайд 6)

Вы знаете, что пищей для многих животных являются растения, эти же растения производят в воде кислород. Какие это растения? Правильно, водоросли. (слайд 7,8)

Питаются водорослями животные, живущие на разной глубине (слайд 9)

Наше путешествие начинается с верхнего этажа, (Слайд 10) здесь живут организмы, образующие сообщество поверхности воды. Вот плывет странное существо, синее с красным парусом - Португальский военный кораблик (в старину португальцы ярко окрашивали свои боевые корабли). Это близкий родственник медуз. В воду уходят щупальца с помощью, которых он ловит себе еду: маленьких рачков и рыбок.

Проблема № 1. Как удерживается на поверхности воды и не тонет Португальский кораблик? (Имеет большой легкий воздушный пузырь, а сверху есть большой гребень, который служит парусом). Здесь у самой поверхности светло и тепло. (Посмотрите в учебник на стр. 137)

По поверхности океана плывет и родственник Португальского военного кораблика - Парусник. Тело его плоское, как плот, на нем возвышается треугольный парус. Это хищник, который добывает себе пищу с помощью щупалец. А на палубе этого корабля можно увидеть матросов маленьких Крабиков. Захотят они есть спустятся вниз к днищу живого корабля и выхватят из его щупалец пойманных рыбок, рачков

Следующий этаж - сообщество толщи воды. (слайд 11) Этот этаж полон света.

Проблема № 2. Как удерживается в толще воды, и передвигаться в ней? Здесь в толще воды живет Планктон и свободно активно-плавающие организмы.

Планктон - множество живых существ (водоросли, рачки, лучевики) свободно парящие в толще воды, а для этого они должны иметь приспособления. Какие? (Выросты, щетинки, чтобы вода активно поддерживала их. )

Какие приспособления для жизни в воде имеют активно плавающие животные? (по щелчку открывать слайд 11)

Стройные обтекаемые формы (сельди, тунцы, акулы, киты, дельфины).

Плавают с помощью плавников. Хвостовой плавник толкает рыбу вперед. Спинной плавник, словно лодочный киль не дает опрокинуться на бок. Боковые плавники рули поворотов, поднятия и погружения.

У каких рыб из воды выступают косые, зловещие плавники? (слайд 12)

Стремительно носятся свирепые хищники моря Акулы. Но и они бывают разные: есть среди них и гиганты (20 метров) и карлики до 15 см. Самые огромные безобидные - Тигровая и Гигантская акулы. Питаются планктоном и мелкой рыбой. Акулы представляются нам зоркими, но они подслеповатые, для них главное не зрение, а обоняние. Акула чует лучше, чем гончая собака.

Белая акула до 6 метров - людоед. Охотится по ночам на кальмаров (слайд 13) и своих мелких сородичей. На челюстях акулы множество зубов, если они выпадают, за 8 дней вырастают новые "страшные улыбки". Темные, круглые, завораживающиеся глаза акулы мгновенно распознают свою добычу. Акула испытывает постоянный голод, она вечно в движении, если акула перестанет двигаться, она утонет (нет плавательного пузыря). В толще воды живут и морские черепахи, и киты, и дельфины и многие другие животные. (слайд 14)

А еще, какие приспособления имеют обитатели толщи воды? Например, кит и кальмар.

И у великана кита и у крошки планктонной водоросли - у всех морских пловцов есть жир, это хорошее подспорье, ведь жир легче воды. Есть и другие приспособления, например у кальмара, осьминога, каракатицы.

Сокращает мышцы, кальмар выпускает струю воды и отброшенный толчком, сам плывет в противоположную сторону. Выходит, что под водой есть своего рода реактивные двигатели.

Следующий этаж - сообщество донных обитателей. (слайд 15)

Очень богато видами донное сообщество. Здесь на более низких этажах живут многочисленные моллюски с красивыми раковинами, морские звезды, ежи, скаты, креветки, осьминоги, удильщики, камбалы. Вот уж кто умеет и любит прятаться, и для того, чтобы защищаться и для того, чтобы нападать.

Проблема № 3. Как передвигаться по дну и защищаться от врагов? (по щелчку открывать слайд 15)

(слайд 16) Вот на дне шевелится кучка песка, под ним флажок, покачивается. Подплыла к веточке рыбка, коснулась губами, песок в миг разлетелся в стороны, распахнулся огромный рот, как в песок и провалилась в него рыбка. Это Удильщик охотится.

Как приспособились к обитанию на дне скаты, камбалы, удильщики? (Уплощенная форма тела, окраска под цвет дна, умение маскироваться)

Как-то на дно аквариума опустили шахматную доску и пустили туда камбалу, через некоторое время она исчезла. Оказалось, что она раскрасилась в светлые и темные квадратики, под шахматную доску.

На дне также обитают Иглокожие (слайд 17)

Сообщество кораллового рифа. (слайд 18)

Но еще более разнообразны живые существа в сообществе кораллового рифа. Это сообщество по богатству форм не уступает тропическому лесу. Они напоминают роскошные сказочные сады, населенные причудливыми обитателями. Коралловые рифы расположены на мелководье здесь много тепла, света, пищи. Коралловый риф гостеприимное место для многих рыб.

Сообщество глубоководных организмов. (слайд 19)

А вот какие проблемы решает сообщество глубоководные организмы? Растений здесь нет, зато живут причудливые организмы.

Проблема № 4. Как ориентироваться в темноте?Как приманивают добычу, спасаются от врагов глубоководные рыбы? (открыть на слайде)

Устали гулять, давайте искупаемся.

- А сейчас объявляется физкультминутка. (встали,потянулись,оглянулись и поплыли) Садитесь.

4. Самостоятельная работа учащихся. (закрепление изученного)

- Работаем в группах. 4 группы. Задания группам:

1. Практическая работа "Рассматривание коллекции морских обитателей"

2. Просмотр видеосюжета.

3. Заполнение таблицы. (РАЗДАТЬ РАКУШКИ)

Какая группа первой выполняет всю практическую работу, та первой заполняет строчку в таблице на интерактивной доске. После заполнения проходите к компьютеру и выполняете тест -Заполняем таблицу на интерактивной доске (слайд 21) Группа 1 и 2- у доски, группа 3 и 4 - тесты на компьютере (меняются )

5. Диагностика прочности знаний, полученных на уроке.

- Итак, что мы сегодня изучали? Что узнали нового? Достигли мы целей урока. Чему научились? (спросить каждого) Какие вопросы возникли у вас, что не ясно?

6. Дом. задание. (слайд)

7. РЕФЛЕКСИЯ (С каким настроением уходишь с урока) МОРДОЧКи Но самая важная проблема океанов и морей - это экологическая проблема и решать ее уже не обитателям "нашего многоэтажного дома", а нам - людям.

Нельзя допустить, чтобы исчезли прекрасные разноцветные рыбы, огромные киты, причудливые осьминоги, веселые дельфины - удивительные существа, о которых мы говорили на нашем уроке.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема урока: Жизнь организмов в морях и океанах. 5 класс

Форма урока : Урок открытия нового знания. На уроке используются технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала и информационно – коммуникационная технология.

Цель урока : Сформирование представления о разнообразии организмов в морях и океанах, особенностей условий обитания и приспособления животных к ним.

Предметные: овладение представлениями о жителях морей и океанов, об их разнообразии, особенностях условий обитания и приспособлении животных к ним.

Метапредметные: решение проблемных задач, готовность к коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в классе, способность развития умений составлять таблицу, связный рассказ о животных по плану.

Личностные: понимание многообразия животного мира.

Оборудование: таблица, изображение обитателей морей и океанов, мультимедийное оборудование, презентация, фломастеры или цветные карандаши.

Межпредметные связи: География, экология, ИЗО, литература.

Методы обучения и формы работы:

Приветствие. Готовность к уроку. Эмоциональный настрой.

Проверка домашнего задания. Мотивация.

Какую тему мы изучали на прошлом уроке?

Вашу готовность мы проверим с помощью устного опроса.

Беседа по вопросам

1. Перечислите природные зоны.

2. От чего зависит распространение природных зон.

3. Какое природное сообщество самое бедное?

4. Почему влажный тропический лес самое богатое сообщество?

Актуализация субъективного опыта.

Вот если бы наблюдать за планетой из космоса, то как можно было её назвать? (Океания). Как вы думаете, почему? (Большую часть нашей планеты, а именно 71% занимает вода. Все моря и океаны соединены в один Мировой океан.)

А вы знаете сколько у нас на планете океанов и их названия?

1. Состоит он из морей

Ну, давай, ответь скорей

Это – не воды стакан,

А огромный ………….. океан

2. Без конца и края Лужа
Не страшна ей злая стужа.
В Луже ходят корабли,
Далеко им до земли море

3. И долга и коротка,

А один одному не верит;

Всяк сам по себе мерит. жизнь

Кто из вас догадался, что нам предстоит сегодня изучить? С чем познакомиться? (Океаны).

Моря и океаны изучает наука география, а биология это наука о живом, значит, сегодня речь пойдет? ( О живых организмах, обитающих в морях и океанах).

Как вы думаете, как можно сформулировать цели урока? Что вы бы хотели узнать?

(Познакомиться с жителями морей и океанов, с особенностями условий обитания и приспособления животных к ним).

Восприятие и осмысление учащимися нового материала.

Учитель биологии: Много интересного, необычного и загадочного таит в себе прекрасный мир живой природы. И все они разные: и огромные и микроскопические, и мохнатые и перьями покрытые, хищные – кровожадные и безобидные – растительноядные, неподвижные и стремительно – быстрые. Ребята, этот мир так разнообразен, что за один урок трудно все изучить. Сегодня мы продолжим знакомство с живыми организмами, обитающими в морях и океанах, а в старших классах более подробно будете изучать строение, значение и жизнь организмов нашей планеты.

Морские обитатели мелководий . Представьте, что вы отправляетесь в путешествие на морском научно-исследовательском корабле. На борту корабля находятся учёные, которые будут исследовать жизнь морских существ, составлять карту морского дна, измерять скорость морских течений, температуру и солёность воды на разной глубине и выполнять ещё много важных работ.

Корабль отходит от причала, и вы замечаете обитателей мелководья. На больших камнях видны многочисленные раковинные моллюски — мидии (рис. 87). Они прикрепляются к поверхности камней с помощью особых клейких нитей, поэтому волны прибоя не могут сорвать их с места. Другие моллюски, например устрицы, а также водоросли тоже прочно прирастают к камням. Мидии, устрицы, водоросли — это прикреплённые организмы.

Чуть дальше от берега на песчаном дне видны маленькие холмики. На вершине такого холмика видны круглые отверстия, ведущие в норку. Здесь живёт морской червь пескожил. Он питается так же, как дождевой червь на суше, — заглатывает грунт, в котором живёт, и переваривает всё съедобное, что там окажется.

Вот что-то пошевелилось у самого дна: это рыба — скат. У ската тело плоское и окрашено под цвет грунта, поэтому когда он неподвижно лежит на дне, то почти незаметен. Так же могут прятаться и другие морские жители, например камбала.

Жизнь на морском дне даёт ряд преимуществ его обитателям. Здесь легко можно спрятаться — закопаться в ил и песок, затаиться среди камней или среди водорослей (рис. 88). На мелководье не могут проникнуть крупные хищные рыбы (акулы). Но здесь есть другие опасности — прибойная волна, приливы и отливы, морские птицы.

Обитатели открытой воды . Корабль вышел в открытое море. Вдалеке показалась стая дельфинов. В толще воды можно заметить рыб. Среди самых быстроходных — акулы и тунцы (рис. 89). Это свободноплавающие организмы. В открытой воде негде спрятаться. Лишь быстрота плавания даёт преимущество в выживании. Поэтому обитатели открытого моря имеют обтекаемое тело и мощные мышцы, позволяющие развивать большую скорость.

Жизнь в глубине моря . На корабле готовят к погружению глубоководный аппарат — батискаф. В батискафе можно спуститься на глубину более километра. Здесь совершенно темно: солнечный свет не проходит через толщу воды, и водоросли здесь не растут — на глубинах более 15О м света для фотосинтеза недостаточно. Например, здесь обитают рыбы, которые всю жизнь проводят на большой глубине и никогда не поднимаются на поверхность. Таковы удильщики (рис. 91). Их тело покрыто тёмной кожей. Большой рот вооружён мощными зубами. Эти рыбы могут проглотить добычу, превосходящую их по размерам. На

Как и обитатели других зон моря, глубоководные рыбы отлично приспособлены к своим условиям обитания.

1. В океане можно выделить следующие зоны: мелководье, открытая вода, глубоководная зона

2. Используя текст и рисунки учебника на стр. 99-103. заполните таблицу.

Зоны морей и океанов.

В океане можно выделить несколько зон, отличающихся по условиям и составу обитателей, — это мелководья, открытая вода и глубоководная зона. Все организмы приспособлены к тем условиям среды, в которых обитают.

Первичная проверка понимания.

Проверка выполненной работы.

Первичное закрепление.

1. Что называется планктоном?

2. Каким образом приспособлены к жизни обитатели поверхности воды?

3. Приведите примеры обитателей дна?

4. В какой зоне наблюдается наибольшее биологическое разнообразие.

И настало время оценить наш урок. (Слайд). Если вы считаете, что усвоили весь материал урока и приняли активное участие в работе, то нарисуйте рыбку - красным цветом. Если вам нужно еще повторить или прочитать – синим, если вы плохо поняли – желтым. Какого цвета у вас рыбки?

Закончить сегодняшний урок мне бы хотелось строками из стихотворения Пушкина А.С.:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: познакомить учащихся с разнообразием животных морей и океанов и их способностью к жизни в различных условиях.

  • учить устанавливать причинно – следственную связь между внешним видом и средой обитания морских животных;
  • развивать целенаправленное внимание при восприятии нового материала; умение группировать морских животных при выполнении самостоятельной работы;
  • воспитывать самостоятельность и самоконтроль при выполнении письменной работы.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, ноутбук.

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня на уроке мы узнаем много нового и интересного. К концу урока я попрошу каждого из вас оценить свою работу.

II. Актуализация знаний учащихся.

- Ребята, предлагаю вам отгадать несколько загадок, которые подскажут тему сегодняшнего урока.

1. Вроде рыба, вроде нет –

Шлёт фонтаном всем привет.

На волнах весь день лежит

Чудо – юдо, рыба – кит.

2. У родителей и деток

Вся одежда из монеток (рыба)

- Ребята, про кого эти загадки? Правильно – про животных.

- А где эти животные обитают?

- Верно– эти животные обитают в морях и океанах.

- Каких ещё обитателей морских глубин вы знаете?

- Каких размеров бывают эти животные?

- В каких слоях воды они обитают?

- Чем питаются морские животные?

- Ответы на эти вопросы мы получим к концу урока.

III. Изучение нового материала.

- Подумайте и назовите тему нашего урока.

- Давайте её запишем в тетрадях: Животные морей и океанов. (слайд 1)

- Сегодня на уроке мы познакомимся с разнообразием животных морей и океанов и их способностью к жизни в различных условиях. Будем учиться устанавливать причинно – следственную связь между внешним видом и глубиной обитания морских животных; распределять их на группы; отвечать на вопросы полными правильными ответами.

- Почему в верхних слоях воды сосредоточено большинство морских обитателей?

- Весь Мировой океан населён большим разнообразием живых существ. Размеры этих существ от самых мелких, которые невидимы человеку, до гиганта океана кита – весит он как 25 слонов (слайд 2).

Большинство морских обитателей сосредоточено вблизи берега и в верхних слоях воды, но и в его глубинах можно встретить разных животных. Воды тёплых морей заселены большим разнообразием, но и холодные моря населены многими животными и растениями. Каждый обитатель океана занимает в нём особое место и выполняет свою роль в природном сообществе.

Основу жизни многих обитателей морей составляют мельчайшие существа, обитающие в поверхностной толще океанских вод. К ним относят водоросли, простейших животных, мелких рачков, дафний, медуз, червей, мальков рыб. Они малоподвижны, поэтому переносятся морскими течениями и ветром. Для их развития необходимы тепло и солнечный свет. Они быстро размножаются и поэтому количество их огромно. Они являются главным источником питания разных животных – от небольших креветок до огромных китов.

- Почему в верхних слоях воды сосредоточено большинство морских обитателей?

- Правильно, потому что здесь вода тёплая и много солнечного света, а это необходимо для быстрого развития мельчайших существ, которые являются основным источником питания большинства животных.

- Почему Мировой океан называют царством рыб? (слайд 3) На этот вопрос вы ответите, прослушав Сашу – стр. 138.

Мировой океан можно назвать царством рыб. Они живут практически всюду, но большинство их держится в верхних слоях воды. Здесь больше всего корма, состоящего из мельчайших животных и растений. Рыбы, обитающие у поверхности, обычно имеют серебристую окраску тела и обтекаемую форму, помогающую им быстро передвигаться в воде как, например, океаническая сельдь. Некоторые из них, например, летучие рыбы, на большой скорости выскакивают из воды и пролетают над нею несколько сотен метров. Они имеют развитые плавники, похожие на крылья птиц.

- Почему Мировой океан называют царством рыб? (слайд 4)

- Почему глубинные рыбы имеют уплощённую форму тела? (читает Даша – 139)

Глубинные рыбы менее подвижны и имеют особый облик. Они приспособлены к жизни в условиях постоянного мрака, холода и огромного давления водных масс. Многие из них имеют уплощённую форму тела, например, скат манта, светящиеся органы и огромные глаза. Некоторые рыбы совсем слепые. Особенно поражает величина пасти и количество зубов у глубоководных хищных рыб. Широко раздвинув челюсти, они набрасываются на жертву большего размера, чем они сами.

- Почему глубинные рыбы имеют уплощённую форму тела? (слайд 5,показ иллюстраций из книг)

Среди обитателей Мирового океана особую группу составляют животные, попавшие сюда сравнительно недавно. Это киты, дельфины, тюлени, моржи. Их предки обитали на суше. Попав в водную среду, они приобрели признаки, обеспечивающие им быстрое передвижение в воде – обтекаемую форму тела и конечности, напоминающие плавники рыб. Но по – прежнему они дышат с помощью лёгких и выкармливают своё потомство молоком.

Рыбы, креветки, крабы и многие другие животные Мирового океана издавна являются важным объектом промысла, так как составляют существенную часть нашей пищи. Морские млекопитающие служат источником ценного меха, мяса и жира. Однако в последнее столетие их количество заметно сократилось. Поэтому многие обитатели океана сейчас находятся под угрозой исчезновения и требуют особой охраны.

Опережающее задание - морская черепаха – Алексей С. (слайд 6)

Рыбки плавали, ныряли,

В чистой светленькой воде.

То сойдутся – разойдутся,

То зароются в песке.

IV. Закрепление изученного материала.

- назовите жителей морей и океанов, которых вы запомнили? (называют)

- назовите обитателей морского дна; верхних слоёв.

- почему большее количество корма, состоящего из мельчайших животных и растений, находится в верхнем слое воды? (тепло и солнечный свет).

- почему в верхних слоях воды обитает больше всего животных?

3. Самостоятельная работа в тетрадях: записать названия морских обитателей:

I группа – записать в первый столбик названия животных, обитающих на дне, а во второй столбик – в верхних слоях воды;

II группа – заполнить таблицу;

III группа – записать в тетрадь названия 5- 6 обитателей морей и океанов.

V. Дополнительный материал: визуальное и тактильное знакомство с морским песком, ракушками и кораллом.

VI. Заключительный этап:

  1. Домашнее задание:
  2. группа – страницы 138 – 139, читать, ответить на 1 и 2 вопросы;
  3. группа – страница 140, читать, ответить на 3 вопрос;
  4. группа – страницы 138 – 139 (прочитать о рыбах),
  5. Итог урока: назовите тему сегодняшнего урока.

- Каких обитателей морских глубин вы знаете?

- Каких размеров бывают эти животные?

- В каких слоях воды они обитают?

- Чем питаются морские животные?

- Что особенно понравилось на уроке?

- Какой материал вызвал затруднения?

- Как вы оцениваете свою работу на уроке? Поднимите руку те, кто оценивает свою работу на оценку 5; 4.

Комментирование оценок, выставление их в дневник.

- Урок окончен, спасибо за работу на уроке.

Тема урока. Животные морей и океанов.

Цель: познакомить учащихся с разнообразием животных морей и океанов и их способностью к жизни в различных условиях.

учить устанавливать причинно – следственную связь между внешним видом и средой обитания морских животных;

развивать целенаправленное внимание при восприятии нового материала; умение группировать морских животных при выполнении самостоятельной работы;

воспитывать самостоятельность и самоконтроль при выполнении письменной работы.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, ноутбук.

Словарь: животные

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня на уроке мы узнаем много нового и интересного. К концу урока я попрошу каждого из вас оценить свою работу.

II. Актуализация знаний учащихся.

- Ребята, предлагаю вам отгадать несколько загадок, которые подскажут тему сегодняшнего урока.

1. Вроде рыба, вроде нет –

Шлёт фонтаном всем привет.

На волнах весь день лежит

Чудо – юдо, рыба – кит.

2. У родителей и деток

Вся одежда из монеток (рыба)

- Ребята, про кого эти загадки? Правильно – про животных.

- А где эти животные обитают?

- Верно– эти животные обитают в морях и океанах.

- Каких ещё обитателей морских глубин вы знаете?

- Каких размеров бывают эти животные?

- В каких слоях воды они обитают?

- Чем питаются морские животные?

- Ответы на эти вопросы мы получим к концу урока.

III. Изучение нового материала.

- Подумайте и назовите тему нашего урока.

- Давайте её запишем в тетрадях: Животные морей и океанов. (слайд 1)

- Сегодня на уроке мы познакомимся с разнообразием животных морей и океанов и их способностью к жизни в различных условиях. Будем учиться устанавливать причинно – следственную связь между внешним видом и глубиной обитания морских животных; распределять их на группы; отвечать на вопросы полными правильными ответами.

- Почему в верхних слоях воды сосредоточено большинство морских обитателей?

- Весь Мировой океан населён большим разнообразием живых существ. Размеры этих существ от самых мелких, которые невидимы человеку, до гиганта океана кита – весит он как 25 слонов (слайд 2).

Большинство морских обитателей сосредоточено вблизи берега и в верхних слоях воды, но и в его глубинах можно встретить разных животных. Воды тёплых морей заселены большим разнообразием, но и холодные моря населены многими животными и растениями. Каждый обитатель океана занимает в нём особое место и выполняет свою роль в природном сообществе.

Основу жизни многих обитателей морей составляют мельчайшие существа, обитающие в поверхностной толще океанских вод. К ним относят водоросли, простейших животных, мелких рачков, дафний, медуз, червей, мальков рыб. Они малоподвижны, поэтому переносятся морскими течениями и ветром. Для их развития необходимы тепло и солнечный свет. Они быстро размножаются и поэтому количество их огромно. Они являются главным источником питания разных животных – от небольших креветок до огромных китов.

- Почему в верхних слоях воды сосредоточено большинство морских обитателей?

- Правильно, потому что здесь вода тёплая и много солнечного света, а это необходимо для быстрого развития мельчайших существ, которые являются основным источником питания большинства животных.

- Почему Мировой океан называют царством рыб? (слайд 3) На этот вопрос вы ответите, прослушав Сашу – стр. 138.

Мировой океан можно назвать царством рыб. Они живут практически всюду, но большинство их держится в верхних слоях воды. Здесь больше всего корма, состоящего из мельчайших животных и растений. Рыбы, обитающие у поверхности, обычно имеют серебристую окраску тела и обтекаемую форму, помогающую им быстро передвигаться в воде как, например, океаническая сельдь. Некоторые из них, например, летучие рыбы, на большой скорости выскакивают из воды и пролетают над нею несколько сотен метров. Они имеют развитые плавники, похожие на крылья птиц.

- Почему Мировой океан называют царством рыб? (слайд 4)

- Почему глубинные рыбы имеют уплощённую форму тела? (читает Даша – 139)

Глубинные рыбы менее подвижны и имеют особый облик. Они приспособлены к жизни в условиях постоянного мрака, холода и огромного давления водных масс. Многие из них имеют уплощённую форму тела, например, скат манта, светящиеся органы и огромные глаза. Некоторые рыбы совсем слепые. Особенно поражает величина пасти и количество зубов у глубоководных хищных рыб. Широко раздвинув челюсти, они набрасываются на жертву большего размера, чем они сами.

- Почему глубинные рыбы имеют уплощённую форму тела? (слайд 5,показ иллюстраций из книг)

Среди обитателей Мирового океана особую группу составляют животные, попавшие сюда сравнительно недавно. Это киты, дельфины, тюлени, моржи. Их предки обитали на суше. Попав в водную среду, они приобрели признаки, обеспечивающие им быстрое передвижение в воде – обтекаемую форму тела и конечности, напоминающие плавники рыб. Но по – прежнему они дышат с помощью лёгких и выкармливают своё потомство молоком.

Рыбы, креветки, крабы и многие другие животные Мирового океана издавна являются важным объектом промысла, так как составляют существенную часть нашей пищи. Морские млекопитающие служат источником ценного меха, мяса и жира. Однако в последнее столетие их количество заметно сократилось. Поэтому многие обитатели океана сейчас находятся под угрозой исчезновения и требуют особой охраны.

Опережающее задание - морская черепаха – Алексей С. (слайд 6)

Динамическая пауза.

Рыбки плавали, ныряли,

В чистой светленькой воде.

То сойдутся – разойдутся,

То зароются в песке.

IV. Закрепление изученного материала.

Первичное закрепление изученного материала:

- назовите жителей морей и океанов, которых вы запомнили? (называют)

- назовите обитателей морского дна; верхних слоёв.

- почему большее количество корма, состоящего из мельчайших животных и растений, находится в верхнем слое воды? (тепло и солнечный свет).

- почему в верхних слоях воды обитает больше всего животных?

3. Самостоятельная работа в тетрадях: записать названия морских обитателей:

I группа – записать в первый столбик названия животных, обитающих на дне, а во второй столбик – в верхних слоях воды;

II группа – заполнить таблицу;

III группа – записать в тетрадь названия 5- 6 обитателей морей и океанов.

V. Дополнительный материал: визуальное и тактильное знакомство с морским песком, ракушками и кораллом.

VI. Заключительный этап:

I группа – страницы 138 – 139, читать, ответить на 1 и 2 вопросы;

II группа – страница 140, читать, ответить на 3 вопрос;

III группа – страницы 138 – 139 (прочитать о рыбах),

Итог урока: назовите тему сегодняшнего урока.

- Каких обитателей морских глубин вы знаете?

- Каких размеров бывают эти животные?

- В каких слоях воды они обитают?

- Чем питаются морские животные?

- Что особенно понравилось на уроке?

- Какой материал вызвал затруднения?

- Как вы оцениваете свою работу на уроке? Поднимите руку те, кто оценивает свою работу на оценку 5; 4.

Читайте также: