Электрический заряд 8 класс конспект

Обновлено: 03.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Образовательная :

Познакомить с первоначальными представлениями об электрическом заряде, о взаимодействии заряженных тел, с физической природой процесса электризации тел.

Установить с помощью эксперимента два вида электрических зарядов на макроскопических телах и усвоить законы их взаимодействия.

Воспитательная :

Продолжить формирование умения работать в парах и в коллективе.

Способствовать развитию любознательности и творческих способностей.

Развивающая :

Научиться распознавать электрические явления в природе и технике.

Познакомить с краткими историческими сведениями изучения электрических явлений.

Продолжить формирование умений сравнивать, анализировать, делать выводы.

Способствовать формированию целостной картины мира.

развивать исследовательские и творческие навыки;

создать условия для повышения интереса к изучаемому материалу;

помочь учащимся осмыслить практическую значимость, полезность приобретаемых знаний и умений.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемые учебники и учебные пособия:

Учебник физики 8 класс А.В.Перышкин

Используемая методическая литература:

Учебник физики 8 класс А.В.Перышкин

Используемое оборудование: электрофорная машина, стеклянная и эбонитовая палочки, два султанчика, большая деревянная линейка, линейка из оргстекла, мех и щелк, полиэтилен, бумага, лампа на подставке, воздушные шары, цветок, металлические полые гильзы на штативах

Для эксперимента учеников : две полоски полиэтилена, бумага, кусочки пенополиэтилена на нитях, электроскопы (по одному на каждую парту)

Приступим к изучению нового материала. Тему урока не объявляю, хочу, чтобы вы догадались сами. У нас сегодня необычный урок. Он будет очень насыщенным: будет много экспериментов, поэтому необходимо максимально продуктивно использовать наше время. Прошу вас быть внимательными.

Урок начнем с легенды (заранее подготовленный ученик выступает с легендой о Фалесе Милетском, на экране слайд).

Ученик. Существует легенда о том, что давным-давно в Древней Греции жил философ Фалес Милетский. Дочь Фалеса пряла шерсть янтарным веретеном. Как то, уронив веретено в воду, девушка стала обтирать его краем своего шерстяного хитона и заметила, что к веретену пристало несколько шерстинок. Думая, что они прилипли к веретену, потому что оно все еще влажно, она принялась вытирать его еще сильнее. И что же? Шерстинок налипало еще больше, чем сильнее вытиралось веретено. Девушка обратилась за разъяснениями этого явления к отцу. Фалес понял, причина в веществе, из которого сделано веретено. Поэтому, как только к пристани города причалил корабль финикийских купцов, он накупил различных янтарных изделий и убедился, что все изделия, будучи натерты шерстяной материей, притягивают легкие предметы.

Учитель. Как вы думаете, только ли янтарные изделия, натертые о шерсть, приобретают способность притягивать другие предметы? Проведем простой эксперимент.

Фронтальный эксперимент 1

У вас на столах листки бумаги. Потрите ручку о листок и поднесите к уголку вашей тетради. Что наблюдаете? Сделайте вывод.

Учитель. Продолжим опыты

Опыт 1: Наэлектризованная эбонитовая палочка подносится к деревянной линейке. (Линейка, лампа, вкрученная в патрон на подставке, эбонитовая палочка, потертая о мех)

Результат: Линейка начинает вращаться.

Опыт 2: Наэлектризованная стеклянн ая палочка ( или плексигласовая линейка, потертая о бумагу или шелк) подносится к живому комнатному цветку.

Результат : Листочки отклоняются к палочке.

Электрический заряд

физическая величина, характеризующая свойство заряженных тел взаимодействовать друг с другом

обозначается буквой q ;

[ q ] = [Кл] (Кулон)

Как выдумаете, только ли твердые тела (линейку, ручку, палочку) можно наэлектризовать? (учащиеся делают предположения)

Опыт 3: Пластмассовая бутылка с отверстием и подкрашенной жидкостью

Результат : Струйка отклоняется к палочке. Вывод: жидкость электризуется

Опыт 4. Проскакивание искры в электрофорной машине

Вывод: газы электризуются
Что мы наблюдали в процессе опытов? (После обсуждения опытов, делаем выводы о том, что вещество может быть наэлектризовано в любом из трех агрегатных состояний ).

Опыт 5 . Приблизим эбонитовую палочку, натертую о шерсть, к металлической гильзе. Что наблюдаем? (гильза притягивается)

Приблизим стеклянную палочку, натертую о бумагу, к металлической гильзе. Что наблюдаем? (гильза снова притягивается). Получается, что электризация-это всегда притяжение? Чтобы получить ответ на этот вопрос, проведем фронтальный эксперимент (на партах вес для проведения фронтального эксперимента 2 или 3)

Фронтальный эксперимент 2 (работа в парах, на работу 3 минуты)

Один ученик держит за нити кусочки пенки, другой электризует ручку или линейку трением о бумагу.

Потрите ручку о бумагу и приблизьте ее к одному из кусочков пенки. Что наблюдаете.

Наэлектризуйте прикосновением об ручку (или линейку) по очереди оба кусочка пенки. Как взаимодействуют кусочки между собой? Как вы думаете, одинаково или по-разному зарядились оба кусочка? ……………………………………………………………………………………….

Поместите наэлектризованную ручку (или линейку) между заряженными кусочками пенки. Как взаимодействуют кусочки с ручкой (линейкой)? (притягиваются или отталкиваются?)…………………………………………..

Только ли притяжение наблюдается в опытах по электризации?

Сделайте вывод: при электризации тел может происходить как ……………..

Фронтальный эксперимент 3 (работа в парах, на работу 3 минуты)

1.Положите две полиэтиленовые плёнки рядом на стол (параллельно друг другу) и проведите по ним один раз рукой. Поднимите плёнки за концы, разведите их и, медленно сближая, наблюдайте за их взаимодействием.

2. Повторите опыт с этими же плёнками, натерев их сильнее рукой.

3. Проделайте аналогичные опыты с полиэтиленовой плёнкой и бумажной полоской. Для их электризации положите на бумажную полоску полиэтиленовую плёнку и потрите их рукой (первый раз - слегка, а второй - сильнее). Каждый раз разводите полоски и, медленно поднося их друг к другу, наблюдайте за их взаимодействием

Ответьте на вопросы:

1)Как взаимодействуют заряженные полиэтилен с полиэтиленом?

2) Полиэтилен с бумагой?

3)По какому признаку вы судите о силе взаимодействия заряженных тел?

4) Оба тела или только одно электризуются при трении?

После проведения фронтальных экспериментов подводится итог работы в парах:

Учитель. Как зарядились оба кусочка пенки и оба листочка пленки в ваших опытах? (одинаково). Почему? (от одного и того же наэлектризованного тела). Как они взаимодействовали? (отталкивались). Только ли притяжение наблюдается в опытах по электризации? ( при электризации тел может происходить как притяжение, так и отталкивание)

Учитель. Продолжим опыты. Повторим предыдущий опыт, но поставим другой вопрос:

Опыт 6. Приблизим эбонитовую палочку, натертую о шерсть, к металлической гильзе. Что наблюдаем? (гильза притягивается)

Приблизим стеклянную палочку, натертую о бумагу, к металлической гильзе. Что наблюдаем? (гильза снова притягивается).

Как вы думаете, одинаковые ли заряды возникают на стеклянной и эбонитовой палочках?

Учитель. У меня в руках денежная купюра достоинством в 1 американский доллар. Кто на нем изображен? Фото каких людей обычно помещают на денежных купюрах? (Ученики предполагают, как правило, что это президент…).

В развитии научных теорий неординарные личности всегда играли большую роль. Является ли неординарной личностью человек, изображение которого вы видите на самом крупном денежном знаке США? (Б. Франклин).

Представление о положительном и отрицательном зарядах было введено в 1747 году Франклином. Эбонитовая палочка от электризации о шерсть и мех заряжается отрицательно. Заряд, который образуется на стеклянной палочке, потертой о шелк, Франклин назвал положительным (слайд)

Проверим, как взаимодействуют заряды разных знаков и одного знака

Опыт 7. К шарикам электрофорной машины подсоединяем бумажные султанчики, которые находятся на изолирующих подставках.

Вращая ручку машины, наблюдаем за их поведением.

А) султанчики подсоединены к одному полюсу машины (листочки султанов отталкиваются);

Б) султанчики подсоединены к разным полюсам машины (листочки султанов притягиваются);

Взаимодействие зарядов:

одноименные отталкиваются (рисунок)

разноименные притягиваются (рисунок)

Способы электризации

-соприкосновение

-воздействие света

Закрепление. На основе знаний, полученных на уроке, объясните опыт

Подведем итог урока :

Заключение. Люди всегда были благодарны электричеству, преклонялись перед ним, даже когда не знали его сущности. Они наделяли своих главных богов возможностью метать молнии.

Современный человек знает многое об электричестве, но еще не всё.

Электричество – величайший дар, данный нам самой природой. Мы, к счастью, научились им пользоваться. И еще много нового и интересного нас ждет впереди!

Домашнее задание ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ : параграф 25-26.

Повышенный уровень. ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (на выбор)

Видеоролик (подготовленный и снятый самостоятельно) с опытом по электризации (не более 2 мин, с объяснением опыта).

Опережающее задание. Изготовить из подручных средств действующий макет электроскопа.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема. Электрический заряд. Взаимодействие зарядов.

образовательные: сформировать знания об электризации тел при соприкосновении, взаимодействии заряженных тел, существовании двух родов зарядов, строении атома;

воспитательная: прививать познавательный интерес к предмету и окружающим явлениям;

развивающая: ознакомить с историей изучения электрических явлений, привить навыки различать электрические явления в природе и технике.

Оборудование: палочки из стекла и эбонита, шерстяные лоскуты, лоскуты из шелка, электрические султаны, гильзы на тонкой нити, штативы, электрофорная машина, проектор, экран.

Ход урока.

I. Оргмомент.

II. Инструктаж по ТБ.

III. Мотивация учебной деятельности.

Начну, пожалуй, с истории, произошедшей в VI веке до н. э.

Уронив его однажды в воду, стала обтирать его шерстяным хитоном и заметила, что к веретену пристало несколько шерстинок, и чем сильнее она вытирала веретено, тем больше налипало шерстинок. Девушка рассказала об этом явлении отцу. Фалес понял, что причина в веществе, из которого сделан веретено, и как только к пристани Милета подошел корабль финикийских купцов, он накупил разных янтарных изделий и убедился, что все они, будучи натертые шерстяной материей, притягивают легкие предметы.

В течение ряда столетий свойство притягивать мелкие предметы (пушинки, соломинки) после натирания о мех приписывалось только янтарю. Врач английской королевы Уильям Гильберт (1540-1603г.г.) путем исследований доказал, что многие тела так же, как и янтарь после натирания могут притягивать маленькие предметы, и в честь этого вещества назвал подобные явления электрическими.

Современный человек не может обходится без электричества. Если вдруг- аварийная ситуация и населенный пункт обесточен, то, единственно, что нам остается- это ожидать, когда вновь будет восстановлено электроснабжение. Но электричество таит в себе и огромную опасность для жизни человека! Чтобы электричество приносило нам пользу и радость, о нем надо знать, как можно больше.

(записали в тетрадь тему урока)

V. Изучение нового материала.

Учитель. В моем распоряжении эбонитовая и стеклянная палочки. Эбонит переводится как черное дерево- это твердый каучук. Поднесу эбонитовую палочку к гильзе из фольги на тонкой нити.

Опыт 1.Что наблюдаем?

Ответ. Никаких изменений не происходит.

Опыт 2. И, о чудо! Что наблюдаем?

Ответ. Гильза притягивается к палочке.

Учитель. Физика всех, кто учит ее, делает волшебником. Ваня, я доверяю тебе продемонстрировать волшебство с помощью стеклянной палочки и шелкового лоскута.

Опыт 3. Что наблюдаем?

Ответ. Гильза притягивается к палочке.

Запишем в тетрадь.

При соприкосновении тел→свойство притягивать→тело заряжено, имеет заряд.

Убедимся в этом с помощью волшебного устройства- электрофорной машины.

Опыт 4. Взаимодействие разноименно заряженных султанчиков.

Присоединив султанчики к разным разрядникам машины, я получу разноименно заряженные султанчики.

Ответ. Лепестки султанчиков притягиваются.

Опыт 5. Взаимодействие одноименно заряженных султанчиков.

Чтобы получить одноименно заряженные султанчики, их нужно присоединить к одному разряднику машины.

Ответ. Лепестки султанчиков отталкиваются.

Запишем в тетрадь.

Заряженные тела:

притягиваются;

отталкиваются.

Запишем в тетрадь.

Физика позволила нам совершить волшебство, а теперь она поможет нам объяснить явление электризации.

При натирании свойство притягивать к себе другие тела приобретают оба тела.

Кусок шерстяной и шелковой ткани также после натирания притягивают гильзу.

Ответ. Все тела состоят из молекул, а молекулы из атомов.

Учитель. В центре атома находится положительно заряженное ядро, а вокруг движутся отрицательные электроны. По своему строению атом напоминает Солнечную систему. Подобно тому, как планеты, притягиваясь к Солнцу, движутся вокруг него, электроны в атоме движутся вокруг ядра, удерживаемые силой притяжения к нему. Атом в целом не заряжен: положительный заряд ядра скомпенсирован отрицательным зарядом всех электронов.

Атом нейтрален.

В разных веществах ядра удерживают электроны с разной силой.

Вернемся к янтарю и меху. Янтарь и мех не заряжены, так как состоят из нейтральных атомов. При соприкосновении (трение увеличивает площадь соприкосновения) электроны из меха, в котором удерживаются слабее, переходят в янтарь, в котором удерживаются сильнее. В янтаре создается избыток электронов- янтарь заряжается отрицательно. Мех заряжается положительно- в нем недостаток электронов. Таким образом, заряды не рождаются и не исчезают!

Сделаем запись в тетрадь.

2. янтарь мех

3. янтарь мех

избыток е недостаток е

перераспределение электронов!

Учитель. Посмотрите на схему.

Вопрос. Можно наэлектризовать соприкосновением янтарь о янтарь?

Ответ. Нет, должны быть тела из разных веществ, в которых электроны удерживаются с разной силой.

Закон сохранения электрического заряда — один из фундаментальных законов природы. Закон сохранения заряда был открыт в 1747 г. Б. Франклином.

Электрон — частица, входящая в состав атома. В истории физики существовало несколько моделей строения атома. Одна из них, позволяющая объяснить ряд экспериментальных фактов, в том числе явление электризации, была предложена Э. Резерфордом. На основании проделанных опытов он сделал вывод о том, что в центре атома находится положительно заряженное ядро, вокруг которого по орбитам движутся отрицательно заряженные электроны. У нейтрального атома положительный заряд ядра равен суммарному отрицательному заряду электронов. Ядро атома состоит из положительно заряженных протонов и нейтральных частиц нейтронов. Заряд протона по модулю равен заряду электрона. Если из нейтрального атома удалены один или несколько электронов, то он становится положительно заряженным ионом; если к атому присоединяются электроны, то он становится отрицательно заряженным ионом.

Знания о строении атома позволяют объяснить явление электризации трением. Электроны, слабо связанные с ядром, могут отделиться от одного атома и присоединиться к другому. Это объясняет, почему на одном теле может образоваться недостаток электронов, а на другом — их избыток . В этом случае первое тело становится заряженным положительно , а второе — отрицательно .

Закон сохранения заряда

При электризации происходит перераспределение заряда, электризуются оба тела, приобретая равные по модулю заряды противоположных знаков. При этом алгебраическая сумма электрических зарядов до и после электризации остаётся постоянной:

q1 + q2 + … + qn = const.

Алгебраическая сумма зарядов пластин до и после электризации равна нулю. Записанное равенство выражает фундаментальный закон природы — закон сохранения электрического заряда.

сохранение электрического заряда

Как и любой физический закон, он имеет определённые границы применимости: он справедлив для замкнутой системы тел, т.е. для совокупности тел, изолированных от других объектов.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока по теме: «Действие электрического поля на электрические заряды.

ФИО: Тютюгина Н. А.

Должность: учитель физики

Предмет: физика

Тема и номер урока в теме : тема 1 , уроки № 3, 4

Базовый учебник:

Образовательные: знать и понимать понятия: электрический заряд, электрическое поле, дискретность заряда, взаимодействие зарядов.

Развивающие: содействовать развитию речи, мышления, познавательных и общетрудовых умений; содействовать овладению методами научного исследования: анализа и синтеза.

Воспитательные: формировать добросовестное отношение к учебному труду, положительной мотивации к учению, коммуникативных умений; способствовать воспитанию гуманности, дисциплинированности, эстетического восприятия мира.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Форма урока : комбинированный урок.

Методы урока : словесные, наглядные, практические.

1. Организационный этап.

2. Актуализация опорных знаний.

3. Этап получения новых знаний.

4. Этап обобщения и закрепления нового материала. .

5. Заключительный этап. 3 мин.

Электрическое поле — это особая форма материи, посредством которой осуществляется взаимодействие электрически заряженных частиц.

Введение понятия электрического поля понадобилось для объяснения взаимодействия электрических зарядов, т. е. для получения ответа на вопросы: почему возникают силы, действующие на заряды, и как они передаются от одного заряда к другому?

Понятия электрического и магнитного полей ввел великий английский физик Майкл Фарадей. Согласно идее Фарадея, электрические заряды не действуют друг на друга непосредственно. Каждый из них создает в окружающем пространстве электрическое поле. Поле одного заряда действует на другой заряд, и наоборот. По мере удаления от заряда поле ослабевает.

С введением понятия поля в физике утвердилась теория близкодействия, главным отличием которой от теории дальнодействия является идея осуществовании определенного процесса в пространстве между взаимодействующими телами, который длится конечное время.

Идея эта получила подтверждение в работах великого английского физика Дж. К. Максвелла, который теоретически доказал, что электромагнитные взаимодействия должны распространяться в пространстве с конечной скоростью — с, равной скорости света в вакууме (300 000 км/с). Экспериментальным доказательством этого утверждения явилось изобретение радио.

Электрическое поле возникает в пространстве, окружающем неподвижный заряд, точно так же, как вокруг движущихся зарядов — токов либо постоянных магнитов — возникает магнитное поле. Магнитные и электрические поля могут превращаться друг в друга, образуя единое электромагнитное поле. Электрическое поле (как и магнитное) является лишь частным случаем общего электромагнитного поля. Переменные электрические и магнитные поля могут существовать и без зарядов и токов, их породивших. Электромагнитное поле переносит определенную энергию, а также импульс и массу. Таким образом, электромагнитное поле — физическая сущность, обладающая определенными физическими свойствами.

Итак, природа электрического поля состоит в следующем:

1. Электрическое поле материально, оно существует независимо от нашего сознания.

2. Главным свойством электрического поля является действие его на электрические заряды с некоторой силой. По этому действию устанавливается факт его существования. Действие поля на единичный заряд — напряженность поля — является одной из его основных характеристик, по которой изучается распределение поля в пространстве.

Электрическое поле неподвижных зарядов называют электростатическим. Со временем оно не меняется, неразрывно связано с зарядами, его породившими, и существует в пространстве, их окружающем.

Определение. Физическая величина, равная отношению силы F, с которой электрическое поле действует на пробный заряд q, к значению этого заряда, называется напряженностью электрического поля и обозначается Е.

Напряженность имеет направление: выходят линии напряженности из положительного заряда и входят в отрицательный заряд. Напряженность поля точечного заряда определяется по формуле:

Опыт показывает, что если на электрический заряд q действуют одновременно электрические поля нескольких источников, то результирующая сила оказывается равной сумме, действующей со стороны каждого поля в отдельности. Эту сумму называют суперпозицией электрических полей.

Читайте также: