Собственность и доходы от нее арендная плата проценты прибыль дивиденды конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Как работаем и отдыхаем в 2022 году ?

Прибыль представляет собой разницу между доходами и расходами предприятия. То есть прибыль – это те средства, которые остались после оплаты всех задолженностей. Именно за счет данных средств выполняется финансирование программ по развитию, внутрихозяйственных нужд, формирование бюджета.

Особенности распределения прибыли

Принципиально важно правильно распределять прибыль. Делать это нужно так, чтобы эффективность деятельности предприятия увеличивалась, а не уменьшалась. Рассмотрим основные принципы распределения средств:

  • Прибыль компании направляется на нужды предприятия, а также выплачивается в бюджет государства. То есть с этих денег оплачивается налог.
  • Налог с прибыли оплачивается по ставке, которая задана законодательно. Она не может измениться.
  • Большая часть прибыли должна быть направлена в бюджет предприятия для накопления. Остальная часть идет на различные траты компании.
  • Предполагаемые траты должны быть согласованны с большинством участников ООО.

Предприятие должно оплатить налоги и различные взносы, после чего государство не может вмешиваться в решения по распределению денег.

Рассмотрим, в какие именно фонды идут деньги:

  • Фонд накопления. В этом фонде аккумулируются средства для обеспечения стабильной работы компании и ее независимости от кредиторов. Если у предприятия есть свободные собственные средства, оно не подвержено банкротству. К примеру, если компания в одном месяце получила совсем небольшой доход, а потому не может оплатить имеющуюся задолженность, средства на погашение долга берутся из фонда. За счет его также финансируются научно-исследовательские работы, выпуск акций, подготовка кадров, приобретается новое имущество.
  • Фонд потребления. Средства из этого фонда идут на социальные нужды. К примеру, это может быть выплата премий, финансирование путевок, покупка медикаментов для сотрудников, различные надбавки.
  • Резервный фонд. Резервы нужны для снижения рисков предприятия при проведении различных сделок. Они потребуются на случай непредвиденных ситуаций. То есть если компания получит небольшую прибыль в одном периоде, расходы могут быть покрыты из резервного фонда.

Часть средств, как правило, остается нераспределенной. Эти деньги направляются в уставной капитал компании.

Конкретные направления расходования

Можно выделить два направления, на которые идет чистая прибыль:

  1. Накопление резервов предприятия. Увеличение объема имущества.
  2. Потребление. Трата средств на определенные нужды.

Рассмотрим примеры траты чистой прибыли:

Бухгалтерский учет распределенной прибыли

В компанию могут поступить чрезвычайные доходы. К примеру, они появляются при выплате возмещений страховыми компаниями. В данном случае применяются следующие проводки:

Рассмотрим все проводки, используемые при распределении средств:

Каждая проводка должна подтверждаться первичными документами. По каждой строке отражается определенная сумма.

Различные спорные вопросы

При распределении средств может возникать ряд спорных моментов:

  • Появились новые участники ООО. Как делать выплаты, если прямо перед распределением средств появились новые участники? Они должны получить средства в стандартном порядке. То есть в соответствии с размером доли. Порядок разделения средств установлен Уставом ООО.
  • Увеличение объема капитала. Увеличение УК актуально в том случае, если требуется повысить привлекательность компании перед инвесторами и другими внешними лицами. Заданный размер капитала нужен для занятия определенной деятельностью. Увеличить его можно за счет прибыли. Однако перед направлением средств в УК нужно обязательно оплатить налоги, различные сборы, штрафы. Решение об изменении капитала принимается на собрании участников.
  • Отмена решения, принятого на собрании. Вопросы направления денег решаются на общем собрании. Принято будет то решение, которое поддержано большинством участников. Однако оно может быть пересмотрено на внеочередном собрании. Если потребуется пересмотреть принятое решение, нужно обратиться в судебный орган. Исковое заявление подается теми участниками, права которых нарушены.

При возникновении спорных моментов следует ориентироваться на внешние и внутренние источники права. То есть это законодательство, а также нормативные акты компании.

В каких случаях запрещено распределять прибыль?

Прибыль распределяется в соответствии с решением, принятым на собрании ООО. Однако в некоторых случаях прибыль по собственному усмотрению расходоваться не может. Рассмотрим эти случаи:

  • Уставной капитал не оплачен полностью.
  • Участнику, который выходит из ООО, не перечислены средства в размере его доли.
  • Имеются признаки банкротства. Актуально это даже в том случае, если процедура банкротства в отношении предприятия не проводится.
  • Если деньги будут истрачены, у предприятия обнаружатся признаки банкротства.
  • Размер чистых активов (то есть средств, оставшихся после оплаты всех налогов и прочих обязательных платежей) не должен быть меньше 10 000 рублей. Это минимальный предел, оговоренный в законе.

ВНИМАНИЕ! Следить за соблюдением всех этих правил обязан генеральный директор. В случае нарушений ответственность ляжет именно на него.

1) доходы в виде платы за переданное в возмездное пользование государственное и муниципальное имущество (доходы от аренды);

2) доходы в виде процентов по остаткам денежных средств на счетах;

3) доходы от передачи государственного и муниципального имущества в доверительное управление;

4) доходы от предоставления бюджетных кредитов, займов;

5) иные предусмотренные законодательством РФ доходы от использования активов в виде государственного или муниципального имущества.

В деятельности автономных учреждений наиболее распространенными видами доходов от собственности являются первые два вида.

Доходы от аренды

Потому далее рассмотрим особенности учета доходов в виде платы за переданное в возмездное пользование имущество с учетом названных федеральных стандартов.

1) объекты учета операционной аренды;

2) объекты учета неоперационной (финансовой) аренды.

Особенности учета доходов от операционной аренды

В бухгалтерском учете передача объекта учета операционной аренды арендатору отражается у правообладателя (арендодателя) как внутреннее перемещение нефинансового актива на дату классификации объекта аренды без отражения его выбытия. При этом начисление амортизации на объект основных средств, признанный объектом учета операционной аренды, осуществляется в общем порядке.

Информация о передаче имущества в рамках операционной аренды отражается в инвентарной карточке учета нефинансовых активов (ф. 0504031) и на забалансовом счете. Одновременно при отражении данной информации показываются расчеты по доходам от собственности в сумме дебиторской задолженности по арендным обязательствам арендатора в корреспонденции со счетами учета предстоящих доходов от аренды (доходов будущих периодов).

Доходы будущих периодов от аренды признаются в сумме арендных платежей за весь срок пользования объектом учета аренды.

В дальнейшем доходы будущих периодов от аренды признаются доходами текущего финансового года в составе доходов от собственности путем уменьшения предстоящих доходов равномерно (ежемесячно) на протяжении срока пользования объектом учета аренды либо в соответствии с установленным договором аренды графиком получения арендных платежей.

Доходы по условным арендным платежам, в том числе доходы от возмещения расходов на страхование, техническое обслуживание имущества, иных аналогичных расходов, признаются доходами текущего финансового периода в составе доходов от возмещения затрат, обособляемых на соответствующих счетах рабочего плана счетов, в тех отчетных периодах, в которых они возникают.

Затраты арендодателя на содержание переданного им объекта учета операционной аренды, возмещаемые в составе арендных платежей (условных арендных платежей), признаются расходами текущего периода.

При досрочном прекращении договора аренды остаток предстоящих доходов от предоставления права пользования активом сторнируется в уменьшение дебиторской задолженности по арендным обязательствам арендатора. При этом убыток (доход) на счетах учета финансового результата не отражается.

Поступление денежных средств (их эквивалентов), иных финансовых (нефинансовых) активов в счет уплаты арендных платежей (условных арендных платежей) отражается как уменьшение дебиторской задолженности по арендным обязательствам пользователя (арендатора) в корреспонденции со счетами учета денежных средств (финансовых активов).

Для отражения в бухгалтерском учете автономных учреждений объектов учета, возникающих в рамках операционной аренды у передающей стороны, используются следующие счета:

Объекты учета, возникающие в рамках операционной аренды у передающей стороны

Балансовый (забалансовый) счет

Информация об объектах имущества, переданных в аренду*

Расчеты по арендным платежам с пользователем имущества (в рамках операционной аренды)

Расчеты по арендным платежам при пользовании природными ресурсами (в том числе земельными участками)

Расчеты по договорам имущественного найма

Расчеты по условным арендным платежам, возникающие на дату определения их величины (ежемесячно, по графику)

Ожидаемый доход от арендных платежей, рассчитанный за весь срок пользования имуществом, предусмотренный на дату заключения договора (контракта)

Доходы по условным арендным платежам

* Одновременно делаются записи по внутреннему перемещению объекта на балансовых счетах.

Таким образом, у учреждения при сдаче имущества в аренду возникают доходы от арендных (условных арендных) платежей и расчеты по ним с арендатором.

Пример 1.

Автономное учреждение предоставило в аренду коммерческой организации помещение с 01.02.2019 по 31.05.2019. По договору аренды ежемесячная плата – 25 000 руб. По договору на возмещение стоимости коммунальных услуг (расходы на электроэнергию) оплата производится ежемесячно на основании выставленного счета (по фактическим показаниям счетчика). Допустим, расходы на электроэнергию составили 2 000 руб. ежемесячно.

В бухгалтерском учете учреждения отражены следующие операции:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

01.02.2019

Передано помещение арендатору

Забалансовый счет 25

1 (в условной оценке)

Начислены предстоящие доходы от операционной аренды (на основании договора аренды, на дату передачи помещения) (25 000 руб. x 4 мес.)

Ежемесячно (в рамках осуществления операций по данному договору)

Отражено признание доходов текущего финансового года (на основании акта об оказании услуг)

Начислены условные арендные платежи (на основании акта о фактических расходах на электроэнергию за сентябрь)

Поступила на лицевой счет арендная плата

2 201 11 510
Забалансовый счет 17
(код 121 КОСГУ)

Поступили на лицевой счет денежные средства в виде условного арендного платежа (компенсация расходов за электроэнергию за сентябрь)

2 201 11 510
Забалансовый счет 17
(код 135 КОСГУ)

Дебет счета 2 205 2х 564

Кредит счета 2 401 40 12х

Особенности учета доходов от неоперационной (финансовой) аренды

Заключение автономным учреждением договоров пользования имуществом (договоров аренды), квалифицируемых как финансовая (неоперационная) аренда, возможно при соблюдении ограничений в отношении прав учреждений по распоряжению государственным (муниципальным) имуществом.

Для справки: согласно ст. 298 ГК РФ автономное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным автономным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.

Доходы по условным арендным платежам отражаются аналогично доходам по условным платежам при операционной аренде.

Объектами учета в рамках неоперационной (финансовой) аренды являются:

доход по условным арендным платежам (счета 0 205 35 000, 0 401 10 135);

доходы будущих периодов по процентным платежам (счет 0 401 40 122).

В силу данного федерального стандарта передача объектов учета неоперационной (финансовой) аренды отражается в учете как выбытие объекта нефинансового актива с одновременным отражением на балансовых счетах расчетов по доходам от собственности дебиторской задолженности по арендным обязательствам арендатора в корреспонденции со счетами учета предстоящих доходов от предоставления права пользования активом.

Дебиторская задолженность по арендным обязательствам арендатора признается в сумме дисконтированной стоимости арендных платежей.

Доходы от предоставления права пользования активом уменьшаются на сумму первоначальных прямых затрат на заключение договора.

При этом процентные доходы, входящие в состав арендных платежей, рассчитанные с применением процентной ставки, заложенной в арендных платежах, отражаются в составе доходов текущего финансового года в составе процентных доходов от собственности на соответствующих счетах рабочего плана счетов в корреспонденции со счетами учета дебиторской задолженности по арендным обязательствам пользователя (арендатора).

Признание процентных доходов осуществляется ежемесячно по мере принятия денежного обязательства по их уплате.

Доходы по условным арендным платежам признаются в составе доходов текущего финансового периода в тех отчетных периодах, в которых они возникают.

Доходы от финансовой аренды ежемесячно отражаются в составе доходов текущего финансового года (доходов от собственности) на соответствующих счетах рабочего плана счетов с одновременным уменьшением доходов будущих периодов от предоставления права пользования активом.

При досрочном прекращении договора аренды (имущественного найма) или договора безвозмездного пользования, в соответствии с которым были приняты объекты учета операционной аренды, остаток предстоящих доходов от предоставления права пользования активом сторнируется в уменьшение дебиторской задолженности по арендным обязательствам арендатора. При этом убыток (доход) на счетах учета финансового результата не отражается.

Поступление денежных средств (их эквивалентов) в счет уплаты арендных платежей (условных арендных платежей) отражается как уменьшение дебиторской задолженности по арендным обязательствам арендатора в корреспонденции со счетами учета денежных средств (финансовых активов).

Учет доходов в виде процентов, начисленных на остаток по счету

Доходы в виде процентов, начисленных на остаток по счету, возникают в случае, если у автономного учреждения открыт расчетный счет в кредитной организации и договором на расчетно-кассовое обслуживание предусмотрены начисление и выплата процентов на остаток денежных средств на счете. Такие доходы признаются в бухгалтерском учете в составе доходов текущего отчетного периода в оценке, предусмотренной условиями договоров в тех отчетных периодах, в которых они возникают (как правило, ежемесячно).

Операции по начислению и поступлению доходов в виде процентов по остаткам средств на счетах в кредитных организациях отражаются с применением счетов:

Пример 2.

У автономного учреждения открыт расчетный счет в коммерческом банке. На основании выписки из расчетного счета и в соответствии с условиями договора с банком на расчетно-кассовое обслуживание 31.03.2019 на счет поступили денежные средства (начислены проценты на остаток) в сумме 856 руб.

В бухгалтерском учете отражены следующие операции:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

31.03.2019

Поступил доход в виде процентов на остаток по счету

Начислен доход в виде процентов на остаток по счету

Обобщая вышесказанное, выделим основные изменения в бухгалтерском учете доходов от собственности с 2019 года:

2. Доходы от платы за наем жилого помещения, предоставляемого по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, договорам найма специализированных жилых помещений, отражаются по подстатье 129 КОСГУ (ранее такие доходы отражались по подстатье 121 КОСГУ).







Mozilla/5.0 (Macintosh; Intel Mac OS X 10_8_2) AppleWebKit/537.11 (KHTML, like Gecko) Chrome/23.0.1271.6 Safari/537.11


формирование прибыли

Что такое прибыль

Прибыль – это разница между полученной выручкой и расходами на её получение (коммунальные услуги, аренда помещения, закупка сырья и т. п).

Её можно рассчитать по формуле:

схема формирования прибыли

Прибыль = Доходы – Расходы

Виды прибыли

Получать прибыль можно различными путями, например:

  • Маржинальная прибыль – это некий доход предприятия, который обеспечивает ему работу без убытков. Сюда не входит НДС и траты на форс-мажорные обстоятельства.
  • Валовая прибыль вычисляется по формуле: себестоимость продукции минус доход от её продажи. Сюда же входят налоговые взносы. Валовая прибыль – это веский показатель для определения точки безубыточности компании.
  • Операционная прибыль: общая сумма прибыли минус все текущие расходы, включая траты на амортизацию техники и прочие расходы.
  • Чистая прибыль – это деньги, остающиеся после выплаты ссуд, затрат на производство, уплаты налогов.
  • Нераспределенная прибыль – деньги, которые остались после оплаты всех текущих расходов (оплаты налогов, ссуд, выплаты дивидендов). Эта сумма хранится на счетах компании.
  • Балансовая прибыль – это общая сумма, которая используется для подсчёта налогов.
  • Экономическая прибыль – это чистая прибыль минус неявные расходы (например, незапланированные траты или неполученный доход).
  • Бухгалтерская прибыль рассчитывается по формуле: подтверждённый доход компании минус расходы. Это понятие используется при сведении бухгалтерского баланса.

Другие виды прибыли

В конечном итоге прибыль может быть:

  • максимально или минимально допустимой,
  • запланированной,
  • убыточной или отрицательной.

Прибыль может быть получена разными путями, например, это вложение средств на выгодных условиях или доходы от работы с финансами. Также прибыль является продуктом производства и сбыта продукции, результатом инвестирования и вложений в ценные бумаги.

По периодичности поступления прибыль бывает:

  • чрезмерной,
  • сезонной,
  • нормированной,
  • предельной или добавочной.

Существует несколько основных видов прибыли, которые используются в расчётах, их рассмотрим подробнее.

Зачем и как считать прибыль

Подсчёт прибыли необходим для того, чтобы понимать, в каком направлении развивается бизнес. Некоторые компании зарабатывают достаточное количество денег, но у них не хватает средств на развитие и масштабирование бизнеса.

Расчёты помогают понять рентабельность компании, но нужно считать их разными методами:

  • Горизонтальный (временной) анализ – это сравнение прибыли в разные периоды времени, например первый квартал 2020 года с первым кварталом 2021 года. Цифры помогут понять, идёт ли развитие бизнеса. Этот анализ помогает своевременно увидеть падение выручки и предотвратить дальнейший спад.
  • Вертикальный (структурный) анализ позволяет разложить по полочкам всю выручку, куда и сколько уходит: плата за кредит, налоги, себестоимость, косвенные траты и постоянные расходы.
  • Конкурентный анализ позволяет сравнить компанию с конкурентами. Но информацию о конкурентах, каждый добывает по-своему. Например, можно пообщаться с бизнес-консультантами, которые часто располагают такой информацией, потому что ведут несколько клиентов по одному направлению. Конечно, они не раскроют данные конкурентов, но зато подскажут, к каким цифрам стоит стремиться. Также можно использовать статистику Росстата, где ежегодно отмечаются средние показатели по отраслям.

Расчёт прибыли поможет понять, где теряет компания и на чём зарабатывает. Например, если валовая прибыль в норме, но падает маржинальная, значит нужно пересмотреть косвенные расходы.

Если же прибыль в целом находится не на высоте, значит, нужно пересмотреть его полностью, модернизировать или попросту закрыть, не дожидаясь банкротства.

Функции полученной прибыли

Основной функцией прибыли является отражение экономической деятельности компании в денежном эквиваленте.

Есть и иные функции:

  • Оценочная может показать уровень, на котором компания находится в настоящий момент, она даёт оценку работы предприятия в целом.
  • Стимулирующая функция подталкивает к росту эффективности компании.
  • Воспроизводительная помогает понять разницу между доходами и расходами предприятия.
  • Контрольная позволяет оценить критерии деятельности компании.
  • Фискальная отвечает за отчисления прибыли в государственный бюджет.

Прибыль – это показатель уровня качества, популярности и успешности продаж продукции. Полученная прибыль должна идти на масштабирование, улучшение условий труда, поощрение работников и владельцев бизнеса.

Прибыль до и после налогов

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что прибыль – основной показатель успешности компании. Это разница между доходами и расходами предприятия. Выручка или доход компании не бывают нулевыми или отрицательными, а прибыль бывает. В этом случае, предприятие работает себе в убыток.


Интересные факты о прибыли

Напоследок приведём один интересный расчёт. Если 1 грамм золота положить в банк по 4% годовых (проценты при этом должны быть в золоте) и постоянно реинвестировать прибыль в течение двух тысяч лет, то получится кусок золота, по размерам превышающий размер нашей планеты.

Разница выручки и прибыли

Выручка – это получение средств за выполненные обязательства. После того, как компания получила выручку и выполнила обязательства, она может использовать эти деньги. Сначала из выручки выплачиваются зарплаты работников, стоимость аренды, кредиты и прочие расходы. Всё что осталось, после вычета расходов, называется прибылью. Также есть разница между прибылью до налогообложения и после него.

Говорят, что прибыльный бизнес не продают, так ли это? Стоит ли покупать, если это действительно прибыльный бизнес?

Не так. Могут продавать и прибыльный бизнес, когда хотят вложиться в нечто новое или просто уйти с рынка. Также продают и убыточный бизнес. Более того, прибыльный бизнес может через несколько месяцев прогореть, а убыточный за несколько месяцев можно вытянуть, если есть знания и опыт. Руководствоваться при покупке бизнеса стоит не этим, а только расчётами. Если сами не можете просчитать все детали, то лучше нанять бизнес-консультанта.

Хочу купить нежилую недвижимость в кредит? Выгодно ли это?

Нежилые помещения – это ликвидный актив, который можно выгодно сдавать в аренду. Перед тем, как взять кредит, нужно просчитать сумму переплат с учётом процентов. Если вы сможете эту недвижимость продать дороже и получить прибыль, то смело берите. Кредит можно погашать за счёт арендных платежей.

Можно ли покупать доллары, чтобы получить прибыль?

Можно вкладываться в доллары, но лучше покупать их не через обменник, а через биржу. Там комиссия намного меньше. Не стоит покупать доллары на все деньги, лучше хранить часть сбережений в рублях и часть в долларах. Долларовые накопления можно положить на счёт в банк под проценты, чтобы получить ещё больше прибыли.

Читайте также: