Тема любви в романе мастер и маргарита конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

ценность. Противо стояние трагическим обстоятель ствам действи тельности .

О бразовательна я : как развиваетс я сюжетная линия Мастер - Маргарит а ;

раскрыть красоту , доброту и искренность чувств гер оев ; определить

композиционную роль образ ов Мастера и Маргар иты в романе.

Развивающая : развивать умение анали зировать те кст художественного

Воспитательная : воспи тывать такие нравственные каче ства личности, как

Методы обучения. С лово преподавателя, эвристичес кая беседа,

использование наглядности , выразит ельное чтение, пересказ, анализ текс та.

Оборудование: портрет писателя, жены Елены Серг еевны, иллюстр ации к

1 группа – художники: подготовить ил люстрации к роману .

2 группа – литерат уроведы : анализ эпиз ода « Первая встреча Мастера и

1. Дать краткую х арактерис тику жизни и творчества М . Булгакова.

2. Ответить на обобщ ающий вопрос : « В чём смысл евангел ьской

В романе Булгак ова есть герой, который не назван по име ни. О н сам и

окружающие наз ывают его Масте ром. Слово это хочется пис ать с

большой буквы, п отому что необыкн овенна сила таланта эт ого

человека. Проявила сь она в р омане о Понтии и Иешуа. Так кт о же он?

Почему не называет с воего имени? На уроке поговорим о его

трагичес кой судьбе и о том ми ре, в который приходит он со с воим

- В каком эпизоде впервые появляе тся Масте р? ( Ученик з ачитывают

- Что поразило Ива на Бездомного в о внешност и незнакомца и в его

Оказываетс я , клиника С травинского – единстве нное место, где Мас тер

чувствует с ебя защищенным. С первой же встречи с Мастером мы

ощущаем траг едию художника в соврем енном Булгакове мире.

Любовь в р омане – единстве нная спасительная сила для человека).

( Не столько её красота, сколько необык новенное один очество в

глазах . О пр ичине этого одиночес тва Маргар ита скажет позже

Азазелло: « Моя тр агедия в том, что я живу с кем, кого я не люблю, но

два одиночества . И жизнь двух люд ей наполнилась великим

- Какое сравнение использует Мастер , характе ри зуя любовь с первого

( Чувство ср авняется с убийц ей, с молнией . Лю бовь подлинна, однако

это не мешает Мастеру с равнивать ее с катастрофой.)

(Желтый цвет в романе – предвес тник изме нения судеб , часто

- Почему в переулке мы нек ого не увиде ли, кроме гер оев? Вожможно

( И пис атель, и авторы фильма подчеркива ют, что г ерои видели

только друг др уга . Кино позволяе т показать нек оторые

художественные приемы с большой выраз ительностью, чем роман. )

5 . Демонстрируются рисунки: домик Мастера и особня к Маргариты .

( Ученики объясня ют, почему Мар гарита не была счастливее в

- Как пр оводили свой де нь влюбленные? Каковы с амые счас тливые

- Так в чем заключается счастье? Все прозаично: фартук, керосинка,

испачканные пальц ы. Ведь по чти нищета. О возможности быть счастливой с

любимым в люб ых условиях говорит большая литература. Но это в романах,

Мастера и Марга риты ( демонстрир уются фотог рафии М.А. Булгакова и

( Елена Сер геевна, жена писателя, стала прообраз ом Маргарит ы, Она была

ангелом - хранит елем мужа, ни разу не усомнилась в нём, без условной верой

поддержала его т алант . Она вс поминала: « Михаил Афа насьевич мне сказал

однажды: « Пр отив меня был целый мир – и я один. Теперь мы вдвоём, и

роман. Пробовала э то сделать 6 - 7 раз, но без успешно. Но с ила её вер нос ти

преодолела все препятстви я. В 1967 г оду роман был напеча тан.

Литератур оведы сходятс я во мнении об автобиогр афичности и образа

Мастера. Можно ув идеть и чисто внешнее сходство автора и героя, и общее

- Была ли Маргар ита для Мас тера только возлюблен ной?

читательницей его романа . О на верила в него. Для масте ра она стала

ангелом - хранит елем. Имен но Маргарита стала подгонять ег о в работе,

называть Масте ром. Потом вместе с Мастером б удет пер живать провал

- Почему Мастер при встр ечи с Иваном Бездомным с казал, что он нищий?

( Масте р стал нищим не только п о реальному пол ожению п исателя в

советской Моск ве . Он с жег свою р укопись, отказ ался от своего имени и от

любви Марг ариты, т.к. не мог вид еть ее несчастной, не мог принять ее

жертвы. Однако ег о отказ от любви – это невер ие в собс твенное

( Продает душу дьяволу, не наде ясь найт и Мастер а . Она вернулась слишк ом

поздно в подваль чик масте ра, как нес частный Левий Матвей. Масте ра надо

было спасать, как Иешуа. Добр о не может и не хочет быть с кулаками и

поэтому нуждае тся в защите тех, кто не бр езгует силой. Мар гарита с овершит

- Расскажит е о поведение Маргариты на б алу Сатаны ( р ассказ

- Какова дальнейша я с удьба Мастера, изменившаяся при участии Иешуа и

- Почему, по мне нию Л евия Матвея , он « не зас лужил света, он зас лужил

( Света зас лужил Иешуа, т.к. всю жизнь, до конца бес компромиссно нёс

людям Добр о и Истину, он не отступил от своих идеалов. А Мас тер отс тупил,

сломался, не с умел бороться за свой роман до конца . Пото му он заслужи л

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ открытый урок БУЛГАКОВ.doc

1 . Продолжить работу над анализом текста.

2. Продолжить работу над деталями художественного произведения.

3. Уяснить главные ценности, о которых говорит писатель

4. Показать неразрывность любви и творчества в жизни писателя и его романе.

1. Развивать монологическую речь учащихся, умение логически излагать свои мысли.

2. Развивать читательскую активность учащихся, создавая на уроке эмоциональные и мотивационные ситуации.

1. Воспитание любви к ближнему, добра, милосердия, ответственности за свои поступки.

2. Продолжить формирование умений: а) общаться в коллективе; б)

осуществлять самооценку и самоконтроль.

Тип урока: урок-беседа.

Методические приёмы: работа с текстом, беседа по вопросам.

Оборудование: портреты М.А. Булгакова, Е.С. Булгаковой; мультимедийная

Эпиграф к уроку:

За мной, читатель! Кто сказал

тебе, что нет на свете настоящей,

верной, вечной любви? Да отрежут

лгуну его гнусный язык!

За мной, мой читатель, и только за мной,

и я покажу тебе такую любовь!

I . Слово учителя

За мной, читатель! Кто сказал

тебе, что нет на свете настоящей,

верной, вечной любви? Да отрежут

лгуну его гнусный язык!

За мной, мой читатель, и только за мной,

и я покажу тебе такую любовь!

- Из какого произведения эти слова?

Сейчас вы увидите фрагмент из фильма - эпизод первой встречи Мастера и Маргариты.

- Попытайтесь охарактеризовать разговор героев, опираясь на текст романа и просмотренный эпизод.

( Кадр из фильма)

- О чём этот разговор? (Мнения учащихся)

- Можно ли по этому разговору догадаться о силе вспыхнувшего чувства, о том, что Маргарита продаст душу дьяволу ради любимого? (Мнения учащихся)

- Проследим, как развивалось это роковое чувство? Обратимся к рассказу Мастера.

- В этом описании много важных деталей. На какие же детали обращает наше внимание писатель?

( эмоциональное состояние; туфли с чёрными замшевыми накладками-бантами, стянутыми стальными пряжками).

- О чём говорит эта деталь? Только ли о том, что он запомнил эти туфли? Или ещё о чём-то? (Туфли дорогие.) (Влюблённый замечает и помнит всё, что связано с любимой женщиной.

- Найдите ещё детали, которые говорят о благосостоянии Маргариты.

- А может она на последние деньги купила туфли, шёлковое платье? -Где и как у Булгакова об этом сказано?

( гл.19. Многие женщины всё что угодно отдали бы за то, чтобы променять

свою жизнь на жизнь М.Н. . Маргарита Николаевна никогда не

- - А есть ли детали, говорящие о нищете жилища Мастера (две комнаты в подвале особнячка, красная потёртая мебель, закопченный потолок, печка). -Детали контрастные: дама в дорогих туфлях спускается в бедный подвал.

ФРАГМЕНТ ВИДЕО

- Для чего Булгаков использует контрастные детали в этом эпизоде? (Для любви быт не помеха)

Вывод: Трудно, наверное, поспорить с тем, что для настоящей любви быт - не помеха. Быт в любви - не главное. Ей даже нравилось готовить, вытирать пыль. Ведь все более чем прозаично: фартук, керосинка, испачканные пальцы. Ведь почти нищета. О возможности быть сча­стливым с любимым человеком в любых условиях, даже самых неблагоприятных, говорит большая литература. Ведь истинная ценность любви неизмеримо выше бытовой стороны нашей жизни.

- Что же объединяло влюблённых, кроме их чувства?

- Были ли у них общие интересы?

( Да. Он лихорадочно работал над романом, и эта работа поглотила и её.)

- Обратимся к тексту. Прочитайте. (Гл.13. Запустив в волосы. в этом романе - её жизнь.)

Она была Музой, критиком, единственным читателем и соавтором.

Вывод: Итак, мы убедились, что в этом романе тема любви тесно переплетается с темой творчества, о которой вы будете говорить отдельно.

Вернёмся к нашим влюблённым.

- С какими событиями в жизни Мастера и Маргариты связано это время года?

- Найдите и зачитайте детали, характеризующие это время года.

( Осень, дни безрадостные, стал бояться темноты, заболел.). - Что стало с их отношениями? (гл.13 Маргарита стала все чаще уходить домой. Она хотела объясниться с мужем. «Это было в половине октября, в сумерки. «Через четверть часа после того, как она покинула меня, ко мне в окно постучали. )

Учитель: А когда в половине января, ночью, он вернулся в том же самом пальто, но с оборванными пуговицами, в его квартире уже обитал Алоизий Могарыч, провокатор и доносчик, и Мастеру ничего не оставалось, как идти в клинику для душевнобольных.

Вывод: Мы видим, что эволюция любви "Мастера и Маргариты тесно связана со сменой времён года.

- Работая с текстом, мы постоянно обращаемся к художественным деталям.

У Булгакова прием детализации - излюбленный. Каковы же истоки приверженности к деталям? И нет ли здесь литературной традиции?

- А как Маргарита боролась за свою любовь, за право быть рядом с любимым? (Она согласилась продать душу дьяволу)

Учитель: Тем не менее, Маргарита бесцельно тратит дар Воланда, единственное заветное желание, прощая Фриду.

- Кто эта женщина, Фрида, и в чём ее злодеяние?

- Почему героина просит за Фриду, а не за Мастера? (Потому что она исключительной доброты человек).

И они вновь были вместе.

Учитель: Я думаю, можно уже подвести итог нашему разговору.

- Как вы думаете, какую любовь можно назвать роковой, настоящей?

( Полный отказ от всех благ, жертвенность, сохранение великодушия. )

- А равноправны ли мужчина и женщина в этой любви?

- Откуда же Булгаков взял это описание любви? Ведь трудно такое выдумать, если сам не прочувствовал. (Прототипом Маргариты стала Елена Сергеевна Шиловская, а прототипом Мастера - сам автор, да и вся история любви была словно списана с натуры-.)

- Что воплощает в романе Маргарита? (Абсолютную любовь, идеал, стоящий выше всего, - даже выше христианского идеала спасения души.)

Настоящая любовь всегда жертвенна. Недаром о ней создано столько легенд, недаром о ней столько пишут поэты. Настоящей любви покорны все преграды. Силою любви отбивают у болезни любимых, спасают от смерти

Пусть велика земля, но даже и она

Имеет свой предел,

Но в мире этом есть одно,

Чему конца не будет никогда

И это бесконечное - любовь!

- Как вы считаете, возможна ли в наши дни такая любовь?

Слово учителя. Итак, Мастер и Маргарита вместе. Им дарован покой, а не тьма. А как же Михаил Афанасьевич и Елена Сергеевна? Мрачные стороны романа все больше вторгались в жизнь. Булгаков начал слепнуть. Он находился в таком состоянии, что любая одежда причиняла ему боль. Лежал на кровати с какой-то набедренной повязкой, похожий на распятого героя своего романа. И будто сбывалось главное, предсказанное богом и дьяволом. Он не заслужил света, он заслужил покой. Света не "было в прямом смысле. Он был слеп.

Последнее, что слышал угасающий Мастер, это клятву жены:

Не имея прямых аналогий, незримо и тайно проступает на страницах романа Лебедянь.

Связующая солнечная нить вводит в одну поэтическую орбиту огромный солнечный город и маленькую тихую Лебедянь. Эта же невидимая нить протянулась из Лебедяни в Москву, подчёркивая какую-то мистическую, за гранью реальности связь двух любящих сердец.

- И еще немного о наших краях, их отношении к великой русской литературе. (Дмитрий Пожидаев)

Обращение к выставке книг

Мы много говорили о любви Мастера и Маргариты. Про реальную любовь более подробно вы сможете узнать из книги «Воспоминания о Михаиле Булгакове, в которой опубликованы дневники Елены Сергеевны Булгаковой. Дневники принадлежат той, которая была верной женой гения, его Музой, а для всего мира - блистательной Маргаритой.

Нажмите, чтобы узнать подробности

2.Продолжить работу над деталями художественного произведения.

3. Уяснить главные ценности, о которых говорит писатель

4. Показать неразрывность любви и творчества в жизни писателя и его романе.

1. Развивать монологическую речь учащихся, умение логически излагать свои мысли.

2. Развивать читательскую активность учащихся, создавая на уроке эмоциональные и мотивационные ситуации.

1.Воспитание любви к ближнему, добра, милосердия, ответственности за свои поступки.

2.Продолжить формирование умений: а) общаться в коллективе; б)

осуществлять самооценку и самоконтроль.

Тип урока: урок-беседа.

Методические приёмы: работа с текстом, беседа по вопросам.

Оборудование: портреты М.А. Булгакова, Е.С. Булгаковой; мультимедийная

Эпиграф к уроку:

За мной, читатель! Кто сказал

тебе, что нет на свете настоящей,

верной, вечной любви? Да отрежут

лгуну его гнусный язык!

За мной, мой читатель, и только за мной,

и я покажу тебе такую любовь!

I. Слово учителя

За мной, читатель! Кто сказал

тебе, что нет на свете настоящей,

верной, вечной любви? Да отрежут

лгуну его гнусный язык!

За мной, мой читатель, и только за мной,

и я покажу тебе такую любовь!

- Из какого произведения эти слова?

Сейчас вы увидите фрагмент из фильма - эпизод первой встречи Мастера и Маргариты.

- Попытайтесь охарактеризовать разговор героев, опираясь на текст романа и просмотренный эпизод.

(Кадр из фильма)

- О чём этот разговор? (Мнения учащихся)

- Можно ли по этому разговору догадаться о силе вспыхнувшего чувства, о том, что Маргарита продаст душу дьяволу ради любимого? (Мнения учащихся)

-Проследим, как развивалось это роковое чувство? Обратимся к рассказу Мастера.

- В этом описании много важных деталей. На какие же детали обращает наше внимание писатель?

( эмоциональное состояние; туфли с чёрными замшевыми накладками-бантами, стянутыми стальными пряжками).

-О чём говорит эта деталь? Только ли о том, что он запомнил эти туфли? Или ещё о чём-то? (Туфли дорогие.) (Влюблённый замечает и помнит всё, что связано с любимой женщиной.

- Найдите ещё детали, которые говорят о благосостоянии Маргариты.

- А может она на последние деньги купила туфли, шёлковое платье? -Где и как у Булгакова об этом сказано?

(гл.19. Многие женщины всё что угодно отдали бы за то, чтобы променять

свою жизнь на жизнь М.Н. . Маргарита Николаевна никогда не

- -А есть ли детали, говорящие о нищете жилища Мастера (две комнаты в подвале особнячка, красная потёртая мебель, закопченный потолок, печка). -Детали контрастные: дама в дорогих туфлях спускается в бедный подвал.

ФРАГМЕНТ ВИДЕО

- Для чего Булгаков использует контрастные детали в этом эпизоде? (Для любви быт не помеха)

Вывод: Трудно, наверное, поспорить с тем, что для настоящей любви быт - не помеха. Быт в любви - не главное. Ей даже нравилось готовить, вытирать пыль. Ведь все более чем прозаично: фартук, керосинка, испачканные пальцы. Ведь почти нищета. О возможности быть сча­стливым с любимым человеком в любых условиях, даже самых неблагоприятных, говорит большая литература. Ведь истинная ценность любви неизмеримо выше бытовой стороны нашей жизни.

- Что же объединяло влюблённых, кроме их чувства?

- Были ли у них общие интересы?

(Да. Он лихорадочно работал над романом, и эта работа поглотила и её.)

- Обратимся к тексту. Прочитайте. (Гл.13. Запустив в волосы. в этом романе - её жизнь.)

Она была Музой, критиком, единственным читателем и соавтором.

Вывод: Итак, мы убедились, что в этом романе тема любви тесно переплетается с темой творчества, о которой вы будете говорить отдельно.

Вернёмся к нашим влюблённым.

- С какими событиями в жизни Мастера и Маргариты связано это время года?

- Найдите и зачитайте детали, характеризующие это время года.

(Осень, дни безрадостные, стал бояться темноты, заболел.). - Что стало с их отношениями? (гл.13 Маргарита стала все чаще уходить домой. Она хотела объясниться с мужем. «Это было в половине октября, в сумерки. «Через четверть часа после того, как она покинула меня, ко мне в окно постучали. )

Учитель: А когда в половине января, ночью, он вернулся в том же самом пальто, но с оборванными пуговицами, в его квартире уже обитал Алоизий Могарыч, провокатор и доносчик, и Мастеру ничего не оставалось, как идти в клинику для душевнобольных.

Вывод: Мы видим, что эволюция любви "Мастера и Маргариты тесно связана со сменой времён года.

- Работая с текстом, мы постоянно обращаемся к художественным деталям.

У Булгакова прием детализации - излюбленный. Каковы же истоки приверженности к деталям? И нет ли здесь литературной традиции?

- А как Маргарита боролась за свою любовь, за право быть рядом с любимым? (Она согласилась продать душу дьяволу)

Учитель: Тем не менее, Маргарита бесцельно тратит дар Воланда, единственное заветное желание, прощая Фриду.

- Кто эта женщина, Фрида, и в чём ее злодеяние?

- Почему героина просит за Фриду, а не за Мастера? (Потому что она исключительной доброты человек).

И они вновь были вместе.

Учитель: Я думаю, можно уже подвести итог нашему разговору.

- Как вы думаете, какую любовь можно назвать роковой, настоящей?

(Полный отказ от всех благ, жертвенность, сохранение великодушия. )

- А равноправны ли мужчина и женщина в этой любви?

- Откуда же Булгаков взял это описание любви? Ведь трудно такое выдумать, если сам не прочувствовал. (Прототипом Маргариты стала Елена Сергеевна Шиловская, а прототипом Мастера - сам автор, да и вся история любви была словно списана с натуры-.)

- Что воплощает в романе Маргарита? (Абсолютную любовь, идеал, стоящий выше всего, - даже выше христианского идеала спасения души.)

Настоящая любовь всегда жертвенна. Недаром о ней создано столько легенд, недаром о ней столько пишут поэты. Настоящей любви покорны все преграды. Силою любви отбивают у болезни любимых, спасают от смерти

Пусть велика земля, но даже и она

Имеет свой предел,

Но в мире этом есть одно,

Чему конца не будет никогда

И это бесконечное - любовь!

- Как вы считаете, возможна ли в наши дни такая любовь?

Слово учителя. Итак, Мастер и Маргарита вместе. Им дарован покой, а не тьма. А как же Михаил Афанасьевич и Елена Сергеевна? Мрачные стороны романа все больше вторгались в жизнь. Булгаков начал слепнуть. Он находился в таком состоянии, что любая одежда причиняла ему боль. Лежал на кровати с какой-то набедренной повязкой, похожий на распятого героя своего романа. И будто сбывалось главное, предсказанное богом и дьяволом. Он не заслужил света, он заслужил покой. Света не "было в прямом смысле. Он был слеп.

Последнее, что слышал угасающий Мастер, это клятву жены:

Не имея прямых аналогий, незримо и тайно проступает на страницах романа Лебедянь.

Связующая солнечная нить вводит в одну поэтическую орбиту огромный солнечный город и маленькую тихую Лебедянь. Эта же невидимая нить протянулась из Лебедяни в Москву, подчёркивая какую-то мистическую, за гранью реальности связь двух любящих сердец.

- И еще немного о наших краях, их отношении к великой русской литературе. (Дмитрий Пожидаев)

Обращение к выставке книг

Мы много говорили о любви Мастера и Маргариты. Про реальную любовь более подробно вы сможете узнать из книги «Воспоминания о Михаиле Булгакове, в которой опубликованы дневники Елены Сергеевны Булгаковой. Дневники принадлежат той, которая была верной женой гения, его Музой, а для всего мира - блистательной Маргаритой.

3. Добро и зло, вера и безверие, бессмертие, милосердие, выбор и личная ответственность за него.

Роман – жанр, раскрывающий историю нескольких, иногда многих человеческих судеб на протяжении длительного времени.

Сатира – резкое проявление комического в искусстве, представляющее собой поэтическое унизительное обличение явлений при помощи различных комических средств.

Деталь художественная – одно из средств создания художественного образа, которое помогает представить изображаемую автором картину, предмет или характер в неповторимой индивидуальности.

Символ – способность художественного образа соединять предметное значение с множеством переносных смыслов.

Список литературы

Основная литература:

1. Журавлёв В.П. Русский язык и литература. Литература. 11 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч.2. М.: Просвещение, 2015. С.33-62

Дополнительная литература:

1. Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Чиндилова О. В. Русский язык и литература. Литература. 11 класс. В 2ч. Ч. 2. Базовый уровень. М.: Баласс, 2015. С.192-215

2. Кутузов А. Г. В мире литературы. 11 класс. М.: Дрофа, 2006. С. 275-295

3. Чудакова М. Жизнеописание Михаила Булгакова. М. 1988

Открытые электронные ресурсы по теме урока:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Тема любви в романе является своеобразным связующим звеном сюжета. Она ведёт к постижению истины и именно она противостоит злу. С этим чувством связаны понятия добра, прощения, понимания, ответственности, истины и гармонии.

Женщина эта красива, обеспечена, замужем за молодым успешным специалистом, и, по меркам окружающих людей, совершенно благополучна.

Вот отрывок из романа, в котором происходит переход от любования автором своими персонажами к кульминации:

«Она приходила, и первым долгом надевала фартук, и в узкой передней … на деревянном столе зажигала керосинку, и готовила завтрак, и накрывала его в первой комнате на овальном столе. Когда шли майские грозы и мимо подслеповатых окон шумно катилась в подворотню вода, угрожая залить последний приют, влюблённые растапливали печку и пекли в ней картофель. От картофеля валил пар, чёрная картофельная шелуха пачкала пальцы. В подвальчике слышался смех, деревья в саду сбрасывали с себя после дождя обломанные веточки, белые кисти. Когда кончились грозы и пришло душное лето, в вазе появились долгожданные и обоими любимые розы. Тот, кто называл себя мастером, работал, а она, запустив в волосы тонкие с остро отточенными ногтями пальцы, перечитывала написанное, а перечитав, шила вот эту самую шапочку. Иногда она сидела на корточках у нижних полок или стояла на стуле у верхних и тряпкой вытирала сотни пыльных корешков. Она сулила славу, она подгоняла его и вот тут-то стала называть мастером. Она дожидалась этих обещанных уже последних слов о пятом прокураторе Иудеи, нараспев и громко повторяла отдельные фразы, которые ей нравились, и говорила, что в этом романе её жизнь. Он был дописан в августе месяце, был отдан какой-то безвестной машинистке, и та перепечатала его в пяти экземплярах. И, наконец, настал час, когда пришлось покинуть тайный приют и выйти в жизнь.

У возлюбленных есть общие интересы. Он работает над романом, эта работа поглощает и её. Она – Муза, критик, единственный читатель и соавтор.

Мир литературы, реальность, в которую попал Мастер – мир приспособленчества, бездарности и отрицания таланта – ломает его.

Булгаков пишет историю самоотверженного и бескорыстного чувства.

А когда в середине января, ночью, он возвращается, в его квартире уже обитает Алоизий Могарыч, провокатор и доносчик. Мастеру ничего не остаётся, как идти в клинику для душевнобольных. Он отказывается от своей любви.

Превращение в ведьму не лишает Маргариту главного – истинной женственности.

Тема любви в произведении Булгакова, возможно, потому так пронзительна и достоверна, что автору выпало счастье любить самому и быть любимым женщиной, которая и воплотилась в образе Маргариты. Прототипом героини стала Елена Сергеевна Шиловская, а прототипом Мастера – сам автор.

Образ Маргариты воплощает абсолютную любовь, идеал, стоящий выше всего, – даже выше христианского идеала спасения души.

Любовь у Булгакова вечная и верная. Это рок. Это самоотверженность и бескорыстие. Это милосердие и сострадание.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Какие цветы несла Маргарита во время первой встречи с Мастером?

2. Множественный выбор

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью урока является поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст; рассмотрение концепции любви М.А. Булгакова.

Урок литературы в 11 классе

МБОУ Гимназия № 21

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст; рассмотреть концепцию любви М.А. Булгакова.

Планируемые личностные результаты: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, развитие эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им, прививание навыков сотрудничества в разных ситуациях, умения не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций

Планируемые метапредметные результаты:

1) Формирование регулятивных универсальных учебных действий: определение темы урока, цели деятельности на уроке с помощью учителя, планирование учебного сотрудничества, принятие решения в проблемной ситуации, контроль, коррекция, анализ собственной работы;

2) Формирование познавательных универсальных учебных действий: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, осуществлять смысловое чтение, анализ, аргументирование своей точки зрения, построение речевых высказываний

3) Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; строить понятные для партнёра высказывания; вести диалог в соответствии с нормами родного языка; слушать собеседника.

Планируемые предметные результаты: характеристика героев, формулирование идеи, нравственного пафоса романа, определение выразительных средств языка и их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения.

Ресурсы: тексты романа, интерактивная доска, рабочий лист группы

Формы работы: фронтальная, групповая

1-ый этап. Организационный. Мотивационный.

Проверяет готовность к уроку, приветствует учащихся. Желает хорошего настроения всем.

Обращается к учащимся:

- Давайте проведём небольшую викторину. Угадайте, кому принадлежат слова, герои каких произведений их произносят (текст демонстрируется на интерактивной доске):

Нет, поминутно видеть вас,
Повсюду следовать за вами,
Улыбку уст, движенье глаз
Ловить влюбленными глазами,
Внимать вам долго, понимать
Душой всё ваше совершенство,
Пред вами в муках замирать,
Бледнеть и гаснуть. вот блаженство!

2. — Ежели бы я был не я, а красивейший, умнейший и лучший человек в мире, и был бы свободен, я бы сию минуту на коленях просил руки и любви вашей.

4. − Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих!

Так поражает молния, так поражает финский нож!

(Мастеру, М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита)

Отвечают на вопросы, узнают героев и произведения.

2-ый этап. Определение целей и задач урока. Формулирование обучающимися темы урока.

- Молодцы! Узнав героев, авторов и произведения, мы можем сформулировать тему сегодняшнего урока?

Учитель выслушивает ответы, затем демонстрирует тему на интерактивной доске и задаёт вопросы:

- Какое из признаний в любви (определение этого чувства) из нашей викторины вам ближе?

- Какое художественно-изобразительное средство использовано в отрывке М.А. Булгакова? Нравится вам такое сравнение?

- Что такое любовь в вашем понимании?

- А в понимании Булгакова? Что о любви хотел сказать нам автор романа? Чтобы ответить на этот вопрос, чем нам с вами надо будет заняться?

- Какие герои на этом уроке будут в центре нашего внимания?

Включение учащихся в деятельность на личностно значимом уровне.

Строят монологические высказывания.

3-й этап. Актуализация знаний.

- Что нам предстоит выяснить о Мастере и Маргарите, чтобы понять, как Булгаков относится к своим героям, что он думает о любви, о роли женщины в жизни творца, мастера?

- Какие средства характеристики героев вам известны? Давайте составим план, по которому будем вглядываться в героев.

- Что мы знаем о Мастере и Маргарите, о их жизни до встречи друг с другом?

Фронтальная работа: отвечают на вопросы, составляют план характеристики героев, пользуются литературоведческими понятиями (портрет, речевая характеристика, интерьер, говорящая фамилия, имя), пересказывают фрагмент романа.

План характеристики героя постепенно появляется на доске.

4-й этап. Освоение нового знания. Фронтальная работа.

- Кто же она такая, Маргарита - идеал, подобный Татьяне Лариной, Наташе Ростовой, Маше Мироновой, или это отрицательная героиня?

- Мастер – это творец, идеальный герой или мастер, мастеровой от литературы со своими слабостями и недостатками?

Учащиеся читают, анализируют текст романа, отвечают на вопросы учителя, корректируя ответы друг друга:

- Что говорит о своих прежних возлюбленных Мастер? Найдите эти слова в 13 главе. Как относится к своему герою Булгаков?

- Давайте понаблюдаем за поведением Маргариты:

о чём и как говорит с Наташей, что думает на скамейке под кремлёвской стеной (глава 19),

как ведёт себя на балу у сатаны (глава 23)

как, в каком виде предстаёт перед соседом Николаем Ивановичем (глава 20) встречает Азазелло в квартирке Мастера после бала (глава 30)

- Теперь понаблюдаем за речью героини (диалоги с Наташей, перепалки с котом Бегемотом, разговор с толстяком в цилиндре во время ночного купания)

- Прокомментируйте отношение Мастера к своему роману после ареста (как случилось, что арестовали Мастера всего на три месяца?)

- Давайте поразмышляем, как связаны Мастер и система, одним из олицетворений которой в романе является клиника профессора Стравинского?

- Проследим за отношением Маргариты к последнему их с Мастером пристанищу и к вечному покою своего возлюбленного. Какие ассоциации у вас возникают со словом покой? Это нормальное состояние для творца, для писателя?

Учитель организует работу в группах, в зависимости от позиции учеников:

Маргарита – идеал, верная спутница, муза (1 группа)

Маргарита – ведьма, причина отступничества Мастера от своего романа (2 группа)

Учащиеся работают в группах: обсуждают, находят подтверждения своего мнения в тексте романа, фиксируют в рабочих листах группы результат данного вида работы.

6-ой этап. Контроль усвоения знаний.

Группы выставляют для отстаивания своей позиции по одному представителю. Остальные члены групп участвуют в дискуссии.

7-ой этап. Оценивание работы групп.

Организует работу по взаимооценке, подводит к выводу:

Оценивают деятельность другой группы, высказывают своё мнение по итогу урока.

Предлагает дифференцированное задание:

- прочитать книгу А. Баркова "Роман Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита": альтернативное прочтение"

Читайте также: