Какие бывают государства обществознание 6 класс конспект

Обновлено: 07.07.2024

Средством учебной мотивации стал сингапурский метод.

Основное содержание урока было ориентировано на:

1. Формирование деятельности – постановка учебных задач учениками, обучение рефлексии;

2. Организацию развивающего пространства – использование анализа ситуаций и их моделей; преобладание на уроке учебных заданий продуктивного характера;

3. Реализацию индивидуального подхода – обеспечение дозированной помощи взрослого ученикам, создание ситуаций успеха;

4. Актуализацию и обогащение субъективного опыта учеников – обращение к ранее накопленным знаниям и умениям учеников, создание ситуаций нравственного выбора.

ВложениеРазмер
konspekt_uroka_obshchestvoznaniya_v_6_klasse_po_teme_gosudarstvo_i_.doc 100 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока обществознания в 6 классе

Цель урока: дать представление обучающимся о государстве и о том, что значит быть гражданином своей страны.

Задачи урока: 1) закрепить, что такое государство, признаки государства, формы правления;

После изучения темы обучающиеся должны знать, что:

  1. на определённом этапе исторического развития возникают государства;
  2. существуют разные объяснения причин возникновения государств;
  3. государство распространяет свою власть на население, живущее в пределах определённой территории;
  4. по форме правления государство может быть монархией или республикой;
  5. гражданство – устойчивая правовая связь человека с государством;
  6. символику РФ.

Обучающиеся должны понимать, что такое:

  1. государство;
  2. суверенитет;
  3. монархия;
  4. республика;
  5. демократия;
  6. гражданство;
  7. гражданин;
  8. символы государства.

Обучающиеся должны уметь:

  1. объяснять основные понятия;
  2. называть признаки государства;
  3. называть права и обязанности гражданина.

Тип урока: комбинированный

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний учащихся.

Страничка ожидаемого и полученного.

1.Поработайте над этим заданием самостоятельно.

3.Чтобы принять верное решение, учитывайте свой личный опыт, знания и убеждения.

4.После того, как вы прокомментируете все утверждения, поделитесь своим мнением с коллегами по команде, начиная с номера1 (ROUND ROBIN)

Государство – институт общества, призванный организовать жизнь общества.

Первые государства появились 5-6 тысяч лет назад.

Государство могут быть только демократические.

Суверенитет – один из признаков государства.

Гражданство – это взаимная ответственность человека и государства.

Гражданин России имеет право принимать участие в управлении государством.

Любой человек может получить российское гражданство.

Граждане обязаны беречь памятники истории и культуры

Флаг, герб, гимн – символы государства.

Человек, достигший 18 лет, может обратиться с просьбой к президенту с просьбой о приёме в гражданство.

? В каждом ли ответе на вопрос вы уверены.

? каких сведений не хватает.

Обучающиеся работают самостоятельно, составляют кластер. Затем обсуждение, учитель с помощью учащихся составляет кластер на доске.

1. Выберите правильный ответ. 1. Первые государства образовались:
а) 30 тыс. лет назад; б) пять тыс. лет назад;

в) тысячу лет назад.
2. Первые государства появились в:
а) Африке; б) Антарктиде; в) Австралии.
3. Демократия — это:
а) власть одного человека; б) власть немногих людей;

в) власть народа.
4. Республика существовала в:
а) древнем Египте; б) древнем Междуречье;

в) древнем Риме.
5. Государства- полисы были в:
а) Индии; б) Греции; в) Риме.
6. Мировое сообщество это:
а) единство жителей Земли; б) единство жителей государства;
в) единство государств, входящих в НАТО.

2 . Распределите функции государства в схему, вписывая ответ цифрами. Внешние функции за пределами круга, внутренние- внутри круга.

Обеспечение защиты границ

Обеспечение целостности и независимости государства

Участие в решении глобальных проблем

Релли Робин : развернитесь к партнёру по плечу и по очереди назовите признаки государства, при этом не повторяться. Начинают партнёры №2 и 4.

  1. Физкультминутка.
  2. Изучение нового материала.

Что такое гражданство

Гражданин имеет право

Работа с рабочей тетрадью

В результате приема в гражданство

Когда оба или единственный родитель имеют гражданство России независимо от места рождения ребенка

Когда один из родителей гражданин России, другой — гражданин иностранного государства, но при этом ребенок родился на территории России

Родители ребенка, находящегося на территории России, неизвестны и не объявляются в течение шести месяцев с момента его обнаружения

По личному желанию человека, которому исполнилось 18 лет и который в течение пяти лет живет в России

Чтение текста учебника на стр.107 и работа с документом на стр.109.

Закрепление материала. Решение задач.

  1. Дайте консультацию 16-тилетнему гражданину Украины, который обратился к президенту РФ с просьбой о приёме его в российское гражданство.
  2. У Марины мать – гражданка РФ, а отец – гражданин Германии. Сама Марина родилась в Москве. Может ли Марина претендовать на российское гражданство.

Знакомство с понятиями: двойное гражданство, апатрид, иностранец. Работа с учебником. Стр.107.

Знакомство с символами государства.

Перечислите и изобразите государственные символы Российской Федерации.

Назвать символы государства;

Раскрасить шаблон российского флага.

Назвать из каких частей состоит герб России

Закрепление изученного материала. Теперь по завершении нашей темы, ещё раз прочтите все утверждения.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тип урока: урок открытия нового знания

Развивающий аспект: развивать умение критически мыслить, аргументировано отстаивать свое мнение, развивать умения работать с текстом: выделять главное, преобразовывать текст в схемы, логические цепочки, активизировать словарный запас;

Воспитательный аспект: воспитывать уважительного отношения к государству, формирование ценностей гражданского общества и правового государства.

Планируемые результаты:

Становление гуманистических и демократических ценностей;

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и куль туре других народов;

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов.

Метапредметные:

Овладение навыками смыслового чтения тестов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять текст в устной и письменной форме.

Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Овладение базовыми обществоведческими знаниями.

Оборудование:

-тексты с заданиями;

Основные понятия урока: государство, суверенитет, гражданство

Формы и методы изложения нового учебного материала:

Решение проблемного вопроса.

Индивидуальная работа с маршрутными листами:

работа с текстовым материалом.

Выполнение заданий: составление понятия, решение теста, преобразование текста в схему;

Оформление маршрутного листа.

Основные формы и методы организации индивидуальной и групповой деятельности обучающихся: индивидуальная работа с маршрутными листами в течение урока: составление понятий, решение теста на основе текста учебника и преобразование текста в схемы.

Критерии определения уровня внимания и интереса обучающихся к излагаемому педагогом учебному материалу: качественное выполнение заданий, вопросы по излагаемому материала, желание использовать дополнительную литературу.

Методы мотивирования учебной активности обучающихся в ходе освоения нового учебного материала : слово учителя, использование притчи, иллюстративный материал, проблемная ситуация, исследование, создание ситуации успеха.

Перед началом урока учащимся раздаются рабочие листы с заданиями, которые они будут выполнять в течение урока.

Мотивация. Эмоциональный настрой (включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне).

Я рада встрече с вами. Сомкните ладошки и представьте в них солнечный лучик. Улыбнитесь ему и передайте мысленно этот лучик своему однокласснику. Давайте улыбнемся друг другу пожелаем хорошего настроения и начнем наш урок. Хочется надеется, что наш урок пройдет в атмосферы взаимопонимания и уважения к друг другу. (слайд 1).

-Урок будет необычный

-Узнаем много нового

-Урок доставит радость общения

-Порадуем друг друга своими успехами

-На уроке будет интересно (слайд 2)

2.Актуализация знаний и пробное учебное действие (готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий)

Я, хотела бы начать наш урок с притчи, которая принадлежит древнему китайскому мудрецу Конфуцию

Однажды Конфуций проезжал неподалёку от горы. Какая-то женщина в голос рыдала над могилой. Склонившись в знак почтения на передок колесницы, Конфуций слушал её рыдания. А затем послал к женщине своего ученика, и тот спросил её:

— Вы так убиваетесь — похоже, что скорбите не впервой?

— Так оно и есть, — ответила женщина. — Когда-то от когтей тигра погиб мой свёкор. После от них же погиб мой муж. А теперь вот от них погиб мой сын.

— Отчего же не покинете эти места? — спросил Конфуций.

— Здесь нет жестоких властей, — ответила женщина.

— Запомни это, ученик, — сказал Конфуций. — Жестокая власть — свирепее тигра.

Ребята, вот такая притча

Почему женщина, потерявшая своих близких не покидает эти места? ( здесь нет жестоких властей)

С кем сравнивает Конфуций жестокую власть? ( с тигром)

Как вы думайте, кого имели ввиду женщина и Конфуций, говоря о власти?(правителей государства)

Без чего в обществе не было бы законов, правил, отсутствовала бы власть?(без государства)

В чьих руках находится власть?

Куда обращаются ваши родители, если им необходимо решить какие – либо правовые вопросы? Какова будет тема нашего урока?

Учитель подводит учащихся к теме урока «Государство – это ………………….. (слайд 3)

Учитель сообщает учащимся, что в течение урока мы будем выполнять задания в рабочих листах и предлагает записать тему урока (слайд 3).

Также в течение урока каждый будет оценивать свою работу, и выставлять себе отметки. Мы с вами использовали следующие критерии:

«- « - не справился с заданием

3. Выявление места и причины затруднения.

3.1. Ребята, давайте вспомним, а что мы уже знаем о государстве, или государствах с уроков истории, обществознания. У вас в рабочем листе есть табличка. Подумайте 1-2 минутки и запишите, что вы знаете (Слайд 4)

4. Построение проекта выхода из затруднения ( постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средства ее реализации).

Ребята, а чего мы не знаем о государстве, почему тема урока записана без окончания с многоточием. Какова будет цель нашего урока? Учащиеся должны предположить, что необходимо в течение урока узнать, что такое государство и дописать эту фразу. Это будет цель нашего урока – узнать, что такое государство. Учащиеся называют перечень вопросов по теме урока, учитель записывает все предложения детей на доске, при этом выслушав ответы всех детей. На доске появляется план урока, составленный детьми.

Запишем цель урока в таблицу, во вторую колонку.

5. Реализация построенного проекта.

Выполнение учащимися задания № 1 в рабочем листе. Из предложенных слов составить предложение. Мальчики – первое предложение

Девочки – второе предложение

1(мальчики) понятие: проживающий, страны, политически организованный народ, на территории.

2(девочки) понятие : верховной властью, система учреждений, на определенной территории, обладающих.

Девочки: Система учреждений , обладающих верховной властью на определённой территории.

Далее выделяются признаки главных слов, путем наводящих вопросов.

5.2.Краткая справка о появлении первых государств, (слайд 7).

Учитель совместно с учениками разбирает признаки государства по учебнику стр. 49-50.

5.4.В разные времена существовали разные государства, как и сегодня. Какие существуют виды государств. Прочитайте учебник стр.52-54, проанализируйте прочитанное и заполнить схему - задание № 3 в рабочем листе. Определите критерий видов государств

Критерий - участие народа в управлении государством

Критерий - кто и как осуществляет власть

6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи (применение нового знания в типовых заданиях). Устный разбор задания всеми вместе.

Каким государством является Россия?

каким государством является Россия, и объяснить почему, используя знания, полученные на уроке (слайд ).

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Задание № 5 в рабочем листе. Вставьте в текст пропущенные по смыслу слова, применяя, используя знания, полученные на уроке.

Система учреждений, обладающих верховной властью, на определенной территории, называется ……………….. Главным признаком государства является …………………………, т.е. независимость государства во внутренних делах и во внешней политике. Существуют несколько видов государств. Государство в котором народ участвует в управлении , может принимать важнейшие решения, может критиковать и контролировать власть называется …………………. а там где народ отстранен от участия в осуществлении властью называется ………………………………

Государство, во главе которого стоит монарх, власть которого передается по наследству, называется …………….. Если власть осуществляют выбранные населением на определенный срок органы (парламенты), то такое государство называется …………………………

8. Самоконтроль. Рефлексия учебной деятельности на уроке Ребята вспомните, какова была цель урока. Допишите в 3 колонку таблицы в рабочем листе, что вы узнали на уроке . (слайд )

Происхождение государства

Государство — основа политической сферы жизни общества. С древнейших времён государство решает проблемы, связанные с жизнью людей внутри страны, занимается вопросами, возникающими в отношениях с другими странами.

Первые государства появились в глубокой древности — приблизительно 5—6 тыс. лет назад в долинах плодородных рек Нила, Тигра и Евфрата, Инда. Из курса истории вы уже знаете о том, как жили люди в Древнем Египте, Шумере, Вавилоне, Индии.


Существовало ли государство у первобытных людей? Свой ответ обоснуйте.

До сих пор в науке идут споры о происхождении государства. Учёные не могут однозначно сказать, каким образом у разных народов возникали государства. Одни считают, что главную роль в этом процессе сыграли завоевания: сильные покорили слабых и стали ими управлять. Другие полагают, что люди между собой договорились объединиться и придумали органы управления, которые помогали регулировать отношения между ними и наказывать тех, кто нарушал порядок. Третьи придерживаются мнения, что создание государства — это закономерный процесс развития экономики <хозяйства), который приводит к появлению бедных и богатых, необходимости защитить имущество и интересы властвующих.

Сегодня термин государство употребляется в разных значениях. В широком смысле государство — это то же самое, что страна и политически организованный народ, проживающий на данной территории (российское, американское, французское государство).

В узком значении этого слова государство обозначает только организацию власти, стоящей над обществом; систему учреждений, обладающую верховной властью на определённой территории. Оно существует наряду с другими политическими организациями: партиями, движениями.

Мы живём в государстве, которое называется Россия, Российская Федерация.

Признаки государства

Существуют несколько главных признаков государства.

Во-первых, единая территория. Государственная власть действует на определённой территории. Она объединяет и защищает людей на этой территории независимо от их родства. Территория государства имеет границы.

Во-вторых, суверенитет. Это понятие обозначает верховенство государственной власти внутри страны и её независимость в международных отношениях. То есть именно власть имеет право устанавливать единый порядок на территории всей страны и действовать от имени всего населения.

Советуем запомнить!

В-третьих, аппарат управления, т.е. особая группа людей, которые осуществляют власть в стране. Для поддержания порядка используются суд, полиция, армия, тюрьмы.

В-четвёртых, налоги, которые собираются с населения. Они необходимы для содержания государственного аппарата, армии, полиции, а также для помощи части населения (инвалидам, сиротам), развития науки и искусства.

В-пятых, наличие законов, в которых закреплены обязательные правила поведения для людей, находя­щихся на территории государства. Несоблюдение зако­нов влечёт юридическую ответственность.

Государственные символы

У любого государства есть свои государственные символы — герб, флаг, гимн, которые отражают особенности его истории.

Государственный герб — эмблема — официальный отличительный знак, который представлен на флагах, деньгах, печатях. В Российской Федерации Государственный герб представляет собой золотого двуглавого орла, помещённого на красном четырёхугольном геральдическом (геральдика — наука о гербах) щите. Орёл увенчан двумя малыми коронами и — над ними — одной большой короной, соединёнными лентой. В лапах орла — скипетр и держава — символы власти, а на его груди на красном щите — всадник, поражающий копьём дракона.

Государственный флаг РФ представляет собой прямоугольное полотнище из трёх равных по величине горизонтальных полос: верхней — белого цвета, средней — синего и нижней — красного.

Россия — священная наша держава,
Россия — любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава —
Твоё достоянье на все времена!

Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!

От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая —
Хранимая Богом родная земля!

Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают года.
Нам силу даёт наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!

Государственным языком на всей территории нашей страны является русский язык (одновременно с русским языком в регионах — субъектах Российской Федерации — могут устанавливаться и другие государственные языки), денежной единицей — рубль.

Какие бывают государства?

Государства бывают разные. Выделяют демократические и недемократические государства. Как вы уже знаете из курса истории Древнего мира, слово демократия происходит от греческих слов demos и kratos — власть народа. В демократическом государстве народ участвует в управлении, принимает важнейшие решения, может критиковать действия властей, контролировать их. Государство берёт на себя обязанность защищать права людей, охранять их покой, обеспечивать безопасность и порядок.

Дополнительное чтение

В недемократических государствах отношения между властью и народом совсем другие. Власть находится, как правило, в руках одного человека или группы людей. Народ практически отстранён от участия в осуществлении власти. Правители могут не считаться с интересами населения.

По тому, как формируется верховная власть, государства делятся на монархии и республики. При монархии во главе государства стоит король или царь, власть которого передаётся по наследству. Иногда представители одной семьи правят государством десятилетиями и столетиями (например, династии Каролингов во Франции, Рюриковичей и Романовых в России, Виндзорская династия в Великобритании).


Советуем запомнить!

Монархия — форма правления, при которой власть принадлежит одному человеку и передаётся по наследству.

В республике верховная власть формируется выборным путём: президент и парламент избираются народом на определённый срок. Большинство современных государств являются республиками, например Россия, США, Италия, Германия, Индия, Бразилия, Нигерия.

Интересные факты

Одними из самых маленьких государств в мире являются Науру и Тувалу.

Современная Российская Федерация — демократическое государство с республиканской формой правления.

Подведём итоги

Государство — политическая организация общества, которая имеет определённую систему учреждений, при помощи которых осуществляет управление обществом на определённой территории.

Государство отличают определённые признаки и символы, через которые отражаются особенности его истории и современности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка некоторых материалов (презентации, конспекты, задания) к урокам Обществознания, 6 класс, А.И. Кравченко.

Какие бывают государства?

Какие бывают

государства?

План урока: Происхождение государства. Признаки государства. Государственные символы. Какие бывают государства?

Государство – фундамент политической сферы общества

ГОСУДАРСТВО – важный институт общества,

призванный обеспечить порядок

и организовать жизнь людей.

Первые государства появились 5-6 тыс. лет назад в долинах плодородных рек Нила, Тигра и Евфрата, Инда.

Первые государства появились 5-6 тыс. лет назад в долинах плодородных рек Нила, Тигра и Евфрата, Инда.

 Происхождение государства Роль завоеваний: сильные покорили слабых и стали ими управлять

СУВЕРЕНИТЕТ

ГРАЖДАНСТВО

АППАРАТ УПРАВЛЕНИЯ

АТРИБУТЫ ГОСУДАРСТВА

Государственный суверенитет - это государственная независимость.

- это государственная независимость.

Государственные символы России ?

Государственные символы России

Государственные символы Государственный герб; Государственный флаг; Государственный гимн.

Государственные символы России


Формы правления в государствах МОНАРХИЯ ОГРАНИЧЕННАЯ АБСОЛЮТНАЯ

Формы правления в государствах

ОГРАНИЧЕННАЯ

Формы правления в государствах ПРЕЗИДЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА ПАРЛАМЕНТСКАЯ СМЕШАННАЯ

Формы правления в государствах

Запишите определения в тетрадь Монархия – форма правления, при которой власть принадлежит одному человеку и передаётся по наследству. Республика – форма правления, при которой власть осуществляется выборными органами.

Запишите определения в тетрадь

Подведём итоги:

  • Государство – политическая организация общества, которая имеет определённую систему учреждений, при помощи которых осуществляет управление обществом на определённой территории.
  • Государство отличают определённые признаки и символы, через которые отражаются особенности его истории и современности.


-75%

Читайте также: