Роль права в жизни человека общества и государства 9 класс конспект

Обновлено: 06.07.2024

Право – совокупность общеобязательных ном, правил, охраняемых силой государства.

Признаки права.

  • Носит системный характер, формально выражено в нормативных правовых актах.
  • Основано на принципах справедливости и ценностях, уважаемых в обществе.
  • Связано с государством: правила, выработанные обществом, санкционируются (утверждаются) государством; другие правила устанавливаются государством.
  • Носит общеобязательный характер, нарушение несёт юридическую ответственность.

Роль права в жизни общества и государства.

Роль права в жизни общества и государства велика. Она определяется теми функциями, которыми оно выполняет.

Функции права.

  • Регулятивная – регулирует общественные отношения, устанавливая модели поведения.
  • Защитная – защищает, охраняет интересы людей, устанавливая юридическую ответственность нарушителям.
  • Воспитательная – развивает в людях чувство добра, гуманности, справедливости, правды.
  • Ограничительная – устанавливает жёсткие критерии (важнейшие признаки) оценки поведения людей с точки зрения его правомерности и противоправности.

Российская система законодательства.

Законодательство — совокупность нормативных актов, действующих в стране. Законодательство — единая система, все части которой объединены и взаимодействуют на основе соподчинения (иерархии).

В систему законодательства РФ входят:

  • Конституция – основной закон РФ
  • законы
  • подзаконные акты

Отрасли права.

Все нормативные акты подразделяют на отдельные большие группы прав — отрасли права.

Отрасль права — совокупность (группу) правовых норм, которые регулируют отдельную сферу (область, круг) близких по своему характеру (однородных) общественных отношений (например, трудовое право — это отрасль права, регулирующая сферу трудовых отношений; семейное право — отрасль, регулирующая сферу семейных отношений, и т. д. )

В России система законодательства включает около 30 отраслей.

Важнейшие отрасли права:

  • конституционно право – регулирует сферу общественных отношений, связанных с устройством государства и правовым положением человека;
  • гражданское право – регулирует сферу имущественных и личных неимущественных отношений;
  • административное право – регулирует общественные отношения в сфере государственного управления.

Внутри отрасли выделяются небольшие группы взаимосвязанных норм — институты права, которые регулируют однородные общественные отношения.

Примеры институтов права.

  • В конституционном праве можно выделить институт гражданства как совокупность норм, регулирующих общественные отношения, связанные с приобретением, осуществлением, изменением или утратой лицом статуса гражданина государства и т.д.
  • В гражданском праве, например, есть институт купли- продажи, институт дарения, институт сделки и др.
  • В уголовном — институт необходимой обороны, институт крайней необходимости, институт невменяемости и т. д.
  • В семейном — институт брака и т. д.

Каждый правовой институт включает в себя совокупность правовых норм.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект и презентация к уроку обществознания в 9 классе по теме "Роль права в жизни человека, общества, государства". При подготовки урока использовались материалы справочника для подготовки к ОГЭ П.А. Баранова.

Предмет: обществознание.

Учебник: Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф., Матвеев А.И.

Цель: Содействовать осознанию меры свободы и равенства в обществе через принятия правовых норм, сохранение миропорядка;

Развивать представление о происхождении миропорядка, формах его сохранения и правах человека;

Воспитывать юридически грамотных, дисциплинированных граждан с активной жизненной позицией

Тип урока : изучение нового материала

Оборудование урока:

- учебник Боголюбова Л.Н, Иванова Л.Ф., Матвеев А.И.

- Сегодня нам предстоит обсудить важную тему, которая является одной из основополагающих в формировании гражданской позиции каждого гражданина государства, независимо от его нравственных и политических убеждений.

II. Актуализация знаний. Мы знаем, что общество живет по особым правилам. Как они называются? ( социальные нормы) Для чего люди придумывают социальные нормы? Людям всегда был необходим такой регулятор поведения, который помог бы им спокойно договариваться по самым острым проблемам, мирно и справедливо улаживать любые конфликты. Мудрость и здравый смысл, присущее человеку, привели к открытию права. О нем и пойдет речь на уроке.

Объявление темы, целей и плана урока - сл.1-2

III. Изучение новой темы

Задание: стр. 65-68 - найди в тексте смысловые значения понятия и выписать.

Зачем нужно право? Основные функции - сл.6

Функции права: - регулятивная: регулирует общественные отношения,

устанавливая модель поведения их участников.

- охранительная: защищает, охраняет интересы людей,

устанавливает юридическую ответственность.

-развивает в людях чувства справедливости, правды, добра гумманости

-устанавливает жесткие критерии оценки поведения людей с точки зрения его правомерности или противоправности.

2)Мера свободы. В чем подлинная свобода человека? Существует ли мера свободы? Как государство ограничивает естественные права человека?

Когда государство принимает ту или иную правовую норму, оно закрепляет ее в официальном (государственном) письменном документе – нормативно правовом акте.

Задание: записать определение понятия нормативно правовой акт.

Задание: Стр. 69 – найдите иерархическую лестницу нормативно – правовых актов.

Какой из них является самым главным?

Таким образом нормы права различаются в зависимости от того в каком документе они закреплены:

Конституционные нормы;

Нормы закона;

Нормы подзаконного акта

Что такое закон? (словарь)



Законы принимает: законодательная власть, парламент (в России – Федеральное собрание) или народ (путём референдума). Подразделяются на основной ( Конституция) и обыкновенные.

указы (принимает президент);

приказы и инструкции (министерства)

Все нормативно – правовые акты должны подчиняться Конституции, они не могут ей противоречить!

Задание: Как вы поняли, что обозначает словосочетание



4)Система законодательства

Законодательство, т.е. всю совокупность нормативных актов, подразделяют также на отдельные большие группы прав –

отрасли права - совокупность правовых норм, которые регулируют сферу близких по своему характеру общественных отношений.

Задание: Стр. 71 – назовите отрасли права; Сколько их насчитывается в РФ? Какая из них является самой важной?

Внутри отраслей права принято выделять небольшие группы взаимосвязанных норм – институты права.

Таким образом можно говорить о существовании целой системы права (объективно существующем внутреннем строении права, его подразделении на отрасли, подотрасли, институты и нормы).

IV . Закрепление

1. Право в отличие от других видов социальных норм:

1) регулирует общественную жизнь; 2) устанавливает правила поведения;

3) ограничивает свободу людей; 4) обеспечивается силой государства.

2.Что свойственно любому государству:

1) рыночная экономическая система 2) стремление расширить свою территорию;

3) гарантия прав и свобод человека; 4) издание правовых норм.

3.Ниже приведены примеры нормативных правовых актов. Все они за исключением одного, относятся к подзаконным актам. Найдите и укажите пример, выпадающий из этого ряда:

1.Указ Президента, 2. постановление правительства,

3.Конституция государства, 4. распоряжение министра

4. Заполните таблицу.

5.Право - совокупность устанавливаемых и не охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обще­стве. Право необходимо для создания единой системы норм, навязываемых членам общест­ва, обеспечения законами исполнения правовых норм и защиты прав граждан. Нормы права ус­танавливаются уполномоченными лицами, они отражены в официальных бумагах.

V. Д/з §8 читать, вопросы на стр.72 (устно), задания 1, 4 (письменно), учить записи в тетради. сл.17

Обществознание, 9 §8 с.65-72 Роль права в жизни человека, общества и государства

Обществознание, 9

Роль права в жизни человека, общества и государства

Изучение нового материала

Изучение нового материала

На стр. 65-68 найди все указанные в тексте смысловые значения этого понятия и выпиши их.



 Мера свободы

Норма права. Закон

Когда государство принимает ту или иную правовую норму, оно закрепляет ее в официальном (государственном) письменном документе – нормативно правовом акте

Норма права. Закон Таким образом нормы права различаются в зависимости от того в каком документе они закреплены: Конституционные нормы; Нормы закона; Нормы подзаконного акта Что такое закон? (словарь) Стр. 69 – найдите иерархическую лестницу нормативно – правовых актов. Какой из них является самым главным? Конституция (лат. constitutio — установление, устройство) — нормативно-правовой акт наивысшей юридической силы, который принимается в результате прямого волеизъявления народа или специальным конституционным собранием, К. закрепляет общественно-политические и экономические основы устройства государства и жизнедеятельности общества и поэтому является базовым документом для законодательства .

Норма права. Закон

Таким образом нормы права различаются в зависимости от того в каком документе они закреплены:

  • Конституционные нормы;
  • Нормы закона;
  • Нормы подзаконного акта

Что такое закон? (словарь)

Стр. 69 – найдите иерархическую лестницу нормативно – правовых актов.

Какой из них является самым главным?

Конституция (лат. constitutio — установление, устройство) —

нормативно-правовой акт наивысшей юридической силы, который принимается в результате прямого волеизъявления народа или специальным конституционным собранием, К. закрепляет общественно-политические и экономические основы устройства государства и жизнедеятельности общества и поэтому является базовым документом для законодательства .

Законы принимает: законодательная власть, парламент (в России – Федеральное собрание) или народ (путём референдума). Подразделяются на основной ( Конституция) и обыкновенные. Подзаконные акты: указы (принимает президент); постановления (правительство); приказы и инструкции (министерства) Все нормативно – правовые акты должны подчиняться Конституции, они не могут ей противоречить!

Законы принимает: законодательная власть, парламент (в России – Федеральное собрание) или народ (путём референдума). Подразделяются на основной ( Конституция) и обыкновенные.

  • указы (принимает президент);
  • постановления (правительство);
  • приказы и инструкции (министерства)

Все нормативно – правовые акты должны подчиняться Конституции, они не могут ей противоречить!

Норма права. Закон

Как вы поняли, что обозначает словосочетание

Попробуйте сравнить норму права с другими известными вам социальными нормами – обычаем, моралью. Что у них общего, какие есть отличия?

Норма права. Закон

Норма права. Закон


Система законодательства Законодательство, т.е. всю совокупность нормативных актов, подразделяют также на отдельные большие группы прав – отрасли права - совокупность правовых норм, которые регулируют сферу близких по своему характеру общественных отношений. Стр. 71 – назовите отрасли права; Сколько их насчитывается в РФ? Какая из них является самой важной?

Законодательство, т.е. всю совокупность нормативных актов, подразделяют также на отдельные большие группы прав –

отрасли права - совокупность правовых норм, которые регулируют сферу близких по своему характеру общественных отношений.

Стр. 71 – назовите отрасли права; Сколько их насчитывается в РФ? Какая из них является самой важной?

Система права Внутри отраслей права принято выделять небольшие группы взаимосвязанных норм – институты права. Например, в гражданском праве выделяют институт купли – продажи, институт дарения, институт сделки и др. Таким образом можно говорить о существовании целой системы права ( объективно существующем внутреннем строении права, его подразделении на отрасли, подотрасли, институты и нормы ).

Внутри отраслей права принято выделять небольшие группы взаимосвязанных норм – институты права.

Например, в гражданском праве выделяют институт купли – продажи, институт дарения, институт сделки и др.

Таким образом можно говорить о существовании целой системы права ( объективно существующем внутреннем строении права, его подразделении на отрасли, подотрасли, институты и нормы ).

Повторим: 1. Право в отличие от других видов социальных норм: 1) регулирует общественную жизнь; 2) устанавливает правила поведения; 3) ограничивает свободу людей; 4) обеспечивается силой государства. 2.Что свойственно любому государству: 1) рыночная экономическая система 2) стремление расширить свою территорию; 3) гарантия прав и свобод человека; 4) издание правовых норм. 3.Ниже приведены примеры нормативных правовых актов. Все они за исключением одного, относятся к подзаконным актам. Найдите и укажите пример, выпадающий из этого ряда: 1.Указ Президента, 2. постановление правительства, 3.Конституция государства, 4. распоряжение министра 4. Заполните таблицу: Отрасли права Конституционное Регулируемая сфера Гражданское Административное Трудовое Семейное

1. Право в отличие от других видов социальных норм:

1) регулирует общественную жизнь; 2) устанавливает правила поведения;

3) ограничивает свободу людей; 4) обеспечивается силой государства.

2.Что свойственно любому государству:

1) рыночная экономическая система 2) стремление расширить свою территорию;

3) гарантия прав и свобод человека; 4) издание правовых норм.

3.Ниже приведены примеры нормативных правовых актов. Все они за исключением одного, относятся к подзаконным актам. Найдите и укажите пример, выпадающий из этого ряда:

1.Указ Президента, 2. постановление правительства,

3.Конституция государства, 4. распоряжение министра

4. Заполните таблицу:

Домашнее задание §8 читать, вопросы на стр.72 (устно), задания 1, 4 (письменно), учить записи в тетради.

§8 читать, вопросы на стр.72 (устно), задания 1, 4 (письменно), учить записи в тетради.


-75%

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Роль права в жизни человека, общества и государства


Право – это система общеобязательных, формально-определённых правил поведения, принятых или санкционированных государством, предназначенных для регулирования общественных отношений и гарантированные государством и его силой принуждения.

Право бывает:
1.Естественное(у человека при жизни, не создаётся государством, например, право на жизнь);
2.Позитивное(создаётся государством, например, право на владение огнестрельным оружием).

Также право бывает публичное (регулирует взаимоотношения между государством и частными лицами, например, уголовное право, административное, конституционное..) и частное (регулирует взаимоотношения частных лиц, например, гражданское право, семейное право).

Право закрепляется в документах, имеющих письменную форму. Такие документы называются нормативно-правовыми актами(НПА).
Иерархия НПА:
I .Основной закон:
1.Конституция(распространяется на всю территорию и имеет верховенство на всей территории РФ);
II .Законы:
2.Федеральные конституционные законы(ФКЗ) – принимаются по вопросам, о которых прямо говорится в конституции;
3.Федеральные законы(ФЗ) – регулируют важнейшие общественные правоотношения, также к ФЗ относятся кодексы;
III .Подзаконные акты:
4.Указы президента(по важным вопросам общественной жизни, а также заменяют ФЗ, если данный ФЗ, регулирующий определённые общественные отношения ещё не принят);
5.Постановления и распоряжения Правительства(в рамках компетенции министерств);

Все подзаконные акты работают только на основании законов и Конституции и не должны им противоречить. Также и законы не должны противоречить Конституции.

Само право представляет из себя совокупность правовых норм. Правовая норма – это общеобязательное правило поведения, принятое или санкционированное государством и защищённое его силой принуждения.

Вся совокупность нормативных актов действующих в стане называют законодательством. У Законодательства есть своя структура:
1.Отрасль права(регулирует родственные общественные отношения специфическим правовым методом, например, гражданское, семейное, уголовное право);
2.Подотрасль(совокупность правовых норм, регулирующих определённый вид общественных отношений в рамках отрасли, например, право интеллектуальной собственности, которое является составной частью гражданского права);
3.Институт(группа правовых норм, являющихся составной частью отрасли или подотрасли права, регулирующих однородные общественные отношения, которые тесно связаны между собой, например, авторское право в рамках права интеллектуальной собственности);
4.Норма права(правило поведения, которое в кодексе выражается в форме статьи).

смогут связывать права и обязанности гражданина перед государством и права и обязанности государства перед гражданином.

Метапредметные:

В результате изучения темы обучающиеся

приобретут умение воспринимать и оценивать различные подходы к пониманию права;

приобретут способность критически осмысливать информацию из разных источников.

В результате изучения темы учащиеся

осознают ценность права;

смогут занимать собственную аргументированную позицию по вопросу, в чем суть права;

смогут соотносить свои поступки с нормами права.

2 Место темы в системе учебных занятий

С темы начинается вторая глава, посвящённые изучению права. Знания о понятиях, введённых на уроке, будут расширяться по мере освоения следующих параграфов главы.

3 Оборудование и материалы

4 Перечень вопросов для обязательного рассмотрения

Основное назначение права в обществе. В чём смысл понятия право. Естественное право.

Потребность в порядке и справедливости. Мера свободы.

Норма права. Закон.

5 Опорные знания

Даты и события: 10 декабря 1948 года - Всеобщая декларация прав человека, 12 декабря 1993 года - принятие Конституции РФ, 21 сентября 1995 года - принятие Конституции Республики Мордовия.

Понятия: гражданин, государство, гражданство, права человека, основной закон государства, конституция, декларация, обязанности гражданина.

6 Организация учебной деятельности

Варианты организации работы:

Комбинированный урок, включающий в себя объяснение учителя, самостоятельную работу обучающихся с материалами параграфа как индивидуально, так и в группах, работу со схемами, беседу.

Мотивационный блок.

В качестве мотивации можно предложить ситуацию выбора. Учитель, обращается к учащимся: В каком бы государстве вы хотели жить?

Проблемный блок.

Учитель ставит вопросы: Как сделать так, что бы ничьи права и свободы не ущемлялись? Возможно ли установить меру ограничения прав и свобод? Имеется ли необходимость в ограничении чьих-либо интересов, прав и свобод? Например: то, что автомобилисты и пешеходы должны соблюдать правила дорожного движения (чтобы не было аварий, наездов, гибели людей и других неблагоприятных последствий), ограничивает их права или нет? Если ограничивает, то данные ограничение вредны или полезны человеку, обществу и государству. Данный отрезок занятия проводится в форме мозгового штурма. Все ответы записываются, а затем учащимся предлагается сделать вывод о регуляторах, определяющих меру свободы нашего поведения. В случае затруднений с формулировкой вывода, учитель просит учащихся обратиться к учебному материалу (с. 65-67), а также напоминает, что некоторые народы долгое время обходились без конституций и кодексов. Писаные законы им заменяли иные социальные нормы. Так, в Древнем Китае придавали первостепенное значение нормам ритуала, в арабских странах – религиозным нормам. Среди других регуляторов поведения людей широко распространены обычаи.

Учитель подчеркивает, что со временем именно право становилось более предпочтительным социальным регулятором. Право по возможности и необходимости вбирает в себя самые разные нормы. Общий характер (нормативность) и обязательность, подкрепленные авторитетом государства – основной признак и в то же время преимущество правовых норм.

Учащимся предлагается, используя их жизненный опыт, привести примеры, доказывающие преимущества права и его ценность в качестве социального регулятора.

Учитель подводит обучающихся к выводам:

Право аккумулирует в себе все духовные ценности народа, передаёт их из одного поколения в другое.

Право устанавливает в обществе правила поведения, которые направлены на упорядочение связей между людьми.

Право защищает общественные отношения от негативного воздействия, которое может пагубно отразиться на всём ходе развития общества.

Информационно-аналитический блок.

Право четко устанавливает меру свободы людей. Устанавливая права человека, право также определяет юридические обязанности гражданина, ответственность.

Право определяет меру должного поведения людей, используя при этом меры стимулирования и ограничения.

Учащимся предлагается работа по источникам: Конституции России или Конституции Мордовии. Суть работы: найти во второй главе Конституции РФ или второй главе Конституции Республики Мордовия статьи, содержащие обязанности гражданина, номера статей записать в тетрадь. Учитель обращает внимание на название второй главы Конституции, что само по себе говорит о взаимосвязи прав, свобод и обязанностей человека и гражданина. Суть права именно состоит в этой взаимосвязи, что подчеркивал великий мыслитель И. Кант в своем категорическом императиве.

Дополнительный материал для хорошо подготовленных учащихся.

Иммануил Кант (1724—1804) — родоначальник классической немецкой философии и основоположник одного из крупнейших направлений в современной теории права — был профессором Кенигсбергского университета. Учение Канта сложилось в начале 70-х гг. XVIII в. в ходе предпринятого им критического пересмотра предшествующей философии. Свои социально-политические взгляды он первоначально изложил в цикле небольших статей, куда вошли работы "Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане" и "К вечному миру", а затем обобщил в трактате "Метафизика нравов" (1797 г.). … Кант вывел понятие нравственного закона. Моральная личность, считал философ, не может руководствоваться гипотетическими (условными) правилами, которые зависят от обстоятельств места и времени. В своем поведении она должна следовать требованиям категорического (безусловного) императива. Категорический императив Кант называл законом нравственной свободы и употреблял эти понятия как синонимы.

Философ приводит две основные формулы категорического императива. Первая гласит: "Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла стать всеобщим законом" (под максимой здесь понимается личное правило поведения). Вторая формула требует: "Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству". Несмотря на смысловое различие формулировок, по сути они близки друг другу — в них проводятся идеи достоинства личности и автономии нравственного сознания. (История политических и правовых учений. Учебник / Под ред. доктора юридических наук, профессора О. Э. Лейста. — М.: Издательство "Зерцало", 2000. — С. 223.)


По завершению работы со схемой учащимся предлагается задание: привести пример нормы права, проиллюстрировать один (по выбору) из признаков нормы права.

Так как учащиеся располагают таким источником конституционного права как Конституция, то можно посоветовать им привести пример нормы конституционного права.

Учитель ставит перед классом задачу: сравнить норму права с другими социальными нормами. Используется метод мозгового штурма.

Могут быть приняты следующие варианты различия норм права и норм морали:

Нормы права всегда закреплены в государственных правовых документах, нормы морали существуют в сознании людей, в учениях моралистов.

Нормы права обеспечиваются силой государства, соблюдение моральных норм обеспечивается благодаря совести и общественному мнению.

Несоблюдение норм права приводит к применению государственных санкций, несоблюдение норм морали - к общественному порицанию и мукам совести.

Менее подготовленные учащиеся могут воспользоваться материалами учебника (с. 70)

Сравнение норм права с другими социальными нормами позволяет подчеркнуть его особую роль как социального регулятор.

Далее учитель фокусирует внимание учащихся на том, что право должно воплощаться (выражаться) в законах и подзаконных актах. Рассматривается схема (учебник с. 69) или можно продемонстрировать следующую схему:


После работы по схеме формулируются выводы: есть конституционные нормы, нормы закона и подзаконного акта. Законы подразделяются на основной (Конституция) и обыкновенные. Все подзаконные акты исходят только из законов и не могут им противоречить.

В третьем пункте параграфа также рассматривается понятие нормативного акта. Выделяем определение закона (с. 69). Структурируем учебную информацию в виде новой схемы.



Завершив работу по схеме, учащиеся знакомятся с понятием институт права (учебник с. 71). Приводят примеры институтов конституционного, гражданского, уголовного, семейного, административного, трудового права.

Существует ли различие между правом и законом? Или они абсолютно совпадают?

Учащиеся высказывают своё мнение.

Граждане должны защищать свои права, добиваться принятия справедливых законов.

Домашнее задание: § 8. Задания 1,2.

Хорошо подготовленные учащиеся получают дополнительные задания:

Читайте также: