Астрономия на координатной плоскости конспект

Обновлено: 06.07.2024

Данный урок был проведен в рамках "Конкурса педагогического мастерства".

1.Образовательные: формирование умений по применению знаний по теме “Декартовая система координат” в новой ситуации (при рисовании рисунков).

Целесообразность и эффективность проведения данного урока:

Предъявление подвижных зрительных образов в качестве основы для осознанного овладения математическими фактами, индивидуализация и дифференциация обучения, стимулирование разнообразной творческой деятельности учащихся, воспитание навыков самоконтроля, привычки к рефлексии.

ВложениеРазмер
astronomiya_na_koordinatnoy_ploskosti.zip 1.58 МБ

Предварительный просмотр:

"Астрономия на координатной плоскости"

  1. Актуализация знаний
  1. Обратите внимание на нашу классную комнату. Что в ней сегодня изменилось? Что вы видите?

Учащиеся свой ответ начинают с фразы “Я вижу…”

  1. Звезды расположены хаотично или объединены в группы?

До изобретения компаса звезды были основными ориентирами, именно по ним древние мореходы и путешественники находили нужное направление

Идея задавать положение точки на плоскости с помощью чисел зародилась в древности - прежде всего у астрономов и географов при составлении звездных и географических карт. Поэтому наш урок посвящен астрономии.

Итак, ребята, я предлагаю Вам вспомнить прошлое и свести его с настоящим .

Таким образом, можно сказать, что вы уже тогда фактически определяли координаты точек в 1 координатной четверти. Буквы принадлежали оси ОХ, а числа-оси ординат. Я предлагаю вспомнить , как Вы это делали.(Слайд3-4)

  1. Что же образует систему координат на плоскости? (слайд5)
  2. Как называют:
  1. Как расположены координатные четверти на координатной плоскости?(слайд 6)
  2. Я утверждаю, что на плоскости задана система координат. Права ли я? Почему?
  3. Как называется ось ОХ? Как называется ось ОУ? Назовите абсциссу точки. Назовите ординату точки.
  1. Остановимся немного на имени великого французского математика, который ввел понятие прямоугольной системы координат

Рене Декарт родился 31 марта 1596 г. в семье мелкого чиновника на далеком западе Франции, недалеко от современного города Тур. После окончания иезуитского колледжа Рене нанялся солдатом, а потом стал писарем сначала в армии французского, а потом баварского королей. Вместе с армией Декарт кочевал по всей Западной Европе. В путешествиях он, по его же словам, "изучил Большую книгу мира - мать Природу", много читал, а при случае - общался с современными ему учеными и философами. 1629 году, Декарт поселился в Голландии и посвятил себя исключительно научной деятельности. За 31 год непрерывной работы, в условиях преследования католической и протестантской церквями (Декарт и умер в бегах от своих преследователей) он сделал и описал ряд научных открытий, которые вошли в золотой фонд научных знаний человечества. Им единолично сделаны и сформулированы законы инерции, преломления и отражения лучей, сохранения и измерения движения, алгебры переменных величин, условных рефлексов у животных, относительности движения, ввел использование в математике и физике оси координат X, Y, Z. Он автор теории, объясняющей образование и движение небесных тел вихревым движением частиц материи (вихри Декарта). Ввел представление о рефлексе (дуга Декарта).

Он создал философию, которая еще при его жизни превратилась в доминирующую в философской мысли Европы школу и направление, которая взяла его имя (Де’Карт, по латыни - Cartesius) - картезианство. Он вел постоянную и огромную переписку почти со всеми своими выдающимися современниками. И это при всем при том, что Декарт не был человеком богатырского здоровья и что его слабый организм свела в могилу небольшая простуда на просырелых улицах Стокгольма. Умер в 1650 году.

  1. Ребята, мы с вами, изучая тему “Координатная плоскость”, научились находить координаты точек на плоскости. Итак, сколько координат имеет точка на плоскости и как они называются?
  2. Назвать координаты точек по готовому рисунку, сделать выводы.
  3. В каком случае точка будет принадлежать оси абсцисс?( слайд 10)
  4. В каком случае точка будет принадлежать оси ординат? ( слайд 11)

Работа учащихся по цепочке у доски.

В безоблачную, безлунную ночь взору открывается величественная картина звездного неба. На первый взгляд, кажется, что невозможно разобраться в звездной россыпи. Но знать звездное небо интересно и полезно. Оно издавна привлекало к себе людей. Тысячи лет назад люди мысленно соединяли наиболее яркие звезды в разнообразные фигуры (созвездия) и называли их именами персонажей мифов и легенд животных и предметов.

Разные народы имели свои мифы и легенды о созвездиях, свои названия, причем число созвездий у разных народов было различно.

В настоящее время все небо условно разделено на 88 участков, имеющих строго определенные границы.

И сегодня мы попробуем перенести созвездия со звездного неба на координатную плоскость.

А т.к. взаимодействие науки о небе с другими разделами человеческого знания началось в Древней Греции, то, построив созвездие, мы послушаем миф, связанный с его возникновением.

Давайте попробуем сформулировать тему урока (-координатная плоскость; - построение точек на координатной плоскости; -созвездия на координатной плоскости; - астрономия на координатной плоскости).

Исходя из темы урока, попробуем сформулировать цели нашего занятия ( закрепить навыки построения точек на координатной прямой).

Ребята, наверное каждый из нас без труда найдет на ночном небе Большую и Малую Медведицы, звезды этих созвездий расположены в виде ковша.

Большая и Малая Медведицы имеют множество различных названий в легендах разных народов. Большую Медведицу часто называют колесницей, повозкой или просто семью быками.

1 уч-ся. У древних греков существовала легенда о созвездиях Большой и Малой Медведиц. Всемогущий бог Зевс решил взять себе в жены прекрасную нимфу Калисто, одну из служанок богини Афродиты, вопреки желанию последней. Чтобы избавить Калисто от преследований богини, Зевс обратил Калисто в Большую медведицу, ее любимую собаку – в Малую Медведицу и взял их на небо.

2 уч-ся: Наша милая планета

(Ты, конечно, знаешь это!)

Каждый день и каждый год

А с Земли при наблюденьи

Что кружится не она,

А все звезды и Луна.

Лишь ПОЛЯРНАЯ ЗВЕЗДА

Не стремится никуда!

И в любое время года

В самом центре хоровода

Сможешь ты её найти,

Если сбился вдруг с пути.

Ось земная на неё

Можешь быть уверен:

Где она - там СЕВЕР!

Та звезда - не просто точка,

А нога МИШУТКИ-дочки!

Черный нос МЕДВЕДЯ-мамы

На неё укажет прямо!

А теперь я предлагаю попробовать перенести созвездия Большой и Малой Медведиц со звездного неба на координатную плоскость . У каждого из Вас на парте лежат рабочие тетради с изображением координатной плоскости, рядом указаны координаты точек, которые вы должны построить. После построения точек по указанным координатам Вам необходимо соединить их отрезками в указанной ниже последовательности. Построенное изображение будет являться моделью рассмотренного ранее созвездия. Работать мы будем вместе, один из вас будет выполнять построения на доске. Успехов Вам!

Звезды, которые вы отметили сами, составляют наиболее яркую и видимую часть этого созвездия. Вместе их называют “ Ковш большой медведицы”. Каждая из этих звезд имеет свое название.

3 уч-ся: МЕДВЕДИЦУ БОЛЬШУЮ

Узнаю по КОВШУ я!

Семь звёзд сверкают тут,

А вот как их зовут:

ДУБХЕ освещает мрак,

Рядом с ним горит МЕРАК,

Сбоку ФЕКДА с МЕГРЕЦОМ,

От МЕГРЕЦА наотлёт

А за ним - МИЦАР с АЛЬКОРОМ

(Эти двое светят хором).

Замыкает ковшик наш

Он указывает глазу

Путь в созвездье ВОЛОПАСА,

Где АРКТУР прекрасный светит,

Всяк теперь его заметит!

  1. В незапамятные времена у царя эфиопов Цефея была красавица-жена – царица Кассиопея. Однажды Кассиопея имела неосторожность похвастать своей красотой в присутствии нереид – жительниц моря. Обидевшись, завистливые нереиды пожаловались богу моря Посейдону, и он напустил на берега Эфиопии страшное чудовище – Кита. Чтобы откупиться от Кита, опустошавшего страну, Цефей вынужден был по совету оракула отдать на съедение чудовищу свою любимую дочь Андромеду. Ее приковали к прибрежной скале. Каждую минуту Андромеда ожидала, что из морской пучины вынырнет Кит и проглотит ее.
  1. В это время герой древней Греции Персей совершал один из своих подвигов: он проник на уединенный остров на краю света, где обитали три страшные женщины – горгоны с клубками змей на голове вместо волос. Взгляд Горгоны превращал в камень все живое. Воспользовавшись сном горгон, Персей отсек голову одной из них по имени Медуза. Из ее тела выпорхнул крылатый конь Пегас. Две другие горгоны, проснувшись, хотели броситься на Персея, но он вскочил на крылатого Пегаса и, держа в руках драгоценную добычу – голову Медузы, полетел домой.
  1. Пролетая над Эфиопией, Персей заметил прикованную к скале Андромеду. К ней уже направлялся Кит, вынырнувший из морской пучины. Персей вступил в смертельный бой с чудовищем. Одолеть кита удалось лишь после того, как на него упал леденящий взгляд мертвой головы Медузы. Кит окаменел, превратившись в небольшой остров. Персей расковал Андромеду, привел ее к Цефею, а впоследствии женился на ней.
  1. Главных героев этого мифа фантазия древних греков поместила на небо. Так появились названия созвездий Цефея, Кассиопеи, Андромеды, Персея, Пегаса, Кита.
  1. Практическая работа-2 часть

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Программа элективного курса по математике "Занимательные задачи на координатной плоскости"

Рабочая программа элективного курса по математике в 6 классе.


Урок математики в 6 классе "Координатная плоскость"

Представлены: конспект урока, презентация и дидактический материал.


УРОК математики в 7 класса КООРДИНАТНАЯ ПЛОСКОСТЬ


Урок математики, 6 класс. Тема: "Координатная плоскость".

Урок-конкурс для 6 класса с применением игровой технологии обучения.



СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ




АСТРОНОМИЯ НА КООРДИНАТНОЙ ПЛОСКОСТИ


Автор работы награжден дипломом победителя II степени

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Математика – наука довольно сложная. Изучая ее, приходится не только решать примеры и задачи, но и работать с различными фигурами на плоскости и в пространстве.

Для определения положения точки на плоскости нужны два числа, две координаты.

Потребность в координатах и умении их определять первыми ощутили путешественники, особенно мореплаватели. В нашей повседневной жизни мы также очень часто сталкиваемся с координатами. Как из­вест­но, на каж­дом доме ука­за­ны его номер и на­зва­ние улицы – это адрес дома. На би­ле­те в любой зри­тель­ный зал на­пи­са­ны номер ряда и номер места – это адрес крес­ла. Для опре­де­ле­ния по­ло­же­ния точки на гло­бу­се надо знать дол­го­ту и ши­ро­ту – это адрес гео­гра­фи­че­ской точки (гео­гра­фи­че­ские ко­ор­ди­на­ты). Каж­дый объ­ект имеет свой упо­ря­до­чен­ный адрес (ко­ор­ди­на­ты). Таким об­ра­зом, адрес или ко­ор­ди­на­ты – это чис­ло­вое или бук­вен­ное обо­зна­че­ние того места, где на­хо­дит­ся объ­ект.

Ма­те­ма­ти­ка­ми была раз­ра­бо­та­на мо­дель, ко­то­рая, в част­но­сти, поз­во­ля­ет опи­сать любоерас­по­ло­же­ние чего-либо в пространстве. Такая мо­дель по­лу­чи­ла на­зва­ние система координат.

Система координат используется вастрономии для описания положения светил на небе или точек на воображаемой небесной сфере. Небесные координаты употреблялись уже в глубокой древности. Наблюдения изменений небесных координат привели к величайшим открытиям в астрономии, которые имеют огромное значение для познания Вселенной.

Цель работы:

установить связь между понятием координатная плоскость и астрономией.

Задачи:

изучить историю возникновения координатной плоскости;

установить связь астрономии с математикой;

построить изображения созвездий на координатной плоскости.

Координатная плоскость

Координатная плоскость - это плоскость, на которой задана определенная система координат. Такая плоскость задается двумя прямыми, пересекающимися под прямым углом. В точке пересечения этих прямых находится начало координат. Каждая точка на координатной плоскости задается парой чисел, которые называют координатами .

Две пер­пен­ди­ку­ляр­ные оси Охи Оу с раз­мет­кой на­зы­ва­ют пря­мо­уголь­ной, или де­кар­то­вой, си­сте­мой ко­ор­ди­нат.

История создания системы координат

История возникновения координат и системы координат начинается очень неожиданно, первоначально идея метода координат возникла ещё в древнем мире в связи с потребностями астрономии, географии, живописи. Древнегреческого ученого Анаксимандра Милетского (ок. 610-546 до н. э.) считают составителем первой географической карты. Он четко описывал широту и долготу места, используя прямоугольные проекции. Более чем за 100 лет до нашей эры греческий учёный Гиппарх предложил опоясать на карте земной шар параллелями и меридианами и ввести хорошо теперь известные географические координаты: широту и долготу и обозначать их числами. Уже во II веке греческий астроном Клавдий Птолемей пользовался широтой и долготой в качестве координат. Прямоугольной сеткой пользовались также художники эпохи Возрождения.

В XIV веке французский математик Оресм ввёл, по аналогии с географическими, координаты на плоскости. Он предложил покрыть плоскость прямоугольной сеткой и называть широтой и долготой то, что мы теперь называем абсциссой и ординатой. Это нововведение оказалось очень продуктивным. На его основе возник метод координат, связавший геометрию с алгеброй. Точка плоскости заменяется парой чисел (х; у), т.е. алгебраическим объектом.

Основная заслуга в создании метода координат принадлежит французскому математику Рене Декарту.

Существует несколько легенд об изобретении системы координат, которая носит имя Декарта.До наших времён дошла такая история.Посещая парижские театры, Декарт не уставал удивляться путанице, перебранкам, а подчас и вызовам на дуэль, которые были вызваны отсутствием элементарного порядка распределения публики в зрительном зале. Предложенная им система нумерации, в которой каждое место получало номер ряда и порядковый номер от края, сразу сняла все поводы для раздоров и произвела настоящий фурор в парижском высшем обществе.

Легенда 2.Однажды Рене Декарт весь день пролежал в кровати, думая о чем-то, а муха жужжала вокруг и не давала ему сосредоточиться. Он стал размышлять, как бы описать положение мухи в любой момент времени математически, чтобы иметь возможность прихлопнуть ее без промаха. И . придумал, декартовы координаты, одно из величайших изобретений в истории человечества.

Связь астрономии и математики

Астрономия - одна из самых древних наук, наряду с медициной и геометрией, она родилась очень давно. Помимо созерцания величественной картины звездного неба древние люди вели наблюдения движения звезд с чисто практическими целями. По их движению они научились определять время - время необходимое для отправления религиозных церемоний и для земледелия, а также ориентироваться на местности. Позже, этот раздел астрономии стал называться позиционной астрономией. Еще несколько десятилетий назад звездное небо использовалось в мореходной навигации. Сейчас навигация на поверхности Земли, осуществляется, в основном, по спутниковым системам типа "ГЛОНАС" (ГЛОбальная НАвигационная Система) или "GPS" (от английской абревиатуры "Global Position System"), хотя чисто астрономические методы и используются время от времени. Современные навигационные спутниковые системы позволяют определять положение на поверхности Земли с точностью до сантиметров и синхронизовать время с точностью до наносекунд. Все это является материализацией правильно выбранной системы координат и времени.

Системы координат в астрономии

Изучение космических объектов в той или иной степени связано с двумя проблемами астрономии - проблемой точного определения положения небесного тела в определенной системе координат на заданный момент времени и проблемой обработки наблюдений этого объекта. Решают эту проблему составляя астрономические каталоги - список избранных астрономических объектов (звезд или сейчас квазаров) с их едиными точными положениями и собственными движениями отнесенными к единой системе. Астрономические каталоги воплощают систему координат на небесной сфере и сохраняют эту систему в течении некоторого времени.

Один из самых старых астрономических каталогов был составлен древнегреческим астрономом Гиппархом (127 г. до Р.Х.) и содержал 1000 звезд. Наиболее известным каталогом, составленным античными астрономами, является каталог К. Птоломея, он пользовался широкой популярностью и переиздавался много раз.

Современные каталоги возникли уже в новое время в связи с появлением новых принципов наблюдений и новых астрономических инструментов. Точность определения положения отдельных объектов современных каталогов доходит до 100 микросекунд дуги, или в терминах безразмерных величин . Однако каталоги объектами которых являются звезды нашей Галактики не являются стационарными. Звезды движутся, они меняют свое видимое положение на небесной сфере, меняются угловые расстояния между ними со временем - это является недостатком любого каталога. Для того чтобы свести такие явления к минимуму необходимо выбирать как можно более далекие объекты. Грубо говоря, их уголовая скорость обратно пропорциональна расстоянию до них и чем дальше объект, тем меньше его угловая скорость. В качестве объектов радиоастрономических каталогов, например, выбирают квазары - наиболее удаленные объекты нашей Вселенной. Излучение этих объектов наблюдают в радиодиапазоне, так возникают радиокаталоги.

Недавно были завершены работы над одним из самых грандиозных астрономических проектов. Этот проект назывался "Карта неба". Впервые в мире получен однородный ряд наблюдений охватывающий несколько поколений астрономов, длительностью в сто лет!

Другой астрономический проект, осуществленный уже в наше время - астрометрический спутник в космическом пространстве. Это европейский проект HIPPARCOS. Этот спутник измерил положения полумиллиона звезд с точностью в несколько миллисекунд дуги.

Изучается предельная точность координатных систем, связь различных систем координат между собой. В последние годы стало известно, что поверхность Земли нестационарна. Материки движутся. Координаты пунктов на Земле меняются. Меняются они не только из-за движения материков. Это - вековые изменения. есть еще изменения и другой природы. Погода в том месте, где установлен телескоп меняется. Давление атмосферы "скачет" неравномерно. Давление атмосферы действует на грунт, меняя его положение. Эти изменения составляют миллиметры, но они вполне измеримы современными способами, более того, они должныучитываться в процессе наблюдений!

Миллиметровая точность измерений, пока еще не нужная в быту, уже является востребованной фундаментальной наукой. Это обычный путь почти всех научных разработок. Рекордные наблюдения - использование этих наблюдений для нужд науки, затем использование их для нужд технологии (как правило военного или государственного назначения), а затем и использование их в бытовых приборах. Последнее достижение науки прошедшее этот путь - система GPS, которая позволяет сегодня любому желающему определять свои координаты на местности с точностью до десятком метров, а вскоре, вполне возможно, позволить определять свои координаты еще точнее.

Математика всегда помогала развитию других наук и сама развивалась под их воздействием. В астрономии математика помогла сделать многие открытия. Новые алгоритмы, разработанные математиками, переходили на службу астрономам.

Ньютон вычислял форму земного шара и показал, что Земля имеет форму шара, расширенного у экватора и сплюснутого у полюсов. Он установил "сплющенность" Земли, не выходя за дверь. Это открытие было сделано "на кончике пера" средствами математики. Ньютон смог рассчитать орбиты спутников Юпитера и Сатурна и, используя эти данные, определить, с какой силой Земля притягивает Луну. Эти данные почти через 250 лет использовались при подготовке первых околоземных космических полётов. Ньютон определил (приблизительно, конечно) массу и плотность планет и самого Солнца. Он рассчитал, что плотность Солнца в четыре раза меньше плотности Земли и установил, что наиболее близкие к Солнцу планеты имеют наибольшую плотность. Ученый объяснил совместное действие Луны и Солнца на приливы и отливы морей и океанов Земли. Пользуясь расчетами Ньютона, Э. Галлей предсказал, выполнив расчеты, появление огромной кометы, которая наблюдалась на небе в 1759 году. Она была названа кометой Галлея.

Из уроков географии мы знаем, что Земля является одной из 9 планет солнечной системы. А вот о двух последних (Нептуне и Плутоне) никто ничего не знал. В 1783г. русский ученый Лексель, изучая движение планеты Уран, обратил внимание на расхождение между расчетным и наблюдаемым движением Урана. Он подумал: "Отчего не хочется Урану бежать по той дорожке, которая для него рассчитана, ведь для остальных известных планет расчеты оказываются верными. Может быть на движение Урана влияет другая, неизвестная пока планета". Такие предположения делал ученый, но ему никто не поверил.

Ракета и компьютер – два величайших достижения техники XX века, ставших его символами. Причем компьютеры и математические методы играют важнейшую роль в создании ракетно-космических систем и народнохозяйственном освоении космоса.При возникновении и развитии космонавтики математика сыграла еще более важную роль, чем при рождении и развитии авиации. Основоположник теоретической космонавтики К. Э. Циолковский в своих доказательствах возможности полета к другим планетам и в проектах космических поездов постоянно использовал математику, благодаря чему его космические проекты конструктивны и убедительны. Первой формулой космонавтики стала формула Циолковского, позволяющая рассчитывать конечную скорость ракеты v с начальной массой М, конечной массой m и скоростью истечения реактивной струи u : v = uln(М/m).

Построение созвездий на координатной плоскости

Что такое созвездие

Под созвездием понимают область неба в пределах некоторых установленных границ. Все небо разделено на 88 созвездий, которые можно находить по характерному для них расположению звезд. Некоторые названия созвездий связаны с греческой мифологией, например Андромеда, Персей, Пегас, некоторые - с предметами, которые напоминают фигуры, образуемые яркими звездами созвездий: Стрела, Треугольник, Весы и др.. Есть созвездия, названные именами животных, например Лев, Рак, Скорпион. Созвездия на небосводе находят, мысленно соединяя их ярчайшие звезды прямыми линиями в некоторую фигуру. В каждом созвездии яркие звезды издавна обозначали греческими буквами, чаще всего самую яркую звезду созвездия - буквой , затем буквами , ,и т.д. в порядке алфавита по мере убывания яркости; например, Полярная звезда есть созвездия Малой Медведицы.Звезды имеют разную яркость и цвет: белый, желтый, красноватый. Чем краснее звезда, тем она холоднее. Наше Солнце относится к желтым звездам. Ярким звездам древние арабы дали собственные имена. Белые звезды: Вега в созвездии Лиры, Альтаир в созвездии Орла, (видны летом и осенью), Сириус - ярчайшая звезда неба (видна зимой); красные звезды: Бетельгейзе в созвездии Ориона и Альдебаран в созвездии Тельца (видны зимой), Антарес в созвездии Скорпиона (виден летом); желтая Капелла в созвездии Возничего (видна зимой).Точные измерения показывают, что звезды имеют как дробные, так и отрицательные звездные величины, например: для Альдебарана звездная величина m =1,06, для Веги m =0,14, для Сириуса m = -1,58, для Солнца m = - 26,80.Явления суточного движения звезд изучают, воспользовавшись математическим построением - небесной сферой, т. е. воображаемой сферой произвольного радиуса, центр которой находится в точке наблюдения. Чтобы сделать звездную карту, изображающую созвездия на плоскости, надо знать координаты звезд.

Небесные карты и звездные координаты

Невооруженным глазом на всем небе можно видеть примерно 6000 звезд, но мы видим лишь половину из них, потому что другую половину звездного неба закрывает от нас Земля. Вследствие ее вращения вид звездного неба меняется. Одни звезды только еще появляются из-за горизонта (восходят) в восточной его части, другие в это время находятся высоко над головой, а третьи уже скрываются за горизонтом в западной стороне (заходят). При этом нам кажется, что звездное небо вращается как единое целое. Теперь каждому хорошо известно, что вращение небосвода - явление кажущееся, вызванное вращением Земли.

Если бы удалось сфотографировать пути звезд на небе за целые сутки, то на фотографии получились бы полные окружности - 360°. Ведь сутки - это период полного оборота Земли вокруг своей оси. За час Земля повернется на 1/24 часть окружности, т. е. на 15°. Следовательно, длина дуги, которую звезда опишет за это время, составит 15°, а за полчаса - 7,5°. Для указания положения светил на небе используют систему координат, аналогичную той, которая используется в географии, - систему экваториальных координат. Как известно, положение любого пункта на земном шаре можно указать с помощью географических координат - широты и долготы. Географическая долгота (ф) отсчитывается вдоль экватора от начального (Гринвичского) меридиана, а географическая широта (L) - по меридианам от экватора к полюсам Земли.

Принцип создания карты звездного неба весьма прост. Спроектируем сначала все звезды на глобус: там, где луч, направленный на звезду, пересечет поверхность глобуса, будет находиться изображение этой звезды.

Мифы о созвездиях

Созвездия Большой и Малой Медведиц

Ревнивая Юнона превратила Каллисто в медведицу и спрятала в горах Аркадии. У Каллисто родился медвежонок-сын Аркад. Когда Юпитер, наконец, нашел возлюбленную с ребенком, в награду за страдания, которые им выпали, он перенес медведицу и медвеженка на небо.

По легенде, чтобы стать бессмертным, человек должен выпить молока Юноны. Меркурий незаметно принес Геркулеса на небо к Юноне. Когда младенец начал сосать, то Юнона стряхнула его, а остаток молока вылился и образовал Млечный путь.

По одним версиям – это тот самый лев из Немейского леса, с которым справился в первом подвиге Геркулес. По другим версиям – лев помещен Юпитером на небо в виде созвездия за то, что лев - царь зверей.

Орел – личный помощник Юпитера. Это тот самый орел, который принес Ганимеда на Олимп, клевал печень Прометею и Титию, сопровождал Юпитера на войну с титанами. На небо помещен за то, что орел – царь птиц, как лев – царь зверей.

Это легендарный кентавр Хирон - учитель самых храбрых героев. Хирон был бессмертен, но однажды случайно поранился отравленной стрелой Геркулеса. Не в силах терпеть муки, Хирон передал свое бессмертие Прометею, а сам был вознесен на небо в виде созвездия.

Существует несколько легенд о возникновении этого созвездия. Первая версия - это тот самый телец, в которого превратился Юпитер, когда похищал Европу. Вторая версия – это Ио, которую Юпитер превратил в корову, чтобы спрятать возлюбленную от ревнивой жены Юноны.

Взглянув на пояс зодиака

Мы в январе увидим Рака,

А в феврале заметим Льва.

Хранителем его была

В холодном марте злая Дева,

Соседка Льва по небу слева.

Весы купив себе в апреле,

Они спокойно жить хотели

Но в мае страшный Скорпион

У них отнял покой и сон.

Его убил Стрелец прекрасный,

Отца июня сын несчастный,

В июле ж братец Козерог

Сон Льва и Девы уберег,

А в августе на много дней

Приехал дядя Водолей.

Из Рыб уху он в сентябре

Варил и кушал на дворе,

Зажарил Овна в октябре,

Тельца зарезал в ноябре

А в декабре, в конце концов,

Родилась пара Близнецов.

Построение созвездий на координатной плоскости

Заключение

изучена история возникновения координатной плоскости;

установлена связь астрономии с математикой;

построены изображения созвездий на координатной плоскости.

Проведя большую работу по изучению зодиакальных созвездий и построению их на координатной плоскости, мы пришли к выводу, что мир знаков зодиака – это та прекрасная грань, которая соединяет человека с загадочным космосом и далёкими звёздами.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Астрономия на координатной плоскости

1. Организационный момент – 3 мин

2. Актуализация знаний – 2 мин

3. Изучение нового материала – 13 мин

4. Закрепление изученного материала – 5 мин

5. Физкультминутка – 2 мин

6. Эстафета – 15 мин

7. Домашнее задание – 2 мин

8. Подведение итогов – 3 мин

2 слайд. Организационный момент.

hello_html_m13d73f88.jpg

hello_html_m66a17407.jpg

Вспомним с вами темы, которые мы проходили на предыдущих уроках:

Какие прямые называются перпендикулярными?

Какие прямые называются параллельными?

4 слайд. Изучение нового материала.

У каждого в классе есть свое определенное место. Например, 1 ряд 3 парта или 3 ряд 1 парта. Причем это совершенно разные места.

Аналогично на плоскости можно обозначить положение точки. Для этого необходимо провести 2 перпендикулярные координатные прямые – х и у. Пересекаются они в точке 0 – начале координат. Координатная прямая х называется ось абсцисс, а прямая у – ось ординат. Сама плоскость на которой мы выбрали систему координат называется координатной плоскостью.

hello_html_m57aa5a1d.jpg

Каждая точка такой плоскости имеет 2 координаты. Например, точка А – некоторая точка плоскости. Проведем через нее прямую, перпендикулярную координатной прямой х, и прямую, перпендикулярную координатной прямой у. Получаем, что положение точки А определяется парой чисел (3;6). Эту пару чисел называют координатами точки А. Число 3 – это абсцисса точки А, а число 6 – ордината точки А. Причем на первом месте всегда пишут абсциссу точки, а на втором ее ординату. Если переставить их местами, то получится совершенно другая точка.

Каждой точке на координатной плоскости соответствует пара чисел: ее абсцисса и ордината. Наоборот, Каждой паре чисел соответствует одна точка плоскости, для которой эти числа являются координатами.

Определим координаты точки Е. (-6;0)

А теперь координаты точки С. (0;-5)

hello_html_112096e7.jpg

Построим с вами на координатной плоскости точку К(4;3). Для этого нам необходимо сначала пройти по оси х от начала отсчета вправо на 4 единицы, а потом вверх на 3 единицы. Таким образом, мы получаем заданную нам точку Кс координатами (4;3).

hello_html_13a4b89b.jpg

7 слайд. Закрепление изученного материала.

hello_html_6f1216af.jpg

hello_html_m18b4602.jpg

hello_html_da9a7de.jpg

10 слайд. Физкультминутка.

Перед полетом в космос.

11 слайд. Эстафета.

hello_html_25a3813b.jpg

hello_html_mb2931d0.jpg

В незапамятные времена у царя эфиопов Цефея была красавица-жена – царица Кассиопея. Однажды Кассиопея имела неосторожность похвастать своей красотой в присутствии нереид – жительниц моря. Обидевшись, завистливые нереиды пожаловались богу моря Посейдону, и он напустил на берега Эфиопии страшное чудовище – Кита.

hello_html_4b441f41.jpg

Чтобы откупиться от Кита, опустошавшего страну, Цефей вынужден был по совету оракула отдать на съедение чудовищу свою любимую дочь Андромеду. Ее приковали к прибрежной скале. Каждую минуту Андромеда ожидала, что из морской пучины вынырнет Кит и проглотит ее.

hello_html_m5e163756.jpg

В это время герой древней Греции Персей совершал один из своих подвигов: он проник на уединенный остров на краю света, где обитали три страшные женщины – горгоны с клубками змей на голове вместо волос. Взгляд Горгоны превращал в камень все живое. Воспользовавшись сном горгон, Персей отсек голову одной из них по имени Медуза. Из ее тела выпорхнул крылатый конь Пегас. Две другие горгоны, проснувшись, хотели броситься на Персея, но он вскочил на крылатого Пегаса и, держа в руках драгоценную добычу – голову Медузы, полетел домой.

hello_html_m466e8ae0.jpg

Пролетая над Эфиопией, Персей заметил прикованную к скале Андромеду. К ней уже направлялся Кит, вынырнувший из морской пучины. Персей вступил в смертельный бой с чудовищем. Одолеть кита удалось лишь после того, как на него упал леденящий взгляд мертвой головы Медузы. Кит окаменел, превратившись в небольшой остров. Персей расковал Андромеду, привел ее к Цефею, а впоследствии женился на ней.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дидактический сценарий урока "География, астономия, рисование на координатной плоскости" очень нравиться детям. Урок проходит на "УРА".

Тема урока: "География, астрономия, рисование

на координатной плоскости".

Тип урока: урок закрепления.

Метод: эвристический.

Цели урока: входе самостоятельной, индивидуальной и групповой деятельности ученик знает:

1) что называют координатной плоскостью;

с помощью скольких чисел можно определить положение точки на плоскости;

как записывают координаты точки;

как найти абсциссу и ординату точки;

как построить точку по ее координатам;

ученик умеет:

применять полученные знания при решении задач максимума;

применять полученные знания при решении задач, связанных с другими науками (география, астрономия, рисование);

логически мыслить, анализировать, обобщать, абстрагировать, конкретизировать, систематизировать.

Задачи урока:

развивать у учащихся коммуникативность и организационные способности;

формировать у учащихся ЗУН, самодиагностику и самоанализ, взаимианализ;

развивать у учащихся фантазию, мастерство и творчество;

развивать у учащихся чувства значимости математики, гармонии и прекрасного.

Этапы проведения урока:

Организационный момент (1 минута);

Устный счет (3 минуты);

Физкультминутка (4 минуты);

6. Конкурс рисунков (11 минут);

7. Домашнее задание (2 минуты);

8. Рефлексия (1 минута).

ХОД УРОКА:

1.Учитель концентрирует внимание учащихся для готовности к учебной

2. Вступительное слово учителя:

Ребятам предлагается самим расшифровать тему нашего урока. Для этого на


Каждая группа (по 3-4 человека) получает такой плакат и карточку с заданием.

Расшифруйте слово по координатам:

Расшифруйте слово по координатам:

Расшифруйте слово по координатам:

Расшифруйте слово по координатам:

Расшифруйте слово по координатам:

Таким образом, ученики сами называют тему урока. И с помощью, наводящих

вопросов учителя определяют цели урока.

(География, астрономия, рисование на координатной плоскости)

Наводящие вопросы:

Как вы думаете, какие цели у нас с вами на этом уроке?

Так вот этим мы и займемся.

Определите широту и долготу столицы Индии города Дели.

Определите широту и долготу столицы Мексики города Мехико.

Определите широту и долготу столицы нашей республики.

Какой город находиться на 48º с.ш. и 8º в.д.?

Какой город находиться на 35º ю.ш. и 59º з.д.?

Какой город находиться на 36º с.ш. и 140º в.д.?

28º с.ш. и 77º в.д.

18º с.ш. и 99º з.д.

54º с.ш. и 28º в.д.

Учитель читает вопросы по порядку для 1-ой группы 1-ый вопрос, для 2-ой группы –

2-ой вопрос и т.д. Если группа отвечает не верно, право ответа переходит к следующей группе. Побеждает группа, которая ни разу не ошиблась.

Слово учителя: Астрономия - это наука, которая изучает строение и развитие космических тел. Созвездие – это определенная часть небесной сферы вместе со всеми звездами, которые находятся в ней.

Какие созвездия вы знаете?

Кто знает легенду о созвездиях Большой и Малой Медведице?

Кто знает легенду о созвездиях Цефея, Кассиопеи, Андромеды, Персея, Пегаса, Кита.

Если нет, то хотите узнать?

А.Учитель рассказывает ученикам легенду о созвездиях Цефея, Кассиопеи, Андромеды, Персея, Пегаса, Кита.



В незапамятные времена у царя эфиопов Цефея была красавица-жена – царица Кассиопея. Однажды Кассиопея имела неосторожность похвастать своей красотой в присутствии нереид – жительниц моря. Обидевшись, завистливые нереиды пожаловались богу моря Посейдону, и он напустил на берега Эфиопии страшное чудовище – Кита. Чтобы откупиться от Кита, опустошавшего страну, Цефей вынужден был по совету оракула отдать на съедение чудовищу свою любимую дочь Андромеду. Ее приковали к прибрежной скале. Каждую минуту Андромеда ожидала, что из морской пучины вынырнет Кит и проглотит ее.


В это время герой древней Греции Персей совершал один из своих подвигов: он проник на уединенный остров на краю света, где обитали три страшные женщины – горгоны с клубками змей на голове вместо волос. Взгляд Горгоны превращал в камень все живое. Воспользовавшись сном горгон, Персей отсек голову одной из них по имени Медуза. Из ее тела выпорхнул крылатый конь Пегас. Две другие горгоны, проснувшись, хотели броситься на Персея, но он вскочил на крылатого Пегаса и, держа в руках драгоценную добычу – голову Медузы, полетел домой.


Пролетая над Эфиопией, Персей заметил прикованную к скале Андромеду. К ней уже направлялся Кит, вынырнувший из морской пучины. Персей вступил в смертельный бой с чудовищем. Одолеть кита удалось лишь после того, как на него упал леденящий взгляд мертвой головы Медузы. Кит окаменел, превратившись в небольшой остров. Персей расковал Андромеду, привел ее к Цефею, а впоследствии женился на ней.

Главных героев этого мифа фантазия древних греков поместила на небо. Так появились названия созвездий Цефея, Кассиопеи, Андромеды, Персея, Пегаса, Кита.

Каждая группа получает карточку с заданием. Вид всех созвездий изображен с Северного полюса.

Нарисуйте по данным координатам точек на координатной плоскости созвездие Цефей

1) (5;0), (3;-1), (1;2), (-5;6), (-3;– 1), (1; -4), (3;-1),

Читайте также: