Конспект занятия по составлению рассказов

Обновлено: 06.07.2024

Ход занятия

Предложить детям рассмотреть графическое изображение фрук­тов с наложением и ответить на вопросы:

— Что вы видите на этой картинке? (Фрукты.)

— Покажите и назовите каждый фрукт.

— Какие еще фрукты вы знаете? (По мере называния выставлять на наборное полотно предметные картинки.)

— Где растут фрукты?

— Как назвать людей, которые в саду разводят фруктовые деревья и ухаживают за ними? (Садоводы.)

Синяя, овальная, с мягкой серединкой.

Тронешь пальцем — гладко,

На вкус же кисло-сладко.

На матрешку я похожа,

Крепкая и гладкая,

А откусишь — сладкая.

Когда дети отгадают загадки, оставить на наборном полотне толь­ко сливу и грушу.

На наборное полотно поставить маркеры — глаз, рука, язык, нос. Предложить детям ответить, какие признаки можно увидеть, почув­ствовать рукой, языком, носом, и с опорой на маркеры рассказать, какая слива (груша).

Урожай там соберем, соберем, соберем.

Урожай там соберем, соберем, соберем

— Кто изображен на картинке?
— Где любила работать Маша? Как ее можно назвать?
— Что выращивала в саду Маша?
— Кому помогала Маша?
— Чему радовались трудолюбивые дети и взрослые в начале осени?

В ходе занятия следует обращать на проговаривание детьми звуков. При наличии фонетико-фонематических нарушений необходимо провести индивидуальную работу по автоматизации звуков после фронтального занятия.

Составление рассказа-описания в календарно-тематическом планировании входит в структуру работы над связной речью. В основу занятия положено использование метода мнемотехники.

Мнемотехника как метод помогает привлечь внимание детей к процессу рассказывания, а также удержать в памяти структуру содержания текста.

Белка – дикое животное. Её можно встретить в лесу или в парке. Белка живёт на дереве в дупле. У этой красавицы шерсть рыжего цвета, грудка и живот белые. На ушках чёрные кисточки. У белки чудесный пушистый хвост. Она любит есть грибы, орехи, ягоды и жёлуди. У этой шалуньи весёлый нрав. Она легко прыгает с ветки на ветку. Мне нравится белка, потому что она игривая и задорная.

План занятия

I. Организационный момент.

- Здравствуйте! Ребята, поздоровайтесь с гостями.

- Перед вами лежат листы с окружностями, цветные карандаши, ручки, простые карандаши, стёрки, корректоры. Всё это вам понадобится на занятии.

Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу.

II. Основная часть.

- Где её можно встретить? (в лесу или в парке). Составьте предложение. (Её можно встретить в лесу или в парке.) Рисуйте в следующем кружочке лес так, как вы его представляете.

- Теперь закройте глаза, и давайте представим, что мы находимся в лесу. Послушаем голоса птиц, представим себе белочку на дереве (используется аудиозапись).

- Молодцы! Теперь давайте подумаем, в чём белка живёт на дереве? (в дупле). Дупло – это жилище белки, её дом.

Каждый проговорите это слово.

- Составьте предложение. В чём белка живёт на дереве? (Белка живёт на дереве в дупле.)

- Рисуем в следующем кружочке дупло на дереве.

- Давайте опишем внешность белки. Какого цвета у нашей красавицы шерсть, грудка и живот? (шерсть рыжего цвета, грудка и живот белые).

- Составляем предложение. (У этой красавицы шерсть рыжего цвета, грудка и живот белые.)

- Рисуем штрихи оранжевого и белого цветов. Белый цвет можно сделать штрих-корректором.

- Что на ушках? (чёрные кисточки). Повторите каждый эти слова. Какое предложение составим? (На ушках чёрные кисточки.)
Рисуем в следующем кружочке чёрные кисточки.

- Какой у белки хвост? (чудесный, пушистый). Составляем предложение. (У белки чудесный пушистый хвост.) Рисуем в следующем кружочке хвост.

- Что она любит есть? (грибы, орехи, ягоды, жёлуди) Какое предложение составим? (Она любит есть грибы, орехи, ягоды и жёлуди.) Рисуем в следующем кружочке грибы, ягоды, орехи и жёлуди.

- Мы приходим в лес. Что мы видим? Чем она занимается? (прыгает с ветки на ветку) Как она прыгает с ветки на ветку? (легко) Составляем предложение. (Она легко прыгает с ветки на ветку.) Рисуем ветку в следующем кружочке.

- Теперь нам нужно заклнчить наш рассказ. Вам нравится белка? Почему вам нравится белка? Какие слова мы подберём? Она любит играть? (да) Значит она игривая. Она весёлая? (да) Значит она задорная. Какое предложение составим? (Мне нравится белка, потому что она игривая и задорная).

2. Далее работаем с вами по вопросам по тексту. (логопед задаёт последовательно вопросы по тексту, дети отвечают)

3. Послушайте, какой рассказ у нас получился. Я рассказываю – вы следите по своим мнемосхемам.

III. Итог занятия.

Ребята, я хочу вас поблагодарить за вашу работу. Все старались, были внимательными. Каждый оцените себя – поднимите чёрный кружок, если считаете, что рассказали плохо; зелёный – хорошо, но с ошибками; красный – очень хорошо. Назовите, по вашему мнению того ученика, чей рассказ вам понравился больше всего. (Далее логопед высказывает своё мнение и рекомендации по работе каждого ученика).

- Всего доброго. До свидания.

Кухоренко Анна Александровна
учитель-логопед,
МБОУ СОШ №8, г. Самара

Конспект занятия по обучению творческому рассказыванию.

Воспитать интерес к сказкам. Развивать умение развивать рассказ на предложенную тему, использовать образные слова и выражения.

Ребенок рассказывает, в случае затруднения воспитатель помогает наводящими вопросами. Затем благодарит волшебника и предлагает взять палочку следующему ребенку.

Выслушав два – три ответа, воспитатель, с согласия детей, тоже превращается в волшебника, рассказывает свою волшебную сказку, отвечает на вопросы. После этого волшебная палочка побывает еще у двух – трех детей.

Конспект занятия по обучению детей творческому рассказыванию.

Тема: «Придумывание продолжения и завершения рассказа

Связная речь: Учить, при составлении рассказа, развивать сюжет, начатый воспитателем, не повторяя содержания рассказов других детей.

Грамматика: Активизировать использование в речи сложноподчиненные предложения с союзами и союзными словами. Учить изменять по падежам слово варежки.

1 часть. Вводная часть.

1) Методический прием: Сюрпризный момент приход почтальона с письмом от Незнайки.

2) Зачитывание письма Незнайки с просьбой закончить неоконченный рассказ.

3) Постановка цели занятия, с опорой на предыдущую работу с детьми.

2 часть. Основная часть.

Он потерял варежку (где, когда, почему?)

Он нашел варежку там… (где).

Он нашел варежку тогда (почему).

Миша нашел варежку потому что.

Мише стало радостно от того.

Миша стало так радостно.

Необходимо следить за смысловой и грамматической правильностью предложений. (У Миши есть варежки, а у Вовы нет таких варежек.) Придумайте предложение, чтобы четко слышалось слово варежек (Раньше у Миши не было красивых… Больше Миша не терял своих…)

После повторного чтения рассказа воспитатель предлагает детям придумать, что произошло дальше, и чем все закончилось. Намечает новые этапы (основ) рассказа:

  1. Расскажите, какой был день, когда Миша собрался гулять. Подумайте, какие варежки были у Миши, что произошло дальше. Чем все закончилось. В рассказе можете использовать предложения, которые вы составляли при выполнении упражнения.

Вызванные дети (три пары) договариваются, кто начнет рассказ, что в нем надо будет изменить. Пары могут быть составлены и по желанию детей, вызванный ребенок сам выбирает себе пару. При оценке рассказов обратить внимание на то, как дети договаривались, интересно был придуман конец. (Если какой-то паре концовка рассказа не удалась, можно предложить другим детям придумать его). В заключение занятий разучивается скороговорка: «После группового и нескольких индивидуальных повторений, воспитатель предлагает одному ребенку спросить (вопросительная интонация), а другому необходимо ответить (повествовательная интонация).

  1. Познакомить детей с последовательностью предложения рассказа:

- Как Миша потерял варежку?

- Кто помог Мише ее найти?

- Предложить одному ребенку повторить вопросы плана.

При затруднении в составлении предложения рассказа использовать следующие приемы:

- напомнить вопросы плана;

- подсказывающие и направляющие вопросы;

- оценка детских рассказов воспитателем;

- оценка рассказов детьми;

- выбор лучшего рассказа и запись его для отправления этого рассказа Незнайки.

Читайте также: