Конспект урока по химии 9 класс практическая работа 2 получение и свойства соединений металлов

Обновлено: 03.07.2024

Практическ ая работ а №2 . Получение и свойс тва соединений м еталлов.

Помним о соблюдении правил ТБ! При попадании на кожу раствор а кислоты или

щелочи немедленно промыть большим количе ством воды и сообщить учителю!

несправедливо. Результат реакции часто определяется порядком сливания реагентов и их

1) В пробирку с раствором сульфата алюминия добавим по каплям рас твор щелочи:

Наблюдаем образование белого осадка гидроксида алюминия.

2) В другую пробирку с раствором ще лочи добавим раствор с у льфата алюминия. В

данном случае щелочь прису тствует в избытке, поэтому Al ( OH )

разольем в две пробирки. В одну добавим раствор любой сильной кислоты, в

другую – раствор щелочи (избыток). В обоих случаях наблюдаем растворение

Вывод : гидроксид алюминия растворяется как в кислотах, так и в щелочах – он

катиона кальция и хлорид - аниона. Для этого раствор С aCl

Наблюдаем: выделение белого осадка карбоната кальция C aCO

2) В другую пробирку прильем раствор нитрата серебра :

Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

План-конспект урока химии 9 класс.

Тема: Практическая работа №2 Получение и свойства соединений металлов

Место урока: 9 класс. Тема I I . Металлы

Тип урока : практическая работа

Цель работы: Образовательные :

- получение соединений металлов экспериментальным путем;

-применение теоретических знаний в решении экспериментальных задач;

- совершенствование навыков проведения реакций ионного обмена;

- повторить свойства и некоторые способы получения основных классов химических веществ;

Развивающие – способствовать развитию логического мышления, развитию наблюдательности, умения объяснять, анализировать, сопоставлять, проводить химический эксперимент;

Воспитательная – воспитание интереса к предмету .

Оборудование: приборы-пробирки, держатель для пробирок, мерная ложка, стеклянная палочка, спиртовка.

Материалы -хлорид алюминия, гидроксид натрия, хлорид кальция, карбонат натрия, нитрат серебра, железные стружки, соляная кислота, серная кислота, хлорид железа ( III ), сульфат меди, сульфат натрия.

1.Организационный момент.

2.Актулизация знаний

Сегодня у нас необычный урок - практическая работа. В математике действует правило: От перестановки мест слагаемых сумма не меняется. Как вы думаете, действует ли это правило в химии?

II. Постановка целей и задач урока . Мотивация учебной деятельности.

Какова тема практической работы?

Чем мы будем заниматься на уроке? Сформулируйте цель практической работы. ( Рассмотреть свойства соединений металлов и выяснить действует ли в химии математическое правило)

III. Формирование навыков на основе применения их в стандартных условиях.

Откроем учебники и посмотрим, какие опыты мы будем проводить ( изучение инструкции проведения опытов).

Определяя план действий.

Какая перед нами стоит задача?

Какие необходимы приборы и материалы для проведения опытов?

Какие правила техники безопасности мы должны соблюдать при выполнении работы?

IV. Формирование дифференцированных обобщенных умений.

П од руководством учителя формулируют тему и цель практической работы ( на основании инструкции) и записывают в тетради.

V. Анализ задачи.

Учащиеся получают таблицы для записей наблюдений:

При проведении практической работы мы должны заполнить таблицу

Используя одинаковые объемы исходных ве­ществ: сначала к раствору одного из исходных веществ (реагенту) прибавляли по каплям раствор другого ре­агента, затем поменяли последовательность введения и реакцию реагентов.

Провели реакции, подтверждающие качественный состав хлорида кальция

А) В пробирку с раствором CaCL 2 добавили несколько капель раствора Na 2 CO 3

Б) В пробирку с раствором CaCL 2 добавили несколько капель раствора AgNO 3

Осуществили превращения согласно следующей схе­ме

А) к железным стружкам прибавили раствор HCL

Б)к раствору FeCL 3 прибавили раствор NaOH

А) к раствору Fe ( OH )3 прилили раствор H 2 SO 4

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

конспект урока по химии 9 класс

Тема урока: Практическая работа: Свойства металлов и их соединений

Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся о химических свойствах металлов.

1. Продолжить формирование умения работать с химическими реактивами, осуществлять цепочки превращений; совершенствовать умение составлять уравнения химических реакций;

2.Способствовать продолжению развития устойчивого интереса к химической науке и практике.

Продолжить развивать научно-познавательную и коммуникативную компетенции, умения анализировать, выделять самое главное в изучаемом материале, определять цели работы, делать выводы.

3. Воспитывать позитивное отношение к учению, прививать любовь к предмету, создавать комфортные отношения между участниками.

Тип урока: обобщение знаний

Оборудование и реактивы: MgCO 3 , HCl , NaOH , H 2 SO 4 , CuSO 4 , Fe пробирки, спиртовки.

Подробный конспект урока

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку. Отмечаю отсутствующих.

Вспомните с какими веществами взаимодействуют металлы (щелочами, кислотами)

Изучение нового материала

- Ребята, сегодня вы будете выполнять практическую работу. Запишите в тетрадь: Практическая работа №1.

- Данная работа выполняется по вариантам. Откройте учебник на странице 125.

- Первый вариант выполняет цепочку превращений с соединениями магния:

hello_html_159201bd.jpg

Второй вариант. Вам необходимо выполнить цепочку превращений с соединениями меди:

hello_html_12e5c146.jpg

hello_html_1f4e7d23.jpg

- Порядок ваших действий и наблюдения необходимо оформить в виде таблицы:

Что наблюдаем?

- Под таблицей вам необходимо составить уравнения реакций. Реакции ионного обмена напишите также в ионной форме.

Общий вывод. Для того чтобы получить продукт реакций, необходимо, чтобы исходное вещество провзаимодействовало с …(соединения).

V . Домашнее задание. Составить уравнения реакций.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 431 материал в базе

Материал подходит для УМК

Химический практикум 1. Свойства металлов и их соединений

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 12.04.2018 2586
  • DOCX 121.5 кбайт
  • 11 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Зуева Екатерина Васильевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный документ содержит описание практической работы в виде таблице. Оформление индивидуально. В таблице красным цветом дан ответ. При подготовке таблицы необходимо содержимое двух колонок не выводить на печать. учащиеся сами должны заполнить данные колонки.

Практическая работа №2

Тема: Получение и свойства соединений металлов.

Инструктаж по Т.Б.

Цель работы: повторить основные вопросы химии металлов. На практике закрепить знания об основных свойствах металлов, качественные реакции по металлам.

Оборудование: наборы химических реактивов и оборудование к практической работе

1)В пробирку с раствором хлорида алюминия добавим по каплям раствор щелочи

2) В другую пробирку с раствором щелочи добавим раствор

Только, после добавления избытка А1С13 выпадет осадок А1(ОН)3.

3)Докажем амфотерный характер А1(ОН)3. Для этого, полученный осадок А1(ОН)3 разделим на 2 пробирки. В одну из пробирок добавим раствор любой сильной кислоты, в другую — раствор щелочи (избыток).

Наблюдаем образование белого осадка гидроксида алюминия.

В данном случае, щелочь присутствует в избытке, поэтому А1(ОН)3 в начале не образуется, идет образование алюмината натрия

В обоих случаях наблюдаем растворение осадка гидроксида алюминия;

Гидроксид алюминия растворяется, как в кислотах, так и в щелочах, поэтому он амфотерен

А1С13 + 3NaOH(недостаток) = 3NaCl + Al(OH)3

Al 3+ + 3Сl- + 3Na + + 3ОН - = А1(ОН)3↓ + 3Na + + 3Сl -

А1 3+ + 3ОН - = Al(OH)3↓

А1С13 + 4NaOH(избыток) = NaA1О2 + 3NaCl + 2Н2О

А1 3+ + 3Сl - + 4Na + + 40Н - = Na + +А1О2 - + 3Na + + 3Сl - + 2Н 2 О

А1(ОН)3 +3Н + +3Сl - = А1 3+ +3Сl - + 3Н2О

2. Для доказательства качественного состава СаС12 проведем реакции, характерные для катиона кальция и хлорид-аниона.

Для этого раствор СаС12 разольем на 2 пробирки.

В одну из них добавим раствор карбоната натрия,

В другую пробирку прильем раствор нитрата серебра

Наблюдаем выделение белого

осадка карбоната кальция СаСО3

Наблюдаем выделение белого творожистого осадка.

2Na + + СО3 2- + Са 2+ + 2Сl - = СаСО3↓ + Na + + 2Сl -

Са 2+ + 2Сl - + 2Ag + + 2NО3 - = Ca 2+ + 2NО3 - + 2AgCl↓

3. Необходимо осуществить следующие превращения:Fe → FeCI2 → FeCl3

В пробирку с железными опилками добавим раствор соляной кис­лоты.

Качественная реакция на ион железа (II):

Качественные реакции на ион железа (III):

а) Прильем к пробирке раствор желтой кровяной соли:

Наблюдаем растворение железа и выделение газообразного водорода

Наблюдаем, образование темно-синего осадка, сле­довательно, ионы Fe 2+ получены.

Наблюдаем, образование темно-синего осадка берлинской лазури, значит, в растворе присутствуют ионы железа (III).

Fe 0 + 2Н + С1 = Fe 2+ Cl2 + Н2 0 ↑

Fe 0 - 2е = Fe 2+ 2 1 восстановитель

2Н + +2е = Н2 0 2 1 окислитель

красная кровяная соль

3К + +[Fe(CN)6] 3- +Fe 2+ +2Сl - =KFe [Fe(CN)6]↓+2K + + 3Сl -

желтая кровяная соль берлинская лазурь

4К + + Fe 3+ +3Сl - +[Fe(CN)6] 4- =KFe [Fe(CN)6]↓+3K + + 3Сl -

Необходимо получить FeSO4 тремя различными способами:

В пробирку с железными опилками прильем разбавленный раствор сер­ной кислоты.

В пробирку с раствором медного купороса добавим железо.

Наблюдаем растворение железа и выделение водорода

В результате реакции образуется сульфат железа.

Наблю­даем, изменение окраски раствора, из голубого раствор становится светло-зеленым, который быстро желтеет и мутнеет. В результате реакции выделяется красная медь.

Cu 2+ SO4 + Fe° = Fe +2 SO4 + Cu 0 ↓

Голубой светло-зеленый красный

Fe° -2е= Fe 2+ восстановитель

4. Для получения FeSО4 осуществим следующие превращения: FeCl2→ Fe(OH)2 → FeSО4

К раствору хлорида железа прильем раствор щелочи:

К полученному, в предыдущем опыте осадку Fe(OH)2 добавим раствор серной кислоты

В результате реакции образуется осадок гидроксида железа (II) бе­лого цвета.

Fe 2+ + 2Сl - + 2Na + + 2ОH - = 2Na + + 2Сl - + Fe(OH)2

5. Для доказательства качественного состава FeSО4 разольем раствор сульфата железа в 2 пробирки.

В одну из них добавим раствор красной кровяной соли:

В другую пробирку, добавим раствор хлорида бария:

Наблюдаем, образование темно-синего осадка, значит, в растворе присутствуют ионы железа — Fe2+.

Наблюдаем, выделение белого осадка сульфата бария BaSО4, значит, в растворе присутствуют сульфат-ионы SО4 2- .

Читайте также: