Расселение древнейшего человека человек разумный конспект

Обновлено: 06.07.2024

Урок характеризует систематическое положение человека. Выявляются черты строения человеческого тела, обусловленные прямохождением. Проводится сравнительный анализ сходства и различия с приматами. Характеризуются первые этапы антропогенеза.

Глоссарий по теме (перечень терминов и понятий, введенных на данном уроке);

Антропогенез, движущие силы антропогенеза, кроманьонцы, неандертальцы, социальные факторы, биологические факторы, человеческие расы.

Антропогенез— происхождение человека и становление его как вида в процессе формирования общества.

Биологические факторы– наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор, а также мутационный процесс. Морфологические изменения обезьяноподобного предка – антропоморфозы.

Кроманьонцы— общее название ранних представителей современного человека, которые появились значительно позже неандертальцев и некоторое время сосуществовали с ними (40—30 тысяч лет назад). По внешнему облику и физическому развитию фактически ничем не отличались от современного человека.

Неандертальцы – ископаемые древние люди (палеоантропы), создавшие археологические культуры раннего палеолита. Скелетные остатки неандертальцев открыты в Европе, Азии и Африке. Время существования 200-28 тыс. лет назад

Расы - характеризующаяся сходством по комплексу определённых наследственных биологических признаков, имеющих внешнее фенотипическое проявление и сформировавшихся в определенном географическом регионе.

Социальные факторы - ведущую роль- трудовая деятельность, общественный образ жизни, развитие речи и мышления.

Основная и дополнительная литература по теме урока (точные библиографические данные с указанием страниц);

Дополнительные источники:

Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии);

Теоретический материал для самостоятельного изучения;

Качественное своеобразие эволюции человека заключается в том, что ее движущими силами были не только биологические, но и социальные факторы, причем именно последние имели решающее значение в процессе становления человека и продолжают играть ведущую роль в развитии современного человеческого общества.

Биологические факторы эволюции человека. Человек, как любой другой биологический вид, появился на Земле в результате взаимосвязанного действия факторов эволюции живого мира. Каким же образом естественный отбор способствовал закреплению тех морфологических особенностей человека, которыми он отличается от ближайших родственников среди животных?

Основными причинами, заставившими некогда древесных животных перейти к жизни на земле, были сокращение площади тропических лесов, соответственное уменьшение кормовой базы и, как следствие, укрупнение размеров тела. Дело в том, что увеличение размеров тела сопровождается возрастанием абсолютных, но снижением относительных (т. е. на единицу массы тела) потребностей в пище. Крупные животные могут позволить себе питание менее калорийной пищей. Сокращение площади тропических лесов усилило конкуренцию между обезьянами. Разные виды по-разному подошли к решению вставших перед ними проблем. Некоторые научились быстро бегать на четырех конечностях и освоили открытую местность (саванну). Примером служат павианы. Гориллам их огромная физическая мощь позволила остаться в лесу, находясь при этом вне конкуренции. Шимпанзе оказались менее специализированными из всех человекообразных обезьян. Они могут ловко лазить по деревьям и довольно быстро бегать по земле. И только гоминиды решили вставшие перед ними проблемы уникальным способом: они освоили передвижение на двух ногах. Почему этот способ передвижения оказался для них выгодным?

Одним из следствий увеличения размеров тела является удлинение продолжительности жизни, что сопровождается удлинением периода беременности и замедлением темпов размножения. У человекообразных обезьян один детеныш рождается раз в 5—6 лет. Его гибель в результате несчастного случая оказывается очень дорогой потерей для популяции. Двуногим человекообразным обезьянам удалось избежать подобной критической ситуации. Гоминиды научились заботиться одновременно о двух, трех, четырех детенышах. Но это потребовало больше времени, сил и внимания, которые самка должна была уделять своему потомству. Она вынуждена была отказаться от многих других форм активности, в том числе и от поиска пищи. Этим занимались самцы и бездетные самки. Освобождение передних конечностей от участия в передвижении позволило приносить больше пищи для самок и детенышей. В сложившейся ситуации передвижение на четырех конечностях стало ненужным. Напротив, прямохождение дало гоминидам ряд преимуществ, самым ценным из которых оказалась спустя 2 млн лет возможность изготовления орудий труда.

Социальные факторы эволюции человека. Создание и использование орудий труда повысило приспособленность древнего человека. С этого момента любые наследственные изменения в его организме, оказывавшиеся полезными в орудийной деятельности, закреплялись естественным отбором. Эволюционным преобразованием подвергались передние конечности. Судя по окаменелостям и орудиям труда, постепенно менялась рабочая позиция руки, способ захвата, положение пальцев, силовое напряжение. В технологии изготовления орудий сокращалось число сильных ударов, увеличивалось количество мелких и точных движений кисти и пальцев, фактор силы стал уступать фактору точности и ловкости.

Следствием использования орудий при разделке туш и приготовления пищи на огне стало уменьшение нагрузки на жевательный аппарат. На черепе человека постепенно исчезли те костные выступы, к которым у обезьян крепятся мощные жевательные мышцы. Череп стал более округлым, челюсти — менее массивными, лицевой отдел — выпрямленным (рис. 1)

Рис. 1. Изменение пропорций черепа в ходе эволюции гоминоидов

Формирование человека неразрывно связано с формированием человеческого общества. Другими словами, антропогенез неотделим от социогенеза. Вместе они составляют единый процесс становления человечества — антропосоциогенез.

Человеческие расы. В современном человечестве выделяют три основные расы: европеоидную, монголоидную и экваториальную (негро-австралоидную). Расы — это большие группы людей, отличающиеся некоторыми внешними признаками, такими, как цвет кожи, глаз и волос, форма волос, черты лица. Формированию расовых признаков способствовало то, что расселение человека по Земле 100—10 тыс. лет назад проходило немногочисленными группами, составлявшими небольшую часть исходной популяции. Это приводило к тому, что вновь образовавшиеся изолированные популяции отличались друг от друга концентрациями тех или иных генов. Так как народонаселение Земли в течение этого периода было очень невелико (не более 3 млн человек 15 тыс. лет назад), вновь образовавшиеся популяции в разных частях света развивались изолированно друг от друга. В разных климатических условиях под действием естественного отбора на основе отличающихся генофондов сформировались характерные внешние черты человеческих рас. Однако это не привело к образованию разных видов, и представителей всех рас относят к одному биологическому виду — человек разумный. По способности к познанию, к трудовой деятельности, творческим способностям все расы одинаковы. В настоящее время расовые признаки не являются приспособительными. Увеличение народонаселения, резкое снижение уровня изоляции популяций, постепенное исчезновение расовых, этнических и религиозных предрассудков приводят к размыванию межрасовых различий. По-видимому, в будущем эти различия должны исчезнуть.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля (не менее 2 заданий).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

От первобытности к цивилизации Урок 2. Появление человека разумного

Гудзишевская Н.В.

2017/2018 учебный год

hello_html_634c8ac1.jpg

Конспект урока.

Тип урока: комбинированный с ИКТ.

Цель: Доказать, что “человек разумный” наш прямой предок.

усвоение понимания роли орудий труда и коллективной деятельности в развитии человека

формирование и развитие надпредметных универсальных умений и навыков учащихся: учебно-коммуникативных (совершенствование навыков устной и письменной речи), учебно-информационных (работа с иллюстрацией, учебником), учебно-логических (работа с терминами и понятиями, сравнительная характеристика внешнего вида древнейших людей)

развитие познавательного интереса учащихся; воспитание чувства сопричастности к человеческой истории, уважения и интереса к истории в целом

I .Организационный момент. Приветствие и проверка готовности учащихся и их рабочих мест к уроку.

Какие версии происхождения людей вы знаете? Какой из них, по-вашему мнению придерживаются ученые-историки? Почему?

Карточка № 1. (устно).

hello_html_354bbcdd.jpg

Подготовь устный ответ.

Кто изображен на рисунке? По каким признакам ты пришел к своему решению? Что ты можешь рассказать об этом человеке?

Примерный ответ: На рисунке изображен человек умелый. Я пришел к такому выводу, т.к. человек занят изготовлением орудия труда. Можно предположить, что это будет каменное рубило. Человек умелый появился 2.5-2 млн. лет тому назад. Древнейшие люди жили большими группами. Места их длительного проживания на одном месте назывались стоянками. Они занимались охотой, собирали съедобные травы и плоды.

3.Ответ у доски. Покажи на карте место, где были найдены останки самого ближайшего предка человека. Как его назвали? Покажи и назови места расселения древнейших людей.

Вставь в предложения пропущенные слова. Обрати внимание! Слова для заполнения пропусков даны в избытке!

С появлением ___________ можно говорить о начале предыстории человечества, или _____________. Наступил каменный век, его первый период ученые назвали _____________. В это время человек смог покорить ____________.

После человека _________ наступила эпоха человека __________. Благодаря ___________ его мышление стало более развитым.

Первобытность, прямоходящий, неолит, охота, каменные орудия, труд, умелый, мезолит, мамонт, палеолит, огонь.

Ответ: С появлением каменных орудий можно говорить о начале предыстории человечества, или первобытности. Наступил каменный век, его первый период ученые назвали палеолит. В это время человек смог покорить огонь .

После человека умелого наступила эпоха человека прямоходящего . Благодаря труду его мышление стало более развитым.

III . Изучение нового материала.

Слайд 1. Учитель называет тему урока, учащиеся записывают её в тетрадь.

Слайд 2. Учитель читает стихотворение:

И кроманьонец, и неандерталец.
Когда-то жили рядом на земле.
И всё бы ничего себе -
Тот человек и этот тоже,
Но друг на друга не похожи.

Вопрос: Как вы думаете, ребята, над какой проблемой нам предстоит поработать сегодня на уроке?

Слайд 3. Учитель знакомит с целью урока.

Слайд 4. Знакомство с планом урока. Учащиеся записывают план в тетрадь.

Слайд 5. Задание: Прочитайте 1-2 абзац текста на стр.16. Выясните, каковы были достижения неандертальца. Сделайте вывод об уровне его развития.

Учитель выслушивает учащихся.

орудия труда из камня

охота на крупных зверей

одевались в шкуры

первые представления о загробном мире

Вопрос: Каков уровень развития неандертальца?

Примерный ответ: неандертальцы достигли достаточно высокого уровня развития по сравнению с питекантропом (человеком прямоходящим).

Задание: рассмотрите иллюстрацию 2.5. на стр. 16. Что изменилось в человеке?

Примерный ответ: у кроманьонца исчезли звероподобные черты, почти нет растительности на теле, он выше, изменилось строение черепа, исчезли тяжелые надбровные дуги. Оружие в его руках более совершенное.

Учитель: Как вы думаете, какой человек мог бы быть нашим прямым предком?

Слайд 7. 100 - 40 тысяч лет во время последнего ледникового периода назад появился кроманьонец – Homo Sapiens Sapiens – человек разумный разумный.

Какие достижения кроманьонцев позволили им выжить и стать основой современного человечества?

более совершенные орудия труда из камня и новых материалов - кости

шили одежду из меха

изобрели костяные иглы

Слайд 10. Дополнение учителя. Кроманьонец начал приручать животных. Первой была собака. Она помогала человеку на охоте.

Слайд 11. Динамическая пауза.

Слайд 12. Вопрос учащимся: Как вы думаете, можно ли было выжить в то далекое время в одиночку?

Ответ учащихся: Люди с глубокой древности жили коллективно.

Слайд 13 : Первый коллектив людей – человеческое стадо. Кроманьонцы жили родовыми общинами.

Объединение кровных родственников

совместное ведение хозяйства: охота, собирательство, изготовление орудий труда, строительство жилищ

совместное воспитание детей

Различие (цвет кожи, волос, разрез глаз и др.) только внешнее!

Возможности для развития равные!

Учитель дает инструкции по выполнению домашнего задания. Домашнее задание: Читать и пересказывать текст стр.16-17, решить задачи №1-3 стр.8

Далекие предки современного человека жили около 2 млн. лет назад, однако приобретать главные черты разумного вида начали спустя сотни лет. Племена первых людей развивались, строение их тела менялось.

Постепенно они расселились в более холодных краях, которые располагались на территории Европы и Азии. Тут людям и пригодились все их познания об огненной стихии. Путем проб и ошибок древние люди наконец овладели буйным огненным монстром: они научились добывать огонь самостоятельно.

Самый первый способ разжигания огня — трение деревянной палки о другой кусок дерева. Такой способ и различные его вариации существовали везде, где обитали люди.

Жилища древнейших людей

Конечно, в условиях более низких температур у людей появилась необходимость прикрывать свое тело одеждой из шкур и кожи животных. А еще у первобытных охотников и собирателей появлялись новые виды жилищ, где они могли укрыться от непогоды.

Пещера. Первый вид жилища первобытного человека. Поначалу группы людей селились в пещерах, никак не изменяя их. Однако позже они начали расширять пещеру и иногда делать в ней отверстия, чтобы из нее выходил дым от костров. Нередко люди делали заграждения у входа в пещеру или сооружали перегородки из камней внутри нее.


Первобытные люди в пещере

Круглая (спальная) яма. В далекие первобытные времена спальным местом могла служить обычная вырытая в земле яма. Люди часто ночевали в таких самодельных углублениях.

Заграждение от ветра. Еще одно строительное сооружение древнейших людей. Сначала заграждения обустраивали в местности, где прорастал тростник. Таким образом человек мог укрыться от сильных ветров. Но и эта постройка со временем приобрела ряд успешных улучшений: изготавливать такие заслоны стали при помощи шкур и костей животных.

Шалаш. Распространенный вид жилища первобытных охотников. Когда группа добытчиков на несколько дней уходила в поход, то в качестве укрытия от ночных холодов использовала именно шалаш. Его было очень просто соорудить, используя подручные материалы. Охотники использовали обычные лесные палки для изготовления каркаса. Сверху они покрывали его шкурами животных и ветками.


Шалаш

Новые орудия

Процесс изобретения и создания новых орудий труда также активно продолжался. Люди начали придумывать множество орудий для охоты, например деревянные копья. Путем видоизменения длинных деревянных палок с помощью рубил и обжигания получившихся изделий на огне и получались такие копья.

Рубило — орудие труда первобытных людей. Рубило было основным универсальным орудием для древнейших людей и могло применяться в самых разных случаях, часто заменяя деревянный нож или топор.

Со временем первобытные охотники научились делать копье еще более разрушительным оружием. Они мастерили для него острый каменный наконечник и привязывали с помощью волокон растений или кожаного ремешка. С таким охотничьим орудием убивать животных стало легче, и добычи с ним хватало на всех.


Охота на мамонта

Но на кого же охотились древнейшие люди? Список желаемых трофеев был велик. Среди них было много вымерших к настоящему времени животных: мамонтов, шерстистых носорогов, пещерных медведей.

Человек разумный

Первобытные люди осваивали новые территории и с каждым столетием развивались как вид. Ближайший предок современного человека появился 40 тыс. лет назад. Он-то и называется Homo Sapiens или человек разумный.

Ученые до сих пор спорят о происхождении вида Homo Sapiens. Считается, что человек разумный является одним из множества видов людей, относящихся к одному роду (Homo). Однако лишь сапиенс остался на Земле: остальные виды вымерли многие столетия назад.

Ближайшим видом к человеку разумному по многим характеристикам считается вид неандертальцев. Внешне у них есть некоторые отличия. Например, у человека разумного высокий и прямой лоб, а надбровные дуги менее ярко выражены. У сапиенса более длинные руки и ноги, в отличие от неандертальца.


Племя людей Homo Sapiens

И по сегодняшний день ведутся разнообразные исследования генома неандертальцев. Ученые стремятся установить все различия между нашим видом и неандертальцами.

Если рассматривать другие отличительные особенности, то можно сказать о разном уровне развитости материальной культуры. То есть неандертальский человек не изготавливал столь эффективные орудия труда, как человек разумный. Стоит отметить, что величайшее и по сей день стрелковое оружие — лук — было изобретено в первобытные времена.

Лук — стрелковое оружие, поражающее цель на расстоянии. Лук и охотничьи стрелы появились благодаря одному наблюдению. Люди заметили, что когда прут сгибаешь, а затем отпускаешь, то он с силой выпрямляется, резким рывком. С помощью лука люди смогли охотиться и на быстрых мелких животных: зайцев и куниц. Первобытный человек убивал животное с расстояния сотен шагов.


Охота с помощью лука

Но, безусловно, главным преимуществом человека разумного являлся его интеллект. Только вид Homo Sapiens обладал такими способностями, как членораздельная речь и абстрактное мышление.

Родовая община

Племена разумных людей становились сплоченными и начинали образовывать более сложные человеческие коллективы. Образовались родовые общины.

Родовая община — форма социальной организации, в которой люди связаны кровным родством, общим хозяйством и проживают на одной местности. Основная форма социальной организации при первобытно-общинном строе.

В родовой общине семейные узы стояли превыше всего. В ней состояли сородичи — все близкие и дальние родственники. Другими словами, община состояла из членов расширенной семьи.


Родовая община

Расселение людей продолжалось, и теперь они могли адаптироваться к различным природным условиям. Кроме того, группы первобытных людей активно взаимодействовали друг с другом. Родовые общины, которые объединяла общность в наследственных признаках и происхождении, соединялись и образовывали новые массовые коллективы. Так появились расы.

Раса — система популяций человека, в которой существует сходство по ряду физических или социальных признаков в соответствии с воспринятием их обществом.

В родовых общинах у сородичей общими были жилища, запасы пищи, костры, материальные ресурсы. Сородичи-мужчины ходили на охоту, объединяясь в группы. Женщины занимались собирательством и воспитанием детей. Интересно, что в процессе некоторых археологических раскопок на местах обитания первобытных племен были найдены фигурки женщин. Люди поклонялись им, видели в них образ прародительниц и хранительниц благополучия родовой общины.


Скульптура первобытного общества. Фигурка женщины

Связь между сородичами родовой общины становилась все крепче, но и между собой представители разных общин взаимодействовали регулярно. Поэтому со временем образовался новый тип группового объединения людей.

Племя — группа, объединяющая несколько родовых общин, которые располагаются в одной местности.

Самые опытные и старые представители племени назывались старейшины. Мудрые старики знали все о животных, растениях, своих сородичах. Они хранили все правила общины и передавали молодому поколению знания об обычаях племени.

Старейшины всех родовых общин племени входят в совет старейшин. Совет старейшин решал все междоусобицы и конфликты, определял для провинившихся справедливые наказания. Самым суровым было изгнание из племени. Это могло ожидать тех, кто противился древним обычаям.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: познакомить с обликом и образом жизни древнейших людей; научить определять черты сходства и различия древнейшего человека и животных; формировать умения пересказывать содержание текста учебника, работать с ним, с исторической картой и иллюстрациями, правильно употреблять и объяснять исторические термины.

Важная задача урока: показать, что способность трудиться поставила древнейших людей в более выгодное, сравнительно с остальным животным миром, положение.

Урок 2.Древнейшие люди. (§1)

Цели: познакомить с обликом и образом жизни древнейших людей; научить определять черты сходства и различия древнейшего человека и животных; формировать умения пересказывать содержание текста учебника, работать с ним, с исторической картой и иллюстрациями, правильно употреблять и объяснять исторические термины.

Важная задача урока: показать, что способность трудиться поставила древнейших людей в более выгодное, сравнительно с остальным животным миром, положение.

Планируемые результаты: предметные: работать с исторической картой, анализировать и обобщать ее данные; выявлять закономерности эволюции человека; устанавливать причинно-следственные связи между средой обитания и жизнью первобытных людей; объяснять причины развития коллективизма среди древних людей, значения понятий первобытные люди, орудие труда, собирательство, археолог, реконструкция; метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; давать определения понятий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; личностные УУД: обрести мотивацию к изучению нового материала; осознавать важность изучения истории; выражать свое отношение к роли истории в жизни человеческого общества; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Ключевые понятия темы:

Первобытные люди – вид древнейшего предка человека, выделившегося из животного мира (более 2 млн лет назад). Люди, жившие до изобретения письма, до появления первых государств и больших городов.

Человеческое стадо – коллектив древнейших людей (непрочные объединения, как стада животных, от 30 до 100 человек). Оно было трудовым человеческим коллективом.

Орудия труда – приспособления из камня, дерева, костей животных, для добычи пищи, защиты древнейшего человека. Палка-копалка, заостренный камень, дубина.

Собирательство – одно из главных способов добывания пищи путем сбора ягод, трав, корешков, личинок (т.е. растительная пища)

Охота – второй из главных способов добывания пищи, путем ловли животных.

Родовая община объединение нескольких больших семей, которые приходились родственниками друг другу.

Присваивающее хозяйство – хозяйство, при котором человек пользовался тем, что давала природа.

Основные даты:

Более 2 млн лет назад – выделение человека из мира животных (появление древнейших людей на Земле)

Около 2,5 млн лет назад – изготовлены первые орудия труда

40 тыс лет назад – человек стал таким же, как люди нашего времени. Ученые называют его кроманьонцем (человеком разумным)

План изучения нового материала.

1. Наши далёкие предки.

3. Первые занятия древнейших людей (собирательство и охота).

4. Овладение огнём.

Проблемное задание. Объясните, почему первобытность — самый длительный по времени период в истории человечества.

Человек — это уникальная форма жизни на нашей планете. Какими были первые шаги людей? Почему мы пошли именно таким путем, а не иным? Почему мы не единственный человеческий род? Какой еще путь мы должны пройти в процессе эволюции? На эти вопросы мы и попытаемся найти сегодня ответы.

Но только очень быстро. Начали!

(Проверка выполнения задания и обсуждение.)

Благодаря каким источникам вам известно то, о чем вы сейчас говорили?

Как вы считаете, интересно ли изучать жизнь древних людей? А что вам представляется наиболее интересным? О чем бы вы хотели узнать?

(Показывает презентацию.)

Наши далекие предки.

Первые занятия древнейших людей.

Как вы считаете, можно ли совершить путешествие в то время, о котором мы с вами говорим, повстречаться с древнейшими людьми?

Рассмотрите иллюстрации и наглядный материал § 1 учебника и предположите, какие исторические источники и вспомогательные исторические дисциплины смогут нам помочь исследовать жизнь древнейших людей. (Вещественные источники, археология, этнография и др.)

Нас. 10 учебника найдите новый термин первобытные люди и выпишите его в свои словари.

Первобытные люди — люди, жившие до изобретения письма, до появления первых государств и больших городов.

Проблемный вопрос. Почему первобытный человек не мог жить в одиночку?

III. Работа по теме урока

Представим, что мы отправляемся на экскурсию в исторический музей, первые экспозиции которого посвящены жизни первобытных людей. Исполним роли исследователей, имея на руках листы для работы. В конце урока мы получим кластер — обобщенный и графически оформленный материал по теме нашего урока.

1. Наши далекие предки

В первом зале музея обратим внимание на карту (с. 9 учебника).

Используя знаки-подсказки на карте, ответьте на следующие вопросы.

Где жили древнейшие люди?

На каком материке? Где следы их жизни не обнаружены?

Когда появились первые люди? Для ответа на этот вопрос используйте текст учебника и дополнительный материал.

Вопрос о том, когда и где появились первые люди на Земле, до сих пор остается предметом острых научных дискуссий. На сегодняшний день большинство ученых считают, что вид Homo sapiens — человек разумный — сформировался около 50 тыс. лет назад в районе Великих рифтовых разломов в Восточной Африке. Последние раскопки и открытия подтверждают, что этот район — самое вероятное место происхождения человека. В конце 50-х — начале 60-х гг. XX в. Луисом и Мэри Лики - английскими учеными с мировым именем - в ушелье Олдовай на севере Танзании в зоне рифтовых разломов были найдены останки древнего человекоподобного существа (человек умелый), возраст которых насчитывает 1,7 млн лет.

Последующие археологические раскопки и находки останков древних гоминидов у восточного побережья озера Рудольф, в долине рек Омо и Аваш, доказали, что предки человека появились еще раньше — 2,5 млн, 3,7 млн и даже 5 млн лет назад.

(Ответы учеников и работа над созданием кластера)

А как выглядели наши предки? При ответе используйте иллюстрации учебника?

Ваши мнения разошлись. Одни из вас утверждают, что наши предки больше похожи на обезьян. Другие пришли к выводу о том, что первобытные люди уже разительно отличались от животных.

Предлагаю вам принять участие в групповой дискуссии. Поделитесь друг с другом знаниями, соображениями, доводами по заявленной проблеме.

(Обязательные условия при проведении дискуссии: уважение к различным точкам зрения ее участников; совместный поиск, конструктивное решение возникших разногласий на стадии рефлексии.

Задачи дискуссии: обмен первичной информацией, выявление противоречий; возможность переосмысления полученных сведений, сравнение собственного видения проблемы с другими взглядами и позициями.

Проведение групповой дискуссии способствует развитию диалогичности общения, становлению самостоятельности мышления.

В ходе выполнения задания учитель на доске рисует схему, которую ученики зарисовывают у себя в тетрадях.)

Интересные факты

Что случилось с волосами?

Почему человек ходит на двух ногах?

Почему увеличился размер мозга наших предков?

Не существует никаких сомнений относительно того, что мозг более крупного размера предоставил нам неограниченные возможности. Человеческий мозг — это одна из ценнейших частей тела, занимающая всего лишь 2% от его массы и использующая пятую часть энергии, вырабатываемой организмом. При этом около 2 млн лет назад размер мозга наших предков был не больше, чем у обезьяны. Так что же послужило причиной его увеличения?

Одна из версий гласит, что увеличение размера мозга было необходимо человеку, для того чтобы делать более удобные орудия труда. Другая утверждает, что это помогало нашим предкам лучше общаться друг с другом. Возможно, радикальные перемены, происходившие в окружающем мире, требовали соответствующих изменений и от человека.

2. Орудия труда

Археологи находят вместе с костями древнейших людей камни, от краев которых отколоты мелкие кусочки.

Как вы думаете, что это значит?

Почему человек делал это?

Вы правильно предположили: у человека не было таких мощных лап, таких крепких костей и зубов, как у больших хищных зверей. Однако камень был крепче любых зубов и когтей, а удар тяжелой дубиной сильнее удара медвежьей лапой.

Используя иллюстрации, данные в § 1, и другие материалы учебника, проверим, насколько справедлива наша версия.

(Проверка выполнения задания и работа над созданием кластера.)

Итак, древнейший человек назван человеком умелым именно потому, что в отличие от животных он умел изготавливать орудия труда.

3. Первые занятия древнейших людей

— Представьте себя на месте древнейших людей. Как вы могли обеспечить себе существование, используя столь примитивные орудия труда? (По ходу выполнения задания составляется кластер.)

Как охотились древнейшие люди?

Прочитайте текст п. 3 § 1 учебника и изучите иллюстрацию на с. 11. Составьте рассказ от имени первобытного охотника по плану:

Хищник и его жертва.

Таким образом, хозяйство, при котором человек пользовался тем, что давала природа, называется присваивающим.

4. Овладение огнем

Труд постепенно совершенствовал и менял облик человека. В 1890—1892 гг. на острове Ява голландский антрополог Эжен Дюбуа обнаружил останки человека, которого он назвал Homo erectus — человек прямоходящий. Это было большое открытие, которое изменило жизнь ученого.

Сейчас я прочитаю отрывок из книги одного известного писателя, а вы, прослушав его, должны будете определить, о каком событии идет речь.

В непроглядную ночь бежали уламры, обезумев от страданий и усталости; все их усилия были тщетны перед постигшим их несчастьем: огонь был мертв! Они поддерживали его в трех клетках. По обычаю, племени четыре женщины и два воина питали его день и ночь.

Даже в самые тяжелые времена поддерживали они в нем жизнь, охраняли его от непогоды и наводнений, переносили его через реки и болота; синеватый при свете дня и багровый ночью, он никогда не расставался с ними. Его могучее лицо обращало в бегство львов, пещерного и серого медведей, мамонта, тигра и леопарда. Его кровавые зубы защищали человека от обширного страшного мира. Он извлекал из мяса вкусные запахи, делал твердыми концы рогатин, заставлял трескаться камни, он подбадривал людей в дремучих лесах, в бесконечной саванне, в глубине пещер. Это был отец, страж, спаситель; когда же он вырывался из клетки и пожирал деревья, он становился более жестоким и диким, чем мамонты.

И вот теперь он мертв!

Что огонь давал первобытным людям? Почему потеря огня считалась большим несчастьем?

Древнейшие люди жили коллективами, которые называют человеческими стадами. Ученые не знают, сколько человек входило в стадо, но предполагают, что не менее тридцати и не более ста.

Почему небольшое стадо было обречено на гибель? Придумайте какой-нибудь случай из жизни первобытных людей, подтверждающий вашу мысль.

Почему найти пропитание в одной местности очень большой группе людей было затруднительно?

признаки человеческого стада выражены словами:

Стадо человеческое (Ученики приходят к следующим выводам.)

Древнейшие человеческие коллективы были столь же непрочными объединениями, как и стада животных: если численность стада от голода, болезней, нападения хищников снижалась до 15—20 человек, его члены уже не могли успешно охотиться и защищаться от зверей. Тогда такое стадо соединялось с другим. Если же численность стада росла и количество людей в нем начинало превышать сотню, оно распадалось на два меньших стада. Родства наши предки не знали: никто не мог сказать, чей он сын или внук, кто в стаде доводится ему братом или сестрой.

Разделения труда между мужчинами и женщинами долгое время не существовало (женщины, если у них не было маленьких детей, участвовали в охоте наравне с мужчинами). Во главе со своими вожаками первобытные стада бродили в поисках пищи, они были мало связаны друг с другом, каждое жило своей самостоятельной жизнью.

Первобытное стадо было трудовым человеческим коллективом.

С началом изготовления каменных орудий труда связывают начало периода первобытности в истории человечества. В этот период произошло самое важное в эволюции человека – он научился делать и совершенствовать орудия труда, с помощью которых обеспечивал свое существование. Таким образом, труд над собой и для себя выделил первобытного человека из среды животных.

Приспособление к природе, изменчивости климата, изобретение новых орудий труда обеспечили человеку лучшее питание. Он стал сильнее, выносливее. Освоение новых пространств повлияло на изменение внешнего вида древнейшего человека. Он стал постепенно выпрямляться. Это было новым в эволюции человека.

Подведение итогов урока

§ 1. Дифференцированное задание:

Для сильных учеников — описать жизнь первобытных людей и выделить ключевые понятия.

Читайте также: