Склонение сложных числительных 6 класс конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

1. Организационный момент: приветствие, запись темы урока.

Учитель: Спишите предложение, раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы, знаки препинания.

Беседа:

1. Как вы понимаете смысл высказывания?
2. Какое отношение имеет фраза к сегодняшнему уроку?
3. Как вы думаете, какова цель урока? 4. Каким образом мы будем изучать данную тему?

Учащиеся предлагают алгоритм изучения темы.

3. Изучение нового материала

В) Просклоняйте словосочетание с количественным числительным 650 книг, выделите окончания числительных. (Совместная работа с привлечением таблиц из учебника + слайд в электронном варианте)
Им. Шестьсот пятьдесят книг Р. Шестисот пятидесяти книг Д. Шестистам пятидесяти книгам В. Шестьсот пятьдесят книг Тв. Шестьюстами пятьюдесятью книгами Пр. О шестистах пятидесяти книгах

4. Физкультминутка

5. Закрепление

Просклоняйте словосочетания с количественными числительными 887 коробок, 787 деталей. Выделите окончания числительных

(По материалам Интернета)

1. С пятьюстами шестьюдесятью семью.
2. Шестьсот семидесяти семи экземпляров.
3. Больше шестиста рублей.
4. До тысяча восемьсот двенадцатого года.
5. К пятистам семидесяти восьми.
6. У пятьсот восьмидесяти рабочих.

(Работа проверяется совместно, на экран выводится эталон, по которому учащиеся сверяют выполненное ими задание, исправляют ошибки. Результаты работы заносятся в оценочный лист.)

Б) Задание: грамотно прочитать предложения без ошибок.

1. Из 985 деталей 856 отправили на завод.
2. С 888 рублями я отправился в магазин.
3. Из 893 человек на конкурс отобрали 443.
4. Из 149 млн. кв. км земной суши хотя бы в какой-то степени заселено и освоено около 133 млн. кв. км.
5. С появления первого человека до 1960 г. сменилось, как считается, 10 тысяч поколений, но никогда еще до ХIХ в. число одновременно проживающих на планете людей не превышало 1 млрд. 6. В Европе проживает примерно 728 млн. человек, в Латинской Америке – более 561 млн. (Тот, кто допускает ошибку, из игры выбывает. )

7. Выводы по уроку

– В чем заключаются трудности при изучении склонения количественных числительных, над чем еще нужно поработать?

8. Домашнее задание: параграф 111, упр.483 (письменно)

Разработан по программе Е.В.Бунеева Руский язык 6 класс.

ВложениеРазмер
sklonenie_slozhnykh_i_sostavnykh_chislitelnykh.docx 23.65 КБ

Предварительный просмотр:

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цели как деятельность учеников.

М/п : извлекать информацию из таблиц, перерабатывать эту информацию в другие формы (текст, схему), устанавливать связи между новой и ранее усвоенной информацией, делать выводы.

Знание о языке как основа речевой деятельности : склонять сложные и составные имена числительные, а также числительное полтораста, выделять окончания в формах этих числительных.

Умения различныхвидов устной и письменной деятельности: правильно употреблять разные формы имен числительных.

II. Языковая разминка с элементами актуализации изученного.

- Прочитайте текст к.№1. Что интересного из него вы узнали?

- Выпишите из него словосочетания с именами числительными (числительные пишите буквами).

Вольфганг Амадей Моцарт, когда ему было 4 года, ещё не умея писать, уже сочинял мотивы. В 12 лет он создал свою первую оперу.

Феликс Мендельсон написал 3 квартета для фортепиано, скрипки и виолончели, когда ему ещё не было 12 лет .

- Назовите имена числительные, в которых есть орфограмма на изученное правило.

- Как вы дома представили это правило в виде схемы? (вспоминаем схему-опору с предыдущего урока). Воспроизведите это правило.

III. Постановка основного вопроса урока.

-Посмотрите, пожалуйста, на числительные 6 и 600

- Что общего между числительными 6 и 600? (корень)

- Чем они отличаются? (простые и сложные)

- Какие из этих числительных мы уже умеем склонять? (простые, целые)

- Просклоняйте числительное 6 устно.

- А теперь употребите числительное 600 в форме Р. и Т. падежей (два ученика у доски)

-Какой проблемный вопрос возникает?

Как склоняются сложные числительные? (Записываю проблемный вопрос на доске.)

-Какое по составу получится числительное, если сложить числа 600 и 6? (составное)

-Из каких числительных оно состоит? (сложное и простое)

-Как вы думаете, оно будет совмещать в себе особенности склонения простого и сложного числительных или будет склоняться как-то по-особенному?

-Нам нужно это проверить.

-Тогда что необходимо добавить в проблемный вопрос?

Как склонять составные числительные?

-Сформулируйте цель урока

НАУЧИТЬСЯ СКЛОНЯТЬ СЛОЖНЫЕ И СОСТАВНЫЕ количественные числительные.

-Сформулируйте тему урока

СКЛОНЕНИЕ СЛОЖНЫХ И СОСТАВНЫХ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ.

-Вернемся к нашему числительному 600.

Откройте карточку №2

- Какие по составу представлены числительные? (все сложные)

- Почему у приведенных в таблице числительных выделено окончание? (это части изменяются, значит это окончания)

- Встречалось вам такое раньше? (нет)

-Попробуйте проверить, изменится ли что-то в других сложных словах, например, сложное существительное ЛУНОХОД, СОРОКОНОЖКА, СИНЕГЛАЗКА…

ВЫВОД: Числительное – единственная часть речи в русском языке, которая имеет в одном слове два окончания. В этом ее необычность и уникальность.

-Сравните свои выводы с текстом правила на стр.117 (верхнее).

Попробуйте составить схему этого правила

200, 300, 400 склоняются обе части

-Какие окончания у этих числительных? (как у простых, входящих в их состав)

– Обратите внимание на изменение числительного сто в составе сложного слова. Оно изменяется не как простое числительное сто , а как существительное ср.р. село во мн.ч. ( сёл – -сот, сёлам – -стам, сёлами – -стами, о сёлах – -стах ).

V.Развитие учебно-языковых и правописных умений.

Упр. 204 – развивается умение правильно образовывать формы сложных числительных, выделять корни и окончания, сравнивать их с данными в таблице; употреблять образованные формы в речи.

Упр. 205 – развивается умение употреблять в тексте формы сложных имён числительных с корнями - десят - и - ст -, правильно писать окончания количественных числительных, обозначать орфограмму в них.

Письменно записываются только формы числительных.

-Запишите словами числительное 250

-Какое это числительное по составу? (составное)

-Попробуйте его просклонять (устно)

-Какой вывод можно сделать?

У СОСТАВНОГО ЧИСЛИТЕЛЬНОГО СКЛОНЯЮТСЯ ВСЕ СЛОВА

-Проверьте свои предположения в учебнике (стр.117)

Упр. 206 – развивается умение склонять составные имена числительные. Ученики работают в группах (каждая группа склоняет одно числительное).

– Сделайте вывод о склонении составных числительных.

Чтение текста в рамке после упр. 206.

Упр. 207 – развивается умение правильно образовывать формы составных числительных, выделять окончания, употреблять их в составе словосочетаний. Выполняется письменно.

Упр. 209–210 – знакомство с количественным числительным полтораста , его склонением; умение склонять числительное полтораста с существительными.

– Назовите ключевые слова темы. (Имена числительные, сложные

50–80, 200, 300, 400, 500–900, два окончания, составные, полтораста .)

– Укажите особенности их склонения.

– Чему научились на уроке, какие умения развивали?

– Какие трудности встретились?

– Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок, успешно преодолеть трудности?

– Дайте самооценку своей работы (по желанию, т.к. изучался новый материал).

VII. Домашнее задание.

1. Выучить по таблицам склонение сложных числительных; представить в виде схемы склонение изученных на уроке числительных (сложных и составных).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Простые, сложные и составные числительные" (6 класс)

Презентация к уроку в 6 классе "Простые, сложные и составные числительные" по программе В.В.Бабайцевой.


Методическая разработка урока по теме "Склонение сложных и составных количественных числительных" (6 класс, Образовательная система "Школа 2100")

Разработка урока по технологии проблемно-диалогическгого обучения.


Цели: познакомить с признаками числительного как части речи; показать отличие числительных от других частей речи с числовым значением; учить находить числительные в тексте.Тип урока: урок .


Презентация урока русского языка в 6 классе по теме "Простые, сложные и составные числительные"

"Простые, сложные и составные числительные" (презентация).


Простые, сложные и составные числительные

Конспект урока по русскому языку для 6 класса (к учебнику Бабайцевой).



План-конспект урока по русскому языку в 6 классе для детей с ЗПР по теме "Имя числительное как часть речи. Простые, сложные и составные числительные"

План-конспект урока по русскому языку в 6 классе для детей с ЗПР по теме "Имя числительное как часть речи. Простые, сложные и составные числительные" представляет собой разработку перв.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цели: закрепить знания учащихся об имени числительном как части речи; знать разряды имен числительных по значению: порядковые, количественные; развивать умение правильно употреблять числительные в устной и письменной речи, склонять числительные; развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся; умение анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, логически верно излагать свои мысли; создавать условия для развития коммуникативных навыков; развитие системы ценностных отношений к родному языку; совершенствование навыков этичного межличностного общения.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные УУД: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; выражение положительного отношения к процессу познания; оценивание собственной учебной деятельности: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;

Мета предметные -

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия, действовать по плану, выполнять самопроверку или взаимопроверку учебного задания; выполнять учебное задание в соответствии с целью; извлекать информацию из таблиц, перерабатывать и преобразовывать эту информацию в другие формы (текст, схему), устанавливать связи между новой и ранее усвоенной информацией, делать вывод

Познавательные: закрепить знания учащихся об имени числительном как части речи; знать разряды имен числительных по значению: порядковые, количественные; знать особенности изменений числительных по падежам и временам; развивать умение правильно употреблять числительные в устной и письменной речи, склонять числительные; правильно употреблять разные формы имён числительных в речи.

Коммуникативные: устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать

Предметные: повторить, закрепить знания учащихся об имени числительном как части речи; знать разряды имен числительных по значению: порядковые, количественные; развивать умение правильно употреблять числительные в устной и письменной речи, склонять числительные; правильно употреблять разные формы имён числительных в речи.

Тип урока. Урок открытия новых знаний.

Структура урока:

1.Организационный момент.

Актуализация опорных знаний.

Целеполагание. Определение проблемы урока.

Усвоение новых знаний и способов действий.

Закрепление изученного. Развитие умений и навыков.

Итоговая проверка знаний. Обобщение.

Домашнее задание.

Как обойтись бы без числа

Наука точная могла?

Расчет во всяком деле нужен.

Ты и с числительным будь дружен.

1.Организационный момент

2. Актуализация опорных знаний 1 задание Индивидуальная карточка

Ми. ион, ми. ард, оди. адцать, две. адцать, тр инадцать, двест. четырест. девяност. пятьдесят, шест. сот, шест. надцать.

Проверка ведется в парах с обменом тетрадками, записи сверяются с записями на доске, оцениваются; затем совместно проверяется работа ученика, работавшего отдельно от класса.

задание -Сегодня мы продолжим знакомство с именем числительным, очень нужной в наш компьютерный век частью речи.

(Знакомство с эпиграфом урока.)

Даже чтобы решить простую задачу, нужно уметь считать и хорошо знать эту часть речи. (Чтение шуточного стихотворения.)

По тропинке вдоль кустов

Шло одиннадцать хвостов.

Сосчитать я также смог,

Что шагало тридцать ног,

Это вместе шли куда-то

Петухи и поросята.

А теперь вопрос таков:

Сколько было петухов?

Мне б хотелось также знать:

Сколько было поросят?

(Ребята определяют количество поросят и петухов.)

-Найдите четвертое лишнее слово, объясните свой выбор.

Пятёрка, пятиэтажный, пять, пятилетка.

Семь, семьдесят семь, семь восьмых, седьмой .

Три восьмых, пять целых три четвёртых, пятеро , одна вторая.

-Придумайте свой вариант четвёрки слов с одним лишним.

(Слова зачитываются вслух, ученики определяют лишнее слово, аргументируют свой выбор.)

задание Учащиеся задают подготовленные дома вопросы.

Если следующие вопросы не прозвучат, учитель задаст их сам:

-Как делятся числительные по лексическому значению?

-Как делятся числительные по строению?

-Назовите разряды количественных числительных.

Целеполагание. Определение проблемы урока.

-Ребята, Петя Двойкин в сочинении написал следующее:

В одна тысяче девятьсот восемьдесят девятом году мой отец нес около полтораста километра обоими руками корзину с сорок троими щуками.

(Правила склонения числительных)

-Определите проблему урока.

-Сегодня мы рассмотрим, как склоняются целые количественные числительные.

Усвоение новых знаний и способов действий.

(Выбор зависит от существительного, одушевленное или неодушевленное.)

-Особенности склонения какой группы количественных числительных вам будет легче всего запомнить? Почему?

(У числительных 40, 90, 100 только две падежные формы.)

-Что называется окончание и как его выделить в слове?

-Чем отличаются числительные 3 и 300?

-Запишите словами числительные 3 и 300 в И. п., в Р. П. и Д. п. Выделите окончания. Что необычного заметили? Подумайте почему?

( У числительного 300 два окончания, склоняются обе части, это числительное сложное.)

-Рассмотрите табличку в учебнике. Сделайте вывод об особенностях склонения сложных числительных (от 50 до 80, 200 до 900).

(Проверка и самостоятельное оценивание) Z

-Итак, знания по математике проверили, предлагаю проверить, хорошо ли вы знаете историю.

Старинные меры длины Первые единицы длины как в России, так и в других странах были связаны с размерами частей человеческого тела.

Сажень - мера длины, связанная с размерами обеих рук (2,13 метра).

Локоть - мера длины, равная приблизительно 0,5 метра.

Пядь - расстояние между растянутыми большим и указательным пальцами.

Для измерения больших расстояний на Руси использовали версту (ранее называли поприще)-, в разных местностях верста считалась по-разному - от 500 до 700 саженей.

Вершок - старинная мера длины, равная 4,45 сантиметра. Выходит, рост Герасима был всего 53 сантиметра? Что, он карлик? Что-то здесь не так.

Читателю XIX века хорошо известно, что рост человека определялся в вершках свыше обязательных для нормального человека двух аршин. Аршин - русская мера длины, равная 0,71 метра. Подразумевалось, что читатель об этом знает.

А теперь подсчитайте, чему же все-таки равнялся рост богатыря дворника.

-Ребята, давайте проверим, хорошо ли вы читаете.

Задание выполняется устно. Словосочетания необходимо поставить в форму Р. п мн. ч. и прочитать.

Нет 567 (кочерга), 443( полотенце), 192 (дно), 274 (носки), 386 (солдат), 657 (помидор).

-Я вижу, что читать вы научились, я думаю, вы прочитали многие сказки, рассказ, повести. Определите, из какого литературного произведения следующие строки:

Лети, лети, лепесток, Через север, через юг,

-Как вы думаете, почему назвал волшебное растение цветиком - семицветиком, а не цветиком- пятицветиком или цветиком-восьмицветиком?

( Цифре 7 в старину приписывались магические свойства, поэтому много пословиц и поговорок с этой цифрой.)

-Ребята, вспомните пословицы и поговорки с цифрой 7.

-Птицы удивительны. Послушайте стихотворение Степана Щипачева, подумайте, как автор назвал стихотворение.

Где березняк, рябой и редкий,

где тает дымка лозняка,

он, серенький, сидит на ветке

и держит в клюве червяка.

Но это он, простой, невзрачный,

озябший ночью от росы,

заворожит поселок дачный

у пригородной полосы. (Соловей)

Цели: закрепить знания учащихся об имени числительном как части речи; знать разряды имен числительных по значению: порядковые, количественные; развивать умение правильно употреблять числительные в устной и письменной речи, склонять числительные; развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся; умение анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, логически верно излагать свои мысли; создавать условия для развития коммуникативных навыков; развитие системы ценностных отношений к родному языку; совершенствование навыков этичного межличностного общения.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные УУД

- осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;

- стремление к речевому самосовершенствованию; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

- выражение положительного отношения к процессу познания;

- оценивание собственной учебной деятельности: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;

Метапредметные –

- принимать и сохранять учебную задачу,

- планировать необходимые действия, действовать по плану,

- выполнять самопроверку или взаимопроверку учебного задания; выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- извлекать информацию из таблиц, перерабатывать и преобразовывать эту информацию в другие формы (текст, схему), устанавливать связи между новой и ранее усвоенной информацией, делать выводы.

закрепить знания учащихся об имени числительном как части речи; знать разряды имен числительных по значению: порядковые, количественные; знать особенности изменений числительных по падежам и временам; развивать умение правильно употреблять числительные в устной и письменной речи, склонять числительные; правильно употреблять разные формы имён числительных в речи.

Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать

Предметные : повторить, закрепить знания учащихся об имени числительном как части речи; знать разряды имен числительных по значению: порядковые, количественные; развивать умение правильно употреблять числительные в устной и письменной речи, склонять числительные; правильно употреблять разные формы имён числительных в речи.

Тип урока. Урок открытия новых знаний.

Этапы урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Числа – и есть тот бог, который правит миром.

II. Языковая разминка с элементами актуализации изученного.

III. Постановка основного вопроса урока.

-Как вы понимаете слова древнегреческого философа, математика 6 века до н.э.?

-Согласны ли вы с ним?

-Цифры окружают нас везде и всегда. Приведите примеры.

- О какой части речи мы сегодня продолжим разговор?

- Но о числительных мы с вами говорили. Значит, нам нужно уточнить, о чем будем беседовать, и сформулировать тему урока. Для этого обратимся к материалу из конверта №1.

- В первом задании вам дана схема теоретического материала, с которым мы работали на прошлых уроках. Проанализируйте схему и восстановите недостающие элементы.

-Сверьте свои выводы с образцом на слайде.

- Сложные и составные количественные числительные.

-2-е задание: прочтите данные предложения:

* Если из 27915 вычесть 14562, то останется меньше 15000.

* Если к 198623 прибавить 7451, то получится более 206000.

-Легко ли было прочитать данные предложения? Почему?

- А что нужно сделать, чтобы правильно произнести? (просклонять)

- Итак, сформулируйте тему урока (Склонение сложных и составных количественных числительных)

-Есть еще варианты?

- Называют тему, записывают в тетрадь

- Какие цели поставим перед собой?

- А зачем нам правильно склонять числительные?

- Итак, употребление имен числительных в устной речи вызывает большие трудности. Это одна из самых сложных тем в русском языке.

И сегодня я желаю нам с вами понравиться и нашим гостям, и себе, и научиться ещё больше владеть родным языком.

Познавательные УУД

Уметь преобразовывать информацию.

Владеть разными видами аудирования (ознакомительного, выборочного).

Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать вопрос (проблему) урока.

IV. Открытие новых знаний.

- Чтобы говорить о склонении сложных и составных количественных числительных, необходимо вспомнить, как склоняются простые количественные числительные.

Обратимся к конверту №2. Выполните предложенные задания.

-С какими числительным по составу вы работали?

- У нас есть еще….сложные и составные. Какие это числительные?

- При склонении этих числительных тоже есть свои особенности.

-Чтобы их найти, обратимся к конверту № 3, где нам предстоит провести исследование.

Работа в группе (по 3-4 чел)

Вывод: при склонении сложных числительных изменяются оба корня.

- Сравним свой вывод с текстом правила (стр.117 учебника)

– Составьте схему, удобную для запоминания. На доску

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, делать выводы.

2. Извлекать информацию из таблицы, представлять её в разных формах (текст, схема), соотносить информацию, представленную в разных формах (таблица, текст, схема

Регулятивные УУД

1. Искать пути решения проблемы.

2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

1. Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

2. Слушать и слышать других, осуществлять речевую рефлексию.

V. Развитие учебно­языковых и правописных умений.

Упр. 204 – развивается умение правильно образовывать формы сложных числительных, выделять корни и окончания, сравнивать их с данными в таблице; употреблять образованные формы в речи.

Работа по рядам (по 1 человеку у доски) Оцени свою работу

Упр. 205 – развивается умение употреблять в тексте формы сложных имён числительных с корнями - десят - и - ст -, правильно писать окончания количественных числительных, обозначать орфограмму в них. 1 у доски Оцени свою работу

Познавательные УУД

1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

2. Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы.

3. Строить рассуждение, воспринимать и вычленять нужную информацию на слух.

IV. Открытие новых знаний.

- Продолжаем с вами исследование.

-Проговорите, пожалуйста, числительные 1250,81,140.

-Что общего у этих числительных? (составные).

-А как склоняются простые и сложные числительные? Ваши предложения?

-Просклоняйте составное числительное.

- Что заметили? Какой вывод можете сделать?

( у составных числительных склоняются все слова, из которых они состоят)

- Сопоставим выводы с правилом (стр. 117)

Регулятивные УУД

1. Искать пути решения проблемы.

2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

1. Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

2. Слушать и слышать других, осуществлять речевую рефлексию. Коммуникативные УУД

1. Свободно излагать свои мысли в устной форме, владеть разными видами монолога и диалога.

V. Развитие учебно­языковых и правописных умений.

- Вернемся к конверту № 1 к заданию 2. Какие перед нами числительные? (составные). И мы с вами говорили, чтобы правильно их произнести, нужно правильно их просклонять. Работаем в парах. Проговорите эти числительные друг другу и запишите их (1вар-1-е предл., 2 вар – 2-е предл.)

Обменяйтесь работами с другой группой, проверьте выполнение. Оцените работу, аргументируйте свою отметку.

-Что не получилось?

-У кого верно? отметки

Познавательные УУД

1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

2. Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы.

3. Строить рассуждение, воспринимать и вычленять нужную информацию на слух.

2. Оказывать необходимую взаимопомощь и осуществлять взаимный контроль.

- Итак, ребята, о чем мы сегодня говорили на уроке?

-Чему мы должны были научиться? Зачем?

- Какое правило вы будете применять при склонении сложных и составных количественных числительных?

- Мы достигли поставленной цели урока?

- Поднимите зеленый светофор, если вам все было понятно и никаких трудностей у вас не возникло.

- Поднимите желтый светофор, если у вас остались какие-то вопросы, затруднения и озвучьте их

- Поднимите красный светофор, если вам было очень трудно и вы не справлялись с заданиями, мы вместе попробуем решить проблему

(Оценивают результаты своей работы)

Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности

Познавательные УУД

1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

Коммуникативные УУД

1. Свободно излагать свои мысли в устной форме, владеть разными видами монолога и диалога.

VII. Домашнее задание.

2. Упр. 208 На выбор одно.

3.(по желанию) 1.Придумать лингвистическую сказку про числительные.

Числительное – самостоятельная часть речи, которая






обозначает число, количество предметов и порядок предметов при счете

делится на лексико-грамматические разряды

отвечает на вопросы сколько? какой?



делится по составу на









обозначающие целые числа

Прочтите данные предложения:

Если из 27915 вычесть 14562, то останется меньше 15000.

Если к 198623 прибавить 7451, то получится более 206000.

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке изучается одна из сложных тем: склонение числительных, обозначающих целые числа. Материал урока поможет учащимся усвоить и понять эту тему. Различные упражнения направлены на закрепление навыков правильного употребления форм числительных в косвенных падежах.

План урока русского языка в 6 классе

Тема: Склонение числительных, обозначающих целые числа

(40, 90, 100, от 50 до 80 и от 200 до 900)

Об особенностях склонения количественных числительных

Правильно писать и употреблять падежные формы числительных, обозначающих целые числа

Умение правильно употреблять в речи падежные формы числительных, обозначающих целые числа

1.Организационный момент- Здравствуйте, ребята! Мы сегодня продолжим говорить об имени числительном. Откройте тетради и запишите число.

Склонение числительных, обозначающих целые числа (от 50 до 80 и от 200 до 900). Записывая тему, подумайте, с чем мы будем работать и какова цель урока.

- Верно. Нам необходимо знать особенности склонения количественных числительных; уметь правильно писать и употреблять падежные формы числительных, обозначающих целые числа.

- Трудно представить жизнь человека без чисел. Человек любой профессии прибегает к помощи чисел. А чтобы знания открыли свои кладовые, нам необходимо преодолеть несколько препятствий.

2 Актуализация знаний

1 испытание. (О/С РЕЛЛИ ТЭЙБЛ)

Приведите примеры пословиц и поговорок, в которых употребляются числительные, запишите поочерёдно на листочек:

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Семеро одного не ждут.

Семь бед - один ответ.

Семеро с сошкой, а один с ложкой.

Приведите примеры числа в названиях художественных произведений и запишите в тетрадь:

- Знаете ли вы авторов этих произведений? Сверьте свою работу с записью на доске и допишите.

2 испытание. Цифровой диктант.

Я предложу вам несколько утверждений.

Я утверждаю, что:

1. Числительное – самостоятельная часть речи. 2

2. Числительное полтора – собирательное 1

3. В именах числительных от 5 до 20, 30 Ь пишется на конце. 2

4. Порядковые числительные, как и прилагательные, изменяются по родам, падежам и числам. 2

Итог: 2 122 (две тысячи сто двадцать два)

-Какое число у вас получилось? Запишите на доске.

- Охарактеризуйте это число (целое, составное, количественное)

- Молодцы! Вы достойно справились с испытанием и перед нами открывается новая часть знаний о числительном.

3. Закрепление изученного

Как склоняются числительных сорок, девяносто, сто(О/С СИМАЛТИНИУС РЕЛЛИ ТЭЙБЛ)

У числительных 40, 90, 100 две формы: в И.п. и В.п. числительные 90, 100 имеют окончание О, а числительное сорок – нулевое окончание. В остальных формах эти числительные имеют окончание А

- Просклоняйте по рядам числительные и запишите в тетрадь. Прочитайте работу и сверьте с записью на доске.

3 испытание. -Запишите предложение и замените числа словами:

Число взмахов крыльев птички колибри колеблется от 30 до 100 в секунду.

- Прокомментируйте правописание числительных.

- Как вы думаете, почему в числительном сорок отсутствует упоминание о десятках?

-А в каком устойчивом сочетании используется число сорок?

- Физминутка. А теперь посчитаем на руках. Это поможет нам отдохнуть и лучше усвоить знания.

Числительные от 50 до 80 и от 200 до 900

Продолжим знакомиться со склонение числительных.

У сложных слов – числительных от 50 до 80 и от 200 до 900 склоняются обе части

Читайте также: