Конспект урока по химии 8 класс кузнецова

Обновлено: 30.06.2024

Химия – это наука о веществах, их свойствах, превращениях веществ и явлениях, сопровождающих эти превращения.

Химия 8 класс

Первоначальные химические понятия. Кислород. Горение. Водород. Вода. Растворы. Количественные отношения в химии. Важнейшие классы неорганических соединений. Периодический закон и строение атома. Строение вещества. Химическая связь.

Химия 9 класс

Электролитическая диссоциация. Кислород и сера. Азот и фосфор. Углерод и кремний. Общие свойства металлов. Металлы IA—IIIA-групп периодической таблицы химических элементов. Железо. Металлургия. Краткий обзор важнейших органических веществ (Углеводороды, производные углеводородов).

Справочники для ОГЭ

Специальные конспекты по химии, в которых в сжатой форме повторяются основные школьные темы, для экспресс-подготовки к Основному Государственному Экзамену по химии.

Химия 10 класс

Химия 11 класс

Справочники для ЕГЭ

Специальные конспекты по химии, в которых в сжатой форме повторяются основные школьные темы, для экспресс-подготовки к Единому Государственному Экзамену по химии.

Решения задач по химии

Источники идей и источники цитат для конспектов по Химии:

(с) Цитаты из вышеуказанных учебных пособий использованы на сайте в незначительных объемах, исключительно в учебных и информационных целях (пп. 1 п. 1 ст. 1274 ГК РФ).


Разработка используется для проведения урока химии в 8 классе по изучению методов познания. В ходе урока рассматриваются методы науки химии, проводятся опыты, обсуждается использование методов познания. Урок может быть проведен в 11 класс по курсу "Общая химия". Цели урока: 1. Формирование представлений о химических свойствах веществ. 2. Ознакомление учащихся с химией как экспериментальной наукой. Задачи урока: 1. дать представление о методах химического познания, анализа и синтеза химических соединений; 2. развивать умения делать выводы на основе проведенных экспериментов; 3. воспитывать интерес к предмету, умение целенаправленно работать на уроке. Тип урока: комбинированный.

Содержимое разработки

Разработка используется для проведения урока химии в 8 классе по изучению методов познания. В ходе урока рассматриваются методы науки химии, проводятся опыты, обсуждается использование методов познания. Урок может быть проведен в 11 класс по курсу "Общая химия".
Цели урока:
1. Формирование представлений о химических свойствах веществ.
2. Ознакомление учащихся с химией как экспериментальной наукой.
Задачи урока:
1. дать представление о методах химического познания, анализа и синтеза химических соединений;
2. развивать умения делать выводы на основе проведенных экспериментов;
3. воспитывать интерес к предмету, умение целенаправленно работать на уроке.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: рассказ, беседа, сравнение, химический эксперимент, самостоятельная работа.
Средства обучения: учебное пособие, модели, химическое оборудование и реактивы.
Учебное пособие: Кузнецова Н.Е. Химия: 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ под ред. Н.Е.Кузнецовой. – 4-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2012.

Учащиеся записывают определение в тетради по стр.84 учебника.
Есть методы, которые являются общими для всех наук. В то же время для каждой науки характерны свои методы. Рассмотрим схему (рис.38, стр.84).



Для изучения этих методов мы проведем практические действия. Предупреждаю, что будем работать с веществами, способными вызвать химические ожоги, поэтому необходимо соблюдать правила безопасности. Приготовьте рабочие места к проведению практической части: мы проведем опыт по взаимодействию цинка с соляной кислотой.
Проведение опыта.


Что мы наблюдаем? (Выделение газа.)
Запишем уравнение химической реакции:
Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2
Какие методы были задействованы? (Эксперимент, наблюдение.)
А можно было прогнозировать результат реакции? (Да, происходит реакция замещения, металл цинк вытесняет атомы водорода – газообразного вещества.)
Не все реакции можно провести в лабораторных условиях. Но тогда их можно смоделировать. Например, хлор – ядовитый газ, работать с ним в школьной лаборатории небезопасно. В то же время мы изучаем реакции с его участием, в частности с водородом. Давайте рассмотрим эту реакцию с помощью моделей молекул.
Работа с моделями молекул веществ, затем запись химического уравнения.
H2 + Cl2 = 2HCl


Что вы видите? (Индикатор изменил окраску в первой на красный цвет, во второй потемнел, а в третьем цвет практически не изменился.)
Среду кислот называют кислой, щелочей – щелочной, среда воды является нейтральной.
Выполняется запись в рабочих тетрадях.
Всё познается в сравнении. Такие же полоски есть и во втором ряду. К ним надо будет прилить другие растворы. Подготовьте растворы хлорида натрия, сульфата алюминия и карбоната натрия. Приливаем несколько капель растворов в такой последовательности в лунки второго ряда. Что вы видели? (Индикатор поменял окраску во второй и третьей, а первой цвет не изменился.)


5. Первичная проверка понимания.
Что можете сказать по наблюдениям в опытах с растворами? (Раствор карбоната натрия обладаем свойством щелочи, сульфата алюминия – кислоты.)
А как мы это установили? (Сравнили изменение цвета индикатора.)
Таким образом, мы провели анализ среды растворов, что позволяет не только узнать свойства веществ, но и распознавать их.
Но химия не только теоретическая и экспериментальная наука, она является и точной наукой. Химические расчеты очень важны. Изучая тему "Химические реакции. Закон сохранения массы и энергии", вы поняли, что они позволяют рассчитывать необходимые количества веществ. Рассматривая понятие "массовая доля элемента", вы соприкоснулись с основами количественного анализа.
Проблемный вопрос: Два газа – углекислый СО2 и SO2. Химические формулы веществ сходны: с атомом элемента соединены два атома кислорода. Но одинакова ли в этих веществах массовая доля кислорода? (Нет, в углекислом газе содержание кислорода должно быть больше, т.к. относительная атомная масса углерода меньше, чем у серы.)
Домашнее задание: вычислить массовую долю кислорода в составе углекислого и сернистого газов.
Вы предположили результат вычислений по домашнему заданию, а значит, использовали метод прогнозирования.
Мы живем в мире химических веществ. Человек научился получать такие вещества, которых в природе нет, например, полиэтилен, пластмассы. Они получены в результате химического синтеза. Синтез – получение сложных веществ из более простых веществ путем химических реакций. В дальнейшем нам предстоит рассмотреть множество реакций синтеза.
6. Первичное закрепление.
Какими методами дополнительно к общенаучным обладает химия? (Химический эксперимент, анализ, синтез.)
В чем опыт эксперимент отличается от опыта? (Эксперимент предполагает исследование нового, достижение цели, а опыт может проводиться при заранее определенном результате.)
Как думаете, какие методы химии используются чаще? (Скорее всего, чаще применяются опыты и наблюдения.)
Действительно, на практике больше проводятся эти методы (опыты, наблюдения), однако любознательность человека влечет его экспериментировать. Проведение экспериментов не исключает моделирование реакций: ведь мы не можем увидеть атомы и молекулы, но можем изготовить их модели. Необходимо и прогнозировать результат реакции, иначе нельзя обеспечить безопасность опытов и экспериментов.
7. Контроль усвоения знаний и их коррекция.
Ещё раз посмотрите на схему (стр.84). Повторите методы химии друг другу. Можете задавать вопросы, для чего применяется тот или другой метод.
Если не смогли запомнить все методы, то повторите их дома по учебнику и сделанным на уроке записям в рабочих тетрадях.
8. Домашнее задание, инструктаж к его выполнению.
В дневниках сделайте запись: §21, задания №1, 2 (устно), 3 (письменно).
9. Подведение итогов занятия и рефлексия.
Что вы нового узнали на уроке? (Методы науки химии.)
Что такое метод? (Метод – это путь познания окружающего мира и способ действий в решении научных и практических задач.)
Какие методы вы узнали? (Наблюдение, эксперимент, анализ – качественный и количественный, синтез, моделирование, прогнозирование.)
Какие вещества называются индикаторами? (Индикаторы – вещества, изменяющие свою окраску в присутствии кислот и щелочей.)


-75%

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучающие – познакомить с понятием основание, способами получения, классификацией, свойствами и применением; показать различие между степенью окисления и зарядами ионов; дать понятие о качественных реакциях и индикаторах; выяснить практическое использование оснований в быту, народном хозяйстве.

Развивающие – развить умения и навыки работы с лабораторным оборудованием и химическими реактивами, правильно оформлять результаты опытов и делать соответствующие выводы; развивать умение наблюдать.

Воспитательные – формирование всесторонне развитой личности, воспитание культуры общения в парах “ученик – учитель”, “ученик – ученик”, воспитание общечеловеческих ценностей, соблюдение моральных норм (честность, порядочность, ответственность).

• создать условия для исследования обучающимися состава и свойств оснований;

• для дальнейшего развития общеучебных и предметных умений (анализировать, сравнивать, делать выводы, экспериментально решать задачи);

• для развития логико-смыслового мышления обучающихся, памяти, развивать умение осуществлять самостоятельную деятельность на уроке;

• развивать коммуникативные качества личности;

• воспитывать умение работать коллективно (в парах), оценивать свои возможности и знания.

Организационные формы: беседа, самостоятельная работа, практическая работа

Виды деятельности обучающихся: самостоятельный поиск информации в схемах и таблицах; групповая.

Методы и методические приемы.

Фронтальная беседа, самостоятельная работа, взаимопроверка результатов, работа с таблицами, выполнение лабораторной работы в парах, демонстрация опытов, разбор проблемных ситуаций.

I.Ориентировочно – мотивационный.

1. Мотивация. Актуализация знаний

Ребята, сегодня нам предстоит еще раз убедиться, что химия многолика. А скажите мне: вы не знаете, чем мыли волосы женщины в Древней Руси? "Раствором золы". А рецепт был такой: взять ковш золы, да не простой, а еловой или от подсолнечника, замочить в дубовом ведре ключевой или дождевой водой. Постоит такая смесь сутки, потом ее надо процедить или просто слить верхний слой, развести фильтрат чистой водой, подогреть на камельке в рубленой бане и вымыть косы. И волосы от такой смеси были крепкими, густыми.

Ребята, полученный раствор, мыльный на ощупь – это средство под названием "щелок". А вспомнили мы о нём сегодня потому, что реакция среды раствора щелока такая же, как и растворов веществ, которые мы начинаем изучать на сегодняшнем уроке.

II. Изучение нового материала

В процессе изучения химии мы уже познакомились с бинарными веществами. Сегодня на уроке мы должны изучить новый класс неорганических веществ . Для этого мы с вами повторим ранее изученное:

1)Решение задачи:

Определите количество вещества и число молекул для 11,2 л углекислого газа.

2)Рассмотрите формулы веществ, находящиеся на доске:

SO2, Cu(OH) 2, Na 2O, NaCl, , NaOH, CuS, Al 2O3,Al(OH)3.

Задание (у доски работают самостоятельно 2 ученика):

1ученик – выпишите из данного списка формулы бинарных соединений, дайте им названия, определите степень окисления

SO2 оксид серы (4), Na 2O –оксид натрия, NaCl –хлорид натрия, Al 2O3 –оксид алюминия, HCl -хлороводород

2 ученик – исключая формулы бинарных соединений, выпишите оставшиеся формулы.

Учитель: По какому признаку вы так распределили вещества? Что общего между ними?

Учитель: 1) Существуют сложные вещества, которые состоят из 3-х элементов: Ме, О и Н, которые и называют основаниями.

Ион металла – простой : Ме+, Ме+2, Ме+3

Ион ОН – сложный, давайте определим чему равна величина его заряда, совпадает ли он со степенью окисления каждого элемента? А с суммой степеней окисления элементов?

Ст. ок. – О-2 и Н+; сумма ст. ок. - (О-2Н+1)-1; название - гидроксид ион.

2) Давайте попробуем дать определение оснований:

Основания - это сложные вещества, состоящие из ионов металла и одной или

Ребята, я думаю вы уже догадались какая же тема сегодняшнего нашего урока.

( Сообщаю тему и цели)

3) Ребята, посмотрите на выписанные формулы и скажите мне сколько гидроксильных групп может присоединить к себе металл? Д. ( Металл присоединяет к себе столько групп ОН, какова его степень окисления)

4) У нас есть вещества, есть их молекулярные формулы. А как же называется каждое из них? Каждый человек имеет свою фамилию, имя, отчество. Так и химические соединения имеют свое название:

слово "гидроксид" + название металла в родительном падеже +

(римская цифра, обозначающая числовое значение степени окисления металла) для металлов с переменной ст. ок. ( проговорить формулы, дать названия)

NaOH - гидроксид натрия

Cu(OH)2– гидроксид меди (II)

Al(OH)3 – гидроксид алюминия

Учитель: А теперь познакомимся со свойствами оснований. Основания — это твердые вещества. Растворимые в воде основания называются щелочами. Однако большинство оснований в воде не растворяются. Чтобы выяснить растворимость оснований в воде ребята сейчас вы проведете лабораторные опыты, но прежде познакомимся с правилами ТБ. Щелочи - едкие вещества. Они разъедают кожу и ткани.

Поэтому технические названия некоторых из них указывают на это свойство. Например: NаОН - едкий натр, КОН - едкий кали. Обращаться со щелочами нужно очень осторожно. На ваших столах находится инструктаж по технике безопасности при работе со щелочами. Для дальнейшей работы вам нужно с ним ознакомиться.

Техника безопасности при работе со щелочами

1) Щелочи оказывают на организм в основном локальное действие, вызывают омертвление только тех участков кожного покрова, на которые они попали. Однако в дальнейшем организм испытывает общее отравление в результате всасывания в кровь продуктов взаимодействия мышечных тканей и щелочей.

2) Действие щелочей, особенно концентрированных, характеризуются значительной глубиной проникновения, поскольку они растворяют белок. В связи с этим очень опасно попадание щелочей в глаза: при запоздалой первой помощи возможна полная потеря зрения. Твердые щелочи очень гигроскопичны. Хранить твердые щелочи следует в емкостях из полиэтилена или в толстостенных широкогорлых стеклянных банках.

3) Во время приготовления растворов щелочей из твердых щелочей, последние берут из емкостей только специальной ложечкой и ни в коем случае не насыпают, потому что пыль может попасть в глаза и на кожу. После использования ложечку тщательно моют, так как щелочь прочно пристает ко многим поверхностям.

4) При попадании щелочи на кожу необходимо промыть пораненное место обильной струей воды. Щелочь смывается плохо, промывание должно быть продолжительным (10-15 мин) и тщательным.

5) При попадании щелочи в глаза их необходимо тщательно промыть 0,2 % раствором борной кислоты.

Получение оснований

После изучения инструкции по ТБ, учитель показывает Д.О. №1, а затем обучающиеся приступают к выполнению Л.О. №1

А) Взаимодействие натрия с водой ( проводит учитель)

2Na + 2Н2 О = 2NaОН + Н2

б) взаимодействие основных оксидов с водой (проводят дети)

В) Получите раствор гидроксида натрия

( Добавьте воду в гидроксид натрия)

- Что вы наблюдаете?

Гидроксид натрия – это растворимое основание. Вы легко в этом убедились.

А теперь попробуйте провести следующий опыт:

Прилейте воду к оксиду меди. Что наблюдаете. Верно, никаких изменений не происходит. Следовательно, реакция не идёт. Ребята, нерастворимые основания можно получить только косвенным путем:

К растворам солей хлорида меди (II) и железа(III) добавьте гидроксид натрия. Что вы наблюдаете? По каким признакам можно судить, что произошла химическая реакция?

-Какие признаки химических реакций вы знаете ещё?

Обучающиеся в ходе работы получают нерастворимые основания из соответствующих солей.

Ребята, для того, чтобы узнать растворимое основание или нет, мы с вами будем обращаться к таблице растворимости.

Учитель: Запишите формулы, полученных веществ и найдите по таблице растворимости еще примеры щелочей и нерастворимых оснований. Заполните таблицу№ 1.

Классификация оснований (Таблица №1)

Растворимые (щелочи)

Нерастворимые

Mg(OH)2

Al(OH)3

Ba(OH)2

Fe(OH)3

Давайте сделаем вывод. Как же можно классифицировать основания?

Лабораторная работа №1: Каждой группе даны З неподписанные пробирки с бесцветными жидкостями. При помощи индикатора (лакмус – 1 группа, фенолфталеина – 2 группа, метилоранжевого – 3 группа, универсального индикатора – 4 группа) определите в какой пробирке вода, в какой раствор щелочи, а в какой кислота? Соблюдая инструктаж по технике безопасности, проведите эти работы, проанализируйте результат, используя таблицу окраски индикаторов в зависимости от среды.

Изменение окраски индикаторов

Название индикатора

Щелочная среда

Нейтральная среда

Кислая среда

Сделайте выводы.

Учитель: А изменится ли окраска индикатора в гидроксиде меди (II) и гидроксиде железа (III).

Обучающиеся выполняют лабораторный опыт №2: К веществам, полученным в лабораторном опыте №1, добавьте каплю фенолфталеина. Сделайте вывод.

Исходные растворы:


Вывод: в растворах щелочей индикаторы изменяют окраску, а в нерастворимых основаниях – нет.

Учитель: Ребята, посмотрите на результат своей работы и ответьте на вопрос: так что же это за вещества, которые меняют свой цвет в зависимости от среды? Кто затрудняется, найдите ответ в учебнике.

Учитель: Оказывается, что есть еще один способ, распознавания веществ – с помощью качественных реакций. Это реакция, в ходе которой доказывается наличие данного вещества или иона.

Демонстрационный опыт 2: В пробирке находится известковая вода. Пропустите через стеклянную трубочку, опущенную в пробирку углекислый газ, который образуется при вашем дыхании. Что наблюдаете? (Результат - помутнение раствора)

Вывод: Вещество, с помощью которого доказывают присутствие другого вещества, называют реактивом на распознаваемое вещество.

Физкультминутка

( В классе развешаны таблички с изображением химических соединений разного цвета, определить тип связи) Встать, повернутся, посмотреть несколько секунд и затем тихонько сесть. Затем объяснить увиденное.

Практическое значение оснований

1) Гидроксид натрия. Что за вещество скрывается под названиями "алкаль", "едкая щелочная соль", "каустик", "каустическая сода"? Так называли в разные времена в России гидроксид натрия. До сих про сохранилось его старое название – едкий натр, предложенное еще в 1807 году русским химиком Александром Ивановичем Шерером.. В быту гидроксид натрия именуют каустической содой, хотя к соде отношения он не имеет. Уж лучше его просто называть "каустиком" (от греческого "каустикос" – жгучий, едкий). Раствор и кристаллы очень опасны в обращении: при попадании в пищевод человека всего 0,01–0,02г наступает смерть впервые же часы или сутки. На коже он вызывает глубокие и долго незаживающие ожоги. Также гидроксид натрия применяют в производстве мыла, в кожевенной промышленности и в фармацевтике и в производстве бумаги.

2) Гидроксид калия. Называют "едкое кали" по аналогии с гидроксидом натрия. Используется при "варке" тугоплавкого стекла, производстве бумаги, жидкого мыла.

3) Гидроксид кальция. В технической литературе и в быту часто встречаются такие названия веществ: "воздушная", или "негашеная известь", "известковое молоко", "известковая вода". Негашеная известь – это оксид кальция, получаемый при обжиге мела; гашеная известь – это гидроксид кальция, получаемый при обработке оксида кальция водой. Этот процесс протекает с большим выделением теплоты. Известковое молоко – суспензия гидроксида кальция в воде, применяемая для побелки потолков, стен, стволов деревьев по весне для защиты от обморожений и вредных насекомых. Гидроксид кальция входит в состав "бордосской жидкости" в смеси с медным купоросом для борьбы с возбудителями грибковых заболеваний плодовых, овощных и декоративных культур. Применяется для распознавания углекислого газа.

III. Закрепление

Учитель: Сегодня мы познакомились с новым классом неорганических веществ – основаниями.

Для закрепления полученных знаний, ответьте на следующие вопросы:

1. каков состав оснований,

2. как назвать основания,

3. как составить формулу основания по названию,

4. как классифицируются основания,

5. как отличить растворы щелочей от растворов других веществ.

Предлагается выполнить следующие задания:

1)Выбери строку с формулами оснований, в которых металл проявляет степень окисления +1

KOH Ca(OH)2 Ba(OH)2

KOH Ba(OH)2 Al(OH)3

2) Верите ли вы, что…

1. В состав формул оснований входит металл и гидроксильная группа? Приведите пример.
2. Основания – это сложные вещества? Почему?
3. Степень окисления металла и количество гидроксогрупп совпадают?
4. Гидроксид кальция – это малорастворимое в воде основание?

3)Характеристика “лишнего” вещества

Формулы оснований

A. Щёлочь среди нерастворимых в воде оснований

1. NaOH, KOH, Fe(OH)2, LiOH;

Б. Единственное нерастворимое основание среди растворимых

В. Основание, которое нельзя распознать индикатором

IV. Домашнее задание

Изучить §20 , выполнить упражнение №3-5. Зад. в тпо

Вот мы с вами и финишировали

Сейчас прозвенит долгожданный звонок

Увы, но к концу подошел наш урок

Я благодарность вам всем объявляю

Отметки в журнал я вам выставляю

Большое спасибо я вам говорю

Мы цели достигли. Благодарю!

V. Используемая литература

1. Габриелян О.С. Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – 11-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2012.

2. Габриелян О.С. Химия. 8 кл.: Рабочая тетрадь к учебнику О.С. Габриеляна "Химия.8"/ О.С. Габриелян, А.В. Яшукова.– М.: Дрофа, 2011.

4. Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии: книга для учителя – 2-е изд.– М.: Просвещение, 2006г.

Читайте также: