Конспект занятия в старшей группе по конструированию перелетные птицы
Обновлено: 02.07.2024
Предварительная работа: наблюдение за птицами на прогулке; рассматривание иллюстраций птиц; разучивание с детьми стихов, загадок, игр; рисование и лепка любимых птиц, просмотр презентаций "Птицы".
Материалы: иллюстрации с изображением птиц, иллюстрации птиц перелетных и зимующих, силуэты птиц, запись голосов птиц, веселая мелодия, цветная бумага, шаблоны птиц, простые карандаши, ножницы, клей, основа для коллективной работы.
Ход НОД
Звучит аудиозапись пения птиц. Потихоньку умолкает.
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, а кого мы сейчас услышали?
Дети: Крик птиц, журавлиный клич.
Воспитатель: Правильно. А как вы думаете, почему они кричат? Какое у них настроение?
Дети: Они кричат, потому что улетают, у них грустное настроение, потому что они улетают.
Раздается голос синички.
Воспитатель: Ребята, а чей это голос? Как вы думаете, кто так поет? Какой грустный голосок. Давайте найдем того кто поет. Смотрите, кто это к нам прилетел?
Дети: К нам прилетела синичка.
Воспитатель: Она почему-то грустная. Как вы думаете почему она грустит? (стало холодно, улетели другие птицы, в лесу стало тихо и т.д.)
Наводящие вопросы: чьи голоса мы слышали до этого? Какие по настроению были эти голоса? Какое сейчас время года? Какие изменения произошли в лесу осенью?
- Вы правы, осенью стало холоднее, птицам не хватает еды и некоторые вынуждены улететь в теплые края, поэтому в лесу стало тихо и грустно.
- Как вы думаете, чем мы можем ей помочь? Как мы можем ее развеселить?
Дети: Варианты ответа (найти ей друзей)
Воспитатель: А кого мы можем предложить синичке в роли ее друга?
Дети: Воробей, ласточка, дятел, журавль, синичка, снегирь. (На доске (фланелеграфе) иллюстрации птиц. Дети называют с опорой на них)
Воспитатель: Сколько птиц вы назвали. Но, к сожалению, некоторые из этих птиц улетели, и они не смогу составить ей компанию. Как называют птиц, которые улетают осенью в теплые края?
Дети: Перелетные.
Перелетные птицы
Воспитатель: А кто может мне их назвать?
Дети: Ласточка, жаворонок, скворец, грач, стриж, иволга, соловей, кукушка, гусь, цапля, аист, дрозд.
Дети отделяют из общей массы иллюстрации с перелетными птицами.
Воспитатель: Молодцы! Как вы думаете почему они улетают?
Дети: Перелетные птицы не приспособлены делать себе запасы корма на зиму и добывать его в зимних условиях. Летом они живут у нас, вьют гнезда, выводят птенцов. С наступлением холодов улетают в жаркие страны, а весной вернутся в родные края.
Воспитатель: Как называют птиц, которые остались?
Дети: Зимующие.
Воспитатель: Правильно ребята! Давайте их назовем.
Дети: Синица, воробей, ворон, сорока, голубь, дятел, клест, чиж, снегирь, глухарь, щегол, сойка.
Воспитатель: А как вы думаете, почему зимующие птицы (воробьи, голуби, синицы, галки, сороки, дятлы, вороны) круглый год живут у нас?
Дети: Эти птицы не бояться морозов и ухитряются добывать еду даже в самые холодные зимы. Они отыскивают насекомых, которые спрятались в трещины коры деревьев, щели домов и заборов, съедают плоды и семена лиственных и хвойных растений. А поползни и синицы отыскивают запасы, которые они сделали осенью.
Воспитатель: Молодцы! Ребята, синичка становится немного веселее. Посмотрите, на наше дерево кто-то прилетел, но кто не понятно. Вечером в темноте всегда плохо видно. Давайте поможем синичке узнать птиц, выясним, чей же силуэт мы видим.
Дидактическое упражнение "Угадай чья тень"
Соотнесение силуэта и иллюстрации птицы. (ворона, сорока, снегирь, филин, голубь, воробей, дятел, синица)
Воспитатель: Правильно! Молодцы! А давайте мы с вами сделаем для синички подарок, чтобы она не грустила. Но для начала давайте немного отдохнем.
Физкультминутка
(дети выполняют движения по тексту)
Руки подняли и помахали – это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем – это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем – крылья мы сложим назад.
Зрительная гимнастика
На фланелеграфе в углах иллюстрации птиц, в центре солнце.
Воспитатель: А теперь пройдите за столы и начнем делать подарок для синички. Но сначала мы разомнем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика
Прилетайте, птички ("Зовущие" движения пальцев)
Сала дам синичке. (4 раза - "режущие" движения одной ладони по другой)
Приготовлю крошки (пальцы щепоткой - "крошим хлеб")
Хлебушка немножко.
Эти крошки - голубям (вытянуть вперед правую руку с раскрытой ладонью)
Эти крошки - воробьям. (то же - левой рукой)
Галки да вороны,
Ешьте макароны! (тереть ладонью о ладонь, "катая из хлеба макароны")
Воспитатель: Давайте и мы с вами создадим своих птиц. Сначала мы с вами обведем шаблон птички, после ее вырежем и приклеим на дерево.
- Что мы сделаем сначала? (обведем) Что дальше? (вырежем) А потом? (наклеим) Правильно! Приступаем к работе.
Звучит аудиозапись пения птиц. Ребята выполняют работу.
Итог НОД
Воспитатель: Что нового вы узнали? Какие бывают птицы? Назовите перелетных птиц? Вспомните ребята зимующих птиц?
- Вы ребята, большие молодцы! Мне с вами было очень интересно.
- А сейчас собираемся на прогулку наблюдать и кормить птиц.
Гловяк В. М., Калганова И. В., воспитатели МДОУ "Детский сад компенсирующего вида № 1 "Светлячок" г. Петрозаводск
Образовательная область. Познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Задачи. Вызвать интерес к конструированию по замыслу на основе личных представлений о птицах. Закреплять представления о перелетных птицах. Развивать ассоциативное восприятие, познавательное мышление, творческое воображение. Воспитывать самостоятельность, инициативность.
Материал, инструменты, оборудование. Картинки с изображением перелетных птиц, квадраты белой бумаги разного размера (5*5; 7*7; 10*10), большой лист бумаги голубого цвета (можно тонированного), клей – карандаш, ножницы, фломастеры.
Ход.
Iч
Педагог включает звукозапись крик птиц.
- Ребята, как вы думаете, что это?
IIч
-О каком времени года говорится в стихотворении?
-Почему вы так думаете?
-Какие птицы улетают на юг?
-Вы можете описать гусей (2-3 ответа детей).
Гуси серые летели (бег на месте или врассыпную, движения руками, как крыльями).
Да, летели. Да, летели (продолжение бега).
И присели, посидели (два приседа).
Да и снова полетели (снова бег).
А потом опять присели (присед).
Игровое упражнение повторить 2-3 раза.
Педагог предлагает детям сделать гусей из бумаги.
- Сложить квадрат пополам уголок к уголку, развернуть.
- По линии сгиба вырезать голову и шею, не отрезая.
- Развернуть и отогнуть шею и голову в другую сторону.
- Выполнить надрезы по краям (перышки).
- Склеить уголок, чтобы поделка не разваливалась.
- Нарисовать глаз и клюв.
Все дети располагают поделки на листе голубой бумаги.
IIIч
Цель. Формирование элементарных представлений у детей о перелетных птицах через активные формы и методы деятельности детей.
Формировать представление о зимующих и перелетных птицах; углублять представления о причинах отлета птиц; классифицировать птиц на зимующих и перелетных, развивать логику, воображение и творческую активность детей.
Развитие эстетического и духовно – нравственного восприятия прекрасного, чувств ритма, бережного отношения и любви, заботы к птицам и окружающему нас миру.
Развитие навыков коллективной, групповой работы, умения общаться, взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, сопереживать, работать в соответствии с общим замыслом.
Развитие двигательной активности.
Поздоровайтесь с гостями,
Улыбнитесь всем вокруг.
Дайте руку другу справа
И скорей вставайте в круг!
Какой сегодня чудесный день!
Светит осеннее солнышко.
Первый лучик, нежный лучик
Заглянул он к нам в оконце
И принес с собой в ладошках
Теплоту, частичку солнца.
Давайте представим себя маленькими солнышками. Протянем вперед свои руки – лучики, соединим их вместе, как лучики солнца. Поделимся теплом с друзьями.
Воспитатель: Ребята, а какое сегодня число? День недели?
Дети: 11 октября, вторник.
Воспитатель: А какое у нас сейчас время года? А какой месяц?
Воспитатель: Ребята, сегодня утром иду я на работу, и вижу, на нашем участке лежит (показ пёрышка). Передайте его друг другу – рассмотрите. Интересно, кто же это нам привет оставил? Хотите узнать?
Дети: Да.
Бор дремучий шумит и гудит,
Ветер листья с деревьев крутит,
Частым дождичком сеет в окно;
Хоть и день, а в избе уж темно.
Собирается птичка в отлет;
Вот в лесу она кличет, зовет:
«Эй, скорей, перелетные, в круг!
Порешим, как уйти нам на юг
От осенних туманов и тьмы,
От холодной, голодной зимы,
Кто нам будет вожатым в пути,
Где ночлег нам в дороге найти?
Сладок будет под солнцем приют
В теплых рощах, что вечно цветут.
Здесь все вянет! Живые в поход.
Воспитатель: Ребята, о чем беседовали птички?
Дети: О перелетных птицах.
Воспитатель: А кто такие перелетные птицы?
Дети: Это такие птицы, которые осенью улетают от нас в теплые края, а весной возвращаются обратно.
Воспитатель: Молодцы! Каких перелетных птиц вы знаете?
Дети: Лебеди, скворцы, кукушки, журавли, цапли, жаворонки, утки, гуси.
Воспитатель: А. Ребята, все птицы улетят в теплые края и мы останемся совсем без птичек?
Дети: Нет, у нас останутся зимующие птицы.
Воспитатель: Назовите какие.
Дети: Воробей, ворона, синица, сорока, ворона, голубь.
Воспитатель: Дети, а куда из теплых краев потом улетают птицы?
Дети: Возвращаются к нам весной.
Воспитатель: Ребята, а как вы считаете, каждая птичка сама по себе улетает в теплые края? Одна? А давайте, понаблюдаем, какие птицы и как улетают. Дети: Да.
Журавли клином (ставлю картинку клином) впереди летит вожак, самый сильный и выносливый, затем по слабее и в конце летят самые слабые птицы.
Ласточки, грачи, скворцы – стаей (ставлю картинку стаю)
Гуси, утки, лебеди, улетают вереницей (ставлю картинки этой вереницы
В одиночку улетают кукушки, орлы, ястребы.
- Во время перелетов много птиц погибает. Выдерживают только сильные и крепкие, которые хорошо питались)
Ребята как нужно относиться к птицам?
Дети: не мешать птицам, отыскивать себе корм, не пугать и не гонять их
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам из геометрических фигур по образцу выложить силуэт сильной, выносливой птицы (гусь, включить музыку)
Воспитатель: Фигура какой птицы получилась?
Дети: Гусь.
Воспитатель: Гусь это какая птица?
Дети: Перелетная.
Воспитатель: Из каких геометрических фигур сделана птица?
Дети: Треугольники, квадраты.
Воспитатель: А из каких цветов?
Дети: Красный, желтый.
Воспитатель: Сколько понадобилось треугольников? Квадратов?
Дети: Треугольников 6, квадратов – 2.
Воспитатель: Ребята, я приготовила вам сюрприз!
(Показывает перо водоплавающей птицы.)
Воспитатель: Сейчас мы с вами отправимся в нашу лабораторию и проведём интересный эксперимент.
Подойдите к рабочим столам, возьмите лист бумаги, с обеих сторон кистью нанесите на лист растительное масло, затем окуните лист в воду. Что произошло? Почему вода скатилась? Почему лист не намок? А что было бы, если мы окунули бумагу в воду без растительного масла?
Таким образом, мы сделали вывод: оказывается, перья у птиц не намокают и остаются сухими, потому что они смазаны жиром, так же как и наша бумага осталась сухой, потому что мы её смазали растительным маслом, а оно жирное. (Оказывается, у всех водоплавающих птиц есть специальная жировая железа, жиром которой водоплавающие птицы при помощи клюва смазывают перья, поэтому птицы не намокают.)
Воспитатель: Какие вы молодцы, ребята. Как думаете, настало время поиграть и порезвится? Будьте внимательны, запоминайте героев. Проводится физминутка.
Воспитатель: Ребята, сколько и каких птиц запомнили?
Дети: Уточка, цыпленок, пингвин, воробышек.
Воспитатель: Какие из них перелетные?
Дети: Уточки.
Воспитатель: Молодцы, ребята, сейчас я проверю какие вы внимательные у меня.
Дети: Антонимы.
Воспитатель: Молодцы. И так, начнем.
Аист большой, а соловей …. (маленький)
У соловья грудка серая, а у ласточки … (белая)
У журавля длинная шея, а у кукушки… (короткая)
Аист белый, а грач … (черный)
Воспитатель: Молодцы, а сейчас усложняем задание, вы должны будите сказать одним словом.
У аиста длинные ноги, он какой? … /длинноногий/.
У ласточки длинный хвост, она … /длиннохвостая/.
У соловья звонкий голос, он … /звонкоголосый/.и др.
У лебедя длинная шея, он …/длинношеий /
Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы, а вы знаете, какие птицы от нас улетают последними?
Дети: Лебеди, гуси, утки.
Воспитатель: Правильно, ребята, поздней осенью, когда уже на землю ложится первый снег, лебеди собираются в стаи и красивым клином улетают в теплые страны до следующей весны. Все виды лебедей занесены в Красную Книгу и охота на этих величественных птиц строжайше запрещена. Ребята, может кто-то уз вас видел лебедей, какие они?
Дети: Красивые, величественные, гордые?
Воспитатель: Каким цветом бывают лебеди?
Дети: Белые и черные.
Воспитатель: Я предлагаю вам пройти к столам и из пластилина и природного материала (шишек) сделать лебедей.
Но сначала разомнем наши пальчики:
В стаи собираются,
В края теплые летят,
До весны прощаются.
К югу все они летят,
Здесь замерзнуть не хотят.
Как наступят холода
Не найдется им еда.
Дети двигают кистями перекрещенных рук вверх-вниз.
Сжимают пальцы рук в кулаки.
Двигают кистями перекрещенных рук вверх – вниз.
Перечисляя птичьи стаи, дети загибают по очереди пальцы на руке
Воспитатель: Какие красивые у вас получились поделки! (Дети оставляют поделки на столах, задвигают стулья, вытирают руки влажными салфетками.)
Воспитатель: Ребята, и все же, как думаете, кто нам оставил перышко на участке?
Дети: Это могла оставить прощальный привет перелетная птица.
Воспитатель: Молодцы ребята, а сейчас я узнаю, как вы запомнили перелетных птиц и зимующих.
Ласточка – снегирь – скворец – аист
Воробей – грач – журавль – цапля
Сорока – соловей – кукушка – ласточка
Цапля – голубь – аист – грач
Ворона – кукушка – журавль – соловей.
Ребята, какие новые слова запомнили? (Мокрохвост, грязник, листобой, перелетные птицы, зимующие птицы, стая, косяк, вереница.)
Читайте также:
- Составить конспект по плану 1 герб россии 2 флаг россии 3 гимн
- Гласный звук и буквы и конспект урока 1 класс школа россии конспект и презентация
- Взаимоотношения людей проживающих в городе и безопасность обж 5 класс презентация и конспект
- Крещение руси конспект урока 3 класс
- Десятичные дроби конспект 6 класс