Конспект занятия в старшей группе по конструированию перелетные птицы

Обновлено: 02.07.2024

Предварительная работа: наблюдение за птицами на прогулке; рассматривание иллюстраций птиц; разучивание с детьми стихов, загадок, игр; рисование и лепка любимых птиц, просмотр презентаций "Птицы".

Материалы: иллюстрации с изображением птиц, иллюстрации птиц перелетных и зимующих, силуэты птиц, запись голосов птиц, веселая мелодия, цветная бумага, шаблоны птиц, простые карандаши, ножницы, клей, основа для коллективной работы.

Ход НОД

Звучит аудиозапись пения птиц. Потихоньку умолкает.
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, а кого мы сейчас услышали?
Дети: Крик птиц, журавлиный клич.
Воспитатель: Правильно. А как вы думаете, почему они кричат? Какое у них настроение?

Дети: Они кричат, потому что улетают, у них грустное настроение, потому что они улетают.
Раздается голос синички.
Воспитатель: Ребята, а чей это голос? Как вы думаете, кто так поет? Какой грустный голосок. Давайте найдем того кто поет. Смотрите, кто это к нам прилетел?

Дети: К нам прилетела синичка.

Воспитатель: Она почему-то грустная. Как вы думаете почему она грустит? (стало холодно, улетели другие птицы, в лесу стало тихо и т.д.)
Наводящие вопросы: чьи голоса мы слышали до этого? Какие по настроению были эти голоса? Какое сейчас время года? Какие изменения произошли в лесу осенью?

- Вы правы, осенью стало холоднее, птицам не хватает еды и некоторые вынуждены улететь в теплые края, поэтому в лесу стало тихо и грустно.
- Как вы думаете, чем мы можем ей помочь? Как мы можем ее развеселить?

Дети: Варианты ответа (найти ей друзей)
Воспитатель: А кого мы можем предложить синичке в роли ее друга?
Дети: Воробей, ласточка, дятел, журавль, синичка, снегирь. (На доске (фланелеграфе) иллюстрации птиц. Дети называют с опорой на них)

Воспитатель: Сколько птиц вы назвали. Но, к сожалению, некоторые из этих птиц улетели, и они не смогу составить ей компанию. Как называют птиц, которые улетают осенью в теплые края?
Дети: Перелетные.

Перелетные птицы

Перелетные птицы

Воспитатель: А кто может мне их назвать?

Дети: Ласточка, жаворонок, скворец, грач, стриж, иволга, соловей, кукушка, гусь, цапля, аист, дрозд.
Дети отделяют из общей массы иллюстрации с перелетными птицами.
Воспитатель: Молодцы! Как вы думаете почему они улетают?

Дети: Перелетные птицы не приспособлены делать себе запасы корма на зиму и добывать его в зимних условиях. Летом они живут у нас, вьют гнезда, выводят птенцов. С наступлением холодов улетают в жаркие страны, а весной вернутся в родные края.
Воспитатель: Как называют птиц, которые остались?
Дети: Зимующие.

Воспитатель: Правильно ребята! Давайте их назовем.
Дети: Синица, воробей, ворон, сорока, голубь, дятел, клест, чиж, снегирь, глухарь, щегол, сойка.
Воспитатель: А как вы думаете, почему зимующие птицы (воробьи, голуби, синицы, галки, сороки, дятлы, вороны) круглый год живут у нас?

Дети: Эти птицы не бояться морозов и ухитряются добывать еду даже в самые холодные зимы. Они отыскивают насекомых, которые спрятались в трещины коры деревьев, щели домов и заборов, съедают плоды и семена лиственных и хвойных растений. А поползни и синицы отыскивают запасы, которые они сделали осенью.
Воспитатель: Молодцы! Ребята, синичка становится немного веселее. Посмотрите, на наше дерево кто-то прилетел, но кто не понятно. Вечером в темноте всегда плохо видно. Давайте поможем синичке узнать птиц, выясним, чей же силуэт мы видим.

Дидактическое упражнение "Угадай чья тень"

Соотнесение силуэта и иллюстрации птицы. (ворона, сорока, снегирь, филин, голубь, воробей, дятел, синица)
Воспитатель: Правильно! Молодцы! А давайте мы с вами сделаем для синички подарок, чтобы она не грустила. Но для начала давайте немного отдохнем.

Физкультминутка

(дети выполняют движения по тексту)
Руки подняли и помахали – это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем – это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем – крылья мы сложим назад.

Зрительная гимнастика

На фланелеграфе в углах иллюстрации птиц, в центре солнце.
Воспитатель: А теперь пройдите за столы и начнем делать подарок для синички. Но сначала мы разомнем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика

Прилетайте, птички ("Зовущие" движения пальцев)
Сала дам синичке. (4 раза - "режущие" движения одной ладони по другой)
Приготовлю крошки (пальцы щепоткой - "крошим хлеб")
Хлебушка немножко.

Эти крошки - голубям (вытянуть вперед правую руку с раскрытой ладонью)
Эти крошки - воробьям. (то же - левой рукой)
Галки да вороны,
Ешьте макароны! (тереть ладонью о ладонь, "катая из хлеба макароны")

Воспитатель: Давайте и мы с вами создадим своих птиц. Сначала мы с вами обведем шаблон птички, после ее вырежем и приклеим на дерево.
- Что мы сделаем сначала? (обведем) Что дальше? (вырежем) А потом? (наклеим) Правильно! Приступаем к работе.
Звучит аудиозапись пения птиц. Ребята выполняют работу.

Итог НОД

Воспитатель: Что нового вы узнали? Какие бывают птицы? Назовите перелетных птиц? Вспомните ребята зимующих птиц?
- Вы ребята, большие молодцы! Мне с вами было очень интересно.
- А сейчас собираемся на прогулку наблюдать и кормить птиц.

Гловяк В. М., Калганова И. В., воспитатели МДОУ "Детский сад компенсирующего вида № 1 "Светлячок" г. Петрозаводск

Образовательная область. Познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Задачи. Вызвать интерес к конструированию по замыслу на основе личных представлений о птицах. Закреплять представления о перелетных птицах. Развивать ассоциативное восприятие, познавательное мышление, творческое воображение. Воспитывать самостоятельность, инициативность.

Материал, инструменты, оборудование. Картинки с изображением перелетных птиц, квадраты белой бумаги разного размера (5*5; 7*7; 10*10), большой лист бумаги голубого цвета (можно тонированного), клей – карандаш, ножницы, фломастеры.

Ход.

Педагог включает звукозапись крик птиц.

- Ребята, как вы думаете, что это?

IIч

-О каком времени года говорится в стихотворении?

-Почему вы так думаете?

-Какие птицы улетают на юг?

-Вы можете описать гусей (2-3 ответа детей).

Гуси серые летели (бег на месте или врассыпную, движения руками, как крыльями).

Да, летели. Да, летели (продолжение бега).

И присели, посидели (два приседа).

Да и снова полетели (снова бег).

А потом опять присели (присед).

Игровое упражнение повторить 2-3 раза.

IMG_20191024_090120.jpg

Педагог предлагает детям сделать гусей из бумаги.

- Сложить квадрат пополам уголок к уголку, развернуть.

- По линии сгиба вырезать голову и шею, не отрезая.

IMG_20191024_091022.jpg

- Развернуть и отогнуть шею и голову в другую сторону.

IMG_20191024_091342.jpg

- Выполнить надрезы по краям (перышки).

IMG_20191024_091741.jpg

- Склеить уголок, чтобы поделка не разваливалась.

- Нарисовать глаз и клюв.

IMG_20191024_091929.jpg

Все дети располагают поделки на листе голубой бумаги.

IMG_20191024_093310.jpg

IIIч





Цель. Формирование элементарных представлений у детей о перелетных птицах через активные формы и методы деятельности детей.

Формировать представление о зимующих и перелетных птицах; углублять представления о причинах отлета птиц; классифицировать птиц на зимующих и перелетных, развивать логику, воображение и творческую активность детей.

Развитие эстетического и духовно – нравственного восприятия прекрасного, чувств ритма, бережного отношения и любви, заботы к птицам и окружающему нас миру.

Развитие навыков коллективной, групповой работы, умения общаться, взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, сопереживать, работать в соответствии с общим замыслом.

Развитие двигательной активности.

Поздоровайтесь с гостями,

Улыбнитесь всем вокруг.

Дайте руку другу справа

И скорей вставайте в круг!

Какой сегодня чудесный день!

Светит осеннее солнышко.

Первый лучик, нежный лучик

Заглянул он к нам в оконце

И принес с собой в ладошках

Теплоту, частичку солнца.

Давайте представим себя маленькими солнышками. Протянем вперед свои руки – лучики, соединим их вместе, как лучики солнца. Поделимся теплом с друзьями.

Воспитатель: Ребята, а какое сегодня число? День недели?

Дети: 11 октября, вторник.

Воспитатель: А какое у нас сейчас время года? А какой месяц?

Воспитатель: Ребята, сегодня утром иду я на работу, и вижу, на нашем участке лежит (показ пёрышка). Передайте его друг другу – рассмотрите. Интересно, кто же это нам привет оставил? Хотите узнать?

Дети: Да.

Бор дремучий шумит и гудит,

Ветер листья с деревьев крутит,

Частым дождичком сеет в окно;

Хоть и день, а в избе уж темно.

Собирается птичка в отлет;

Вот в лесу она кличет, зовет:

«Эй, скорей, перелетные, в круг!

Порешим, как уйти нам на юг

От осенних туманов и тьмы,

От холодной, голодной зимы,

Кто нам будет вожатым в пути,

Где ночлег нам в дороге найти?

Сладок будет под солнцем приют

В теплых рощах, что вечно цветут.

Здесь все вянет! Живые в поход.

Воспитатель: Ребята, о чем беседовали птички?

Дети: О перелетных птицах.

Воспитатель: А кто такие перелетные птицы?

Дети: Это такие птицы, которые осенью улетают от нас в теплые края, а весной возвращаются обратно.

Воспитатель: Молодцы! Каких перелетных птиц вы знаете?

Дети: Лебеди, скворцы, кукушки, журавли, цапли, жаворонки, утки, гуси.

Воспитатель: А. Ребята, все птицы улетят в теплые края и мы останемся совсем без птичек?

Дети: Нет, у нас останутся зимующие птицы.

Воспитатель: Назовите какие.

Дети: Воробей, ворона, синица, сорока, ворона, голубь.

Воспитатель: Дети, а куда из теплых краев потом улетают птицы?

Дети: Возвращаются к нам весной.

Воспитатель: Ребята, а как вы считаете, каждая птичка сама по себе улетает в теплые края? Одна? А давайте, понаблюдаем, какие птицы и как улетают. Дети: Да.

Журавли клином (ставлю картинку клином) впереди летит вожак, самый сильный и выносливый, затем по слабее и в конце летят самые слабые птицы.

Ласточки, грачи, скворцы – стаей (ставлю картинку стаю)

Гуси, утки, лебеди, улетают вереницей (ставлю картинки этой вереницы

В одиночку улетают кукушки, орлы, ястребы.

- Во время перелетов много птиц погибает. Выдерживают только сильные и крепкие, которые хорошо питались)

Ребята как нужно относиться к птицам?

Дети: не мешать птицам, отыскивать себе корм, не пугать и не гонять их

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам из геометрических фигур по образцу выложить силуэт сильной, выносливой птицы (гусь, включить музыку)

Воспитатель: Фигура какой птицы получилась?

Дети: Гусь.

Воспитатель: Гусь это какая птица?

Дети: Перелетная.

Воспитатель: Из каких геометрических фигур сделана птица?

Дети: Треугольники, квадраты.

Воспитатель: А из каких цветов?

Дети: Красный, желтый.

Воспитатель: Сколько понадобилось треугольников? Квадратов?

Дети: Треугольников 6, квадратов – 2.

Воспитатель: Ребята, я приготовила вам сюрприз!

(Показывает перо водоплавающей птицы.)

Воспитатель: Сейчас мы с вами отправимся в нашу лабораторию и проведём интересный эксперимент.

Подойдите к рабочим столам, возьмите лист бумаги, с обеих сторон кистью нанесите на лист растительное масло, затем окуните лист в воду. Что произошло? Почему вода скатилась? Почему лист не намок? А что было бы, если мы окунули бумагу в воду без растительного масла?

Таким образом, мы сделали вывод: оказывается, перья у птиц не намокают и остаются сухими, потому что они смазаны жиром, так же как и наша бумага осталась сухой, потому что мы её смазали растительным маслом, а оно жирное. (Оказывается, у всех водоплавающих птиц есть специальная жировая железа, жиром которой водоплавающие птицы при помощи клюва смазывают перья, поэтому птицы не намокают.)

Воспитатель: Какие вы молодцы, ребята. Как думаете, настало время поиграть и порезвится? Будьте внимательны, запоминайте героев. Проводится физминутка.

Воспитатель: Ребята, сколько и каких птиц запомнили?

Дети: Уточка, цыпленок, пингвин, воробышек.

Воспитатель: Какие из них перелетные?

Дети: Уточки.

Воспитатель: Молодцы, ребята, сейчас я проверю какие вы внимательные у меня.

Дети: Антонимы.

Воспитатель: Молодцы. И так, начнем.

Аист большой, а соловей …. (маленький)

У соловья грудка серая, а у ласточки … (белая)

У журавля длинная шея, а у кукушки… (короткая)

Аист белый, а грач … (черный)

Воспитатель: Молодцы, а сейчас усложняем задание, вы должны будите сказать одним словом.

У аиста длинные ноги, он какой? … /длинноногий/.

У ласточки длинный хвост, она … /длиннохвостая/.

У соловья звонкий голос, он … /звонкоголосый/.и др.

У лебедя длинная шея, он …/длинношеий /

Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы, а вы знаете, какие птицы от нас улетают последними?

Дети: Лебеди, гуси, утки.

Воспитатель: Правильно, ребята, поздней осенью, когда уже на землю ложится первый снег, лебеди собираются в стаи и красивым клином улетают в теплые страны до следующей весны. Все виды лебедей занесены в Красную Книгу и охота на этих величественных птиц строжайше запрещена. Ребята, может кто-то уз вас видел лебедей, какие они?

Дети: Красивые, величественные, гордые?

Воспитатель: Каким цветом бывают лебеди?

Дети: Белые и черные.

Воспитатель: Я предлагаю вам пройти к столам и из пластилина и природного материала (шишек) сделать лебедей.

Но сначала разомнем наши пальчики:

В стаи собираются,

В края теплые летят,

До весны прощаются.

К югу все они летят,

Здесь замерзнуть не хотят.

Как наступят холода

Не найдется им еда.

Дети двигают кистями перекрещенных рук вверх-вниз.

Сжимают пальцы рук в кулаки.

Двигают кистями перекрещенных рук вверх – вниз.

Перечисляя птичьи стаи, дети загибают по очереди пальцы на руке

Воспитатель: Какие красивые у вас получились поделки! (Дети оставляют поделки на столах, задвигают стулья, вытирают руки влажными салфетками.)

Воспитатель: Ребята, и все же, как думаете, кто нам оставил перышко на участке?

Дети: Это могла оставить прощальный привет перелетная птица.

Воспитатель: Молодцы ребята, а сейчас я узнаю, как вы запомнили перелетных птиц и зимующих.

Ласточка – снегирь – скворец – аист

Воробей – грач – журавль – цапля

Сорока – соловей – кукушка – ласточка

Цапля – голубь – аист – грач

Ворона – кукушка – журавль – соловей.

Ребята, какие новые слова запомнили? (Мокрохвост, грязник, листобой, перелетные птицы, зимующие птицы, стая, косяк, вереница.)

Читайте также: