Поэма 12 блок конспект

Обновлено: 02.07.2024

Оборудование: портреты А.А. Блока, хрестоматии.

Проверка знания наизусть стихотворений Блока.

Беседа с учащимися о первой главе поэмы.

О чем эта поэма?

Какие реалии времени введены в первую главу? (ветер, скользко, плакат, старушка, буржуй, поп, барыня, одинокий бродяга).

Выводы по результатам беседы.

Беседа с учащимися о следующих главах поэмы.

1) Случайно ли число красноармейцев и количество глав в поэме? (Блок не отступал от жизненной правды в изображении бытовых деталей и пейзажных зарисовок революционного Петрограда. Красногвардейский патруль обычно состоял из 12 человек. Взяв из действительности число 12, Блок придал ему и символическое значение, сближая своих героев с двенадцатью апостолами Христа, которые, по евангельской легенде, несли людям новую веру).

2) Найдите примеры использования приема контрастного противопоставления в поэме. (новый и старый мир, высокая цель революции и грубая повседневная действительность, у красногвардейцев – постоянная готовность к священной битве и бесшабашность, анархия, несовместимые с военной дисциплиной)

3). Какие настроения соединены в поэме?

4) Каково значение финала поэмы?

Прочитать учебник, стр.71-73;

Написать сочинение-рассуждение «Какой видит А. Блок свою Родину?


Полный текст материала Конспект урока литературы "А. Блок. Поэма "Двенадцать". История создания"; 11 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Нажмите, чтобы узнать подробности

А) История создания поэмы. Отношение А. Блока к революции.

Б) Сюжет поэмы. Образы-символы.

В) Композиционные, стилевые и лексические особенности поэмы.

Д) Образ Христа и его неоднозначная трактовка.


Берёзко Елена Вячеславовна,

учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории

Конспект интерактивного урока по литературе

Образовательные: совершенствовать умения и навыки анализа лиро-эпического произведения, написанного в стиле символизма;

Развивающие: развивать творческое и ассоциативное мышление учащихся;

Воспитательные: развитие чувства ответственности за свои поступки, за судьбу Родины.

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска; презентация по теме урока, тест.

Организационный момент: приветствие, объявление темы и цели урока.

Объяснение нового материала.

А) История создания поэмы. Отношение А. Блока к революции.

Б) Сюжет поэмы. Образы-символы.

В) Композиционные, стилевые и лексические особенности поэмы.

Д) Образ Христа и его неоднозначная трактовка.

Закрепление изученного материала: тестирование

Вступительное слово учителя:

Здравствуйте. Сегодня на уроке мы продолжим разговор о творчестве Александра Александровича Блока, а предметом нашего пристального внимания будет его поэма “Двенадцать”, которая стала первым значительным откликом в художественной литературе на события 1917 года.

К. Чуковский писал о Блоке: “Он внимательно вслушивался в чужие толкования этой поэмы, словно ожидая, что найдется же кто-нибудь, кто объяснит ему, что она значит. Но дать ей одно какое-нибудь объяснение было нельзя, так как писал ее сложный человек, со своим восприятием мира. Эту поэму будут толковать по-всякому, и будут толковать еще тысячу раз”.

И сегодня мы с вами попробуем дать свое толкование этой поэмы, внимательно исследуя текст в единстве его формы и содержания.

Но прежде познакомимся с историей создания этого произведения, а также определим, каково было отношение Блока к революции в тот момент, когда писалась поэма.

Выступление ученицы: (опережающее задание)

Лекция учителя с элементами беседы:

Действительно, в поэме не изображены революционные действия, вожди революции. Сюжет произведения прост: патруль из двенадцати человек идет по Петрограду зимней ночью, случайно убивает и оставляет на снегу бывшую подружку одного из них и идет дальше. Таким образом, в поэму о революции Блок вводит историю любовного треугольника: Петруха – Катька – Ванька и показывает взаимосвязь исторических событий и личных судеб людей. Но сюжет не исчерпывается бытовым планом, в поэме большое значение имеет символический план, потому она так интересна и объемна. Какие образы-символы можно увидеть в поэме? Что они позволяют понять?

Выступление учащейся: (опережающее задание с опорой на презентацию)

Надо сказать, что число 12 имеет и другие характеристики в бытовом сознании, связанные с отсчетом времени – год, меняющийся через 12 месяцев, наступление нового дня в полночь. Все это еще раз свидетельствует о том, что Блок видел в революции переломный момент в истории России.

От сюжета перейдем к композиции произведения. Композиционной особенностью поэмы является кольцевой принцип построения. Первая и последняя главы содержат сходные тематические мотивы: городской пейзаж, ночь, зима, вьюга, людские фигуры на улице, многоголосие. Причем художественное пространство в поэме представлено своеобразно: сначала перед читателями возникает образ вселенной, погруженной в хаос:

Ветер, ветер – на всем божьем свете!

Выступление ученицы (опережающее задание):

и, как не странно это звучит, образы самих красногвардейцев, которые тоже являются представителями старого мира. Вам необходимо найти эти образы и заполнить нижние элементы схемы: первая группа работает с первой главой и определяет сатирические образы; вторая группа должна найти образы, создающие мотивы напряжения и тревоги, а третья группа должна определить элементы, доказывающие принадлежность красногвардейцев к старому миру

Выступления учащихся: (при ответе учащиеся заполняют соответствующие графы схемы, размещенной на интерактивной доске)


Неопределенные образы: мрак (ЧЕРНОЕ, ЧЕРНОЕ НЕБО), выстрелы, они передаются звукоподражательными сочетаниями (ТРАХ-ТАХ-ТАХ), тени (КТО ТАМ ХОДИТ БЕГЛЫМ ШАГОМ, ХОРОНЯСЬ ЗА ВСЕ ДОМА?), сугробы (ВПЕРЕДИ СУГРОБ ХОЛОДНЫЙ, КТО В СУГРОБЕ – ВЫХОДИ), эхо (И ТОЛЬКО ЭХО ОТКЛИКАЕТСЯ В ДОМАХ), тьма (ПРИГЛЯДИСЬ-КА, ЭКА ТЬМА). Всем этим пронизаны главы поэмы.

Красногвардейцы – анархичность (СВОБОДА! СВОБОДА!) , жестокость (КО ВСЕМУ ГОТОВЫ, НИЧЕГО НЕ ЖАЛЬ), сравнение с каторжниками (В ЗУБАХ – ЦЫГАРКА, ПРИМЯТ КАРТУЗ, НА СПИНУ Б НАДО БУБНОВЫЙ ТУЗ!). Их можно отнести к старому миру, так как они убивают Катьку, грозят убить и Ваньку, грабят, стреляют.

Итак, старый мир должен быть побежден. Для этого собственно и произошла революция. А как же быть в этой ситуации человеку, простому русскому человеку, волей судьбы ставшему свидетелем огромного преобразования в стране. И, наверное, неслучайно в 9 главе появляется еще один образ-символ. Это образ человека, стоящего на перекрестке .

Стоит буржуй на перекрестке

И в воротник упрятал нос.

А рядом жмется шерстью жесткой

Поджавши хвост, паршивый пес.

Стоит буржуй, как пес голодный,

Стоит безмолвный, как вопрос,

И старый мир, как пес безродный,

Стоит за ним, поджавши хвост.

Перекресток – это не только четыре дороги, это еще и крест. Крест, который несет герой, стоящий под ударами ветра. Это не революционер, не контрреволюционер. Это человек вообще, ему негде укрыться от всепроникающего ветра революции. Поэт показывает страшную в своей безысходности картину страданий человека, обреченного на гибель не в силу каких-то личных качеств, а потому что мир, в котором он мог быть человеком, разрушен. И человек не знает, что ему делать, куда и за кем идти.

И за вьюгой невидим,

И от пули невредим,

Нежной поступью надвьюжной,

Снежной россыпью жемчужной,

В белом венчике из роз –

А завершить наш урок я предлагаю небольшим тестом, вопросы которого позволят еще раз вспомнить то, о чем шла сегодня речь.

А) Противопоставления двух миров

Б) Событийности времени

В) Линейного последовательного изображения событий

В поэме А.Блока число 12 появляется в разных контекстах, употребляется в разных значениях. Укажите значение, не использующееся в поэме.

А) 12 учеников-апостолов было у Христа.

Б) 12 месяцев длится шествие солдат.

В) 12 глав в поэме.

А) С Христом

А) Иисус Христос как символ великой справедливости.

Б) Иисус Христос как Сверхчеловек.

В) Иисус Христос как символ всеобщего обновления жизни.

А) Попытка постижения противоречивой сути революции.

Б) Искажение сути революции.

В) Сатира на революцию 1917 года.

В) Человека старого мира

Почему в поэму о революции А.Блок вводит историю любовного треугольника Петруха – Катька – Ванька?

А) Чтобы показать взаимосвязь исторических событий и личных судеб людей.

Б) Чтобы показать предательство, свойственное людям.

В) Чтобы показать трудные дни революции.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑

На этой странице материал по темам:

  • тест по поэме 12 блока с ответами
  • новый мир в поэме блока двенадцать
  • тест по поэме 12 блока
  • в чем своеобразие поэмы 12
  • тест по поэме двенадцать с ответами

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В 11 КЛАССЕ ПО ИЗУЧЕНИЮ ПОЭМЫ

Оборудование: портреты А.А. Блока, хрестоматии.

(круг Гиппиус и Мережковского).

(большевик Н. Осинский).

Выводы по результатам беседы

1) Случайно ли число красноармейцев и количество глав в поэме? (Блок не отступал от жизненной правды в изображении бытовых деталей и пейзажных зарисовок революционного Петрограда. Красногвардейский патруль обычно состоял из 12 человек. Взяв из действительности число 12, Блок придал ему и символическое значение, сближая своих героев с двенадцатью апостолами Христа, которые, по евангельской легенде, несли людям новую веру).

2) Найдите примеры использования приема контрастного противопоставления в поэме. (новый и старый мир, высокая цель революции и грубая повседневная действительность, у красногвардейцев – постоянная готовность к священной битве и бесшабашность, анархия, несовместимые с военной дисциплиной)

3). Какие настроения соединены в поэме?

4) Каково значение финала поэмы?

  • Двенадцать — вооружённый отряд красногвардейцев, готовых убивать всех на своём пути.
  • Ванька — красногвардеец, перешедший в солдаты.
  • Катька — богатая блудница, убитая одним из любовников-красногвардейцев.
  • Петруха — боец из отряда двенадцати, убийца Катьки.

Часть 1

Действующие события поэму происходят морозной зимой в начале 1918 года в Петрограде. Город охватил революционный хаос. В образе Петрограда воплощён не только город, но и вся страна, даже целая Вселенная.

Часть 2

Часть 3

Двенадцать бойцов поют песню о том, как они стали служить в Красной армии сразу после Первой мировой войны, одетые в рваные шинели и вооружённые австрийскими ружьями. Они готовы разжечь мировой пожар, чтобы уничтожить буржуев, и просят благословения у Бога.

Часть 4

Ванька и Катька стремительно едут на оглоблях извозчика-лихача по улицам Петрограда, обнимаются и смеются.

Часть 5

Часть 6

Навстречу Ваньке и Катьке выходит отряд двенадцати. Среди них оказался бывший любовник Катьки. Бойцы нападают на сани, чтобы обоим любовникам отомстить за измену. Катьку убивают выстрелом в голову. Лихачу удаётся спасти Ваньку. Мёртвая Катька остаётся лежать на снегу, никто не собирается её уносить.

Часть 7

Двенадцать бойцов идут дальше, но Петруха, убивший Катьку, грустит о ней, потому что она была его любовницей. Все осуждают его за эти чувства, считая это слабостью. Ему напоминают, что сейчас не такое время, чтобы утешать и жалеть. Петруха сразу повеселел. Отряд готов грабить и устраивать беспорядки, это становится их забавой.

Часть 8

Петруха всё ещё горюет об убитой Катьке. Чтобы избавиться от горя, он молится за упокой её души и собирается много убивать. Ванька убивает буржуя якобы в отместку за Катьку. От его горя не остаётся следов, он чувствует только скуку. Чтобы не было скучно, Ванька готов снова убивать.

Часть 9

Городской романс о гибели старого жизненного уклада. Этот старый мир олицетворяет собою худой шелудивый пёс. Буржуй, который замерзает на улице, теперь заменяет собой городового. Неподалёку от него примостился тощий пёс с поджатым хвостом.

Часть 10

Часть 11

Под кроваво-красным флагом двенадцать бойцов идут дальше, вперёд, но без цели. Они отреклись от Бога и от всего, что напоминало о прежней жизни. Это шествие становится вечным и вездесущим. Двенадцать готовы убивать всех, кто встретится им на пути.

Часть 12

Читайте также: