Конспект урока по гофману золотой горшок

Обновлено: 01.07.2024

2. Как в сказке отражается романтическое двоемирие? Реальная Германия и сказочная Атлантида.

3. Ансельм – стопроцентный ли романтический герой? Между чем и чем он выбирает? О чём мечтает Ансельм в 1 главе? Его мечты романтические или прозаические, обыкновенные?

4. Образ Вероники. Положительный или отрицательный? Она мещанка или нормальная девушка?

5. Как называется в 8 главе наше время, наш человеческий мир по сравнению с волшебной страной Атлантидой?

6. Почему в 10 главе, когда А. сидел в склянке, он страдал, а другие молодые люди, сидевшие рядом, не чувствовали никакого стеснения, думали, что они просто прогуливаются по мосту? Склянка – это символ чего?

7. Каков смысл сказки, раскрывающийся в начале 4 главы и в конце последней 12?

8. Принцип мерцания смысла в сказке. То ли змейки в реке, то ли отражения искр от фейерверка во 2 главе.

План практического занятия № 2.

РО

1. Кто такой Песочный человек, какого рода это существо? Каковы точки зрения на его существование Натанаэля и Клары? Чем опасна вера в нечистую силу, с точки зрения Клары?

2. Чью точку зрения подтверждают последующие события? Существует ли нечистая сила в реальности рассказа? Есть ли в рассказе мистические события, которые нельзя объяснить реалистически?

3. Почему именно Натанаэль влюбился в Олимпию? Что Гофман хотел сказать, рассказывая историю девушки, оказавшейся куклой?

4. Каков общий смысл рассказа? Если нечистая сила существует в реальности, то кому в первую очередь она причиняет вред?

Точка зрения на рассказ современного литературоведа в книге: Ботников А.Б. Немецкий романтизм: диалог художественных форм. – М., 2005.

План практического занятия № 3.

РО

1. Сэмюэль Тейлор Кольридж (1772-1834) – основатель английского романтизма.

3. Главная тема, идея произведения.

5. Центральные мотивы баллады (выписать и зачитать)

6. Какие строфы и слова создают специфическую, загадочную, мистическую атмосферу (зачитать)

План практического занятия № 4.

РО

1. Общая характеристика творчества и мировоззрения Байрона.

5. Тема, идея произведения. Внутренняя монолитность поэмы, сюжет, наличие сквозного тематического мотива.

7. Композиция поэмы и её жанровые особенности.

1) Байрон. Паломничество Чайльд Гарольда (или Странствия Чайльда Гарольда). Любое издание.

2) Елистратова А.А. Наследие английского романтизма и современность. М., 1989.

3) Кургинян М.С. Джордж Байрон. М., 1998.

4) Жирмунский В.М. Байрон и Пушкин.

5) Дубашинский И.А. Джордж Гордон Байрон. М., 1985.

7) Учебники по истории зарубежной литературы.

План практического занятия № 5.

РО

Тема: Лирика Эдгара По

1. Жизнь и литературная деятельность Э.По (1809-1849). Эстетические взгляды поэта.

1) Эдгар По. Сборник стихотворений. Любое издание.

2) Злобин Г. Эдгар По – романтик и рационалист. – В кн.: По Э. Рассказы. М., 1979.

3) Королева Л.Н. Эдгар По во Франции. – В сб.: О национальном своеобразии европейских литератур.

4) Нестерова Е.К. Поэзия Э.А.По.

Николюкин А.Н. Жизнь и творчество Э.А.По. – В кн.: По Э.А. полное собрание рассказов.

План практического занятия № 6.

РО

Тема: Страшные рассказы Эдгара По

1) Злобин Г. Эдгар По – романтик и рационалист. – В кн.: По Э. Рассказы. М., 1979.

2) Королева Л.Н. Эдгар По во Франции. – В сб.: О национальном своеобразии европейских литератур.

3) Неделин В., Николюкин А. Эдгар По. – В кн.: По Э. Избранные произведения в 2-х томах.

4) Николюкин А.Н. Жизнь и творчество Э.А.По. – В кн.: По Э.А. полное собрание рассказов.

5) Паррингтон В.Л. Основные течения американской мысли. М., 1990.

6) Райнов Б. Черный роман. М., 1995.

План практического занятия № 7.

РО

1.Образ праведника – епископ Мириэль (Ч.1, кн.1.).

1.1. Образ Мириэля. Его характер (он эгоист или альтруист) и главные его поступки.

1.2. Согласны ли вы с его утверждением, что воров и убийц бояться не надо (гл. 7, кн. 1)? Как он относится к атеизму? Верен ли его взгляд?

1.3. Был ли он счастлив и почему? Могут ли все люди быть такими же, как он?

Почему Гюго в конце 2 гл. пишет, что портрет М-ля, может быть, неправдоподобен, но правдив?

План практического занятия № 8.

РО

2.1. Образ Жана Вальжана - преображение каторжника (Ч. 1, кн. 2).

2.1. Образ Жана Вальжана. В начале своей жизни он человек какой – эгоистичный или добрый? Кто виноват в том, что он попал на каторгу?

2.2. Почему на каторге он стал злым? Почему он украл у Мириэля серебряные ложки?

2.3. Какой поступок Мириэля привёл Вальжана в смятение? Что с ним происходит в 13 гл. кн. 2? Почему он отобрал деньги у малыша Жерве?

План практического занятия № 9.

РО

3.1. История Фантины и образ Жавера (Ч. 1, кн. 3-6).

1. Почему жизнь Фантины сложилась так трагично? Кто в этом виноват? Что общего в судьбе Фантины и Вальжана? Какой из этого вывод?

Почему Гюго называет Фантину грешницей, какой она совершила грех? Это грех, с чьей точки зрения? А с вашей? Правильно ли поступила, отдав свою дочь малознакомым людям? О какой черте характера говорит этот поступок? Почему её уволили с фабрики? Почему она не могла заработать достаточно? Как бы вы поступили на её месте?

2. Сравните Фантину из 3 кн. и Фантину из 12 гл. 5 кн.?

План практического занятия № 10.

РО

1. Образ жизни изменившегося Жана Вальжана. Причина его тревоги. Между чем и чем выбирает Вальжан в кн. 7? Почему этот выбор так труден? Каковы основные аргументы в пользу одного и другого решения?

2. Правильно ли поступил Вальжан в результате? Как бы поступили вы в такой же ситуации? Что произошло в городе после его ареста?

3. Потрясающее описание душевной борьбы. Как именно Гюго её описывает? Почему Ж.В. обрадовался, когда сломалось колесо? И почему сделал всё, чтобы его починить?

План практического занятия № 11.

РО

План практического занятия № 12.

РО

План практического занятия № 13.

РО

План практического занятия № 14.

РО

План практического занятия № 14

РО

Самостоятельная работа.

Контрольная работа.

План практического занятия № 1.

РО

1. Основные сюжетные события.

2. Как в сказке отражается романтическое двоемирие? Реальная Германия и сказочная Атлантида.

3. Ансельм – стопроцентный ли романтический герой? Между чем и чем он выбирает? О чём мечтает Ансельм в 1 главе? Его мечты романтические или прозаические, обыкновенные?

4. Образ Вероники. Положительный или отрицательный? Она мещанка или нормальная девушка?

5. Как называется в 8 главе наше время, наш человеческий мир по сравнению с волшебной страной Атлантидой?

6. Почему в 10 главе, когда А. сидел в склянке, он страдал, а другие молодые люди, сидевшие рядом, не чувствовали никакого стеснения, думали, что они просто прогуливаются по мосту? Склянка – это символ чего?

7. Каков смысл сказки, раскрывающийся в начале 4 главы и в конце последней 12?

8. Принцип мерцания смысла в сказке. То ли змейки в реке, то ли отражения искр от фейерверка во 2 главе.

Цель: познакомить учащихся с творчеством одного из выдающихся романтиков Европы; показать особенности романтической концепции Гофмана; обучение анализу романтического произведения; закрепление навыков постановки вопросов; отработка умений связного ответа на вопрос.

Эпиграф: Одну минуточку, я что хотел спросить:

Легко ли Гофману три имени носить?

О, горевать и уставать за трех людей

Тому, кто Эрнст, и Теодор, и Амадей.

1. Проверка домашнего задания по биографии писателя .

З/Д - 3-я группа (воспроизводящий уровень) – ответить на вопросы викторины.

Заслушиваются устные выступления учащихся этих групп, лучшие отмечаются .

Еще до начала обсуждения учащиеся занимают места так, чтобы они сидели лицом друг к другу, чтобы видели друг друга хорошо. Обстановка должна быть непринужденной. Учащиеся задают подготовленные дома вопросы по содержанию этого произведения. Вопросы могут быть заданы не только конкретному ученику, который должен ответить на этот вопрос, но вопросы могут быть обращены к учителю. Задавая вопрос, учащийся говорит, к кому обращается с вопросом.

Примерный круг вопросов для обсуждения

  • Каков жанр этого произведения? (Сказка)
  • Является ли эта сказка фольклорной? (Нет, сказка литературная, т.н. сказка из новых времен)
  • Что можно сказать о главном герое произведения? (Студент, бедный, незадачливый, порой смешной неудачник – т.е. наделен индивидуальными чертами, не всегда положительными)
  • Что привлекает читателя в этом персонаже? (Энтузиаст, поэт с развитым воображением)
  • Каков конфликт сказки? (Конфликт – столкновение мира реального с миром мечты: столкнул корзину с яблоками у злой старухи)
  • Как столкновение двоемирия Гофмана отражено в изображении любовной линии сюжета? (Серпентина – Вероника)
  • Что собой представляют Серпентина и Вероника? (Обе привлекательны по-своему: Вероника представляет сферу повседневности, мечтает добиться всего в реальной жизни: мечтает быть надворной советницей. Серпентина же – воплощение высокого духа)
  • Как в сказке через символ отражен мир быта? (Колдунья – бытовая сила, страшная, но и привлекательная, притягательная)
  • Что такое филистерство и как оно влияет на человека в изображении Гофмана? (Оно лишает человека высоких устремлений)
  • Как Гофман рисует торжество вещи над человеком? (Вещи живут человеческой жизнью)
  • Что противопоставлено у Гофмана этому страшному миру вещизма? (Мир мечты)
  • Кто из персонажей сказки относится к миру мечты? (Сказочные персонажи: князь духов, Соломан, его дочери – три зеленых змейки)
  • Что собой представляет мир, в котором живут эти персонажи? (Предметы в нем утрачивают свое материальное всемогущество: музыка, краски, поэзия, высокий мир мечты)
  • Всем ли этот мир открыт? (Только энтузиастам)
  • Как ведет себя главный герой? Какой из миров выбирает? (Ансельм то устремляется в мир поэзии, то в быт – к Веронике)
  • Какую роль в выборе Ансельма играет ощущение себя в закрытом стеклянном сосуде? (Таким образом он еще сильнее понимает свое одиночество в мире вещизма, вакуум духовной жизни, эмоциональную нищету)
  • Какой выбор делает герой? (После того, как стряхивает быт, женится на Серпентине, переселятся в сказочное царство Атлантиды)
  • Поему для счастливого конца автор использует фантастический финал? (В мир поэтической мечты только так можно уйти от быта современного ему общества. Гофман понимает иллюзорность этого выхода)
  • Почему концовка пронизана иронией? (Атлантида – мечта, но не реальность. Гофман ставит под сомнение саму романтическую мечту. Он ощущает страх перед явлениями жизни в их иррациональности)
  • Каков же эстетический идеал Гофмана? (Мир творческий, мир мечты)

Вывод: Главный конфликт произведения – между мечтой и реальностью, которая отражается в построении произведения – в романтическом двоемирии. Эстетический идеал Гофмана – мир творческий, мир мечты, прекрасного. Сочетание реальности и фантастики в повествовании еще сильнее подчеркивает несовместимость этих двух миров. Синтез искусств

4. Домашнее задание.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Эпиграф: Одну минуточку, я что хотел спросить: Легко ли Гофману три имени носить? О, горевать и уставать за трех людей Тому, кто Эрнст, и Теодор, и Амадей. А.Кушнер

За что был сослан в Плоцк и потом часто преследовался, даже перед смертью? С чего началось творческое признание? Какую роль в жизни Гофмана сыграла Юлия Марк? В качестве кого выступал Гофман в бамбергском музыкальном театре? 11. Назовите произведение, которое принесло Гофману самую большую славу. 12. Назовите самые известные прозаические произведения Гофмана, написанные за последние 9 лет его жизни. 13. Назовите дату смерти писателя.

Вопросы для обсуждения Каков жанр этого произведения? Является ли эта сказка фольклорной? Что можно сказать о главном герое произведения? Что привлекает читателя в этом персонаже? Каков конфликт сказки? Как столкновение двоемирия Гофмана отражено в изображении любовной линии сюжета?

Что собой представляют Серпентина и Вероника? Как в сказке через символ отражен мир быта? Что такое филистерство и как оно влияет на человека в изображении Гофмана? Как Гофман рисует торжество вещи над человеком?

Что противопоставлено у Гофмана этому страшному миру вещизма? Кто из персонажей сказки относится к миру мечты? Что собой представляет мир, в котором живут эти персонажи? Всем ли этот мир открыт?

Как ведет себя главный герой? Какой из миров выбирает? Какую роль в выборе Ансельма играет ощущение себя в закрытом стеклянном сосуде? Какой выбор делает герой?

Почему для счастливого конца автор использует фантастический финал? Почему концовка пронизана иронией? Каков же эстетический идеал Гофмана?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Человеческая жизнь в рассказе Л.Н.Толстого "Алеша Горшок" (урок внеклассного чтения в старших классах)

С чего начать разбор текста, если конкретная цель работы - анализ небольшого эпического произведения? Данный материал - моя поытка ответить на этот вопрос.


Гофман

Презентация к уроку по теме "Гофман".


Гофман Щелкунчик Тест


Гофман Щелкунчик Тест


Статья:"Эрнст Теодор Амадей Гофман"

В семье царила атмосфера ограниченной и лицемерной морали. Любви и ласки этот ребёнок не видел. Утешение находил в музыке. Меч­тал стать ком­по­зи­то­ром. Впро­чем, очень ра­но он при­стра­стил­ся и к.

Конспект и презентация урока "Цена мечты в романе Теодора Драйзера "Американская трагедия"

Конспект и презентация урока "Цена мечты в романе Теодора Драйзера "Американская трагедия".

Сценарий спектакля "Щелкунчик" по мотивам сказки Эрнста Теодора Амадея Гофмана "Щелкунчик и Мышиный король"

Сценарий новогоднего представления-сказки "Щелкунчик" написан по мотивам сказки Эрнста Теодора Гофмана "Щелкунчик и мышиный король". Сюжет сказки "Щелкунчик.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Исторические события (Наполеоновские войны) и личная драма (возлюбленная вышла замуж по воле родителей за другого) подвигли Гофмана записать повесть-сказку, для отражается идея жизни в фантастике.

Особенности данного произведения :

1. Романтизм ставит неразрешённые задачи.

3. Фольклор (жанр сказки).

В основе романизма в данном тексте Гофмана – метафора, золотой горшок – это отражение нас, наших темных сторон личности.

1. Находится в конфликте с обществом.

2. В одиночку пытается изменить мир.

3. Герой все время живёт будущем.

Однако, жанр данного текста сложен в определении, это и повесть – хроника событий дана отчётливо, и сказка – есть волшебные элементы, и новелла – небольшой объем.

Основная тема – любовь, которая движет героем. Герой-неудачник показан в начале повести и герой, достойный возлюбленной, представлен в финале. Характер героя имеет только положительные характеристики.

Архивариус вынужден быть в изгнании, его считают чудаком, с ним не считается общество. Он незауряден, его считают сумасшедшим или смеются над его мыслями.

Здесь также раскрыты темы одиночества, мистики, конфликта с обществом, что типично для направления романтизма.

Идея текста вечна: что выбрать чувства или здравый смысл, студент выбирает мир поэзии и забывает о социальных перипетиях и быте, что делает его типично романтической личностью.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок углубляет знание о романтизме как направление мировой литературы; знакомит с жизнью и творчеством Гофмана; развивает творческое воображение и читательский интерес учеников.

Э.Т.А. Гофман. Жизненный путь писателя

Гофман родился в 1776 году в городе Кенигсберге, в семье прусского королевского адвоката, однако когда мальчику было три года, его родители разошлись, и он воспитывался в доме бабушки по материнской линии под влиянием своего дяди Отто, старого холостяка и скучного педанта. Мальчик рос одиноко. Он был резв, своеволен, обладал богатым воображением и музыкальным дарованием. Музыка всегда составляла его отраду. Он часами мог в одиночестве импровизировать на фортепьяно, уносясь мечтами в чудесный мир. В школьные годы увлекался творчеством Шекспира, Руссо и Шиллера. После окончания школы по семейной традиции и по настоянию родственников Гофман избирает юридическую карьеру, хотя охотнее всего посвятил бы себя музыке. На юридическом факультете университета в Кенигсберге он учится старательно и в 1800 году с успехом оканчивает курс юридических наук в Кёнигсбергском университете и связывает свою жизнь с государственной службой. В этом же году он покидает Кёнигсберг и до 1807 года работает в разных чинах. Служит он аккуратно, но неуемный характер и острое чувство окружающих уродств и несправедливостей приводят его к нескончаемым конфликтам. (Служба в Познани заканчивается высылкой в Плоцк за карикатуры на видных познанских чиновников. Служба в Варшаве - безработицей, потому что Гофман отказывается принести присягу Наполеону, войска которого заняли польскую столицу.) Работа чиновника оставляла мало свободного времени, и все-таки в эти годы Гофман ухитряется брать уроки рисования, сочинять музыку, дирижировать оркестром и даже расписывает фресками потолок музыкальной залы в одном из варшавских дворцов. После отказа присягнуть Наполеону Гофман остается без работы и без средств к существованию. Он покидает Варшаву, отправляется в Берлин, решившись навсегда покончить с чиновничьей службой и отныне вести жизнь свободного художника. Из этого ничего не выходит: его рисунков никто не покупает, гонорары за музыкальные произведения настолько ничтожны, что ему приходится не только браться за любую работу, но и по-настоящему голодать и мерзнуть. Наконец ему удается получить место капельмейстера в Бамберге. Должность плохо оплачивается, зато дает возможность полностью посвятить себя театру. Здесь он является не только дирижером оркестра, как вначале предполагалось, но и композитором, режиссером, художником, расписывающим декорации, и даже машинистом сцены. С целью дополнительного заработка Гофман вынужден еще давать уроки музыки и пенья отпрыскам состоятельных бюргеров города Бамберга. С 1808 по 1812 год Гофман жил в Бамберге. Это время прошло под знаком глубокого сердечного увлечения - самого сильного в его жизни. Он полюбил свою ученицу - Юлию Марк. Немолодой человек, с непривлекательной внешностью, к тому же еще женатый, он, конечно, не мог рассчитывать и не рассчитывал на взаимность. Просто радовался встречам со своей ученицей, восхищался ее обаянием и чистым, проникновенным голосом. Катастрофа наступила тогда, когда расчетливая мать Юлии решила выдать свою дочь замуж за богатого и порочного негодяя. Это стало для Гофмана трагедией. Жизнь и мечта необратимо разминулись. С этих пор противоречие между мечтой и действительностью определило идейную доминанту творчества художника. В Бамберге Гофман начал писать.

Основные особенности творчества Гофмана

Крейслер - образ частично автобиографический так же, как и автор, он - профессиональный музыкант. Иоганнес странствует разными немецкими княжествами и нигде не находит приюта. Почти все его начинания заканчиваются трагически из-за нежелания к какому-либо компромиссу. Он служит только высокому искусству, но всегда вынужден возвращаться в реальность, которая удручает и оказывает сопротивление. Даже любовь романтика несет в себе смертельную опасность, ведь она не столько приводит к счастью, сколько обрекает на сумасшедшую печаль о недосягаемом идеале.

Романтизм – непродуктивный творческий метод, утверждающий единство идеального и материального в мире (так называемое двоемирие) и их противоборство как основы развития бытия. Романтический герой – исключительный характер в типичных обстоятельствах, часто противопоставляющий себя обществу обывателей. Основной эстетический принцип творческого метода – романтическая сатира. Способ создания двоемирия – введение фантастики…

Романтизм – непродуктивный творческий метод, утверждающий единство идеального и материального в мире (так называемое двоемирие) и их противоборство как основы развития бытия. Романтический герой – исключительный характер в типичных обстоятельствах, часто противопоставляющий себя обществу обывателей. Основной эстетический принцип творческого метода – романтическая сатира. Способ создания двоемирия – введение фантастики…

Романтизм – непродуктивный творческий метод, утверждающий единство идеального и материального в мире (так называемое двоемирие) и их противоборство как основы развития бытия. Романтический герой – исключительный характер в типичных обстоятельствах, часто противопоставляющий себя обществу обывателей. Основной эстетический принцип творческого метода – романтическая сатира. Способ создания двоемирия – введение фантастики…

Романтизм – непродуктивный творческий метод, утверждающий единство идеального и материального в мире (так называемое двоемирие) и их противоборство как основы развития бытия. Романтический герой – исключительный характер в типичных обстоятельствах, часто противопоставляющий себя обществу обывателей. Основной эстетический принцип творческого метода – романтическая сатира. Способ создания двоемирия – введение фантастики…

Романтическая ирония в новелле Э.Т.А.Гофмана

Э.Т.А. Гофман вошел в литературу как представитель позднего романтизма. Ранними (иенскими) романтиками уже была разработана и развита программа романтизма. Одним из существеннейших компонентов поэтики Гофмана, как и у иенцев, является ирония.

Эстетико-философские взгляды иенцев характеризовались прежде всего стремлением к субъективизму. Они пытались избежать описания конкретно-исторической реальности, свое внимание сосредотачивали на изображении внутреннего мира человека. Стремились к разрушению порядков, заведенных современной действительностью, в которой царила бездуховность и эгоизм. Считали, что она стесняет человека как личность, не давая ему творческую свободу. В ответ на косность и убогость жизни они создают в своих произведениях свой особый мир, где царит поэзия и свобода: это идеальная реальность. Так, в их произведениях создается непреодолимая пропасть между идеальным и реальным. И только сам поэт, художник способен с помощью игры, иронии соединить эти два мира.

Но при ощущении внутренней свободы, неограниченного творческого потенциала романтики скептически относились к внешним преобразованиям. Активное внутреннее созидание мира, остается пассивным во внешнем мире. Это дало возможность хладнокровно и независимо наблюдать за общественной жизнью. Позволило лучше осмыслить иррациональную жизнь, которая не была доступна метафизическому разуму. Такой принцип получил название романтической иронии.

Романтическая ирония представляет мир, каков он есть, со всеми его составляющими: прозаически, некрасиво, в общедоступном образе. Все это она трактует из своего идеального мира поэзии, свободы, из мира, куда входит все, что ценно для человека.

Для романтиков мир действительности тесный и неполный, а внутренний мир бесконечен. Они видят в нарастающем утилитаризме упадок нравственных ценностей, поэтому направляют свой пафос против светского ханжества, безверия, лжи и лицемерия. Романтики против феодального строя и против буржуазии.

У Гофмана романтическая ирония несколько преобразовывается и начинает выполнять иную функцию, писатель по-своему претворяет взгляды ранних романтиков на художественный мир. В отличие от своих единомышленников Гофман никогда не забывает о реальном мире.

Иенские романтики через отрицание действительности возвышались над ней, испытывали высшее наслаждение. Весь мир становился для них сказкой, гармонией, местом поэтической утопии. А герой Гофмана всегда живет в реальном мире, что можно проследить во всех произведениях писателя. Несмотря на любые попытки героя освободиться от угнетающей, давящей действительности, выйти за её пределы, он навсегда остается в её плену. Реальный мир со своими собственными законами подчиняет себе человека, и ни сказка, ни фантазия, ни искусство не смогут привести в гармонию внутренний мир человека. Все это наполняет художественный мир Гофмана особым трагизмом . Отсюда неразрешимое противоречие между героем и его идеалами, между героем и действительностью. И отсюда же в произведениях писателя возникает дуализм, от которого страдают герои, двоемирие, двуплановость творческой манеры.

Писатель обладал редкой чуткостью к общественным болезням и уродствам умел разглядеть в душе человека печать, оставленную социальной жизнью. В мире, где живут герои Гофмана, царствует расчет. Он накладывает отпечаток и на фантазию и на любовь. Гофман понимал, что действительность сильна, что идеал под ее воздействием постепенно блекнет и принимает ее окраску. Буржуазная действительность способна втянуть в себя даже мечтателя, обратив его помыслы к банальным житейским целям.

Во всех произведениях Гофмана звучит мысль о том, что чудо может произойти с каждым, надо только оказаться достойным его.

Герой повести студент Ансельм - предмет всеобщих насмешек. Он раздражает обывателей, среди которых живет, своей способностью грезить наяву, неумением рассчитывать каждый шаг, легкостью, с какой он отдает последние гроши. Но автор любит своего героя именно за эту неприспособленность к жизни, за то, что он не в ладу с миром материальных ценностей. Не случайно одно из злоключений Ансельма, нечаянно опрокинувшего корзину уличной торговки, и оказывается началом чудесных происшествий, в результате которых его ожидает необыкновенная судьба.

Юноша вовсе не равнодушен к простым жизненным благам, однако по-настоящему он стремится только к миру чудес, и этот мир с готовностью открывает ему свои тайны. И именно поэтому, когда Ансельм на минуту забывает о зеленой змейке Серпентине и поддается обыденным соблазнам - подумывает о том, чтобы стать надворным советником, жениться на хорошенькой дочке своего покровителя, - его ждет наказание. Сидя в своеобразной тюрьме - стеклянной банке, - он понимает, что не имел права изменять себе, своей поэтической натуре.

В эпизоде кратковременного "отступничества" Ансельма отразилось одно из важнейших наблюдений Гофмана над "новыми временами": буржуазная действительность цепкой рукой может притянуть к себе даже мечтателя, обратив его помыслы к банальным житейским целям. Еще ярче передает эту мысль писатель в истории Вероники. Вероника тоже мечтает, она влюблена в Ансельма и даже борется за него. Но мечта ее весьма прозаична и банальна. Ей хочется стать женой солидного чиновника, жить в комфорте и почете; предел счастья для нее - золотые сережки, подарок состоятельного мужа. Вот почему избранником Вероники в конце концов становится надворный советник Геербранд.

И все-таки вся повесть "Золотой горшок" словно пронизана мягким золотистым светом, смягчающим нелепые, непривлекательные фигуры обывателей. Действительность еще не вызывает у Гофмана горького чувства.

Ведь подлинный "энтузиаст" Ансельм сумел устоять перед ее дешевыми приманками. Он сумел поверить в невероятное настолько, что оно стало для него реальностью, он преодолел притяжение унылой житейской прозы и вырвался из ее круга. "Ты доказал свою верность, будь свободен и счастлив", - говорит Гофман своему герою.

Читайте также: