Во что верят православные христиане 4 класс конспект урока

Обновлено: 03.07.2024

Используемая образовательная технология :Технология проблемного обучения.

Технология учебного сотрудничества.

Тип урока :Открытие новых знаний.

Цель урока : Организовать учебную деятельность учащихся

по осознанию ими того факта, что дела и поступки человека могут быть источником чуда для окружающих;

по формированию представления о соотношении чуда и доброделания в понимании православных христиан

Задачи урока : Обучающие : Познакомить со Святой Троицей. Ознакомить с понятием чуда, с определением смысла чуда, что чудо в жизни христианина не бывает без веры. Углубить понятия главных христианских добродетелей.

Воспитывающие: Создать условия для осознания того, что доброделание есть норма жизни христианина и следствие его доброго внутреннего настроя. Способствовать воспитанию доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Развивающие: Способствовать развитию умения работать с текстом, иллюстративным материалом, умения высказывать свои мысли, вести диалог, умения работать в парах. Продолжить формирование умения анализировать и обобщать изученный материал, пользоваться полученными знаниями, применять полученные теоретические знания на практике. Способствовать развитию навыков самостоятельной исследовательской деятельности.

Цели учебной деятельности (цели ученика) :

Познакомиться с христианским пониманием чуда. Узнать, что такое добродетель. Уяснить, что доброделание есть норма жизни христианина и следствие его доброго внутреннего настроя.

Формы и виды деятельности:

Беседа, поисковое чтение, устный рассказ, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа со словарем, работа в парах, работа со схемой.

Чудо, Святая Троица, доброделание, добродетель: вера, надежда, любовь.

Этапы урока, задачи в деятельности учащихся

1. Организационный этап.

Задачи: подготовить обучающихся к изучению нового материала.

-Придумано кем-то просто и мудро

И каждый становиться добрым, доверчивым,

И доброе утро длиться до вечера!

-Повернёмся друг к другу и покажем глазками, как вы рады друг другу. Улыбнитесь друг другу.

– И я вам хочу пожелать, чтобы доброе настроение длилось весь день!

Эмоционально-нравственный настрой на урок :

Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

2. Актуализация знаний

1) Давайте вспомним, зачем христиане делают добро?

Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания Коммуникативные: развитие коммуникативных навыков, умение слушать и высказываться. Регулятивные: фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

3. Самоопределение к деятельности

Сейчас я вам покажу некое действие с воздушным шариком. Ваша задача ответить на вопрос: чудо это или нет? (опыт с надуванием воздушного шарика)

Почему мы точно не можем сказать, что это такое?

Как нам узнать, что такое чудо? Найдите определение слова в толковом словаре С. И. Ожегова «Чудо –

1. В религиозных представлениях: явление, вызванное вмешательством божественной силы, нечто небывалое. 2. Нечто поразительное, удивляющее своей необычностью.

Я вам подскажу, ради чего христиане еще делают добрые дела.

Послушайте стихотворение :Давай поговорим о чудесах

Ты веришь в них? Я верю.

Правда, верю.

Когда я вижу звезды в небесах

И наблюдаю грациозность зверя

. О, сколько раз я видел тот закат,

Расписанный Божественной рукой,

Ив плачущих, волнительный наряд Над безупречной красоты рекой.

Я каждый раз о чуде говорю, Осознавая, как прекрасна сущность

Тех мест, где я бываю и творю

Свой каждый день, опровергая скучность.

Как можно унывать или хандрить

В том мире, что Господь для нас придумал.

Он дал нам - жить, любить, и говорить Возможность. Да еще и думать.

Все реже говорим о красоте

Все меньше видим в каждом вдохе чудо.

Я не хочу болтать о суете.

О чудесах - твержу, твердил и буду.

О чем идет речь в этом стихотворении? О чуде. А вы верите в чудеса?

Были ли в вашей жизни события, которые вы воспринимали как чудо?

Что такое чудо?

Смотрят опыт. Высказывают предположения. Мы не знаем, что такое чудо.

В словаре. Работа со словарём. Чтение вслух определения

4. Постановка темы и цели урока.

Как вы думаете, о чем будем говорить на уроке?

Наша тема: Чудо в жизни христианина.

Какие цели перед собой поставим? Что желаете узнать о чуде? На уроке поговорим о чуде. Узнаем, какие бывают чудеса? Кто творит чудеса? Что такое христианское чудо? (вопросы на доску) Как мы проверим, что цели достигнуты?

Готовы вы заниматься этой темой?

Опора на жизненный опыт : Где мы можем встретить чудеса в жизни? Вспомните сказки с добрыми чудесами.

Назовите героев, которые совершают добрые чудеса.

Вывод: христиане верят, в то, что для чуда есть место не только в сказке, но и в жизни. Поэтому они стараются делать добро. Итак, христиане делают добро для чего? И это мы должны с вами на уроке доказать.

Какова логика чуда, с точки зрения христиан? Нашему миру Бог дал такие законы, в нем единица не может равняться тройке. Понятно, что в математике 1 не равняется 3, но христиане убеждены, что это закон не для Бога. Единственность и Троичность едины и совместимы. Христиане верят в Одного, Единого Бога, который есть Святая Троица. Святую Троицу изобразил иконописец Андрей Рублёв. Эта же икона у вас в учебнике на с. 70. -Левый Ангел - Бог-Отец. Над головой Его – дом. Таким приёмом подчёркивается Его заслуга основателя мира, мироустроителя и хозяина мира. Одежды его красного - поистине царского цвета. -Центральный Ангел - Бог-Сын. Над головой Его – Мамврийский дуб как символ райского Древа Жизни. Отведав кусочек плода этого Дерева, человек обретал бессмертие. Человек, уверовавший во Христа, спасал свою душу и дарил райское бессмертие ей. Одет Бог-Сын в красный хитон с нашитым клавом - земное одеяние Иисуса Христа. -Правый Ангел - Бог-Святой Дух. Над головой Его - гора Мориа, как символ устремления праведной души человеческой, спасённой Христом, к райским высотам. Животворящий Святой Дух одет в зелёные одежды - символ обновления, объединения человека и Бога.

Итак, чудо не может быть объяснено, иначе оно перестает быть чудом. И это чудо творит БОГ. Действие с шариком относится к сверхъестественному чуду?

1) Проговаривание темы урока.

2) Побуждающий к открытию новых знаний диалог.

Мы будем знать, какие бывают чудеса, кто их

Регулятивные: самостоятельное формулирование познавательной цели.

5. Динамическая пауза

Все замрите, отомрите

И немного поскачите.

Встаньте прямо, улыбайтесь,

Быть весёлыми старайтесь.

А сейчас на место сели,

Кашу вкусную поели.

А сейчас мы все в полёте,

Все летим на самолёте.

Плечи, грудь свою расправьте.

Как приятно мне сейчас

Посмотреть,друзья, на вас.

1ряд, второй и третий.

Что за прелесть мои дети!

6. Продолжение работы по теме

Осмысление того, что Бог может делать чудеса и через человека.

Я вам прочитаю притчу о божьей коровке. Назовите героев притчи. Как жила букашка? Почему ее никто не замечал? Что произошло однажды утром? Почему она покраснела? Какое чудо произошло с БК и почему?

Что же лежит в основе чуда?

Вывод: В какой фразе заключается главная мысль притчи?

– Как для букашки встреча с солнечным лучиком стала чудом, так и для верующих людей чудом может стать встреча с тем человеком, который только и мог помочь в трудной ситуации. Может быть, вы знаете тому примеры из нашей жизни?

А сейчас мы поработаем в группах. Я вам даю тексты, а вы должны их прочитать, подумать и сказать: является ли описанное событие чудом. Свой ответ обоснуйте.

Обобщение: Итак, мы с вами установили, что чудеса творит Бог сам и через людей.

Ученики отвечают на вопросы учителя. Анализируют, делают вывод – коровка стала красивой, стала счастливой, ей захотелось совершить чудо – принести радость ближнему.

Дети приводят примеры из своей жизни, из жизни своих знакомых, вспоминают случаи из телепередач.

Работают в группах, читают, один из группы докладывает о результатах работы

3 ряд объясняет, добродетель и доброделание – родственные слова?

Во II веке, в царствование императора Адриана (117-138 гг.) в Риме жила благочестивая вдова София (имя София значит премудрость). У нее были три дочери, носившие имена главных христианских добродетелей : Вера, Надежда и Любовь. Пострадали они за веру Христову в 137 году. Старшей, Вере, тогда было 12 лет, второй, Надежде, — 10, а младшей, Любови, — лишь 9 лет.

Рассматривают слайды, называют, что увидели.

Бог творит чудеса сам (сверхъестественные и естественные чудеса)

Дети отгадывают загадку: божья коровка

Слушают чтение учителем

Ученики отвечают на вопросы учителя. Анализируют, делают вывод – коровка стала красивой, стала счастливой, ей захотелось совершить чудо – принести радость ближнему.

Дети приводят примеры из своей жизни, из жизни своих знакомых, вспоминают случаи из телепередач.

Работают в группах, читают, один из группы докладывает о результатах работы

Высказывают свое мнение

Высказывают свое мнение

работа детей в парах с последующей проверкой.

7. Закрепление и коррекция новых знаний.

Задачи: применение новых умений.

1) - Так каким же должен быть человек, верующий в чудеса? Как он должен относиться к другим людям?

2) - Посмотрите на доску и оставьте среди карточек те, где есть христианские добродетели : (справедливость, рассудительность, любовь, мужество, великодушие, терпение, благотворительность, помощь странникам и переселенцам, вера, зависть, щедрость, равнодушие, надежда, сострадание, готовность помочь в любую минуту, трудолюбие, милосердие.)

3) – Почему убрали карточки зависть, равнодушие? Какие добродетели главные?

4)Перед вами лежат разноцветные лепестки. Напишите на них, какие добродетели вы видите в своих одноклассниках 5)Собираем чудо-цветок, который дарит нам веру, что мы можем сделать мир светлей, надежду, что от нашей любви всё вокруг изменится и станет лучше.

2) работа на слайде.

Объясняют. Вера, надежда, любовь.

Пишут на лепестках.

Регулятивные: оценивать правильность выполнения задания; Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; Коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра

8. Подведение итога

1) - Над чем заставил задуматься этот урок? - Как мы сможем сотворить чудо? - Захотелось ли вам сделать добрые дела?

2) Составим СИНКВЕЙН слова чудо (слайд12) Чудо Необъяснимое. Необычное, (неожиданное) Радует, воодушевляет, удивляет Любое чудо не может быть объяснено – иначе оно перестает быть чудом. Добродетель

Осознание учащимися своей учебной деятельности

следование в поведении моральным и этическим требованиям; самооценка на основе критерия успешности; самоопределение Познавательные: обобщение, построение логической цепи рассуждений, доказательство Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Задачи: формирование умения

оценивать работу на уроке.

В начале урока мы поставили перед собой цели. Проверим, смогли ли мы их достичь. Что такое чудо?

Какие бывают чудеса? Приведите примеры.

Кто творит чудеса?

Что является чудом для христианина?

Сверхъестественные: схождение святого огня и т. д Естественные: радуга, рождение человека Бог сам и через человека

Чудо связано с Богом. Встреча с тем человеком, который только и мог помочь в трудной ситуации

Регулятивные: оценивать достигнутые результаты общей и собственной деятельности; удерживать учебную задачу на всем протяжении урока

10. Информирование обучающихся о домашнем задании.

Задачи: принятие домашнего задания

Домашнее задание - подберите примеры чудес из жизни, которые делают люди.

- Спасибо за урок.

Современная притча для детей

— Спасибо, ты спасла нас!

Серенькая букашечка была так рада и смущена, что покраснела. Это было так красиво!

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни воспитанников средствами физической культуры в условиях ФГОС ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни воспитанников средствами физической культуры в условиях.

Реализация проекта по внедрению православной культуры в образовательный процесс Возрастная категория моих воспитанников- средняя. Их 28, и все они являются участниками реализации проекта по внедрению православной культуры.

План-конспект урока для учащихся 4 класса по курсу ОРКСЭ.

Учащиеся познакомятся с тем, во что верят православные христиане

ВложениеРазмер
urok_vo_chto_verili.rar 1.8 МБ

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Мы живем в очень непростое время. Сделать нашу жизнь более достойной и благополучной можем только мы сами. И заинтересованы мы не только материальной стороной жизни. Не менее важно для всех нас.

Конспект урока "Главнейший праздник православных христиан - Пасха""

Цель урока: Развитие духовных качеств личности через знакомство детей с историей празднования Светлого Христова Воскресения и пасхальными традициями, обычаями, играми.Задачи: 1. Сформировать поняти.


Выступление "Казачество и вера православная"

Православие испокон веков служило духовным стержнем Казачества, а казаки были верными защитниками Православной Церкви. Возвращаясь из походов, все самое ценное из военной.

СОТРУДНИЧЕСТВО СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ И НЕ ПРАВОСЛАВНЫХ ХРИСТИАН В ПЕРВЫЕ ДЕСЯТИЛЕТИЯ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ.

Среди протестантов и других не православных христиан популяр­ны рассказы о страданиях их бра­тьев и сестёр, полученных от советской вла­сти с начала 30-х годов XX века. Но поче­му-то в.


ОДНКНР 5 класс. Кроссворд по теме "На пороге вечности. Отношение православных христиан к смерти"

ОДНКНР 5 класс. Кроссворд по теме "На пороге вечности. Отношение православных христиан к смерти" с дополнительными вопросами по параграфу 20. Учебник "Основы православной культуры.


  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект внеурочного занятия по духовно-нравственному направлению

Форма: познавательная беседа

Цель: создать благоприятные условия для формирования у учащихся знаний о основах православной веры, повторить такое понятие как вера.

Воспитывающие: воспитывать уважительное отношение к религии, к религиозным ценностям, к священным книгам христиан;

Развивающие: развивать эстетические чувства, умение выразить свои мысли; расширять кругозор; способствовать развитию умения анализировать, делать выводы; развитию связной речи, творческих способностей

Образовательные: уяснить смысл самых важных Евангельских истин: любви к Богу и ближнему; милосердия, сострадания и надежды; то во, что верили православные христиане

Планируемые результаты:

Предметные результаты:

-формирование представлений о православной культуре, обогащение нравственного опыта учащихся;

-формирование учебных умений: понимание прочитанного, правильное формулирование вопросов и построение высказываний.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

-формировать навыки самоконтроля ,умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности;

-целеустремленность и настойчивость в достижении цели;

-готовность к преодолению трудностей;

Познавательные УУД:

-развивать умения адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи;

-делать выводы в результате совместной работы в группе и с учителем;

Коммуникативные УУД:

-формировать умение слушать другого человека и уступать;

-умение аргументированно высказывать свое мнение по вопросу, уважительно относиться к мнению другого;

-способность сохранять доброжелательное отношение к собеседнику.

Ход занятия:

Организационный этап.

1)Приветствие

Дорогие ребятишки!
Наблюдая природу и читая книжки,
Приглашаю я вас путешествовать,
Знания свои совершенствовать .

- Вера людей в божественную силу зародилась вместе с возникновением человеческого общества. Древние люди верили в существование сверхъестественных существ-духов, которых нельзя увидеть и потрогать. Это было связано с совершенствованием самого человека. Человек развивался физически и духовно.

Актуализация умений, знаний.

-На прошлом уроке мы узнали о книгах, которые несут нам добрую или радостную весть. О каких книгах я говорю? (О Евангелиях)

-О чём благовествуют эти книги? (Об Иисусе Христе, о Его пришествии на землю, о Его житии на земле, о чудесных Его деяниях и спасительном учении, о Его крестной смерти, славном воскресении и вознесении на небо)

- Назовите авторов Евангелий? (Ученики Христа: Матфей, Марк, Лука и Иоанн)

О, Вера, чудная, святая Гори во мне светильник Веры,

Ты чудоточная струя, Гори ясней, не угасай!

Ты дверь души в Обитель Рая, Будь мне повсюду спутник верный

Ты жизни будущей заря. И жизни путь мне просвещай!

-Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь на нашем уроке? ( О вере)

-Да, мы поговорим о вере и о том, во что верят православные христиане.

-По объяснению святого апостола Павла, вера есть уверенность в невидимом - как бы в видимом; в желаемом и ожидаемом - как бы в настоящем. Где есть вера, туда приходят и надежда, и любовь, и христианская добродетель.

Открытие новых умений, знаний.

-Христиане верят в Единого Бога Отца, Вседержителя. Всё, что мы видим, земля со своими водами и всем, что на земле и в этих водах находится, живёт и растёт, воздух, которым мы дышим, а также Солнце, Луна и другие планеты-всё это сотворено Богом из ничего одним Его Словом.

Человек сотворён тоже богом: Господь сотворил его из праха земного и вдунул в него душу бессмертную. Итак, душа человека заключена в его земном теле. Бог же бестелесен, не имеет тела: Бог есть дух. Бога называют Всеблагим (Он добр и любит людей); Всеведущим (Он всё знает и всё видит, что было, что есть и что будет); Всеправедным (Он в высшей степени справедлив); Всемогущим (Он может всё (кроме зла)-возвратить жизнь умершему, послать на землю дождь…); Вездесущим (Он может находиться везде - и на небе, и на земле, и в храме, и в доме, и в лесу…)

Бог Один, но Он -в Трёх Лицах: Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой. Эти три лица Триединый Бог, называемый Святой Троицей.

Веруют христиане и в Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия. Сын Божий, Христос, Спаситель мира родился у Пресвятой Девы Марии. Имя Иисус значит Спаситель, так назвал его Архангел Гавриил. А Христос значит Помазанник. Бог Отец посылает его на землю, дабы Он Один, безгрешный, пострадал за всех грешников. Иисус Христос творил чудеса на земле.

- Мы поговорили о том, во что веруют православные христиане. Давайте ответим на 2 вопроса:

Какие два значения имеет слово Церковь? Объясните каждое из них.

Перечислите, как мы называем Бога ?

Подведение итогов.

- Что бы проверить, как вы усвоили новый материал и повторить предыдущий, предлагаю блиц-опрос:

1) Как называется выстроенный Ноем корабль? (ковчег)

2) Объясните, что называют раем? (место, где люди будут испытывать вечную радость от близкого присутствия Бога)

  1. Организационный момент.
  1. Актуализация ранее изученного материала.
  1. Подготовка детей к восприятию нового материала.
  1. Изучение нового материала.
  1. Микроитог.
  1. Чтение Православной литературы.
  1. Итог урока.
  1. Домашнее задание.
  1. Оргмомент.
  1. Актуализация ранее изученного материала.

По дидактической цели - урок усвоения и первичного закрепления новых знаний. Дидактические цели: Обучающие: - сформировать у учащихся представление о традиционных религиях России, их нравственном идеале, обычаях и обрядах; - сформировать представление о влиянии мировых религий на жизнь людей; - раскрыть роль религии в жизни общества; Развивающая: - развивать у учащихся навыки мышления: умения анализировать, сравнивать, обобщать, аргументировать; Воспитывающая: - воспитание у учащихся толерантного отношения к различным культурам и верам;

Закон Божий для детей. В пересказе Г.Калининой. 2010

Земная жизнь Пресвятой Богородицы в пересказе для детей. Составитель Д.Болотина. 2011

Читайте также: