Конспект урока по экологии 11 класс демографические перспективы
Обновлено: 03.07.2024
Урбанизация (от лат. urbanus — городской) – процесс роста городского населения, увеличения числа городов и их укрупнения, возникновения сетей и систем городов, а также повышения роли городов в современном мире.
Урбосистема – неустойчивая природно-антропогенная система, состоящая из архитектурно-строительных объектов и нарушенных естественных экосистем.
Демография – наука о закономерностях воспроизводства населения, о зависимости его характера от социально-экономических, природных условий и миграций, изучающая численность, территориальное размещение и состав населения, а также их изменения, причины и следствия.
Город – это крупный населённый пункт, жители которого заняты не сельским хозяйством.
Основная и дополнительная литература (точные библиографические данные с указанием страниц):
Обязательная литература:
- Экология. 10–11 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций: базовый уровень / М. В. Аргунова, Д. В. Моргун, Т. А. Плюснина. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2018. – 143 с.
Дополнительные источники:
- Экология. 10–11 классы: учебник для общеобразоват. организаций: базовый уровень / Н. М., Чернова, В. М. Галушин, В. М.: Константинов; под род. Н. М. Черновой. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2018. – 302 с.
- Ларина О.В. Удивительная экология / О. В. Ларина. – Москва: ЭНАС-КНИГА, 2014. – 256 с. – (О чём умолчали учебники).
- Экологический словарь в 2-х томах / Данилов-Данильян В. И. – М.: Энциклопедия, 2018.
Интернет-ресурсы:
Теоретический материал для самостоятельного изучения:
Все люди на Земле образуют популяцию – человечество. Как и любая друга популяция животных стремится к росту. На протяжении практически всей истории человеческого общества рост населения земли был медленным. Однако, в последние 200 лет численность людей на Земле начала возрастать со значительным ускорением. Это явление было названо демографическим взрывом. в середине 2018 года составляло 7,6 млрд. человек. Основной прирост в население нашей планеты приходится на развивающиеся страны.
Изучением закономерностей воспроизводства населения, зависимости его характера от социально-экономических, природных условий и миграций, численности, территориального размещения и состава населения, а также их изменения, причины и следствия занимается наука демография.
Несмотря на общее увеличение численности населения в мире на протяжении последних двух десятилетий в России наблюдалась депопуляция населения (смертность превышает рождаемость), для исправления ситуации государство проводит активную демографическую политику по повышению рождаемости и снижения смертности, а также увеличения средней продолжительности жизни.
Рост в городах промышленности, развитие их культурных и политических функций, углубление территориального разделения труда всё это способствует переселению людей из сельской местности в город. Процесс роста городского населения, увеличения числа городов и их укрупнения, возникновения сетей и систем городов, а также повышения роли городов в современном мире называется урбанизацией.
Город – это крупный населённый пункт, жители которого заняты не сельским хозяйством. Населённый пункт в России может приобрести статус города, если в нём проживает не менее 12 тыс. жителей и не менее 85 % населения занято не сельским хозяйством.
Городская среда существенно отличается от природной. Она преобразуется в соответствии с потребностями человека. Урбосистема представляет собой неустойчивую природно-антропогенную систему, состоящую из архитектурно-строительных объектов и нарушенных естественных экосистем.
Человек должен регулировать как потребление городом энергии и ресурсов, так и количество загрязняющих веществ, поступающих в атмосферу, воду и почву в результате деятельности промышленности и транспорта. Для создания благоприятной окружающей среды в городах необходимо проведения различных природоохранных мероприятий.
Самый крупный город России – Москва
Площадь города составляет 2 561 км2. Это немногим меньше, чем территория целого европейского государства Люксембург.
Москва занимает лидирующую позицию среди крупных городов Российской Федерации по численности населения, а также возглавляет список городов-миллионников. Численность постоянного населения на 01.01.2018 составила 12 500,1 тыс. человек и увеличилась в 2017 году более чем на 170 тыс. человек. В 2017 году наблюдалось снижение естественного прироста населения: по состоянию на 01.12.2017 прирост населения составил 14 923 человек, что на 6 563 человек меньше, чем в 2016 году.
В последнее время в связи с дефицитом свободных площадей на территории Москвы и увеличением численности населения идет активное освоение подземного пространства. Ежегодно открываются новые станции метро, прокладываются подземные тоннели, строятся подземные паркинги, прокладываются сотни километров подземных инженерных коммуникаций, в том числе кабельные линии.
Метрополитен играет огромное значение в жизни города, поскольку разгружает наземное пространство. Сегодня протяженность линий Московского метрополитена составляет 348,6 км.
Москва — один из крупнейших европейских городов — исторически является транспортным узлом страны и точкой схода множества дорог и автомагистралей. По состоянию на 2017 год автомобильный парк города Москвы насчитывал порядка 4 641 тыс. ед., из которых 90,4 % легковые, 8,5 % грузовые, 1,1 % автобусы. Сумма выбросов загрязняющих веществ от автомобильного транспорта в г Москве в 2017 году составила порядка 845 тыс. тонн.
Рост потребления ведет к увеличению удельного количества образования отходов. В Москве данный показатель составляет около 300 кг/год на душу населения.
В 2017 году около 4,5 млн тонн твердых коммунальных отходов (в том числе крупногабаритные отходы – 1,2 млн тонн) образовано в жилом секторе города, преобладающим видом обращения с твердыми коммунальными отходами, образующимися от населения, сохранялось их размещение на полигоне ТБО.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля (не менее 2 заданий):
1. Текст задания: Заполните пропуски в тексте.
Город является ________________, так как обменивается с ____________ веществом и _________ и состоит из множества взаимосвязанных компонентов. Урбосистема представляет собой ______________ природно-антропогенную систему, состоящую из архитектурно-строительных объектов и нарушенных _________________________. Город как урбосистема коренным образом отличается от естественных экосистем. Хрупкость экологического баланса городской среды проявляется в ___________ фундаментальных законов и правил ____________, включая нарушение биологического круговорота веществ в результате антропогенного воздействия.
Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):
Город является открытой системой, так как обменивается с окружающей средой веществом и энергией и состоит из множества взаимосвязанных компонентов. Урбосистема представляет собой неустойчивую природно-антропогенную систему, состоящую из архитектурно-строительных объектов и нарушенных естественных экосистем. Город как урбосистема коренным образом отличается от естественных экосистем. Хрупкость экологического баланса городской среды проявляется в нарушении фундаментальных законов и правил экологии, включая нарушение биологического круговорота веществ в результате антропогенного воздействия.
2. Текст задания: Найдите и выделите цветом по вертикали и горизонтали слова.
1. Крупный населённый пункт, жители которого заняты не сельским хозяйством.
2. Город как система, состоит из множества взаимосвязанных компонентов и находится в постоянном взаимодействии с окружающей средой, поэтому город это … система.
3. Остатки производства и потребления, являющиеся одной из основных экологических проблем городов во всём мире.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Конспект урока
Экология, 11 класс
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
- приводить примеры и характеризовать урбоэкологические проблемы;
- выявлять специфику экологических проблем мегаполисов России;
- анализировать особенности демографических проблем в России и их влияние на экологическую обстановку;
- предлагать способы их решения на основе имеющегося жизненного опыта, информационных источников;
- анализировать и представлять взаимосвязь между региональными и глобальными демографическими проблемами как противоречия на пути к устойчивому развитию.
Глоссарий по теме:
Урбанизация (от лат. urbanus — городской) – процесс роста городского населения, увеличения числа городов и их укрупнения, возникновения сетей и систем городов, а также повышения роли городов в современном мире.
Урбосистема – неустойчивая природно-антропогенная система, состоящая из архитектурно-строительных объектов и нарушенных естественных экосистем.
Демография – наука о закономерностях воспроизводства населения, о зависимости его характера от социально-экономических, природных условий и миграций, изучающая численность, территориальное размещение и состав населения, а также их изменения, причины и следствия.
Город – это крупный населённый пункт, жители которого заняты не сельским хозяйством.
Основная и дополнительная литература (точные библиографические данные с указанием страниц):
Обязательная литература:
- Экология. 10–11 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций: базовый уровень / М. В. Аргунова, Д. В. Моргун, Т. А. Плюснина. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2018. – 143 с.
Дополнительные источники:
- Экология. 10–11 классы: учебник для общеобразоват. организаций: базовый уровень / Н. М., Чернова, В. М. Галушин, В. М.: Константинов; под род. Н. М. Черновой. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2018. – 302 с.
- Ларина О.В. Удивительная экология / О. В. Ларина. – Москва: ЭНАС-КНИГА, 2014. – 256 с. – (О чём умолчали учебники).
- Экологический словарь в 2-х томах / Данилов-Данильян В. И. – М.: Энциклопедия, 2018.
Интернет-ресурсы:
Теоретический материал для самостоятельного изучения:
Все люди на Земле образуют популяцию – человечество. Как и любая друга популяция животных стремится к росту. На протяжении практически всей истории человеческого общества рост населения земли был медленным. Однако, в последние 200 лет численность людей на Земле начала возрастать со значительным ускорением. Это явление было названо демографическим взрывом. в середине 2018 года составляло 7,6 млрд. человек. Основной прирост в население нашей планеты приходится на развивающиеся страны.
Изучением закономерностей воспроизводства населения, зависимости его характера от социально-экономических, природных условий и миграций, численности, территориального размещения и состава населения, а также их изменения, причины и следствия занимается наука демография.
Несмотря на общее увеличение численности населения в мире на протяжении последних двух десятилетий в России наблюдалась депопуляция населения (смертность превышает рождаемость), для исправления ситуации государство проводит активную демографическую политику по повышению рождаемости и снижения смертности, а также увеличения средней продолжительности жизни.
Рост в городах промышленности, развитие их культурных и политических функций, углубление территориального разделения труда всё это способствует переселению людей из сельской местности в город. Процесс роста городского населения, увеличения числа городов и их укрупнения, возникновения сетей и систем городов, а также повышения роли городов в современном мире называется урбанизацией.
Город – это крупный населённый пункт, жители которого заняты не сельским хозяйством. Населённый пункт в России может приобрести статус города, если в нём проживает не менее 12 тыс. жителей и не менее 85 % населения занято не сельским хозяйством.
Городская среда существенно отличается от природной. Она преобразуется в соответствии с потребностями человека. Урбосистема представляет собой неустойчивую природно-антропогенную систему, состоящую из архитектурно-строительных объектов и нарушенных естественных экосистем.
Человек должен регулировать как потребление городом энергии и ресурсов, так и количество загрязняющих веществ, поступающих в атмосферу, воду и почву в результате деятельности промышленности и транспорта. Для создания благоприятной окружающей среды в городах необходимо проведения различных природоохранных мероприятий.
Самый крупный город России – Москва
Площадь города составляет 2 561 км2. Это немногим меньше, чем территория целого европейского государства Люксембург.
Москва занимает лидирующую позицию среди крупных городов Российской Федерации по численности населения, а также возглавляет список городов-миллионников. Численность постоянного населения на 01.01.2018 составила 12 500,1 тыс. человек и увеличилась в 2017 году более чем на 170 тыс. человек. В 2017 году наблюдалось снижение естественного прироста населения: по состоянию на 01.12.2017 прирост населения составил 14 923 человек, что на 6 563 человек меньше, чем в 2016 году.
В последнее время в связи с дефицитом свободных площадей на территории Москвы и увеличением численности населения идет активное освоение подземного пространства. Ежегодно открываются новые станции метро, прокладываются подземные тоннели, строятся подземные паркинги, прокладываются сотни километров подземных инженерных коммуникаций, в том числе кабельные линии.
Метрополитен играет огромное значение в жизни города, поскольку разгружает наземное пространство. Сегодня протяженность линий Московского метрополитена составляет 348,6 км.
Москва — один из крупнейших европейских городов — исторически является транспортным узлом страны и точкой схода множества дорог и автомагистралей. По состоянию на 2017 год автомобильный парк города Москвы насчитывал порядка 4 641 тыс. ед., из которых 90,4 % легковые, 8,5 % грузовые, 1,1 % автобусы. Сумма выбросов загрязняющих веществ от автомобильного транспорта в г Москве в 2017 году составила порядка 845 тыс. тонн.
Рост потребления ведет к увеличению удельного количества образования отходов. В Москве данный показатель составляет около 300 кг/год на душу населения.
В 2017 году около 4,5 млн тонн твердых коммунальных отходов (в том числе крупногабаритные отходы – 1,2 млн тонн) образовано в жилом секторе города, преобладающим видом обращения с твердыми коммунальными отходами, образующимися от населения, сохранялось их размещение на полигоне ТБО.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля (не менее 2 заданий):
1. Текст задания: Заполните пропуски в тексте.
Город является ________________, так как обменивается с ____________ веществом и _________ и состоит из множества взаимосвязанных компонентов. Урбосистема представляет собой ______________ природно-антропогенную систему, состоящую из архитектурно-строительных объектов и нарушенных _________________________. Город как урбосистема коренным образом отличается от естественных экосистем. Хрупкость экологического баланса городской среды проявляется в ___________ фундаментальных законов и правил ____________, включая нарушение биологического круговорота веществ в результате антропогенного воздействия.
Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):
Город является открытой системой, так как обменивается с окружающей средой веществом и энергией и состоит из множества взаимосвязанных компонентов. Урбосистема представляет собой неустойчивую природно-антропогенную систему, состоящую из архитектурно-строительных объектов и нарушенных естественных экосистем. Город как урбосистема коренным образом отличается от естественных экосистем. Хрупкость экологического баланса городской среды проявляется в нарушении фундаментальных законов и правил экологии, включая нарушение биологического круговорота веществ в результате антропогенного воздействия.
2. Текст задания: Найдите и выделите цветом по вертикали и горизонтали слова.
1. Крупный населённый пункт, жители которого заняты не сельским хозяйством.
2. Город как система, состоит из множества взаимосвязанных компонентов и находится в постоянном взаимодействии с окружающей средой, поэтому город это … система.
3. Остатки производства и потребления, являющиеся одной из основных экологических проблем городов во всём мире.
№ слайда 1
Демографические перспективы ВЫПОЛНИЛА – Кириллова Настя ученица 11 класса
№ слайда 2
Экологическая ситуация в мире во многом зависит от состояния народонаселения. Чем больше людей на земле, тем больше они осваивают природу, развивают промышленность, сельское хозяйство и так далее, следовательно, тем сильнее давление на биосферу, природную среду в целом. Существование человеческого рода поддерживается благодаря непрерывному возобновлению населения. Воспроизводство населения зависит от многих факторов, которые делятся на:социально-экономическиеценностно-мировоззренческиемедико-биологические
№ слайда 3
Исторический подход к изучению народонаселения показывает, что его общая численность неуклонно увеличивается. Этап демографического взрыва - быстрое увеличение численности населения .
№ слайда 4
Факторы влияют на высокую численность населения в развивающихся странах: ранние браки (с 12 лет);невысокая занятость женщин в производстве;влияние религии;традиция многодетности детей;запрещение абортов.
№ слайда 5
Последствия перенаселения: истощение почв;дефицит продовольствия;рост безработицы;миграции в развитые страны;болезни;нищета.
№ слайда 6
Южный регион В настоящее время в большинстве государств Южного региона темпы прироста населения обгоняют темпы роста экономики.Согласно фундаментальным экологическим законам дисбаланс численности популяции и экологической ёмкости среды её обитания стимулирует перемещение населения из сельских районов в городские, что ведёт к стремительному разрастанию гигантских городов. Вместе с тем все четче проявляется стремление жителей развивающихся стран к миграции.
№ слайда 7
Северный регион В большинстве стран Северного региона продолжается демографический спад. Повсеместно снижается прирост населения, а во многих европейских странах он уже прекратился. При дальнейшем сохранении демографического спада не исключена перспектива для коренного населения некоторых европейских государств остаться в меньшинстве в собственных странах ввиду притока эмигрантов из регионов с избыточным населением.
№ слайда 8
Управление демографическими процессами: планирование семьи (через снижение рождаемости, в странах Южных регионов);предотвращение падения численности населения (через некоторое увеличение рождаемости, в странах Северных регионов).
№ слайда 9
Управление демографическими процессами Очевидные негативные следствия стихийного хода демографических процессов с точностью требуют его упорядочности. Единственной приемлемой для этого формой является регулирование рождаемости.Суть демографической политики планирование семьи заключается в настойчивом разъяснении экономических преимуществ малодетной семьи (2-3 ребёнка) перед многодетной (5-10 детей), обучении населения пользованию противозачаточными средствами, а также в материальном и моральном поощрении семей, следующих этим рекомендациям. Наиболее эффективного снижения рождаемости достигли в Китае.
№ слайда 10
Управление демографическими процессами В экономически развитых странах Северного региона не проводится всеобъемлющей, скоординированной демографической политики, подобной программам планирования семьи. Однако начавшееся в 90- х годах сокращение коренного населения – депопуляция в некоторых странах Европы вызвала ответную реакцию.В отдельных государствах (Франция, Германия , Россия и др.) проводятся разного рода акции, направленные на повышение рождаемости (пропагандистские кампании моральная или материальное стимулирование и т. п. ).
№ слайда 11
Если стихийные демографические процессы станут управляемые, в перспективе возможен демографический переход от прежнего неустойчивого баланса высокой смертности и высокой рождаемости к новому, более стабильному балансу низкой смертности и низкой рождаемости.
Тема: «Сохранение мира на земле.
Цели: Познакомить учащихся с экологическими и демографическими проблемами человечества; воспитывать чувство бережного отношения к окружающей среде.
Образовательные:
Познакомить учеников с глобальными проблемами современности.
Сформировать представление о принципах решения глобальных проблем.
Развивающие:
1.Развивать умение аргументировано доказывать свою точку зрения.
2.Развивать аналитические и логические виды мышления.
3.В игровой форме развивать активную жизненную позицию по поводу решения глобальных проблем на уровне семьи, города.
Воспитательные:
1.Привить бережное отношение экологической чистоте дома, города, страны, земного шара.
2.Воспитывать гражданина с активной жизненной позицией.
Оборудование:
Политико-административная карта мира, Атлас 10 класса , видеоматериалы об острых глобальных проблемах (экологические и демографические проблемы), мультимедийный проектор, раздаточные материалы
Тип урока: Изучение нового материала
Методы и формы обучения:
по источникам знаний: словесный, наглядный;
по типу познавательной деятельности: частично-поисковый;
Структура урока:
I Актуализация знаний(3 мин)
II Опрос домашнего задания (8 мин)
III Изучение нового материала (20 мин)
IV Закрепление нового материала (12 мин)
V Домашнее задание (2 мин)
Актуализация знаний
Учитель: Здравствуйте, ребята!
Сегодня наш урок пройдет в форме групповой (командной) работы. Я вас поделила на 2 группы. 1 группа – команда Северного полушария(Ерлан, Дима,Жемис), 2 группа- команда Южного полушария(Асель, Азамат, Арман)
Приемы рефлексии эмоционального состояния.(психологический настрой)
Опрос домашнего задания
Учитель: Сейчас перед вами лежат чистые листы, вы должны:
2 группа: Причины глобальных проблем
Учитель: Объяснение хода выполнения задания.
На выполнение -3 мин, защита коллажа -1 мин, оценивание групп друг друга.
Изучение нового материала
Сегодняшний урок мне хотелось бы начать с какой-нибудь яркой цитаты или яркого образа того, к чему придет человечество, продолжая идти прежним путем развития. Лучше всего подошла цитата Махатма Ганди.
Как вы думаете, что хотел отразить в своих слова этот великий человек?
И что самое страшное, никто, в сущности, не знает, какая именно из этого множества опасностей и проблем – далеко не все из которых мы успели почувствовать и осознать – развяжет ту цепную реакцию, которая поставит человечество на колени. Никто не может сейчас предсказать, когда это произойдет, и вполне возможно, что ближайшие годы и есть последняя отсрочка, дарованная человечеству, чтобы оно, наконец, образумилось и, пока не поздно, изменило курс.
Что же мы можем предпринять?
Прежде всего, мы должны определить те проблемы, с которыми имеем дело. На сегодняшний день в жизни человечества насчитывается более трех десятков проблем, не считая локальных.
Какие же это проблемы? Работа на доске
Откройте тетради. Запишите число и тему.
Почему экологические и демографические проблемы являются глобальными?
Экологические проблемы
Истощение окружающей среды в результате нерационального природопользования, загрязнения ее твердыми, жидкими и газообразными отходами, отравление радиоактивными отходами привели к значительной деградации глобальной экологической проблемы. В некоторых странах напряженность экологической проблемы достигла экологического кризиса. Появилось понятие о кризисном экологическом районе и о районе с катастрофической экологической ситуацией.
Приведите примеры экологических проблем в нашей стране?
Ф и з к у л ь т м и н у т к а .
Демографические проблемы
Численность населения на земном шаре неуклонно возрастает на протяжении, по крайней мере, последних 2000 лет, однако наиболее интенсивный рост населения на Земле происходит в последние 200 лет.
Совсем недавно рождаемость во многих странах стала снижаться, но в обозримом будущем это приведет лишь к замедлению роста численности, а не к достижению постоянного уровня, или ее снижению. Однако демографические проблемы определяются не только приростом населения, но и рядом других факторов: естественно-климатическим и особенностями регионов, состоянием его внешней среды, экономическими и социальными условиями жизни. Основными демографическими показателями общества являются рождаемость, смертность и средняя продолжительность жизни.
Основные последствия перенаселения: - Проблема нехватки пресной воды - Сокращение сельскохозяйственных угодий - Проблема обеспеченности топливно-сырьевыми и энергетическими ресурсами.
Закрепление нового материала
Задание 1: (3-4 МИН НА ВЫПОЛНЕНИЕ + 2 МИН НА ПРОВЕРКУ)
"Тонкие” вопросы
"Толстые” вопросы
1 Что такое глобальные проблем?
2 Для решения глобальных проблем требуются значительные….?
3 Правда ли, что демографическая проблема охватывает весь мир?
1 Как вы думаете , почему проблема сохранения мира на земле является проблемой № 1?
2 С чем связывают возникновение экологической проблемы?
3 В чем заключается сущность демографической проблемы?
Оценивание группами друг друга
Задание 2 (3 МИН НА ВЫПОЛНЕНИЕ+ 2 МИН НА ЗАЩИТУ)
Составить мини-эссе из 5-6 предложении
Цель: Дать наставление будущему поколению .
Оценивание группами друг друга
Задание 3: Работа на карте
( очаги экологических и демографических ситуации)
Показать стикерами очаги (страны) с экологическими и демографическими ситуациями. (Остальные ребята работают по контурной карте, атласы открыты)
Китай – высокие показатели численности населения, гигантские объемы потребления и мусора. А также, развивающая промышленность – тяжелая , добывающая, энергетическая.
Индия – факторы схожи с Китаем
Мексика –загрязнение воды. Запасы пресной воды в стране и без того ограничены, при этом в реки попадают неочищенные стоки – промышленные, канализационные. Актуальна и проблема вырубки лесов.
Индонезия - неэффективное решение проблем утилизации отхода
Япония - рост промышленности после Второй мировой войны, чрезмерную эксплуатацию природных ресурсов.
Узбекистан - Проблем, связанных с окружающей средой, в Узбекистане много. Особенно ярко демонстрирует их высыхание Аральского моря, что является экологической катастрофой.
Ирак, Сирия – военные операции в стране
Страны Африки(Ангола, Гвинея, Конго, Нигер, Сенегал)- бедные страны
Читайте также: