Конспект урока по экологии 11 класс демографические перспективы

Обновлено: 03.07.2024

Урбанизация (от лат. urbanus — городской) – процесс роста городского населения, увеличения числа городов и их укрупнения, возникновения сетей и систем городов, а также повышения роли городов в современном мире.

Урбосистема – неустойчивая природно-антропогенная система, состоящая из архитектурно-строительных объектов и нарушенных естественных экосистем.

Демография – наука о закономерностях воспроизводства населения, о зависимости его характера от социально-экономических, природных условий и миграций, изучающая численность, территориальное размещение и состав населения, а также их изменения, причины и следствия.

Город – это крупный населённый пункт, жители которого заняты не сельским хозяйством.

Основная и дополнительная литература (точные библиографические данные с указанием страниц):

Обязательная литература:

  1. Экология. 10–11 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций: базовый уровень / М. В. Аргунова, Д. В. Моргун, Т. А. Плюснина. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2018. – 143 с.

Дополнительные источники:

  1. Экология. 10–11 классы: учебник для общеобразоват. организаций: базовый уровень / Н. М., Чернова, В. М. Галушин, В. М.: Константинов; под род. Н. М. Черновой. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2018. – 302 с.
  2. Ларина О.В. Удивительная экология / О. В. Ларина. – Москва: ЭНАС-КНИГА, 2014. – 256 с. – (О чём умолчали учебники).
  3. Экологический словарь в 2-х томах / Данилов-Данильян В. И. – М.: Энциклопедия, 2018.

Интернет-ресурсы:

Теоретический материал для самостоятельного изучения:

Все люди на Земле образуют популяцию – человечество. Как и любая друга популяция животных стремится к росту. На протяжении практически всей истории человеческого общества рост населения земли был медленным. Однако, в последние 200 лет численность людей на Земле начала возрастать со значительным ускорением. Это явление было названо демографическим взрывом. в середине 2018 года составляло 7,6 млрд. человек. Основной прирост в население нашей планеты приходится на развивающиеся страны.

Изучением закономерностей воспроизводства населения, зависимости его характера от социально-экономических, природных условий и миграций, численности, территориального размещения и состава населения, а также их изменения, причины и следствия занимается наука демография.

Несмотря на общее увеличение численности населения в мире на протяжении последних двух десятилетий в России наблюдалась депопуляция населения (смертность превышает рождаемость), для исправления ситуации государство проводит активную демографическую политику по повышению рождаемости и снижения смертности, а также увеличения средней продолжительности жизни.

Рост в городах промышленности, развитие их культурных и политических функций, углубление территориального разделения труда всё это способствует переселению людей из сельской местности в город. Процесс роста городского населения, увеличения числа городов и их укрупнения, возникновения сетей и систем городов, а также повышения роли городов в современном мире называется урбанизацией.

Город – это крупный населённый пункт, жители которого заняты не сельским хозяйством. Населённый пункт в России может приобрести статус города, если в нём проживает не менее 12 тыс. жителей и не менее 85 % населения занято не сельским хозяйством.

Городская среда существенно отличается от природной. Она преобразуется в соответствии с потребностями человека. Урбосистема представляет собой неустойчивую природно-антропогенную систему, состоящую из архитектурно-строительных объектов и нарушенных естественных экосистем.

Человек должен регулировать как потребление городом энергии и ресурсов, так и количество загрязняющих веществ, поступающих в атмосферу, воду и почву в результате деятельности промышленности и транспорта. Для создания благоприятной окружающей среды в городах необходимо проведения различных природоохранных мероприятий.

Самый крупный город России – Москва

Площадь города составляет 2 561 км2. Это немногим меньше, чем территория целого европейского государства Люксембург.

Москва занимает лидирующую позицию среди крупных городов Российской Федерации по численности населения, а также возглавляет список городов-миллионников. Численность постоянного населения на 01.01.2018 составила 12 500,1 тыс. человек и увеличилась в 2017 году более чем на 170 тыс. человек. В 2017 году наблюдалось снижение естественного прироста населения: по состоянию на 01.12.2017 прирост населения составил 14 923 человек, что на 6 563 человек меньше, чем в 2016 году.

В последнее время в связи с дефицитом свободных площадей на территории Москвы и увеличением численности населения идет активное освоение подземного пространства. Ежегодно открываются новые станции метро, прокладываются подземные тоннели, строятся подземные паркинги, прокладываются сотни километров подземных инженерных коммуникаций, в том числе кабельные линии.

Метрополитен играет огромное значение в жизни города, поскольку разгружает наземное пространство. Сегодня протяженность линий Московского метрополитена составляет 348,6 км.

Москва — один из крупнейших европейских городов — исторически является транспортным узлом страны и точкой схода множества дорог и автомагистралей. По состоянию на 2017 год автомобильный парк города Москвы насчитывал порядка 4 641 тыс. ед., из которых 90,4 % легковые, 8,5 % грузовые, 1,1 % автобусы. Сумма выбросов загрязняющих веществ от автомобильного транспорта в г Москве в 2017 году составила порядка 845 тыс. тонн.

Рост потребления ведет к увеличению удельного количества образования отходов. В Москве данный показатель составляет около 300 кг/год на душу населения.

В 2017 году около 4,5 млн тонн твердых коммунальных отходов (в том числе крупногабаритные отходы – 1,2 млн тонн) образовано в жилом секторе города, преобладающим видом обращения с твердыми коммунальными отходами, образующимися от населения, сохранялось их размещение на полигоне ТБО.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля (не менее 2 заданий):

1. Текст задания: Заполните пропуски в тексте.

Город является ________________, так как обменивается с ____________ веществом и _________ и состоит из множества взаимосвязанных компонентов. Урбосистема представляет собой ______________ природно-антропогенную систему, состоящую из архитектурно-строительных объектов и нарушенных _________________________. Город как урбосистема коренным образом отличается от естественных экосистем. Хрупкость экологического баланса городской среды проявляется в ___________ фундаментальных законов и правил ____________, включая нарушение биологического круговорота веществ в результате антропогенного воздействия.

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

Город является открытой системой, так как обменивается с окружающей средой веществом и энергией и состоит из множества взаимосвязанных компонентов. Урбосистема представляет собой неустойчивую природно-антропогенную систему, состоящую из архитектурно-строительных объектов и нарушенных естественных экосистем. Город как урбосистема коренным образом отличается от естественных экосистем. Хрупкость экологического баланса городской среды проявляется в нарушении фундаментальных законов и правил экологии, включая нарушение биологического круговорота веществ в результате антропогенного воздействия.

2. Текст задания: Найдите и выделите цветом по вертикали и горизонтали слова.

1. Крупный населённый пункт, жители которого заняты не сельским хозяйством.

2. Город как система, состоит из множества взаимосвязанных компонентов и находится в постоянном взаимодействии с окружающей средой, поэтому город это … система.

3. Остатки производства и потребления, являющиеся одной из основных экологических проблем городов во всём мире.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока

Экология, 11 класс

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  • приводить примеры и характеризовать урбоэкологические проблемы;
  • выявлять специфику экологических проблем мегаполисов России;
  • анализировать особенности демографических проблем в России и их влияние на экологическую обстановку;
  • предлагать способы их решения на основе имеющегося жизненного опыта, информационных источников;
  • анализировать и представлять взаимосвязь между региональными и глобальными демографическими проблемами как противоречия на пути к устойчивому развитию.

Глоссарий по теме:

Урбанизация (от лат. urbanus — городской) – процесс роста городского населения, увеличения числа городов и их укрупнения, возникновения сетей и систем городов, а также повышения роли городов в современном мире.

Урбосистема – неустойчивая природно-антропогенная система, состоящая из архитектурно-строительных объектов и нарушенных естественных экосистем.

Демография – наука о закономерностях воспроизводства населения, о зависимости его характера от социально-экономических, природных условий и миграций, изучающая численность, территориальное размещение и состав населения, а также их изменения, причины и следствия.

Город – это крупный населённый пункт, жители которого заняты не сельским хозяйством.

Основная и дополнительная литература (точные библиографические данные с указанием страниц):

Обязательная литература:

  1. Экология. 10–11 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций: базовый уровень / М. В. Аргунова, Д. В. Моргун, Т. А. Плюснина. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2018. – 143 с.

Дополнительные источники:

  1. Экология. 10–11 классы: учебник для общеобразоват. организаций: базовый уровень / Н. М., Чернова, В. М. Галушин, В. М.: Константинов; под род. Н. М. Черновой. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2018. – 302 с.
  2. Ларина О.В. Удивительная экология / О. В. Ларина. – Москва: ЭНАС-КНИГА, 2014. – 256 с. – (О чём умолчали учебники).
  3. Экологический словарь в 2-х томах / Данилов-Данильян В. И. – М.: Энциклопедия, 2018.

Интернет-ресурсы:

Теоретический материал для самостоятельного изучения:

Все люди на Земле образуют популяцию – человечество. Как и любая друга популяция животных стремится к росту. На протяжении практически всей истории человеческого общества рост населения земли был медленным. Однако, в последние 200 лет численность людей на Земле начала возрастать со значительным ускорением. Это явление было названо демографическим взрывом. в середине 2018 года составляло 7,6 млрд. человек. Основной прирост в население нашей планеты приходится на развивающиеся страны.

Изучением закономерностей воспроизводства населения, зависимости его характера от социально-экономических, природных условий и миграций, численности, территориального размещения и состава населения, а также их изменения, причины и следствия занимается наука демография.

Несмотря на общее увеличение численности населения в мире на протяжении последних двух десятилетий в России наблюдалась депопуляция населения (смертность превышает рождаемость), для исправления ситуации государство проводит активную демографическую политику по повышению рождаемости и снижения смертности, а также увеличения средней продолжительности жизни.

Рост в городах промышленности, развитие их культурных и политических функций, углубление территориального разделения труда всё это способствует переселению людей из сельской местности в город. Процесс роста городского населения, увеличения числа городов и их укрупнения, возникновения сетей и систем городов, а также повышения роли городов в современном мире называется урбанизацией.

Город – это крупный населённый пункт, жители которого заняты не сельским хозяйством. Населённый пункт в России может приобрести статус города, если в нём проживает не менее 12 тыс. жителей и не менее 85 % населения занято не сельским хозяйством.

Городская среда существенно отличается от природной. Она преобразуется в соответствии с потребностями человека. Урбосистема представляет собой неустойчивую природно-антропогенную систему, состоящую из архитектурно-строительных объектов и нарушенных естественных экосистем.

Человек должен регулировать как потребление городом энергии и ресурсов, так и количество загрязняющих веществ, поступающих в атмосферу, воду и почву в результате деятельности промышленности и транспорта. Для создания благоприятной окружающей среды в городах необходимо проведения различных природоохранных мероприятий.

Самый крупный город России – Москва

Площадь города составляет 2 561 км2. Это немногим меньше, чем территория целого европейского государства Люксембург.

Москва занимает лидирующую позицию среди крупных городов Российской Федерации по численности населения, а также возглавляет список городов-миллионников. Численность постоянного населения на 01.01.2018 составила 12 500,1 тыс. человек и увеличилась в 2017 году более чем на 170 тыс. человек. В 2017 году наблюдалось снижение естественного прироста населения: по состоянию на 01.12.2017 прирост населения составил 14 923 человек, что на 6 563 человек меньше, чем в 2016 году.

В последнее время в связи с дефицитом свободных площадей на территории Москвы и увеличением численности населения идет активное освоение подземного пространства. Ежегодно открываются новые станции метро, прокладываются подземные тоннели, строятся подземные паркинги, прокладываются сотни километров подземных инженерных коммуникаций, в том числе кабельные линии.

Метрополитен играет огромное значение в жизни города, поскольку разгружает наземное пространство. Сегодня протяженность линий Московского метрополитена составляет 348,6 км.

Москва — один из крупнейших европейских городов — исторически является транспортным узлом страны и точкой схода множества дорог и автомагистралей. По состоянию на 2017 год автомобильный парк города Москвы насчитывал порядка 4 641 тыс. ед., из которых 90,4 % легковые, 8,5 % грузовые, 1,1 % автобусы. Сумма выбросов загрязняющих веществ от автомобильного транспорта в г Москве в 2017 году составила порядка 845 тыс. тонн.

Рост потребления ведет к увеличению удельного количества образования отходов. В Москве данный показатель составляет около 300 кг/год на душу населения.

В 2017 году около 4,5 млн тонн твердых коммунальных отходов (в том числе крупногабаритные отходы – 1,2 млн тонн) образовано в жилом секторе города, преобладающим видом обращения с твердыми коммунальными отходами, образующимися от населения, сохранялось их размещение на полигоне ТБО.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля (не менее 2 заданий):

1. Текст задания: Заполните пропуски в тексте.

Город является ________________, так как обменивается с ____________ веществом и _________ и состоит из множества взаимосвязанных компонентов. Урбосистема представляет собой ______________ природно-антропогенную систему, состоящую из архитектурно-строительных объектов и нарушенных _________________________. Город как урбосистема коренным образом отличается от естественных экосистем. Хрупкость экологического баланса городской среды проявляется в ___________ фундаментальных законов и правил ____________, включая нарушение биологического круговорота веществ в результате антропогенного воздействия.

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

Город является открытой системой, так как обменивается с окружающей средой веществом и энергией и состоит из множества взаимосвязанных компонентов. Урбосистема представляет собой неустойчивую природно-антропогенную систему, состоящую из архитектурно-строительных объектов и нарушенных естественных экосистем. Город как урбосистема коренным образом отличается от естественных экосистем. Хрупкость экологического баланса городской среды проявляется в нарушении фундаментальных законов и правил экологии, включая нарушение биологического круговорота веществ в результате антропогенного воздействия.

2. Текст задания: Найдите и выделите цветом по вертикали и горизонтали слова.

1. Крупный населённый пункт, жители которого заняты не сельским хозяйством.

2. Город как система, состоит из множества взаимосвязанных компонентов и находится в постоянном взаимодействии с окружающей средой, поэтому город это … система.

3. Остатки производства и потребления, являющиеся одной из основных экологических проблем городов во всём мире.

Демографические перспективы ВЫПОЛНИЛА – Кириллова Настя ученица 11 класса

№ слайда 1

Демографические перспективы ВЫПОЛНИЛА – Кириллова Настя ученица 11 класса

Экологическая ситуация в мире во многом зависит от состояния народонаселения. Че

№ слайда 2

Экологическая ситуация в мире во многом зависит от состояния народонаселения. Чем больше людей на земле, тем больше они осваивают природу, развивают промышленность, сельское хозяйство и так далее, следовательно, тем сильнее давление на биосферу, природную среду в целом. Существование человеческого рода поддерживается благодаря непрерывному возобновлению населения. Воспроизводство населения зависит от многих факторов, которые делятся на:социально-экономическиеценностно-мировоззренческиемедико-биологические

Исторический подход к изучению народонаселения показывает, что его общая численн

№ слайда 3

Исторический подход к изучению народонаселения показывает, что его общая численность неуклонно увеличивается. Этап демографического взрыва - быстрое увеличение численности населения .

Факторы влияют на высокую численность населения в развивающихся странах: ранние

№ слайда 4

Факторы влияют на высокую численность населения в развивающихся странах: ранние браки (с 12 лет);невысокая занятость женщин в производстве;влияние религии;традиция многодетности детей;запрещение абортов.

Последствия перенаселения: истощение почв;дефицит продовольствия;рост безработиц

№ слайда 5

Последствия перенаселения: истощение почв;дефицит продовольствия;рост безработицы;миграции в развитые страны;болезни;нищета.

Южный регион В настоящее время в большинстве государств Южного региона темпы при

№ слайда 6

Южный регион В настоящее время в большинстве государств Южного региона темпы прироста населения обгоняют темпы роста экономики.Согласно фундаментальным экологическим законам дисбаланс численности популяции и экологической ёмкости среды её обитания стимулирует перемещение населения из сельских районов в городские, что ведёт к стремительному разрастанию гигантских городов. Вместе с тем все четче проявляется стремление жителей развивающихся стран к миграции.

Северный регион В большинстве стран Северного региона продолжается демографическ

№ слайда 7

Северный регион В большинстве стран Северного региона продолжается демографический спад. Повсеместно снижается прирост населения, а во многих европейских странах он уже прекратился. При дальнейшем сохранении демографического спада не исключена перспектива для коренного населения некоторых европейских государств остаться в меньшинстве в собственных странах ввиду притока эмигрантов из регионов с избыточным населением.

Управление демографическими процессами: планирование семьи (через снижение рожда

№ слайда 8

Управление демографическими процессами: планирование семьи (через снижение рождаемости, в странах Южных регионов);предотвращение падения численности населения (через некоторое увеличение рождаемости, в странах Северных регионов).

Управление демографическими процессами Очевидные негативные следствия стихийного

№ слайда 9

Управление демографическими процессами Очевидные негативные следствия стихийного хода демографических процессов с точностью требуют его упорядочности. Единственной приемлемой для этого формой является регулирование рождаемости.Суть демографической политики планирование семьи заключается в настойчивом разъяснении экономических преимуществ малодетной семьи (2-3 ребёнка) перед многодетной (5-10 детей), обучении населения пользованию противозачаточными средствами, а также в материальном и моральном поощрении семей, следующих этим рекомендациям. Наиболее эффективного снижения рождаемости достигли в Китае.

Управление демографическими процессами В экономически развитых странах Северного

№ слайда 10

Управление демографическими процессами В экономически развитых странах Северного региона не проводится всеобъемлющей, скоординированной демографической политики, подобной программам планирования семьи. Однако начавшееся в 90- х годах сокращение коренного населения – депопуляция в некоторых странах Европы вызвала ответную реакцию.В отдельных государствах (Франция, Германия , Россия и др.) проводятся разного рода акции, направленные на повышение рождаемости (пропагандистские кампании моральная или материальное стимулирование и т. п. ).

Если стихийные демографические процессы станут управляемые, в перспективе возмож

№ слайда 11

Если стихийные демографические процессы станут управляемые, в перспективе возможен демографический переход от прежнего неустойчивого баланса высокой смертности и высокой рождаемости к новому, более стабильному балансу низкой смертности и низкой рождаемости.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Сохранение мира на земле.

Цели: Познакомить учащихся с экологическими и демографическими проблемами человечества; воспитывать чувство бережного отношения к окружающей среде.

Образовательные:

Познакомить учеников с глобальными проблемами современности.

Сформировать представление о принципах решения глобальных проблем.

Развивающие:

1.Развивать умение аргументировано доказывать свою точку зрения.

2.Развивать аналитические и логические виды мышления.

3.В игровой форме развивать активную жизненную позицию по поводу решения глобальных проблем на уровне семьи, города.

Воспитательные:

1.Привить бережное отношение экологической чистоте дома, города, страны, земного шара.

2.Воспитывать гражданина с активной жизненной позицией.

Оборудование:

Политико-административная карта мира, Атлас 10 класса , видеоматериалы об острых глобальных проблемах (экологические и демографические проблемы), мультимедийный проектор, раздаточные материалы

Тип урока: Изучение нового материала

Методы и формы обучения:

по источникам знаний: словесный, наглядный;

по типу познавательной деятельности: частично-поисковый;

Структура урока:

I Актуализация знаний(3 мин)

II Опрос домашнего задания (8 мин)

III Изучение нового материала (20 мин)

IV Закрепление нового материала (12 мин)

V Домашнее задание (2 мин)

Актуализация знаний

Учитель: Здравствуйте, ребята!

Сегодня наш урок пройдет в форме групповой (командной) работы. Я вас поделила на 2 группы. 1 группа – команда Северного полушария(Ерлан, Дима,Жемис), 2 группа- команда Южного полушария(Асель, Азамат, Арман)

Приемы рефлексии эмоционального состояния.(психологический настрой)

Опрос домашнего задания

Учитель: Сейчас перед вами лежат чистые листы, вы должны:

2 группа: Причины глобальных проблем



Учитель: Объяснение хода выполнения задания.

На выполнение -3 мин, защита коллажа -1 мин, оценивание групп друг друга.

Изучение нового материала

Сегодняшний урок мне хотелось бы начать с какой-нибудь яркой цитаты или яркого образа того, к чему придет человечество, продолжая идти прежним путем развития. Лучше всего подошла цитата Махатма Ганди.

Как вы думаете, что хотел отразить в своих слова этот великий человек?

И что самое страшное, никто, в сущности, не знает, какая именно из этого множества опасностей и проблем – далеко не все из которых мы успели почувствовать и осознать – развяжет ту цепную реакцию, которая поставит человечество на колени. Никто не может сейчас предсказать, когда это произойдет, и вполне возможно, что ближайшие годы и есть последняя отсрочка, дарованная человечеству, чтобы оно, наконец, образумилось и, пока не поздно, изменило курс.

Что же мы можем предпринять?

Прежде всего, мы должны определить те проблемы, с которыми имеем дело. На сегодняшний день в жизни человечества насчитывается более трех десятков проблем, не считая локальных.

Какие же это проблемы? Работа на доске

Откройте тетради. Запишите число и тему.

Почему экологические и демографические проблемы являются глобальными?

Экологические проблемы

Истощение окружающей среды в результате нерационального природопользования, загрязнения ее твердыми, жидкими и газообразными отходами, отравление радиоактивными отходами привели к значительной деградации глобальной экологической проблемы. В некоторых странах напряженность экологической проблемы достигла экологического кризиса. Появилось понятие о кризисном экологическом районе и о районе с катастрофической экологической ситуацией.

Приведите примеры экологических проблем в нашей стране?

Ф и з к у л ь т м и н у т к а .

Демографические проблемы

Численность населения на земном шаре неуклонно возрастает на протяжении, по крайней мере, последних 2000 лет, однако наиболее интенсивный рост населения на Земле происходит в последние 200 лет.

Совсем недавно рождаемость во многих странах стала снижаться, но в обозримом будущем это приведет лишь к замедлению роста численности, а не к достижению постоянного уровня, или ее снижению. Однако демографические проблемы определяются не только приростом населения, но и рядом других факторов: естественно-климатическим и особенностями регионов, состоянием его внешней среды, экономическими и социальными условиями жизни. Основными демографическими показателями общества являются рождаемость, смертность и средняя продолжительность жизни.

Основные последствия перенаселения: - Проблема нехватки пресной воды - Сокращение сельскохозяйственных угодий - Проблема обеспеченности топливно-сырьевыми и энергетическими ресурсами.

Закрепление нового материала

Задание 1: (3-4 МИН НА ВЫПОЛНЕНИЕ + 2 МИН НА ПРОВЕРКУ)

"Тонкие” вопросы

"Толстые” вопросы

1 Что такое глобальные проблем?

2 Для решения глобальных проблем требуются значительные….?

3 Правда ли, что демографическая проблема охватывает весь мир?

1 Как вы думаете , почему проблема сохранения мира на земле является проблемой № 1?

2 С чем связывают возникновение экологической проблемы?

3 В чем заключается сущность демографической проблемы?

Оценивание группами друг друга

Задание 2 (3 МИН НА ВЫПОЛНЕНИЕ+ 2 МИН НА ЗАЩИТУ)

Составить мини-эссе из 5-6 предложении

Цель: Дать наставление будущему поколению .

Оценивание группами друг друга

Задание 3: Работа на карте

( очаги экологических и демографических ситуации)

Показать стикерами очаги (страны) с экологическими и демографическими ситуациями. (Остальные ребята работают по контурной карте, атласы открыты)

Китай – высокие показатели численности населения, гигантские объемы потребления и мусора. А также, развивающая промышленность – тяжелая , добывающая, энергетическая.

Индия – факторы схожи с Китаем

Мексика –загрязнение воды. Запасы пресной воды в стране и без того ограничены, при этом в реки попадают неочищенные стоки – промышленные, канализационные. Актуальна и проблема вырубки лесов.

Индонезия - неэффективное решение проблем утилизации отхода

Япония - рост промышленности после Второй мировой войны, чрезмерную эксплуатацию природных ресурсов.

Узбекистан - Проблем, связанных с окружающей средой, в Узбекистане много. Особенно ярко демонстрирует их высыхание Аральского моря, что является экологической катастрофой.

Ирак, Сирия – военные операции в стране

Страны Африки(Ангола, Гвинея, Конго, Нигер, Сенегал)- бедные страны

Читайте также: