Словесное рисование конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Мне хочется загадать вам загадку, а вы скажите, какому времени года мы посвятим наш урок.

Загадка.
Ветви белой краской разукрашу,
Брошу серебро на елку вашу.
Запорошу все дорожки,
Разрисую все окошки.

– Конечно же, зиме!

2. Работа по теме урока.

1) Словарная работа.

Буря, небо, вихри, плачет, воет, крыша, окошко, ветрено, синица, иней, луна, свет, дорога, зима, снежок, мороз, солнце, чудесный, звезды, ковер, лес, речка, лед, блеск, янтарь, печь, треск, санки, поля, холод, деревья, путь, облако, воздух, дома, дворы, ветки, раздолье, метель, простор, серебро, книга, комната.

В правой стороне нарисуйте снежный холмик и выпишите другие слова.

– Допишите свои слова в каждый столбик.

2) Знакомство с картинами о зиме.

Хороша наша русская зима! Огромное снежное покрывало застелило все вокруг. Ударят морозы, инеем, сказочными узорами раскрасят они деревья. Такую удивительную картину увидела и запечатлела на свой фотоаппарат учитель нашей школы Венгер Людмила Яковлевна. Ее поразила необычайная красота зимних пейзажей и у неё сложились такие строчки.

(Демонстрация фотографий. Приложение.)

(Чтение стихотворения и прозы.)

Воистину природа гениальна,
Легка, мудра и совершенна её суть.
Так незатейливо и, кажется, случайно
Её сюрпризы нас к гармонии ведут.
Венгер Л.Я.


Зима.
В сухом морозном воздухе сверкают на солнце бесчисленные блёстки инея. Они убирают в алмазный наряд тонкие ветки деревьев и превращают в бриллиантовое ожерелье паутину, которую ещё осенью паук перекинул с одного дерева на другое.
Д.Кайгородов.

Физминутка.

3) Планирование творческой работы.

– Попробуйте теперь вы стать писателями и поэтами и нарисовать словесные картины зимних пейзажей.

– Как начнете свой рассказ? (Однажды … Все вокруг … Кругом … Как-то раз …)

– О чем будете рассказывать?

4) Самостоятельная работа учащихся.

– Дополните свои работы рисунками. Изобразите природу, основываясь на её литературной характеристике.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Словесное рисование — это описание образов или картин, возникших в сознании читателя при чтении литературного произведения . Словесная картина иначе называется словесной иллюстрацией .

Этот прием направлен прежде всего на развитие способности к конкретизации словесных образов(воображения). Кроме того, развивается речь ребенка и его логическое мышление. При словесном рисовании читатель должен, опираясь на словесные образы, созданные писателем, детализировать свое собственное видение в зрительной картине, которую он и воспроизводит, описывает устно или письменно.

Это прием требует выполнения ряда операций: прочитать, представить, конкретизировать, подобрать точные слова и выражения для описания, логически выстроить свое высказывание. Кроме того, прием предполагает описание в статичной картине сложных отношений героев.

Обучение приему протекает в несколько этапов .

2. Выбор из нескольких вариантов иллюстраций наиболее подходящей к рассматриваемому эпизоду произведения с мотивацией своего решения.

3. Коллективное иллюстрирование с помощью готовых фигурок заключается в расстановке персонажей (композиция картины), выбор их поз, выражений лиц.

4. Самостоятельное иллюстрирование понравившегося эпизода и устное описание того, что сам нарисовал. Этот прием можно усложнить, предложив детям описать иллюстрации, выполненные их одноклассниками.

5. Анализ иллюстраций, выполненных с явным отклонением от текста произведения. Детям предлагаются иллюстрации, в которых нарушена расстановка персонажей или других образов произведения, отсутствуют некоторые авторские детали или они заменены другими, нарушен колорит, искажены позы и выражения лиц персонажей и т. п. После рассматривания дети сравнивают свое восприятие текста с восприятием иллюстрации.

6. Коллективное устное рисование иллюстраций — жанровых сценок. На этом этапе дети выбирают цветовую гамму иллюстрации.

7. Самостоятельное графическое рисование пейзажа и его устное описание или описание пейзажа, выполненного художником.

8. Словесное устное рисование пейзажа по деталям текста.

9. Коллективное устное подробное описание героя в конкретном эпизоде (каким видишь героя: что происходит или произошло, настроение героя, его чувства, поза, волосы, выражение лица (глаза, губы), одежда, если это важно, и т.п.) Учитель вопросами помогает детям создать описание.

10. Коллективное и самостоятельное словесное устное рисование героя сначала в одной определенной ситуации,а позднее — в разных.

11. Самостоятельное словесное устное иллюстрирование и сопоставление созданной устной иллюстрации с графическими.

Примеры организации словесного рисования на уроках:

Этап перечитывания текста и его анализа

Прочитаем сказку до конца и понаблюдаем за тем, как действовал солдат. Составим план его действий.

Дети перечитывают сказку по частям, нумеруя карандашом события. Затем обсуждаются результаты работы, открываются заранее записанные на доске действия солдата : приметил топор; предложил сварить кашу из топора; попросил принести котел; то­пор вымыл, опустил в котел, налил воды и поставил на огонь; помешивал и попробовал; посетовал, что нет соли; посолил, попробовал, посетовал, что хорошо бы крупы добавить; добавил крупы, помешивал, попробовал, похвалил и посетовал, что хорошо бы масла добавить; добавил масла; стал кашу есть. Объединяем мелкие действия в более крупные: задумал обмануть старуху; готовит топор к варке и начинает его варить; помешивая и пробуя, одно за другим просит соли, крупы и масла; ест кашу .

Теперь понаблюдаем за тем, как вела себя старуха в каждый выделенный нами момент.

Менялось ли ее настроение и поведение? С чем связаны эти изменения?

Предлагаем детям представить, какие иллюстрации можно сделать к этой сказке и описать солдата и старуху в каждый момент действия (устное словесное рисование).

На каком фоне происходит действие ? (Изба, обстановка в избе, печь, утварь и т.п.)

Где стоит солдат, как он стоит, куда смотрит (на старуху, в котел, в сторону и т.п .), что делает в этот момент? Какое у него настроение? О чем он думает? Какое у него при этом выражение лица?

Можно ли определить, какой момент сказки изобразил художник В.О.Аникин? Что помогает (или, наоборот, мешает) это сделать?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: научить учащихся видеть красоту поэтического слова и передавать её с помощью словесных образов.

Задачи:

- Совершенстовование навыков анализа лирического произведения поэтов-земляков, развитие связной речи учащихся;

- развитие критического мышления и творческих способностей учащихся в составлении синквейнов, путем игры в буриме;

- патриотическое, эстетическое воспитание школьников, развитие их краеведческой культуры.

Методы и технологии

Развитие критического мышления через чтение и письмо, деятельностный подход через групповую работу.

Планируемые результаты:

Формирование УУД

Личностные:

  • Научиться в ходе занятия выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи,
  • обсуждать свою творческую деятельность,
  • расширять общий лингвистический кругозор,
  • развивать познавательную, эмоциональную и волевую сферу, адекватно понимать причины успешности (не успешности) творческой деятельности.
  • Познавательные: Объяснять языковые явления, выделяемые в ходе исследования структуры слова, сравнивать, анализировать, делать выводы.

Регулятивные:Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию, осознавать свою способность к мобилизации сил и энергии, волевому усилию, к преодолению препятствий; сотрудничать в решении совместных задач.

Коммуникативные:Учиться проявлять речевые действия: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Содержание занятия

Перед вами на столах рабочие материалы, которые вы можете использовать в работе на данном уроке.

2. Лексическая работа. (Актуализация знаний учащихся и повторение терминов: синквейн, буриме, эпитет, олицетворение, метафора, сравнение.)Продолжение изучения темы.

- Прекрасно! Вместо кисти и красок у нас на вооружении будут слова, а также художественные средства выразительности речи (дети называют их), а также поясняют, что художниками можно считать писателей и поэтов.

Именно поэты помогут нам сейчас. (слайд 3)

3.Введение в тему.

Учитель: - Наш район прославлен местными поэтами. Так каких поэтов – земляков вы знаете? (Ребята называют, комментируют их творчество).

Молодцы! Давайте посмотрим, как рисуют зиму в своих стихах В.М. Штанин, Г.И. Краснова и Ю.Б. Михеев. (Несколько слов учитель говорит о данных поэтах (частично-с помощью детей)- (слайд 4)) Все они работали учителями литературы и прекрасно умеют рисовать словом, вы в этом сейчас убедитесь.

Мы будем работать в группах(раздаю материал), приготовьте, пожалуйста, тексты этих авторов.

4.Первичное восприятие стихотворных текстов на слух и по текстам. Чтение учителем (все стихи читаются на фоне музыки и слайдов презентации).

5. Групповая работа. (Класс разбит на 3 группы.)

Ребята работают со стихами, в каждой группе – стихи одного поэта, используют таблицы из рабочих материалов. Учитель:- Ребята, внимательно прочитайте стихи, вдумайтесь в содержание и попытайтесь представить, какой нарисовали зиму поэты. Ну, и, конечно, попробуйте сами нарисовать зимнее полотно, можно добавить и свою палитру красок. Задание понятно? На эту работу вам 10 минут.

(Во время работы учащихся в группах играет спокойная музыка, демонстрируются зимние пейзажи на слайдах презентации)-слайды (15-28), затем выключается проектор, музыка продолжает играть. (Учитель обходит группы, направляет их работу, объясняет при затруднении).

6. Проверка работы в группах. Словесное рисование.

Учитель:- Итак, начинаем словесное рисование. Какой образ зимы увидели вы, опираясь на творчество наших поэтов-земляков? И какова зима в вашем воображении? Согласны ли вы с данным поэтом? А какая зима на вашем полотне? (Попутно говорим, какими средствами выразительности речи удалось авторам так ярко показать зиму, дети опираются на рабочие материалы, которые они заполни в процессе работы в группах.)

Ключевые моменты.

В.М. Штанин. (Зима – серебряная птица, зима-чудо, волшебство, которое приносит радость и устремляет человека ввысь.) Г.И. Краснова. (Зима – сказка, зима – диво, зима – красота для всего родного края, надежда и вера в счастье для всех россиян и встреча со своей негасимой звездой. )

Ю.Б. Михеев. (Зима-модница – в городе, зима-гостья, хозяйка, которая может быть злой, холодной, а также доброй и прекрасной, а главное – важной, потому что именно зимой уходит старый год и наступает новый.)

(В заключение работы при затруднении в словесной зарисовке своего образа Зимы – от каждой группы, возможно рисование одной общей картины, или возможно и перенести данный момент на конец урока).

7. Воспитательный момент.

Учитель: - Ребята, вам понравилась зимняя картина наших поэтов-земляков? Убедились, как красиво они умеют рисовать словом? А вы обратили внимание, с какой огромной любовью к природе родного края, к тому месту, где они живут, своей родине рисуют свои картины наши художники-поэты? Надеюсь, вы теперь прочитаете все сборники этих авторов и других тоже. Наши поэты своим словесным рисунком помогли вам представить зиму и нарисовать в воображении свои образы. Давайте их уточним и попробуем себя в роли юных поэтов.

8. Творческий итог по теме. Составление синквейнов.

9. Проверка составленных синквейнов. (Вновь включается проектор, на экране – слайд 29.)

10. Игра в буриме. (Работа в тех же группах)

11. Проверка составленных четверостиший – слайды 30-32

12. Рефлексия – (слайд 33). (Ученики подводят итоги своей работы, анализируют её).

13. Словесное рисование единой зимней картины (по цепочке - по одному предложению.) Начинает учитель. - Посмотрите за окно, какая она, зима.? Что ожидаете вы от неё. Какую картину мы сможем нарисовать все вместе? Давайте попробуем вместе составить общее словесное зимнее полотно.

* Текст этой песни можно посмотреть на сайте Стихи.ру на моей страничке (автор Надежда Санакова.)

В.М. Штанин "Я люблю эту землю"Стихотворения. Изд. МУП"Редакция газеты "Трудовая жизнь", 2005г.-178с.

Ю.Б. Михеев "Путеводная звезда". Стихотворения. Изд. МУП "Редакция газеты "Трудовая жизнь", 2004г.

Сила неизбывная ключей. Поэзия Кинель-Черкасской земли.Сборник стихов. Самарское отделение Литературного фонда России, 2000г., 200с.

Метапредметные (познавательные, регулятивные, коммуникативные): познавательные: развивать умения извлекать информацию из иллюстраций, текстов; регулятивные: развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; коммуникативные: развивать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, оформлять свои мысли в устной форме

Предметные: на основе анализа делать выводы

Оборудование: учебник, интерактивная доска, проектор, презентация, карточки с заданиями для пар, карточки с индивидуальными заданиями, видеоматериал.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Добрый день, ребята! Я рада вас видеть. Напоминаю, что меня зовут Татьяна Александровна. Садитесь. Проверим вашу готовность: дневник, учебник, пенал, веер.

Приветствуют, садятся, проверяют готовность

Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия

Какой раздел учебника мы изучаем?

С какими поэтами мы уже познакомились?

Сегодня нам предстоит познакомиться со стихотворением еще одного поэта.

Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия

Но он любит играть в прятки и поэтому для каждой пары приготовил задание, которое спрятано под стульями. Найдите его и вместе с соседом по парте выполните. Кто сделает, показывает готовность.

Что общего между этими фамилиями?

О чем они писали свои стихотворения?

С одним из этих поэтов мы сегодня с вами встретимся. А вот с кем? Сейчас вы прослушаете строки из стихотворений, которые вы уже изучали. Вспомните автора этих стихотворений.

Поет зима — аукает,

Мохнатый лес баюкает

Кто вспомнил? Отвечаем по поднятой руке.

Правильно! Сергей Александрович Есенин. Как вы думаете, что мы сегодня узнаем нового? Что повторим? Чему научимся\продолжим учиться? Замечательно! Предлагаю посмотреть видео.

Включается видео с краткой биографией пота.

Находят задание, решают анаграммы (ТВЕЧЮТ, ЕПВЕЩЕЛ, ТФЕ, НЕСЕИН.

(Тютчев, Плещеев, Фет, Есенин.)

Отвечает первая готовая пара

Ребята, а теперь посмотрите на это растение. Кто-нибудь, знает, как оно называется?

Как выглядят ее цветы?

Какой запах у черемухи?

Про нее слагали песни, писали стихотворения. Наверное вы уже догадались, с каким стихотворением Сергея Александровича мы сегодня познакомимся?

Что мы будем делать сегодня на уроке?

А теперь давайте узнаем, что же написал Сергей Александрович о черемухе.

Ребята, о чем это стихотворение?

Какое настроение автора вы почувствовали: радостное, восторженное, весёлое, мечтательное? Объясните свой выбор.

Прочитайте каждый самостоятельно стихотворение про себя, запомните слова, которые показались вам непонятными.

Какие незнакомые слова вы нашли?

Давайте поработаем с ними. Как вы понимаете значение словосочетания:

Роса медвяная – ароматная, с запахом мёда;

Зелень пряная – с острым, ароматным запахом;

Проталинка – место, где растаял снег, и показалась земля;

Волна гремучая – шумная, издающая громкие звуки;

Обдаёт – окатывает водой, обливает сразу со всех сторон;

Вкрадчиво – осторожно, доверительно;

Под кручею – под обрывом (круча – крутой спуск, обрыв).

Как вы думаете, для чего, с какой целью автор написал это стихотворение?

Это было нужно для того, чтобы передать свою радость, чтобы привлечь внимание читателя к красоте природы.

Прочитаем первую строчку стихотворения, начнет 1 парта 1 ряда. Остальные следят и думают, какое средство выразительности использовал автор в этой строке.

Какое средство художественной выразительности использовал автор в первой строке? Молодец!

Прочитаем вторую строчку. Остальные так же следят и думают, какое средство выразительности использовал Сергей Есенин.

Тут есть средство художественной выразительности?

Тогда читаем дальше.

Кто нашел СХВ в этой строке?

Кто нашел здесь СХВ?

Кто нашел здесь СХВ?

Кто нашел здесь СХВ?

Переходим к следующей строке

Кто нашел здесь СХВ?

Анализируем следующую строку.

Кто нашел здесь СХВ?

Тогда читаем дальше

В этих двух строчках поэт описывает обстановку.

Кто нашел здесь СХВ?

Прочитаем следующую строчку.

Кто нашел здесь СХВ?

Кто нашел здесь СХВ?

Что вы заметили?

Это называется повтор. Он усиливает выразительность стихотворения.

Кто нашел здесь СХВ?

Прочитаем следующую строчку.

Кто нашел здесь СХВ?

Прочитаем следующую строчку.

Кто нашел здесь СХВ?

Кто нашел здесь СХВ?

Переходим к следующей строчке.

Кто нашел здесь СХВ?

Читаем предпоследнюю строку.

И переходим к последней строке стихотворения.

Кто нашел здесь СХВ?

Итак, какие СХВ использует Сергей Александрович в стихотворении?

Душистый, сладкий, ароматный

Учиться выразительно читать, анализировать, находить средства художественной выразительности, разбирать незнакомые слова

Отвечают, обосновывают свой выбор

Читают про себя

Один читает первую строчку из стихотворения, остальные следят и находят средство художественной выразительности.

Один читает, остальные следят и ищут

Один читает, остальные ищут

Ветки золотистые – эпитет

Читает один, остальные думают

Ветки золотистые, что кудри завила – сравнение.

Один читает, остальные следят и ищут

Роса медвяная – эпитет

Сползает (роса) – олицетворение

Зелень пряная – эпитет

Сияет в серебре – метафора

В серебре (в росе) – сравнение

Бежит, струится – олицетворение

Серебряный ручей – эпитет

Черемуха душистая – эпитет.

Развесившись, стоит – олицетворение

Зелень золотистая – эпитет

Зелень горит – метафора

Волной гремучею – эпитет

Ручей обдает – олицетворение

Ручей поет – олицетворение

Эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения

Коммуникативные, познавательные, регулятивные

А теперь потренируемся в выразительном чтении этого стихотворения.

Как нужно читать это стихотворение, чтобы передать настроение автора?

Теперь три человека на оценку прочитают стихотворение. Первый читает первые два предложения стихотворения, второй следующие два предложения, третий читает последнее предложение. Остальные пожалуйста приготовьте смайлики для оценки.

Давайте проговорим критерии оценивания: выразительность, соблюдение пауз, правильное ударение, передача настроения стихотворения.

Трое отвечают, остальные оценивают

Коммуникативные, познавательные, регулятивные

Самостоятельная работа и проверка по эталону

Теперь предлагаю выполнить задания, которые лежат у каждого из вас на партах. Подпишите их. Работа по вариантам. Кто сделал, показывает готовность. Первые два человека с каждого варианта выходят к доске, отвечают.

Проверяем. Все взяли красный карандаш, им исправляем неверные ответы. И приготовили красный и зеленый цвета светофора для взаимооценки. 1 вариант 1 вопрос. 2 вариант 2 вопрос, 1 вариант 3 вопрос. 2 вариант 4 вопрос. 1 вариант 5 вопрос. Напоминаю подписать карточки с заданиями. Поставьте каждый себе оценку. Критерии на слайде. Попрошу собрать карточки с заданиями и дневники на стол для оценки.

Выполняют задания в парах

2 человека отвечают у доски, остальные оценивают.

С творчеством какого поэта мы с вами продолжили знакомиться?

С каким стихотворением сегодня познакомились?

С какой целью поэт написал это стихотворение?

Лесенка успеха. Встаньте те, кому было трудно находить и определять СХВ.

Встаньте те, у кого были затруднения при нахождении и определении СХВ.

Встаньте те, у кого не возникло проблем с поиском и определением СХВ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Словесное рисование (устное и письменное) — это описание образов или картин, возникших в сознании читателя при чтении литературного произведения. Словесная картина иначе называет­ся словесной иллюстрацией.

Этот прием направлен, прежде всего, на развитие способности к конкретизации словесных образов (воображения). Кроме того, развивается речь ребенка и его логическое мышление. При словесном рисовании читатель должен, опираясь на словесные образы, созданные писате­лем, детализировать свое собственное видение в зрительной картине, которую он и воспроизводит, описывает устно или письменно.

Это прием требует выполнения ряда операций: прочитать, представить, конкретизировать, по­добрать точные слова и выражения для описания, логически вы­строить свое высказывание. Кроме того, прием предполагает опи­сание в статичной картине сложных отношений героев.

Обучение приему протекает в несколько этапов.

2. Выбор из нескольких вариантов иллюстраций наиболее под­ходящей к рассматриваемому эпизоду произведения с мотивацией своего решения.

3. Коллективное иллюстрирование с помощью готовых фигурок заключается в расстановке персонажей (композиция картины), выбор их поз, выражений лиц.

4. Самостоятельное иллюстрирование понравившегося эпизода и устное описание того, что сам нарисовал. Этот прием можно ус­ложнить, предложив детям описать иллюстрации, выполненные их одноклассниками.

5. Анализ иллюстраций, выполненных с явным отклонением от текста произведения. Детям предлагаются иллюстрации, в кото­рых нарушена расстановка персонажей или других образов произ­ведения, отсутствуют некоторые авторские детали или они заме­нены другими, нарушен колорит, искажены позы и выражения лиц персонажей и т. п. После рассматривания дети сравнивают свое восприятие текста с восприятием иллюстрации.

6. Коллективное устное рисование иллюстраций — жанровых сценок. На этом этапе дети выбирают цветовую гамму иллюстра­ции.

7. Самостоятельное графическое рисование пейзажа и его устное описание или описание пейзажа, выполненного художником.

8. Словесное устное рисование пейзажа по деталям текста.

9. Коллективное устное подробное описание героя в конкретном эпизоде (каким видишь героя: что происходит или произошло, настроение героя, его чувства, поза, волосы, выражение лица (глаза, губы), одежда, если это важно, и т.п.) Учитель вопроса­ми помогает детям создать описание.

10. Коллективное и самостоятельное словесное устное рисова­ние героя сначала в одной определенной ситуации, а позднее — в разных.

11. Самостоятельное словесное устное иллюстрирование и сопо­ставление созданной устной иллюстрации с графическими.

Примеры организации устного словесного рисования на уроках:

Этап перечитывания текста и его анализа

— Прочитаем сказку до конца и понаблюдаем за тем, как дей­ствовал солдат. Составим план его действий.

Дети перечитывают сказку по частям, нумеруя карандашом события. Затем обсуждаются результаты работы, открываются за­ранее записанные на доске действия солдата: приметил топор; предложил сварить кашу из топора; попросил принести котел; то­пор вымыл, опустил в котел, налил воды и поставил на огонь; поме­шивал и попробовал; посетовал, что нет соли; посолил, попробовал, посетовал, что хорошо бы крупы добавить; добавил крупы, помеши­вал, попробовал, похвалил и посетовал, что хорошо бы масла доба­вить; добавил масла; стал кашу есть. Объединяем мелкие действия в более крупные: задумал обмануть старуху; готовит топор к вар­ке и начинает его варить; помешивая и пробуя, одно за другим про­сит соли, крупы и масла; ест кашу.

Теперь понаблюдаем за тем, как вела себя старуха в каждый выделенный нами момент.

— Менялось ли ее настроение и поведение? С чем связаны эти изменения?

Предлагаем детям представить, какие иллюстрации можно сде­лать к этой сказке и описать солдата и старуху в каждый момент действия (устное словесное рисование).

На каком фоне происходит действие? (Изба, обстановка в избе, печь, утварь и т.п.)

Где стоит солдат, как он стоит, куда смотрит (на старуху, в котел, в сторону и т.п.), что делает в этот момент? Какое у него настроение? О чем он думает? Какое у него при этом выражение лица?

— Можно ли определить, какой момент сказки изобразил ху­дожник В.О.Аникин? Что помогает (или, наоборот, мешает) это сделать?

Приём сопоставление литературного произведения с иллюстрациями к нему

Суть приема заключается в сопоставлении словесного образа с его интерпретаций художником в виде иллюстрации к тексту ли­тературного произведения. При такой сложной аналитической дея­тельности младшие школьники получают представление о точке зрения другого человека на описанную писателем ситуацию и ее участников. Таким образом, в сознании ребенка сталкиваются соб­ственное видение эпизода с видением художника. Это столкнове­ние является толчком для создания проблемной ситуации на уро­ке и подталкивает детей к анализу текста для прояснения соб­ственных впечатлений и представлений.

Рассматривание иллюстраций является одним из ведущих при­емов на этапе обучения чтению. Именно здесь нужно подготовить детей к общению с иллюстрацией как с художественным произ­ведением. Рассматривание картинок в книгах из самого по себе интересного занятия превращается в критическую деятельность: дети начинают соотносить иллюстрацию с авторским описанием и повествованием. На этапе изучения литературных произведений этот прием ва­жен и как самостоятельный, и как подготовительный к более слож­ным видам работы.

Назначение иллюстраций:

— вызвать интерес у зрителя к ситуации и/или персонажам;

— вызвать эмоциональный отклик у зрителя;

— привлечь внимание к важным деталям этой ситуации;

— передать точку зрения на происходящее либо автора, либо рассказчика, либо одного из персонажей — участников эпизода.

Требования к иллюстрации:

2. Иллюстрация должна обеспечить выполнение принципа целе­направленности анализа, т.е. действительно давать возможность читателю размышлять о чувствах, переживаниях героев, о конф­ликте между героями, о точке зрения героя на ситуацию.

3. Иллюстрация должна быть выполнена к эпизоду или ситуа­ции, которые вызывают яркие читательские эмоции, т.е. при под­боре иллюстрации учителю необходимо учитывать эмоциональные читательские реакции.

4. Все ученики должны иметь возможность внимательно рас­смотреть иллюстрацию, в процессе анализа картина всегда долж­на находиться перед учеником.

Алгоритм анализа иллюстрации:

1. Учитель предлагает детям рассмотреть иллюстрацию, ставя конкретный вопрос:

— Какие чувства вызвала у вас иллюстрация? Почему?

— К какому эпизоду сделана иллюстрация? Обоснуйте свое мнение.

— Кто изображен на иллюстрации? Почему вы так решили?

— Соответствует ли иллюстрация содержанию эпизода, настрое­нию, которое он вызывает? Почему вы так считаете?

— Что удалось передать художнику, а что у него не получи­лось? Почему вы так считаете?

2. Ученики рассматривают иллюстрацию и готовятся ответить на вопросы учителя.

3. Учитель выслушивает ответы, все время обращая внимание детей на отдельные детали иллюстрации с помощью наводящих вопросов.

4. Опрос переходит в беседу, в процессе которой:

а) выявляется общее впечатление, а затем уточняется, какие чувства вызывает у читателей содержание эпизода и какие чувства рождает у зрителей содержание иллюстрации; каковы эмоциональ­ная атмосфера эпизода и иллюстрации;

б) выясняется, как создается эмоциональная атмосфера в тек­сте и как она передается на картине, что помогает художнику выразить чувства и переживания;

в) сравнивается композиция картины с расстановкой персо­нажей и фоном действия в произведении, анализируются позы и выражения лиц персонажей или детали пейзажа и их роль в созда­нии эмоциональной атмосферы (Важно, чтобы дети увидели, насколько художник точен в пе­редаче настроения эпизода и героев, какие детали ему в этом по­могают и какую роль играют выбранные им изобразительные при­емы.)

г) анализируется целесообразность отклонений от авторского текста, допущенных художником: что упустил (не нарисовал) или привнес художник в картину, о чем не упоминает автор литера­турного произведения; сделано ли это в общем соответствии с авторским замыслом, его отношением к персонажам и событиям или противоречит им?

Прием сопоставления эпизода и иллюстрации направлен на активизацию внимания учеников к тексту, способ­ствует развитию читательского воображения и формированию сле­дующих умений:

- видеть изобразительно-выразительные средства языка и осо­знавать их роль в тексте;

- анализировать композицию эпизода, образы персонажей;

- видеть приемы выражения авторского отношения к героям и понимать его;

- сравнивать свою точку зрения с точкой зрения другого чита­теля (в данном случае — художника) и точкой зрения автора;

- понимать специфику языков разных видов искусства и уметь общаться с произведениями искусства.

Виды деятельности: на уроке можно анализировать обложки к книгам; сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же эпизоду; выбирать из много­численных иллюстраций те, которые выполнены одним художником; мотивировать выбор наибо лее удачной, с точки зрения ребенка, иллю­страции; анализировать произведения изобразительного искусства (не иллюстрации) и решать, могут ли они использоваться для оформ­ления книги с текстом данного литературного произведения.

Список литературы:

1. Кубасова О.В. Развитие воссоздающего воображения на уроках чтения. - Начальная школа. -1991.-№1.-С.30

2. Львов М.Р. Методика развития речи.- В кн.: Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах.- М. - 2000.- С.401

3.Корепина Л.Ф. - Работа с иллюстрацией на уроках чтения. - Начальная школа. - 1990. - №2. - С.27

4. Сидоренкова В.В. Некоторые творческие приёмы чтения.- В кн. Вопросы методики чтения в начальной школе.- Сост. Горецкий В.Г., Оморокова М.И.- М.1964.- С.101

5.Мосунова Л.А. Обучение словесному рисованию на уроках литературного чтения.- Литература в школе. - 1994.- №2.- С.77

Читайте также: