Песенность танцевальность маршевость конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Цель: Ближе познакомиться и закрепить понятия песенности, танцевальности и маршевости.

1. Научить детей прислушиваться к музыке, ее выразительным особенностям.

2. Развивать у детей фантазию и образное восприятие музыки.

3. Развитие импровизации.

4. Развивать вокальные навыки при исполнении песен.

5. Восприятие позитивного отношения к искусству.

Музыкальный материал: грамзапись “Ночь”, “Золотые рыбки”, “Царь Горох” из балета Р. Щедрина “Конек-Горбунок”; “Школа, здравствуй!”.

Оборудование: музыкальный центр, перо, карта.

1. Организационный момент.

Музыкальное приветствие, распевание. Обращаем внимание на четкое вступление, окончание, дикцию, свободное звучание.

Учитель: Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, передайте частичку своего хорошего настроения другому. Посмотрите, от ваших улыбок стало ярче, уютнее, светлее в классе. Я желаю вам, чтобы вы не только получили хорошие оценки, но и ушли с сегодняшнего урока с новыми впечатлениями и приобретенными знаниями.

2. Введение новой темы.

Сегодня наш урок необычный, он волшебный, сказочный. Наши три кита музыки превратились, а во что, мы с вами и узнаем на этом уроке. Давайте вспомним, как зовут китов?

Дети: песня, танец, марш.

Учитель: Молодцы! Ребята, киты оставили нам письмо, давайте посмотрим, что в нем.

“Дорогие ребята! С нами произошло превращение. Чтобы все узнать, вы должны помочь Ивану Царевичу. Пролетая над вашей школой, он обронил перо Жар-птицы, которое должен доставить Царю Гороху. Не доставит – голова с плеч. В письме вы найдете перо и карту. Отнесите перо Жар-птицы Царю Гороху”.

Ну, что отправляемся в путешествие?

3. Работа по теме урока.

Сначала, нужно долететь до необитаемого острова. Какой выберем транспорт? (ковер-самолет)

Хорошо. Вот летим мы по небу, мимо облаков, опустились на необитаемый остров. Солнце уже взошло, наступает ночь. Мы переночуем, потом отправимся дальше. Закройте глазки, представьте себе ночь, слушая музыку. (Слушание музыкального фрагмента “Ночь”)

- Какую музыку вы услышали?

- Какая ночь, спокойная или ветреная?

- Какие краски присутствовали?

- Ночь наступила сразу или постепенно?

- Звезды загорелись все сразу или по одной?

- Какой инструмент изображает появление звездочек? (треугольник)

- Ребята, на что похожа эта музыка?

Дети: На колыбельную.

Учитель: Какой кит напоминает музыка?

Дети: Кит песню, но никто не поет.

Учитель: Когда музыка напевная, песенно-мелодичная, но необязательно предназначена для пения – это песенность. Во что превратился кит Песня?

Дети: В песенность.

Учитель: Ну, что ж, отправляемся дальше. Нам нужно пройти по подводному царству. Наш ковер-самолет превращается в подводный корабль. Закройте глазки и посмотрите, что вокруг. (Слушание музыкального фрагмента “Золотые рыбки”)

- Что вы увидели под водой?

- Какие были краски?

- А что делали рыбки?

- Какая была музыка?

Дети: Легкая, грациозная, танцевальная.

Учитель: На какой кит похожа?

Дети: На кит танец.

Учитель: Когда музыка напоминает танец, пронизана ритмами танцев, но не обязательно предназначена для танцев – это танцевальность. Во что превратился кит танец?

Дети: В танцевальность.

Творческое задание с элементами импровизации на подбор подходящих к музыке движений.

Учитель: Ребята, представьте, что вы находитесь под водой. Придумайте, подберите, соответствующие характеру музыки, движения. В этом вам помогут ваше воображение и фантазия. (дети танцуют под музыку) Получился замечательный танец подводных жителей.

Вот, мы выходим из подводного царства и оказываемся прямо у ворот царства Царя Гороха. Слышите, он нас встречает. (Слушание фрагмента “Царь Горох”)

- Какого вы представляете Царя?

- Молодой или старый?

- С бородой или без бороды?

- Какого цвета одежда?

- Какой характер музыки?

- На что похожа музыка?

Учитель: Когда ритм, темп музыки говорит о марше, но не обязательно предназначен для марширования – это маршевость. Во что превращается кит марш?

Дети: В маршевость.

Учитель: Ну, вот мы и доставили перо Царю Гороху. Теперь он не казнит Ивана Царевича. Подошло наше путешествие к концу.

4. Работа над песней. По выбору учителя.

5. Итог урока. Что же нового вы узнали сегодня на уроке?

Мы помогли сегодня Ивану Царевичу. Как вы думаете, кому бы он поставил оценки “5”, “4”, “3”.? Почему? (Дети комментируют оценки)

Домашнее задание. Нарисовать рисунки к сказке.

У вас на парте лежит солнышко. Изобразите условно ваше настроение на уроке. Дорисуйте у солнышка очертания рта: радость, грусть, безразличие.

Чтобы сказки не обидеть -
Надо их почаще видеть:
Их читать и рисовать,
Их любить и в них играть!
Сказки всех отучат злиться,
А научат веселиться,
Быть добрее и скромнее,
Терпеливее, мудрее.
Спасибо за урок! До свидания!

На экране портрет Ф. Шопена.

Учитель обращает внимание ребят на то, что при входе они должны слушать музыку и идти в соответствующем характере.

Учитель ( поёт ). Здравствуйте, ребята!

Дети ( поют ). Здравствуйте, учитель!

Учитель . Дорогие ребята, я очень рада видеть вас всех на нашем уроке, тема которого посвящается песенно-маршевой и песенно-танцевальной музыке.

Учитель . Как вы думаете, ребята, какие знакомые киты должны нам сегодня встретиться?

Дети . Песня, танец, марш.

Основной этап урока включает воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, выполнение различных упражнений

На экране картинки с изображением поющих ребят, танцующих героев из сказок и марширующих оловянных солдатиков.

1. Работа с понятиями (терминами)

Учитель . Ребята, вы знаете, что киты к музыке встречаются как друзья. В музыке – как в жизни, песенная музыка дружит с танцевальной и маршевой.

Ребята, давайте вспомним характерные черты песенной, танцевальной и маршевой музыки.

Учитель (показывая на экран) . Ребята, к каким жанрам относятся эти слова?

Если дети ошиблись, то учитель с помощью наводящих вопросов приводит их к правильному ответу.

Учитель . Ребята! Сегодня на урок вы вошли под музыку, как она называется и кто её автор?

Учитель . А кто помнит, что такое полонез? И кто такой Ф. Шопен?

Дети . Полонез – это танец-шествие, а Ф. Шопен – польский композитор, который прожил короткую жизнь вдали от Родины.

Учитель . Назовите мне жанр, в котором написана эта музыка.

Дети . Эта музыка написана в танцевально-маршевом жанре, люди маршируют танцевально.

Учитель . Молодцы! Под эту музыку нужно двигаться с достоинством, очень красиво, раньше эта музыка открывала балы. Сегодня мы еще будем обращаться к творчеству Ф. Шопена.

А сейчас, я думаю, нам нужно настроиться на дальнейший ход урока, приготовить свои голосовые аппараты для вокальной работы.

2. Исполнение попевки

Учитель . Мне понравилось ваше исполнение. Песенно-маршевый жанр попевки убедил меня в том, что вы действительно взрослые люди, а не малыши.

3. Проверка домашнего задания

Учитель . Ребята, дома вы слушали музыку, рисовали рисунки, подбирали слова к характеру. Расскажите мне об этом.

Ученики показывают приготовленные дома рисунки, комментируют их, читают подобранные ими слова к характеру музыкального произведения и определяют жанр.

Учитель выслушивает детей, отмечает хорошие работы, если дети ошибаются, то тактично поправляет их или предлагает подумать, включая в работу при этом весь класс.

4. Слушание музыки

Перед слушанием учитель обязательно обращает внимание на то, чтобы дети подобрали слова к характеру, определили жанр. Всё это они записывают в своих тетрадях по музыке.

5. Беседа по характеру и настроению музыки

Учитель . Ребята, вам понравилась музыка? Расскажите, что вы поняли? В каком жанре звучит прелюдия? Каково настроение в музыке?

Дети . Отмечается изящная танцевальность музыки.

Учитель подчеркивает, что прелюдии бывают разного характера.

6. Слово учителя о Ф. Шопене

На экране портрет Ф. Шопена

Дети . Это характерно для песенного жанра.

Учитель . Ребята, как же так получилось? Мы услышали и танцевальность и песенность в этой прелюдии. Но эту музыку не танцуют и не поют. Эту музыку слушают. Вот вам пример песенно-танцевального жанра. Вот как интересно!

7. Пение учащихся

Учитель настраивает ребят, обращает внимание на четкую дикцию, на песенный жанр музыки. Просит исполнить в характере музыки: светло, радостно, с вдохновением.

Дети исполняют песню стоя, в соответствующем характере.

8. Слушание музыки

Учитель . Вам понравилось ваше исполнение? Вы справились с задачей? Нам еще нужно много трудиться, чтобы всё получилось. Мы не будем останавливаться на достигнутом.

Дети соглашаются с учителем.

Учитель . А сейчас вы вновь слушатели. Сейчас прозвучит музыка. Послушайте её внимательно и после прослушивания я задам вопросы вам, будьте готовы отвечать на них.

На экране портрет Л.В. Бетховена.

9. Беседа о Л.В. Бетховене (повторение пройденного)

Учитель . Вам знакома эта музыка. Что вы помните о композиторе, который её написал? Какую музыку Л.Бетховена вы слушали раньше? В каком жанре она звучала? В каком жанре написано произведение, которое прозвучала сегодня?

10. Слово учителя

Учитель . Правильно! И вновь прозвучало произведение, которое не поют и под которое не маршируют, но оно написано в песенно-маршевом жанре.

На экране портрет Л. Бетховена.

Учитель обращает внимание на экран.

Учитель . Мы должны запомнить, что Л.Бетховен очень любил свой народ и переживал за его судьбу. Его музыка мужественная, решительная, победная и одновременно очень глубоко-переживательная. Мы еще будем встречаться с его музыкой в старших классах. Он обязательно станет нашим любимым композитором, который будет учить нас благородству, стремиться к победе.

А сейчас очень хочется исполнить серьёзную музыку в песенно-маршевом жанре. Мы знаем такие песни?

11. Исполнение песни в движении

На экране картинки с марширующими солдатами.

Дети маршируя исполняют песню. 1 ученик отбивает ритм на барабане.

Учитель . Вам понравилось ваше исполнение? Над чем нужно еще поработать?

Дети . Нужно работать над чистой интонацией и над четкой дикцией, потому что это песня-марш.

Если дети затрудняются с ответом, то учитель наводящими вопросами помогает им в ответе.

12. Узнавание песни по начальной интонации

Учитель . Ребята, послушайте начальные звуки мелодии песни, с которой мы познакомились на прошлом уроке.

Дети должны узнать песню по начальной интонации, рассказать о Суворове, что запомнили.

13. Слово учителя

Учитель . Правильно! Это песня о великом русском полководце – Александре Васильевиче Суворове, который прославил свою Родину, не проиграв ни одного сражения. Теперь мы гордимся им, берем с него пример того, как нужно любить свою отчизну. Он любил своих солдат. Делился всем, что у него было и солдаты любили его. И слагали песни про него, боготворили его, были готовы отдать за него даже свою жизнь. Такую всенародную любовь нужно заслужить. А для этого нужно быть достойным сыном своего Отечества. Вот каким был А.В. Суворов.

14. Пение учащихся

Учитель . Современные композиторы и поэты и сегодня посвящают ему свои песни. Давайте споем эту песню с самыми благодарными чувствами, выразим всё восхищение, уважение и любовь к защитнику земли русской – Александру Суворову.

На экране А.В. Суворов на полотнах русских художников.

Учитель сначала работает над интонацией, характером прорабатывает трудные места, показывая как нужно петь, работает над распевами, которые встречаются в песне.

Учитель . Мы поработали над трудными местами. Теперь представим себя на сцене, а перед нами – целый зал слушателей. Мы должны очень постараться, помнить о серьезном, мужественном характере песни и о каком жанре?

Дети . Песенно-маршевом жанре.

Дети стоя исполняют песню.

Учитель . Мне очень понравилось ваше исполнение, многое уже получается, но наша работа над песней не заканчивается.

Учитель . Ребята! Наш урок приближается к завершению. Давайте вспомним музыку, которая сегодня прозвучала.

На экране портрет Ф. Шопена и Л. Бетховена.

Учитель . Музыку каких композиторов мы сегодня слушали?

Дети отвечают, глядя на экран

Учитель . Как называются музыкальные произведения, которые звучали на уроке?

Учитель . Какие жанры в музыке вы знаете?

Дети .(хором по руке учителя) Песенный, танцевальный, маршевый жанры.

Учитель . Какие жанры были главными на сегодняшнем уроке?

Дети (хором по руке учителя) Песенно-танцевальный жанр. Песенно-маршевый жанр.

Учитель . Сегодня мы убедились ещё раз в том, что музыка – чудесное искусство, которое дарит радость, уверенность, вдохновляет нас на благородные поступки. Она живет рядом с нами, в ней отражается наша жизнь. И даже новые понятия, такие как песенность, танцевальность, маршевость не пугают нас, а являются тем золотым ключиком, который открывает все двери в удивительный и прекрасный мир музыки.

Вы многое уже знаете, умеете и поэтому, я уверена, хотите знать ещё больше. А это самое главное.

Учитель . Я уверена, что на следующий урок вы придете ко мне не с пустыми тетрадями, а них будет творческое домашнее задание.

Что вы должны делать к каждому уроку музыки?

Дети . Слушать музыку, подбирать слова к характеру, определять жанр и по желанию нарисовать картинки к прослушанной музыке.

Учитель . Верно! Я с интересом выслушаю всех, кто выполнит задание, я уверена, что вы меня приятно удивите.

Учитель. Вы довольны своей работой на сегодняшнем уроке? Было ли вам интересно? Что больше всего понравилось на уроке? Не устали ли вы?

Дети отвечают на вопросы учителя.

Учитель . Мне было очень приятно сегодня с вами работать, вы меня порадовали. Спасибо вам за работу на уроке.

Дети (хором) Танец-шествие.

На экране портрет Ф. Шопена и картинка, на которой люди двигаются в ритме полонеза.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представляю презентацию вместе с конспектом урока по обобщающей теме I четверти в 3 классе. Цели урока: систематизировать и обобщить ключевые знания учащихся; прививать любовь и интерес к .

План-конспектоткрытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013гУрок № 72 классТема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Г.


Технологическая карта урока "Патриотическая тема в музыке С.С.Прокофьева и М.И.Глинки" 4 класс, программа " Музыка" Г.П.Сергеева,Е.Д.Критская, Т.С.Шмагина, автор НаташенковаС.Ю., учитель музыки

Технологическая карта урока "На великий праздник собралася Русь! Патриотическая тема в музыке С.С.Прокофьева и М.И Глинки" по программе "Музыка " Г.П.Сергеева, е.Д. Критская, Т.С..Шмагина4.


Художественно-педагогическая идея урока. Музыка военных лет - как неотъемлемая часть патриотического гражданского воспитания учащихся. «Какой дьявол может победить народ, способн.

Цель: познакомить детей, с музыкой, звучащей в цирке, с ее огромным значением в цирковом представлении, познакомить с композитором Исааком Дунаевским, с артистами цирка. Задачи:Предметные:научатс.

Технологическая карта урока музыки 3 класс "Музыка любимой Самары" (учитель музыки МБОУ Школа №101 Самара Кудашкина О.А.)

Технологическая карта урока музыки "Музыка любимой Самары" предназначена для учителей, которые включают в свои рабочие программы материал о своем городе, о творческих людях. Дети знакомятся с культурн.

Песня, танец, марш перерастают в песенную, танцевальную, маршевую музыку.

Открытый урок (обобщающий), в котором использованы как ране изученные песни, так и новые, а также предлагается различные музыкальные произведения, для закрепления изученного материала за п.

Тема «Жанровая направленность в музыке :

Учитель музыки Архипова И. С.

Тема урока : Жанровая направленность в музыке : песенность, танцевальность и маршевость.

Тип урока : урок углубления

• воспринимать на слух произведения классической мировой и отечественной культуры, эмоционально откликаться на музыку, уметь формулировать высказывания о музыке (музыкальном произведении).

• ближе познакомить обучающихся с особенностями творчества музыкантов – классиков, современных поэтов и композиторов.

• повторять и закреплять полученные знания о жанровом разнообразии музыки.

• развивать слушательскую, зрительскую, исполнительскую музыкальную культуру обучающихся.

• совершенствовать вокально – хоровые навыки обучающихся, с использованием артикуляционных упражнений.

• уметь проводить простые логические сравнения (анализ, обобщение) между музыкальными произведениями,

• воспитывать любовь к музыке, умение слушать, понимать и исполнять несложные музыкальные произведения.

Ход урока

I. Организационный момент

На экране портрет автора музыки : Исаака Дунаевского и автора слов: Василия Лебедева-Кумача (Слайд 1)

Учитель обращает внимание ребят на то, что при входе они должны слушать музыку и идти в соответствующем характере.

" Мы шагаем как солдаты радостно и дружно!

Инструменты для парада взять ребятам нужно!

Пусть ударят барабаны, трубы заиграют,

В ритме марша всем отрядом весело шагаем!"

Учитель: Здравствуйте. Дорогие ребята, я очень рада видеть вас всех на нашем уроке. Музыкальное приветствие с учениками и гостями.

"Что с нами музыка творит! Заставит плакать и смеяться,

Высокой нотой зазвенит, чтоб с нею нам не расстаться".

Учитель: Сегодня на урок вы вошли под чёткую, восторженно -

взволнованную музыку, как она называется, и кто её автор?

Учитель: Назовите жанр, в котором написана эта музыка.

Ответы учащихся: Эта музыка написана в песенно-маршевом жанре, люди поют и маршируют.

Какие жанры музыки мы знаем? Какие типы музыки эти жанры образуют?

III. Этап подготовки обучающихся к активному усвоению материала.

Учитель: Ребята, мы продолжаем путешествие по волшебной Стране музыки. (Слайд 3)

«Посмотрите-ка сюда: вот три жанра, три кита.

Песня, Танец, Марш, поверьте, неразлучные друзья.

Если вместе соберутся, всюду музыка слышна.

Основной этап урока

Основной этап урока включает воспроизведение обучающимися знаний, умений и навыков, выполнение творческих заданий и упражнений.

На экране картинки с изображением поющих ребят, танцующих героев из сказок и марширующих деревянных солдатиков.

1. Работа с понятиями (терминами)

Песня—это исток, вершина музыки. Песня – неразрывное соединение слова, звука, ритма, интонации. Песни бывают разные по характеру и исполнению. Бывают как со словами, так и без слов.

Песенность – особенность музыки, пронизанной певучестью, мелодичностью, лирическим настроением.

Музыкальная азбука

3. Слушание музыки

Учитель. А теперь мы садимся, слушаем музыку.

Перед слушанием учитель обязательно обращает внимание на то, чтобы дети подобрали слова к характеру и настроению музыки, определили жанр.

Слушание и подпевание песни: "До, ре, ми, фа, соль", муз. А. Островского, сл. З. Петровой.

(Пропевание и показ рукой восходящее и нисходящее движение "до мажорной" гаммы)

Учитель: Мне понравилось ваше исполнение. А теперь мы отгадаем музыкальную загадку.

Учитель: Ребята, вам понравилась музыка? Расскажите, в каком жанре она звучит? Каково настроение в музыке?

Педагог подводит учащихся к определению жанра :

Ребята, как же так получилось? Мы услышали и танцевальность, и песенность в этой музыке. Отмечается изящная танцевальность музыки, с лёгкой песенной

Учитель: Перед нами пример песенно-танцевального жанра.

Танец– это музыка, под которую танцуют. Танцы отражают жизнь народа, его обычаи, являются выражением чувств и мыслей людей. Музыка каждого танца имеет свой темп, размер и только ему присущий ритмический рисунок.

Танцевальность - особенность музыки, передающая лёгкий, чуть пружинный грациозный характер танцевальной музыки.

4. Танцевальная разминка

Ребята, вы знаете, что киты в огромном океане музыки встречаются как друзья.

В музыке – как в жизни, песенная музыка дружит с танцевальной и маршевой.

Давайте вспомним характерные черты песенной, танцевальной и маршевой музыки.

5. Логическая игра

На экране слова" певучесть" "мелодичность", "веселье", "звонкий задор", "изящность", "ритмичность", "зажигательность", "четкость", "решительность", "торжественность", "строгость". (Слайд 5)

Учитель (показывая на экран) Ребята, к каким жанрам относятся эти слова?

"изящность", "ритмичность", "зажигательность" - для танцевального жанра,

"четкость", "решительность", "торжественность" "строгость" - для маршевого жанра.

Если дети затрудняются, то учитель с помощью наводящих вопросов приводит их к правильному ответу.

6. Распевание и пение

Учитель: (показывает иллюстрацию) Ребята! Я предлагаю сейчас поиграть

с нашими весёлыми "клоунами" и разогреть наша голоса, пройдя путь по

"музыкальным ступенькам. " У каждой ступеньки есть своё имя и называются

они…первая до, вторая ре, третья ми…

Спеть песенку-попевку два раза, сопровождая каждый звук движением руки

Учитель исполняет на инструменте мелодию - и просит угадать песню

Ребята, послушайте начальные звуки мелодии песни, с которой мы

познакомились на прошлом уроке.

Ответы детей: Песенка о зимнем приключении в лесу.

Учитель настраивает ребят, обращает внимание на четкую дикцию, на песенный жанр музыки. Просит исполнить в характере музыки : светло, радостно, с вдохновением.

Ученики исполняют 1 – 2 куплет песни "цепочкой", 3 куплет – хором

Учитель: Мы поработали над трудными местами. Теперь представим себя исполнителями на сцене и споём эту шуточную песню в соответствующем характере.

Учитель: Мне очень понравилось ваше исполнение. А теперь внимание! Для

нас прозвучит ещё одно музыкальное произведение.

7. Открытие новых знаний

Слушание и восприятие музыки, просмотр слайдов с изображением торжественных шествий на балах прошлых веков.

Учитель подводит учащихся ещё к одному понятию жанровой

направленности в музыке : Понравилось вам это музыкальное произведение? В каком характере оно прозвучало? Какие музыкальные жанры здесь встретились?

Марш – от французского слова (marche) - ходьба. В музыке так называются пьесы, написанные в четком, энергичном ритме, под который удобно идти в строю.

Марши бывают : торжественные; военно-строевые; походные; спортивные; детские, игрушечные.

Маршевость - особенность музыки, пронизанной маршевыми ритмами, чёткими акцентами, мощной торжественной поступью.

Итог урока

Учитель: Ребята! Наш урок приближается к завершению.

Давайте вспомним музыку, которая сегодня прозвучала.

Учитель напоминает музыку, включив аудио/записи.

Как называются музыкальные произведения, которые звучали на уроке?

Помощь педагога (при затруднении).

Музыку каких композиторов мы сегодня слушали?

Дети отвечают, глядя на экран.

Учитель: Какие жанры музыки мы знаем?

Дети (хором по руке учителя) Песенный, танцевальный, маршевый жанры.

Учитель: Какие жанры были главными на сегодняшнем уроке?

Дети (хором по руке учителя) песенно-маршевый жанр, песенно-

танцевальный жанр, танцевально – маршевый жанр.

Учитель: Сегодня мы убедились ещё раз в том, что музыка – чудесное искусство, которое дарит радость, учит дружить, вдохновляет нас на добрые дела. Она живет рядом с нами, в ней отражается наша жизнь. А новые понятия, такие как песенность, танцевальность, маршевость являются тем золотым ключиком, которым открывают все двери в удивительный и прекрасный мир музыки.

Давайте завершим наш урок знакомой песней.

Учитель: Вот вам творческое домашнее задание. Слушать музыку, давать

характеристику прослушанного произведения, определять жанр и по

желанию отразить в рисунке свои впечатления от музыки.

Учитель: Что вам понравилось на уроке? Было ли вам интересно? Вы

довольны своей работой на сегодняшнем уроке?

Дети отвечают на вопросы учителя.

Учитель: Мне было очень приятно сегодня с вами работать, вы меня

порадовали. Спасибо вам за работу на уроке.

На экране изображение людей, двигающихся в ритме марша.

Прощание. Выход обучающихся из зала.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Усачева. Музыка 3 класс

I четверть. Характерные черты русской музыки

8 урок. ПЕСЕННОСТЬ, ТАНЦЕВАЛЬНОСТЬ, МАРШЕВОСТЬ. ОБОБЩЕНИЕ ТЕМЫ I ЧЕТВЕРТИ

Цель урока: Систематизация и обобщение ключевых знаний учащихся.

Задачи урока:

- обобщить темы первой четверти;

- формировать творческие и музыкальные навыки;

- развивать музыкальные способности обучающихся;

- прививать любовь и интерес к русской классической музыке.

ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Организационный момент. Музыкальное приветствие

Что с нами музыка творит!

Заставит плакать и смеяться,

Высокой нотой зазвенит,

Чтоб с грустью навсегда расстаться.

И монотонна, и нежна.

Над колыбелью сказкой льется.

И сердцу скорбному важна,

Когда о матери поется.

Растопит зло, душевный лёд

Под своды храма улетая.

И добрым Ангелом сойдет

Рожденный звук провозглашая.

Нам легче в этом мире быть,

Не уставая удивляться.

И музыку нельзя не полюбить,

Чтоб ею жить и вечности касаться.

- Ребята, мы вновь сегодня отправляемся в путешествие по волшебной Стране музыки.

Дайте определения: Что такое песенность? Что такое танцевальность? Что такое маршевость?

Ответы учащихся.

- Назовите авторов и их музыкальные произведения, в которых мы слушали эти три важные области музыки.

Ответы учащихся.

- А из какого источника композиторы черпают вдохновение, где находят музыкальные темы для своих сочинений?

- В народном творчестве: песнях, маршах, плясках.

Слова эти, конечно, не надо понимать в их прямом смысле, тем более что сам Глинка редко пользовался в своих сочинениях мелодиями народных песен. Смысл этих слов в том, что композитор должен учиться у своего народа думать, чувствовать и творить. Сегодня вы сами убедитесь в том, как Глинка сумел воплотить в своей музыке думы, чувства и творческий дух русского народа так, как до него это ещё никому не удавалось.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Сам Глинка вспоминал, что когда он читал сцену, где Сусанин гибнет в лесной глуши, заведя туда врагов, спасая будущего русского царя и Отечество, то волосы у Михаила Ивановича от ужаса вставали дыбом!

И вот теперь мы слушаем оперную арию, в которой Глинка с помощью русской песенности и истории о подвиге простого русского человека учит нас думать и чувствовать по-русски. Иван тоже ждёт утра, зари – последней.

Как вы думаете, почему?

Прослушивание фрагментов: Мазурка, ария Сусанина (без слов)

2. Танцевальность симфонической музыки М. Глинки

Попробуйте также удержать эту мелодию для себя, попробуйте услышать танцевальность мелодии в звучании большого симфонического произведения. А чтобы лучше это получилось, подыграйте себе, прищёлкивая пальцами.

3. Разучиваем, поём, играем

В каждом произведении наши черты – песенность, танцевальность и маршевость – только помогают раскрыть главный смысл произведения, главную мысль композитора. Музыка ведь не существует сама по себе, а появляется тогда, когда наполняется человеческими мыслями и чувствами. Ведь главное – о чём петь!

Вот, например, подумайте, что очень важно для всех людей, для всех детей. Когда всем хорошо, все счастливы и рады?

Ответы учащихся.

Ну, конечно, самое главное - когда нет ссор и вражды. Это и есть смысл нашей песни, которую мы с вами сегодня разучим. И если кто-то еще этого не понимал, тот, может быть, выучив и исполнив песню, задумается об этом!

Давайте разучим песню о дружбе и попытаемся понять, как композитор и поэт нашли подтверждение этим мыслям, сочиняя стихи и мелодию. Как они доказывают, что дружба – это очень важно и весело?

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Итак, в музыке большую роль играют песенность, танцевальность и маршевость. Именно эти свойства музыки и делают ее близкой, доступной и понятной даже малоопытным слушателям. Песенность, танцевальность и маршевость выводят нас на широчайшие музыкальные просторы.

1) Как зовут человека, который пишет музыку? ………………………………………..

2) Как называются знаки, которыми записывается музыка? …………………………..

4) Каким термином обозначается скорость исполнения музыкального произведения? …………………………………………………………………………………….

6) Назовите авторов музыки балетов:

7) Назовите авторов музыки опер:

8) Отметьте, кто из перечисленных людей не является композитором:

Читайте также: