Конспект занятия путешествие в бумажную страну

Обновлено: 07.07.2024

1. Дать знания о том, как, из чего и для чего делают бумагу.

2. Расширять и закреплять представления детей о свойствах бумаги и её качествах: гладка – шершавая – гофрированная, толстая – тонкая, рвётся, мнётся, намокает, шуршит, горит.

3. Продолжать активизировать и обогащать словарь детей прилагательными, (шуршать, тонкая, мнущая) новыми словами: комбинат, целлюлоза, лесовоз, вальщик. Слушать речь собеседника, не перебивая; отвечать на вопросы.

4. Упражнять в умении из мятой бумаги создавать композицию (украшать платья). Развивать интерес к работе с бумагой.

5. Воспитывать умение работать сообща.

Вид детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная.

- имеют элементарные знания о свойствах и качествах бумаги, называют и различают предметы, сделанные из бумаги;

- проявляют умение работать в коллективе, создавая коллективную работу;

- имеют предпосылки учебной деятельности;

- умеют поддерживать беседу по вопросам.

Материал для занятия:

- бумажные куклы Маша и Даша;

- бумажный замок; мольберт, ткань – 2, опилки в банке;

- цветная бумага разной фактуры на ватмане, для закрепления свойств и качеств бумаги (картон, салфетки, калька, газетная, тонкая, мятая, резанная, рваная, гофрированная, гладкая, бархатная);

- для предметной деятельности: клей, салфетки разного цвета, клеёнка, подставки, кисточки, 2 силуэта платья, образец.

- Доброе утро! Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей. Посмотрите, больше отвлекаться не будем. Меня зовут Татьяна Анатольевна.

Приготовьте свои ладошки вот так (показываю), Я подойду, прикоснусь к вам (вот так), а вы назовёте своё имя.

- А теперь встаньте в круг, ушки на макушки - слушайте внимательно.

Но что бы нам туда попасть, надо сказать дружное волшебные слова:

(Воспитатель подходит к накрытому замку, снимает ткань.)

Вот мы и здесь. В этой стране всё бумажное.

(Воспитатель показывает на бумажный замок.)

- Что это? Правильно, это замок, но не простой, а бумажный.

- Вы ни чего не слышите? Тихо, а я слышу, что кто-то идёт. (Воспитатель достаёт Машу и Дашу).

- В этом замке живут куклы. Давайте познакомимся. Это – Даша, а это Маша. Из чего же сделаны куклы? (из бумаги). Значит, куклы, какие? (бумажные). Правильно, все жители и все предметы этой страны бумажные.

- Бумага очень интересный и нужный материал.

- Ребята, а вы знаете, что делают из бумаги? (Ответы детей: книги, тетради, туалетную бумагу, газеты, коробки, игрушки, цветную бумагу и другие.)

Рассказ воспитателя: «Бумагу делают на целлюлозно-бумажном комбинате (слайд).

- А из чего делают бумагу? (Ответы детей: из дерева.) Деревья растут в лесу.

- Для того что бы сделать бумагу, нам надо заготовить лес, посмотрите, как заготавливают лес. Лес заготовляют вальщики пилами (слайд). Но это очень трудная работа. И на помощь приходят машины, они сильные, мощные.

- Вот лес заготовили. Но его надо привезти на комбинат.

- Может кто-нибудь из вас знает, как привозят лес на комбинат? (Ответы детей: по железной дороге, на лесовозах.)

- Да, лес можно привезти и по железной дороге, вагонами (слайд), и по автомобильной дороге – на машинах – лесовозах (слайд).

- А еще раньше лес сплавляли по воде. из бревен делали плоты (плоты).

- Вот лес доставили на комбинат. И тут начинается его переработка: его чистят, моют, измельчают в мелкие частички, эти частички называют опилками (показываю), отбеливают, прессуют.

- Молодцы, вы уже много знаете о бумаге.

Маша и Даша очень расстроились. Был сильный ветер и к ним в бумажную страну попали вещи из других сказочных стран. Давайте поможем Маше и Даше сложить в волшебный сундучок только бумажные вещи. Волшебным сундучком у нас будет обруч.

- Молодцы ребята, Даша и Маша очень рады, что вы помогли собрать бумажные вещи. Настоящие помощники!

- Давайте поговорим о качествах и свойствах бумаги. Для этого у меня приготовлены вам подсказки. Вы знаете, бумага может быть разная ( ответы детей, если не получается, задаю наводящие вопросы, обращаю внимания на картинки – подсказки).

(Разная по цвету- разноцветная; разная по толщине; разная на ощупь; бумагу можно мять, рвать, резать, сгибать, рисовать на ней.)

Сейчас мы превратимся в бумагу (вокруг себя повернись и в бумагу превратись).

- Бумага развернулась (руки-ноги врозь);

- Сложилась пополам, вот так (поворот в сторону);

- А теперь вот так (наклон вперёд);

- Бумагу смяли, получился комочек (Присесть, руки сложить перед собой);

- Комочек подбросили (подпрыгнуть);

- Комочек разгладили (вернуться в исходное положение).

- Вокруг себя повернись и в ребяток превратись.

Вот эти дети украшают платье для Маши, подойдите к этому столу, а эти дети – для Даши. Сначала договоритесь между собой какой рисунок платья будете делать, какого цвета, как расположите узор.

(Дети выполняют, воспитатель помогает.)

Посмотрите, какие красивые платья получились у нас, куклы довольны. Я очень рада за вас что всё у вас получилось.

- Ребятки, время очень быстро пробежало и нам пора возвращаться из путешествия.

- А кто помнит волшебные слова? Давайте вместе скажем волшебные слова: Вправо, влево повернись и в саду окажись.

- Вот мы и на месте.

- Ребята, а что вам больше всего запомнилось в нашем путешествии. (Ответы детей.)

Оценка деятельности детей на занятии.

Сюрприз: что же это тут, лежит бумажный кулёк, откуда он взялся? Посмотрим? (раздаю угощения).

Цель: Продолжать расширять, формировать и закреплять основы знаний и представлений о свойствах бумаги. Учить детей проводить опыты и эксперименты с бумагой.

Образовательные: Сформировать представление о свойствах бумаги, видах. Развивать умение обследовать предмет, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы на основе эксперимента.

Развивающие: Развивать логическое мышление, память, внимание, наблюдательность, умение выражать мысли, используя все части речи. Отвечать на вопросы. Развивать координацию движений, мелкую моторику рук. Учить самостоятельно проводить опыты и эксперименты.

Речевые: Развивать связную речь, словесно-логическое мышление, продолжать учить детей последовательно излагать свои мысли.

Воспитательные: Воспитывать интерес к свойствам окружающих нас предметов, любознательность, бережное отношение к окружающему.

Прямоугольные листочки бумаги одинакового размера разных видов.

Бумага : газетная, картон, салфетка, альбомная, обойная, копировальная. Предметы, изготовленные из бумаги. Карандаши.

Предварительная работа: рассматривание предметов сделанных из бумаги.

Ход занятия

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: "Доброе утро!"

"Доброе утро!" – солнцу и птицам.

"Доброе утро!" – улыбчивым лицам.

А сейчас улыбнитесь друг – другу и подарите свои улыбки гостям.

Ребята, мы свами сейчас отправимся в путешествие в бумажную страну. Вы любите путешествовать?

Воспитатель:. Дети, отгадайте загадку:

Это что за чудеса:

Дует ветер в паруса?

Ни паром, ни дирижабль —

По волнам плывет.

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе ’’Путешествие в бумажную страну’’

. Воспитатель: (Показывает детям кораблик, сделанный из бумаги) на этом кораблике мы и отправимся в наше путешествие. Вы согласны?

Тогда смелее в путь. Закройте глаза и скажите волшебные слова: Раз, два, три Кругом повернись – кораблик бумажный, в бумажной стране очутись!

(Дети открывают глаза на столах у них лежат образцы бумаги разных видов)

Воспитатель: Ребята, мы попали в бумажную страну! Как здесь интересно! В бумажной стране много бумаги. А кто мне скажет, из чего делают бумагу?

Дети: Из деревьев

Воспитатель: Всё верно, бумагу изготавливают из деревьев, это очень долгий и не простой процесс. Вот послушайте стихотворение:

Лесорубы дерево срубили,

На станке на части разделили,

Чурбачки на щепки порубили,

И в растворе долго их варили.

А потом всю жидкость отжимают,

Валиком утюжат, сушат, гладят.

Так выходит чистый лист бумаги

Для журнала, книги и тетради.

Воспитатель: Представьте ребята, для того чтобы у нас с вами была бумага, трудятся очень много людей: деревья сначала рубят лесорубы, отправляют на фабрику для обработки там срубленные деревья делят на части, затем на щепки, варят в специальном растворе, отжимают, утюжат большим валиком, сушат, гладят и только после этого получается бумага. Это очень тяжелый труд, поэтому мы должны аккуратно относиться к изделиям из бумаги. А скажите мне ребята, какими изделиями из бумаги мы пользуемся в повседневной жизни.

Ответы детей: книги, раскраски, альбом, салфетки и др.

Воспитатель: Вот видите, как много предметов из бумаги нас окружает, и мы должны бережно относиться к ним, не рвать книги, аккуратно рисовать на листе бумаги, не тратить зря салфетки.


Возьмите бумажные листочки в руки. Рассмотрите их, потрогайте, погладьте.

Воспитатель:. Вся бумага одинаковая?

Воспитатель:. Чем отличаются листочки? (Ответы детей)

А теперь подумайте, может ли в нашем мире все быть сделано из бумаги? Могут ли быть бумажные дома? Почему? А почему в нашем мире не делают одежду из бумаги? Мебель? А транспорт? Дома у нас строят из камня, мебель делают из дерева, одежду шьют из ткани, а транспорт делают из металла. Потому что эти материалы прочные, надежные. А прочная ли бумага, мы сейчас с вами проверим

(Воспитатель незаметно достает бумажного попугая)

Воспитатель:Ребята посмотрите,а кто это?


Воспитатель: Бумажный попугай из бумажной страны. Его зовут Кеша.

Воспитатель: Попугайчик Кеша предлагает нам узнать новое свойство бумаги и приглашает нас в свою лабораторию. Вы согласны?

Не забудьте, что в лаборатории есть свои правила, давайте их вспомним.

Дети: нельзя шуметь, мешать друг другу, ничего не трогать без разрешения.

Воспитатель: Прежде чем приступить к опытам вспомним свойства бумаги.

Дети: бумага рвется, мнется, режется, горит.

Сегодня мы попробуем провести опыты с разными видами бумаги и определить ее отличие.

Давайте немного отдохнем и поиграем.

По бумаге я бегу, все умею, все могу (бег на месте)

Хочешь домик нарисую (встать на носочки, руки вверх, изображая крышу)

Хочешь елочку в снегу (присесть, руки вниз в стороны)

Хочешь дядю (показать усы)

хочешь сад (повороты в стороны, руки вверх)

Мне любой ребенок рад (прыжки на месте)


- Перед вами картон, газетная и обойная бумага. Попробуйте разорвать каждую. (Дети выполняют задание)

- Что можно сказать о бумаге?

Вывод: разная бумага имеет разную прочность. Картон прочный, обойная бумага менее прочная, газетная бумага хорошо рвётся.


Перед вами два вида бумаги : картон, простая альбомная бумага. Мы возьмем сейчас ножницы и разрежем сначала альбомную бумагу, а потом картон. Бумага разрезалась быстро и легко. При разрезании картона у нас возникли затруднение

- Какой вывод вы можете сделать?

Вывод: Картон толще, чем альбомная бумага.


Смять сначала бумагу, потом картон.

Вывод: чем толще бумага, тем она труднее мнется


Для создания этого опыта нам понадобится вода.

Положите лист бумаги в емкость с водой. Опустить в воду сначала салфетку, затем альбомный листок бумаги. Что произошло?

Вывод: тонкая бумага намокла быстрее и распалась,


бумага потолще тоже намокает, но ей потребуется больше времени. Бумага боится воды, бумага материал не прочный.

Общий вывод: вся бумага рвется, мнется, режется и намокает, но по-разному.

Легче всего - газетная, потому что газеты печатают каждый день свежие, она самая тонка.

Альбомная бумага–потолще, попрочнее из нее изготавливают альбом для рисования.

Картон – самая толстая, плотная бумага, поэтому его используют для изготовления коробок, обложек для книг.

В. Молодцы ребята, все правильно. Кеша приготовил нам еще один сюрприз. Но сначала наведем порядок на столах. Аккуратно уберите стаканчики с водой и тарелочки на другой стол.

А теперь продолжим работу в лаборатории. Проходите.


А вот и Кешин сюрприз (показать копировальную бумагу) Это копировальная бумага. Давайте проговорим все вместе – копировальная. Вы встречались раньше с ней? Как вы думаете, для чего она нужна?

В. Копировальная бумага нужна для получения нескольких штук одного и того же изображения – копий. Сейчас для получения копий придумали специальный прибор – ксерокопировальный принтер (Раздать тарелочки с копировальной бумагой, листы бумаги и карандаши) Давайте рассмотрим бумагу. Бумага одинаковая с двух сторон?

В. Какие стороны у бумаги?

Дети: одна сторона блестящая.

В. На этой стороне нанесена краска. А вторая сторона блестит?

В. Ее называют матовая. Давайте повторим (все повторяют)

В. Теперь я буду рисовать. Я беру два листочка бумаги, между ними положу копировальную бумагу блестящей стороной на нижний листок. На верхнем листочке нарисую солнышко.

В. Сколько получилось рисунков, одинаковые ли они?

В. Чем эти рисунки отличаются? Какая бумага мне в этом помогла?

В. Вместе повторим – копировальная. Попробуйте нарисовать солнышко сами. У вас должно получиться два одинаковых рисунка. Кто напомнит, какой стороной на листочек нужно положить копировальную бумагу, блестящей или матовой?

Самостоятельная деятельность детей.

В. А теперь поднимите и покажите, сколько рисунков у вас получилось. Молодцы все справились.

В. Расскажите, что вам больше всего запомнилось в бумажной стране?

Давайте вспомним, какими свойствами обладает бумага (показать карточки – схемы)

Дети: бумага рвется, мнется, режется, горит, намокает.

В. Ребята, а бумага прочный материал?

Ответ детей. Нет

Воспитатель: Ребята мы с вами знаем, что бумагу делают из деревьев, и для того что бы получить сто килограммов бумаги нужно уничтожить одно дерево, а представьте, что наступит время, когда на земле не останется ни одного дерева.

Воспитатель: Давайте будем беречь бумагу и изделия из бумаги. Обращаться с ней аккуратно, а рвать, мять и резать только для поделок.

Воспитатель: Ребята, Кеша вас благодарит. Вы ему очень понравились, и он дарит вам разноцветные бумажные кораблики


Нам пора возвращаться. Заберите свои рисунки, подарки и произнесем заклинание:

Один, два, три, четыре, пять – начинаем колдовать.

Кругом повернись - в Детском саду очутись!

Цель: Развитие творческой и познавательной активности детей при ознакомлении детей с бумагой.

Учить расставлять события в правильной последовательности, продолжать учить детей использовать в своей работе алгоритмы, схемы.

Учить детей самостоятельно выдвигать возможные способы решения проблемы. Формировать умение видеть знакомый предмет под новым углом зрения, искать ему новое применение.

Создать условия для инициативы и любознательности у детей с целью закрепления полученных знаний. Расширять представления детей о труде взрослых.

Развивать познавательные способности детей в процессе практической деятельности.

Развивать умение оптимально организовывать рабочие место .

Развивать у детей у мения выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны, развивать поисковую активность, мышление, внимание , речь.

Развивать творчество и фантазию при изготовление дизайнерской бумаги.

Воспитывать активную жизненную позицию у ребёнка, желание участвовать в акциях, вовлечение детей в практику сбора и сдачи макулатуры. Воспитывать желание у детей к необходимости вторичного использования природных ресурсов.

Воспитывать любознательность, бережное отношение к окружающему.

Ход образовательной деятельности.

1. Гости к нам пришли сегодня.

К ним сейчас вы повернитесь,

Поздоровайтесь с гостями.

- Я очень рада видеть вас и ваши добрые лица! Давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг другу!

-Дети, кто из вас знает, что означает слово бережливость? ( бережливость - это важное качество человека, необходимое ему в жизни)

-Что мы должны беречь? (Вещи, игрушки, книги, продукты, природу)

- Как вы считаете, для чего нам нужно беречь вещи? (Чтобы предметы и вещи служили другим детям, когда мы уйдем в школу, на сэкономленные деньги родители могут нам покупать что-то полезное, съездить в отпуск, устраивать семейные праздники)

-Ребята, послушайте загадку.

- Она бывает документом,

Салфеткой, фантиком конвертом,

Письмом, обоями, билетом,

Альбомом, книгой и при этом

Она бывает и деньгами.

-Правильно, дети это бумага.

Сначала нам нужно сказать волшебные слова.

На месте дважды покружись!

В волшебной стране очутись! (звук волшебной музыки)

-Мы с вами оказались в волшебной стране!

-Как вы думаете в какой?

- Из чего сделаны предметы в этой стране?

-Значит страна какая? (Правильно, это бумажная страна) -Ребята, а вы обратили внимание, что в бумажной стране оказались все наши поделки!

- Почему? (потому что они сделаны из бумаги)

- Какими бумажными предметами мы пользуемся ежедневно?( Читаем книги, рисуем на бумаге, пишем в тетрадях, делаем аппликации, поделки)

-Что из бумаги делают? (книги, тетради, бланки, газеты, обои, поделки)

-Правильно ребята в жизни мы очень часто сталкиваемся с бумагой.

- Ребята, а вы бы хотели узнать ещё больше о бумаге?

-А как вы думаете, из чего делают бумагу? (из древесины)

- Как известно, бумагу получают из древесины, запасов которой с каждым годом становится всё меньше и меньше, а потребность бумаги возрастает.

-На чем писали люди, когда бумаги еще не было? (на скалах высекали - изображения, на глиняных и восковых дощечках, на папирусе, бересте).

-В какой стране впервые изобрели бумагу? (Китай)

-Правильно первую бумагу делали в Китае, сохраняя при этом все этапы изготовления в секрете, но со временем китайский секрет перестал быть секретом, и во всем мире люди научились делать бумагу по китайскому способу. В наше время бумагу делают машины. А управляют этими машинами люди.

-Кто из вас знает, как и где изготавливают бумагу? (На бумажной фабрике, комбинате)

-Я предлагаю узнать, как делают бумагу. Давайте подойдём к экрану и посмотрим.

-Ребята, вы увидели, что изготовление бумаги очень долгий и сложный процесс.

-Какой вывод для себя мы сделаем? (Чем больше делается бумаги, тем меньше остается деревьев.)

-Да правильно, нужно бережно обращаться с бумажными предметами, экономно использовать бумагу.

-Ребята, а нам пора отправляться дальше

-Скажите, откуда люди узнают много разных новостей? (газета)

-Прежде чем попасть к читателям, газета проходит долгий путь. В её создании участвуют люди многих профессий.

-Давайте назовем эти профессии ( журналист, специальный корреспондент, фоторепортер, художник)

-Скажите, что хорошего, в том, что у нас есть газеты?

Хорошо: узнать много новостей, можно прочитать, узнать много нового, интересного, можно рассматривать картинки, выучить стихотворение, находить знакомые буквы, когда мы научимся читать, то сможем прочитать все газеты и узнать, что в них написано. Учитесь скорей читать!

- Если мы в лесу найдем, много ягод как нам в этом может, помочь газета?

( Свернуть из газет кулёчки и собирать ягоды)

- Как хочется посидеть у ручья, но кругом песок. Что же делать? (Можно газеты превратились в коврики)

-А чем ещё может быть газета? В холод газета согревает, а в жару? (Если будет жарко, можно обмахиваться веером).

-Ещё можно шляпку сделать, чтобы голову солнцем не пекло.

-Когда делают ремонт, то тоже делают шляпки, чтобы не запачкать голову

-Если дождь пойдет, то газету можно просто держать над головой, как зонтик!

-Ребят скажите, а что плохого от газеты?

Плохо: мы не умеем читать, и не можем прочитать, что написано в газетах, буквы бывают мелкие, газета бумажная – её можно порвать, испачкать, намочить, если газеты старые — они желтые, помятые, плохо видно, что написано.

-Скажите газеты можно выбрасывать?

-Да, правильно газеты выбрасывать нельзя.

-Как называется старая использованная бумага? (макулатура)

-И недавно мы с вами принимали участие в акции "Сдай макулатуру - спаси дерево"

-Вы вместе со своими родителями приняли в этом активное участие.

-Я предлагаю вам вспомнить, как это было .

- Дети, вы знаете, еще какой-либо способ изготовления бумаги, чтобы не навредить дереву?

- Правильно, бумагу можно ещё изготовить из старой бумаги.

-Мы все вместе уже делали бумагу из макулатуры. Я предлагаю вам вспомним, все этапы изготовления бумаги и рассказать весь процесс изготовления бумаги из макулатуры. Внимательно рассмотрите картинки.

-Кто из вас назовет первый этап работы?

(Дети на мольберте выкладывают алгоритм изготовления бумаги из макулатуры)

1этап. Мы взяли бумагу и порвали на мелкие кусочки макулатуру и наполнили ими миску до середины.

2 этап. Затем залили бумагу горячей водой.

3 этап. Размяли всё это блендером. Одно из свойств бумаги – это то, что она намокает, поэтому мы с вами получили кашицу из бумаги.
4 этап. У нас получилась бумажная масса (показ слайд алгоритм изготовления бумаги)

- А как вы думаете, будет ли похож процесс изготовления бумаги из древесины с процессом изготовления бумаги из макулатуры?

-Скажите, какие полезные вещи мы можем сделать из остатков использованной бумаги? (открытки, шкатулки, картины)

-Я предлагаю сделать открытку, вы согласны?

-Из чего мы сделаем открытку? (из готовой бумажной массы, которую мы умеем делать)

-При изготовлении открытки, какой дополнительный материал можно использовать? ( веточки от кустарников, семена фасоли, семечек, остатки от пластмассы, косточки от ягод, ракушки, гуашь)

-Дети, а кому мы сможем подарить нашу открытку? (маме, бабушке, сестре, скоро День Матери)

-Наше путешествие в страну Волшебной бумаги продолжается

-Дети, мы с вами говорили, что для создания бумаги трудятся много людей с разными профессиями.

-Вы хотите стать дизайнерами?

-Вы знаете, кого называют дизайнером? (Дизайнер – это человек, который разрабатывает необычные вещи, используя свою фантазию, творческие способности)

- Сегодня мы будем делать с вами дизайнерскую бумагу из макулатуры .

- Дети, на некоторое время наша группа превратиться в дизайнерскую мастерскую.

- Ребята, давайте с вами вспомним правила, при которых работа наша будет успешной.

- В мастерской нужно четко выполнять мои инструкции, не кричать, не трогать предметы без моего разрешения, не пробовать на вкус, соблюдать осторожность, работать на своем месте, не мешать друг другу.

(показ слайда правила в мастерской)

-Ребята, вы любите порядок?

- Следует соблюдать порядок на рабочем месте, то есть, все материалы и инструменты класть на определенные места, так, чтобы рабочее место было свободным от посторонних предметов. Ребята, обратите внимание на схему, которая вам поможет правильно организовать свое рабочее место. - Для работы нам понадобятся фартуки. Я предлагаю надеть их. - А теперь подойдите к своим столам, посмотрите и скажите, что нам понадобится для работы? (бумажная масса, лоток, ложка, губка, акварельные краски) – У нас есть готовая бумажная масса, мы выкладываем ее на лоток и распределяем тонким и равномерным слоем. Затем необходимо убрать лишнюю жидкость, для этого у нас есть губка её мы промакиваем бумажную массу и сглаживаем все неровности.

- Чтобы открытка из бумаги получилась красивой, яркой, как у настоящих дизайнеров, в этом нам поможет волшебный материал, его вы выберете по своему усмотрению.

- А теперь приступим к самому интересному, к изготовлению листа бумаги из макулатуры. (Музыкальное сопровождение )

-И вот наша открытка готова. Что дальше нужно сделать с открыткой ? (её надо просушить)

-Как вы думаете, как мы можем просушить бумагу? (убрать в тёплое место и подождать до полного высыхания)

-Теперь, когда мы с вами закончили работу, посмотрите на свое рабочие место, все у вас на своих местах.

-Расскажите о своей работе, из чего состоит ваша бумажная заготовка, кому ее можно подарить?

-У нас получилась необычная дизайнерская бумага, у каждого свой оригинальный бумажный листочек. И самое главное, что свою заготовку вы сделали своими руками. - Дети наше время вышло, наше путешествие заканчивается. Нам пора прощаться с Бумажной страной и возвращаться в детский сад.

- Давайте для этого скажем волшебные слова. На месте дважды покружитесь! (звук волшебной музыки)

В детский сад вернитесь!

-Вот мы и в детском саду. Посмотрите, что есть у меня.

-Что это? Да это дерево, мы сегодня много говорили о бумаге, из чего ее изготавливают. И запомнили что дерево связано волшебной ниточкой с бумагой. Я вам предлагаю украсить наше дерево красивыми осенними листьями. Мы будем брать красивые листочки и рассказывать, о том что вы узнали сегодня нового, что было для вас интересно.

- Вам понравилось наше путешествие?

- Ребята, вы сегодня узнали много нового о бумаге и ее производстве, узнали о том, что бумагу можно использовать несколько раз и что из вторичного сырья действительно можно получить бумагу. Вы молодцы, потому что смогли сберечь несколько деревьев!

-Чтобы наши гости не забыл о нашей встречи, давайте подарим небольшие сувениры.


- уточнять и расширять представления детей о бумаге, разных ее видах, качествах и свойствах, об истории ее возникновения, процессе производства, свойствах и разновидностях .

- развивать умение обследовать предмет и устанавливать причинноследственные связи в процессе выполнения различных действий с бумагой (мнется, рвется, впитывает воду). Заинтересовать детей работой с бумагой ;

- развивать инициативу и самостоятельность на основе сотрудничества со взрослым и сверстниками в совместной образовательной деятельности;

- образцы бумаги: картон, бархатная, гофрированная, гигиеническая, альбомная, копировальная, газетная
- материал для продуктивной деятельности (Материальное обеспечение: у каждого ребенка на столе полоски бумаги (разная толщина, разная поверхность, стакан с водой, подносы, графитный и цветные карандаши, восковые дощечки);

  • Словесные: вопросы, рассказывание, беседа,
  • Демонстрационный: компьютерная презентация.

-Как вы думаете, бумага была всегда? А на чем же люди писали раньше? Давайте вместе проведем экскурсию в историю и вместе выясним, на чем писали люди раньше.

- Затем начали писать на сырых глиняных табличках. Наши далёкие предки сушили их на солнце или обжигали в огне.

- Более лёгким и надёжным материалом для письма стало дерево. Наши предки славяне наносили свои тексты на бересту – это кора дерева. Их называли берестяные грамоты.

-Люди, живущие на берегах реки Нил, нашли растение-папирус. Стебли папируса разрезали на тонкие полоски, смазывали клеем, сушили на солнце.

- Бумагу придумали в Китае две тысячи лет назад. Китайцы нашли способ делать бумагу из коры дерева. Изобретателем бумаги считается Цай Лунь.

Если я назову вам предмет, и он может быть выполнен из бумаги, вы хлопаете в ладоши. Если нет, приседаете. Будьте внимательными. (Слова: книга, стул, обувь, альбом, газета, зеркало, шкаф, яблоко, журнал) .

2. Основным сырьем для производства бумаги является дерево ,и самые подходящие деревья сосны, ели, березы.

Так, переходя из машины в машину, дерево превращается в белую и чистую бумагу. Мы с вами узнали, какой длинный путь проходит бумага пока попадет к нам. В изготовление каждого листочка бумаги вложен труд многих людей.

- Молодцы! А как вы думаете, бумага вся одинаковая?(рассматривание разных видов бумаги и определение назначения)

– А сейчас проведем первый опыт и попробуем узнать, у кого бумага мнется? (Дети мнут бумагу)
– У всех бумага смялась? У всех. А всем было легко смять? Нет, а почему как вы думаете одну бумагу смять легко, а другую трудно? (ответы детей). Вот видите ребята, с трудом, но все-таки всю бумагу удалось смять. Чем толще бумага, тем она крепче. Сделаем вывод "Бумага мнется".

– А теперь проверим, у кого бумага порвется? (дети отрывают небольшие кусочки бумаги) Вся бумага порвалась?
– Сделаем вывод "Бумага рвется".

– Ребята, для следующего опыта нам понадобится вода.
– Положите листочки в воду. Что произошло? Вся бумага намокла? Какая бумага намокла быстрее? . Толстая бумага тоже намокнет, только для этого потребуется больше времени. Сделаем вывод "Бумага намокает ".

Потяните двумя пальчиками кусочек намокшей бумаги в разные стороны. Получилось? Почему? (бумага размокла и расползлась) ВЫВОД: БУМАГА НАМОКАЕТ В ВОДЕ И РАСПОЛЗАЕТСЯ, ОНА НЕПРОЧНАЯ.

Воспитатель: Опасное свойство бумаги. Ребята, что произойдет, если бумагу поднести к огню? (Бумага загорится) Надо быть осторожными с огнем и не подходить к нему с бумагой.

Я вам хочу сказать, что когда ученые заканчивают свои исследования, узнают все, что им хотелось, они очень радуются своим открытиям – поют песни, кричат - ура! А мы с вами сейчас нарисуем самые понравившиеся опыты, но не на бумаге, а как древние люди на восковых дощечках.

Вы узнали, какой длинный путь проходит бумага пока попадет к нам. Скоро вы пойдете в школу и будете читать не только сказки, рассказы, но и разные учебники, из которых узнаете много интересного. Вы будете не только рисовать, но и писать. Никогда не забывайте, сколько людей трудилось, чтобы у вас были книги, тетради. Относитесь к ним бережно.

Занятие для детей подготовительной группы

Цель занятия – содействие развитию школьной готовности у детей 6 - 7 лет.

Задачи:

· Упражнять в умении находить причинно-следственные связи и объяснять их;

· Развивать зрительно-моторную координацию, ориентировку на листе бумаги, память, образное мышление, произвольное внимание;

· Воспитывать интерес к результатам своей деятельности;

· Мотивировать деятельность детей на выполнение школьно – значимых функций: удерживать и выполнять инструкцию педагога, умению работать в группе,

Используемые технологии: игровые, здоровьесберегающие, ИКТ – технологии.

Используемые методы и приемы: методы повышающие познавательную активность: анализ, построение логической цепочки; методы коррекции – воображаемая ситуация; методы, повышающие эмоциональную активность: игровые приемы, активизация деятельности различных анализаторов.

Предполагаемые результаты занятия:

- учатся находить решение поставленной задачи;

-самостоятельно определяют последовательность событий и описывают их;

- выполняют задания, удерживая инструкцию педагога;

- развивают образное мышление, память, зрительно-моторную координацию;

Материал: листы бумаги, счетные палочки, ноутбук, картина с изображением причинно-следственных событий, карандаш простой, красный, зеленый.

Ход занятия:

Цель : настрой группы на работу, сплочение группы.

-Ребята, ваша группа называется подготовительной, а к чему вы готовитесь?

- Скажите, для чего дети ходят в школу, зачем? Разве плохо быть в детском саду: играть, гулять, рисовать? (Ответы детей)

2. Дети получают по телефону приглашение посетить одну страну, чтобы жители той страны увидели, готовы ли дети в школу, но какая это страна, они должны отгадать, приглашение было прислано, но почему-то дети не ответили на приглашение.

Цель : активизация мыслительных процессов, мотивация к деятельности, тонкая моторика.

-Вы, получали приглашение? (Нет)

- Ребята, почему по полу раскиданы бумажные комочки, давайте соберем их, посмотрим, что там, какие-то они необычные!

(Каждый ребенок разглаживает лист, на одном из них загадка).

«Больше всего на свете Я боюсь огня.

Меня любят дети, писатели и художники.

Я бываю разноцветной. Дружу с карандашами, фломастерами, красками.

- Правильно, это бумага. Так вот в какую страну нас пригласили! Как она называется?

3. Цель: развитие зрительно-моторной координации, взаимопомощи, самооценки.

- Какие транспортные средства, мы можем сделать из бумаги? (Самолет, кораблик, воздушного змея)

- Выбирайте, что кому больше нравится, на том и отправимся в бумажную страну.

(Изготовление транспортного средства. Кто быстро сделал, помогают Ване и Ярославу. Запустить самолеты и кораблики)

- Вот мы и на месте!

- Посмотрите, какая широкая дорога перед нами!

4. Цель : развитие мыслительных операций (анализ, синтез)

- Кто прошел перед нами по Бумажной дороге и оставил следы? (Следы человека, птицы, медведя, собаки, лошади, быка, колес от машины и велосипеда)

- Чьи это следы? Сколько человек прошло (1),птиц (2), лошадей (1)? Как вы думаете, это взрослый медведь?

5. Цель : классификация.

Использование ИКТ - технологий – на экране слайд, картинки расположены в три столбца (дерево-цветок-шишки; книга-ручка-линейка; яблоко-мяч-елочная игрушка шар)

- Посмотрите, сколько интересных картинок, выберите только те, которые имеют отношение к бумаге (ответы детей).

- Что общего между предметами, расположенными по вертикали?

Динамическая пауза.

Цель: смена деятельности. Развитие образного мышления.

- Ребята, по какой дороге мы идем (по бумажной), вы слышите свои шаги? Покажите, как мы идем по бумажной дороге. А если бы мы шли по дороге из железа , какой звук мы бы услышали (топают), а если бы перед нами была река? Как мы попадем на тот берег? Ну, вот ,мы опять на бумажной дороге.

6. Цель: ориентировка на листе бумаги, развитие мыслительных операций, работа в команде.

- Чтобы войти в Бумажную страну, надо отгадать загадки Бумажных человечков:

· У вас есть лист бумаги и счетная палочка. Положите палочку на лист таким образом, чтобы получился треугольник.

· У листа бумаги четыре угла, один – отрезали. Сколько осталось?

· На листе бумаги начерчена линия. Как сделать ее короче, не стирая и не зачеркивая?

7.Цель: развивать зрительно-моторную координацию, умение удерживать инструкцию.

- Мы прошли в Бумажную страну, но, мы забыли, что в гости с пустыми руками не ходят! Давайте сделаем подарки Бумажным человечкам - бусы из девяти бусинок.

Инструкция: Каждая первая бусинка остается белой, каждая вторая зеленая, каждая третья красная.

8.Цель: находить причинно – следственные связи и объяснять их.

- В Бумажной стране много необыкновенных картин. Вот одна перед вами. Посмотрите на нее внимательно и скажите, что произошло за пять минут до того, как художник нарисовал картину? ( Кот съел рыбу на столе) Составьте короткий рассказ.

9. Цель: удерживать инструкцию, развивать образное мышление, тонкую моторику.

- Посмотрите, какая нитка встретилась нам на пути. У нее есть три желания:

1. Чтобы она стала толстой ниткой

2. Чтобы ее распутали

-3.Чтобы она могла летать.

- Вы ведь многое можете, помогите нитке.

- Ребята, нитка имеет отношение к бумаге? Какое ?

10. Цель: рефлексия занятия, развивать критичность своей деятельности.

- Ребята, нам пора. Садитесь на свои самолеты, корабли и возвращаемся в группу. Скажите, что больше всего понравилось в Бумажной стране? Какое задание было самое трудное для тебя (имя)? А для тебя? Вы справились со всеми заданиями?

Читайте также: