Правописание окончаний имен существительных в родительном падеже 4 класс конспект урока
Обновлено: 06.07.2024
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Конспект урока по русскому языку. 4 класс.
познакомить с особенностями существительных в родительном падеже;
отрабатывать способы проверки правописания безударных окончаний существительных в родительном падеже;
развивать у учащихся умение осознанно работать по алгоритму для правильного написания падежных окончаний имён существительных;
совершенствовать умение распознавать тип склонения и падеж имён существительных;
развивать логическое мышление, внимание, речь.
Методическая цель:
Осуществление организации образовательного процесса через совместную поисковую деятельность на основе использования информационных и коммуникативных средств.
1.Организационный момент.
- Подготовьте тетрадь к работе. Проверьте посадку. Работайте внимательно и аккуратно.
2.Чистописание.
Проворонила ворона воронёнка.
- Внимательно посмотрите на задание. Вам надо аккуратно списать и определить склонение и падеж существительных.
3. Актуализация опорных знаний.
ВЫЕХАЛ ИЗ ДЕРЕВН…
РАССТАВАЛСЯ БЕЗ ГРУСТ…
ПРОСНУСЛСЯ ДО СОЛНЦ…
- В каком падеже стоят данные существительные? (В родительном.)
- Как вы определили? Докажите.
- Какая тема нашего урока? (Безударные окончания существительных в родительном падеже.)
- Итак, тема урока: Правописание безударных окончаний существительных в родительном падеже.
- Подумайте, какие цели мы поставим, с чем надо познакомиться и чему мы должны научиться?
Познакомиться с окончаниями имён существительных 1, 2 и 3 склонения в родительном падеже;
Научиться правильно писать окончания существительных в родительном падеже;
Совершенствовать умение распознавать тип склонения и падеж имён существительных.
5. Работа по теме урока.
1)Беседа о родительном падеже имён существительных.
- Вспомните, что вы знаете о родительном падеже имён существительных. Расскажите по плану:
Роль в предложении.
2)Работа в парах постоянного состава.
- Запишите словосочетания с существительными в родительном падеже, определите склонение.
Ходил около палатк…
подъехал к избушк …
вернулся из лагер…
испарился с поверхност…
варежки для сестр…
- Вспомните, как проверить безударные окончания существительных? Будьте внимательными и записывайте только словосочетания с существительными в родительном падеже.
Ходил около палатк и – 1скл., Р.п.
достал из печ и – 3скл., Р.п.
отъехал от дом а – 2скл., Р.п.
вернулся из лагер я - 2скл., Р.п.
испарился с поверхност и – 3скл., Р.п.
варежки для сестр ы – 1скл., Р.п.
- Какое окончание в родительном падеже у существительных 1 склонения?
- А у существительных 2 склонения?
- Что вы можете сказать про окончание существительных 3 склонения?
- Сделайте вывод о правописании безударных окончаний существительных в родительном падеже.
От, до, из, без, у, для, около, с
3) Применение полученных знаний для решения практических задач.
- Работаем по учебнику. Упражнение 187.
- Что нужно сделать?
-Укажите склонение существительных, выделите окончания.
- Докажите, что вы правильно написали.
6. Физкультминутка.
- Внимательно посмотрите на картинки. Если предмет назван существительным 1 склонения – делаете наклон влево, если 2 склонения – наклон вправо, если 3 склонения – тянетесь вверх. Попробуем!
7. Самостоятельная работа.
- Самостоятельно ответьте на вопросы.
- Выделите окончания существительных в родительном падеже, укажите склонение.
8. Итог урока.
- Что вы знаете о правописании безударных окончаний в родительном падеже?
Перечислите окончания существительных в родительном падеже.
Чему вы научились на уроке?
9. Домашнее задание.
-Что вы должны сделать?
-Обратите внимание на образец.
- Запишите задание в дневник.
Негосударственное образовательное учреждение
Конспект урока по русскому языку на тему:
«Правописание окончаний имён существительных
Разработала и провела
учитель начальных классов
Миролюбова Е. В.
Елец, 2008 г.
урока по русскому языку по теме:
К уроку я поставила следующие цели :
познакомить с особенностями существительных в родительном падеже;
отрабатывать способы проверки правописания безударных окончаний существительных в родительном падеже;
развивать у учащихся умение осознанно работать по алгоритму для правильного написания падежных окончаний имён существительных;
совершенствовать умение распознавать тип склонения и падеж имён существительных;
развивать логическое мышление, внимание, речь.
Методическая цель:
Осуществление организации образовательного процесса через совместную поисковую деятельность на основе использования информационных и коммуникативных средств.
Для достижения поставленных целей постаралась сочетать разнообразные формы организации учебной деятельности: коллективные, групповые, индивидуальные. На этапе решения учебной задачи организуется работа в паре по поиску решения поставленной УЗ. Такая организация деятельности помогает обучающимся чувствовать свою неповторимую индивидуальность и значимость среди сверстников. При этом решается важная задача – не только развивать обучающихся, но и помогать им развиваться самим. На уроке старалась учить школьников работать самостоятельно, делать выводы.
Познание на уроке тесно связано с положительными эмоциями, к каждому постаралась найти индивидуальный подход.
На уроке присутствовало не только повторение (знание падежей и падежных вопросов), воспроизведение (правописание окончаний существительных в родительном падеже), но и развитие (работа по плану, умение сопоставлять правописание окончаний существительных в родительном падеже 1, 2 и 3 склонений).
Все этапы урока были подчинены главной цели: развитие умения правильного написания безударных окончаний существительных 1 – 3 склонений в родительном падеже.
Старалась выполнять все гигиенические требования к уроку (следила за правильной посадкой, использовала физкультминутку по теме урока, рационально использовала время урока).
Считаю, что к концу урока ребята научились писать безударные окончания имён существительных 1-3 склонений в родительном падеже, овладели умениями работать в коллективе.
Использование компьютерной техники позволило решить различные методические вопросы: доступ к большому объёму информации, осуществление самоконтроля и самоподготовки, формирование культуры учебной деятельности, использование наглядности, высвобождение учебного времени.
Дети трудились с удовольствием, уверенно, активность учащихся на уроке – показатель самостоятельности школьников, которые являлись равноправными участниками образовательного процесса, соавторами урока.
Правописание окончаний имён существительных в родительном падеже Цели: закреплять знание признаков родительного падежа Имен существительных; формировать умение определять безударные падежные окончания имён существительных в родительном падеже.
Правописание окончаний имён существительных в родительном падеже
Цели: закреплять знание признаков родительного падежа имён существительных; формировать умение определять безударные надежные окончания имён существительных в родительном падеже.
Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных цели; самостоятельное создание алгоритмов деятельности; выдвижение гипотез и их обоснование; к. — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; р. — постановка учебной цели; сличение способа действия и его результата с заданным образцом; оценивание качества и уровня усвоения материала; установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Организационный момент.
Он пойдёт ребятам впрок,
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
2Актуализация знаний
Проверить правильность посадки.
Руки – на месте,
Ноги – на месте,
Локти – у края,
Спинка – прямая.
-Минутка чистописания. Зн на ан ни ия
- Придумайте предложения с этим словом. Определите падеж.
- Как отличить И п от В п?
Работа по карточкам в паре ( коллективная проверка)
3Самоопределение к деятельности
-О каком падеже будем говорить?
Кого? Чего? Где? Куда? Откуда?
От, до, из, у, без, для, около, вокруг, после, кроме
- Что из этого мы ещё мало изучали? Что требует исследования?
- В чём состоит трудность при определении падежных окончаний существительных? (Падежные окончания бывают ударные и безударные.)
-Сформулируйте задачи урока. (Познакомиться с правилами правописания окончаний существительных 1, 2 и 3-го склонения в родительном падеже.)
4 Работа по теме урока
1. Наблюдения над правописанием окончаний имён существительных в родительном падеже
Первая группа: белка, земля, вода. Вторая группа: поле, конь, окно. Третья группа: степь, тетрадь.
В написании окончаний каких слов вы не сомневались?
А как поступить, если окончание безударное?
Сделайте вывод. (Имена существительные 1-го склонения в родительном падеже имеют окончания -и, -ы, 2-го склонения —а, -я, 3-го склонения — -и.)
(Учитель записывает результаты исследования на доске в виде таблицы, дети в тетрадь)
2 Работа по учебнику
Упр. 191 (с. 107).
-Расскажите по таблице, что вы знаете о родительном падеже.
-Каким способом проверены окончания имён существительных в таблице?
-Объясните написание окончаний в предложении.
-Почему окончания различны?
Физминутка
( Если сущ в Р п- 3 хлопка, если нет- 3 шага)
Ехала машина,
жить без друга,
рассказ из книги,
самолёт летит,
купил для брата,
ученица читает,
около школы,
после дождя
Упр. 193 (с. 108).
-Имена существительные какого склонения в родительном падеже имеют окончание -и? (1-го и 3-го склонения.)
-От чего зависит выбор окончания -и или -ы?
Выполните разбор слова (у) Коли как части речи.
-Запишите в словарик слово инженер, поставьте ударение, подчеркните орфограммы.
-Объясните значение этого слова по толковому словарю.
Слово инженер пришло в русский язык из французского языка. Первоначальное значение этого слова в языке - остроумный, одарённый.
-Обратите внимание на форму множественного числа этого слова. Составьте с этим словом предложение, запишите.
3 Самостоятельная работа учащихся в парах
Учитель. Запишите словосочетания, изменив окончания имён сущ.
согрелся у (костёр)
выглянуло из-за (тучка)
добежал до (дорога)
отошёл от (пристань)
живёт около (роща)
остался без (корабль)
Учитель: Чья пара справится с заданием, поднимите руки.
4 Итог. Обобщение знаний о родительном падеже
Учитель: Итак, что же мы можем рассказать о родительном падеже имени существительного?
Цели: закреплять знание признаков родительного падежа имен существительных; формировать умение определять безударные падежные окончания имен существительных в родительном падеже; выработать умения самостоятельно применять знания.
Формируемые УУД:
- Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- Самостоятельное создание алгоритмов деятельности;
- Выдвижение гипотез и их обоснование;
- Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- Постановка учебной задачи;
- Сличение способа действия и его результата с заданным эталоном;
- Оценивание качества и уровня усвоения материала;
- Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом
1. Организационный момент.
Я умею думать,
Я умею рассуждать
Все, что надо на уроке,
То и буду выполнять.
Будем знанья добывать,
Чтоб с успехом применять
Хорошее настроение – залог успешной работы на уроке
2. Актуализация знаний:
Сценка “Падежи”
Действующие лица: Учитель и Петров
Обстановка: написано предложение “Родители велели Алине сходить за хлебом, а на сдачу разрешили купить конфет”.
Учитель. Петров, пойди-ка к доске и определи, в каких падежах употреблены все имена существительные.
Петров. Родители — это родительный падеж, по самому слову видно. Алине — именительный.
Учитель. А почему?
Петров. Так имя же: Алина. За хлебом. (задумчиво, в недоумении) за хлебом.
Учитель. Ну-ну, решительнее, Петров.
Петров (радостно, с неожиданным озарением). За хлебом предложили сходить — предложный! На сдачу. Сдачу ей дали: это дательный.
Учитель. Петров, хорошенько подумай.
Петров. Да что тут думать! “Конфет” осталось. Сказали бы ей, каких именно конфет, все было бы понятно. А так — она же выбирать будет два часа. Это какой простор для творчества! Творительный падеж, короче.
Учитель. Ну хватит. Тему ты не выучил, двойка.
Петров (грустно). Каждый день одно и то же. Всегда двойка, вечно Петров виноват. Видно, мой личный падеж — винительный.
- Ребята, давайте поможем Петрову!
Родители - И.п. велели Алине - Д.п. сходить за хлебом,- Т.п. а на сдачу -В.п. разрешили купить конфет.-В.п.
- в этом предложении встретились падежи – близнецы И.п и В.п. как их различить?
- для чего надо правильно определять падежи? (чтобы правильно писать падежные окончания)
3. Самоопределение к деятельности
на слайде записана тема: “Правописание окончаний имен существительных в . падеже”
выставляю карточки, дети рассматривают и комментируют их содержание
Значение: - указывают на лицо или предмет, которому принадлежит другой предмет;
-на материал, из которого сделан предмет;
место совершения действия
1-е склонение: -и -ы 2-е склонение: -а -я
3-е склонение: - и
- на какой падеж указывают сведения на карточках? (на родительный падеж)
- на какой карточке записаны сведения, которые нами ещё недостаточно хорошо изучены и требуют исследования? (на последней карточке)
- в чем состоит трудность при определении падежных окончаний имен существительных? (падежные окончания бывают ударные и безударные)
- сформулируйте задачи урока (познакомиться с правилами правописания окончаний существительных 1, 2 и 3-го склонения в родительном падеже)
4. Наблюдение над правописанием окончаний имен существительных в родительном падеже (работа в группах по рядам)
- 1-я группа: белка, земля, вода
- 2-я группа: поле, конь, окно
- 3-я группа: степь, тетрадь, рожь
1-е склонение | 2-е склонение | 3-е склонение |
белки | поля | степи |
земли | коня | тетради |
воды | окна | ржи |
- в написании окончаний каких слов вы не сомневались? Почему? (земли, коня, степи - в этих словах окончания ударные, стоят в сильной позиции)
- а как поступить, если окончание безударное? (существует два способа проверки:
1) определить падеж, склонение существительного и вспомнить ударное окончание существительного этого склонения в Р.п.;
2) подобрать существительное того же склонения в том же падеже с ударным окончанием)
- 1-е склонение: -и -ы
- 2-е склонение: -а -я
- 3-е склонение: - и
Нет ни реки, ни лужи и ни мыши
Здесь И всегда мы пишем!
- вы сделали открытие, давайте посмотрим, так ли считают авторы учебника?
Работа по учебнику
С.107, Упр.191 работа с таблицей
- что вы знаете о Р.п.?
- каким способом проверены окончания имен существительных?
- объясните написание окончаний в предложении.
- почему окончания различны?
Запишите предложение в тетрадь
С. 108 Упр. 193 (Сергей Михалков “А что у вас?”)
- имена существительные какого склонения в Р.п. имеют окончание –и (1-го 3-го)
- от чего зависит выбор окончания? (после мягких согласных пишется –и, после твердых - -ы)
Вспомнить профессии из стихотворения
- 30 ноября отмечаем праздник День матери.
Работа с пословицей:
Милее, нет, родная, дружка, матушка, чем
Солнце, сердце, греет, лучше, матери
- Возьмите у своей мамы интервью и запишите.
Составьте хокку о своей маме
Поставить электронное приложение
Инженер – специалист с высшим техническим образованием.
К истокам слова.
Слово произошло от латинского ингениум – “ум”, “изобретательность”. Слово инженер родственно слову гений.
Однокоренные слова: инженерство, инженерша (простонародное слово), инженерский, инженерный
Когда так говорят?
инженерша (простонародное слово) –
2) жена инженера
инженерский – относящийся к инженеру, инженерам
2) связанный с деятельностью инженера
- А у Толи и у Веры – обе мамы инженеры.
- Столяру хорошо, а инженеру лучше,
Я бы строить дом пошел,
Пусть меня научат. - Буду звать по отчеству бывших пионеров:
агронома, летчицу, новых инженеров.
Электронное приложение со словарным словом инженер
Работа по учебнику
С.109 Упр.196 – заменить имя прилагательное однокоренным именем существительным с предлогом или без предлога - письменно
Работа в тетради на печатной основе с.60
- На небе луна. – На небе нет луны.
- У меня есть собака.
- В лесу есть земляника.
- На столе стоит стакан.
- На грядке растет морковь.
- В небе яркое солнце.
- За лесом поле.
- оцените свою работу.
Подведение итогов урока
- Что надо знать, чтобы правильно написать окончание имен существительных в Р.п.?
Цель: познакомить с правописанием безударных падежных окончаний имен существительных в родительном падеже.
Тема:Правописание окончаний имён существительных в родительном падеже
Цель: познакомить с правописанием безударных падежных окончаний имен существительных в родительном падеже.
Личностные:
1. создание условий для развития интереса к изучаемой теме;
2.развитие самостоятельности, доброжелательного отношения, эмоциональной отзывчивости.
3. Формирование умения слушать и слышать собеседника.
4. Формировать умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
Метапредметные:
1. Развитие умственных действий: анализ и синтез, сравнение, классификация, обобщение;
2 Формировать умение принимать и сохранять учебную цель и задачи.
3 Планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, прогнозировать предстоящую работу.
4 Учить контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении.
5 Формировать орфографическую зоркость, развивать фонематический слух.
Предметные:
1. Актуализировать знания об именительном и винительном падеже имен существительных,
2. Сформировать представление о родительном падеже имени существительного,
3. Формировать знания для определения безударных окончаний существительных в родительном падеже,
3. Овладение умением обосновывать написание безударных падежных окончаний имён существительных в родительном падеже
Читайте также: