Правописание окончаний имен существительных в родительном падеже 4 класс конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока по русскому языку. 4 класс.

познакомить с особенностями существительных в родительном падеже;

отрабатывать способы проверки правописания безударных окончаний существительных в родительном падеже;

развивать у учащихся умение осознанно работать по алгоритму для правильного написания падежных окончаний имён существительных;

совершенствовать умение распознавать тип склонения и падеж имён существительных;

развивать логическое мышление, внимание, речь.

Методическая цель:

Осуществление организации образовательного процесса через совместную поисковую деятельность на основе использования информационных и коммуникативных средств.

1.Организационный момент.

- Подготовьте тетрадь к работе. Проверьте посадку. Работайте внимательно и аккуратно.

2.Чистописание.

Проворонила ворона воронёнка.

- Внимательно посмотрите на задание. Вам надо аккуратно списать и определить склонение и падеж существительных.

3. Актуализация опорных знаний.

ВЫЕХАЛ ИЗ ДЕРЕВН…

РАССТАВАЛСЯ БЕЗ ГРУСТ…

ПРОСНУСЛСЯ ДО СОЛНЦ…

- В каком падеже стоят данные существительные? (В родительном.)

- Как вы определили? Докажите.

- Какая тема нашего урока? (Безударные окончания существительных в родительном падеже.)

- Итак, тема урока: Правописание безударных окончаний существительных в родительном падеже.

- Подумайте, какие цели мы поставим, с чем надо познакомиться и чему мы должны научиться?

Познакомиться с окончаниями имён существительных 1, 2 и 3 склонения в родительном падеже;

Научиться правильно писать окончания существительных в родительном падеже;

Совершенствовать умение распознавать тип склонения и падеж имён существительных.

5. Работа по теме урока.

1)Беседа о родительном падеже имён существительных.

- Вспомните, что вы знаете о родительном падеже имён существительных. Расскажите по плану:

Роль в предложении.

2)Работа в парах постоянного состава.

- Запишите словосочетания с существительными в родительном падеже, определите склонение.

Ходил около палатк…

подъехал к избушк …

вернулся из лагер…

испарился с поверхност…

варежки для сестр…

- Вспомните, как проверить безударные окончания существительных? Будьте внимательными и записывайте только словосочетания с существительными в родительном падеже.

Ходил около палатк и – 1скл., Р.п.

достал из печ и – 3скл., Р.п.

отъехал от дом а – 2скл., Р.п.

вернулся из лагер я - 2скл., Р.п.

испарился с поверхност и – 3скл., Р.п.

варежки для сестр ы – 1скл., Р.п.

- Какое окончание в родительном падеже у существительных 1 склонения?

- А у существительных 2 склонения?

- Что вы можете сказать про окончание существительных 3 склонения?

- Сделайте вывод о правописании безударных окончаний существительных в родительном падеже.

От, до, из, без, у, для, около, с

3) Применение полученных знаний для решения практических задач.

- Работаем по учебнику. Упражнение 187.

- Что нужно сделать?

-Укажите склонение существительных, выделите окончания.

- Докажите, что вы правильно написали.

6. Физкультминутка.

- Внимательно посмотрите на картинки. Если предмет назван существительным 1 склонения – делаете наклон влево, если 2 склонения – наклон вправо, если 3 склонения – тянетесь вверх. Попробуем!

7. Самостоятельная работа.

- Самостоятельно ответьте на вопросы.

- Выделите окончания существительных в родительном падеже, укажите склонение.

8. Итог урока.

- Что вы знаете о правописании безударных окончаний в родительном падеже?

Перечислите окончания существительных в родительном падеже.

Чему вы научились на уроке?

9. Домашнее задание.

-Что вы должны сделать?

-Обратите внимание на образец.

- Запишите задание в дневник.

Негосударственное образовательное учреждение

Конспект урока по русскому языку на тему:

«Правописание окончаний имён существительных

Разработала и провела

учитель начальных классов

Миролюбова Е. В.

Елец, 2008 г.

урока по русскому языку по теме:

К уроку я поставила следующие цели :

познакомить с особенностями существительных в родительном падеже;

отрабатывать способы проверки правописания безударных окончаний существительных в родительном падеже;

развивать у учащихся умение осознанно работать по алгоритму для правильного написания падежных окончаний имён существительных;

совершенствовать умение распознавать тип склонения и падеж имён существительных;

развивать логическое мышление, внимание, речь.

Методическая цель:

Осуществление организации образовательного процесса через совместную поисковую деятельность на основе использования информационных и коммуникативных средств.

Для достижения поставленных целей постаралась сочетать разнообразные формы организации учебной деятельности: коллективные, групповые, индивидуальные. На этапе решения учебной задачи организуется работа в паре по поиску решения поставленной УЗ. Такая организация деятельности помогает обучающимся чувствовать свою неповторимую индивидуальность и значимость среди сверстников. При этом решается важная задача – не только развивать обучающихся, но и помогать им развиваться самим. На уроке старалась учить школьников работать самостоятельно, делать выводы.

Познание на уроке тесно связано с положительными эмоциями, к каждому постаралась найти индивидуальный подход.

На уроке присутствовало не только повторение (знание падежей и падежных вопросов), воспроизведение (правописание окончаний существительных в родительном падеже), но и развитие (работа по плану, умение сопоставлять правописание окончаний существительных в родительном падеже 1, 2 и 3 склонений).

Все этапы урока были подчинены главной цели: развитие умения правильного написания безударных окончаний существительных 1 – 3 склонений в родительном падеже.

Старалась выполнять все гигиенические требования к уроку (следила за правильной посадкой, использовала физкультминутку по теме урока, рационально использовала время урока).

Считаю, что к концу урока ребята научились писать безударные окончания имён существительных 1-3 склонений в родительном падеже, овладели умениями работать в коллективе.

Использование компьютерной техники позволило решить различные методические вопросы: доступ к большому объёму информации, осуществление самоконтроля и самоподготовки, формирование культуры учебной деятельности, использование наглядности, высвобождение учебного времени.

Дети трудились с удовольствием, уверенно, активность учащихся на уроке – показатель самостоятельности школьников, которые являлись равноправными участниками образовательного процесса, соавторами урока.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Правописание окончаний имён существительных в родительном падеже Цели: закреплять знание признаков родительного падежа Имен существительных; формировать умение определять безудар­ные падежные окончания имён существительных в родительном падеже.

Правописание окончаний имён существительных в родительном падеже

Цели: закреплять знание признаков родительного падежа имён существительных; формировать умение определять безудар­ные надежные окончания имён существительных в родительном падеже.

Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и фор­мулирование познавательной цели; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных цели; самостоятельное создание алгоритмов деятельности; выдвижение гипотез и их обоснование; к. — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; р. — постановка учебной цели; сличение способа действия и его результата с заданным образцом; оценивание качества и уровня усвоения материала; установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Организационный момент.

Он пойдёт ребятам впрок,

Постарайтесь всё понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать,

Чтоб за работу получать

2Актуализация знаний

Проверить правильность посадки.

Руки – на месте,
Ноги – на месте,
Локти – у края,
Спинка – прямая.

-Минутка чистописания. Зн на ан ни ия

- Придумайте предложения с этим словом. Определите падеж.

- Как отличить И п от В п?

Работа по карточкам в паре ( коллективная проверка)

3Самоопределение к деятельности

-О каком падеже будем говорить?

Кого? Чего? Где? Куда? Откуда?

От, до, из, у, без, для, около, вокруг, после, кроме

- Что из этого мы ещё мало изучали? Что требует исследования?

- В чём состоит трудность при определении падежных окон­чаний существительных? (Падежные окончания бывают ударные и безударные.)

-Сформулируйте задачи урока. (Познакомиться с правилами правописания окончаний существительных 1, 2 и 3-го склоне­ния в родительном падеже.)

4 Работа по теме урока

1. Наблюдения над правописанием окончаний имён существи­тельных в родительном падеже

Первая группа: белка, земля, вода. Вторая группа: поле, конь, окно. Третья группа: степь, тетрадь.

В написании окончаний каких слов вы не сомневались?

А как поступить, если окончание безударное?

Сделайте вывод. (Имена существительные 1-го склонения в родительном падеже имеют окончания -и, -ы, 2-го склоне­ния —а, -я, 3-го склонения — -и.)

(Учитель записывает результаты исследования на доске в виде таблицы, дети в тетрадь)

2 Работа по учебнику

Упр. 191 (с. 107).

-Расскажите по таблице, что вы знаете о родительном па­деже.

-Каким способом проверены окончания имён существитель­ных в таблице?

-Объясните написание окончаний в предложении.

-Почему окончания различны?

Физминутка

( Если сущ в Р п- 3 хлопка, если нет- 3 шага)

Ехала машина,

жить без друга,

рассказ из книги,

самолёт летит,

купил для брата,

ученица читает,

около школы,

после дождя

Упр. 193 (с. 108).

-Имена существительные какого склонения в родительном падеже имеют окончание -и? (1-го и 3-го склонения.)

-От чего зависит выбор окончания или -ы?

Выполните разбор слова (у) Коли как части речи.

-Запишите в словарик слово инженер, поставьте ударение, подчеркните орфограммы.

-Объясните значение этого слова по толковому словарю.

Слово инженер пришло в русский язык из французского язы­ка. Первоначальное значение этого слова в языке - остроумный, одарённый.

-Обратите внимание на форму множественного числа этого слова. Составьте с этим словом предложение, за­пишите.

3 Самостоятельная работа учащихся в парах

Учитель. Запишите словосочетания, изменив окончания имён сущ.

согрелся у (костёр)

выглянуло из-за (тучка)

добежал до (дорога)

отошёл от (пристань)

живёт около (роща)

остался без (корабль)

Учитель: Чья пара справится с заданием, поднимите руки.

4 Итог. Обобщение знаний о родительном падеже

Учитель: Итак, что же мы можем рассказать о родительном падеже имени существительного?

Цели: закреплять знание признаков родительного падежа имен существительных; формировать умение определять безударные падежные окончания имен существительных в родительном падеже; выработать умения самостоятельно применять знания.

Формируемые УУД:

  • Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • Самостоятельное создание алгоритмов деятельности;
  • Выдвижение гипотез и их обоснование;
  • Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
  • Постановка учебной задачи;
  • Сличение способа действия и его результата с заданным эталоном;
  • Оценивание качества и уровня усвоения материала;
  • Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

1. Организационный момент.

Я умею думать,
Я умею рассуждать
Все, что надо на уроке,
То и буду выполнять.
Будем знанья добывать,
Чтоб с успехом применять

Хорошее настроение – залог успешной работы на уроке

2. Актуализация знаний:

Сценка “Падежи”

Действующие лица: Учитель и Петров

Обстановка: написано предложение “Родители велели Алине сходить за хлебом, а на сдачу разрешили купить конфет”.

Учитель. Петров, пойди-ка к доске и определи, в каких падежах употреблены все имена существительные.

Петров. Родители — это родительный падеж, по самому слову видно. Алине — именительный.

Учитель. А почему?

Петров. Так имя же: Алина. За хлебом. (задумчиво, в недоумении) за хлебом.

Учитель. Ну-ну, решительнее, Петров.

Петров (радостно, с неожиданным озарением). За хлебом предложили сходить — предложный! На сдачу. Сдачу ей дали: это дательный.

Учитель. Петров, хорошенько подумай.

Петров. Да что тут думать! “Конфет” осталось. Сказали бы ей, каких именно конфет, все было бы понятно. А так — она же выбирать будет два часа. Это какой простор для творчества! Творительный падеж, короче.

Учитель. Ну хватит. Тему ты не выучил, двойка.

Петров (грустно). Каждый день одно и то же. Всегда двойка, вечно Петров виноват. Видно, мой личный падеж — винительный.

- Ребята, давайте поможем Петрову!

Родители - И.п. велели Алине - Д.п. сходить за хлебом,- Т.п. а на сдачу -В.п. разрешили купить конфет.-В.п.

- в этом предложении встретились падежи – близнецы И.п и В.п. как их различить?

- для чего надо правильно определять падежи? (чтобы правильно писать падежные окончания)

3. Самоопределение к деятельности

на слайде записана тема: “Правописание окончаний имен существительных в . падеже”

выставляю карточки, дети рассматривают и комментируют их содержание

Значение:

- указывают на лицо или предмет, которому принадлежит другой предмет;

-на материал, из которого сделан предмет;

место совершения действия

1-е склонение: -и -ы

2-е склонение: -а -я

3-е склонение: - и

- на какой падеж указывают сведения на карточках? (на родительный падеж)

- на какой карточке записаны сведения, которые нами ещё недостаточно хорошо изучены и требуют исследования? (на последней карточке)

- в чем состоит трудность при определении падежных окончаний имен существительных? (падежные окончания бывают ударные и безударные)

- сформулируйте задачи урока (познакомиться с правилами правописания окончаний существительных 1, 2 и 3-го склонения в родительном падеже)

4. Наблюдение над правописанием окончаний имен существительных в родительном падеже (работа в группах по рядам)

  • 1-я группа: белка, земля, вода
  • 2-я группа: поле, конь, окно
  • 3-я группа: степь, тетрадь, рожь
1-е склонение 2-е склонение 3-е склонение
белки поля степи
земли коня тетради
воды окна ржи

- в написании окончаний каких слов вы не сомневались? Почему? (земли, коня, степи - в этих словах окончания ударные, стоят в сильной позиции)

- а как поступить, если окончание безударное? (существует два способа проверки:

1) определить падеж, склонение существительного и вспомнить ударное окончание существительного этого склонения в Р.п.;

2) подобрать существительное того же склонения в том же падеже с ударным окончанием)

  • 1-е склонение: -и -ы
  • 2-е склонение: -а -я
  • 3-е склонение: - и

Нет ни реки, ни лужи и ни мыши

Здесь И всегда мы пишем!

- вы сделали открытие, давайте посмотрим, так ли считают авторы учебника?

Работа по учебнику

С.107, Упр.191 работа с таблицей

- что вы знаете о Р.п.?

- каким способом проверены окончания имен существительных?

- объясните написание окончаний в предложении.

- почему окончания различны?

Запишите предложение в тетрадь

С. 108 Упр. 193 (Сергей Михалков “А что у вас?”)

- имена существительные какого склонения в Р.п. имеют окончание –и (1-го 3-го)

- от чего зависит выбор окончания? (после мягких согласных пишется –и, после твердых - -ы)

Вспомнить профессии из стихотворения

- 30 ноября отмечаем праздник День матери.

Работа с пословицей:

Милее, нет, родная, дружка, матушка, чем

Солнце, сердце, греет, лучше, матери

- Возьмите у своей мамы интервью и запишите.

Составьте хокку о своей маме

Поставить электронное приложение

Инженер – специалист с высшим техническим образованием.

К истокам слова.

Слово произошло от латинского ингениум – “ум”, “изобретательность”. Слово инженер родственно слову гений.

Однокоренные слова: инженерство, инженерша (простонародное слово), инженерский, инженерный

Когда так говорят?

инженерша (простонародное слово) –

2) жена инженера

инженерский – относящийся к инженеру, инженерам

2) связанный с деятельностью инженера

  1. А у Толи и у Веры – обе мамы инженеры.
  2. Столяру хорошо, а инженеру лучше,
    Я бы строить дом пошел,
    Пусть меня научат.
  3. Буду звать по отчеству бывших пионеров:
    агронома, летчицу, новых инженеров.

Электронное приложение со словарным словом инженер

Работа по учебнику

С.109 Упр.196 – заменить имя прилагательное однокоренным именем существительным с предлогом или без предлога - письменно

Работа в тетради на печатной основе с.60

  1. На небе луна. – На небе нет луны.
  2. У меня есть собака.
  3. В лесу есть земляника.
  4. На столе стоит стакан.
  5. На грядке растет морковь.
  6. В небе яркое солнце.
  7. За лесом поле.

- оцените свою работу.

Подведение итогов урока

- Что надо знать, чтобы правильно написать окончание имен существительных в Р.п.?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: познакомить с правописанием безударных падежных окончаний имен существительных в родительном падеже.

Тема:Правописание окончаний имён существительных в родительном падеже

Цель: познакомить с правописанием безударных падежных окончаний имен существительных в родительном падеже.

Личностные:

1. создание условий для развития интереса к изучаемой теме;

2.развитие самостоятельности, доброжелательного отношения, эмоциональной отзывчивости.

3. Формирование умения слушать и слышать собеседника.

4. Формировать умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Метапредметные:

1. Развитие умственных действий: анализ и синтез, сравнение, классификация, обобщение;

2 Формировать умение принимать и сохранять учебную цель и задачи.

3 Планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, прогнозировать предстоящую работу.

4 Учить контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении.

5 Формировать орфографическую зоркость, развивать фонематический слух.

Предметные:

1. Актуализировать знания об именительном и винительном падеже имен существительных,

2. Сформировать представление о родительном падеже имени существительного,

3. Формировать знания для определения безударных окончаний существительных в родительном падеже,

3. Овладение умением обосновывать написание безударных падежных окончаний имён существительных в родительном падеже

Читайте также: